Мировая цивилизация


Древняя восточная цивилизация

К III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный момент первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.

Первичные цивилизации возникли в сходных климатических условиях. Ученые отмечают, что их зона охватывала территорию с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом, среднегодовая температура которых была достаточно высокой — около + 20° С. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизации стала распространяться к северу, где более суровая природа. А это означает, что для возникновения цивилизации нужны определенные благоприятные природные условия.

Историки также указывают, что родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тысячелетии до н. э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Ефрат — в Месопотамии. Несколько позднее — в III—II тысячелетии до н. э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ — китайская.

Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, в особой географической ситуации развились Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций. Особенность приморских условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, а это, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался другой тип цивилизации — западный. Таким образом, уже в Древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации — восточный и западный.

Возникновение древнейшего мирового очага цивилизации произошло в южном Двуречье — долине рек Ефрата и Тигра. Жители Двуречья сеяли пшеницу, ячмень, лен, разводили коз, овец и коров, возводили ирригационные сооружения — каналы, водохранилища, с помощью которых осуществлялось орошение полей. Здесь в середине IV тысячелетия до н. э. появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Эти города-государства долгое время воевали друг с другом. Но в XXIV в. до н. э. правитель города Аккада Саргон объединил все города и создал крупное шумерское государство. В XIX в до н. э. Шумер был захвачен семитскими племенами — аморитами, на развалинах древнего Шумера было создано новое восточное государство — Вавилонское. Во главе этого государства стоял царь. Личность царя обожествлялась. Он одновременно являлся руководителем государства, верховным главнокомандующим и верховным жрецом.

В древневавилонском государстве общество было социально неоднородным. В него входили родовая и военная знать, жрецы, чиновники, купцы, ремесленники, свободные общинники-крестьяне и рабы. Все эти социальные группы располагались в строгом иерархическом порядке в виде пирамиды. Каждая группа занимала строго определенное место и отличалась от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями. Господствующей в Вавилоне была государственная форма собственности на землю.

Жители Древнего Двуречья внесли огромный вклад в мировую культуру, Это, во-первых, шумерское иероглифическое письмо, трансформировавшееся в массовой документации царско-храмовых хозяйств в упрощенную клинопись, что сыграло решающую роль в возникновении впоследствии алфавитной системы. Во-вторых, это постоянно развивающаяся усилиями жрецов система календарного счета и элементарная математика. Тот алфавит, те сведения о календаре и звездном небе с его знаками зодиака, та десятиричная система счета, которыми мы пользуемся и сегодня, восходят именно к Древнему Двуречью. К этому можно добавить развитое изобразительное искусство, первые географические карты и много другое.

Словом, шумеры и вавилоняне были первыми, кто шел по пути становления государственности. Их вариант развития хозяйства и форм собственности во многих отношениях был эталонным для тех, кто шел вслед за ними.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 388;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Введение……………………………………………………………………………………………. 2

Проблемы современных цивилизаций………………………………………………….. 3

Неизбежно ли столкновение цивилизаций?…………………………………………… 6

Заключение. Особенности российской цивилизации…………………………….. 10

Список используемой литературы……………………………………………………… 11

Введение

Во время холодной войны мир был поделен на "первый", "второй" и "третий". Но затем такое деление утратило смысл. Сейчас гораздо уместнее группировать страны, основываясь не на их политических или экономических системах, не по уровню экономического развития, а исходя из культурных и цивилизационных критериев.

Что имеется в виду, когда речь идет о цивилизации? Цивилизация представляет собой некую культурную сущность. Деревни, регионы, этнические группы, народы, религиозные общины — все они обладают своей особой культурой, отражающей различные уровни культурной неоднородности. Деревня в Южной Италии по своей культуре может отличаться от такой же деревни в Северной Италик, но при этом они остаются именно итальянскими селами, их не спутаешь с немецкими. В свою очередь европейские страны имеют общие культурные черты, которые отличают их от китайского или арабского мира.

Но западный мир, арабский регион и Китай не являются частями более широкой культурной общности. Они представляют собой цивилизации. Мы можем определить цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей. Следующую ступень составляет уже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ. Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, — а также субъективной самоидентификацией людей. Есть различные уровни самоидентификации: так житель Рима может характеризовать себя как римлянина, итальянца, католика, христианина, европейца, человека западного мира. Цивилизация — это самый широкий уровень общности, с которой он себя соотносит. Культурная самоидентификация людей может меняться, и в результате меняются состав и границы той или иной цивилизации.

Цивилизация может включать в себя несколько наций-государств, как в случае с западной, латиноамериканской или арабской цивилизациями, либо одно—единственное — как в случае с Японией. Очевидно, что цивилизации могут смешиваться, накладываться одна на другую, включать субцивилизации. Западная цивилизация существует в двух основных вариантах: европейском и североамериканском, а исламская подразделяется на арабскую, турецкую и малайскую. Несмотря на все это, цивилизации представляют собой определенные целостности. Границы между ними редко бывают четкими, но они реальны.

На Западе принято считать, что нации-государства — главные действующие лица на международной арене. Но они выступают в этой роли лишь несколько столетий. Большая часть человеческой истории — это история цивилизаций. По подсчетам А.Тойнби, история человечества знала 21 цивилизацию. Только восемь из них существуют в современном мире. Это цивилизации: западная, китайская, исламская, индуистская, латиноамериканская, африканская, православная.

Проблемы современных цивилизаций

Проблемы, стоящие сегодня перед миром, очень серьезны. Признание того факта, что самому существованию человечества угрожает глобальный экологический кризис, обусловленный главным образом техногенной деятельностью развитых стран, стало общим местом практически всех работ, в которых рассматриваются перспективы мировой цивилизации. Разброс мнений присутствует лишь в оценке времени наступления катастрофы, которой не удастся избежать, если не произойдет радикальной перестройки хозяйственной деятельности человечества.

Наряду с противоречиями между техносферой и окружающей средой, между Западом и миром развивающихся стран западная цивилизация имеет дело с комплексом острых внутренних противоречий. Эти противоречия носят многоплановый характер. Иногда высказывается мнение, будто современное западное общество перестало быть капиталистическим и эволюционным путем трансформировалось в некую другую общественную формацию. Однако представляется, что точнее было бы говорить, что сам капитализм способен к радикальным структурным переменам, и сегодня он уже не тот, каким был в XIX веке, и даже не тот, что 30 лет назад.

Если начальный этап индустриализации означал для трудящихся "ярмо почти рабское", то теперь материальное благосостояние стало почти общим достоянием населения развитых стран. Вот некоторые цифры, относящиеся к современному положению в США: 80% населения в той или иной форме являются соучастниками коллективного капитала. Порядка 70% работников создают прибавочной стоимости меньше, чем получают из общественных фондов, и, таким образом, являются частичными иждивенцами наиболее квалифицированной части общества.

Еще более значительные перемены произошли в экономической структуре капиталистического хозяйства Запада: ведущая роль перешла к ТНК, транснациональным корпорациям. По данным Н. Моисеева, ТНК владеют 30% всех производственных фондов планеты, осуществляют 80% торговли высшими технологиями, контролируют более 90% вывоза капитала. Рыночное хозяйство, оказавшееся под контролем ТНК, приобрело общепланетный характер.

Эти перемены в производственной системе Запада привели к отделению капитала-функции от капитала-собственности, к появлению слоя менеджеров и технократов как новой элиты капиталистического общества. На этом фоне неизбежно возникновение модернизаторской идеологии, проникнутой административным восторгом и убежденностью в абсолютной силе тотального знания и тотальной .управляемости. Эта монистическая идеология общепланетарной вестернизации недавно с большой помпой была провозглашена Ф. Фукуямий. Однако опыт истории учит: гегемонистские претензии на право управлять миром — не что иное, как первая фаза грядущей социокультурной катастрофы.

Научно-техническая революция привела к тому, что в последние десятилетия XX века западный мир осуществил переход к пятому, информационному технологическому укладу. Согласно Ю.

Яковцу, в настоящее время до 40% валового внутреннего продукта США относится к информационной производственной сфере, а по данным С. Глазьева, скорость роста пятого уклада в США составляет 2-2,5% в год. Идеологи информационного общества вроде самого богатого человека планеты президента корпорации "Майкрософт" Б. Гейтса обещают резкое повышение уровня жизни людей, так как управление хозяйственной деятельностью станет более разумным.

Таблица I

Мировые цивилизации в XXI веке

Но райское информационное общество – это, скорее всего, очередная социальная утопия. Всеобщая информатизация порождает новые проблемы. Искусственный интеллект усиливает не только человеческий ум, но и глупость. Чрезмерная информативность может привести к тому, что люди почти перестанут общаться друг с другом. Предсказывают также возможность поставить под тотальный контроль поголовно все население западных стран.

Продолжающийся рост численности населения отсталых стран и реализация ими программ промышленного развития еще более усугубят проблемы, стоящие перед западной цивилизацией. В табл. 1 приведен составленный им прогноз роста доли населения и валового мирового продукта (ВМП) для основных цивилизационных центров на период времени до 2025 года. Судя по этим данным, Запад ждут в XXI веке непростые испытания.

Если западной цивилизации удастся избежать социально-политической и экологической катастрофы, то достичь этого она сможет лишь на пути радикальной системной трансформации. Нельзя исключить и возможность утраты ею социокультурного единства, достигнутого в результате тысячелетнего развития, скатывания к безвременью нового средневековья, о чем предупреждал еще Н. Бердяев.

Не исключено и другое. Завершение эволюционной программы капитализма не равнозначно исчерпанию эволюционного потенциала западной цивилизации. Новый исторический субъект может выковаться в процессе очередного витка научно-технической революции.

Менталитет, сходные духовные ценности и идеалы, общие черты духовной

Предыдущая123456789101112Следующая

культуры:

-социально-экономическая формация

+цивилизация

-мистификация

-интернационализация

Великое переселение народов представляло собой:

массовую миграцию первобытных людей в ледниковый период

+переселение тюркских, иранских, угро-финских, германских племен на территорию Восточно-Римской империи

-приход норманнов и других скандинавских племен в славянские земли

-переселение славянских племен из района Карпат на Балканский

-полуостров, в район среднего течения Днепра и на побережье Балтийского моря

Первичные Восточные цивилизации географически располагались:

-в высокогорье

-на морских побережьях

+в долинах рек

-в степных зонах

Характерными чертами Восточной цивилизации являются (укажите неверный ответ):

-экстенсивный способ производства

-огромная роль государства

-буддизм и ислам как основа мировоззрения

+индивидуализм как основа взаимоотношения людей

Не является характерной чертой первичных Восточных цивилизаций:

-статичность общества

-доминирование коллективизма над индивидуализмом

-сосредоточенность человека на духовном

+слабая централизация власти

Наиболее важными чертами Западной цивилизации являются (укажите неверный ответ):

-интенсивный способ производства

+коллективизм как основа жизни людей

-государство служит человеку

-поощрение христианской религией предпринимательской деятельности

Не является характерной чертой первичных Западных цивилизаций:

-европоцентризм

-демократическая форма правления

-динамизм общества

+слабое развитие частной собственности

Тема 2.

Период существования Киевской Руси (века):

-VI-IX вв

+IX-XII вв

-IX-XV вв

-XIII-XV вв

Суть норманской теории возникновения Древнерусского государства:

+создание государства пришедшими из Скандинавии варягами во главе с

Рюриком

-объединение славянских племен в единое государство под воздействием

Византии

-создание государства в результате борьбы со степными кочевыми

племенами

-объединение славянских племен со степными кочевыми племенами

?

Укажите, с каким событием в истории России связано начало династии

Рюриковичей:

+с призванием варягов

-с крещением Руси

-с походом на Киев Олега

-с основанием Москвы

По форме правления Древнерусское государство представляло собой:

-демократическую республику

-деспотическую тиранию

+раннефеодальную монархию

-абсолютную монархию

Ислам в Волжской Булгарии был принят в:

+922 г

-988 г

-1240 г

-1380 г

Хазарский Каганат был разгромлен князем Святославом в (веке):

-VIII в

-IX в

+X в

-XI в

Христианство в Киевской Руси было принято в (году):

-922 г

+988 г

-1240 г

-1380 г

Олег, Игорь, Ольга, Святослав это:

+князья Киевской Руси

-основатели Московского царства

-основатели русской Православной церкви

-основатели династии Романовых

Правитель Древнерусского государства, первым принявший

христианство:

-Игорь

+Ольга

-Владимир

-Святослав

Последствия принятия христианства на Руси (Укажите неверный ответ):

-сблизило Киевскую Русь с формирующейся христианской Западной

цивилизацией

-христианские ценности стали основой морали и культуры

-разрушило языческое мировосприятие восточных славян

+привело Киевскую Русь к определенной зависимости от Ватикана

В социальную структуру Древнерусского государства входили (указать

неверный ответ):

-дружинники

-холопы

-свободные общинники

+царь

Сведения о правовых нормах Древнерусского государства содержит

следующий документ:

-«Табель о рангах»

-«Соборное уложение»

+«Русская правда»

-«Генеральный регламент»

Причинами феодальной раздробленности являются: (укажите неверный

ответ):

-господство натурального хозяйства

-усиление боярских и княжеских вотчин

-раздача земель государства в удельное владение сыновьям киевских

князей

+нашествие монгольских войск Чингисхана

Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах это:

-организаторы борьбы против Золотой Орды

+Киевские князья, члены династии Рюриковичей

-братья Рюрика

-первые Московские цари

А.Рублев, Нестор, Даниил Заточник это:

-князья Киевской Руси

+деятели древнерусской культуры

-авторы славянского алфавита

-члены династии Рюриковичей

В период Киевской Руси начала складываться:

+персонификация власти

-тирания

-правовое государство

-демократия

Древляне за повторный сбор дани убили Киевского князя:

-Олега

+Игоря

-Святослава

-Ярослава

Киевский князь, упорядочивший сбор дани, ее размер и место сбора:

+Ольга

-Владимир

-Мстислав

-Святополк

Князь, убивший Аскольда и Дира и объединивший Новгородскую и

Киевскую землю:

-Рюрик

+Олег

-Святослав

-Ярослав

Дуалистический характер власти Киевской Руси означал, что она

одновременно принадлежала:

-князю и митрополиту

-вече и посаднику

+князю и вече

-посаднику и воеводе

Причинами ослабления власти Киевских князей являются (укажите

неверный ответ):

-укрепление власти феодалов на местах

-создание административных центров в удельных княжествах

-господство натурального хозяйства

+возрастание роли церкви в обществе

Выберите правильные ответы (2). Причины феодальной раздробленности

заключаются в следующем:

+стремление племен к самостоятельности

+борьба князей за лучшие княжения и территории

-договоренность между князьями о раздельном владении

-упадок Киевской земли от набегов кочевников

Выберите правильные ответы (2). Положительные последствия феодальной

раздробленности заключаются в следующем:

-укрепление обороноспособности

+рост городов, ремесла, торговли в княжествах

прекращение набегов кочевников

+культурное и хозяйственное освоение новых территорий

Капитуляция Новгорода, отмена вече, замена посадников и тысяцких

московскими наместниками произошло при:

-Иване Калите

-Василии I

+Иване III

-Петре I

Развитие Российской цивилизации в 1240-1480-х годах определяла (ло):

-усиление влияния Ватикана на Русь

-отделение церкви от государства

+борьба за освобождение от золотоордынской зависимости

-борьба за выход к Балтийскому морю

Земельное владение на правах наследственной собственности в ХI-ХVI вв.- это:

-поместье

-усадьба

+вотчина

-Надел

Битва на реке Калке, где русские князья впервые встретились с монголо-

татарами, произошла в (году):

+1223 г

-1240 г

-1380 г

-1480 г

Победы русских войск под руководством Александра Невского

обеспечили:

+политическую и духовную независимость от стран Запада

-усиление влияния католической церкви

-укрепление дружбы и взаимопомощи с Тевтонским Орденом

-независимость от Золотой Орды

Куликовская битва произошла в (году):

-1223 г

-1240 г

+1380 г

-1480 г

Москву в удельное княжение получил:

-Иван Калита

-Дмитрий Донской

+Даниил Александрович

-Даниил Заточник

Годы: 1497, 1581, 1597, 1649 – отражают основные этапы:

-борьбы России за выход к морю

-образования Российского централизованного государства

-борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость

+закрепощения крестьян

В период феодальной раздробленности вечевые порядки играли ведущую

роль в политической жизни:

+Пскова и Новгорода

-Владимира и Киева

-Чернигова и Полоцка

-Москвы и Владимира

Политика Золотой Орды в отношении русских княжеств,

характеризовалась следующими чертами (указать неверный ответ):

-сбор дани

-сохранение государственности русских княжеств

-контроль за деятельностью русских князей

+гонения на Русскую православную церковь

Московский князь, получивший Золотой ярлык и право сбора дани со всех

русских земель в пользу Золотой Орды:

-Александр Невский

+Иван Калита

-Дмитрий Донской

-Иван III

Причиной возвышения Московского княжества не стала (стало):

-относительная отдаленность от границ с Золотой Ордой и агрессивными

западными государствами

+поддержка Тверского княжества

-дальновидная и прагматичная политика московских князей

-расположение на пересечении торговых путей

Предыдущая123456789101112Следующая



Реферат по курсу «Культурология» выполнил: студент 2 курса Гр. МН-03/сАнсимов М. А.

Международный Славянский Институт

Факультет экономики и организации предпринимательства

Москва 2003г.

Введение

Понятие цивилизация (от лат. civilis — «гражданский», «государственный») возникло из размышлений учёных о ходе истории. Если встать над веками, т. е. отвлечься от отдельных событий и личностей, подняться выше создания и гибели великих империй, чем тогда «измерять» историю? Каковы её самые крупные единицы?;

В XIX в. историки и философы полагали, что всё человечество имеет единую историческую судьбу. В древности мир был расколот на тысячи первобытных народов. Постепенно многие из них объединились, образовали государства, изобрели письменность и перешли от простейших орудий труда ко всё более сложной технике. Учёные считали, что когда-нибудь в будущем расколотый мир станет единым, богатым и благоустроенным. Они были уверены: у всех народов один и тот же путь развития, но некоторые ушли по нему уже очень далеко, другие отстали, а третьи только-только отправляются в дорогу. Этот путь состоит из нескольких стадий, последняя, высшая из них — цивилизация. Она наступает после стадий, которые условно именовали «дикостью» и «варварством». Объединить и благоустроить мир могут лишь цивилизованные народы, т. е. обладающие государством, письменностью, сложной культурой и развитой техникой. Поэтому многие считали, а кто-то и до сих пор продолжает считать, что культура и цивилизация — различные названия одного и того же.

Во второй половине XIX в. и особенно в XX столетии большее распространение получила другая точка зрения. Современные учёные предполагают, что у человечества множество путей развития и, возможно, все они направлены в разные стороны. Когда один или несколько народов, объединённых общей культурой, достигают высшей стадии, они находят свою дорогу, собственный неповторимый образ жизни. Эту общность, выбравшую свой исторический маршрут, чаще всего тоже именуют цивилизацией. История каждой такой цивилизации и является самой крупной единицей измерения в истории человечества.

Границы цивилизаций не совпадают с рубежами государств и территориями расселения народов, однако именно они влияют на характер более мелких явлений и процессов внутри отдельных держав и этносов.

Каждая цивилизация определяет те ценности, которые становятся самыми важными для всех, причисляет себя к ней. Именно они, передаваясь из поколения в поколение, создают её уникальный образ. И я написал о культуре исламской цивилизации потому что главной связующей силой внутри неё, стал целостный социокультурный феномен религия — ислам.

Ислам (араб, «предание себя Богу», «покорность») — самая молодая из мировых религий, к которой причастно более 1 млрд человек. Возникнув примерно 13 веков назад в самом центре тогдашнего цивилизованного мира, она оказала мощное влияние на культуру основных цивилизаций Средневековья.

Тринадцать веков веры

Исламская цивилизация сложилась в основном в VII—IX вв. по христианскому летосчислению. Она возникла на Ближнем Востоке и Пиренейском полуострове на многослойной почве древних и раннесредневековых цивилизаций. Вместе с исламом она распространилась на просторы Тропической Африки, Волго-Уральского региона, Южной Азии, Индонезии, Балканского, Крымского, Малаккского полуостровов, Западной Сибири. В конце XX в. исламская цивилизация продолжает распространяться в Тропической Африке, Восточной Индонезии, на северо-востоке Индии. Суннизм и шиизм — два основных направления ислама, которые возникли во второй половине VII в. Это произошло вскоре после смерти Му-хаммада из-за противоречий между родственниками и последователями Пророка. Суннизм (от араб, «сунна» — «обычай», «традиция») считается более традиционным, «правоверным» и наиболее многочисленным направлением в исламе. А шиизм более радикален и агрессивен вне религиозной сферы жизни.

Приверженцы каждой ветви ислама пользуются не только общеисламским священным языком — арабским, но и своим языком — как правило, одним из мусульманских. Это не просто языки мусульманских народов, а такие, которые используют арабское письмо и имеют много заимствованных из арабского слов, относящихся к религии и культуре. Иногда на базе одного разговорного языка развивались два литературных: мусульманский и немусульманский (например, урду и хинди в Индостане).

Главный религиозный центр ислама — Мекка. Здесь находится чёрный камень Каабы. Обратившись лицом к этому месту, мусульмане всего мира молятся Богу пять раз в сутки, направляя туда свою молитвенную энергию. Пятью обязательными молитвами дневное время мусульманина делится на шесть равных частей. Первую молитву они совершают на рассвете, перед восходом солнца, вторую — в полдень, третью — между полднем и закатом, четвёртую — сразу же после заката, а последнюю, пятую молитву — перед сном.

Благодаря особенностям ислама — жёстко предписанному поведению, нераздельности культовой, бытовой и политической жизни — исламская цивилизация сохранила единство, охватывающее множество стран. Однако и в исламской цивилизации существуют ответвления, так называемые региональные ветви. Они возникли в результате объединения различных культур, когда ислам распространялся на землях других цивилизаций. Обычно та или иная ветвь принимала одно из главных (суннизм, шиизм) либо второстепенных (мазхабы — направления суннизма) направлений ислама, отторгая все прочие.

Ислам исчисляет свою эру по лунному календарю. 622 год — её первый год, когда Пророк Мухаммад и его последователи совершили хиджру, т. е. переселились из родной Мекки, где они подвергались гонениям, в Йасриб (Ятриб), который стал называться Мединой — городом Пророка. Сейчас идёт XIV в. ислама.

По лунному календарю, когда наступает священный месяц рамадан, мусульмане постятся; месяц раджаб — время паломничества в Мекку; есть праздник Жертвоприношения (тюрк. Курбан-байрам) и праздник Разговения после поста (тюрк. Ураза-бай-рам); отмечают Мавлюд — день рождения Пророка Мухаммада, а также дни рождения святых. Мусульманский лунный год на 11 дней короче солнечного, поэтому дни самых знаменательных праздников каждый год смещаются. Но праздники народного ислама — Науруз и другие, связанные с календарём природы, мусульмане отмечают по солнечному календарю, по которому протекает и весь трудовой год.

Чалма, халат и тюбетейка

Отдельные ветви исламской цивилизации (а внутри них — более узкие общности) различаются своим костюмом. Например, чупон (цветной или чёрный халат) и тюбетейка с четырьмя рёбрами — верный признак узбека или таджика. Разновидности тюбетейки ещё совсем недавно указывали на район проживания таджика. Общеизвестный арабский костюм — камис (верхняя рубаха до пят), куфия (головной платок) и укаль (обруч) на голове — распространён во многих арабских странах. Шапочка, часто обмотанная тюрбаном (в Египте и Судане — белым, в Омане — другой формы и расцветки и т. д.), длинная верхняя одежда (в Египте — галабия, в странах Магриба — бурнус с капюшоном) — это варианты мусульманского костюма в разных странах.

Большинство элементов этих костюмов возникли в доисламскую эпоху. Однако в Средние века и Новое время они распространялись как исламские и в таком виде были заимствованы татарами, жителями Западной и Восточной Африки и другими народами. В Средние века в Египте, Марокко, Ираке, Палестине, Иране и на Мальдивских островах производили много такой одежды и продавали её жителям окраин исламского мира. А когда ислам начал распространяться в Волжской Булгарии (в начале X в.), в её столице — городе Булгар уже работал портной из Багдада — столицы халифов.

В то время у мусульман появился настоящий халат (не путать со среднеазиатским чупоном) — парадная одежда из дорогих тканей. Сейчас её носят исламские законоведы — кади, муфтии, имамы, у шиитов — духовные лица. Халат подпоясывают шёлковым шарфом (это тоже арабское слово), часто с золотой и серебряной отделкой. В Средние века для халифов драгоценные одежды не шили, а ткали целиком, и стоили они баснословно дорого.

Одежда мусульман очень разнообразна, но она должна отвечать основным требованиям ислама — скрывать тело и покрывать голову. В мечети мусульмане молятся с покрытой головой и без обуви. Самый удобный для этого головной убор — древняя восточная шапочка, которая распространилась и в тех регионах, где её прежде не знали.

Со временем появились её разновидности: татарская тюбетейка, турецкая феска, индонезийская шапочка и др. Мусульманин, совершивший паломничество в Мекку, по традиции носит на голове чалму.

Чайхана, караван-сараи и баня

В середине VIII—XIV столетиях мусульманские города наряду с византийскими и китайскими были самыми высокоразвитыми в мире, а городская культура исламского мира считалась наиболее передовой. Тогда же сложился тип мусульманского города — с цитаделью (крепостью), одной или несколькими соборными мечетями, куда по пятницам собирался на общую молитву весь город — знать, купцы, простой народ, а также с банями и харчевнями (лукумными или чайханами). Небольшие мечети располагались в каждом квартале, где жили ремесленники одной профессии. Только кузнецы, мясники и кожевенники жили отдельно, потому что были презираемыми, хотя и высокооплачиваемыми работниками. Первые — из-за своих кузниц, от которых мог возникнуть пожар, остальные — из-за зловонных кож и внутренностей животных. Кроме того, появились и сугубо городские профессии: водовозы (развозившие воду по дворам), водоносы (разносившие воду на базарах), дровосеки и угольщики, снабжавшие горожан топливом — дровами и древесным углем. В городах строились различные общественные здания: нарядные, тщательно спланированные бани, где не было сквозняков и на обогрев помещений уходило мало дров; караван-сараи для путешественников; крытые куполами базары, где в больших комнатах-лавках работали чеканщики, ювелиры, а купцы торговали одеждами, благовониями, оружием… Кроме мусульманских кварталов в каждом городе были христианские и еврейские — последние чаще всего вблизи от резиденции правителя.

  1. Основные  достижения современной  цивилизации

Рост  культуры зависит от развития средств  цивилизации. И те средства, которые  помогли человеку порвать с варварством, были эффективными ровно настолько, насколько они давали человеку возможность  сосредоточиться на решении более высоких задач.

Можно выделить четыре первых великих достижения человеческой цивилизации.

1. Укрощение  огня.

2. Приручение  животных.

3. Порабощение  пленников.

4. Частная собственность.

2. Культурное развитие России в новейшее время

Зарождение советской культуры

Первое  послереволюционное десятилетие сыграло  важную роль в становлении новой  советской культуры. Были заложены мировоззренческие основы нового строя, сформировалась плеяда молодых деятелей культуры, на коммунистических идеалах было воспитано первое поколение детей. Имела место широкая политизация общества, условия для которой обеспечивались ликвидацией неграмотности, расширением книгоиздательского дела. В культурном развитии эпохи столкнулись две тенденции:

  • одна — спрямленного революционного натиска, количественного роста, схематизации реальности,
  • другая — глубокого осмысления закономерностей и противоречий переломного времени. Другим характерным признаком 20-х гг. была пестрота литературно-художественной жизни, которую уже со второй половины пытались ввести в управляемое русло. В целом это было время интенсивных творческих поисков нового. В этот период доведена до логического конца сформировавшаяся в европейской мысли XVIII-XIX в. идея активного преобразования, переделки природы, создана концепция преобразования природы.

Вместе  с тем цена революции для России и русской культуры весьма высока. Многие творцы культуры вынуждены были покинуть Россию. Российская эмиграция XX в. дала удивительно много мировой культуре и науке. Можно привести немало имен людей, творивших в физике, химии, философии, литературе, биологии, живописи, скульптуре, которые создали целые направления, школы и явили миру великие примеры народного национального гения.

Культура 30-х гг.: начало тоталитаризма

В 30-е гг. в развитии культуры наступил новый этан. С относительным плюрализмом предыдущих времен было покончено. Все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные союзы. Утвердился один-единственный художественный метод — метод социалистического реализма. Новаторским порывам был положен конец. Были восстановлены в правах некоторые элементы национальной культурной традиции. Сложилась национальная модель тоталитаризма, государства, в котором практически полностью ликвидированы конституционные права и свободы. Оказалось восстановленным некое архаичное состояние общества. Человек был тотально вовлечен в общественные структуры, а полная вовлеченность человека в массы — одна из основных черт архаичного социального строя.
     Вместе с тем при внешнем сходстве, например, с положением человека в Московском царстве, существовали серьезные отличия. Индустриализация общества придавала ему динамику, стабильность архаического общества была невозможна. Нестабильность положения человека в обществе, его неорганическая вовлеченность в социальные структуры заставляли человека еще больше дорожить своим социальным статусом.
     Потребность в единении с другими людьми — естественная потребность человека любой культуры. Даже в индивидуалистической культуре Запада известно явление так называемого эскапизма, то есть бегства от свободы, отмеченное Э. Фроммом. Другое дело, когда эта потребность становится единственной и доминирующей. Тогда это мощный психологический корень социального утопизма, социальная опора для проектирования идеального общества. Любой подобный проект ведет к тоталитаризму, который в самом широком смысле этого слова — господство всеобщего над индивидуальным, безличного над личным, всех над одним.

Культурная  ситуация второй половины XX в.

  • Постсталинский период отечественной истории характеризуется медленным, постепенным, с зигзагами и отступлениями восстановлением контактов и связей с мировой культурой, переосмысливается понимание роли личности, общечеловеческих ценностей. Культурную ситуацию второй половины XX в. определяли кардинальные сдвиги в советской политической системе. С приходом в 1953 г. к власти Н.С. Хрущева началась либерализация, затронувшая все сферы общественных отношений. Перелом в культуре обозначился уже в середине 60-х гг. и давал о себе знать вплоть до конца 60-х, когда ему на смену выдвинулась иная альтернатива развития.

  • Период 70-х середины 80-х гг. в советской истории принято характеризовать противоречивыми тенденциями: с одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер художественной и научной деятельности, укреплялась материальная база культуры, а с другой — усиливался идеологический контроль за культурой. В целом весь советский период оказал серьезное воздействие на образ мышления народа, его ментальность, типичные черты личности русского человека.
  • Новый этап развития культуры пришелся на годы перестройки (1985-1991), в ходе которой развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов на всех направлениях социокультурной жизни. Перестройка как процесс трансформации советского общества теснейшим образом связана с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнем идеологической перенастройки общества. Второй раз за столетие в России произошла настоящая культурная революция.

Завершающий современный период (1992 — по настоящее время) можно обозначить как переходный. Россия в очередной раз находится на перепутье. За последние годы в российском обществе были проведены радикальные преобразования, которые привели к основательным изменениям в экономическом, политическом, социальном и культурном планах. Все более значительное место в обществе занимают рыночные отношения. В нарастающей степени идет приватизация государственной и коллективной собственности и ее переход в частную собственность. Преобразуются институты исполнительной, законодательной и судебной власти. Меняется система государственного управления, в которой происходит все большая децентрализация. Идет процесс формирования многопартийности. В обществе складывается обстановка политического, идеологического, национального и религиозного плюрализма, выражающегося как в разнообразии частичных позиций и ориентаций, так и в их напряженной полемике и соперничестве.
     Особенности динамики культуры России XX в. Особого осмысления в рамках XX столетия требует вопрос о предпосылках и качестве коренных изменений, происходивших в общественном сознании как минимум дважды: в 1917 г. и в период перестройки (1985-1991). Неоднозначно прочитываются 20-е и 60-е гг. в истории советской культуры. Это было время перемен, общественного подъема, ожидания новизны. В динамике культуры мы сталкиваемся со своеобразным колебательным процессом. Точками высшего напряжения творческих усилий народа стали революционные эпохи, безжалостно уничтожавшие старый порядок, отжившие стереотипы культуры. Более спокойные фазы культурного развития — годы созидательного труда — 30-е, 50-е, 70-е. Культурное брожение в годы нэпа и "оттепели" было своего рода либо отголоском, либо преддверием перемен в состоянии социокультурной среды. Постсоветскую фазу культурной эволюции страны (1992 — по настоящее время) вполне определенно можно квалифицировать как кризис. Поскольку мы являемся его современниками и непосредственными участниками, вынести вполне однозначное суждение о будущем отечественной культуры очень сложно. К позитивам, несомненно, относятся высокий духовно-нравственный и гражданско-патриотический потенциал отечественных культурных традиций, богатейшее наследие русской культуры и всеотзывчивость национального сознания.
     Современные культуротворческие процессы, происходящие в России, — неразрывная часть общемирового развития конца XX — начала XXI в. В ходе этих процессов меняется сама парадигма культурологического мышления, содержание культуры и ее место в жизни общества и каждого человека. Как бы ни сложилась судьба России в новом столетии, русская культура остается главным богатством страны и залогом единства нации.

3. Россия в мировом сообществе

Положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции.

Первая  тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций  значительного числа государств и их интеграционных объединений, в  совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.

Вторая  тенденция проявляется через  попытки создания структуры международных  отношений, основанной на доминировании  в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве  США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Формирование  международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением  ряда государств усилить свое влияние  на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.

Россия  является одной из крупнейших стран  мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе — более широкая интеграция Российской Федерации в мировую  экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Вместе  с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки  игнорировать интересы России при решении  крупных проблем международных  отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

Во  многих странах, в том числе в  Российской Федерации, резко обострилась  проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.

4. Сравнительный анализ экономического развития России и главных стран мира

Начиная с 1968 г. ООН осуществляет Проект международных сопоставлений (ПМС), по которому сравниваются объемы ВВП разных стран мира по паритетам покупательной способности (ППС) валют. Советский Союз в течение долгих лет отказывался принимать участие в этой программе, не признавая «буржуазные показатели» ВВП и ВНП и ведя собственные завышенные международные сопоставимые оценки национального дохода и ряда других показателей. Лишь в 1990 г. СССР принял участие в этой программе, но вскоре развалился. Таблица 5. Сопоставление уровней производительности труда в промышленности России, США, Германии, Франции и Великобритании за 1998 и 2006 гг. (в %)

Уровень производительности труда 1998 год 2006 год
России  к США 16,8 12,0
России  к Германии 26,3 18,0
России  к Франции 21,0 16,0
России  к Великобритании 31,0 23,0

В результате спада производства в  России в 1998 г. соотношение ее уровней производительности труда в промышленности и соответствующих уровней главных капиталистических стран заметно ухудшилось. Лишь после 1999 г. начался процесс улучшения этих соотношений. За 1998-2006 гг. производительность труда в промышленности Российской Федерации увеличилась практически более чем на треть.

Даже  по официальным советским данным, ВВП СССР в 1990 г. сократился на 2,3%, ВВП России в 1991 г. — на 5% Народное хозяйство СССР в 1990 г. М., 1991. С. 7; Российский статистический ежегодник. М., 1997. С. 61.. Начавшийся в 1999 г. рост производства в России является результатом действия трех причин: 1) сокращения импорта подорожавших иностранных товаров, вызвавшего импортозамещающий рост отечественного производства (прежде всего в пищевой промышленности); 2) повышения мировых цен на нефть и газ, давшего дополнительную экспортную выручку; 3) скрытой денежной эмиссии, временно стимулировавшей спрос.

Конечно, рост производства — это принципиально  важный вопрос. Но возникает другой вопрос: а производство, собственно, какой продукции стало расти? Достаточно ли современна, конкурентоспособна эта продукция, удовлетворяет ли ее качество и новизна высоким современным требованиям мирового рынка? К сожалению, приходится признать, что экономический рост носит экстенсивный характер и идет прежде всего за счет традиционной, обычной, неконкурентоспособной продукции, спрос на которую заметно возрос внутри страны вследствие резкого сокращения импорта после девальвации рубля. Россия почти не производит современной электронной техники потребительского назначения, ее автомобили не выдерживают сравнения с западными, а экспорт военной техники сократился.

В отличие от новых индустриальных стран (Южная Корея, Тайвань, Сингапур) и таких крупных развивающихся  стран, как Бразилия, Индия или  Китай, Россия пока не сумела пробиться на широкий мировой рынок и завоевать собственные надежные ниши на нем по поставкам не сырьевой, а готовой промышленной и сельскохозяйственной продукции (о высоко технологичной продукции, за исключением военной, речь не идет).

Не  менее серьезной проблемой является фактическое прекращение после 1998 г. начатых в 1992 г. рыночных реформ, в ходе которых хотя и было допущено много ошибок, но движение в сторону развития рыночных отношений, предпринимательства, конкуренции и вхождения в мировую экономику в общем было правильным. В отдельные годы в 1999-2003 гг., похоже, терялось даже само направление этих реформ. В течение многих лет, начиная с 1992 г. парламент в своем противостоянии президентской власти сознательно тормозил формирование рыночных отношений, напрямую мешал проведению реформ, активно вел работу по дискредитации и реформаторов, и президента.

В связи с этим встал вопрос о  государственном стимулировании подъема  российской экономики, повышении ее эффективности и реструктуризации с помощью современной промышленной политики и политики в отношении предприятий и ускорения НТП. Идея тотального ухода государства из экономики на практике никогда не возникала. Речь не идет и о вхождении сильного государства во все поры нашей экономической жизни, как это было в советские времена. Речь идет о нормальном и объективно обусловленном регулировании хозяйственных процессов в стране, стимулировании их эффективности, предпринимательской активности, конкурентоспособности, государственном стимулировании самого хода реформ. Все это имеет место в странах со зрелой рыночной экономикой, формирование которой без государственной поддержки невозможно.

Страницы:12следующая →

Культурное наследие древних цивилизаций.

Одной из самых древних на земле является Египетская цивилизация. В рамках этой цивилизации, в течение трех тысяч лет ее существования было создано немало выдающихся памятников культуры, многие из которых дошли до нашего времени.

Уже к началу эпохи Древнего Царства в Египте возникает письменность, получившая название иероглифической (от греч. hieros — «священный»). При этом в Египте существовало скорописание и курсивное (демотическое) письмо. Все три вида письма использовались в различных целях. Писали на камне и папирусе. В системе письменности были как идеограммы, передающие отдельные понятия, так и фонограммы, передающие звуки. Письмо ценилось как искусство, а должность писца считалась одной из самых почетных. Египет всегда ассоциируется в первую очередь с пирамидами, которые являются одним из наиболее грандиозных творений человечества за всю его историю. Воздвигнутые в эпоху Древнего Египта, пирамиды служили усыпальницами царей, отражая безграничную веру в могущество богов и представляющих их на земле царей (фараонов). Сперва возводились ступенчатые пирамиды (пирамида Джосера, XXVIII в до н. э.), затем появляются пирамиды с ломаными гранями. Однако в большинстве своем это сооружения с ровными гладкими гранями и квадратным основанием. В Гизе, близ Каира, находятся три величайшие пирамиды, построенные фараонами IV династии. Все три имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Высота самой большой — 147 м, она известна как пирамида Хеопса. Масса каждого блока в ней равна примерно 2,5 тонны. Пирамиды являются единственным из семи чудес света, сохранившимся до наших дней. Гиза была целым архитектурным комплексом, в который входили еще пирамиды-гробницы вельмож и заупокойные храмы, пристраивавшиеся к пирамиде с восточной стороны. Кроме пирамид существовали скальные гробницы, характерные для Нового Царства. В эпохи Среднего и Нового Царств были созданы также величественные храмы в честь богов и фараонов, дворцы правителей. Храмовая архитектура отличается монументальностью и необычайным богатством отделки.

Скульптура Древнего Египта также являлась тесно связанной с заупокойным культом. Статуэтки рассматривались как место пребывания одной из душ умершего, и их располагали в храмах и гробницах. Фараона всегда изображали в расцвете сил с бесстрастным и величавым выражением лица и позы. В жанре скульптуры существовали определенные канонические требования. Стоящие статуи всегда строго фронтальны, фигуры их напряженно выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть выдвинута вперед. Статуи делали из дерева, гранита, базальта и других пород, их обычно раскрашивали: мужские фигуры в кирпично-красный, а женские — в желтый цвет. На барельефах голова и ноги изображались в профиль, плечи и грудь — в фас. Высшего расцвета скульптура Египта достигла в эпоху Нового Царства.

Характерной чертой шумеро-аккадской культуры является создание своеобразной системы письменности — клинописи, которая не была звуковым письмом, а содержала идеограммы, обозначавшие целые слова, гласные либо слоги. Всего было около 600 знаков. Особый жанр в литературе составляют плачи — произведения о гибели шумерских городов вследствие набегов соседей. Наиболее распространенными были этиологические (объясняющие) мифы о сотворении мира и человека, о Великом потопе, смерти и воскресении богов плодородия.

Своеобразным было храмовое зодчество Шумера, отличавшееся применением высоких платформ. Храмовые башни — зиккураты — вслед за шумерами стали строить аккадцы и вавилоняне. Зиккураты состояли из трех ступеней, построенных в соответствии с божественной триадой, и возводились из сырого кирпича.

Одним из самых величественных городов древней Месопотамии был Вавилон. Защищенный двойной стеной, он имел восемь ворот, самыми известными были ворота богини Иштар 12-метровой высоты. Выложенные бирюзовым глазированным кирпичом и украшенные орнаментом из скульптур львов, драконов и быков, они производили ошеломляющее впечатление. Располагаясь на обоих берегах Евфрата, город соединялся каменным мостом — одним из первых в мире.

Специфика литературы древнего Вавилона заключалась в первоначальном преподнесении сюжета и последующем его развитии. Вавилонская литература в значительной мере заимствована из шумерских источников, большинство произведений написано в стихотворной форме. Одними из главных тем были проблема незаслуженных страданий человека и неизбежности смерти.

Гораздо динамичнее развивалась греческая культура. Выдающимся памятником крито-микенской (III — ІІ тыс. до н. э.) архитектуры был Кносский дворец царя Миноса. Главной достопримечательностью этого дворца была фресковая живопись. Древние греки создали величайшие эпические произведения — «Илиаду» и «Одиссею». Значительным открытием греков было создание своей системы письменности. Заимствовав алфавит у финикийцев, они значительно усовершенствовали его путем добавления гласных. Древнегреческая архитектура характеризуется наличием двух направлений, или стилей — дорического и ионического. Дорический стиль — строгий, торжественный и массивный. Дорическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Ионический ордер отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение декоративных элементов. Ионическая колонна всегда имела базу, была легче и тоньше дорической. Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры занимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое сооружение здесь — храм Афины-Девы, Парфенон.

Скульптура, поражая своим мастерством, была лишена индивидуальных и психологических черт, изображая людей согласно античным представлениям о прекрасном.

Выдающимся достижением греков было искусство изготовления керамики и вазовой росписи. В ней выделялись чернофигурный и краснофигурный стили. Огромное значение имеют греческий театр и аттическая трагедия. Некоторые произведения, созданные древнегреческими драматургами, до сих пор занимают важное место в репертуаре современных театров. Античная культура явила поражающее воображение богатство форм, образов и способов выражения, заложив основы эстетики, представления о гармонии и выразив, таким образом, свое отношение к миру.

Вопросы к разделу

1. Какие формы государств Древнего мира вам известны?

2. С чем связана та огромная роль, которую государство играло в жизни восточного общества?

3. Чем античные цивилизации отличаются от древневосточных?

4. Каковы характерные черты полиса?

5. Какие формы рабства вам известны и чем они отличаются друг от друга?

6. Расскажите о структуре восточного общества. В чем заключается специфика индийского общества?

7. Почему восточное общество так стабильно?

8. Какую роль в экономике античных государств играло море?

Каким представлялось время в мифологическом сознании и почему?

10. В чем проявился кризис античного мировоззрения?

11. Охарактеризуйте динамику представлений о пространстве и времени через три эпохи: время первобытных культов, время мифологического сознания, время монотеизма.

12. Каково значение канона в культуре Египта?

13. Охарактеризуйте сходства и различия в культуре Египта и Двуречья.

14. Какие достижения можно считать самым значительным вкладом греков в копилку мировой культуры?

Предыдущая123456789Следующая

Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 644;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Оставьте комментарий