Методы определения биологического возраста


Содержание

Биологический возраст и методы его определения

19.03.2018

Современная геронтология предполагает, что видовая продолжительность жизни человека (т. е. возраст, до которого сможет дожить большинство людей) находится в пределах 90 лет.

Хронологический возраст индивидуума определяется весьма просто, если известна дата его рождения. Разница между датой исследования и датой рождения и будет являться (календарным) — хронологическим возрастом. Хронологический возраст характеризует продолжительность жизни индивидуума в определенный момент.

С возрастом происходят существенные функциональные и структурные изменения организма, имеющие индивидуальные различия. При этом одни люди оказываются старше своего возраста, а другие — моложе. Речь идет не столько о внешних признаках, сколько о физиологических и других симптомах старения, влияющих на состояние здоровья. С этих позиций одной из важных задач в геронтологии является выработка критериев жизнеспособности человека. В связи с этим в качестве меры жизнеспособности, наиболее полно отражающей функциональное состояние организма, используется не календарный, а биологический возраст. Биологический возраст — это мера старения организма, состояния его здоровья, время предстоящей продолжительности жизни. Определение биологического возраста очень важно для разграничения физиологического и преждевременного старения, разработки профилактических мероприятий, решения социальных проблем, проведения пенсионной политики. Чем больше календарный возраст человека опережает биологический, тем медленнее темп его старения, тем больше должна быть продолжительность жизни. Биологический возраст оценивают сравнением индивидуальных показателей различных функций человека со средними величинами этих показателей у населения, длительно проживающего на этой же территории. В результате, чем больше биологический возраст отстает от календарного, тем моложе данный индивидуум и наоборот. Поэтому различают ускоренное и задержанное старение организма.

Существуют критерии биологического возраста. Применяют тесты оценки функциональной активности органов в состоянии покоя и тесты на адаптацию. Последние количественно характеризуют пределы надежности функционирования физиологических систем.

В период зрелости биологический возраст определяется по состоянию кожи (толщина кожной складки на плече, животе, тыльной стороне кисти, выраженность и локализация морщин и др.), зубов, степени окостенения скелета, величине жизненной емкости легких, мышечной силы, остроты зрения и др. В зрелом возрасте начинают появляться минимальные микроструктурные изменения, связанные с гибелью паренхиматозных клеток и замещением их неактивной тканью (жировая, соединительная ткани), снижением активности ферментов и уровня обменных процессов. Темп развития изменений, их выраженность определяются наследственностью конкретного человека, а также условиями окружающей среды (условия быта, питания, особенности работы и профессиональные вредности, вредные привычки и т. д.). Комплексное воздействие перечисленных факторов на организм человека затрудняет конкретную характеристику признаков, присущих определенному паспортному возрасту.

Накопление возрастных изменений в органах и тканях до определенной степени сглаживается компенсаторными процессами. У пожилых людей более значимыми являются тесты на адаптацию, утомляемость и др.

В настоящее время биологический возраст рассматривается как своеобразная математическая модель возрастных структур и функциональных изменений организма. Пока единой общепризнанной методики определения биологического возраста не выработано. Его нельзя выразить одним показателем, поэтому оценивается тот или иной набор тестов или используются различные математические модели. Показатели, используемые для определения биологического возраста, должны отвечать определенным требованиям:

— объективно отражать функциональное и/или органическое состояние органа, системы, обменных и регуляторных процессов;

— существенно меняться с возрастом;

— быть технически выполнимыми у лиц любого возраста;

— легко поддаваться количественной оценке;

— быть надежными и легко воспроизводимыми при повторных исследованиях, давая сравнимые результаты;

— не являться непосредственной причиной смерти.

Наиболее приемлемые варианты определения биологического возраста разработаны В.П. Войтенко, А.И. Токарем и А.М. Полюховым. Авторами предложено несколько тестов: артериальное давление — систолическое и диастолическое; скорость распространения пульсовой волны; продолжительность задержки дыхания после глубокого вдоха и глубокого выдоха; аккомодация; острота слуха; систологическая балансировка; масса тела; субъективная оценка здоровья; символ — цифровой тест Векслера. По специальным формулам определяется биологический возраст.

Помимо определения биологического возраста, ряд исследователей предлагают оценивать психологический, интеллектуальный, сексуальный и другие возрасты.

Вступление 3

1. Биологический возраст 4

2. Показатели зрелости 6

3. Морфологическая зрелость 11

Заключение 13

Список использованной литературы 14

Вступление

Биологический возраст, иди возраст развития, может опережать либо отставать от паспортного. При определении биологического возраста учитывают достигнутый отдельным индивидом уровень развития морфологических структур и функций в сравнении со средним хронологическим возрастом той группы, которой соответствует по уровню своего развития. индивидуальные колебания процессов роста и развития и послужили основанием для введения понятия «биологический возраст», или «возраст развития».

Основными критериями биологического возраста считаются:

1) зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков;

2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета);

3) зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов);

4) показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений микроструктур различных органов;

5) морфологическая и психологическая зрелость.

Морфологическая зрелость оценивается на основании развития опорно-двигательного аппарата ─ мышечной силы, статической выносливости, частоты и координации движений.

С морфологической и физиологической зрелостью тесно связана школьная зрелость, под которой подразумевают степень психофизиологической и морфологической зрелости, достаточную для начала школьного обучения.

Оценка морфологической зрелости основана на изменении пропорций тела, происходящем от того, что замедляется рост головы и шеи, но ускоряется рост конечностей [6].

1. Биологический возраст

Закономерности постнатального роста и созревания свойственны всем людям без исключения, хотя существует значительная индивидуальная (и популяционная) изменчивость в отношении времени прохождения тех или иных стадий, темпов роста и созревания, а также сроков достижения и величины дефинитивных размеров. Оценка этой вариабельности тесно связана с понятием «биологический возраст». Сам термин появился в 30-40-е годы ХХ в. в трудах российских ученых В. Г. Штефко, Д. Г. Рохлина и др. Биологический возраст, как и возраст паспортный, является временной характеристикой, т.е. функцией времени, но, в отличие от последнего, отражает темпы индивидуально роста, развития, созревания и старения организма. В зарубежной литературе используется также термин «возраст развития», который по существу является идентичным.

Хорошо известно, что в любой группе детей одинакового паспортного (хронологического) возраста есть такие, которые кажутся намного взрослее, и наоборот.

Хронологический возраст не дает оценить различия между детьми в отношении достигнутой ими стадии зрелости. Довольно бесполезными представляются в этом плане и простые измерения длины веса и тела. Для оценки различий в темпах созревания детей существуют различные критерии «биологического возраста». В общем, понятие «биологического возраста» может успешно использоваться на протяжении всего онтогенеза человека, а не только периода, связанного с ростом и развитием.

«Биологический возраст» можно определить как степень соответствия (несоответствия) морфофункционального статуса данного индивида некоему среднему уровню развития в той или иной «референтной» группе (возрастно-половой, этнотерриториальной и т.д.). Таким образом, биологический возраст дает оценку индивидуального возрастного статуса. В принципе, такая оценка может производиться с использованием практически любых систем организма, поскольку все они характеризуются определенными изменениями на протяжении всего постнатального онтогенеза. Однако специалисты используют далеко не все из них. Существуют четкие критерии оценки биологического возраста, которые и позволяют производить его сопоставление на самых различных уровнях.

Признаки, используемые для оценки биологического возраста, должны удовлетворять целому ряду требований . Прежде всего, они должны отражать четкие возрастные изменения, которые поддаются описанию или измерению. Способ оценки этих изменений не должен наносить вред здоровью испытуемого и вызывать у него неприятные ощущения.

И, наконец, он должен быть пригоден для скрининга большого количества индивидуумов.

В ауксологии применяются различные системы оценки биологического возраста, удовлетворяющие перечисленным требованиям. Это так называемые костный возраст, зубной возраст, половое развитие, общее морфологическое развитие, физиологическая зрелость, психическое и умственное развитие и некоторые другие [1].

Половая зрелость оценивается на основании степени развития половых признаков, таких как волосы на лобке и в подмышечных впадинах, набухание сосков, выступание кадыка, мутация голоса, развитие молочных желез и наступление менархе у девочек.

В период скелетной зрелости основными показателями возрастной дифференцировки костей скелета являются центры окостенения, сохранность или закрытие эпифазарных хрящевых зон роста. У взрослых оцениваются сопряженные с процессом старения изменения компактного вещества кости (его истончение), губчатого вещества (разрежения). В периоде старения в качестве критерия биологического возраста используется проявления остеопороза и остесклероза, остеофитоза (разрастание костной ткани в области фаланг кисти, стопы и на позвонках).

Зубной возраст определяется на основании числа прорезавшихся и находящихся в состоянии замены молочных зубов у ребенка, а у взрослых ─ по состоянию стертости постоянных зубов.

При определении возрастных изменений физиологических и биохимических процессов обращают внимание на темпы обмена. С прекращением ростовых процессов основной обмен снижается.

При осмотре кожных покровов обращают внимание на варикозные расширения и другие отклонения.

Морфологическая зрелость оценивается на основании развития опорно-двигательного аппарата ─ мышечной силы, статической выносливости, частоты и координации движений.

О психофизиологической зрелости судят по результатам выполнения тестов Керна ─ Ирасека. Оценка морфологической зрелостиоснована на изменении пропорций тела, происходящем от того, что замедляется рост головы и шеи, но ускоряется рост конечностей. На основании этого морфологическими показателями школьной зрелости служат три индекса и «филиппинский тест».

«Филиппинский тест» ─ упражнение, состоящее в проверке того, достает ли ребенок правой рукой, положенной поперек темени, до левого уха [3].

2. Показатели зрелости

1) Уровень полового созревания, ил половое развитие определяется по времени последовательности появления, а также степени развития вторичных половых признаков; эффективно используется в перипубертатном («околопубертантном») периоде, т.е. от 7-8 до 16-17 лет, наиболее часто применяется в качестве критерия биологического возраста при массовых антропологических обследованиях.

События пубертатного периода разворачиваются во времени, позволяя выделить в процессе их динамики отдельные стадии, свидетельствующие о скорости достижения отдельных стадий, но их последовательность остается более или менее постоянной.

Первым признаком полового созревания у мальчиков следует считать начало увеличение яичек. В среднем это происходит в 11-12 лет, индивидуальные вариации в норме могут охватывать период от 9 с половиной до 15 лет. Соотнесение во времени максимальных темпов развития, события пубертатного периода проявляются в следующей последовательности: рост яичек → рост пениса → увеличение гортани → лобковое оволосение → подмышечное оволосение → ростовой спурт (скачок роста длины тела) → рост волос на лице и теле.

У девочек первым признаком пубертата является увеличение половых желез ─ яичников, увеличением молочных желез, предшествующее ростовому спурту (скачку роста длины тела), оно начинается в 9-13 лет и заканчивается в 12-18 лет.

Наиболее важным маркером полового созревания у девочек полового созревания является начало менструирования (менархе).

Приведенная информация отражает важный аспект особенностей полового созревания: несоответствия физической и психологической зрелости [4].

2) Костный возраст, или скелетная зрелость служит хорошим показателем биологического возраста для всех периодом онтогенеза, начиная с утробного и кончая периодом старения. В процессе роста кости претерпевают ряд характерных изменений, которые могут фиксироваться на рентгенограммах. Основными показателями возрастной дифференцировки являются ядра окостенения и образования стенозов.

Возрастные изменения костной системы, с учетом иных, чем у растущего организма критериев, используются для определения биологического возраста на протяжении всего периода постнатального онтогенеза. В периоде старения в качестве критериев используются сроки проявления остеопороза и остеосклероза, различные деформации в области суставов и т.д. [4].

3) Зубной возраст, или зубная зрелость. Традиционный метод определения зубного возраста основан на учете числа (на данный момент0 и последовательности прорезавшихся зубов (как молочных, так и постоянных) и сопоставления этих данных с существующими стандартами. Используется в качестве показателя биологического возраста только до 13-14 лет, так как молочные зубы прорезываются с 6 месяцев до 2 лет, а постоянные ─ в среднем с 6 до 13 лет (за исключением третьих моляров).

Половые различия в прорезывании молочных зубов практически отсутствуют, но по прорезыванию постоянных зубов, как и по достижению костной зрелости, девочки опережают мальчиков, при этом наибольшие различия отмечены в сроках прорезывания клыков.

Работами многих ученых показано наличие четкого генетического контроля над различными стадиями формирования и появления зубов. Связь между показателями костной и скелетной зрелости в целом невелика, корреляция между костным и зубным возрастом не превышает 0,4.

Зубной возраст

  • У человека имеются две генерации зубов (смены или поколения), то есть характерен дифиодонтизм, а зубная система относится к гетеродонтному типу — зубы дифференцированы на отличающиеся по морфологии и функции группы:

o в молочной генерации — это резцы (dentes incisive, или i), клыки (d. canini, или c), и моляры (d. molares, или m);

o в постоянной — это резцы (I), клыки (C), премоляры (dentes praemolares, или P) и моляры (M).

Типичное число зубов в молочной смене равно 20, в постоянной — 32, а зубные формулы человека аналогичны формулам низших узконосых и антропоморфных обезьян, и имеют вид: i22 c11 m22 для молочной генерации и I22 C11 P22 M33 — для постоянной.
Молочные зубы начинают развиваться уже на 6-й неделе внутриутробной жизни. Эпителиальные клетки ротовой полости делятся, образуя зубные зачатки. Зачатки увеличиваются в размерах и внедряются в мезенхиму, образуя эмалевые органы. Последние постепенно становятся вогнутыми и приобретают характерные очертания зуб

  • Клетки эмалевого органа дифференцируются на наружные и внутренние:

o клетки внутреннего слоя окружают часть мезенхимы — зубной сосочек, из которого развивается дентин и пульпа (зубная мякоть).

o одновременно с образованием дентина, наружные клетки эмалевого органа снова дифференцируются и превращаются в амелобласты — клетки, образующие эмаль.

Параллельно с этим происходит формирование костной (челюстной) основы. Наконец, в челюстной кости образуется углубление — альвеола зуба, в которой и помещается растущий зуб, и к которой подходят кровеносные сосуды и нервы. Схематически весь этот процесс представлен на рисунке.
После того, как постоянный зуб достигает своего дифинитивного статуса, дальнейшее изменение его размера, формы и структуры прекращается — происходит только питание, иннервация и замена клеток его неэмалевой части.
Определение биологического возраста по одонтологическим признакам проводится на основе подсчета числа прорезывающихся зубов и последовательности их прорезывания. Эти данные сопоставляются с разработанными стандартами, в результате чего мы получаем интервальную оценку возраста индивида — зубной возраст.
Интервалы эти невелики, а границы их довольно постоянны — зубной возраст определяется с точностью до года, и иногда еще точнее. Это большое преимущество метода по сравнению со всеми прочими критериями. Однако зубной возраст наиболее информативен только в периоды прорезывания зубов молочной генерации (в среднем от 6 месяцев до 2 лет) и постоянной генерации (от 5-6 до 13-14 лет, без учета третьих моляров), то есть хронологические границы применения этого критерия сравнительно узки (табл. 7.8).

Таблица 7.8. Нормальные сроки прорезывания молочных и постоянных зубов (для европеоидных популяций)(по: Алексеев В.П., Дебец Г.Ф., 1964; Зубов А.А., 1973)
Зубы (название и обозначение) Возрастные пределы*  
Молочная смена Постоянная смена  
Резцы  
Внутренние (медиальные) (i1 и I1) 6-8 месяцев 6-8 лет  
Наружные (латеральные) (i2 и I2) 7-12 месяцев 7-9 лет  
Клыки  
Клыки (с или С). 16-20 месяцев 10-14 лет  
Премоляры (или предкоренные)  
Первые (Р1) нет 9-12 лет  
Вторые (Р2) нет 11-13 лет  
Моляры (или коренные)  
Первые (m1 и M1) 12-16 месяцев 6-7 лет  
Вторые (m2 и M2) 20-30 месяцев 12-13 лет  
Третьи (m3 и M3) нет (7,5)17-22(28) лет**  

Таким образом, обычная последовательность прорезывания молочной смены зубов имеет вид: i11i22m11 c m22 , причем первыми обычно прорезываются i1 (медиальные резцы нижней челюсти). По ходу прорезывания постоянной генерации молочные зубы рассасываются, начиная с верхушечного отдела корня. Неэмалевая основа зуба (дентин и пульпа, с кровеносными сосудами и нервами) постепенно лизируется, и в конечном счете от молочного зуба остается лишь коронка, состоящая из остатков дентина и зубной эмали. Этот процесс асимметричен, поскольку в первую очередь начинают рассасываться части корня, лежащие ближе к зачаткам формирующихся постоянных зубов. Последние располагаются для разных типов зубов неодинаково.
Формула прорезывания постоянных зубов фиксирует гетерохронность их появления: MlIlI2PlP2C M2MЗ (верхний зубной ряд) и M1I1I2C P1P2M2M3 (нижний ряд). Эта неодновременность связана с тем, что в нижней челюсти клык обычно появляется раньше премоляров, а в верхней — позже. Соблюдая общую последовательность, постоянные зубы нижней челюсти появляются немного раньше, чем зубы верхнего ряда, а скорость их появления выше, чем в верхнем ряду. Наконец, различна и длительность прорезывания отдельных зубов постоянной генерации: самым долгим этот период бывает у вторых премоляров, а наиболее коротким — у первых моляров и первых резцов.
В общем виде сроки и последовательность прорезывания обеих генераций представлена на рисунке.
Половой диморфизм проявляется в особенностях размеров и морфологии зубов, впрочем, весьма слабо.

А вот сроки прорезывания отчетливо выше у девочек, в сравнении с мальчиками. Максимальные отличия отмечены для времени появления клыков нижней челюсти (до 11-12 месяцев быстрее у девочек). То же относится и к скорости, с которой идет появление зубов постоянной генерации — в среднем она выше у девочек.
На протяжении последних столетий отмечается ретардация прорезывания МЗ3 (третьих постоянных моляров). Срок прорезывания их чрезвычайно непостоянен — от 7,5-8,0 до 18-27 лет и старше. Например, в 22 года они отсутствуют у 30% мужчин и почти половины женщин (Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В., 1999. С. 151). Хотя еще в первой половине XX в. обычными были цифры 17-19 лет и меньше. Вполне обычной становится также и их полная редукция (то есть все чаще встречаем зубную формулу I22 C11 P22 M22).
Причина этих перемен — эпохальные изменения морфологии черепа и связанная с этим тенденция укорочения альвеолярных дуг верхней и нижней челюсти. Так и хочется сказать, что "эволюция идет на наших глазах".
И эти слова недалеки от истины. Действительно эволюционный процесс продолжается. Он действительно связан с онтогенетическими перестройками. Но с позиции эволюции одно столетие — почти мгновенье, так что в случае с зубами мудрости и изменениями лицевого скелета мы можем говорить лишь о наметившейся эпохальной тенденции в изменчивости признаков (см. ниже). Редукция третьих моляров далеко не единственный одонтологический признак, демонстрирующий эпохальную тенденцию ретардации (например, см.: Зубов А.А., 1973).

  • К числу близких явлений относится и ряд других отклонений:

o нарушение последовательности прорезывания зубов (часто встречается последовательность I11 M11, I22 M11, или даже P11 C),

o проявления гиподонтии (кроме M33, встречается полная редукция I2, I1 и P),

o случаи ретенции, краудинг и так называемые "волчьи" зубы,

o наконец, встречается персистенция молочных зубов — молочный зуб не рассасывается и остается в одном ряду с зубами постоянной генерации.

Очень редко наблюдается гипердонтия — развитие "лишнего", 33-го зуба, как правило, одного. Наконец, чрезвычайно редки случаи необычного явления — так называемые натальные, или неонатальные, зубы, которые присутствуют у ребенка на момент рождения или прорезываются в течение первого месяца жизни. Зубы такой добавочной "предмолочной" генерации быстро выпадают (Морфология человека, 1990. С. 183).
Приведенные факты возрастной изменчивости еще более интересны, так как развитие зубной системы считается процессом, имеющим высокую степень генетической детерминации. Об этом мы уже говорили в разделе, посвященном расовому и этническому разнообразию. Об этом же прямо свидетельствуют результаты исследования моно- и дизиготных близнецов. Число молочных и постоянных зубов, несомненно, высоко наследственно обусловлено, причем в наибольшей степени это относится к последним (табл.7.9).

Таблица 7.9. Коэффициенты внутрипарной корреляции и показатели Хольцингера для числа молочных и постоянных зубов* (подробнее, см.: Никитюк Б.А., 1978. С. 41)  
Число зубов Пары мальчиков Пары девочек  
МЗ** ДЗ Н МЗ ДЗ Н  
Молочных 0.989 ±0.003 0.975 ±0.007 0.56 0.983 ±0.010 0.904 ±0.019 0.61  
Постоянных 0.992 ±0.003 0.974 ±0.007 0.69 0.981 ±0.006 0.765 ±0.055 0.92  

Зубы, прорезывающиеся раньше, имеют более высокий показатель Хольцингера (Н) по признакам длительности, синхронности и срока прорезывания, по сравнению с зубами, появляющимися позже. Так для медиальных резцов и первых моляров значение Н вообще равно 1.0. Строго говоря, это свидетельствует о 100% генетическом контроле и уходе из-под воздействия модифицирующих факторов. Но не стоит забывать, что последняя фраза имеет продолжение: "…в данной обследованной группе населения или антропологической выборке" (Никитюк Б.А., 1978. С. 41-43).

Предыдущая72737475767778798081828384858687Следующая

Дата добавления: 2015-06-17; просмотров: 542;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Зрелость — наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Эта основная характеристика зрелого возраста определила интерес к этому возрасту представителей различных областей знаний, что обусловило развитие акмеологии — науки о периоде максимального расцвета, личностного роста, высшего момента проявления духовных сил. Название науки сформулировано Н.А.Рыбниковым в 1928 году, когда он предложил включить в предмет возрастной психологии фундаментальный раздел — психология развития зрелости или взрослости. /7/

Психосоциальное развитие взрослого человека предполагает наличие у него двух основных аспектов его «Я»: личного как члена семьи и профессионального (Хухлаева, 2002). /2, 8/

В период молодости (18—25—30) деятельность человека достигает значительного прогресса в общественной производственной и личной сферах. Наибольшее количество заключаемых браков приходится на период от 22 до 25 лет. Молодости присущ оптимизм: человек уже начал действовать в плане осуществления своих идеалов и жизненных целей, он трудится над утверждением своего человеческого предназначения. Бывают, конечно, и трудности, но они не кажутся непреодолимыми. Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности кратковременны и проходят в бурном потоке жизни, в процессе освоения все новых и новых возможностей. Главная цель молодости подчеркивает А.В. Толстых, состоит в реализации возможностей саморазвития человека.

Вместе с тем именно в молодости имеются серьезные проблемы с развитием самосознания. Как отмечал Б. Г.

Ананьев, наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) и личности (гражданская зрелость) не совпадают во времени (гетерохрония). Самосознание, которое полвека назад уже развивалось к 17-19 годам, формируется в настоящее время к 23—25 годам. Затягивающийся период учёбы приводит некоторых молодых людей к безответственному инфантилизму. Поздно вступая на стезю собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами родителей, склонны к пустому времяпрепровождению и т.п. Игнорирование определённой частью молодежи системы социальных ценностей и запретов — это не только проявление конфликта поколений (это всегда было, есть и будет), но и следствие кризисных явлений в нашей стране, переходного состояния общественного сознания. /9/

К концу периода молодости (примерно к 30 годам) человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что представления о жизни, сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами, не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать и т.п. Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семью, профессию, привычный образ жизни. Самореализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознаёт, что, в сущности, стоит перед той же задачей — поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учётом реальных возможностей (в том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень — возраст взрослости. Обратим внимание на то, что «кризис тридцати» — условное название. Это состояние может наступить и раньше и позднее, ощущение кризисного состояния может наступать на протяжении жизненного пути неоднократно (как и в детстве, отрочестве, юности), так как процесс развития идет по спирали, не останавливаясь. Кризисное состояние человека (в случае нормы, а не патологии) — явление положительное, так как даёт импульс к дальнейшему совершенствованию (самосовершенствованию) личности в её развитии. /2,10/

Жизнь взрослого человека — это движение, изменение, развитие. На сегодняшний день современный человек не только приобрёл новые возможности выбора, новый уровень самосознания, но задачи, вставшие сейчас на рубеже тысячелетий, требуют от него дальнейшего развития в плане развёртывания отношений, углубления самоопределения, «общего взросления». А постоянно растущие возможности (определяемые достижениями науки, техники, медицины, информатизации и пр.) обусловливают новую ситуацию развития взрослого, раздвигая рамки его жизни. /11/

Говоря об особенностях зрелого возраста, А.А. Бодалёв подчёркивает, что для науки важно проследить связи между особенностями «акме» человека (высший для каждого человека уровень в его развитии, вершина его зрелости) и характером социальной ситуации развития в этот период его жизненного пути. Важно понять роль самого человека в том, какой будет вершина его жизни, и когда она явно у него будет просматриваться.

В связи с увеличением роли психологического фактора в современном производстве все более повышаются требования к особенностям психического развития взрослого человека. В условиях непрерывного образования, которое осуществляется не только в школьный период, но и на протяжении всей дальнейшей жизни человека, контингент взрослых людей тоже включен в процесс обучения. Повышение требований к интеллекту взрослого человека, к его мобильности и способности непрерывно обучаться происходит в условиях технического перевооружения производства, появления новых профессий, гигантского роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности. /12/

Многочисленными исследованиями установлено, что в различные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций. Так, наиболее высокая степень восприимчивости социального и профессионального опыта отмечается в пору от 18 до 25 лет. В эти годы происходят наибольшие изменения в интеллектуальных функциях.

В 26—29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление. Это связано с резкой перестройкой личности: определяются жизненные позиции, меняется положение человека в семье, в трудовом коллективе. В 30—33 года вновь наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций — памяти, мышления и внимания, которое снижается к 40 годам. Затем быстрота приёма информации, её переработки и реакции на неё, интенсивность внимания, а также эмоциональная уравновешенность и другие психологические показатели понижаются.

У взрослого человека при различных формах творческой активности интеллектуальная деятельность достигает наиболее высокого уровня. Экспериментальные исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что кульминационные моменты научного творчества относятся к 35—40 и 40—45 годам жизни. Средний максимум творческой активности для многих специальностей отмечается в 35—39 лет. При этом пик творческих способностей проявляется до 30—34 лет в таких науках, как математика, физика, химия; в 35—39 лет — у геологов, медиков и других специалистов; между 40 и 55 годами — кульминационные моменты достижений у представителей научной, философской и политической областей деятельности. При этом наиболее выраженной по критериям научного вклада, общей полезности и численности публикаций является продуктивность в 47 лет. Таким образом, период взрослости и начало зрелости является наиболее продуктивным в отношении высших достижений интеллекта. /13/

Как показал Б.Г. Ананьев, интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от двух факторов: внутренним фактором является одарённость человека, внешним — образование. Образование противостоит старению, затормаживает его процессы. Следует учесть, что до 35 лет происходит становление целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности человека; в период между 26 и 35 годами повышается интегрированность межфункциональной системы; в период между 35 и 46 годами под влиянием усиливающейся жёсткости связей между функциями и их показателями происходит снижение возможностей новообразований. /9, 12, 13/

Это создает противоречие, выражающееся в том, что имеют место высокая интеллектуальная активность и продуктивность в привычных условиях профессиональной работы и вместе с тем серьезные затруднения в овладении новыми видами деятельности. Поэтому подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации работников, создание на производстве системы непрерывного образования кадров являются важными условиями профессионального и интеллектуального развития человека.

Зрение человека практические не меняется с юношеского возраста и до перехода им 50-летнего рубежа, когда острота зрения начинает снижаться более быстро. Однако близорукие люди часто начинают видеть в среднем возрасте лучше, чем во времена своей молодости. Но изменение психофизиологических функций зрения у людей, достигших возраста средней взрослости, никак не отражается на функционировании их когнитивной сферы.

Слух в целом становится менее острым после 20 — летнего возраста, продолжая ухудшаться и далее, что вызывает у человека определённые трудности при восприятии звуков высокой частоты. В целом снижение слуха в среднем возрасте редко бывает настолько заметным, чтобы не позволять человеку вести обычный разговор. Проводимые экспериментальные исследования показывают, что вкусовая и обонятельная чувствительность человека также снижается в разных точках периода средней взрослости, хотя эти изменения происходят более плавно и не столь заметны, как снижение зрения и слуха. При этом чувствительность к температурным изменениям практически остаётся высокой. Кроме того, следует отметить, что описанная выше закономерность является обобщенной, ни в коей мере не является всеобщей. Развитие сенсорной сферы носит индивидуально обусловленный характер. /13/

Характеризуя данное явление, А.Н.Ананьев высказывает предположение о том, что «любая сенсорная функция проявляет свой действительный потенциал лишь в том случае, если находится систематически в состоянии полезного для нее оптимального (а не только посильного) напряжения. Это именно то условие, которое обеспечивает сенсабилизацию функций в процессе труда. По мнению Б.Г. Ананьева, сенсорные функции, включённые в трудовую деятельность, имеют как бы удвоенную усиленную (по сравнению с другими сенсомоторными функциями) мотивацию. В таких условиях происходит эволюция функций, достигающих новых, более высоких уровней развития и в зрелые годы. Одновременно с этим другие сенсорные функции, не имеющие таких условий развития, инволюционируют, причём преждевременно, в относительно молодые годы человеческой жизни. Следовательно, трудовая деятельность человека также определяет возможность сохранения достигнутого уровня развития психофизиологических функций.

Таким образом, к 23 — 25 годам многие психофизиологические функции достигают своего максимального развития и сохраняются на достигнутом уровне до 40 лет. /13/

Гизела Лейбоуви-Виф в качестве критерия когнитивной зрелости взрослых считал обязательность и ответственность. По её мнению, ход когнитивного развития должен включать как развитие логики, так и развитие саморегуляции на переходе от детства к зрелости. Она согласна с тем, что логика может достичь своей конечной стадии в подростковом возрасте, одновременно с развитием формально-операционального мышления, однако подлинная когнитивная зрелость, по её мнению, наступает значительно позже, когда взрослые люди становятся действительно автономными и обретают способность справляться с противоречиями и неопределённостями жизненного опыта. А это происходит лишь тогда, когда человек приобретает навыки самостоятельного принятия решений.

Данная точка зрения подтверждает мнение о том, что интеллектуальное развитие в период ранней зрелости проходит в тесном единстве с формированием личности. Это связано с тем, что способность самостоятельно принимать решения основывается на осознании своих обязанностей и понимании той ответственности, которая возлагается на индивида принятым решением. /8/

В среднем возрасте человек использует свои когнитивные способности, чтобы решать проблемы других — в семье и на работе. У некоторых эти обязанности могут стать довольно сложными, требующими налаживания отношений в рабочем коллективе и предполагающими владение человека разносторонними знаниями. Такие люди имеют возможность проявить свои когнитивные способности, выполняя административные функции. В более позднем возрасте характер решаемых проблем вновь меняется. Главной задачей становится задача реинтегрирования субъективных следов событий все предшествующей жизни, осмысление своей жизни как целого и оценка пройденного пути.

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1821 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Похожие главы из других работ:

Биологический возраст

1. Понятие биологического возраста

Понятие биологического возраста возникло в результате осознания неравномерности развития, зрелости и старения. Одна из важнейших закономерностей онтогенеза ? это неравномерность возрастных изменений…

Биологический возраст

3. Критерии определения биологического возраста

Биологический возраст дает оценку индивидуального возрастного статуса. Такая оценка может производиться с использованием практически любых систем организма…

Биологический возраст

4. Методы оценки биологического возраста

Введение понятия "биологический возраст" объясняется тем, что календарный (хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека…

Витамин С

8 Суточная потребность в Витамине С в зависимости от возраста: (1)

Для детей: 0-6 мес. — 30 мг 6 мес. до года — 35 мг 1-3 года — 40 мг 4-6 лет — 45 мг 7-10 лет — 45 мг 11-14 лет — 50 мг Для мужчин и женщин от 15 лет и до 50 суточная потребность около 60 мг…

Выращивание кактусов в условиях школьного кабинета биологии

1.3 Отличительные признаки

В ареолах закладываются цветочные бутоны, появляются цветки, у некоторых видов и листья. Колючки развиваются обычно в нижней части ареолы, над ними появляются цветки и боковые отростки. Различают центральные и радиальные колючки…

Комплексная характеристика рыжей вечерницы (Nyctalus noctula) фауны Северного Кавказа

3.2 Морфологические признаки

РАЗМЕРЫ: Масса 1840г, длина тела 60 82мм, длина хвоста 46 54мм, длина предплечья 48 58мм, размах крыльев 32 40см. ОПИСАНИЕ: Уши короткие и широкие. Окраска спины палеворыжая, коричневобурая, шоколаднокоричневая, рыжеватобуланая, брюхо светлее спины…

Концепции современного естествознания

1.13 Как вы понимаете фразу: "Признаки сцепленные с пола"? Как хранятся и передаются эти признаки?

Признаки, наследуемые с половыми хромосомами X и Y, получили название сцепленных с полом. У человека на Y-хромосоме располагается ряд генов, регулирующих сперматогенез, проявления антигенов гистосовместимости, влияющих на размер зубов и т.д…

Основные этапы эволюции приматов

1.1 Методы определения возраста ископаемых находок

Группа методов относительных датировок: Метод геохронологии — возраст находок определяется в соответствии с последовательностью геологических событий; используется шкала геологического времени, подразделенная на эры, периоды, эпохи…

Особенности развития утомления у детей и подростков и его профилактика

2. Признаки утомления

О начале утомления школьника говорят следующие признаки: · снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов…

Понятие возраста человека

1. Понятие возраста человека. Типы возраста: абсолютный, биологический, паспортный, психический, социальный.

Критерии биологического возраста

Для начала следует упомянуть о различных видах социальных ролей: основанные на личном достижении — достигнутые, и роли унаследованные, или приписанные. Возрастным статусом (ребенка, подростка…

Понятие возраста человека

Биологический возраст. Критерии биологического возраста

Понятие биологического возраста (БВ) появилось в результате осознания геронтологами неравномерности старения. Один из общих законов геронтологии гласит: "Стареют все и всё внутри всех с разной скоростью"…

Понятие возраста человека

Оценка биологического возраста

Для того чтобы следить за процессами старения человека, и своевременно осуществлять действия по увеличению активной работоспособности, полноценной, трудоспособной жизни необходимы современные методы диагностики процессов…

Сравнительная биологическая характеристика разных видов хурмы

2. Биология и морфология хурмы молодого возраста

Биология хурмы молодого возраста Литературные данные, касающиеся роста и развития хурмы в молодом возрасте, весьма ограничены. Между тем, для успешного введения её в новые районы…

Экстерьер и конституция лошади

9.2. Определение возраста лошади по зубам

Знание возраста лошади необходимо для правильной оценки ее хозяйственной и племенной ценности, для установления возможности допуска к ее воспроизводству и работам, к участию в соответствующих испытаниях и соревнованиях…

Этническая антропология: её содержание и задачи

1.3 Адаптивные признаки

С тех пор, как в науке стали связывать происхождение рас с влиянием окружающей среды, появились попытки доказать, что каждая раса лучше всех приспособлена к тем условиям, в которых она образовалась…

Степень биологической зрелости у дошкольников проводится по количеству постоянных зубов, соответствии длины тела ребенка возрастным нормативам и коэффициенту соматической зрелости (КСЗ).

«Зубной возраст» определяется путем подсчета числа прорезавшихся зубов и сопоставление его с существующими возрастными стандартами.

Сроки прорезывания постоянных зубов у мальчиков (Прахин Е.И., Грицинская В.Л., Л.И. Покидышева, 2003 г.)

Возраст Отставание Средний темп Опережение
6,5 лет 0-1 2-8 Более 8
7 лет Менее 5 5-10 Более 10
7,5 лет Менее 7 7-12 Более 12

Сроки прорезывания постоянных зубов у девочек (Прахин Е.И., Грицинская В.Л., Л.И. Покидышева, 2003 г.)

Возраст Отставание Средний темп Опережение
6,5 лет 0-2 3-9 Более 9
7 лет Менее 6 6-11 Более 11
7,5 лет Менее 8 8-13 Более 13

Коэффициент соматической зрелостиопределяется по формуле:

КСЗ =

Возрастная динамика коэффициента соматической зрелости у детей

Лет (Прахин Е.И., Грицинская В.Л., Л.И. Покидышева, 2003 г.)

Возраст Пол Отставание Средний темп Опережение
6,5 лет Мужск. Более 45,40 45,40 – 41,92 Менее 41,92
7 лет Мужск. Более 44,71 44,71 – 41,29 Менее 41,29
6,5 лет Женский Более 44,85 44,85 – 41,65 Менее 41,65
7 лет Женский Более 43,90 43,90 – 39,74 Менее 39,74

Примечание: биологический возраст отстает от паспортного, если один из перечисленных показателей ниже указанных величин. Биологический возраст опережает паспортный, если один из перечисленных показателей выше указанных величин.

Развитие половое: тип (изосексуальный, гетеросексуальный), вторичные половые признаки – оволосение, распределение подкожного жира, мутация голоса, развитие грудных желез, менструальная функция.

Оценка полового созревания девочек

(О.И. Чапова, Г.Ю.Лазарева, Москва, 2005г.)

Проявления Стадия по Танеру Средний возраст, лет Возраст-ной диапа-зон, лет
Молоч. железы препубертатные, d околососк. кружков < 2 см, соски не пальпируются (Ма1). Лобковое оволосение отсутствует (Р1) Препубер-татный период
Телархе: начало роста молоч. желез, соски пальпируются, околососк. кружки увеличиваются (Ма2) 10,5-11,5 8-13
Адренархе: начало лобкового оволосения (редкие, длинные, прямые, слабопигментированные волосы; в основном на больших половых губах) (Р2)   11-12 8-13
Пубертатное ускорение роста и прибавка в массе   12-12,5 9,5-14
Дальнейшее увеличение и нагрубание молоч. желез (вокруг соска появляется железистая ткань) (Ма3) 12-12,5 10-14,5
Оволосение распространяется на лобок (Р3)   12,5-13 9-14,5
Появление подмышечного оволосения (А)   12,5-13 10-15
Сосок и околососк.

кружок образуют вторичный бугорок над поверхностью молоч. железы (Ма4)

13-13,5 11-15,5
Лобковое оволосение, как у взрослых, но не распространяется на промежность и внутреннюю поверхность бедер (Р4) 13-13,5 11-15,5
Появление угрей   12,5-13,5 12-14,5
Менархе (Ме)   12,5-13,5 10,5-16
Регулярные менструации   14-14,5 12-17
Полное развитие молоч. желез (Ма5) 14-15 12-17,5
Лобковое оволосение распространяется на промежность и внутреннюю поверхность бедер (Р5)   14,5-15 12-17

Выраженность развития вторичных половых признаков у мальчиков (А.В. Мазурин, И.М. Воронцов, 1985)

Признаки Степени развития
Оволосение подмышечных впадин Ах0 – Ах4
Оволосение лобка Р0 – Р5
Рост щитовидного хряща гортани L0 – L2
Изменение тембра голоса V0 – V2
Оволосение лица F0 – F5

Стандарты полового развития (М.В. Максимова)

Возраст Девочки Мальчики
От До От До
10 лет Ma0P0Ax0Me0 Ma2P1Ax0Me0    
11 лет Ma1P0Ax0Me0 Ma2P1Ax0Me0    
12 лет Ma1P1Ax0Me0 Ma3P3Ax1Me1 V0P0L0Ax0F0 V1P1L0Ax0F0
13 лет Ma2P2Ax0Me0 Ma3P3Ax2Me3 V1P0L0Ax0F0 V2P3L1Ax2F0
14 лет Ma3P2Ax2Me0 Ma3P3Ax3Me3 V1P2L0Ax0F0 V2P3L0Ax2F1
15 лет Ma3P3Ax2Me3 Ma3P3Ax3Me3 V1P4L1Ax0F0 V2P3L2Ax3F2
16 лет     V2P4L1Ax2F1 V2P5L2Ax4F3
17 лет     V2P4L2Ax2F0 V2P3L2Ax4F3

Индивидуальное половое созревание (варианты нормы)

  Девочки Мальчики
По срокам начала пубертата
раннее 10-12 лет 9-11 лет
среднее 13-15 лет 12-14 лет
позднее 16-18 лет 15-17 лет
По темпам формирования вторичных половых признаков
быстрое За 1,5 – 2,5 года За 2,5 – 3,5 года
среднее За 3 – 3,5 года За 4 – 4,5 года
медленное За 4 – 5 лет За 5 – 7 лет

Глава XII

Клиническая оценка адекватности питания

При клинической оценке общего статуса ребенка учитыва­ется общее состояние здоровья, эмоциональный тонус, разви­тие статических и моторных функций. Большое значение име­ет состояние слизистых, кожи и ее придатков, тургор тканей, развитие подкожно-жирового слоя,. мышечной и костной сис­тем (деформации черепа, грудной клетки, ног), функцио­нальное состояние желудочно-кишечного тракта (аппетит, характер стула) и других внутренних органов и систем (смот­ри таблицу 12. 1).

При питании соответствующем потребностям и функциональным возможностям организма, у ребенка наблюдается хороший аппетит, радостное эмоциональное настроение. По­ведение его активное. он охотно вступает в контакт с други­ми детьми группы, с обслуживающим персоналом, принима­ет участие в играх.

Нервно-психическое развитие такого ребенка соответству­ет возрасту. Процесс адаптации у него к любым отрицатель­ным воздействиям проходит благоприятно.

К ранним клиническим признакам недостаточности пита­ния следует отнести изменения в поведении ребенка: повы­шенную утомляемость, возбудимость, плаксивость, нервоз­ность. Такой симптоматикой характеризуются полигиповита­минозы, при этом могут наблюдаться также легкие дистрофи­ческие изменения слизистых, кожи и ее придатков.

Недостаток, реже избыток того или иного биологически активного вещества в питании детей проявляется определен­ной клинической симптоматикой. Синдромы алиментарно­зависимых состояний даны в таблице 12.2

Таблица 12.1



Оставьте комментарий