Начало революции мэйдзи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)

_________________________________________________________________

ФАКУЛЬТЕТ Гуманитарного и социально-экономического образования

КАФЕДРА Правоведения и истории____________________________

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ _____ Юриспруденция_____________________________

Р Е Ф Е Р А Т

НА ТЕМУ: «РеволюцияМэйдзи» ________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Выполнила студентка курса, группы ___

Фамилия, имя, отчество

Приняла ______

Должность, звание Фамилия, имя, отчество

Реферат принят «____» _______________ 2000_ г. _____________________________

Подпись

Новочеркасск 2000 г.

Введение ………………………………………………………………………..3

1. Предпосылки революции ………………………………………………….5

2. Ход революции ………………………………………………………………6

3. Результаты революции

3.1 Конституция 1889 года ……………………………………………………7

3.2 Судебная реформа ………………………………………………………..9

3.3 Аграрные преобразования ………………………………………………10

3.4 Социальная стратификация деревни …………………………………13

Заключение ……………………………………………………………………16

Список литературы ………………………………………………………….18

Введение

Поворотным пунктом в истории Японии нового времени были события 1868 г., известные в японской историографии под названием «Мэйдзи исин». В политическом плане они привели к свержению феодальной надстройки – власти сёгуната Токугава, а также связанной с ней административно-политической системы «бакухан» или «бакуфу» («военно-полевая ставка») и установлению новой системы политической власти – централизованного государства абсолютистского типа во главе с императором. В социально-экономическом плане смысл их заключался в создании необходимых предпосылок для развития капитализма, превращения формирующихся капиталистических отношений в формационный уклад. Однако специфический характер событий 1868 г. оставляет большой простор для дискуссий, ведущихся в российской и зарубежной историографии.

Особенностью развития Японского государства является то, что оно довольно поздно встало на путь капиталистического развития. Еще в середине XIX в. в Японии существовали фактическое прикрепление крестьян к земле и полная зависимость от феодала.

Верхушку феодального класса составляли правивший Японией сегун и его род, оттеснившие на второй план императора и его окружение, вассалы сегуна, а также полузависимые от центральной власти князья. Известное под названием самураев мелкое дворянство владело сравнительно небольшими земельными участками.

Вместе с ростом капиталистических отношений началось конституционное развитие Японии.

После революции идет бурное развитие капитализма в стране. За короткий срок Япония становится сильной империалистической державой, вместе с тем феодальные пережитки сохраняются в ее экономике и в начале ХХ века.

Принятая дата начала революции Мэйдзи, 1868 год, является весьма условной. Этим годом можно ограничиваться только в том случае, если принять версию официальной японской историографии о событиях Мэйдзи исин, сущность которых якобы сводится к реставрации власти императора. Истинное содержание этих событий можно оценить, только учтя весь комплекс основных мероприятий, проведение которых заняло несколько лет и которые входят составной частью в понятие революции 1868 г.

Государственный переворот 3 января 1868 г., в результате которого был ликвидирован сёгунат, привел к власти выходцев из низкорангового самурайства, выражавших интересы нового класса землевладельцев и торгово-промышленной буржуазии.

Революция 1868 г. была по своему содержанию буржуазной, но она носила половинчатый характер и не полностью решила задачи буржуазных преобразований. Ее половинчатость проявилась как в существе проведенных преобразований, так и в форме установленной власти.

Она открыла путь для развития капитализма, но в то же время сохранила многие пережитки феодализма. «Революция Мэйдзи не была результатом победоносного восстания городских санкюлотов и безземельных крестьян, как это было во Франции, а представляла собой соглашение, достигнутое между одним крылом феодального класса – крупнейшими тодзама, в качестве представителей которых выступали самураи и гоёнин, и богатейшим городским купечеством» [Норман Г. Возникновение современного государства в Японии. М., 1961.]. Установление абсолютной монархии как формы государственной власти (при формальном конституционном правлении, введенном позже), компромиссные меры в отношении верхушки бывшего класса феодалов, создание нового класса помещиков, использующих в значительной мере докапиталистические формы эксплуатации, — все это говорит о половинчатом, незавершенном характере революции.

События Мэйдзи исин одновременно с проблемами социальными решали и задачу национально-освободительной борьбы, что также свидетельствует в пользу оценки этих событий как буржуазной революции. Давая оценку революции 1868 г., мы понимаем, что она все еще ждет своего более точного типологического определения.

1. Предпосылки революции

В середине XIX в. Япония находилась в состоянии глубокого социально-политического кризиса, обусловленного в конечном итоге разложением господствовавшего феодального строя, сдерживавшего дальнейшее развитие страны. Основные сельскохозяйственные земли вместе с крестьянами находились в собственности крупных феодалов – князей (дайме), которые с помощью вассалов управляли своими владениями. Крестьяне отдавали князьям более половины урожая, не считая других поборов и повинностей. Система пятидворок связывала крестьян круговой ответственностью, круговая порука была и в самой японской семье. В городах существовали феодальные цехи и купеческие гильдии.

Цеховые и гильдийские уставы регламентировали не только производство товаров, но и личную жизнь своих членов.

Дальнейшее усиление эксплуатации в условиях низкого уровня сельскохозяйственной техники вело к разорению большинства крестьянства. В стране практически непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания (в первой половине XIX в. в Японии произошло около 250 крестьянских восстаний: в 50-е и 60-е годы крестьянские восстания происходят одно за другим; с 1853 по 1856 год их насчитывается 52, в одном только 1861 году – 17 и т. д.). Правительство сёгуна сурово расправлялись с крестьянским революционным движением. Вожаки крестьян подвергались мучительной казни через распятие. Перед тем на глазах у казнимого зверски убивали членов его семьи.

В XIX в. феодальные отношения вступают в полосу разложения, совершается процесс первоначального накопления капитала, возникают крупные состояния. Товарно-денежные отношения захватывают не только город, но и деревню. Несмотря на господство цехов появляются капиталистические мануфактуры. Однако феодальная регламентация, большие налоги, узость внутреннего рынка (крестьяне – основная часть населения страны – почти не покупало промышленных товаров) тормозили ее дальнейшее развитие.

Ухудшилось и внешнеполитическое положение страны.

В 1853 г. у берегов Японии появилась американская эскадра. Ее командующий – адмирал Перри ультимативно потребовал заключения торгового договора на американских условиях, фактически лишавших Японию таможенной автономии. Под угрозой применения силы японское правительство вынуждено было подчиниться. В 1858 году был подписан неравноправный договор, по которому Япония не могла устанавливать пошлины на ввозимые из США товары выше определенного процента (от 5 до 35), должна была признать экстерриториальность американцев в Японии (то есть их неподсудность японским судам) и т. д. Вскоре почти аналогичные договоры были подписаны и с европейскими державами (Англией, Голландией, Францией и др.). Не довольствуясь возможностями открытого грабежа Японии, иностранные державы стремились к превращению ее в колонию. В 1862 году английский флот подверг разрушительной бомбардировке город Кагосима, чтобы вынудить японские власти уплатить огромную контрибуцию за убийство английского гражданина. В 1864 году соединенный флот США, Англии, Франции и Голландии – главных колониальных держав того времени – обстрелял город-крепость Симоносеки, вынудив японские власти к удовлетворению требований о беспрепятственном прохождении судов через Симоносекский пролив. Опасность колониального порабощения Японии была очевидной. Это привело к слиянию антифеодальной борьбы и национально-освободительного движения.

2. Ход революции

В конце 60-х годов XIX в. в Японии свершилась буржуазная революция. Она известна под названием "революции Мейдзи" ("просвещенного правительства").

Против существующего порядка выступили основные слои японского общества: крестьянство, рабочие, ремесленники, торгово-промышленная буржуазия, самураи – военное сословие мелких дворян и даже многие князья, главным образом юго-западных княжеств, наиболее развитых в экономическом отношении. Во второй половине 70-х и начале 80-х годов XIX в. развернулось движение "за свободу и народные права" (движение "Минкэн ундо"), в котором участвовали либеральные слои правящих классов и демократические круги японского общества.

Реферат

на тему

«Революция Мэйдзи исин в Японии как предпосылка к становлению капиталистической экономики»

Выполнила: студентка I курса экономического факультета группы 21001 Шарипова А.М.

Проверил: кандидат исторических наук, доцент Ермаков В.В.

Набережные Челны

Введение.3

1. Предпосылки революции. 5

2. Ход революции. 7

3. Реформы Мэйдзи.9

3.1. Судебная реформа. 12

3.2. Земельная реформа. 13

Заключение.15

Список использованной литературы:17

Введение.

Поворотным пунктом в истории Японии нового времени были события 1868 г., известные в японской историографии под названием «Мэйдзи исин». В политическом плане они привели к свержению феодальной надстройки – власти сёгуната Токугава, а также связанной с ней административно-политической системы «бакухан» или «бакуфу»[1] и установлению новой системы политической власти – централизованного государства абсолютистского типа во главе с императором. В социально-экономическом плане смысл их заключался в создании необходимых предпосылок для развития капитализма, превращения формирующихся капиталистических отношений в формационный уклад.

Особенностью развития Японского государства является то, что оно довольно поздно встало на путь капиталистического развития. Еще в середине XIX в. в Японии существовали фактическое прикрепление крестьян к земле и полная зависимость от феодала.

Верхушку феодального класса составляли правивший Японией сёгун и его род, оттеснившие на второй план императора и его окружение, вассалы сёгуна, а также полузависимые от центральной власти князья. Известное под названием самураев мелкое дворянство владело сравнительно небольшими земельными участками.

Принятая дата начала революции Мэйдзи, 1868 год, является весьма условной. Этим годом можно ограничиваться только в том случае, если принять версию официальной японской историографии о событиях Мэйдзи исин, сущность которых якобы сводится к реставрации власти императора. Истинное содержание этих событий можно оценить, только учтя весь комплекс основных мероприятий, проведение которых заняло несколько лет и которые входят составной частью в понятие революции 1868 г.

Государственный переворот 3 января 1868 г., в результате которого был ликвидирован сёгунат, привел к власти выходцев из низкорангового самурайства, выражавших интересы нового класса землевладельцев и торгово-промышленной буржуазии.

Революция 1868 г. была по своему содержанию буржуазной, но она носила половинчатый характер и не полностью решила задачи буржуазных преобразований. Ее половинчатость проявилась как в существе проведенных преобразований, так и в форме установленной власти.

Она открыла путь для развития капитализма, но в то же время сохранила многие пережитки феодализма. Революция Мэйдзи не была результатом победоносного восстания городских санкюлотов и безземельных крестьян, как это было во Франции, а представляла собой соглашение, достигнутое между одним крылом феодального класса – крупнейшими тодзама, в качестве представителей которых выступали самураи и гоёнин, и богатейшим городским купечеством[2] . Установление абсолютной монархии как формы государственной власти (при формальном конституционном правлении, введенном позже), компромиссные меры в отношении верхушки бывшего класса феодалов, создание нового класса помещиков, использующих в значительной мере докапиталистические формы эксплуатации, — все это говорит о половинчатом, незавершенном характере революции.

События Мэйдзи исин одновременно с проблемами социальными решали и задачу национально-освободительной борьбы, что также свидетельствует в пользу оценки этих событий как буржуазной революции. Давая оценку революции 1868 г., мы понимаем, что она все еще ждет своего более точного типологического определения.

1. Предпосылки революции

В середине XIX в. Япония находилась в состоянии глубокого социально-политического кризиса, обусловленного в конечном итоге разложением господствовавшего феодального строя, сдерживавшего дальнейшее развитие страны. Основные сельскохозяйственные земли вместе с крестьянами находились в собственности крупных феодалов – князей (дайме), которые с помощью вассалов управляли своими владениями. Крестьяне отдавали князьям более половины урожая, не считая других поборов и повинностей. Система пятидворок связывала крестьян круговой ответственностью, круговая порука была и в самой японской семье. В городах существовали феодальные цехи и купеческие гильдии.

Цеховые и гильдийские уставы регламентировали не только производство товаров, но и личную жизнь своих членов.

Дальнейшее усиление эксплуатации в условиях низкого уровня сельскохозяйственной техники вело к разорению большинства крестьянства. В стране практически непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания. Правительство сёгуна сурово расправлялись с крестьянским революционным движением.

В XIX в. феодальные отношения вступают в полосу разложения, совершается процесс первоначального накопления капитала, возникают крупные состояния. Товарно-денежные отношения захватывают не только город, но и деревню. Несмотря на господство цехов появляются капиталистические мануфактуры. Однако феодальная регламентация, большие налоги, узость внутреннего рынка (крестьяне – основная часть населения страны – почти не покупало промышленных товаров) тормозили ее дальнейшее развитие.

Ухудшилось и внешнеполитическое положение страны. В 1853 г. у берегов Японии появилась американская эскадра. Ее командующий – адмирал Перри ультимативно потребовал заключения торгового договора на американских условиях, фактически лишавших Японию таможенной автономии. Под угрозой применения силы японское правительство вынуждено было подчиниться. В 1858 году был подписан неравноправный договор, по которому Япония не могла устанавливать пошлины на ввозимые из США товары выше определенного процента (от 5 до 35), должна была признать экстерриториальность американцев в Японии (то есть их неподсудность японским судам) и т. д. Вскоре почти аналогичные договоры были подписаны и с европейскими державами (Англией, Голландией, Францией и др.). Не довольствуясь возможностями открытого грабежа Японии, иностранные державы стремились к превращению ее в колонию. В 1862 году английский флот подверг разрушительной бомбардировке город Кагосима, чтобы вынудить японские власти уплатить огромную контрибуцию за убийство английского гражданина. В 1864 году соединенный флот США, Англии, Франции и Голландии – главных колониальных держав того времени – обстрелял город-крепость Симоносеки, вынудив японские власти к удовлетворению требований о беспрепятственном прохождении судов через Симоносекский пролив. Опасность колониального порабощения Японии была очевидной. Это привело к слиянию антифеодальной борьбы и национально-освободительного движения.

2. Ход революции

В конце 60-х годов XIX в. в Японии свершилась буржуазная революция.

Она известна под названием "революции Мейдзи" ("просвещенного правительства").

Против существующего порядка выступили основные слои японского общества: крестьянство, рабочие, ремесленники, торгово-промышленная буржуазия, самураи – военное сословие мелких дворян и даже многие князья, главным образом юго-западных княжеств, наиболее развитых в экономическом отношении.

Участие в этом движении дворянства, особенно мелкого, обуславливалось его отрицательным отношением к внешнеполитическому курсу правительства и ухудшением его социально-экономического положения. Самураи, являясь вассалами князей, обычно не имели своей земли, а получали от князей жалованье рисом.

Дворянство, включая князей-оппозиционеров, благодаря своей относительной сплоченности, наличию военной организации, экономическим возможностям заняло руководящую роль в движении. Они признавали необходимость реформ, учитывающих иностранный опыт, но полагали, что проведение их следовало осуществлять сверху, с помощью государства.

В этот период главой государства номинально считался император, но реальная власть находилась в руках сёгуна (полководца) – высшего должностного лица, являвшегося главнокомандующим и начальником всего аппарата государственного управления, бесконтрольно осуществлявшего исполнительно-распорядительные, фискальные и законодательные функции. Начиная с XVII в. пост сёгуна занимали представители дома Токугава – самого богатого феодального клана страны, противившегося любым прогрессивным реформам.

В таких условиях были сформулированы конкретные задачи княжеско-самурайского движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы.

В октябре 1867 г. руководители движения потребовали у сёгуна немедленной передачи верховной власти императору. Через несколько месяцев сёгун капитулировал и в 1868 г. на престол взошел 16-летний Муцухито.

3. Реформы Мэйдзи.

Правление императора Муцухито вошло в историю как эпоха Мэйдзи – просвещенного правления. Молодой император окружил себя умелыми министрами и советниками, в первый же год он перенес столицу Японии из Киото в Эдо, переименованный в Токио, и начал осуществлять программу реформ.

Основные социально-экономические и политические преобразования:

1) завершение процесса объединения государства. Были ликвидированы феодальные княжества и созданы префектуры; формирование централизованного государства — решающий фактор превращения Японии в мощную мировую державу;

В конце 60‑х гг.

XIX в. в Японии произошли события, круто изменившие ход исторического развития этой страны. В официальной японской историографии они получили наименование «Мэйдзи исин», что переводится как «реставрация монархии».

Реставрация императорской власти и низложение сёгуната (сёгунат — сложившаяся в XII–XIX вв. форма управления страной крупными феодалами, при которой император был лишен реальной власти) — это своего рода рубежные события в политической жизни Японии 1868 г., которые, с одной стороны, как бы венчали борьбу антисёгунских сил, а с другой — открывали путь, ведущий к глубоким социальным преобразованиям. Движение за свержение сёгуната объединяло практически все слои японского общества: крестьянство, городскую бедноту, оппозиционно настроенное дворянство в лице прежде всего низшего самурайства, торгово-промышленную буржуазию. Широкий размах антисёгунского движения, несмотря на неоднородность состава его участников и наличие серьезных разногласий в руководстве, свидетельствовал о кризисе не только верхов, но и самого феодального строя.

При чисто внешнем подходе к событиям 1867–1868 гг. они могут восприниматься как схватка двух феодальных группировок: с одной стороны — клан Токугава (последний из трех династий сёгунов, правивший с 1603 по 1867 г.), а с другой — противостоявшие ему феодалы из юго-западных княжеств (Сацума и Тёсю), которые, заключив между собой военный союз, выступили против сёгуната, добились его свержения и образовали новое правительство, где главенствующую роль стали играть лидеры указанных княжеств. Однако важно то, что обострение борьбы внутри господствовавшего класса происходило на фоне нарастания мощного крестьянского движения, грозившего перерасти в аграрную революцию, а также движения городских низов. К 1868 г. революционные события развивались как бы двумя потоками: с одной стороны — движение народных масс, носившее ярко выраженный антифеодальный характер; с другой — борьба дворянства в лице «просвещенного самурайства», стремившегося реформировать существовавшую систему, изменить форму правления страной. Оба этих потока, при всей их самостоятельности, не были изолированы друг от друга, а развивались в тесной взаимосвязи. Более того, антисёгунски настроенные самураи не просто использовали революционное движение народных масс, а часто руководили им, направляя его в общее русло борьбы против существовавшего режима. Вместе с тем само «просвещенное самурайство» испытывало на себе сильное влияние нарождавшейся буржуазии и в определенной мере выражало и её интересы. Так, среди требований, которые выдвигала антисёгунская оппозиция, важное место занимали вопросы, касавшиеся введения полной свободы торговой и предпринимательской деятельности.

Немаловажное значение имел и тот фактор, что капиталистические страны Запада требовали от Японии отказаться от политики «закрытой страны», проводимой правителями из дома Токугава, и открыть страну для проникновения иностранных товаров. Юго-западные княжества, составившие основу антисёгунской коалиции, устанавливали довольно тесные связи со странами Запада, в частности с Англией, пользовались их поддержкой и покровительством.

Таким образом, японское общество 60‑х гг. XIX в. характеризовалось активным вызреванием и оформлением широкой коалиции разнообразных социальных сил, объединенных единой целью — свержения власти сёгуната как выразителя интересов крупных феодалов, как оплота японского феодализма. Победа, одержанная войсками этих княжеств при Тоба и Фусими в 1868 г., предопределила падение старого режима и установление новой власти, взявшей курс на развитие свободного капиталистического предпринимательства, ликвидацию военного сословия, укрепление позиций новых помещиков и богатых крестьян.

Конечно, о происшедшей в 1868 г. смене государственной власти лишь с известными оговорками можно говорить как о классовом сдвиге. Новое правительство во главе с императором Мицухито вело себя крайне непоследовательно в проведении в жизнь социально-политических и экономических преобразований и реформ, проявляло нерешительность в борьбе против крупных феодалов. Система феодального землевладения и землепользования была значительно подорвана, но не была полностью уничтожена. И тем не менее дело не ограничилось простой сменой фасада здания феодализма. Произошла существенная трансформация феодальных отношений, было положено начало их ломки. В этом состояло историческое значение событий 1868 г., которые, несмотря на их половинчатость и незавершенность, по праву могут быть отнесены к числу революционных, ибо выводили Японию на новый, капиталистический путь развития (см. Капитализм).

Революция Мэйдзи (японск. «просвещенное правление») — период революционного свержения режима феодальных правителей Японии — сёгунов и восстановления реальной власти императора. Сопровождался серией демократических реформ в политике, экономике и культуре для ускоренной модернизации страны.

Назревавший кризис традиционного японского общества был усилен насильственным «открытием» страны иностранными державами в середине 19 века. Борьбу против сёгуната возглавили юго-западные княжества Тёсю, Сацума и Тоса, составившие коалицию в 1865-1866 гг. Отбив военный поход сёгуна Кэйки, они от имени 15-летнего императора Муцухито, объявили о ликвидации старого режима и начале новой эры — Мэйдзи (3 января 1868 г.). Сражения при Тоба и Фусими принесли победу антисёгунским войскам. В мае того же года Кэйки, укрывшийся в замке Эдо, капитулировал.

Уже в ходе гражданской войны был принят основной закон государственного устройства и распущены цеховые монополии (1868 г.). Эдо переименовали в Токио (Восточную столицу).

После окончания вооруженной борьбы в июле 1869 г. произошла отмена сословий и ликвидация 270 княжеств с образованием префектур (1871 г.), реформировался государственный аппарат, вводилась всеобщая воинская повинность и система народного образования (1872 г.). Важное значение имело разрешение свободной купли-продажи земли (1872 г.) и реформа поземельного налога (1873-1879 гг.). Завершение демократических преобразований связано с принятием конституции (1889 г.) и началом работы парламента (1890 г.). Постепенная отмена неравноправных договоров с иностранными государствами и военные победы Японии над Китаем (1894-1895 гг.), а также Россией (1904-1905 гг.) означали завершение периода преобразований. Отныне Япония рассматривалась как великая держава, играющая значительную роль в мировой политике.

Феодальная Япония

Древнее население Японии по всей видимости принадлежит к цивилизации охотников и рыболовов, общей для большинства островов и архипелагов Восточной Азии.

Незадолго до начала христианской эры основы земледелия перенимаются из Кореи. К первому веку нашей эры оттуда же приходит культура орошаемого риса, которая очень скоро становится преобладающей, хотя рельеф Японии и ее климат (холодные зимы) мало этому благоприятствуют.

Из Кореи, а начиная с VII в. из Китая заимствуются другие нововведения: зарождается племенная монархия, появляются новые технические приемы в земледелии, металлургии, налаживается производство тканей. Развивается письменность на основе китайских иероглифов. Оттуда же приходит около 400 г. конфуцианство и около 538 г. — буддизм. Происходит политическое объединение, правда, еще хрупкое. Титул сегуна появляется в VIII в., но эта должность временная, можно сказать случайная; это скорее полководец, обязанный возглавить отпор вторжениям. Начиная с XII в., титул становится постоянным и наследственным; сегун превращается в настоящего «мажордома», обладающего полнотой власти.

В то же время оформляется феодальный строй, который очень похож на средневековый феодализм Запада.

Феодальный оброк собирается главным образом рисом (40–60 % урожая), к нему добавляются многочисленные налоги. Император и его двор живут за счет оброка и налогов, собираемых лишь в его собственных, довольно скромных, владениях. Аналогичная ситуация у сегуна, но его уделы обширны, они охватывают почти четвертую часть территории страны.

Под его верховенством находятся дайме — владетельные князья; они фактически независимы, имеют свое войско, чеканят монету и т. д.

Внизу феодальной лестницы — самураи, обреченные на военное ремесло, имевшие особый кодекс чести, но часто обедневшие и не гнушавшиеся заниматься грабежами.

Крестьяне — основная масса населения — жестоко эксплуатируются (им оставляют половину, а то и треть собранного урожая). Ремесленники объединены в цеха. Следует отметить особое явление, неизвестное в Китае: в Японии существует класс богатых купцов, перевозчиков и банкиров, деятельность которых охватывает всю страну.

В XVI в. первые европейцы высаживаются в Японии; они занимаются торговлей, но также, вместе со святым Франциском-Хавьером, распространяют христианство.

Признанное подрывным (считалось, что христиане ответственны за крестьянские восстания), христианство преследуется, затем запрещается. Грубое поведение и презрение к местным обычаям со стороны европейских торговцев приводит Японию, как и Китай, к закрытию своих границ для европейцев. В 1641 г. доступ иностранцев в японские порты запрещен. Только китайцы и голландцы имели право посещать порт Нагасаки.

Тем не менее Япония приобщается к некоторым техническим новинкам — огнестрельному оружию, кораблевождению. В XVIII в. разрешены «голландские науки» (в частности, медицина изучается по голландским учебникам, переведенным на японский язык).

Оставьте комментарий