Культура эпохи эллинизма


Культура эпохи эллинизма

Как уже отмечалось, во 2-й половине V в. греческие полисы оказались втянутыми в длительную Пелопонесскую войну – борьбу между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции. Война ослабила все полисы не только экономически, но и политически. Прежней коллективистской морали и полисному патриотизму был нанесен серьезный ущерб.

Ослаблением Греции воспользовалась Македония. Она побудила полисы войти в федеративный союз, в котором Македония доминировала. Целью союза стала наступательная война против персов. В 334 г. армия молодого царя Македонии Александра пересекла Дарданеллы и вдоль берега Средиземного моря дошла до Египта. Здесь Александра встретили как освободителя от персидского ига, и он основал первый город в свою честь – Александрию. В октябре 331 г. Александр вступил в Вавилон, затем взял Персеполь, столицу Персии и провозгласил себя царем всей Персидской империи. В 323 г. Александр умер в Вавилоне, столице своей империи. Империю поделили полководцы. Птолемей основал династию Птолемеев в Египте. Селевк утвердился в Сирии и Месопотамии, создав династию Селевкидов.

Грекам удалось надолго удержаться на Востоке, поскольку полководцы Александра видели в завоеванных территориях не колонии Греции, а часть единого цивилизованного мира. Они взяли курс на привлечение на свою сторону местной элиты, проявили уважение к местным религиозным культам, создали политический строй – эллинистическую монархию, которая отличалась от восточной деспотии большей гибкостью и умеренностью.

В результате возник период активного взаимодействия греческой культуры и культуры стран Ближнего Востока, который называют эпохой эллинизма (III–I вв. до н.э.).

Архитектура. Характерная черта эпохи – развитие городов. Новые города строили греческие архитекторы. Города имели прямоугольную планировку, широкие улицы, продуманную систему канализации и водоснабжения. В них строились театры, гимнасии, административные здания. Храмы строили преимущественно в ионическом стиле. Зодчий Гермоген создал новую архитектурную форму – псевдодиптер: храм, обнесенный двойной колоннадой, внутренний ряд колонн которой до половины скрыт в стене. Сострат из Книда в 280 г. построил вознесенный на 120 м морской маяк на острове Фарос близ Александрии. Александрийский маяк считался одним из семи чудес света, действовал около тысячи лет и был разрушен землетрясением.

Скульптура. Человек еще в большей степени стал центральным объектом творчества. Если в период классики скульпторы стремились создать идеальный, совершенный, образ человека, то теперь создаются реалистические портреты современников. Складывается патетический стиль, для которого характерна передача сильных страстей и эмоций человека. Стиль ярко проявляется в скульптуре, созданной на площади в Пергаме (столица одноименного царства в Малой Азии) в честь победы над кельтами-галатами. Особой силы исполнена скульптурная группа, изобразившая вождя галатов, убившего жену и готовившегося убить себя, чтобы избежать позорного плена. В патетическом стиле выполнен скульптурный фриз Пергамского алтаря, сооруженного в честь Зевса и Афины. На фризе изображена битва олимпийских богов с крылатыми гигантами. В этом стиле исполнена мраморная статуя Ники на фронтоне храма в Самофракии. Продолжали жить и традиции поиска идеала женской красоты. Такова статуя Афродиты с острова Мелос.

Технические возможности позволяли осуществлять гигантские проекты. Гигантомания – отличительная черта эпохи эллинизма. Так, скульптор Харет создал Колосса Родосского, огромную позолоченную фигуру Гелиоса, поставленного перед входом в порт. Греки признали ее одним из чудес света.

Театр стал просто развлечением, лишенным глубоких общественных идей. Ведущий жанр – бытовая комедия, созданная Менандром. Она достоверно показывает реальные ситуации, которые имеют счастливый конец.

Литература. Поэты этой эпохи записали творения великих мастеров древности, в частности гомеровский эпос, и создали новые жанры: краткие эпиграммы (Каллимах), жанр идиллий (Феокрит). Развиваются прозаические повести и романы. Известна утопическая повесть Ямбула «Государство Солнца», в которой описана жизнь людей в государстве, где все равны, лишены частной собственности и по очереди служат друг другу.

Наука. Характерная черта эпохи – взлет науки, который произошел в результате объединения знаний, накопленных в Греции и на Востоке. Самый крупный центр знаний был создан Птолемеями в Александрии. Здесь существовал Мусейон – целый квартал, в котором были огромный зал для собраний ученых, библиотека, насчитывавшая до 700 тыс. томов, ботанический сад, зоопарк, хирургические лаборатории и астрономические обсерватории. Прекрасные условия для работы, а также пенсии, которые платили здесь ученым, привлекли в Александрию множество ученых. Результат этого творческого содружества был огромным. В Александрии развернул свою деятельность математик Евклид, автор трактата «Начала», в течение столетий остававшегося учебным пособием по геометрии. Астроном Аристарх Самосский выдвинул гипотезу о вращении Земли вокруг Солнца. Географ Эратосфен утверждал, что Земля круглая. Эвдем писал историю математики и астрономии, Феофраст написал трактаты «История растений» и «Физиология растений», положившие начало ботанике. Стратон дал начало экспериментальной физике. Астроном Гиппарх из Никеи составил каталог из 900 небесных светил, уточнил расстояние от Земли до Луны и массу Земли, ввел понятия долготы и широты. Во второй половине III в. до н. э. в Сиракузах работал Архимед, создавший основы теоретической механики и гидростатики, геометрии и тригонометрии. Он состоял в оживленной переписке с учеными в Александрии.

 Подлинным чудом являлась Александрийская библиотека, хранившая около полумиллиона папирусов и манускриптов. Поэт Каллимах составил «Каталог писателей во всех областях образованности и трудов, которые они сочинили». В этот стотомный каталог были занесены произведения научной и художественной греческой литературы, также книги писателей на других языках (египетские, халдейские, иудейские), составлявшие основной фонд библиотеки. Это самое знаменитое хранилище книг и рукописей сильно пострадало от пожара в 47 г. до н. э. во время осады Александрии Юлием Цезарем. Оставшиеся книги были сожжены уже в более позднее время христианскими фанатиками, боровшимися с языческими памятниками.

Культура эпохи эллинизма стала базой для развития культуры Римской империи, которая стала формироваться во II–I вв. до н. э. как раз в зоне эллинистического мира. А культура Римской империи в свою очередь стала основой для развития культуры европейских государств в эпоху средневековья.

Передача культурного наследия следующим поколениям явилось общей чертой для всех регионов Древнего мира. Наследие было богатым и плодотворным. Можно сказать, что цивилизации Древнего мира во многом предопределили развитие культуры человечества в последующие эпохи.



Эпоха культуры эллинизма начинается со времени окончания походов Александра Македонского. Обычно в качестве отправной точки берётся дата смерти Александра Македонского (323 год до н. э.). Завершается же данная эпоха падением Западной Римской империи в 476 году. Говоря о культуре эллинизма, важно выделить такие условия её проистекания:

— Общая деградация античного мира, что, прежде всего, проявилось в нравственном растлении общества.

— Объединение Греции под властью Македонии.

— Походы войск Александра Македонского и, как следствие этого, тесное взаимодействие (даже частичное взаимопроникновение) западной культуры с восточной.

— Увеличение количества рабов, что приводило к развитию стремления к централизации власти и созданию единого государства, способного контролировать рабов.

— Господство веры в судьбу. Так, Цицерон говорил об этом так: «Кто не сопротивляется судьбе, того она ведёт, а кто сопротивляется, того она тащит».

Период эллинизма начинается с распада державы, созданной Александром Македонским, на несколько государств: Египет (под властью греческой династии Птолемеев), Сирийское царство (под властью Селевкидов), Парфянское царство. Стало быть, первоначально период эллинизма характеризовался политической раздробленностью, которая относительно быстро минимизировалась под давлением мощного централизованного римского государства.

Следует обратить внимание на то, что в эпоху эллинизма сложились предпосылки к принятию идеи единого Бога. Такие предпосылки достаточно заметны в учении Плотина. Учения Плотина и некоторых других мыслителей этого времени примечательны тем, что в них особенно ясно проявляются установки культуры эллинизма, а также тем, что сильно повлияли на последующую христианскую культуру. А.Ф. Лосев отмечает органичную связь учений мыслителей эллинизма с социальным устройством античного мира, его культурными стереотипами. В условиях рабовладельческой формации раб понимался как одушевлённое средство производства, зависимое от воли со стороны. Однако при широком распространении рабства такие установки могли связываться с человеком в целом, который также не мыслился сам по себе, то есть он участвовал в неком космическом процессе, подчинялся некой единой силе. Считалось, что даже боги, которые сильнее человека, подчиняются законам космоса. Следовательно, иерархичность социальной системы повлияла на представления о человеке и мироустройстве, где также выделялись силы, находящиеся друг с другом в определённой субординации. Причём человек мыслился в его органичной связи с космосом, понимался как «гражданин космоса». Его природа в общем порядке мироустройства являлась своеобразным продолжением космического действа. Здесь имеется в виду то, что тело в отношении души есть раб, так же, как душа является рабом по отношению к уму, а все они подчиняются единому космическому закону. Так, согласно учению Плотина, космос находится в постоянной смене ступеней бытия: 1) наибольшей реальностью обладает Высшая реальность; далее – 2) Дух (mind); 3) Мировая душа; 4) материя, представленная в природе человека телом.

Материя, согласно взглядам Плотина, существует в уме, поэтому есть чувственная материя и умопостигаемая. Сам ум выступает организующим началом тела. Центральное место в учении Плотина занимает душа – совокупность психических качеств. Душа – это не тело, но в теле она осуществляется, тело есть предел её существования. Для приобретения знаний об управлении материей душа должна по своей природе обращаться к Духу. Сама по себе душа чиста, невинна и божественна, поэтому не нуждается в нравственной работе. Для сохранения её качеств важно отрешение души от тела и всего чувственного. Все эти формы бытия вбирает в себя Высшая Реальность (мировая душа), которая и образует в себе Единое. Единое имеет двойственную характеристику: будучи первоосновой, имманентной всякому бытию, оно выше всякого бытия, и бытие подчинено Единому. Согласно учению Плотина, первая ступень познания осуществляется в мировой душе, объемлющей всё многообразное единство вселенной; боги же суть не что иное, как многообразные ее проявления.

Весьма точно учение Плотина характеризует В.Н. Лосский, который пишет, что, согласно этому учению, истинное развитие человека проявляется в его стремлении постичь Высшую Реальность и стать частью Единого. Выше, нежели мировая душа, в человеке, как средоточии мира, – его ум (нус), представляемый следующей ступенью единства. Уровень нус есть также и уровень бытия, или, точнее: нус и бытие, мысль и её объект тождественны: объект существует потому, что он мыслится, мысль существует потому, что объект, в конечном счете, сводится к интеллектуальной сущности. Однако эта тождественность не абсолютна, поскольку выражается как некая обоюдность, в которой продолжает существовать сфера «другого». Следовательно, чтобы во всей полноте познать «Единое», надо подняться над уровнем нус.

Культура эпохи эллинизма (стр. 1 из 3)

Когда преодолевается грань мысли и мыслимой реальности, эта последняя диада бытия и интеллекта, – вступаешь в сферу не-интеллектуального и не-бытийного (отрицание указывает здесь на плюс, на трансцендентность). Но тогда неминуемо наступает молчание: нельзя дать имя неизречённому, ибо оно ничему но противопоставляется, ничем не ограничивается.

Такие учения могли возникнуть именно в период эллинизма, когда Рим нуждался в учениях, способных обосновать его имперскую государственность, создать предпосылки для развития широкого, мультикультурного мышления граждан. Вместе с тем от самих граждан Рим требовал такого безоговорочного подчинения, на которое человек обречён судьбой по отношению к космосу. В результате в конце эпохи эллинизма человек не хотел верить в свои силы, возможности; он предпочитал находить утешение в философских учениях эпикурейцев и стоиков, которые считали, что необходимо спокойно относиться к жизненным испытаниям, так как они закономерны. То, что тревожит совесть, лучше забыть, так как от душевных мук человека в мире ничего не изменится. А.Ф. Лосев об этом пишет так: «Эпикур разрешает заниматься только одной наукой, а именно только такой, которая построила бы для нас вполне объективное, но совершенно безопасное для внутреннего покоя души бытие… Эпикурейцы нисколько не отрицали объективного бытия в своей эстетике, а, наоборот, весьма интенсивно его признавали, правда, в таком виде, чтоб оно не мешало безмолвному душевному самонаслаждению». Более того, каким бы человек ни был, он всё равно подчиняется некоему безликому космическому закону, перед которым и праведник, и грешник равны. Грех в мире эллинизма мыслился преимущественно в контексте сопротивления своей судьбе. Такие установки вели, в конечном счёте, к интеллектуальной и духовной безответственности, к санкционированию пороков, неверию в торжество добра. Последние века эпохи эллинизма ознаменовались зависимостью большей части общества от грехов, поэтому депрессии, самоубийства, убийства новорождённых или ещё не родившихся детей стали очень распространённым явлением среди эллинов. В IV-V веках наблюдалось резкое сокращение греческого населения. Разумеется, в эпоху эллинизма произошли большие достижения в области науки и естествознания, писались прекрасные поэтические произведения. Однако надо понимать, что успехи в науке часто объяснялись усилением роли рационализма, который окреп не столько в силу умственного развития общества, сколько в силу нравственного упадка; стихи, поэмы, даже самые прекрасные, пишутся не всегда от чистого сердца, а подчас от переживания личного позора, неверия в свой и общественный успех. Приходится констатировать то, что к Средним векам этнических греков почти не осталось.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Античная культура: Литература, театр, искусство, философия, наука. – М.: Лабиринт, 2002.

2. Баумгартен Ф. Эллинская культура. – Минск, Москва: Харвест; АСТ, 2000.

3. Боннар А. Греческая цивилизация. – М.: Искусство, 1992.

4. Древние цивилизации. М.: Мысль, 1989.

5. Залесский Н. Н. К истории этрусской колонизации в VII–IV вв. до н. э. – Ленинград, 1965.

6. Кун Н.Е. Легенды и мифы Древней Греции. М.: ЗАО «Фирма СТД», 2006.

7. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000.

8. Мифы народов мира. Энциклопедия. – Том 1. – М.: Советская Энциклопедия. 1987.

9. Нельсон М. Греческая народная религия. – СПб: Алетейя, 1998.

10. Сыченкова Л. «Закон диапазона» для греков, или художественные открытия древней Эллады // Вопросы культурологии. – 2008. – № 7.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Что такое полис?

2. Какие ценности в полисе являются наиболее существенными?

3. В чём специфика мировоззренческих установок античных греков?

4. Чем выделяется период эллинизма из античного мира?

5. Почему Греция в политическом и экономическом смысле слова была разрозненной?

6. Что могло способствовать объединению граждан греческих полисов?

7. В чём вы видите уникальность греко-македонской фаланги?

8. Почему А.Ф. Лосев считает, что римская государственность оказалась в своей основе стоической?

Тема 16: Культура Древнего Рима. Латинская античность

Культура эпохи эллинизма

Эллинистическое общество на протяжении всего периода своего развития удивительным образом отличалось от общества классической Греции. С уходом на второй план полисной системы и развитием экономических и политических связей, появились существенные изменения, как в социальной структуре, так и в культурной среде Греции. Культура эпохи эллинизма стала слиянием восточных и греческих элементов.

В результате похода Александра Македонского на восток и подчинения себе Греции, была создана великая держава, по всей территории которой распространялась греческая культура. Благодаря взаимному обогащению греческой и местной культур, была создана единая эллинистическая культурная эпоха.

В этот период практически исчез существовавший ранее разрыв между практикой и теорией, техникой и наукой. На культуру эллинизма значительно повлияло строительство городов, развитие военной техники, мореплавания.

ГЛАВА 23 Культура эпохи эллинизма

Все эти изменения способствовали развитию астрономии, математики, географии и механики. Появилось больше количество ученых, способных дать объяснение многим природным явлениям. Успешно развивались такие важные отрасли, как естествознание и медицина.

С развитием научных знаний потребовалось создание способа систематизации и хранения всей накопленной годами информации, поэтому в культурную эпоху эллинизма начали создаваться целые библиотеки, самые известные из которых находились в Пергаме и Александрии. При дворе Птолемеев был создан так называемый храм муз, служивший крупным научным центром, содержавшим различные коллекции, кабинеты, аудитории и бесплатное жилье для ученых.

Жизнь больших городов и придворный быт эллинистической монархии породили оригинальный жанр поэзии, получившей название «идиллия». В идиллиях показывалась жизнь простых деревенских людей на фоне природы.

В культурную эпоху эллинизма начала развиваться новая отрасль знаний – философия, включающая в себя критику текста, грамматику, литературную критику и другие направления. На смену политической комедии пришла бытовая комедия, наполненная реализмом. В эпоху эллинизма впервые появились так называемые мимы, представляющие собой драматические короткие сценки из жизни простых горожан.

Философы начали отгораживаться от внешнего мира, чтобы заниматься вопросами, касающимися личного усовершенствования. Именно в этот культурный период были сформированы две школы: стоицизм и эпикурейство. Эпикурейцы утверждали, что цель человека – это достижение личного блаженства для получения душевного покоя и невозмутимости. По мнению приверженцев этой школы, душевный покой способен освободить человека от ложных представлений о религии, природе вещей и мифологии. Вторая система проповедовала достижение независимости поступков и желаний от чувств. Для них бесстрастие и апатия были самой высшей нормой поведения.

В эпоху эллинизма возводились целые города с массивными стенами, улицами и прямоугольными кварталами. В столицах появлялись новые дворцовые постройки, украшенные мозаичными покрытиями и цветным камнем. Активно развивалась скульптура, создавались удивительные картины и фрески.

Хотя эпоха эллинизма просуществовала сравнительно недолго, она оставила за собой богатое культурное и историческое наследие, в последующем отобразившееся в культурах разных народов.

Эпоха, условно называемая эллинистической, началась со смертью Александра Македонского. Она связана с расширением территорий, занятых греками, перемещением центра интенсивной культурной деятельности на Ближний Восток. В эпоху эллинизма в ряде эллинистических империй традиции греческого искусства вступали в тесное взаимодействие с местными восточными культурами. От встречи и последующего сплетения греческой и восточной культур появились удивительные, выдающиеся шедевры человеческого гения, восхищающие нас и сегодня.

Торжество Эллады уже никем не оспаривалось. Однако оно таило глубокие противоречия: светлый дух Парфенона оказывался одновременно и победителем и побежденным.

Зодчество, ваяние и живопись процветали во всем огромном эллинистическом мире. Градостроительство невиданных прежде масштабов в новых, утверждающих свою мощь государствах, роскошь царских дворов, обогащение рабовладельческой знати в бурно расцветшей международной торговле — все это обеспечивало художникам крупные заказы. Быть может, как никогда ранее, искусство поощрялось власть имущими. И, во всяком случае, никогда еще художественное творчество не было столь обширным и разнообразным.

В IV в. до н. э. центрами художественной культуры Эллады стали Пелопоннес и города западного побережья Малой Азии; возрастает художественная деятельность в Сицилии и припонтийских городах. В это время храмы начинают терять значение ведущего типа здания. На смену им приходят сооружения, предназначенные для общественных собраний, а также различные постройки, воздвигаемые, чтобы увековечить память правителей.

Во второй четверти IV в. до н. э. на юго-западном побережье Малой Азии отстраивалась столица Карии Галикарнас. Наиболее значительной из построек стала воздвигнутая архитекторами Пифеем и Сатиром усыпальница правителя Карии Мавсола, именовавшаяся Мавзолеем и считавшаяся в древности одним из семи чудес света.

Величайшим достижением и гордостью всего эллинистического периода явилась постройка Александрии. Это был типичный эллинистический город, построенный по единому плану. Он имел приблизительно 5 км в длину и 1,2 км в ширину.

Культура эпохи эллинизма

Александрия стала крупным центром торговли, ремесла и культуры. До расцвета Рима это был самый большой город в мире. В нем к I веку жило до 1 миллиона жителей.

При Птолемее I (ок. 366–283 гг. до н. э.) в Александрии построили Мусейон — особое учреждение при храме муз, в котором работали выдающиеся ученые и поэты — географ и математик Эратосфен, геометр Эвклид, заложивший основы ботаники и минералогии Теофраст, врач Герофил, астроном Аристарх Самосский, изобретатель Герон Александрийский и др. Для образованных людей Александрия обладала привлекательной силой еще и потому, что здесь находилась богатейшая библиотека, хранившая около полумиллиона свитков.

К числу замечательных сооружений Александрии принадлежит и Александрийский маяк на скалистом острове Фарос вблизи дельты Нила.

Основные достижения эллинизма связаны с зарождением и развитием портрета в собственном смысле этого слова. В этот период создаются скульптуры и картины, передающие не только индивидуальное своеобразие облика портретируемого, но в той или в иной мере раскрывающие его внутренний духовный мир, своеобразие его психологии. При этом продолжались лучшие традиции греческой классики и, одновременно, складывалось направление, полное патетики, утратившее гармонию. Скульптура этого направления, казалось, заняла место трагедии, чтобы внушить душам ужас и жалость. Тела свивались в конвульсиях, лица, искаженные страданием, выражали проклятие человеческого существования.

Исключительный интерес представляет камея Гонзага. Уже в XVIII в. упоминание о ней обычно сопровождалось эпитетом “знаменитая”, а ныне, по общему признанию искусствоведов, ее относят к самым совершенным произведениям античного времени.

Камея Гонзага — одна из самых крупных гемм мира. Длина ее 15,7 см, ширина 11,8 см, высота рельефа 3,0 см. Вырезана она из великолепного куска трехслойного оникса — верхний и нижний слой темно-коричневые, средний — молочно-белый. В отличие от большинства гемм на камее Гонзага не один, а два профиля — мужской и женский.

Весной 1820 года греческий крестьянин Юргос, копая землю, нашел древнюю статую из белого мрамора. Статуя Венеры Милосской была одной из первых находок подлинных греческих статуй конца III — начала II века до н. э.

К замечательным архитектурным творениям эллинистического периода относится Алтарь Зевса в Пергаме (ныне турецкий город Бергама) в Малой Азии. Пергамское государство, возникшее на развалинах империи Александра Македонского, достигло наивысшего расцвета в III в. до н. э. при царях династии Атталидов. Пергам стал одним из важнейших культурных центров эллинистического мира.

Пергамцы гордились также огромным открытым театром с 90 рядами скамей, храмом Афины и другими замечательными постройками. Многих привлекала библиотека с залами, украшенными скульптурами знаменитых поэтов и историков. Библиотека обладала богатейшим собранием рукописей — в ней хранилось около 200 тыс. свитков, она соперничала с библиотекой в Александрии.

Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Оставьте комментарий