Культура народов дагестана

В народном образовании наметился численный рост конфессиональных мусульманских школ, большое распространение получили "домашние" коранские школы и мектебы при мечетях. Во второй половине XIX — начале XX в. возросло число школ повышенного типа — медресе. В медресе, функционировавших в некоторых крупных аулах, изучались катехизис, арабская грамматика, логика, мусульманское право, а также азы географии, астрономии, математики, метрики и др. Широкой известностью пользовались медресе аулов Алкадари, Верхний Яраги, Кумух, Согратль и др.

Продолжительная и изнурительная антиколониальная борьба горцев сказалась на веками складывавшейся системе просвещения в Дагестане, в частности в районах, находившихся под управлением Имама Шамиля (1830-1850-е годы). Имамы, в особенности Шамиль, уделяли значительное внимание вопросам воспитания и обучения детей и молодежи. Перед школами в имамате Шамиля ставилась четко определенная задача: . Шамиль строго следил, чтобы мусульманская школа выполняла это предназначение. Горцам подвластных ему районов вменялось в обязанность наряду с активным участием в военных действиях воспитывать детей в духе газавата, верности предписаниям ислама. Несмотря на тяжелейшие условия военного времени, он заботился о мусульманской школе, принимая меры, исключавшие прекращение обучения детей в своих тыловых районах.

Хотя имамат и испытывал большую нужду в средствах для ведения войны против такого сильного противника, как царская Россия, и Шамиль вынужден был изыскивать все новые источники для пополнения казны, сохранялся закят (налог в пользу мечети), предписанный Кораном. В феодальных мусульманских государствах уплата закята была обязательна для мусульман, владевших каким- либо видом имущества. Шамиль оставил закят в распоряжении духовенства. За счет закята материально поддерживались не только мечети, но и бедные горцы, религиозные школы. Кроме того, в пользу религиозных школ, ученых в имамате Шамиля выделялась пятая часть военной добычи и трофеев. Правда, ее поступление в казну зависело, по свидетельству некоторых современников , от успехов военных действий горцев и состояния казны имамата.

По официальным данным, в начале XX в. в Дагестане при мечетях и синагогах имелось 870 школ, в которых обучалось 6239 детей. В последующие 15 лет в положении конфессиональных школ существенных изменений не произошло. Так, в 1913 г. при некотором сокращении численности примечетских и присинагогских школ (787), увеличилось число учащихся, составив 7220 человек. Пополнили сеть церковно-приходских школ открывшиеся в 1905-1906 гг. армяно-григорианские школы в Темир-Хан-Шуре(Буйнакск), Порт-Петровске(Махачкала) и Дербенте. В 1913 г. во всех этих школах учились 379 учащихся

После присоединения Дагестана к России кардинальные изменения внесло в систему образования дагестанцев появление светских русских школ. Первым по времени русским учебным заведением было Дербентское уездное училище, основанное в 1837 г. Оно, как и уездные училища Закавказья, открытые в соответствии с Положением от 12 мая 1835 г., имело целью распространение в крае .

Открывшееся Дербентское училище имело три класса, из которых один — приготовительный. Наряду с другими предметами в училище преподавались армянский и азербайджанский языки. В первый год существования число учащихся тут едва достигало 35 человек, спустя 10 лет их было 57, а в 1878 г., после преобразования уездного училища в трехклассное городское, насчитывалось 125 учащихся. В конце 1840-х годов в Дербенте открывается второе учебное заведение — мусульманская школа, в которую, в отличие от уездного училища, принимались только дети мусульман . В 1851 г. в школе обучались 56 учащихся из разных мест Дагестана. В 1855 г. она переводится вТемир-Хан- Шуру(Буйнакск) и через шесть лет вливается в состав открывшейся тогда же Темир-Хан- Шуринской горской школы. Согласно уставу горских школ, цель нового учебного заведения определялась так: "…распространение гражданственности и образования между покорившимися горцами и доставление служащим на Кавказе семейным офицерам и и чиновникам средств к воспитанию и обучению детей".

Темир-Хан-Шуринская прогимназия открылась в сентябре 1874 г. Уже через два года в ней обучалось более 200 учащихся. Прогимназия располагала 108 квалифицированными педагогическими кадрами, необходимыми учебными и учебно-наглядными пособиями, фундаментальной и ученической библиотеками. После трех выпусков (1878, 1879, 1880 гг.) Темир-Хан-Шуринская прогимназия закрылась, а вместо нее с 1880/81 учебного года открылось реальное училище — первое и до 1897 г. единственное светское среднее учебное заведение Дагестана.

Социально-экономические процессы, бурные политические события XIX — начала XX в. оказали глубокое воздействие на духовную жизнь дагестанского общества, что нашло свое отражение в литературе и искусстве народов Дагестана. В XIX в. проявил себя ряд замечательных поэтов и певцов, вышедших из народной среды, тесно связанных с жизнью народа и запечатлевших в своем творчестве его думы и чаяния: Ирчи Казак (1830-1879), Етим Эмин (1838-1889),  Омарла Батырай (1831-1910), Тажутдин из Батлаича (1867-1909),  Гасан Гузунов (1854-1944) и др. Главная тема их произведений — тяжелая, беспросветная жизнь бедного труженика в условиях колониального господства царизма и феодального гнета. Поэты и певцы осуждали местную феодальную знать, нещадно угнетавшую зависимое население, высмеивали и бичевали поступки некоторых мулл, которые используя свое положение, обманывали и обирали верующих. Демократическая направленность творчества поэтов XIX в. делала их произведения близкими и понятными массам. В условиях, когда отсутствовало печатание книг на родном языке, лучшие образцы дагестанской поэзии широко распространялись в народе. Они передавались изустно, а зачастую переписывались и в рукописях переходили из рук в руки.

В начале XX в. вышли на литературную арену виднейшие представители дагестанской поэзии Махмуд из Кахаб-Росо (1873-1919), Сулейман Стальский (1869-1937), Гамзат Цадаса (1877-1951), поэты Гаджи Ахтынский (1860-1914), Азиз Иминагаев (1885-1945)s.

 В Москве 27 мая 2017 г. прошла международная конференция «Духовная культура – общие ценности народов», проводимая в рамках Первого съезда Ассамблеи народов Евразии.

Модераторами проекта выступили директор Исследовательского центра при Президенте РФ Юрий Агешин, композитор, президент Международной ассоциации «Мир через культуру» Толеген Мухамеджанов (Казахстан), сопредседатель Всемирного форума духовной культуры (Австрия, Германия) Вильгельм Августат.

На конференции Рамазан Абдулатипов выступил с докладом на тему «Евразийское лидерство в духовном обновлении современного мира». Здесь излагаются отдельные тезисы доклада Р. Абдулатипова.

«Современный мир погружен в разного рода кризисы и трансформации, но не прекращает возвращения к старым и поиска новых моделей духовного развития и культурного сотрудничества народов и стран. В ХХI веке все в большее взаимодействие вступают многие культуры, религии, духовные традиции народов и стран, которые основываются на идеалах истины, добра, красоты и любви. Но людям мешает невежество, которое утверждает ложь, зло, ненависть. И это невежество обретает глобальные масштабы, угрожая будущему человечества.

Духовный, культурный опыт России исторически формируется, подпитываясь не только в своей национальной среде, но и  в пространстве Евразии. И мы, представители стран и народов Евразии, собрались в Москве, чтобы объединить потенциал своего духовного развития, духовного сотворчества и вместе противостоять бездуховности и невежеству.

Многие международные лидеры уже осознали запрос народа на восстановление духовных ценностей и культуры, традиций мира и сотрудничества. Форум «Один пояс – один путь», прошедший в Пекине в начале мая 2017 года, собрал представителей свыше ста стран.  Выступая на этом масштабном форуме, Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал, что Большая Евразия – не абстрактная геополитическая схема, а цивилизационный проект, устремленный в будущее. Евразия должна, по словам В.В. Путина, показать пример миру – созидать единое пространство сотрудничества от Атлантики до Тихого океана. Президент Российской Федерации обратился ко всему мировому сообществу, политикам с призывом к согласию и сотрудничеству, отказаться от воинственной риторики, обвинений и упреков, которыми переполнены сегодня международные отношения. Это сказано в условиях, когда международные деструктивные силы все более дестабилизируют обстановку на Ближнем Востоке и далее, устраивая революции, перевороты, войны и террористические акты.

Духовная культура Евразии содержит в себе энергетику опыта социального бытия многих народов, которую мы можем и должны направить против бездуховности и невежества, насаждаемых в глобальных масштабах.

В результате трансформаций технократического, постиндустриального общества люди в ХХI веке все больше впадают в душевную грубость, эгоизм, зависть, лицемерие, озлобленность, распущенность, безнравственность, в антикультуру, оставляя после себя череду трагедий и разрушений. Возрастают бездуховность общества и превалирование в нем прагматизма, что ведет к радикализации и несет человечеству угрозы экстремизма и терроризма, наркомании и преступности, особенно в молодежной среде.

Из-за вымывания духовных идеалов из повседневной жизни человека набирает силу тревожная и опасная тенденция, ибо на место культуры всегда приходит невежество. Доказательством этому – приход в ХХI век предрассудков и фанатизма средневековья, которые ведут людей к экстремизму и терроризму. Воздействию этих деструктивных явлений сегодня подвергается весь мир, в том числе и Евразия, прежде всего из-за снижения духовно-нравственных инвестиций в человека.

Важную роль в Евразии занимает Россия, которую исторически называли «духовной крепостью мира». Русский народ вместе со всеми народами России создал величайший духовный потенциал и культурные ценности, в том числе в художественных образах разных видов искусств и литературы. Оголтелому нацизму, фашизму, которые в свое время исходили из центра Европы, наши народы противопоставили патриотизм, духовность и неприятие невежества.

По инициативе Президента В.В. Путина в 2014 году у нас  разработаны и утверждены «Основы культурной политики Российской Федерации», ибо мы – власть и общество в России  – еще раз убедились в том, что без культуры, без духовности жизнь человека теряет смысл. Человек в этом случае не может объяснить мир, в котором он живет и творит, не способен совершенствовать себя и окружающее его социокультурное пространство.

Бог, нация, класс  существуют не для лжи, зла, ненависти, рабства и унижений, а ради созидания, добра и любви. Сегодня подобным искажениям и политизации подвергается ислам. Нужно помочь разумным мусульманам защитить истинный ислам, который  вместе  с другими мировыми религиями является важным источником духовного мира человека. Чего стоило человечеству, нашим предкам фашистское сумасшествие! Равнодушие людей, потворство многих европейских бизнесменов и политиков создали в свое время Гитлера, фашизм. 

Нам должно быть стыдно наблюдать за тем, как возрождается неофашизм. Невежество, бездуховность, разврат становятся явлениями глобальными благодаря Интернету, а также нашему попустительству.

Культура и традиции народов Дагестана

Мировая паутина позволяет формировать, в том числе через сетевое сообщество, мировую толпу огромной разрушительной силы. Нам не удалось превратить Интернет в источник духовности, культуры, творчества и созидания.

Следовательно, главным противоречием современной эпохи становится уже не борьба между нациями, религиями, классами и даже государствами и цивилизациями, как это часто преподносится (Фукуяма, Хантингтон), а борьба между культурой и невежеством.  Сегодня перед нами стоит важнейшая задача – формирование духовной модели жизни современного человека и общества, культурного образа мира и духовной солидарности между людьми за счет утверждения  приоритета духовных идеалов, поддержки их влияния в деятельности людей, власти и общества. И в помощь нам – величайшие творения человеческого ума и таланта, Священное Писание, заповеди великих наставников и пророков, книги, изобретения, картины, музыка, культура, философия. Этот духовный потенциал, ресурсы культуры накоплены всеми народами мира, России, Евразии.

Уважаемые дамы и господа! В двух словах хочу вам сказать о моем Дагестане, который является уникальной целостной общностью десятков языков, культур, народов, тысячелетиями живущих рядом в сотрудничестве и в сотворчестве. Несколько веков тому назад древний Дербент, который в прошлом году отметил свое двухтысячелетие, был назван Кавказским Иерусалимом. Единство многообразия – базовая формула нашей духовной, культурной жизни, что создает фундамент общедагестанской, общероссийской культурной и гражданской идентичности россиян – представителей более 180 этнокультурных общностей вокруг общих ценностей, общей истории, общей духовности, которые относят себя к единой российской нации.

Задача власти и общества на всех уровнях – вернуть людям духовные идеалы и смыслы традиционной культуры, способность творить свое перспективное бытие, совершенствуя свой дух, интеллект, талант и творчество. При этом подчеркивание роли традиционной культуры не означает пренебрежения к творческим инновационным подходам, культуре модерна, если они соблюдают гармонию истины и добра.

Несколько лет тому назад нас призвал объединяться Президент Казахстана Н.А. Назарбаев при активной поддержке И.Д. Кобзона, Мухамеджанова, Августата, Агешина, Сулейманова, Говорухина, Дариевой, Сухейли Фараха, Марко Вуковича и многих других духовных просветителей нашего времени. Важным событием в нашей деятельности стало принятие декларации Всемирного форума духовной культуры «К новому миру и созиданию через духовную культуру». Сегодня эстафету духовного форума принимает Россия, привлекая в наши ряды все новых и новых соратников.

Ядром духовного обновления мира сегодня могут выступать Россия, Индия, Китай, Казахстан, Иран, Турция и другие страны, способные по своему духовному потенциалу и опыту культуры вместе с другими народами взять на себя миссию духовного спасения современной цивилизации, стать духовным источником, двигателем разумной и жизнеспособной модели развития человечества. Закон возрастания потребностей в Евразии всегда имел не только материальный, но и духовный смысл.

Ассамблея народов Евразии призвана играть интегративную, организационную и просветительскую роль, активизируя духовные инициативы и культурные проекты в евразийском пространстве. В этих целях нужно активно взаимодействовать с творческими и религиозными организациями, налаживать решение вопросов теологического и светского образования, просвещения, духовного возрождения и воспитания молодежи, профилактики радикализма в молодежной среде, укрепляя межкультурный и межконфессиональный мир и солидарность.

Духовная культура – это многоуровневый, общенациональный, межгосударственный и перспективный проект с глубокими историческими корнями, способный мобилизовать действия органов власти  и гражданских институтов всех уровней, ресурсы культуры, СМИ, литературы, радио, телевидения, кино, театров, живописи, эстрады на утверждение истинной духовной сущности и созидательных перспектив человека и общества. При этом исходя из понимания, что ни одна культура, ни одна вера не могут претендовать на абсолютную истину. Нет и не может быть элитарной, богоизбранной части человечества. Считать так – большое заблуждение.

Культура – способность разумно упорядочить мир вокруг себя».

Подводя итоги, докладчик обозначил острые вопросы, на которые всем придется искать ответы: каково состояние и перспективы духовных ресурсов, которые накопили народы; насколько эффективно налажен механизм преемственности духовного потенциала в наших странах; каково содержание духовных идеалов и практики культуры в современных условиях; как отражаются на культурных процессах изменения в политике, экономике, в управлении обществом; какую культурную политику провозглашает, реализует государство; каково состояние культурной среды на местах; к какому культурному кодексу социально-культурного бытия мы, европейцы¸ стремимся в перспективе?

В конце докладчик подчеркнул, что духовная культура – это составные части, атрибутное измерение, имманентное качество всех сфер жизнедеятельности человека, любого сообщества людей.

«назад

Фотолента

фотографий: 2

Одним из лучших способов понять традиции и обычаи народа, страны или города является изучение устного творчество этого самого народа или страны. С давних времен устное народное творчество бытует среди людей и является первым проявлением культуры народа. Устное творчество расскажет гораздо больше, чем памятники архитектуры или живописи.

Что же такое устное творчество?

Это, конечно, всевозможные сказы, легенды, пословицы, поговорки, напевы, сказки, песни, присказки, баллады и так далее. Как разнообразны народы Дагестана, так и разнообразен его фольклор. Но, не смотря на все языковые, традиционные и другие особенности, фольклор народов Дагестана имеет схожие черты и мотивы. Народное творчество всегда душевно и проникновенно. Так как это устное творчество, оно передавалось из уст в уста, поэтому обладает особой теплотой и духом. Оно отражает самобытность каждого народа и в то же время его единство и силу.

Устное народное творчество Дагестана складывалось под влиянием исторических событий. Памятники устного творчества являются отличными образцами для изучения истории. Так по песням и сказаниям можно узнать о тех этапах, которые прошел народ: Войны, набеги неприятелей, феодальный гнет, несправедливость правителей и так далее. В 18 веке были особо популярны героические песни, посвященные мужественному народу Дагестана, который сражался с противниками и захватчиками. Наряду с песнями слагались героические эпосы и легенды о горцах.

Внеклассное мероприятие "Традиции и культура народов Дагестана"

Самыми известными примерами историко-героического повествования являются: аварский эпос «О разгроме Надир-Шаха», песня о Хочбаре, лакская песня султан из Хуна, песня Сайд из Кумуха, эпос «Хан Муртузали».

Но наряду с героическими песнями существовали лирические напевы и сказы о любви и верности, песни — повествования, песни – раздумья. Веселые песни, которые пелись на гуляниях, праздниках и собраниях для развлечения и поднятия духа. Ни один народный фольклор не обходится без сказок. Сказки народов Дагестана преимущественно бытовые, восхваляющие силу людей, попрекающие власть, с некоторым вплетением в конструкцию иранских мотивов. Позднее к иранским бытовым мотивам присоединяются волшебные мотивы русских сказок. И народные сказки Дагестана блистают таинственностью, волшебством и красками.

Устное народное творчество Дагестана несет в себе эстетическую функцию, воспитательную, познавательную, патриотическую, образовательную. Помогает понять культуру, мировоззрение, мироощущение народов Дагестана. Его духовность, историю, самовыражение и красоту.

Игра «Танки онлайн» интересна не только мальчикам. В нее с удовольствием играют и девочки, а также взрослые дяди. Особый интерес в игре дает возможность играть с реальными соперниками. Порядок регистрации в игре можно посмотреть на странице http://tankionlinenow.ru/register.html. Хоть регистрация интуитивно понятна, для новичков Интернета все же стоит ознакомиться с этим описанием. Например, для регистрации нужен email, который нужно завести заранее.

11июня 2014 © Мой Дагестан.Ру

Особенность этнического и культурного многообразия в Дагестане. Главный анализ женской одежды аварцев. Национальные адаты, легенды и доисламские верования народов нагорного края. Основная характеристика выдающихся деятелей культуры, образования и науки.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

  • Этнографическое изучение народов Дагестана

    Особенности досоветского, советского и современного периодов исследования культуры дагестанских народов. Стороны культуры и быта, этнокультурные различия. Феномен полиглоссии в Дагестане. Антропологические исследования, изучение художественных промыслов.

    доклад [17,7 K], добавлен 27.09.2009

  • Истоки традиций народов Дагестана

    Факторы историко-культурного единства родственных этносов Дагестана. Героические традиции дагестанских народов, их борьба за независимость, честь и свободу со времен Римской Империи. Афоризмы, пословицы и поговорки о мужестве, героизме и отваге горцев.

    реферат [21,9 K], добавлен 19.12.2011

  • Традиционная культура юкагиров

    Изучение традиционной культуры северных народов как одного из важнейших факторов этнического самосохранения. Характристика юкагиров — коренного народа Восточной Сибири: традиционные жилища, одежда, питание, промысел, народный фольклор, верования.

    реферат [38,8 K], добавлен 14.11.2012

  • Свадебный обряд в дагестанской традиции

    Дагестан как один из самых уникальных регионов, представляющий собой многообразие народов. Общая характеристика свадьбы и свадебной обрядовой культуры народов Дагестана. Знакомство с условиями и формами заключения брака. Особенности колыбельного сговора.

    дипломная работа [1,9 M], добавлен 26.10.2014

  • Декор костюма народов Приамурья

    Национальные предметы быта народов Приамурья. Виды узоров, которые использовали мастерицы для украшения одежды и посуды. Описание костюма рыбака из кожи рыбы и костюма удэгейского охотника. Нанайский женский свадебный халат "сикэ". Национальные орнаменты.

    презентация [15,8 M], добавлен 29.12.2011

  • Культура Приенисейского края

    Культура Приенисейского края в XVII веке: материальная и духовная культура. Культура Приенисейского края в XVIII-начале XIX века. Научное изучение Приенисейского края, его просвещение, архитектура, хозяйственно-культурные контакты народов края.

    контрольная работа [42,7 K], добавлен 03.02.2009

  • Обряды и обычаи народов Африки

    Традиционный тип сельского поселения коренных народов ЮАР, их обычаи, культура. Обрядовые, ритуальные танцы шаманов, сказания и легенды. Красота по-африкански, женщины и мужчины племени Мурси. Свадебные и похоронные традиции и церемонии, функции масок.

    презентация [1,7 M], добавлен 05.11.2014

  • Культура водопользования народов Крыма

    Истоки религиозного поклонения источникам воды у народов Крыма, связанные с ними легенды и поверья. Характеристика и история открытия основных фонтанов Крыма, названных в честь святых. Почитание родников при мечетях, особенности их химического состава.

    реферат [24,0 K], добавлен 19.04.2010

  • Социальные традиции жизни народов Дагестана

    Рассмотрение этнодемографических и этносоциологических характеристик даргинцев: особенности менталитета, этапы этнического развития. Характеристика религиозных законов дагестанского народа.

    Народное искусство Дагестана — часть национальной культуры

    Анализ основных занятий даргинцев: земледелия, скотоводства.

    курсовая работа [72,3 K], добавлен 22.12.2012

  • Традиционная материальная культура восточных славян

    Жилище восточных славян: техника постройки, планировка, интерьер, двор. Особенности одежды и обуви восточнославянских народов. Ремесло и земледелие, восточнославянские погребения. Сходства и различия материальной культуры восточнославянских народов.

    курсовая работа [35,1 K], добавлен 25.01.2011

  • Оставьте комментарий