Медицинские знания древнего востока


Лекция №3. Тема: Развитие медицины в странах Древнего Востока

ЛЕКЦИЯ №3.

Тема: Развитие медицины в странах Древнего Востока.

Количество часов-2

Цель: Дать студентам теоретическое знания о развитии медицины в странах древнего Индии, Египте и Средней Азии.

Ожидаемое результаты:

После проведенного занятии студент должен знать:

-роль и значение «Авесты» в медицине;

-Египетские папирусы;

-Врачебная деятельность Сушруты;

-Врачебная деятельность Ван Шу Хе.

План:

  1. Развитие медицины в Древнем Китае
  2. Развитие медицины в Древнем Индии
  3. Развитие медицины в Древнем Египте.
  4. Развитие медицины в Средней Азии.

Преподавательские заметки по лекции №3.

В числе первых рабовладельческих государств известна Египет, Месопотамия, Китай, Индия, Иран и др.

Сведения о медицине стран Древнего Востока мы черпаем из источников того времени: произведении письменности (папирусы, надписи на саркофагах, пирамидах, колоннах храмов в Египте). Из этих источников мы узнаем, что по времени к рабовладельческому строю ухе имелся значительный опыт распознавание, лечение и предупреждения болезней, сохранения здоровья.

Древних египетских папирусах (Имхотеба, гинекологический, ветеринарный) относящихся к Древнему царству, преобладают результаты эмпирический наблюдений (описание болезней, способов их лечения, строение человеческого тела), то в папирусах последующих эпохи мы находим многочисленные религиозно- мистические включения.

В странах Древнего Востока сложилась система подготовки лиц к профессиональной врачебной деятельности. Нарду с передачей знаний по родственной линии здесь возникли специальные школы для подготовки врачей. В Индии медицинская подготовка осуществлялась в специальных школах типа университета. Выдающийся врач Сушрута был воспитанником Бенаресского университета. От будущего врача требовалось основательное знакомство со всеми разделами медицины. Теоретическая и практическая подготовка должна быть находиться в горманичном единстве.

По мнению древних китайских врачей, человек представляет собой мир в микрокосмосе и состоит из пяти основных космических элементов: земли, огня, дерева и металла. В организме они попадают с принимаемой пищей, в желудке подготавливаются к перевариванию, а в тонких кишках превращаются в хилус, который преобразуется в кровь.

Кровь неподвижная, холодная, густая, черная, составляет пассивное начало («инь») до тех пор, пока в нее не проникает из легких воздух и создающий активное начало («янь». После этого приходит в движении становится разреженной, горячей и светлой идет по всем органам тела и питает их.

В древнеиндийской медицине существовало мнение, что жизнедеятельность организма поддерживается за счет нормального соотношения трех начал: воздушного, слизи и желчи. Египетские считали что ведущее место в жизнедеятельности организма занимают кровь т пневма. Под пневмой понималось находящихся в воздухе невидимое вещество, которое попадает в организм при вдыхании: из легких оно проникает в сердце, а оттуда по артериям разносится по всему телу. Нормальное состояние крови и пневмы обсусловливает здоровье человека , а при нарушении состояния этих веществ возникает болезнь.

В Египетской медицине заразились начала двух воззрений, объяснявших здоровья и болезнь людей,- гуморальное и пневматическое.

В древнекитайской медицине существовало мнение, что жизнедеятельность организма человека является сердце, задача которого- принимать пищеварительной сок, перерабатывать его и превращает в кровь. Печень является обиталищем души, а желчный пузырь мужества.

В древнеиндийской медицине центром жизни считали пупок, от которого берут начала нервы и сосуды, несущие кровь, воду и слизи.

В «Аюр- Веде» говорится, что болезнь наступает после нарушения хотя бы одного из компонентов, обеспечивающих здоровье. Причинами возникновения болезней Сушрута считал ненормальное соотношения космических стихий в результате неодинакового действия на них времен года, климата, особенно же вследствие нарушения соотношений этих стихий в пище и образуемых из нее органических жидкостях. Среди причин болезней назывались также испорченная вода, вредные местности, ветры, неопрятность одежды, жилища и.т.д.

Врачи стран Древнего Востока большое внимание уделяли описанию признаков и характера течения болезней, определению их исхода.

В описаниях болезней египетскими врачами можно отметить хорошо развитое наблюдение с использованием ряда методов исследования. Осмотр применяли с целью выявления изменений формы, окраски и положения наружных частей тела, кожи, волос, ногтей, выделений. Ощупывание производилось для установления отклонений в положении, форме, напряжений, температуре отдельных органов и всего тела. Особенно детально было разработано ощупывание органов брюшной полости.

В Индии при обследовании больного большое значение придавались расспросу и исследованию: определению цвета и температуры кожи, состояния языка, вкуса мочи. Описаны болезни желудка и кишечника, суставов, глаз, желтуха, проказа, оспа, рожа, холера, болезни мозга, сердца, последствия укусов змей.

Весьма разработаны были диагностика и прогностика в Древнем Китае. Универсальным диагностическим методом считалось определение пульса, который различался в связи с характером болезни, конституцией, возрастом и полом больного, времени года и дня и.т.д.

После установления характера болезни врачи переходили к лечению больного, которое зависело от общего состояния пациента, причины болезни и прогноза.

Древней китайской медицине применялись диета, водные процедура, массаж, солнечные облучения, лечебная гимнастика. Важнейшим средством укрепления здоровья являлись физические упражнения и труд.

Арсенал лекарственных средств китайской медицины состоял из большого числа веществ растительного (камфора, имбирь, лимонник, перец, чеснок и.т.д), животного (печень, костный мозг, кровь, мускул и др) и минерального (сульфат железа, ацетат меди, сульфат меди и др) происхождения.

Особое место занимали женьшень, возведенный в ранг универсального средства- панацеи и применявшийся при широком круге заболеваний.

Роль врача сводилась к восстановлению существовавшего до болезни равновесия с помощью лекарств, физических воздействия (массаж, физические упражнения и др) и хирургических операций. Задача врача- содействовать удалению из организма испорченных сркрв рвотным, слабительными средствами, очищающими изнутри, маслами, потогонными, ваннами.

При выборе метода лечения древнеиндийские врачи учитывали время года, возраст больного, пол, темперамент и конституцию, характер больного и другие факторы. Наряду с диетой они назначали лекарственные средства, применение которых считалось самой важной и ответственной частью врачевания, ибо по утверждению Сушруты.

В древнеегипетской медицине лечение было направлено на введение из тела образовавшихся в нем испорченных соков и воздуха, гнилостных веществ. Это достигалось назначением лекарственных средств, вызывающих рвоту, опорожнение кишечника, мочеотделение и потение. Арсенал лечебных приемов и лекарственных средств, употребляющихся в египетской медицине, весьма разнообразен и богат. Лекарственные вещества применялись в виде мазей, растворов, горчичников, промываний, клизм, компрессов, пластырей, отваров и.т.д.

Наряду с лекарственной терапией и механическими приемами осуществлялось совершенствование хирургических методов лечения болезней. По утверждению Сушруты, хирургия являлась «первый и лучший из всех медицинских наук».

Для производства операций имелись хирургические инструменты весьма древнего происхождения. Среди них пинцеты, катетеры, зеркала, зонды, шприцы для кишечного и мочевого каналов, скарификаторы, ланцеты, костные шипцы, пилы, иглы и др. для остановки кровотечения индийские врачи применяли холод, горячую воду и давящую повязку.

Индийские врачи производили ампутацию конечностей, грыже сечение, камнесечение, чревосечение с применением кишечного шва, удаление катаракты, пластические операции для возмещения дефектов носа, ушей и губ, кесарево сечение, повороты плода на ножку и головку.

При лечении переломов применялись вправления с вытяжением и противо вытяжением, неподвижные повязки, шины из бамбука.

В Китае хирургическими методами лечили раны, переломы, вывихы. Здесь были изготовлены шины, разработаны протезы для ампутированных конечностей. Осуществлялись операции в грудной и брюшной полостях, на черепе.

Египетские врачи владели высоким уровнем диагностики и хирургическими методами лечения болезней. В папирусе Имхотеба осуществляется разбор 48 видов травм с указанием на возможность излечения в одних на сомнительность и безнадежность- в других случаях. В нем описываются и травмы головы и позвоночника, в результате которых неизлечимо повреждается вся тело, выявляется роль головного и спинного мозга в организме человека, дается меткая характеристика паралича. Имеются сведения о распознавании сроков беременности. Во всех странах Древнего Востока получила развитие пластическая хирургия.

Сильную сторону медицины ранних рабовладельческих государств составляла гигиена. Она формировалась с целью охраны здоровья людей, предупреждения болезней, продления жизни. Имелись тщательно разработанные правила ухода за телом. Давались указания о содержании в чистоте жилища, умеренности в питании, режима дня, ежедневной гимнастике и.т.д.

Роль и значение «Авесты» в медицине.

Первые письменные сведения о медицине древних народов Узбекистана мы имеем в священной книге зорострийцев- «Авесте». Автором «Авесты» считается пророк Заратуштра. Абу Райхон Беруний его называл Зардуштом ибн Сафидом Турманом. Он же указывал, что Зардушт жил в VI веке до нашей эры и «Авеста» намисана им именно в это время.

«Авесте» состоит из трех книг. Первая называется «Вендидат» и представляет свод законов о телесном и духовном очищении.

Название второй книги «Висперед», что означает «познание всего».

Третья книга- «Ясна».В ней говорится о богослужении и религиозных обрядах.

Для нас значение имеет «Вендидат». Эта книга состоит из 22 глав. Особый интерес представляют V- XII главы, в которых изложены вопросы сохранения здоровья людей в частности духовного и телесного очищения.

В «Вендидате» указывается, что первым врачом был некий Трита.

В «Авесте» даны некоторые сведения об анатомии и физиологии человека. В ней указывается, что тело человека состоит из 8 частей- кости, мяса, жира, мозга, сосудов, крови, желчи (печени) и семени. Сосуды бывает двух видов- несущие алую (здоровую) и черную (нездоровую) кровь.

Практически причинами развития болезней считается влияние вредных для человека ветров, которые бывают холодными и теплыми. Холодные вызывают охлаждение, а теплые- перегревание.

К числу причин болезней отнесены и погрешности в питании (переедание, недоедание, недоброкачественная пища). Особое внимание обращено и на состояние психики человека: болезни могут прийти от «глубокого думу», то есть от переживаний. Указывается и на роль физического переутомления.

В лечении болезней в «Авесте» сказано- избавится от болезни можно только с помощью бога добра Ормузда. Практически рекомендуется три метода лечения- ножом (хирургический), травами (терапевтический), и словом (заклинание). В соответствии с современными понятиями его можно назвать психотерапией.

Таким образом, на первом месте ставится «лечение ножом», то есть хирургия. Для лечения травами на Востоке был большой выбор растений. В «Авесте» указывается, что среды них имелись как полезные (целебные), так и вредные (ядовитые).

Особое значение придается лечению священным словом, то есть психотерапии. В «Вендидате» указывается, что это наиболее надежный лечебный прием.

Для сохранения здоровья и успешной борьбы со злом (болезнью) «Авеста» предписывает людям соблюдения гигиенических правил.

В «Авесте» придается важное значение питанию. Плохое питание снижает физические и умственные способности.

Оснащении лекции:

  1. Таблица
  2. Слайды
  3. Схема.

Основная литература:

  1. А. А. Кадиров «Тиббиет тарихи дарслиги» Ибн Сино нашриети, Ташкент, 1993 й.
  2. А. А. Кадиров «История медицины Узбекистана» из- во Ибн Сины Ташкент, 1994 г.
  3. А. А. Кадиров «Узбекистон тиббиет тарихи дарслиги» Ибн Сино нашриети, Ташкент, 2001 й.
  4. Бородулин Ф. Р «История медицины сборник лекции» Москва, «Медицина», 1961 г.
  5. заблудовский П. Е. и др «История медицины» Москва, Медицина», 1981 г.

Дополнительная литература:

  1. А. А. Кадиров «Урта Осиеда тиббиетни пайдо булиши» Ибн Сино нашриети, Ташкент, 1990 й.
  2. М. Н. Балтаев Абу Али Ибн Сино- Великий мыститель, ученый энциклопедист средневекового Востока из- во «Фан» Ташкент, 1980 й.
  3. З. М. Бабур «Бабурноме» «Фан» Ташкент, 1957 й.
  4. А. Навоий Махбуб- ул Кулуб «Чулпон» нашриети 1983 й.
  5. А. Темур «Улажение Темура» Ташкент, 1996 й.
  6. Н. М. Махмудова «История развития внутренной медицины в Узбекистане» из- во «Фан» Ташкент, 1969 й.
  7. Альманах ТашГосМИ 60 лет Ташкент 1980 г.

Похожие:

Основы оценки риска для здоровья работающего населения
Медицина труда. Практические принципы в области медицины труда. Основные задачи медицины труда. Международная организация труда (мот)….
«Молодые Врачи Азербайджана» II международная Научно-Практическая Конференция «актуальные вопросы медицины»
Российский союз молодых ученых и Западно-Казахстанского Государственного Медицинского Университета приглашает Вас принять участие…
В европе основной частью активов, передаваемых в лизинг, является автотранспорт – 50%. Прочие категории составляют 34%. Недвижимость – 16%.
В германии, Великобритании, с значительная часть лизинга приходится на пассажирские автомобили. В странах Средиземноморья велика…
Темпус является программой продвижения сотрудничества по модернизации и развитию высшего образования в соседствующих с ес странах
Итоги промежуточной оценки программы Темпус IV "Весьма актуальной программы, которая вносит существенный вклад в реформу высшего…
Тема: «Как указать приблизительное количество»
Цель урока: Развитие устной и письменной речи на основе беседы и составления предложений, выражающих приблизительное количество….
Тема №1. Современное состояние и развитие мирового рынка лизинговых услуг. Лектор О. Ш. Сабиров
Риторике": "Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности". В этом труде он доказывает что, для того чтобы получить…
Развитие инфраструктуры электронного документооборота в узбекистане
Международная научно-практическая конференция «развитие инфраструктуры и услуг электронного документооборота, актуальные проблемы…
Документы
1. /лекция/ХОМ лекция кк.doc
Документы
1. /лекция/Цито Лекция.doc
Документы
1. /лекция/Агроэкология лекция кк.doc

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы

Особенности врачевания в странах Древнего Востока

РЕФЕРАТ

«Врачевание в странах Древнего Востока»

Подготовила: аспирантка

Закурдаева Марина Петровна

Кафедра оперативной хирургии с топографической анатомией

Научный руководитель: д.м.н., профессор Черных Александр Васильевич

Воронеж, 2016 год.

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Особенности врачевания в странах Древнего Востока. 5

2. Врачевание в странах Древней Месопотамии. 8

3. Врачевание в Древнем Египте. 13

4. Врачевание в Древней Индии. 16

5. Врачевание в Древнем Китае. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 23

ВВЕДЕНИЕ

Развитие человеческой культуры и цивилизации берет свои истоки из стран Древнего Востока [2; 5; 6; 7]. Исторические корни медицины Древнего Востока медицины уходят в далекое прошлое. Развитие врачевания в странах древнего мира имело схожие черты, но в то же время в каждом государстве были свои характерные особенности, связанные с историческим и культурным развитием данного региона [10; 12].

Изучая историю стран Древнего Востока, можно отчетливо увидеть, как из магической медицины возникает медицина практическая.

В Египте уже существовало хорошо разработанное целостное учение о кровообращении, сердечной деятельности и пульсе. Египетские врачи, строго специализировавшиеся в отдельных областях медицины, славились на всем Ближнем Востоке и в Средиземноморье [2].

Древнеиндийский сборник магических заклинаний «Аюрведа» содержит одновременно большое количество практических медицинских рецептов [1]. Индийские медики широко использовали лечебные свойства трав, знали о влиянии климата на здоровье, составляли специальные диеты при различных заболеваниях, в целом заботились о личной гигиене человека. Древнеиндийская хирургия славилась огромным количеством проводимых операций и использованием в них множества хирургических инструментов.

Китайская медицина известна подробным описанием анатомии и физиологии человека, а также методами лечения многих заболеваний. Врачевателями Древнего Китая была предложена методика диагностики по пульсу, которая до настоящего времени активно используется в китайской медицине. В Древнем Китае развивается иглоукалывание [11]. Весь современный мир пьет чай, который первоначально использовался китайскими медиками как лечебное средство.

Древневосточный мир охватывал собой обширную территорию, включавшую Северо-Восточную Африку, Переднюю Азию, Иранское плоскогорье, Индию и Китай со всеми промежуточными областями. Земли этих государств находились восточнее границ образовавшейся позднее Римской империи или составляли ее восточные провинции, в связи с чем, в древнеримской и последующей историографии по отношению к ним закрепился термин – «Древний Восток» [7; 10].

История медицины каждого из государств Древнего Востока содержит в себе множество примеров, характеризующих особенности развития врачевания в этих цивилизациях.

Особенности врачевания в странах Древнего Востока

История зарождения, возникновения и развития медицинской мысли в первых рабовладельческих государствах Древнего Востока – Египте, Китае, Индии, странах Передней Азии, как и дальнейшая история культуры восточных народов, раскрывает значительную плодотворную роль Востока в истории медицины.

В рабовладельческих государствах Древнего Востока народная медицина продолжала оставаться основой врачевания. В периоде разложения первобытно-общинного строя и превращения его в классовое рабовладельческое общество функции врачевания, ранее присущие многим членам общины, преимущественно женщинам, постепенно сосредоточивались в руках более узкого круга лиц, прежде всего старейшин и жрецов [6; 9].

В дальнейшем занятие медициной выделилось из числа остальных профессий того времени, появился врач-профессионал. Эта новая профессия завоевала видное место в обществе и получила признание в государстве. Свою медицинскую подготовку врачи-профессионалы получали в семье.

Глава 2. Врачевание в странах Древнего Востока

Врачебные знания передавались из поколения в поколение и дополнялись. Глава семьи передавал врачебный опыт своим сыновьям и дочерям, обучал их лечебным приемам, сообщал им секреты приготовления лекарств.

Из поколения в поколение этот материал накапливался, и становилось трудно удерживать его в памяти. В связи с этим после возникновения письменности появились первые записи рецептов, описаний болезней, лечебных приемов и способов приготовления лекарств [10]. В медицине рабовладельческого периода применяли лекарственные вещества в основном растительного происхождения, реже – животного происхождения (молоко, масло) и некоторые минеральные вещества (ртуть, мышьяк).

В рабовладельческих государствах Древнего Востока продолжала совершенствоваться помощь беременной женщине, установились гигиенические советы для женщин в период беременности и родов, вырабатывались приемы вмешательства при трудных родах, при неправильном положении плода. Врачи того времени в случаях тяжелых родов делали попытки поворота плода на ножку, кесарево сечение и эмбриотомию.

Медики рабовладельческого периода знали хирургию и применяли ее в условиях мирной жизни и на поле боя, удаляли стрелы, перевязывали раны, останавливали кровотечение. Во время хирургических операций употреблялись средства, снижающие болевые ощущения у пациента: опий, белена, конопля, настой из корней мандрагоры [4; 7].

В течение длительного времени в рабовладельческом периоде медицинская деятельность была тесно связана с религией, культом, храмами. Этот период в истории медицины носит название жреческой (храмовой) медицины [7].

С возникновением и развитием религии изменились представления о происхождении и природе болезней. В мифологических представлениях появились злые боги (демоны) болезней и добрые боги здоровья. Народ связывал свои представления о здоровье и болезни с явлениями природы: богом здоровья был бог солнца, бог плодородия.

Для жреческой, храмовой медицины основу представлений о болезни составляли демонологические воззрения на сущность болезни: болезнь представлялась злым духом, вселившимся в тело человека и вызывающим болезненные ощущения и явления; болезнь считалась следствием гнева богов, наказанием, посланным божеством. Дифференциация общественных функций в рабовладельческом обществе повела к тому, что в мифологии появилось множество богов, «ведающих» отдельными областями жизни: боги здоровья, боги – покровители медицины, боги врачей, покровители больных людей, богини-покровительницы беременных женщин [5].

Жрецы, являвшиеся часто наиболее сведущими для своего времени людьми, считали себя посредниками между людьми и богами, умеющими с помощью молитв и жертвоприношений умилостивить богов и, следуя указаниям богов, возвращать утраченное здоровье.

Медицина в рабовладельческих государствах Востока долгое время находилась в руках служителей религиозных культов, жрецов и играла роль орудия для удержания народа в страхе и для достижения корыстных целей.

Жрецы стремились сосредоточить в своих руках дело врачевания, так как это являлось одним из средств эксплуатации народа и приносило храмам и их служителям жрецам большие доходы.

В лечении жрецы широко применяли таинственные формы молений, жертвоприношений, сопровождавшиеся магическими действиями, гаданиями, толкованием снов, различного рода «чудесами», «откровениями». Однако все более и более затемняя истинные причины болезней демонологическими представлениями, используя стремления больных людей получить исцеление, стремясь сохранить и расширить клиентуру храмов, наряду с мистическими и магическими формами врачевания жрецы использовали и эмпирически найденные лечебные приемы и целебные средства народной медицины.

Борясь за сосредоточение в храмах врачевания и лечебной помощи, борясь и конкурируя с представителями народной эмпирической медицины, жрецы многое взяли из народной медицины, отбирали из нее лечебные средства, подмечали различия между ними. На известном этапе жрецы стали хранителями знаний о природе, ее наблюдателями и с появлением письменности записали народный опыт в области врачевания [3; 6].

Выдающимся достижением культуры рабовладельческого периода народов Древнего Востока было изобретение письма. Народы Древнего Востока оставили много письменных памятников, которые вместе с археологическими материалами дают сведения о медицине народов этой эпохи.

Медицина того времени поэтому чаще всего предстает перед нами в мистической оболочке. Для правильного понимания прошлого медицины рабовладельческого периода нужно уметь отделять объективные факты от элементов мистики.

Одним из источников доходов храмов были приношения верующих. Драгоценности, статуи и другие предметы люди приносили в храмы, прося исцелить их от болезней и в память об умерших. Больные, надеясь получить исцеление, жертвовали изображение больного органа, глаза, уха, сердца, матки, конечности. Обычай приношения посвящений был особенно распространен в местах, известных древними культами, храмами, «чудотворными» статуями богов. Такие места массового поклонения широко использовались жрецами. Вблизи их обычно располагались храмовые мастерские, изготовлявшие предметы для посвящений, которые покупались паломниками.

Тема 2 «Развитие ветеринарной медицины в древнем Китае, Индии, Тибете и Палестине»

Тема 2 « Развитие ветеринарной медицины в древнем Китае, Индии, Тибете и Палестине»

Древний Восток был колыбелью человеческой культуры. Здесь ранее других мест совершился переход от первобытнообщинного строя к строю рабовладельческому. Народы и племена Востока ранее других, за 4000-5000 лет до новой эры, вышли на арену истории и оставили наиболее древние исторические памятники. Культура рабовладельческих стран Древнего Востока оказала большое влияние на развитие Европейских стран. За несколько тысячелетий до нашей эры у народов Древнего Востока возникли первые ростки материалистического миропонимания и зачатки научных знаний о природе. Составляя единое целое с естественнонаучными представлениями, эти взгляды в борьбе против идеализма и религии расчищали почву для развития науки. Материалистические направления философской мысли Древнего Востока еще не могли опереться на систему естественнонаучных знаний, которые находились тогда в зародышевом состоянии, но были тесно связаны с накоплением сведений о природе тел и явлений.

В период разложения первобытнообщинного строя и превращения его в классовое общество функции врачевания, ранее присущие многим членам общины, постепенно сосредотачивались в руках более узкого круга лиц, прежде всего старейшин и жрецов. В лечении жрецы широко применяли таинственные формы молений, жертвоприношений, сопровождающиеся магическими действиями, гаданиями, толкованиями, например толкованием снов, различными «чудесами», «откровениями» и т.д.

Врачевание приносило жрецам и храмам большие доходы. Стремясь сохранить и расширить клиентуру храмов, наряду с мистическими и магическими формами врачевания жрецы использовали и эмпирически найденные приемы, и целебные средства народной ветеринарии. Жрецы много взяли из народного опыта врачевания, они отбирали лечебные средства, подмечали различия между ними.

Врачебные знания передавались из поколения в поколение, опыт дополнялся и накапливался, его трудно было удержать в памяти. В связи с этим, после возникновения письменности появились записи рецептов, описаний болезней, лечебных приемов и способов приготовления лекарств. Жрецы стали хранителями знаний о природе и с появлением письменности записали народный опыт.

Развитие ветеринарии в Китае – в период первобытнообщинного строя китайцами было приручено большое количество животных: собак, свиней, коз, овец, быков, буйволов, лошадей, кроме того слонов и оленей. Скотоводство занимало значительное место. Об этом свидетельствует большое количество животных, приносимых в жертву (до 300 голов быков, 100 голов овец).

В конце 3-го-начале 2-го тысячелетия до н.э. в Китае укрепился рабовладельческий строй, возникла иероглифическая письменность, сложность которой делала грамотность и образование труднодоступными и превратила их в монополию небольшой группы жрецов и аристократов.

В Древнем Китае больших успехов достигли такие науки, как математика, астрономия, земледелие, биологические и медицинские знания.

Китайская медицина уходит корнями в глубокое прошлое с связана с древней философией, согласно которой в организме, как и во внешнем мире, предполагалась постоянная борьба двух полярных сил; здоровье и болезнь определялись их соотношением.

Китайские врачи применяли многие лекарственные вещества растительного (женьшень, лимонник, ревень, имбирь, чай, лук, чеснок), животного (рога молодого оленя, мускус, печень, костный мозг, кровь тигра) и минерального происхождения (ртуть, сурьма, железо, сера ).

Китайские хирурги использовали для сшивания ран шелк, нити жгута и конопли, волокно тутового дерева, сухожилия тигров, телят и ягнят. Своеобразный, насчитывающий несколько тысячелетий, метод лечения «чжень-цзютерапия» (иглоукалывание и прижигание) применяли для лечения, как людей, так и животных.

Назначение уколов – облегчить передвижение по сосудам крови и особого «жизненно необходимого» газообразного вещества, ликвидировать их «застой», и тем самым устранить причину заболевания. Первые литературные данные о применении такого метода относятся к 6 веку до н.э. и изложены в «Каноне о внутреннем» («Ней-цзин», около II в.до н.э.) – одной из древнейших медицинских книг Китая.

Довольно рано в Китае появились специалисты по изготовлению и торговле лекарствами.

Одним из первых китайских лекарей, живших около 5000 лет назад, считается мифический император Шень Нун, который использовал для лечения всевозможные травы. Согласно преданию он оставил описание около 70 ядов и противоядий, умер в возрасте 140 лет и стал после смерти божеством аптекарей. Его считают автором одного из древнейших в мире «Канона о корнях и травах», содержащего описание 365 лекарственных растений.

Как свидетельствуют древние литературные памятники, уже 3000 лет назад в китайской медицине сосуществовали четыре раздела – внутренние болезни, хирургия, диетика и ветеринария. С XI века до н.э. ветеринария упоминается как отдельный раздел врачевания (Чжоуские ритуалы ХI-VII вв. до н.э.), где, наряду с описанием некоторых болезней животных и методами их лечения, отмечена связь распространения чумы с крысами и преимущественное возникновение и распространение чумы и некоторых заболеваний в портовых городах.

В более поздних сочинениях, которые содержат нарисованные лекарственные растения, инструменты и анатомические рисунки, предписывалось избегать проезда по местности, где убивают скот, рекомендовались методы профилактики некоторых гельминтозов, в частности бычьего солитера.

Развитие ветеринарии в Индии – медицинские знания древних индусов традиционно включали в себя сведения о болезнях людей, растений и животных. Лечением животных в Древней Индии занимались знахари (бхишадж – изгоняющие бесов), которые постепенно с течением времени превратились во врачей – целителей. Ветеринарные врачи Древней Индии принадлежали к высшему медицинскому сословию —Yaidya (к нему же принадлежали и врачи человека). Источником сведений о лечении людей и животных в Древней Индии является письменный памятник Аюрведа «Знание жизни», составление которого относят IХ-III вв. до н.э. Эта книга представляет собой обширную энциклопедию медицинских знаний, где наряду с отражением жреческой медицины и ветеринарии имеются элементы народной ветеринарии, опирающейся на многовековой опыт народа. В Аюрверде (AyurVedaSucruta) описано 760 лекарственных растений, способы применения средств растительного, животного и минерального происхождения, имеющиеся в ней описания болезней замечательно точны. В индийском врачевании лекарства распределялись по их действию. Были известны рвотные, потогонные, слабительные, мочегонные, наркотические и возбуждающие средства, которые применяли в виде порошков, пилюль, настоев, отваров, мазей и т.д. Широко применяли лечение ран повязками, пропитанными маслами и иглоукалывание. Древние индусы знали об оспе и могли знать о пользе прививок. Ими описано более 10 хирургических инструментов и способы проведения хирургических операций.

Хирурги Древней Индии умели сшивать ткани льняными и пеньковыми нитями, сухожилиями и конским волосом. Останавливали кровотечения с помощью холода, золы, давящей повязки; при вывихах и переломах костей использовали неподвижные повязки и бамбуковые шины; знали особые методы лечения ожогов, язв и опухолей.

В Индии, как и в других странах Востока, рациональные формы борьбы с болезнями тесно переплетались с религиозными представлениями, о чем свидетельствую Веды, в частности гимны Ригведы и Атхарваведы(3-2-е тысячелетие до н.э.), содержащие элементы врачевания животных, сопровождающиеся молитвами и заклинаниями.

«Веды» — сборники бытовых и религиозных предписаний – содержат произведения народного эпоса, часто в художественной форме, и свод законов Ману, где освещены многие вопросы гигиены и даны рекомендации по питанию, говорится об ответственности врача за неудачное лечение и приводятся размеры штрафов.

Имеющиеся описания некоторых болезней исключительно точны. В книгах Вед описаны болезни, подобные сибирской язве, бешенству животных, некоторым гельминтозам и кровопаразитарным болезням животных. Появление заразных болезней среди грызунов связывается в этих источниках с появлением чумы людей.

Индийские сочинения, посвященные ветеринарии, в эпоху средневековья были переведены на арабский язык и распространились в разных странах Востока.

Тема 1: «Развитие животноводства, ветеринарии в древней Месопотамии и Египте»

Другим очагом развития ветеринарии в древности, о чем свидетельствуют многочисленные памятники культуры, были древние рабовладельческие государства Двуречья (долина рек Тигра и Ефрата, ХХ-ХVIIвв. до н.э.), Центральная часть Двуречья – Аккад и юг Шумер –во 2-1-м тысячелетии до н.э. в северо-восточной части Месопотамии появилась Ассирия. В этих странах природные условия способствовали развитию скотоводства. Здесь разводили молочный и мясной скот. Коротконогих и длинноногих быков держали на подножном корме, подкармливая зерном. Рабочим скотом пользовались при орошении почвы, пахоте, молотьбе и перевозке грузов. Для нужд транспорта использовали ослов, иногда впрягали в плуг длинноногих антилоп. Широко был распространен мелкий рогатый скот – курдючные и тонкошерстные овцы.

Во 2-м тысячелетии до н.э. началось возвышение Вавилонского государства, в котором к этому периоду накопились основательные знания по ветеринарии. Вавилонским ветеринарам были известны болезни, по описаниям которых можно предположить, что это были сибирская язва, чума крупного рогатого скота, бешенство. Было известно, что отдельные болезни передаются от одного вида животного другому. Предпринимались первые попытки объективного изучения болезней и реальной борьбы с ними. Тексты описаний болезней содержат сведения о симптомах и методах лечения, для которых использовали различные, порой очень сложные лекарства. В состав лекарств включались нефть, смола, молоко, поваренная соль, шерсть и части тела животных, панцирь черепахи, органы водяных змей.

Для борьбы с заразными болезнями больных животных изолировали, животноводческие постройки сжигали, бешенных животных держали на цепи, потом убивали. Закрывали границы государств во время эпизоотий, знали связь эпизоотий и эпидемий.

Вавилонские врачи умели готовить отвары из растений, делали мази для наружного применения. Им были известны компрессы, массажи, кровопускание. Были разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипячение и фильтрация. Для лечения животных широко использовали воду и масла. На широкое их применение указывает то, что слово врач, в том числе и ветеринарный, в буквальном переводе означает «знающий воду» и «знающий масло».

Некоторые сведения по анатомии животных, которая была развита слабо, были связаны с жертвоприношениями. Рассечения жертвенных животных давали анатомические познания, но для постановки диагноза выделяли лишь сердце, желудок, легкие и печень.

Развитие ветеринарии в Египте

Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до н.э. Постепенно с накоплением опыта за 2000 лет до н.э. в Египте развилась довольно широкая врачебная специализация. У египтян были врачи: хирурги, стоматологи, глазные врачи, «иные для невидимых болезней», ветеринарные врачи.

Профессиональная ветеринария, которая вышла из недр народной ветеринарии, приняла облик жреческой или храмовой ветеринарии. В Египте благодаря обоготворению животных и вере в переселение душ, ветеринария занимала очень почетное место, и врачевание животных было привилегией касты жрецов. Социально положение врачей было, как правило, высоким. Так, Хеси-Ра (XXVII-XVI вв. до н.э.), начальник дантистов и врачей, был одновременно главным писцом фараона.

Создание письменности обусловило появление специальных тестов, которые являются сборниками с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов распознавания и лечения их у людей и животных. Из сохранившихся папирусов самым старым является Кахунский (1850 г. до н.э.) Папирус, посвященный женским болезням, содержит также трактат о парше птиц, бешенстве животных, чуме крупного рогатого скота и заболевании «шац», значение которого не расшифровано. За 1550 лет до н.э. были составлены два самых обширных по размеру папируса: папирус Смита, посвященный хирургии и папирус Эберса, посвященный заболеваниям по частям тела. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существовавших текстов, не сохранившихся до нашего времени. Самые древние папирусы главное внимание уделяли эмпирическим правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержали религиозных мотивов. С течением времени «медицина в Египте все более и более погружается в колдовство и мистику», тексты папирусов наполняются религиозными рассуждениями и содержат много молитв и магических процедур. Египтяне считали, что причина болезни может быть как естественной, так и сверхъестественной, т.е. исходить от богов и духов, поэтому врачебное исскуство включало в себя знания множества заклинаний и умение ловко и быстро готовить амулеты.

Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существовать и после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в которое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование, это способствовало приобретению знаний в области анатомии. Бальзамировали не только людей (в основном жрецов и фараонов), но и обожествленных животных. В Египте был культ быка и кошки, за нанесения вреда которым законодательством предусматривалось самое жестокое наказание.

В Древнем Египте употреблялись ряд анатомических терминов, что свидетельствует о знании некоторых органов, в том числе мозга, печени, сердца, сосудов. Однако, знания по анатомии и физиологии были незначительные.

Похожие документы:

  1. Тема 3 «Развитие ветеринарной медицины в древнем Китае, Индии, Тибете и Палестине»

    Документ

    Древний Восток был колыбелью человеческой культуры. Здесь ранее других мест совершился переход от первобытнообщинного строя к строю рабовладельческому.

  2. Л. С. Васильев История религий Востока

    Документ

    В книге излагается история возникновения религий Востока, показана их роль в развитии социально-экономической, политической структуры восточных обществ и их культуры.

  3. L. S. Vasilyev History of Oriental ReligionsЛ. С. Васильев История религий Востока глава 1 религия и религиоведение что такое религия? Как и когда она возникла? Вчем ее смысл и сущность

    Документ

    L.S.Vasilyev – History of Oriental ReligionsЛ.С.Васильев История религий Востока ГЛАВА 1 РЕЛИГИЯ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность?

    Лекция №3. Тема: Развитие медицины в странах Древнего Востока

    Каковы причины живучести этого социального феномена?

  4. Л. С. Васильев История религий Востока глава 1 религия и религиоведение

    Документ

    Что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность? Каковы причины живучести этого социального феномена? Ответить на такие вопросы нелегко.

  5. Александр Андреевич Губер. Такой учебник

    Учебник

    В книге излагается история стран зарубежной Азии и Африки с середины XVII в. до 1918 г. и содержится историографический об­зор дореволюционной русской и советской литературы по истории этих стран в указанный период.

Другие похожие документы..

Наука древнего Востока. Родиной современной человеческой культуры явились страны древнего Востока. За несколько тысяч лет до н. э. в Месопотамии, Индии, Китае, Египте в долинах рек и на морском побережье сложились крупные рабовладельческие государства. На Тигре и Евфрате в Месопотамии, Ниле в Египте, Инде и Ганге в Индии, Хуанхэ в Китае возводились плотины, рылись каналы, устраивались водохранилища. Здесь рано возникла общинная и государственная собственность на землю, что обусловило особый характер производства, который Маркс назвал азиатским. Царь-деспот и жреческая аристократия распоряжались огромными количествами земли и массами людей. Они воздвигали дворцы, храмы, колоссальные памятники вроде египетских пирамид, поглощавшие огромную массу человеческого труда. Потребности управления страной и торговли привели к развитию письменности (иероглифы, клинопись), возникшей из рисунков и узоров первобытной эпохи, которая древними финикианцами была упрощена в алфавитное письмо, ставшее основой современных европейских алфавитов. У древних шумерийцев (Месопотамия) письменность появилась уже в начале 4-го тысячелетия до и. э. Она носила характер миниатюрных картинок (пиктография), которые с течением времени, в связи с необходимостью в быстрых записях, упростились в клинопись. Материалом для письма были глиняные дощечки, на которых выдавливались знаки. С развитием вавилонской торговли эта письменность распространилась по всей Передней Азии, и, как уже было сказано, финикийцами, нуждавшимися в своих торговых отношениях в простой и удобной форме записи, была в XIII в. до н. э. преобразована в алфавит. На финикийский алфавит большое влияние оказало и египетское иероглифическое письмо, финикийский алфавит насчитывал 22 алфавитных знака. Из него возник в дальнейшем древнегреческий алфавит. Письменность служила прежде всего правительственным и культовым целям, а также применялась в торговых сделках. Вместе с тем она способствовала сохранению начатков научных знаний и возникновению школ (Египет, Китай).

Уже у земледельских и пастушеских народов сложились первые астрономические представления. В древнем Вавилоне, Египте, Индии и Китае велись систематические астрономические наблюдения. Эти наблюдения велись на специальных площадках, устроенных на крышах храмовых башен, и производились с такой точностью, что позволили установить явление предварения равноденствий (Вавилон). Вавилонские жрецы знали пять планет, определили их орбиты, распределили звёзды по созвездиям. Они установили видимый годичный путь движения Солнца (эклиптика) и разделили его на двенадцать частей (созвездия Зодиака). Ими был найден способ предвычисления затмений и установлен календарь. Время по вавилонскому календарю подразделялось на сутки, лунный месяц и год на 364 суток. Сутки делились на три стражи дня и три стражи ночи, начиная с захода солнца. Вместе с тем существовало и подразделение суток на 12 часов, содержащих 360 минут. Это подразделение основано на следующем способе измерения времени. В момент, когда над горизонтом появлялся верхний край солнца, открывалось отверстие в сосуде, вода в котором поддерживалась на определённом уровне, и вода из этого сосуда выливалась в специальный небольшой сосуд. Когда появлялся нижний край солнца, малый сосуд отставлялся и заменялся большим, вода в который собиралась до захода солнца. По отношению веса воды в большом сосуде к весу её в малом сосуде определялся «шаг» солнца. Отсюда возникла и градусная мера углов, ведущая своё происхождение из Вавилонии, вместе с шестидесятеричной системой исчисления.

Весьма существенно, что вавилоняне сделали попытку установить систему мер и единица времени была, невидимому, связана с единицей веса, которая равнялась весу воды в кубе, сторона которого равна одной десятой длины двойного локтя. Локоть представлял длину около 49,5—49,8 см. Единица веса называлась мина и составляла около килограмма; 60 мин составляли вавилонский талант.

Систематические наблюдения над небом вели египетские жрецы. На потолках египетских гробниц и храмов сохранились карты звёздного неба. Время ночью определялось с помощью астрономических наблюдений, днём — по солнечным и водяным часам. Египетский год делился на 12 месяцев, по 30 суток, к которым в конце года прибавлялось пять праздничных дней.

Вместе, с астрономией развивалась и математика, в особенности геометрия, имеющая важное значение для определения площадей земельных участков.

Высокого уровня достигла астрономия в древней Индии. Из индусских астрономических трактатов, относящихся к VI в. до н. э., видно, что индусы знали о вращении Земли вокруг своей оси и о том, что луна светит отражённым солнечным светом. В Китае с давних времён велись астрономические наблюдения. В китайской летописи Чеу Пей, относящейся к XI в. до н. э., описано определение длины тени шеста во время летнего и зимнего солнцестояния, что давало возможность сравнить изменение высоты солнца над горизонтом (гномон).

В 611 г. до н. э. была сделана запись о комете в области Большой Медведицы. В это же время были известны пять планет и продолжительность года в 365 1/4 суток. В IV в. до н. э. китайский астроном Ши Шэнь составил звёздный каталог, содержащий 800 звёзд. В летописях, относящихся к III в. до н.

Тема медицина и фармация древнего востока План занятия

э., упоминается компас. Сохранилась медная пластина компаса, относящаяся к I в. до н. э., с указателем из естественного магнита, обработанного в виде ложки (рис. 1а).

Таким образом, в странах древнего Востока естественно-научные знания, прежде всего астрономия и математика, получили достаточно высокое развитие. Однако эти знания были монополизированы жрецами, и общее представление о мире оставалось ненаучным. Первые попытки естественного объяснения мира относятся уже к высокоразвитому рабовладельческому строю древней Греции. Греческая рабовладельческая демократия представляла собой высший тип рабовладельческого государства, и именно в Греции наивысшего расцвета достигли наука, литература и искусство древности.

Оставьте комментарий