Культура россии 19 века

Вторая половина XIX века – это время обострения общественной борьбы в России. После реформы 1861 года в стране произошла волна крестьянских восстаний. Проблема переустройства жизни волновала все слои общества.

Главным вопросом, стоявшим перед мыслящей интеллигенцией 60-х годов XIX века, был вопрос: по какому пути пойдет Россия? Он разделил всех на 2 лагеря: западников и славянофилов.

Западники – сторонники западного, буржуазного пути развития для России. Они считали, что подлинная история Россия началась с преобразований Петра I. Западники делились на 2 направления:

1) революционно-демократическое – сторонники революционного социалистического учения и пропаганды естественнонаучных знаний в народе (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.П. Писарев);

2) либеральное направление – сторонники реформ без революции (А.А. Краевский, А.В. Дружинин, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров).

Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков) были сторонниками самобытного русского пути. Они считали, что подлинная история России трагически оборвалась реформами Петра I. Славянофилы называли своё направление славяно-христианским, истинно русским. Они хотели реформировать самодержавие в духе идеалов православной соборности. В своих решениях самодержавие должно опираться на мнение всех сословий общества, собирая Земский собор, но окончательное решение принимать единолично, в согласии с христианским духом добра и правды.

И западники, и славянофилы выступали против крепостничества, были настоящими патриотами, однако представления о дальнейшем пути России у них были различны.

Существовало еще одно направление, которое пыталось примирить западников и славянофилов – почвенничество. Почвенники (Ф.М. Достоевский, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов) считали, что необходимо преодолеть разобщённость интеллигенции и народа. Они призывали к сохранению самобытности (национальной почвы) и не отвергали положительной роли реформ Петра I.

Борьба между направлениями велась повсюду: в журналах, в литературных салонах, на публичных лекциях. Споры были жаркими, борьба – жестокой: друзья становились врагами.

В 70-х годах XIX века появляются новые революционные силы, стремящиеся изменить жизнь в стране – народники (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев). Они выдвигали теорию «крестьянского социализма», хотели совершить переход к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм. Среди передовой молодежи стало популярным «хождение в народ», которое не увенчалось успехом. Организация «Народная воля» поставила перед собой задачу свержения самодержавия путем террора. Народнические идеалы и настроения отразились в творчестве Г.И. Успенского.

В 80-е годы после убийства Александра II организации народовольцев были разгромлены, началось время, которое часто называют «сумерками русской жизни».

⇐ Предыдущая12

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2072; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Быт и жилища основной части населения России в первой половине XIX века сохраняли черты прошедших времён. Как в деревне, так и в большинстве городов основным строительным материалом оставалось дерево. В зависимости от достатка хозяев дома были украшены резьбой, имели водосточные трубы, ставни и т. п.

Городские дома знати и богатых купцов больше напоминали дворцы: они строились преимущественно из камня, украшались не только колоннами, но и скульптурами, лепными барельефами.

Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде. Основная масса населения страны была привержена старым образцам в одежде. В зависимости от благосостояния работные люди, мелкое и среднее мещанство носили городской костюм, являвшийся разновидностью общеевропейского с чертами русского крестьянского костюма. Основной обувью являлись сапоги.

Крестьяне в качестве и повседневной, и выходной одежды носили рубахи и штаны. Зимой носили овчинные шубы и полушубки, длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками. Шапки были в основном из валяной шерсти.

С древних времён наши предки использовали богатый набор растительной и животной пищи. Главным продуктом был ржаной хлеб.

Из проса, гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей – капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свёклу, лук, чеснок, все шире входил в обиход картофель. Мясо было редким продуктом на столах бедноты. Как правило, его лишь елив Рождество и на пасху. Зато рыба была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный квас, пиво, сбитень.

В городах в большом количестве открывались трактиры, буфеты для тех, кто не мог обедать дома.

Общими для всего населения являлись лишь церковные праздники с их единым для каждого обряда и традициями. К церковным праздникам обычно приурочивались ярмарки, сопровождающиеся гуляньями, увеселениями, хоровым пением и хороводами.

Торжественно отмечались и престольные праздники в честь святого, именем которого названа местная церковь. Работные люди коротали свой непродолжительный досуг преимущественно в дешевых кабаках.

Семья объединяла, как правило, представителей двух поколений – родителей и их детей. Такая семья обычно представляла собой многочисленный коллектив. Часто в семье насчитывалось 7-9 детей. Если среди детей было более половины мальчиков, то такие семьи не считались бедствующими. Наоборот, они были достаточно “крепкими”, так как в них имелось много работников.

Среди основных семейных обрядов можно называть крещение, свадьбу, похороны. В брак обычно вступали юноши в возрасте 24-25 лет, а девушки в возрасте 18-22 лет.













Вторая половина XIX века – это время обострения общественной борьбы в России. После реформы 1861 года в стране произошла волна крестьянских восстаний. Проблема переустройства жизни волновала все слои общества.

Главным вопросом, стоявшим перед мыслящей интеллигенцией 60-х годов XIX века, был вопрос: по какому пути пойдет Россия? Он разделил всех на 2 лагеря: западников и славянофилов.

Западники – сторонники западного, буржуазного пути развития для России. Они считали, что подлинная история Россия началась с преобразований Петра I. Западники делились на 2 направления:

1) революционно-демократическое – сторонники революционного социалистического учения и пропаганды естественнонаучных знаний в народе (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.П. Писарев);

2) либеральное направление – сторонники реформ без революции (А.А. Краевский, А.В. Дружинин, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров).

Славянофилы (А.С.

Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков) были сторонниками самобытного русского пути. Они считали, что подлинная история России трагически оборвалась реформами Петра I. Славянофилы называли своё направление славяно-христианским, истинно русским. Они хотели реформировать самодержавие в духе идеалов православной соборности. В своих решениях самодержавие должно опираться на мнение всех сословий общества, собирая Земский собор, но окончательное решение принимать единолично, в согласии с христианским духом добра и правды.

И западники, и славянофилы выступали против крепостничества, были настоящими патриотами, однако представления о дальнейшем пути России у них были различны.

Существовало еще одно направление, которое пыталось примирить западников и славянофилов – почвенничество. Почвенники (Ф.М. Достоевский, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов) считали, что необходимо преодолеть разобщённость интеллигенции и народа. Они призывали к сохранению самобытности (национальной почвы) и не отвергали положительной роли реформ Петра I.

Борьба между направлениями велась повсюду: в журналах, в литературных салонах, на публичных лекциях. Споры были жаркими, борьба – жестокой: друзья становились врагами.

В 70-х годах XIX века появляются новые революционные силы, стремящиеся изменить жизнь в стране – народники (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев). Они выдвигали теорию «крестьянского социализма», хотели совершить переход к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм. Среди передовой молодежи стало популярным «хождение в народ», которое не увенчалось успехом. Организация «Народная воля» поставила перед собой задачу свержения самодержавия путем террора. Народнические идеалы и настроения отразились в творчестве Г.И. Успенского.

В 80-е годы после убийства Александра II организации народовольцев были разгромлены, началось время, которое часто называют «сумерками русской жизни».

⇐ Предыдущая12

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2073; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Общественно-политическая жизнь России в XIX веке.

Предыдущая19202122232425262728293031323334Следующая

Освободительное движение в России открыли декабристы – дворяне,

офицеры вольнодумие, которых сложилось под влиянием идей

просветителей XVIII века, событий Великой французской революции и

Отечественной войны 1812 г., в которой большинство из них принимало

участие.

Первые организации декабристов («Союз спасения» – 1816 г., «Союз

благоденствия» – 1818 – 1821 гг.) ставили задачу уничтожения

самодержавия, крепостного права, введения Конституции, равенства граждан

перед законом и т.п. По мере разочарования политикой Александра I

декабристы все более склонялись к радикальным действиям. В 1822 году

образовались две обособленные, хотя и стремившиеся к координации

действий, революционные организации: «Северное общество» в Петербурге

и «Южное общество» на Украине, к которому позже присоединится

«Общество соединенных славян». Программы обществ ставили задачи

военной революции, ликвидации самодержавия, создания выборной

представительной власти, разделения властей, упразднения сословной

структуры общества, введения равенства граждан перед законом, свободы

слова, печати, собраний, неприкосновенности личности, отмены рекрутского

набора и военных поселений.

Наиболее радикальный проект «Русская правда» Пестеля («Южное

общество») предлагал создание единой республики с сильной

централизованной властью (на первые 10 лет в форме военной диктатуры) и

убийство всей царской семьи. Для решения аграрного вопроса весь

земельный фонд предлагалось разделить на две части: общественную – для

предоставления земли крестьянам в безвозмездное пользование, и частную –

для свободного товарного оборота. «Конституция» Н. Муравьева («Северное

общество») отражала взгляды умеренной части декабристов, предполагало

создание федеративного государства из 14 «держав» и 2 областей

конституционную наследственную монархию, представительную власть,

выбираемую гражданами на основе имущественного ценза, сохранение

основной массы земель за помещиками и наделение крестьян землей по две

десятины на двор.

Внезапная смерть Александра I и последовавшее за ней междуцарствие

побудили декабристов к восстанию 14 декабря 1825 года. Тактика заговора,

несогласованность и неподготовленность выступления, боязнь опереться на

народ и ряд других факторов привели к поражению восставших. К

следствию, а затем и к суду по делу декабристов было привлечено 579

человек, пятеро из которых были казнены, остальные отправлены в тюрьмы,

на каторгу, в ссылку, на Кавказскую войну.

Несмотря на поражение, восстание декабристов имело большое

историческое значение: впервые была разработана революционная

программа и план будущего устройства страны, сделана практическая

попытка изменить существующий строй.

Усиление политической реакции во времена Николая I способствовало

активизации общественного движения и более четкому размежеванию

основных идейных направлений: консервативного, либерального и

революционного.

Консервативное (охранительное) течение выступало за сохранение

самодержавия и феодально-крепостного строя. Сущность консервативной

идеологии выразила теория «официальной народности», автором которой

стал министр народного просвещения граф С. Уваров. В 1932 г. он

предложил формулу основ русской жизни – «Самодержавие, православие,

народность». Эта теория, которую поддерживали и пропагандировали

историк М. П. Погодин, филолог С. П. Шевырев, журналисты Ф. В.

Булгарин, Н. И. Греч, стала национальной идеологией самодержавия вплоть

до начала XX века. Консерваторы оказывали большое влияние на

правительственный курс, особенно в годы правления Александра III.

Либеральное направление складывается в 30-е годы XIX века. Суть

либерализма состоит в защите личности, в наделении ее правами и

свободами, обеспечивающими ее политическую, экономическую и

гражданскую независимость. Первым либералом в России был П. Я. Чаадаев,

опубликовавший в 1836 г. «Философическое письмо», в котором крайне

мрачно оценивал прошлое и настоящее России. Виновниками бедственного

положения страны автор считал самодержавие и православие, а спасение

видел в заимствовании Россией западноевропейского опыта. Взгляды

Чаадаева положили начало длительной дискуссии «западников» и

«славянофилов».

Западники (Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев и др.) верили в единство

человеческой цивилизации и утверждали, что Западная Европа указывает

путь всему человечеству, считали необходимой европеизацию России.

Славянофилы (А. С. Хомяков, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф.

Самарин и др.) утверждали, что не существует единой человеческой

цивилизации и единого пути для всех народов. Каждый народ живет своей

самостоятельной жизнью, в основе которой лежит «народный дух», т.е. душа,

менталитет народа. В отличие от Запада, Россия жила началами «общинности

и веры». Политическим идеалом славянофилов была патриархальная

демократическая монархия. Русскую общину они считали основой

гражданского общества.

На рубеже 50-60-х гг. происходит оформление идеологии, программы и

тактики либерализма, у основ которого в России стояли Н. Д. Кавелин, Б. И.

Чичерин, Н. А. Мельчунов. Либералы выступали за мирное, постепенное,

легальное превращение самодержавие в правовое государство. Их идеалом

была конституционная монархия английского типа. Реформы сверху.

Политическая цель либералов — проведения реформ «сверху» для

разрешения социальных и политических проблем в России и

предупреждения социальной революции.

Либеральное движение объединяло в своих рядах либеральных

помещиков, представителей буржуазии, часть интеллигенции – писателей,

учителей, врачей, земских деятелей.

Опорой либерализма стали земские учреждения и журналы «Вестник

Европы», «Русская мысль», газета «Русские ведомости» и др.

В 1890-е гг. складывается так называемый неолиберализм (П. Б.

Струве, Н. А. Бердяев), для которого характерно расширение социальной

базы и радикализация политической программы.

Революционно-демократическое движение противопоставляло

либерализму идеал демократической революции. Социальной базой

движения стала разночинная интеллигенция – студентов, учителя, врачи,

даже часть чиновников и офицеров, а также представители других слоев

населения.

Наибольшее распространение получила социалистическая идея.

Видными представителями русского утопического социализма стали А. И.

Герцен и Н. Г. Чернышевский, в трудах которых была разработана идея

общинного (народного, «крестьянского») социализма. Сопоставляя

исторические судьбы России и стран Западной Европы, Герцен пришел к

выводу об особом, «самобытном» пути России, которое, благодаря наличию

сельской общины может прийти к социализму, минуя капитализм.

Преемниками Герцена и Чернышевского стали народники. В 60-80-е гг.

XIX века ведущим направлением было революционное народничество, на

формирование которого оказало влияние не только пореформенное развитие

России, но и революционное движение в Европе. Народники выражали

интересы широких крестьянских масс, идеализировали общину, обвиняли

власть в искусственном насаждении капитализма «сверху», мечтали

осуществить безвозмездную передачу всей земли крестьянам в результате

крестьянской революции, о свободе и равенства всего народа.

В революционном народничестве сложилось три основных

направления: бунтарское, пропагандистское, заговорщическое. Идеологи

народничества считали революцию единственным способом освобождения

народа, однако расходились во взглядах на формы и методы борьбы.

Идеологом бунтарского направления стал М. Бакунин, видевший путь к

социализму и всеобщему равенству в разрушении государства и

государственности. Главная сила революции – крестьянство и люмпен-

пролетариат города, которые сметут государство и на его развалинах

построят федерацию самоуправляющихся крестьянских общин и рабочих

артелей. Пропагандистское направление – П. Л. Лавров и др. – считали

необходимым готовить народ к революции методом революционной

пропаганды, а для этого создать революционную организацию. Теоретиком

заговорщического направления был П. Н. Ткачев, не считавший крестьянство

готовым к революции и видевший ведущей силой революции

революционную интеллигенцию, которая путем создания тайной

организации придет к власти и установит новый общественный порядок.

В 1874 г. движение народников приняло форму «хождения в народ»

для пропаганды социалистических идей и подготовки крестьянского

восстания. Эта акция не имела успеха. Впоследствии народники пытались

объединить усилия сторонников различных направлений. В 1876 г. возникает

централизованная конспиративная организация «Земля и воля», цель которой

– подготовка крестьян к революции (А. Михайлов, Г. Плеханов, М. Натансон,

В. Фигнер и др.). Для ведения революционной пропаганды в ряде губернии

были созданы поселения народников. Важным способом воспитания

революционного сознания народа народники считали индивидуальный

террор. Они совершили ряд покушений на чиновников царской

администрации, развернули «охоту» на Александра II.

В 1879 г. внутренние разногласия по вопросам программы и тактики

привели организацию к распаду на сторонников пропаганды

(«деревенщиков»), образовавших во главе с Г. Плехановым группу «Черный

передел», и сторонников политической борьбы в форме террора

(«политиков»), создавших «Народную волю» (А. И. Желябов, А. Д.

Михайлов, С. Т. Перовская и др.). Программа «Народной воли»

предусматривала революционный захват власти, созыв Учредительного

собрания, утверждение политических свобод и построение социализма. На

первый план поставлена задача цареубийства. 1 марта 1881 г. от взрыва

бомбы народовольца Гриневича погиб император Александр II. Последовали

массовые аресты и казни участников заговора. Народническое движение

вступило в полосу кризиса.

В 80-90-е гг. значительное распространение получили идеи

либерального народничества. А. Абрамов, Н. Михайловский и др. выступали

за социально-политические реформы, критиковали террор, проповедовали

теорию «малых дел», считая что крестьянство нуждается не в

революционных преобразованиях, а в реальной помощи образованных

людей. Они направили усилия на строительство больниц, школ, развитие

агрономической, ветеринарной, юридической помощи крестьянам и т. д.

В последней трети XIX века важным фактором общественно-

политической жизни России становится рабочее движение. В 70-е гг.

создаются первые рабочие организации («Южно-российский союз русских —

рабочих» 1875 г. Одесса, «Северный союз русских рабочих» 1878 г.

Петербург). В 80-е годы рабочее движение приобретает более

организованный характер. Начинаются массовые стачки (текстильная

фабрика Морозова и др.).

Кризис народничества и рост рабочего движения побуждают часть

интеллигенции обратиться к марксизму. Первая русская марксистская

организация – «Освобождение труда» – создана в Женеве в 1883 году Г. В.

Плехановым, который обосновал вывод о неизбежности развития

капитализма в России о ведущей роли российского пролетариата о том, что

буржуазно-демократическая революция должна предшествовать революции

социалистической.

В 80-90-е годы в России возникают первые рабочие

марксистские кружки – Д. Благоева, П. Точинского, В. И. Ленина. В 1895 г. в

Петербурге такие кружки были объединены в единую социал-

демократическую организацию – «Союз борьбы за освобождение рабочего

класса». Союз был основан на принципах централизма конспирации, строгой

дисциплины и тесно связан с рабочими массами. Деятельность марксистских

организаций положила начало формированию политических партий.

Предыдущая19202122232425262728293031323334Следующая

Оставьте комментарий