Личность как социологическое понятие


Тест по предмету "Социология" с ответами

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопрос 1. Что является объектом социологии:

  1. Человек
  2. Социальная жизнь человека, группы, общества
  3. Общество

Вопрос 2. Социология как наука возникла:

  1. После Второй мировой войны
  2. В первой половине XIX века
  3. В XVIII веке

Вопрос 3. Кто ввел в научный оборот термин «социология»?

  1. М. Вебер
  2. К. Маркс
  3. О. Конт

Вопрос 4. Кому из перечисленных авторов (1) Дюркгейм, (2) Вебер, (3) Маркс, (4) Конт принадлежат следующие определения социологии?

  1. Это позитивная наука об обществе (4)
  2. Это наука о социальных фактах (1)
  3. Это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать (2)

Вопрос 5. Кто из социологов исследовал проблему группового поведения?

  1. Г. Спенсер
  2. Г. Лебон
  3. Т. Парсонс

Вопрос 6. Центральным понятием социологии К.Маркса является:

  1. Общественно-экономическая формация
  2. Социальное действие
  3. Социальное пространство

Вопрос 7. Кому из перечисленных авторов принадлежат следующие положения (1 Конт, 2 Маркс, 3 Вебер)

  1. Сформулировал закон социальной гармонии (1)
  2. Подчеркивал важность понимания субъективного смысла, который вкладывается в действие индивида (3)
  3. Обосновал закон соответствия производительных сил характеру производственных отношений (2)

Вопрос 8. Какие из названных определений принадлежат:

  1. Общество – это над индивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях (2)
  2. Общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий (1)
  3. Общество – это система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности (3)

Вопрос 9. Какие из данных определений относятся к понятиям 1) социальная система,2) социальное действие, 3) социальный институт

  1. Человеческое действие, сознательно ориентированное на поведение и ожидание другого человека (2)
  2. Явление или процесс, состоящий из определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое (1)
  3. Устойчивая, стандартизированная форма осуществления социальной функции для удовлетворения какой-либо одной фундаментальной потребности (3)

Вопрос 10. Что такое социальная структура?

  1. Организация отношений между людьми
  2. Образец поведения
  3. Определенный способ связи взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции

Вопрос 11. Какая стратификационная система является открытой?

  1. Кастовая
  2. Сословная
  3. Классовая

Вопрос 12. Что является признаками предписанного статуса?

  1. Национальность
  2. Социальное происхождение
  3. Образование, квалификация

Вопрос 13. Как называется изменение социального статуса личности?

  1. Карьера
  2. Социальная мобильность
  3. Рейтинг

Вопрос 14. Кого можно отнести к маргинальным слоям населения?

  1. Военнослужащих
  2. Эмигрантов
  3. Студентов

Вопрос 15. Что понимается в социологии под термином «личность»?

  1. Всякий человек с момента своего рождения
  2. Каждый, живущий в обществе и соблюдающий его нормы
  3. Выдающийся деятель

Вопрос 16. Какие из определений характеризуют понятия: 1) социальная роль, 2) социальный статус, 3) ролевая система?

  1. Ранг или позиция индивида во взаимоотношениях с другими, связанная с определенными правами и обязанностями (2)
  2. Поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус (1)
  3. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу (3)

Вопрос 17.

  1. Обучение человека правилам жизни, поведения и культурным нормам
  2. Подготовка детей к взрослой жизни, усвоение элементарных правил общественной жизни
  3. Процесс усвоения индивидом на протяжении всей его жизни социальных ролей и культурных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит

Вопрос 18. Социальный конфликт – это:

  1. Форма отношений между потенциальными и актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями
  2. Борьба между индивидами, цель которой – получение выгоды, прибыли, либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям
  3. Борьба индивидов за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, группы, коллектива

Список готовых тестов с ответами

Одной из важнейших междисциплинарных проблем является проблема человека, личности.

В социологии при изучении личности происходит восхождение от абстрактного к конкретному, причем это восхождение происходит в рамках как любой социологической теории, так и в социальной теории личности:

1. Происходит последовательное раскрытие различных свойств личности: потребностей, интересов, ценностей, социальных установок и т.д., которое завершается системным представлением личности как объекта и субъекта общественных отношений.

2. Осуществляется переход от анализа личности к рассмотрению ее деятельности, образа жизни в целом, их условий, средств и результатов.

3. Анализируются межличностные отношения.

4. На завершающем этапе познания личности выясняются социальные нормы и отклонения в ее деятельности, поведении и отношениях, осуществляются типологии личностей, выработка соответствующих практических рекомендаций.

Личность – это интегральная характеристика индивида, выступающая как совокупность его социально значимых свойств и качеств, благодаря которым он включается в систему общественных отношений и многообразных форм деятельности и общения. В социологии она соотносится с такими понятиями, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Термин «человек» выступает как самое общее, родовое понятие, характеризующее человека как представителя особого биологического вида с характерным набором признаков, позволяющих отличить его от других живых существ. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность – это совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном. Понятие «личность» вводится для выделения и подчеркивания неприродной, социальной сущности человека и индивида. Понятие «личность» в социологии означает, во-первых, системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; во-вторых, субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В момент рождения ребенок еще не является личностью, он всего лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются, во-первых, биологические, генетически заданные предпосылки; во-вторых, наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. В своем первоначальном значении личность – это маска, роль, исполняемая актером в греческом театре. Для древних греков личность не существовала вне общины, полиса. Если в христианстве личность понималась как особая сущность, как синоним нематериальной души, то в Новое время на передний план выступает самосознание и личность практически отождествляется с понятием «Я». Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии [14].

Личность — определенным образом реализованная в индивиде интеграция социально-значимых черт и социальных отношений данного общества.

В современной науке существует два подхода к определению личности:

формально — логический, в соответствии с которым понятие личности определяется посредством подведения его под более широкое, родовое понятие — “человек”, а затем указываются его видовые отличия, т.е. определяются признаки, отличающие личность от человека вообще. Таким образом, личностью признаются не все люди, а только те из них, кто обладает определенными положительными качествами.

диалектико — логический, в соответствии с которым личность определяется посредством диалектики единичного и общего как особенное, взятое в социальном аспекте. Все люди обладают определенными общими чертами, биологическими и социальными. В тоже время каждый человек имеет только ему присущие особенности, свою биографию, свою профессию, свои отношения с обществом. Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и соотнести их с его индивидуальными особенностями, это и будет особенное – личность [5].

Личность — носитель социального качества. Социальное качество личности проявляется в процессе социальной деятельности.

Социальные качества личности — совокупность элементов, определенным образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия.

К элементам, составляющим социальные качества личности относятся:

1) социально определенная цель его деятельности,

2) занимаемые социальные статусы и выполняемые роли,

3) ожидание в отношении новых статусов и ролей (статусные и ролевые ожидания, уровень притязаний),

4) нормы и ценности,

5) знаковая система, которую использует человек,

6) совокупность знаний, позволяющих выполнять социальные роли и ориентироваться в окружающем мире,

7) уровень образования и специальная подготовка,

8) социально-психологические особенности,

9) активность и степень самостоятельности в принятии решений.

На процесс формирования личности влияют следующие факторы:

Биологический фактор необходимо учитывать, так как он, создает ограничения и предпосылки для социальных черт личности, а также благодаря этому фактору возникает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

2. Физическое окружение также имеет определенное значение в развитии личности. Заключается в том, что групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями климатических, географических и природных условий их формирования. При этом признается, что влияние физического окружения на личность незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового поведения или индивидуального опыта.

3. Под социальными факторами формирования личности понимается обычно культура общества, под воздействием которой возникает характерная личностная конфигурация, типичная для представителей данного социума. Функции личности в совокупности с необходимыми правами и обязанностями определяют ее социальный статус — определенную позицию человека в социальной структуре группы или общества, связанную с другими позициями посредством системы прав и обязанностей.

Теория диспозиции В.А. Ядова объясняет поведение личности в обществе и раскрывает механизмы его регуляции.

Диспозиция – предрасположенность личности в тех или иных условиях действовать определенным образом.

Установка – готовность действовать тем или иным образом.

1 Элементарно – фиксированные установки – это неосознанные действия, личности, основанные на рефлекторных инстинктах.

2 Ситуативные установки – связанны с окружающей ситуацией (сознательные).

3 Базисные установки (социально-фиксированные) – это влияние социальных норм, правил поведения, традиций на поступки индивида в обществе.

4 Ценностный уровень – высший уровень диспозиции (предрасположенность действий), влияние системы ценностей индивида на его поступки в обществе.

Читайте также:

Социологическое понятие личности

Встречаясь со старым знакомым, которого не ви­дели много лет, мы прежде всего спрашиваем: «Что у тебя нового?» Такой вопрос предполагает очевид­ную для нас вещь: человек уже не совсем тот, каким мы его знали, но это, несомненно, именно тот че­ловек. Мы воспринимаем себя и других людей как меняющихся во времени, но все же сохраняющих в себе какое-то постоянное ядро.

Проблема личности находится в поле зрения многих наук, являясь предметом междисциплинарных исследований. В науч­ной литературе, прежде всего, проводится разграничение таких близких понятий, как «человек», «индивид», «личность».

Человек — это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (homo sapiens) и служит для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств.

Индивид (от лат. Individ – неделимый, конечный)понимается как конкретный чело­век, единичный представитель человеческого рода и рассматри­вается в качестве отправного момента формирования личности.

Немецкая классическая философия внесла большой вклад в разработку философского поня­тия личности. Главное в идеалистических в целом взглядах И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля состояло в том, что все они видели в лич­ности активную силу, наделенную преобразую­щим потенциалом. Согласно Гегелю, личность — это как бы одна из множества граней мирового разума, универсального логического сознания, и смысл ее бытия в том, чтобы путем развития са­мосознания прийти к полному осознанию себя и к свободе.

Переход от философского к собственно социологическому пониманию личности впервые совершил К. Маркс, заявивший, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Суть ее сводится к тому, что понятие «личность» выходит за рамки понятия фактической индивидуальности и тождественно социальному в человеке.

Психологи психоаналитического направления сыграли зна­чительную роль в разработке современного понимания личнос­ти и индивидуальности. Его основатель, австрийский психиатр 3. Фрейд, доказал, что в человеческой индивидуальности наряду с сознанием присутствуют еще два структурных уровня: бессозна­тельное — несознаваемые инстинкты, влечения, комплексы, т.е. ус­тойчивые системы подавленных влечений, травмы; сверхсозна­тельное (сверх-Я) — система бессознательной цензуры, иначе гово­ря, контроля, вытесняющего из сознания недопустимые влечения, а из памяти — слишком травмирующие или позорные воспомина­ния. Его последователь К. Юнг расширил сферу бессознательного, включив в нее помимо индивидуального бессознательного, о кото­ром говорил Фрейд, коллективное бессознательное — совокуп­ность символических образов, воплощающих общечеловеческие родовые стремления, страхи, поиски.

Социология в отличие от философии имеет дело с социальной эмпирией, а говоря о нашем эмпирическом Я, мы не различаем в себе индивида и личность. Вообще индивид — это скорее обезли­ченная единица человеческого существования, нечто статистиче­ское. В социологии понятие «индивид» имеет значение просто мельчайшей неделимой единицы, входящей в социальную группу.

Исторически индивидуальное Я, т.е. интроспективное пред­ставление о самом себе, не совпадающее с Я социальным — со сво­им статусным набором, существует не так давно.

Поэтому следует пользоваться не только понятием «индивид», но и понятием «индивидуальность». Это то, что классик социоло­гии Э. Дюркгейм называл «индивидуальная сущность»: совокуп­ность качеств человека, обусловленных неповторимой комбина­цией врожденных способностей, темперамента, психической конституции и следствий приобретенного в индивидуальной ис­тории человека опыта. Все это в совокупности составляет индиви­дуальный полюс личности. Понятие «индивидуальность» отно­сится к тем особенным физическим, психологическим, мировоз­зренческим качествам, которые присущи только этому человеку и отличают его от всех остальных. Индивидуальность — это крите­рий неповторимости каждой личности, воплощение ее права на свободный выбор и самоопределение.

Но личность не исчерпывается индивидуальным полюсом. В ней наличествует также социальный полюс — то, что человек не­избежно приобретает в процессе социализации и социального взаимодействия. Система социальных отношений по-своему пре­ломляется в каждой личности, вызывая определенные ее измене­ния и сказываясь на ее социальном поведении. Всем известно, что человек меняется после длительной травмирующей ситуации, войны, плена, безработицы, его преображают социальный успех, стремительная карьера, резкое обнищание или внезапное обога­щение, наконец, личность, сформировавшаяся в закрытом идео­логизированном обществе, отличается от личности, воспитанной в условиях свободного правового государства. Социальный полюс личности отражает присутствующее в ней коллективное начало, качества, привычки, склонности, особенности поведения, прису­щие данному человеку не как индивиду, а как члену группы.

Наконец, социальное в личности — это то, что позволяет ей осуществлять социальную (групповую) идентификацию, отожде­ствляя себя со своим племенем, классом, нацией, профессиональ­ной группой.

Говоря о наличии в пределах одной личности двух полюсов, нужно иметь в виду, что между этими полюсами нет противоречия или борьбы. Они взаимозависимы и неотделимы друг от друга, как две стороны одной монеты или медали.

На протяжении всей жиз­ни индивидуальное и социальное в личности развиваются парал­лельно и подвергаются взаимному влиянию. Как показали исследования в области социальной психологии, человек, чувствующий себя в группе комфортно, старается подчеркнуть свою индивидуаль­ность. При межгрупповом конфликте, наоборот, человек стре­мится унифицироваться, слиться со своей группой, быть похожим на других.

Таким образом, личность в социологии можно определить как структурированный комплекс врожденных и приобретенных бла­годаря включенности в социальные отношения качеств, развиваю­щихся и проявляющихся во взаимодействии с другими людьми. Личность — это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений.

А само понятие «личность» характеризует итог развития индивида и является выражением его социальной сущности.

Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Главным условием этого являются:

1) Биологические. Генетически заданные предпосылки;

2) Наличие социальной структуры, мира человеческой культуры

При комплексном изучении личности в отечественной науке сложился ряд общепризнанных исходных положений:

• личность присуща каждому человеку;

• личность есть то, что отличает человека от животных;
• личность есть продукт исторического развития, т.е. возника­ет на определенной ступени эволюции человеческого существа;

• личность есть индивидуальная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого.

При исследовании процессов взаимодействия человека и об­щества личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но преимущественно как субъект социальных от­ношений, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также спо­собности оказывать обратное воздействие на социальную среду. В качестве первичного источника деятельности личности вы­ступают потребности, отражающие объективные условия суще­ствования человека и являющиеся одной из форм его связи с ок­ружающим миром. Согласно классификации американского исследователя А. Маслоу, все потребности образуют иерархи­ческую структуру, нижний уровень которой составляют физио­логические потребности и потребности в безопасности, а выс­ший — социальные, престижные и духовные потребности.

Будучи осознанными, потребности трансформируются в интересы личности. Интересы, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию мотивов деятельности личности. Механизм мотивации реализуется в конкретной дея­тельности личности, смыслом которой является достижение оп­ределенной цели.

Кроме внутренних побудителей деятельности (мотивов) лич­ности, существуют и внешние побудители — стимулы. В отли­чие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стиму­лы представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей социальной среды.

Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию личности — ее предрасположенность к определенному поведе­нию в конкретных условиях. Согласно концепции известного российского социолога В.А. Ядова, диспозиции делятся на выс­шие, средние и низшие. Диспозиции высшего уровня включают наиболее важные жизненные и ценностные ориентации личнос­ти, определяющие общую направленность ее деятельности. Дис­позиции среднего уровня — это установки на социальные объек­ты и ситуации. К диспозициям нижнего уровня относятся ситуативные установки, определяющие поведение личности в конкретных, непосредственно данных условиях.

Таким образом, социологическое понятие личности выра­жает интегральное социальное качество, приобретенное индивидом в процессе включения в систему общественных связей и отношений. Личность выступает как объектом, так и субъектом общественных отношений. Взаимодействуя с окружающей социальной средой, личность вырабатывает свои ценностные ориентации, социальные установки (диспозиции) и модели поведения. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций становится важным фактором творческой деятельности личности, преобразования условий ее жизни, развития общества в целом.

Предыдущая567891011121314151617181920Следующая

Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 325;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Понятие личности — одно из главных в социологии, т.к. в рамках микроуровня человеческого познания, человек является главным субъектом. Отсюда целый ряд понятий, используемых в социологии для анализа, Эти понятия человек, индивид, личность. Понятие человек выражает единство биологического и социального, как бы подтверждая, что с одной стороны человек есть часть живой природы и некоторые природные моменты свойственны ему, как и другим представителям животного мира. Философы столетиями спорят чего же больше в человеке животного или социального? Проблема соотношения биологического и социального в человеке не простая, но очевидно, что влияют как биологические, так и социальные понятия.

Понятие человек употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (хомо сапиенс).

Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Индивид — наиболее употребляемый термин, под которым понимается некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств и обычно употребляемая в контекст — «один из…» Т.е. социальная группа состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества. Однако, существуют огромные различия между стариком и ребенком, человек первобытного общества и современным человеком. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятие индивид используется и понятие личность. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности, личность — это итог развития индивида. Личность — совокупность сочетание социальных качеств в определенном человеке. Личности присуще индивидуальность. Индивидуальность —термин, подразумевает качества, присущие исключительно данному индивиду.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук: философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психологических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. Социология же выделяет в личности социологическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессами формирования личности, ее социализации, ее общностей, связями личности и различных общностей и т.д. Формирование личность в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов — идентификации и социализации. Социология имеет множество теорий личности. Все теории признают человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из социальных факторов. В основе одних доктрин лежит уверенность, что самореализация человека как личности возможна лишь через государство.

Такой взгляд берет начало еще с Демокрита, провозглашавшего, что в государстве представлено общее благо и государство превыше всего. Таких же взглядов придерживались Гегель и Макиавелли. Существует, теория личности как субъекта и объекта деятельности и общения в марксистской социологии. Значительное место занимает ролевая теория личности (ее разрабатывали Кули, Дарендорфа, Мертона и др.). Сторонники теории ролей исходят из того, что личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе, и следовательно социальная роль выступает важнейшим элементом механизма взаимодействия индивида и общества.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это в свою очередь предполагает наличие у личности самосознания, т.е.

не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Самосознание личности трансформируются в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действиям.

Основные разделы

Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод — обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией — саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.

Понятие личности в социологии

Личность изучается философией, психологией и другими социально-гуманитарными дисциплинами. В социологии личность — это система социально значимых качеств индивида, характеризующих его как субъекта социальных отношений. В социологии внимание исследователей направлено на то, как родовые свойства человека реализуются в конкретных исторически определенных социальных условиях. Социологов в личности интересует социально-типическое, т. е. совокупность когнитивных, нравственных качеств, ценностных ориентации, социальных установок и других свойств, которые обусловлены социальными отношениями, в которые личность включена и благодаря которым она создает, поддерживает и видоизменяет социальную реальность. Личность выступает одновременно объектом и субъектом социальных отношений. Как объект она формируется обществом, усваивает его нормы и ценности, учится исполнять роли. Как субъект личность обладает определенной самостоятельностью, независимостью в поступках и суждениях, способностью вырабатывать в себе определенные качества по собственному усмотрению.

Социально значимыми качествами личности, отражающими ее своеобразие, являются:

Самосознание – выделение индивидом себя из окружающей среды. Самосознание выступает как единство трех элементов: познания самого себя, эмоционально-оценочного отношения к себе и саморегуляции.

Самооценка – оценка личностью себя, своих потребностей, возможностей и места в обществе.

Активность – способность самостоятельно и энергично действовать.

Интересы – осознанные мотивы деятельности и основанные на них притязания.

Направленность – осознанное, устойчивое, преобладающее отношение личности к социальной реальности в целом, выражающееся в ее отношении к власти, основным ценностям общества и своему месту в нем.

Убеждения – элементы мировоззрения, придающие людям уверенность в своих взглядах и направляющие их волевые действия.

Установки – предрасположенность действовать определенным образом в отношении тех или иных социальных объектов. Под влиянием мотивов социальные установки превращаются в активную деятельность. В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюда» (attitude). В различных исследовательских традициях под установкой понимается предрасположенность, стабильность реагирования на социальные объекты, мотивационные основы поведения, система связей личности с действительностью, личностный характер восприятия человеком объектов окружающего мира.

Ценностные ориентации — лично принимаемые и обусловленные ценностями ориентиры повседневной деятельности. Целевые ценностные ориентации выражают идеалы личности, важнейшие цели, связанные со смыслом жизни (здоровье, благосостояние, свобода, справедливость, порядок и др.). Инструментальные ценности отражают одобряемые в обществе средства достижения целей (профессионализм, выдержка, находчивость и др.).

Идентичность – свойство индивида, обеспечивающее его способность оставаться самим собой в меняющихся социальных ситуациях. Идентичность является результатом, с одной стороны, отождествления человеком себя с различными возрастными, национальными, профессиональными и другими группами, с другой стороны, осознания им собственной уникальности, различий между собой и другими. В одних концепциях идентичность понимается как ощущение тождественности личности самой себе, вытекающее из потребности в уважении, участии и оценке (Э. Эриксон, Дж. Мид), в других — как конфликтные отношения между различными ее компонентами (3.

Фрейд) или развитие познавательных, аффективных и экспрессивных способностей (Ж. Пиаже).

Имидж – совокупность свойств, приписываемых личности традицией, модой, предрассудками, рекламой, пропагандой и др. в целях формирования определенного отношения к ней со стороны окружающих. Имидж личности отражает ее статус и проявляется во внешних атрибутах (одежда, манеры, символика речевого поведения и др.).
Будучи системным образованием, любая конкретная личность как социальная единица обладает рядом социально значимых особенностей, таких, как целостность (более или менее гармоничная взаимосвязь элементов и качеств), открытость (взаимодействие с окружающим миром), изменчивость (потребность в развитии, способность меняться), рефлексивность (склонность к самопознанию), саморегуляция (способность избирательно проявлять свои качества посредством управления своим поведением и самоконтроля), саморазвитие (способность не только приспосабливаться к обстоятельствам, но также выбирать и менять их в ходе преобразования самого себя).

ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД ЛИЧНОСТЬЮ В СОЦИОЛОГИИ?

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных тем, постольку для понимания сущности социальных процессов, системы взаимосвязи людей в обществе социолог должен понять, какое место в этом процессе занимает человек, являющийся носителем общественных отношений.

Прежде всего, необходимо выяснить соотношение понятий «человек», «индивид» и «личность». Говоря о человеке, мы рассматриваем его как сложную систему, соединяющую биологическое и социальное, физическое и духовное. Следует различать три смысла этого понятия (М.С. Каган):

  • Человек как представитель человечества, род Homo Sapiens
  • Определенный тип человека, локализованный во времени и пространстве (первобытный человек, современный человек)
  • Конкретный и единичный человеческий индивид («Прекрасный, замечательный человек!»)

Каждый конкретный человек – это индивид. Он отличается от других своей индивидуальностью, то есть только ему присущими чертами разума, воли, характера, потребностей и др.

Человеческий индивид – отправное понятие для формирования личности.

Личность есть итог развития индивида. В момент рождения ребенок еще только индивид. Чтобы стать личностью, он должен пройти определенный и долгий путь развития. Непременными условиями этой эволюции являются: 1) биологические, генетически заданные характеристики; 2) наличие социальной и культурной среды, в которой ребенок живет

Личность формируется только при включении в систему социальных связей и отношений, когда индивид начинает выполнять определенные социальные роли или социальные функции. На это указывает этимология слова «личность», восходящее к древнерусскому слову «личина» (маска). Говоря о личности, мы тем самым характеризуем человека со стороны связей с другими людьми и социальной общностью, к которой он принадлежит. И в этом смысле личность есть совокупность интегрированных в ней социально-значимых характеристик, возникших в процессе взаимодействия. Образно говоря, она есть микрокосм социально-культурной системы своего времени. Нужно отметить также, что личность является продуктом не только существующих отношений, но и своего собственного развития и самосознания. Поэтому, понятие «личность» с одной стороны обозначает конкретного индивида в единстве его индивидуальных свойств и качеств, выступающего в качестве субъекта социальных отношений и сознательной деятельности, а с другой стороны, личность выступает как объект, носитель устойчивой системы социально-значимых черт и общественных отношений.

Таким образом,личность – это динамическая, относительно устойчивая система социокультурных, интеллектуальных и морально-волевых качеств индивида, выраженные в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.

Феномен личности является объектом изучения ряда наук, прежде всего, философии, социальной психологии, этики и др. Философия занимается исследованиями биосоциокультурной сущности человека, смысла жизни, вопросами бытия, цели, идеалов и т.п. Психология рассматривает личность с позиции проявления психологических механизмов ее поведения, характеристик активности, эмоционального состояния, проявления чувств и т.п. Социальная психология исследует личность как субъекта сознательной деятельности через проблему мотивации и обращает внимание на индивидуальные различия людей: темперамент, характер, способности, особенности поведения, то есть всего того, чем люди отличаются друг от друга. Этика изучает нравственные и моральные качества человека, его отношение к социальным нормам.

Социология при изучении личности выделяет социально-типическое, то есть те качества, которые делают людей похожими друг на друга. В центре ее внимания – социальные типы, когда человек выступает представителем той или иной социальной общности – демографической, классовой, этнической, территориальной, профессиональной и др. (к примеру, личность студента). По образному определению российского ученого В. Ядова, для социологии личность важна «не как индивидуальность, а как обезличенная деиндивидуализированная, деперсонифицированная личность, как социальный тип». Социологию интересуют процессы формирования личности в неразрывной связи с развитием социальных отношений, ее связи с обществом, социальной группой и социальными институтами. Она занимается исследованием социальных мотивов, социального поведения, ценностных ориентаций человека и его самореализации. Некоторые проблемы являются общими для социологии, философии и социальной психологии, поэтому границы между ними бывают часто условными.

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 4; Нарушение авторских прав

Оставьте комментарий