Культура древней греции и рима

Вид работы: Курсовая работа

Тема: Античная культура Древней Греции и Рима

Дисциплина: Культурология

Скачивание: Бесплатно

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Киров 2010

Дата размещения: 28.10.10 в 11:19

План:

Введение 3-4

1. Культура Древней Греции 5-25

Крито-микенский период 5-8

Эгейское искусство 8-9

Гомеровский период античности 9-10

Греческая архаика 11-14

Греческая классика 14-21

Период эллинизма 22-25

2. Культура Древнего Рима 26-35

Этруски 26-29

Римская Республика 29-31

Римская Империя 31-35

Заключение 36-38

Список литературы 39

Введение.

Я выбрала эту тему, потому что мне очень хотелось узнать, какая культура была в этом государстве. Я читала древнегреческие мифы и легенды, и они мне очень понравились, особенно понравились описания храмов, домов и других построек. Также я читала об известных личностях этого государства. И мне очень хотелось узнать, какие раньше были люди, как одевались, как выглядели, как жили и как выглядели их боги.

Древние народы и цивилизации оставили нам богатое наследство. Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства. Слово «античный» происходит от латинского «антиквус», что в переводе на русский означает «древний». Впервые термин «античность» был использован примерно в XV веке в Италии, во время формирования новых настроений эпохи Возрождения.

Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамках рабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компо­нента имеют в виду, когда говорят об «античном искусстве». Обычно в истории античного искусства придерживаются последовательности — сна­чала Греция, потом Рим. Причем считают искусство Рима завершением художественного творчества античного общества. В этом есть своя логи­ка: расцвет эллинского искусства приходится на V — IV вв. до н. э., расцвет римского — на I—II вв. н. э. И все же, если учесть, что дата, даже и легендарная, основания Рима — 753 г. до н. э., то можно отнести начало деятельности, в том числе и художественной, людей, населявших этот город, к VIII в. до н. э., т. е. веку, когда и греки еще не строили монументальных храмов, не ваяли крупной скульптуры, а лишь расписывали в геометрическом стиле стенки керамических сосудов. Именно поэтому правомерно утверждать, что, хотя древнеримские масте­ра продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рима — явление самостоятельное, определявшееся и ходом исторических собы­тий, и условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений, свой­ствами характера римлян, и другими факторами.

Римское искусство как особое художественное явление стали изучать лишь в XX в., по существу только тогда осознав всю его самобытность и неповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды пола­гают, что история римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложность его проблематики.

На протяжении всей эпохи античности укреплялось представление об античном искусстве, античной культуре в самом широком проявлении как об идеальном, недостижимом образце для подражания. Античные греческие и римские произведения привлекали мастеров эпохи Возрождения не только как образчики высочайшего мастерства, но и своей идеологической подоплекой, возвышающей образ человека и утверждающей высочайшую ценность свободы. Таково было великое мировоззрение античности.

Точкой отсчета начала Эпохи античности принято считать первые Олимпийские игры, проведенные в 776 до н. э. Исчезновение эпохи античности относят к падению Рима в 776 году до нашей эры. Античную эпоху подразделяют на несколько исторических периодов, каждому из которых была характерна самобытная культура и своеобразное искусство. Термин "Греция", "греки"— негреческого (возможно, иллирийского) происхождения; он вошел в обиход благодаря римлянам, которые первоначально обозначали им греков-колонистов в Южной Италии. Сами греки именовали себя эллинами, а свою страну — Элладой (от названия небольшого города и области в южной Фессалии).

Список литературы:

1. Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Проф. А.Н.Марковой. — М.: ЮНИТИ, 1995

2. Ксенофонт. Греческая история. СПб, 2000

3. История Древней Греции. — Под ред. В.И.Кузищина. М., 2001

4. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

5. История Мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX в.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. В.И.Уколовой. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000.

6. Л.Д. Любимов. Искусство Древнего мира. М.: Просвещение, 1980.

Не подходит Курсовая работа? Вы можете заказать у наших партнеров написание любой учебной работы на любую тему.

Заказать новую работу

+12

Размер: 49.76K

Скачано: 94

Внимание! На время летних каникул проводятся технические работы — скачивание работ недоступно. Приносим извинения за доставленные неудобства.

Еще Курсовые работы!

Чтобы скачать бесплатно Курсовые работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Похожие бесплатные Курсовые работы:

Культура древней Греции и Рима

Культура древней Греции

Впитав в себя культурный опыт Вавилона и Египта, античная Греция определила свой путь социально-политического и культурного развития. Вечное противоречие между духом и телом было решено в пользу последнего. Именно на «телесности» зиждется все мировоззрение Древней Греции: наука, религия, философия, искусство, социально-политическая жизнь. Поэтому эталоном красоты считалось человеческое тело. Сама личность человека считалась полезной только в том случае, если могла быть полезна обществу своими гражданскими добродетелями. Двумя основными характеристиками древнегреческого мировоззрения являются космологичность и антропоцентризм.

Космос противостоит Хаосу своим совершенством и красотой, а эта красота заключена в природе и а человеке. Именно поэтому человек считался центром Вселенной, а для всей древнегреческой культуры был свойствен поиск гармонии и идеала человеческого тела и духа. Религия Древней Греции имеет две основные характеристики: политеизм и антропоморфизм.

Пантеон греческих богов сложился в эпоху архаики. В нем можно выделить 12 основных божеств, каждое из них выполняет строго определенные функции. В основе антропоморфизма лежит принцип уподобления человека богу. Кроме религии, большое значение в жизни древних греков имела мифология. Мифологическое и религиозное мышление определяется единством духовного и природного начала. Древняя Греция известна как цивилизация, положившая начало многим наукам. Грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о законах природы, общества, взглядов на мир и людей. Но философию Греции трудно было бы понять без смежной ей науки эстетики, для которой главным становились поиски красоты и гармонии в мире. В Греции трудно выделить ученых, которые занимались бы наукой в чистом виде. Поэтому их было принято называть философами.

Величайшими философами Древней Греции являются Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Пифагор, Геродот, Гиппократ. Огромное значение в Древней Греции имела литература, зародившаяся сначала в виде устного народного творчества. Огромным успехом пользовалась поэзия. Особенно известен Гомер, автор «Илиады» и «Одиссеи». Развивались дидактические и лирические формы поэзии. До наших дней дошли стихи поэтессы Сапфо, поэтов Архелоха, Алкеона. Основоположником жанра басни в Греции является Эзоп. Представления греков о мире и его устройстве нашли отражение в таком жанре искусства, как театр. Он возник из религиозного культа бога Диониса и развился очень быстро. Сначала сюжетами для комедий и трагедий служили сцены из жизни Диониса. Но позднее сюжеты стали браться из мифологии вообще. Основоположником трагедии стал Эсхил.

Выдающимися драматургами Древней Греции были также Софокл, Еврипид. Дошедшие до нас трагедии Софокла — «Антигона», «Аякс», «Эдип-царь», «Электра». Самым известным автором комедий был Аристофан («Осы», «Лягушки», «Облака», «Лисистрата»). В античной Греции процветали многие виды искусства, архитектура, скульптура, вазопись. Главные качества архитектуры — это простота, ясность композиций, гармоничность и пропорциональность. Жемчужиной греческой архитектуры можно назвать афинский Акрополь. Наибольших успехов греки достигли в скульптуре, которая отличалась совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов для скульптуры использовали бронзу, мрамор, дерево. Признанными мастерами скульптуры в античной Греции считаются Пифагор Регийский, Поликлет и Фидий. Вместе со скульптурой большое развитие получили живопись и вазопись. Керамические изделия покрывались орнаментом и сюжетными росписями. Ранняя керамика отличается чернофигурным изображением, позже появился краснофигурный стиль. Наиболее распространенными типами ваз были амфора, кратер, килик и гидрия.

Культура древнего Рима

Культура Древнего Рима тесно связана с культурой Древней Греции. Она продолжала эллинистическую традицию, но вместе с тем выступала как совершенно новое и самостоятельное явление. Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами. Но постепенно латиняне, жившие на западе, завоевывают соседние территории и формируют одну из самых крупных империй древности. Завоевание греческих государств привело к тому, что молодая Римская империя столкнулась с культурой, намного превосходившей ее собственную. Римляне стали изучать греческий язык, литературу, философию. Большой спрос имели рабы-греки, обучавшие римских детей. Вся история греко-римских отношений — это тайное преклонение римлян перед греческой культурой. Римляне стремились достичь ее совершенства. Но несмотря на порой открытое подражание, римляне вкладывали в греческую культуру и свое зерно. Для Рима остались недосягаемы поэтическая одухотворенность и величавая гармония Греции, т. к. практичный римлянин не мог до конца понять пластичного равновесия и обобщенности замысла.

Для римлянина основной всего был патриотизм. Он рассматривался как высшая ценность, и долг гражданина состоял в непрерывном служении ему. В Риме почитались мужество, стойкость, умение подчинить себя железной дисциплине. Если грек преклонялся перед искусством, то римлянин презирал его, ставя на первое место войну, политику, право и земледелие. Религия древних римлян вначале основывалась на смешении верований многих захваченных империей народов. Во главе пантеона стоял двуликий бог Янус, которого считали царем на небе и на земле. По мере сближения римской и греческой культуры греческие боги проникали в римский пантеон богов. Греческие мифы также стали приспосабливаться к новой культуре и стали очень популярными среди римлян. Немного позже в Рим стали проникать и восточные верования. В начале н. э. распространение получает христианство, возникшее в I в.

Культура древней Греции и Рима

н. э. Спустя почти четыре века христианство становится государственной религией Римской империи.

Уже в республиканский период в Риме складываются самобытное искусство, оригинальная философия и наука. Древнеримская модель мира была сконцентрирована вокруг человека, а сама человеческая жизнь вписывалась в жизнь государства. Поэтому и наука Древнего Рима была направлена именно на человека. Заметный след в науке оставили труды по геометрии и тригонометрии Менелая Александрийского, геоцентрическая модель мира Птолемея. Ученые того времени изобрели особую полировку мрамора, зеркальные черепицы для отражения солнечных лучей, трубы, по которым шел пар для обогрева помещений. Римская философия переняла научный опыт греческой философии, и основными для нее были идеи морального совершенствования человека.

Древний Рим является родиной юриспруденции. Среди римских юристов особо выделяются фигуры Сцеволы, Папиниана, Ульпиана. Увлечение политикой и юриспруденцией привело к высокому уровню развития ораторского искусства. С середины II в. римские прозаики перешли на латынь, и литература стала играть в жизни римлян большую роль. Это время оставило в истории имена таких талантливых литераторов, как Овидий, Гораций. Луцилий стал основоположником нового жанра — сатиры. Основная сила и мощь империи выражалась прежде всего в архитектуре, которая играла ведущую роль в римском искусстве. Строились новые театры, базилики, храмы, гробницы. Римляне ввели инженерные сооружения: акведуки, мосты, дороги, каналы. Они перерабатывали принципы греческой архитектуры и использовали абсолютно новые строительные материалы и конструкции. Вершиной архитектурного искусства стал Пантеон — храм всех богов. Среди общественных сооружений большой популярностью пользуется Колизей.



Наука Римской империи и ее соотношение с наукой Античной Греции.

1) Греции характерны теоретические науки, Риму-прикладные.

2) Знания у древних греков не были еще расчленены на отдельные науки и объединялись общим понятием философии. Древнегреческое естествознание характеризовалось ограниченным накоплением точных знаний и обилием гипотез и теорий; во многих случаях эти гипотезы предвосхищали позднейшие научные открытия.

Наука "о природе" в Древней Греции включила три кардинальных направления:

1) изучение "природы" живого (и прежде всего человеческого) организма;

2) изучение "природы" космоса в целом;

3) изучение "природы" (в смысле внутренней структуры) вещей окружающего мира.

Всех греческих мальчиков в возрасте семи лет отдавали в школу, где они изучали чтение, письмо, арифметику, музыку, поэзию, танцы, атлетику. Такое обучение называлось гармоническим, греки считали, что оно лучше всего подходит для физического и духовного развития. Богатые греки отдавали сыновей обучаться в известные школы, основанные философами, – в Академию и Лицей.

Греки изобрели арбалет, катапульту, балисту, построили совершенный тип галеры и даже создали первую модель паровой машины; начертили карту современного им мира. Греческие медики уже в то время делали операции с помощью металлических инструментов и применяли протезы.Величайшими математиками Древней Греции были Архимед, Аристарх Самосский, Герон, Евклид, Пифагор; величайшими астрономами – Гиппарх, Демокрит, Клавдий Птолемей, Фалес Милетский и другие; величайшими философами – Аристотель, Сократ, Платон, Гераклид Понтийский, Солон, Селевк. Ученые Древней Греции создали единую математическую науку, объединив все знания об арифметике, геометрии и астрономииГеродот-«отец истории»,именно в Др.Греции зародилась эта наука

3)Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь не к теоретическим, а к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня развития достигла в Риме агрономия. Сохранилось несколько сельскохозяйственных трактатов — Марка Порция Катана (I Iв. до н.э.), Теренция Варрона (I в. до н. э.), где тщательно и глубоко исследуются различные агрономические проблемы.Римский архитектор Витрувий написал спепиальньгй трактат «Об архитектуре» в 10 книгах, свидетельствующий о высоком уровне римской архитектурной мысли. Бурные события последнего столетия Республики, ожесточенная политическая борьба, которая велась в народном собрании и сенате, способствовали развитию ораторского искусства и риторики. Появля-ются руководства по риторике, где излагались основные правила ораторского искусства. Несмотря на сильную зависимость от греческих образцов, римская риторика смогла преодолеть их и сказать здесь новое слово. Из руководств по риторике нужно назвать работу неиз-вестного автора «Риторика к Гереннию» (некоторые приписывают ее составление Цицерону) и несколько работ Цицерона — «Брут», «Об ораторе».

Большое развитие получила наука о праве: правоведение, или юриспруденция. Первые исследования появились еще во I I в. до н. э., а в I в. до н.э. существовала уже солидная юридическая литература. Особенно нужно отметить 18 книг «Гражданского права») и «Дефи-ниции» Квинта Муция Сцеволы (они, к сожалению, не сохранились). Самые разнообразные юридические вопросы затрагивались в многочисленных речах Цицерона.

В I в. до н. э.

Культура Древней Греции и Рима

зародилась и римская филология. Появились специальные исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновение латинского языка, филологические комментарии к комедиям и трагедиям писателей I I в. до н. э.

14. Эксперимент в истории науки — возможности и ограничения.

Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко гл. задачей Э. служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение(т. н. решающий Э.). В связи с этим Э. как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности науч. познания в целом.

Экспериментальный метод исследования возник в естествознании нового времени (У. Гильберт, Г. Галилей) . Вперые он получил филос. осмысление в трудах Ф. Бэкона, разработавшего и первую классификацию Э. Развитие экспериментальной деятельности в науке сопровождалось в теории познания борьбой рационализма и эмпиризма, по-разному понимавших соотношение эмпирич. и теоретич. знания. Преодоление односторонности этих направлений нашло завершение в диалектич. материализме, в котором тезис о единстве теоретич. и экспериментальной деятельности является конкретным выражением общего положения о единстве чувственного и рационального, эмпирич. и теоретич. уровней в процессе познания

Наука и ученые средневекового арабского Востока.

Математика

Известен трактат "Книга о механике", принадлежащий знаменитым астрономам и математикам Багдадской школы — трем братьям Бану Муса (IX-Х вв.). Из среднеазиатских ученых следует назвать, прежде всего, математика IX в. Абу Абдаллу Мухаммеда бен-Муса аль-Хорезми (787 — ок. 850), работавший в эпоху просвещенного халифа аль-Мамуна. Именно благодаря его сочинениям в арабском мире распространилась индийская позиционная система и цифровая символика с нулем, воспринятая впоследствии европейской математикой. Также в Хорезми описывает арифметические действия с целыми числами и дробями.

Астрономия

Арабы создали лунный календарь, включивший 28 «лунных станций», каждая из которых имела метеорологические характеристики. Ученым Ширакаци был выпущен трактат по космографии. Этот трактат свидетельствует о глубоком знании Ширакаци трудов греческого ученого Аристотеля. В своем сочинении Ширакаци рассматривает и чисто астрономические вопросы: пытается оценить расстояние до Солнца и Луны, составляет календарь, свидетельствующий об основательном знании им движений Солнца и Луны и трудов древних ученых по этому вопросу [1]. Ширакаци был разносторонним ученым, связавшим молодую армянскую науку с античным наследием.

География

Большое практическое значение имела география. Арабские путешественники и географы расширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. С их помощью Европа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокитая. Известные работы географов- путешественников:

— "Книга путей и государств" Ибн Хордадбека, IX в.

— "Дорогие ценности" — географическая энциклопедия Ибн Руста (начало Х в.)

— "Записка" Ахмеда Ибн Фадлана с описанием путешествия в Поволжье, Заволжье и Среднюю Азию

— 20 трактатов Масуди (X в.)

— "Книга путей и царств" Истахри

— 2 карты мира Абу-Абдаллаха аль-Идриса

— многотомный "Словарь стран" аль-Кинди Якута

— "Путешествие" Ибн Баттуты.

Ибн Баттута за 25 лет своих путешествий прошел по суше и морю около 130 тысяч км. Он посетил все мусульманские владения в Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай, обошел берега Индийского океана. Он пересек Черное море и от Южного берега Крыма проехал к низовьям Волги и устью Камы. Бируни производил географические измерения.

Физика

Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам (965—1039), известный в Европе под именем Алхазена, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике.

Алхазен развивает научное наследие древних, производя собственные эксперименты и конструируя для них приборы. Он разработал теорию зрения, описал анатомическое строение глаза и высказал предположение, что приемником изображения является хрусталик. Точка зрения Алхазена господствовала до XVII в., когда было выяснено, что изображение появляется на сетчатке. Отметим, что Алхазен был первым ученым, знавшим действие камер-обскуры, которую он использовал как астрономический прибор для получения изображения Солнца и Луны. Алхазен рассматривал действие, плоских, сферических, цилиндрических и конических зеркал. Он поставил задачу определения положения отражающей точки цилиндрического зеркала по данным положениям источника света и глаза Математически задача Алхазена формулируется так: по данным двум внешним точкам и окружности, расположенным в одной плоскости определить такую точку окружности, чтобы прямые, соединяющие ее с заданными точками, образовывали равные углы с радиусом, проведенным к искомой точке. Задача сводится к уравнению четвертой степени. Алхазен решил ее геометрически.

Алхазен занимался исследованием преломления света. Он разработал метод измерения углов преломления и показал экспериментально, что угол преломления не пропорционален углу падения.

Математик, астроном и географ аль-Бируни, родившийся на территории современного Узбекистана в 973 году, написал 146 работ общим объемом 13 тысяч страниц, включая пространное социологическое и географическое исследование Индии. Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил точные определения плотностей металлов и других веществ с помощью изготовленного им «конического прибора».

Оставьте комментарий