Личность александра 2


Похожие главы из других работ:

Александр II как государственный деятель

I. Личность Александра II

19 февраля 1855 года на российский престол вступил император Александр II (1818-1881 гг.). Новый император по сравнению со своим отцом Николаем I являлся достаточно заурядной личностью. Он не обладал столь глубоким умом, как его отец…

Великие реформы Александра II в 1860-1870 гг.

ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ АЛЕКСАНДРА II, И ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЕГО ПРАВЛЕНИЯ.

Внутренняя политика в период дворцовых переворотов и в правление Екатерины II

2.1 Личность Екатерины II

Екатерина II, до брака принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, родилась 21 апреля (2 мая) 1729 года в немецком городе Штеттине (Пруссия)…

История династии семьи Романовых

4.ЛИЧНОСТЬ НИКОЛАЯ II

Николай II (Николай Александрович Романов) (19.05.1868-17.07.1918), русский царь, российский император, мученик, сын царя Александра III. Воспитание и образование Николай II получил под личным руководством своего отца, на традиционной религиозной основе…

История правления императора Александра I

Личность

Из всех данных Александру I прозвищ — Северный сфинкс, Блестящий метеор севера, Коронованный Гамлет, Очаровательный сфинкс — самым метким, пожалуй, было то, что дал ему Наполеон: Северный Тальма. Тальма — знаменитый актер того времени…

Контрреформы Александра III

2. Личность Александра III

В 1845 г. 26 февраля в Аничковом дворце в Петербурге у цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II, родился третий ребенок и второй сын. Мальчика назвали в честь отца Александром и ему, как и деду — императору Николаю I…

Политика самодержавия Александра III

1.Личность Александра III

Российский император с 1881. Второй сын Александра II. В 1-й пол. 80-х гг. осуществил отмену подушной подати, понизил выкупные платежи. Со 2-й пол. 80-х гг. провел “контрреформы”. Усилил роль полиции, местной и центральной администрации…

Правление императрицы Екатерины II

Личность Екатерины II

Императрица была высокообразованным человеком, с детства много читала. Ее особенно привлекали труды французских просветителей — энциклопедистов. В государственных делах Екатерина считала себя продолжательницей трудов Петра Великого. Но…

Реконструкция картины мира человека сталинской эпохи

4. ЛИЧНОСТЬ

Реформы Газан-хана в Иране

5. Личность

Даже не принимая на веру все те дифирамбы, которые произносились в его честь, следует признать, что для своего времени Газан-хан был выдающимся человеком: кроме родного монгольского, знал несколько языков, знал персидский и тюркский…

Реформы государственного управления при Александре I

1. Личность императора Александра I

Александр I Павлович Благословенный — император и самодержец Всероссийский (с 12 (24) марта 1801 года), царь Польский (с 1815 года) старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны. Необычный характер Александра I особенно интересен потому…

Реформы Петра I в области просвещения и науки

Личность Петра I

В конце XVII в., на русском престоле оказался молодой царь Петр I когда, наша страна переживала переломный момент своей истории. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность…

Реформы Петра Великого: сущность, содержание, итоги

1. ЛИЧНОСТЬ ПЕТРА I

Будущий великий преобразователь родился 30 мая 1672 г. от брака царя Алексея Михайловича Романова (1645-1676) с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Большое и, скорее всего, негативное воздействие на его формирование оказала борьба…

Реформы Петра І

1.1 Личность Петра Й

Всероссийский император и московский царь Петр I (известный также как Великий) родился в мае 1672 года. Сегодня историки считают его одним из самых выдающийся государственных деятелей того времени. После смерти своего отца Алексея Михайловича…

Сукарно — первый Президент Индонезии

Личность

Сукарно (Sukarno), настоящее имя — Кусно (6.6.1901, Сурабая — 21.6.1970, Джакарта). Родился на восходе солнца в 1901 году в городе Сурабае. Сын школьного учителя, выходца из яванского аристократического рода Радена Сукеми Сосродихарджо и балийки Иды Ньоман Рай…

Введение

  • Исторические условия

  • Личность императора Александра II

  • “Великие реформы” 60-70-х годов. Необходимость реформ.

  • Отмена крепостного права

  • Земская реформа

  • Городская реформа (в продолжение земской)

  • Судебная реформа

  • Военная реформа

  • Реформы в области просвещения

  • Реформы в области печати

  • Оценка деятельности

  • Вывод

  • Введение

    Исторические пути России, судьба ее реформ – одна из постоянных, неиссякаемых тем Руссой мысли. С новой остротой она заявляет о себе в переживаемый исторический момент. Вопрос о Российских реформах волнует современную общественную мысль — от размышления интеллектуалов, профессионалов, политиков, до бытового сознания.

    Представляется поучительным и актуальным вернуться к истокам Российских реформ, попытаться проследить их исторические и теоретические предпосылки, перипетии их решения, их воздействие на историю страны, оценить их объективный смысл с позиции современного исторического опыта.

    Перед Александром II стояла задача вывести страну из кризиса, отстоять ее пошатнувшийся авторитет в цивилизованном европейском мире, не бороться с влиянием Европы, а учитывать ее исторический опыт в предстоящих преобразованиях.

    Столкновение старых традиций и новых требований ставило Россию перед неизбежностью радикальных реформ. В силу особенностей государственного устройства и особенностей жизненного уклада России движение вперед было возможно лишь при содействии монарха.

    Александр II и его просвещенные бюрократы ввели Россию в основное русло прогресса ХIХ в., осуществив освобождение крестьян, проведя реформу местного самоуправления, внедрив систему земств, провозгласив независимость судебной власти.

    Целью данной работы является исследование деятельности Александра II по реформированию системы государственного управления

    Исторические условия

    Вступление Александра II на престол 19 февраля 1855 г. произошло при очень тяжких обстоятельствах. Крымская война, где России приходилось иметь дело с соединенными силами почти всех главных европейских держав, принимала неблагоприятный оборот. Силы союзников к тому времени увеличились еще более вследствие присоединения к ним 15 000 сардинских войск; неприятельский флот действовал против России на всех морях. Несмотря на свое миролюбие, которое было известно и в Европе, Александр выразил твердую решимость продолжать борьбу и добиться почетного мира.

    Совокупный штурм Севастополя всеми союзниками, произведенный 27 августа, заставил русские войска покинуть южную часть города и перейти на северную. Падение Севастополя, однако, не принесло неприятелю значительной пользы. С другой стороны, русские были отчасти вознаграждены успехом в Малой Азии: Карс — неприступная крепость, усиленная англичанами, — 16 ноября был взят генералом Муравьевым со всем многочисленным его гарнизоном. Этот успех доставил России возможность выказать свою готовность к миру. Союзники, так же утомленные войной, охотно готовы были вступить в переговоры которые и начались через посредничество венского двора. В Париже собрались представители семи держав (Россия, Франция, Австрия, Англия, Пруссия, Сардиния и Турция) , и 18 марта 1856 г. заключен был мирный трактат. Главные условия договора были следующие: плавание по Черному морю и Дунаю открыто для всех купеческих судов; вход в Черное море, Босфор и Дарданеллы закрыт для военных кораблей, за исключением тех легких военных судов, которые каждая держава содержит в устье Дуная для обеспечения на нем свободного плавания. Россия и Турция, по взаимному соглашению, содержат на Черном море равное число кораблей. Россия, в видах обеспечения свободного плавания по Дунаю, уступает Дунайским княжествам часть своей территории у устья этой реки; а также обещает не укреплять Аландских островов. Христиане в Турции сравниваются в правах с мусульманами, и дунайские княжества поступают под общий протекторат Европы.

    Парижский мир, хотя и не выгодный для России, был все-таки почетным для нее ввиду таких многочисленных и сильных противников. Впрочем, невыгодная сторона его — ограничение морских сил России на Черном море — была устранена еще при жизни Александра II заявлением 19 октября 1870 г.

    Крымская война обнаружила многие внутренние язвы Российского государства, показала полную несостоятельность прежнего быта. Оказалось необходимым полное переустройство многих частей, но на пути всякого улучшения крепостное право стояло неумолимым препятствием. Потребность в реформах становилась осязательной, неотложной.

    Вступив на престол в самый разгар Крымской войны, царь Александр II немедленно по ее окончании принимается за осуществление программы коренных реформ: на первом месте, конечно освобождение крепостных, но предусмотрен также ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии. Речь идет о действительно крупных изменениях, пусть и не отменяющих самодержавного строя, а только модернизирующих его.

    Личность императора Александра II

    17 апреля 1818 года в 11 часов утра в семье великого князя Николая Павловича и великой княгини Александры Федоровны родился сын. Родился и уже этим во многом повлиял на дальнейший ход русской истории. Не имевший сыновей император Александр I, узнав о появлении у младшего брата наследника, решил передать престол Николаю, а не брату Константину, следующему за Александром по старшинству. Это стало одной из причин междуцарствия конца 1825 года и поводом к восстанию декабристов…

    Родители будущего императора были люди очень разные, но Александр гораздо более унаследовал характер своей матери. Он рос мальчиком мягким, чувствительным, даже сентиментальным. Чувства и переживания всегда играли в его жизни большую ролью Твердость и непреклонность. Присущие Николаю Павловичу, никогда не были отличительными чертами его сына. В детстве Александр отличался живостью, быстротой и сообразительностью. Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность, веселый нрав, любезность, общительность, хорошие манеры и красивую внешность. Но вместе с тем признавали. Что цесаревичу недостает настойчивости в достижении цели, что он легко пасует перед трудностями, не имеет характера и воли.

    В шесть лет воспитание Александра было поручено человеку сугубо военному – капитану Мердеру. Это был боевой офицер, награжденный за храбрость, человек высоконравственный, добрый, обладавший ясным и любознательным умом и твердой волей. Наставником Александра с 1826 года был известный российский поэт Василий Андреевич Жуковский. Он составил специальный «План учения». рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. В него входило изучение русского языка, статистики, этнографии, логики, философии, математики, естествознания, физики, минералогии, геологии, закона Божьего, языков: французского, немецкого, английского, польского. Большое внимание уделялось рисованию, музыке, гимнастике, фехтованию, плаванию и вообще спорту, танцам, ручной работе и декламации. Два раза в год наследнику устраивались экзамены, часто в присутствии самого государя, который оставался доволен успехами сына и усердием учителей. Но император считал, что военные науки должны стать основой воспитания сына и с этим приходилось считаться. Уже в 11 лет Александр командовал ротой, в 14 – в первый раз за офицера руководил взводом во время учений 1-го кадетского корпуса. С 1833 года ему стали читать курс фортификации и артиллерии. Через год преподавание военных предметов было усилено в ущерб другим дисциплинам.

    Вместе с тем цесаревича стали привлекать к государственным делам. С 1834 года он должен был присутствовать на заседаниях Сената, в 1835 году был введен в состав Синода, а в 1836 году произведен в генерал-майоры и причислен к свите Николая.

    Эти годы явились окончательным периодом обучения. Высшие государственные сановники читали будущему императору курсы практического характера. Знаменитый законодатель М.М.Сперанский ведет с ним беседы о законах, старший советник Министерства иностранных дел барон Ф.И.Бруннов рассказывает о российской внешней политике. Премудростями государственных финансов делится министр Е.Ф.Канкрин. Модный военный историк и теоретик А.Жомини читает на французском языке лекции о военной политике и стратегии России. С отечественной словесностью знакомит наследника профессор П.А.Плетнев. Весной 1837 года окончилась пора высшего образования, Александр сдал выпускные экзамены, заняв среди своих способных сверстников твердое первое место.

    Сразу вслед за этим Александр отправился в большое путешествие по родной стране, которую ему предстояло увидеть и узнать, чем и кем ему суждено будет управлять. Поездка продолжалась до конца года. За это время Александр посетил множество городов, был на юге, доезжал до Урала и Сибири. Следующие три месяца цесаревич усиленно занимался военным делом, финансами и дипломатией, готовясь к заграничному путешествию.

    В то же время он пережил очень сильное любовное увлечение фрейлиной Ольгой Калиновской. Александр уже был готов отказаться от трона, чтобы женится на ней. Узнав об этом, Николай посчитал за лучшее поспешить с заграничной поездкой сына, тем более что одна из ее целей состояла как раз в поисках невесты для наследника. В конце апреля Александр вновь отправился дальний путь. В продолжении года он посетил Скандинавию, Австрию, объехал все итальянские и германские государства. 13 марта 1839 года наследник остановился на ночлег в маленьком, окруженном садами и парками Дармштадте. Вечером, в зале театра, его встретила вся герцогская семья. Дочь герцога Мария, которой было тогда всего 15 лет, сильно поразила Александра своей красотой и грацией. После представления он принял приглашение к ужину, во время которого Мария совершенно очаровала его.

    Май месяц Александр провел в Лондоне, где был радушно принят английской аристократией. Во время этого визита чуть не переменилась европейская история. Александр встретил королеву Англии – Викторию. В течение нескольких дней молодые люди много встречаются и понимают, что влюблены друг в друга. Александр признается в этом своему адъютанту, полковнику Юрьевичу. К Николаю отправляется запрос о возможности заключения брака. Увы, стать мужем английской королевы – значит навсегда отказаться от русской короны и остаться в Англии. «Совесть вам не позволит сделать это», — говорит Юрьевич. После грустного прощания Александр возвращается в Петербург. Наследник вынужден выбрать себе невесту, как того требует государственный долг. Миловиднее других принцесс, с точки зрения Александра, оказалась Мария Дармштадская. Переговоры, ожидание 16-летия Марии, помолвка и свадьба 16 апреля 1841 года. Все, кто писал о жене Александра, отдавали должное ее красоте и прекрасным душевным качествам. Ко дню свадьбы наследника в Петербург валом валили крестьяне : ширился слух, что в этот день в народ будут бросать «билеты», дарующие волю. Александр заседал в секретных комитетах, решавших вопрос об отмене крепостного права, и можно утверждать, что уже тогда с именем наследника в народе было связано ожидание воли…

    Александр включается в государственную деятельность, присутствует на заседаниях Государственного совета, а с 1840 года – еще и на заседаниях Комитета министров. В 1841 – 1842 годах он уже был членом этих высших государственных учреждений. Наконец, в 1842 году по случаю двухмесячного отъезда Николая I из столицы на Александра было возложено решение всех государственных дел. В последующие годы это стало правилом. В 1846 году Николай сделал сына председателем Секретного комитета по крестьянскому вопросу. Одновременно наследник исполнял военные должности. В 1844 году он получил полного генерала, в 1849 году сделался главным начальников военно-учебных заведений и принял командование над Гвардейским корпусом, а в 1852 году был произведен в главнокомандующие Гвардейским и Гренадерским корпусами. В 1850 году для ознакомления с военными действиями Александр поехал на Кавказ. Все эти годы до восшествия на престол Александр всегда старался точно и верно выполнять распоряжения императора. Никаких самостоятельных поступков он не совершал, никаких политических идей не высказывал. Он, по-видимому, разделял все консервативные взгляды своего отца и, работая, например, в Крестьянском комитете, не обнаружил никаких либеральных намерений. Даже внешне он старался походить на отца. Император Николай при жизни полностью подавлял своей личностью сына. Тот всегда оставался лишь послушным исполнителем воли своего родителя, но вот 18 февраля 1855 года Николай скоропостижно умер.

    Великие реформы” 60-70-х годов.

    Страницы: следующая →

    1234Смотреть все

    Похожие страницы:

    1. АлександрII (5)

      Реферат >> Исторические личности

      … течение 10 лет. Другим наставником АлександраII был поэт В.А.Жуковский, который … удалось.

      I. Личность Александра II

      Как и все российские самодержцы АлександрII с малолетства приобщался к военному искусству, и … когда царский престол перешел к АлександруII (бывшему уже в возрасте 37 …

    2. АлександрII (6)

      Задача >> История

      … .- М.:Проспект,2002 Чистяков О.И., Новицкая Т.Е., Реформы АлександраII, сборник законодательных актов.- М.: Юридическая литература … , М.: «Теория будущего»,2007 Новицкая Т.Е., Реформы АлександраII / Вестник Московского Государственного Университета, сер …

    3. АлександрII и его реформы (3)

      Реферат >> Исторические личности

      АлександраII. Заключение. Последствия реформ АлександраII. Список использованной литературы. Введение. Реформы, проведенные АлександромII … основные преобразования и реформы, проведенные АлександромII. Основная реформа его царствования освобождение …

    4. АлександрII Николаевич

      Реферат >> Остальные работы

      … террористом Гриневицким бомбой. АлександрII похоронен в Петропавловском соборе. Коронация АлександраIIАлександр Николаевич, старший сын … османского ига. Убийство АлександраII 1 марта 1881 года император АлександрII был смертельно ранен …

    5. АлександрII и его окружение

      Курсовая работа >> История

      … дворцом»…………………………………..10 Царь-Освободитель………………………………………………………….18 II. АлександрII: император и человек…………………………………………….25 III … , письма, воспоминания Александра I, Николая I, АлександраII, Александра III, Николая II идея ответственности монарха …

    Хочу больше похожих работ…

    Глава девятая

    ЭПОХА ВЕЛИКИХ РЕФОРМ

    Время императора Александра II – Освободителя (1855-1881)

    § 157. Личность и воспитание императора Александра II

    Неожиданная кончина императора Николая Павловича, умершего от случайной простуды, послужила началом важных перемен в жизни Русского государства. С императором Николаем отошла в вечность его правительственная система. Преемник его был совсем иной человек. Император Александр II во многом составлял противоположность своему отцу. Отец отличался суровым и непреклонным характером; сын был мягок и доступен влияниям. Отец не получил в свою пору хорошего образования, сын же был тщательно воспитан и подготовлен к предстоящему высокому делу правления государством. Александр вступал на престол 36-ти лет от роду (родился в 1818 г.), зрелым человеком, достаточно опытным в делах. Русские люди ждали от него много доброго – и не ошиблись.

    Воспитание императора Александр II было поставлено прекрасно. С малых лет воспитателем его был гуманный и умный человек капитан Мердер. Лет девяти Александр начал учиться под главным руководством своего «наставника» – известного поэта В. А. Жуковского. Жуковский предварительно составил глубоко обдуманный «план учения» цесаревича, утвержденный императором Николаем.

    Личность императора Александра II и общая характеристика его правления

    По этому плану целью всего учения было сделать будущего государя человеком просвещенным и всесторонне образованным, сохранив его от преждевременных увлечений мелочами военного дела. Жуковскому удалось осуществить свой план. Цесаревич много учился и имел хороших учителей; между прочим, знаменитый Сперанский вел с ним «беседы о законах». Домашние занятия дополнялись образовательными поездками. Из них особенно памятно было большое путешествие по России и Западной Сибири (в 1837 г.). Двадцати трех лет цесаревич вступил в брак с Марией Александровною, принцессою Гессен-Дармштадтской, с которою он познакомился во время большого заграничного путешествия.

    С этого времени началась служебная деятельность Александра Николаевича. Император Николай систематически знакомил сына с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы. В течение десяти лет наследник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы. Император Николай нежно относился к сыну; он говорил ему перед самой своею кончиною: «Мне хотелось, приняв на себя все трудное, все тяжкое, оставить тебе царство мирное, устроенное и счастливое… Провидение судило иначе».

    Провидение судило иначе. Император Александр II вступал во власть в очень тяжкое время. Трудная и неудачная война потрясла государство и требовала больших усилий и большого искусства для того, чтобы сохранить честь империи и привести дело к хорошему миру. Все внимание нового государя было устремлено в эту сторону.

    Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.

    Личность Александра II

    19 февраля 1855 года на российский престол вступил император Александр II (1818-1881 гг.). Новый император по сравнению со своим отцом Николаем I являлся достаточно заурядной личностью. Он не обладал столь глубоким умом, как его отец, и не унаследовал его железной воли. В довершении всего он был весьма консервативным человеком. Однако это не мешало Александру Николаевичу быть прагматичным: он не принимал отвлеченных от жизни идей и принципов, понимая и необходимость уступок, а также компромисса в интересах государственной жизни. В отличие от отца он был достаточно хорошо подготовлен к управлению государством. В детстве он получил прекрасное воспитание и образование. Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно. Наставником цесаревича был Жуковский В.

    Александр II

    А., воспитателем – Медер К. К., среди учителей – генерал Ушаков П. П. (главный воспитатель), Сперанский М. М. (законодательство), Арсеньев К. И. (статистика, история), Конкрин Е. Ф. (финансы), Брунов Ф. И. (внешняя политика). В результате наследник престола получил довольно разностороннее образование. Особое внимание уделялось истории. Сам ученик тоже выделял историю среди других предметов, любил ее.

    Хорошо знал Александр такие предметы, как русский язык, география, этнография, логика, философия, математика, естествознание, физика, минералогия, геология. Свободно говорил на французском, немецком, английском, польском языках.

    В отдельную группу выделялись предметы, и занятия неправленые на развитие природных дарований: рисование, музыка, гимнастика, фехтование, плавание и другие виды спорта, танцы, ручная работа, чтение, декламация.

    Домашние занятия дополнялись образовательными поездками. Император Николай систематически знакомил сына с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы. В течение десяти лет наследник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы.

    Воспитательные усилия Николая были направлены также на внушение наследнику идеи незыблемости самодержавия в России. Характерен один из таких »уроков», данный Александру в связи с известием, что французский король Карл Х отрекся от престола в страхе перед революцией. Николай I сказал по этому поводу: » Сын мой! Глава монархического правительства теряет и позорит себя, уступив и на один день шаг восстанию! Его обязанность поддерживать силою права свои и предшественников. Его долг пасть, если суждено, но на ступенях трона».

    Александр II

    Обстановка и атмосфера, в которой рос наследник, отличалась доброжелательностью, искренностью в отношениях между членами большой семьи Николая I, а также между учителями и наставниками и их воспитанниками. Александр был любим и сам горячо любил своих родных, близких, друзей, учителей.

    Воспитатели отмечали в нем сердечность, чувствительность, веселый нрав, любезность, общительность и естественность поведения среди множества людей, хорошие манеры, храбрость, красивую внешность. Очевидны были для окружающих и умственные способности наследника, однако отмечалось и отсутствие усердия, глубокого внутреннего интереса к чтению, занятиям, даже любимой истории и военным наукам.

    Александр не проявлял большого интереса и рвения к делам гражданским, но вынужден был постепенно втягиваться в них. В 1839 г. он назначается присутствующим в Государственный Совет, на следующий год — членом Государственного Совета.

    В 1842 г. по случаю двухмесячного отъезда Николая из столицы на Александра Николаевича впервые возлагается решение всех государственных дел по Комитету министров, Государственному Совету, министерствам. В последующие годы это становится правилом. Наследнику поручаются все более важные дела, среди которых особое значение имел крестьянский вопрос.

    Воспитанный на идеях гуманизма поэтом В. А. Жуковским, Александр II склонялся к мысли о необходимости перемен в политической сфере. Составленный им «План учения» цесаревича был нацелен на «образование для добродетели». Нравственные принципы, заложенные В. А. Жуковским, значительно повлияли на формирование личности будущего царя.

    Как и все российские императоры, Александр с юных лет приобщался к военной службе и в 26 лет стал «полным генералом». Путешествия по России и Европе способствовали расширению кругозора наследника. Привлекая цесаревича к решению государственных вопросов, Николай ввел его в Государственный совет и Комитет министров, поручал ему руководство деятельностью Секретных комитетов по крестьянскому делу. Таким образом, 36-летний император практически и психологически был хорошо подготовлен к тому, чтобы в качестве первого лица в государстве стать одним из инициаторов освобождения крестьян. Поэтому в историю он вошёл как царь «Освободитель».

    

    Эссе «Александр Второй: реформы, становление личности"

    Личность и судьба этого правителя в истории России более чем парадоксальны. Он отменил специальным манифестов в 1861 году крепостное право – и искупался в целом ушате общественного недовольства. При нем Россия победила в Русско-турецкой войне – и он был убит своими же соотечественниками, террористами «Народной воли» спустя три года после удачного завершения этой военной кампании. Александр Второй был прозван в народе Освободителем, и при этом пережил несколько покушений.

    Покушения на царя начались спустя пять лет после отмены крепостного права – возмущение общественности вызывало то, что крестьянам дана была лишь формальная воля, а земельные участки оказались полностью в собственности феодалов. Экономическое положение крестьянства после реформы не только не улучшилось, а еще и ухудшилось.

    Однако, нет никаких сомнений в том, что Александр Второй – великий реформатор в истории монархической России. Его реформы никак не были «косметическими», как у «говоруна» Александра Первого, они глубоко затрагивали общественную жизнь страны. Около десяти масштабных реформ проведены по указу этого государя, в том числе финансовая, военная, судебная, земская, высшего образования. При нем ликвидированы военные поселения, призванные с конца 18-го века стеречь имперские границы.

    Интерес к активной политике реформ у Александра Второго, видимо, стал следствием особенностей становления его личности. Уже с рождения он рассматривался как будущий наследник престола, получал великолепное образование, посещал заграницу. Отец его, император Николай Второй, уделял большое внимание его подготовке к трону, старался приобщить к православной религии. Став совершеннолетним, Александр по настоянию отца был членом нескольких высших органов власти. Позже он совершил большое путешествие по России.

    Александр сформировался той личностью, для которой единство империи и ее мощь на мировой арене были главными приоритетами. То же самое он сам говорил о своем отце Николае Первом.

    С момента восшествия на престол и до финала правления Александр Второй придерживался курса расширять границы империи – как можно более.

    ЛИЧНОСТЬ АЛЕКСАНДРА II

    Потому, сразу после коронации посетив Польшу, юный монарх сообщил польским аристократам ( в среде которых была популярна идея независимости Польши от России) , что «им не на что надеяться». При Александре Втором за счет присоединения обширных дальневосточных, северокавказских и среднеазиатских земель территория империи значительно увеличилась, несмотря на то, что США, с целью избежать войны, была продана Аляска

    Конец правления Александра Второго, увы, ознаменовался ужесточением государственной политики. Ранее при его правлении в стране была сознательно заметно ограничена цензура, однако в финале правления некоторые ее сферы ужесточили: изданы циркуляры, ограничившие употребление украинского языка. Видимо, это связано было с тем, что в 1963 году подавлено Польское восстание.

    Ряд «нарывов» в обществе либеральные реформы Александра Второго действительно решили, ведь земства и «городовые положения» дали возможность самоуправления на местах, университетские уставы Александра Второго являлись невиданно доныне либеральными, а в гимназиях, наконец, начали полноценно учить математике. При Александре россияне через формы самоуправления стали формировать гражданскую позицию, начали серьезнее приобщаться к общественной жизни, деятельности. Фактически, монарх и его сторонники заложили новую политическую культуру в обществе России.

    Однако, историки отмечают, что не все благие начинания были доведены до конца. Например, указывают на «кривой», непродуманный механизм реформы об отмене крепостного права.

    Александр Третий, придя к власти после гибели Освободителя, вообще дал «обратный ход» некоторым либеральным реформам своего отца.

    Оставьте комментарий