Культура 17 века в россии кратко


Культура России XVII века

⇐ Предыдущая12


Особенности развития культуры в XVII веке.

XVII век занимает особое место в истории русской культуры. Этот век – переходный от традиционной средневековой культуры Московской Руси к культуре Нового времени. Большинство современных исследователей считает, что важнейшие культурные преобразования Петра I были подготовлены всем ходом истории российской культуры XVII века. Самая главная черта русской культуры XVII века состоит в широком обмирщении, постепенном разрушении средневекового всецело религиозного сознания. Обмирщение коснулось всех сторон культурного развития: образования, литературы, архитектуры, живописи. Это касается преимущественно городского населения, в то время как культура деревни еще долго оставалась полностью в рамках традиции.

Главными событиями русской истории XVII века стали: переход от средневековой истории к истории Нового времени, ослабление влияния церкви. Соответственно главной чертой культуры стало начало обмирщения культуры, то есть разрушение средневекового религиозного сознания и проникновение в культуру светских элементов.

Образование и письменность. Литература.

  • Увеличивается число грамотных людей. Обучали церковнослужители и приказные по церковным книгам. Но уже в первой половине XVII века появились частные школы, где учили не только грамоте, но и риторике, древним языкам, иностранным языкам (немецкий) и философии. Учителями в них нередко бывали ученые украинские монахи. В 1687 году было создано первое высшее учебное заведение в России – Славяно-греко-латинская академия (братья Лихуды). Академия была построена по образцу европейских университетов. Преподавание велось на греческом и латинском языках.
  • Развивается книгопечатание: первый печатный букварь (Карион Истомин), учебники, богослужебные книги, официальные документы (Соборное уложение). Создавались библиотеки как государственные (Посольского приказа), так и частные (Ордина-Нащокина, Голицына).
  • В литературе XVII века появились принципиально новые жанры: сатира, драма, поэзия. Сатирические повести – о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде, где обличался неправедный и корыстный суд. Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого (воспитатель царских детей). Автобиографический жанр пришел в русскую литературу благодаря «Житию» протопопа Аввакума. Устное народное творчество – песни о Степане Разине.
  • При Алексее Михайловиче в России был образован театр, в 1672 году. Театр был создан под влиянием молодой жены царя, Натальи Кирилловны. В нем ставили пьесы на библейские сюжеты, которые продолжались обычно несколько часов.

Архитектура.

  • В конце XVII века появился новый архитектурный стиль – нарышкинское (московское) барокко. Его отличительные черты – живописность, усложненность плана, сочетание красного (кирпичная кладка) и белого (каменная резьба) цветов фасада. Характерным образцом этого стиля является церковь Покрова в Филях, построенная в 1693 году в усадьбе Нарышкиных, Новодевичий монастырь.
  • Светские постройки: деревянный царский дворец в Коломенском, кирпичный Теремной дворец Московского Кремля, палаты Аверкия Кириллова.
  • Московский Кремль перестал быть оборонительным сооружением, в XVII веке башни Кремля украшаются шатрами, появляются часы на Спасской башне.

Изобразительное искусство.

В изобразительном искусстве XVII века сильнее, чем в других сферах культуры, сохранялось влияние традиции, что объяснялось контролем церковных властей за соблюдением иконописного канона. И, тем не менее, именно в XVII веке началось превращение иконописи в живопись.

  • При Оружейной палате была создана школа для обучения живописи, живописная мастерская — фактически Академия художеств, которую возглавлял Симон Ушаков.
  • Симон Ушаков – крупнейший художник XVII века: «Спас Нерукотворный», «Троица».
  • В XVII веке было положено начало портретной живописи – парсуны. Известны изображения Алексея Михайловича, его сына Федора Алексеевича, патриарха Никона, князя Скопина-Шуйского.

Тема: Культура России XVIII века.


Для развития культуры господствующих слоев российского общества характерны окончательное торжество светского начала, решительное следование европейским образцам, глубокий разрыв с традиционной народной культурой. Во второй половине XVIII века в России сформировалась самобытная национальная культура европейского типа. Успехи культуры отражали поступательное развитие государства и общества в целом. Сформировавшаяся в это время атмосфера особой дворянской духовности подготовила взлет русской национальной культуры в XIX веке.

Просвещение и наука.

− 1701 — Школа математических и навигационных наук в Москве, в Сухаревой башне (позднее — Морская Академия в Кикиных палатах в Петербурге). Позже возникли Артиллерийская школа, Медицинское училище, Инженерная школа.

− Для обучения провинциальных дворян были созданы 42 "цифирные школы".

− Образование приняло светский характер, первое место заняли математика, астрономия, инженерное дело.

− Появились новые учебники. "Арифметика, сиречь наука числительная" Магницкого.

− 1700 году — летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова, начало года не 1 сентября, а 1 января.

− 1702 — первая печатная газета "Ведомости" (при Алексее Михайловиче издавалась рукописная газета "Куранты" для нужд двора), редактором которой был Петр I.

− 1708 — переход на гражданский шрифт.

− 1755 — по инициативе Михаила Васильевича Ломоносова и при поддержке Ивана Ивановича Шувалова создан Московский университет. Устав университета предусматривал преподавание на русском языке (в европейских университетах преподавание велось на латыни). Университет состоял из философского, юридического и медицинского факультетов. Не было богословского факультета.

− Екатерина II — создана система воспитательных и образовательных учреждении под руководством Ивана Бецкого.

− 1764 — Смольный институт благородных девиц.

− Петр I открыл первый в России музей — Кунсткамеру, где были собраны различные древности, анатомические коллекции. При Кунсткамере имелась богатая библиотека.

− 1741 — экспедиция Витуса Беринга обследовала северо-западное побережье Америки и доказала, что Азия отделена от Америки.

− Известный изобретатель петровского времени — Андрей Константинович Нартов.

− 1718 — Петр задумал создать российскую Академию наук, велел пригласить крупнейших зарубежных ученых. Академия открылась в 1725 году, уже после смерти императора. Создание Академии наук привлекло в Россию европейских ученых, среди которых такие мировые знаменитости, как математики Л. Эйлер и Д. Бернулли. Работали в России немецкие историки Г. Байер и Г.Ф. Миллер, внесшие значительный вклад в становление российской исторической науки. При Екатерине II Академию наук возглавляла Екатерина Романовна Дашкова.

− Михайло Васильевич Ломоносов: поступил в 1731 году в Славяно-греко-латинскую Академию, откуда был переведен в Петербургский университет при Академии наук, а затем направлен учиться в Германию. В 1745 году он стал первым русским профессором, членом Академии наук. Александр Сергеевич Пушкин писал о Ломоносове: "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом".

− В XVIII веке достигла значительных успехов историческая наука. Василий Никитич Татищев. "История Российская" в 5 томах.

− Знаменитый изобретатель-самоучка — Иван Петрович Кулибин: проекты лифта, "самобеглой коляски", одноарочного моста через Неву, телескопа, микроскопа, барометра.

− Иван Иванович Ползунов сумел усовершенствовать паровую машину, с работой которой он познакомился в Англии. Подобная машина была создана в Англии Джеймсом Уаттом лишь через двадцать лет.

Литература. Общественная мысль.

− Важнейшим направлением в русской и европейской литературе середины XVIII века был классицизм. Классицизм нашел выражение, прежде всего, в поэзии: Антиох Кантемира, Василия Тредиаковского и особенно Михаила Ломоносова и Александра Сумарокова. Самым выдающимся российским поэтом конца XVIII века, писавшим в стиле классицизма, стал Гаврила Державин. К классицизму относятся и комедии Дениса Фонвизина "Бригадир" и "Недоросль".

− Во второй половине XVIII века складывается стиль сентиментализма. Важнейшими жанрами этого стиля стали чувствительная повесть и путешествие. Николай Карамзин "Бедная Лиза".

− Общественная мысль развивалась под влиянием Просвещения. Крупнейшим деятелем Просвещения был Николай Новиков. Журналы "Трутень", Живописец".

− Радикальная форма просветительской идеологии представлена в творчестве Александра Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву" и ода "Вольность". Крайний радикализм Радищева побудил Екатерину II назвать его "бунтовщиком хуже Пугачева".

⇐ Предыдущая12

Дата добавления: 2016-09-03; просмотров: 9146 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Культура в России в 17 веке.

ВВЕДЕНИЕ

В русской культуре трудно найти период, когда бы все ее сферы развивались равномерно. В то же время русская культура в каждом веке и на протяжении нескольких веков — это единство: каждая из ее сфер обогащает другие, подсказывает им новые ходы и возможности, сама учится у

них.

Проникновение идей и форм европейской культуры, идейные споры, приведшие к расколу, церковное искусство, утрачивавшее тягу к глубине, постижению сущности, весьма характерны для нового столетия. Появляется неудержимое стремление к описательности, декоративности.

Художественное творчество из священного занятия превращается в ремесло. Слабеют связи, соединяющие искусство с другими сферами культуры, т.е. теряется единство средневековой духовной сферы.

Вершиной кризиса средневековой идеологии стала реформа патриарха Никона и возникновение старообрядчества. Церковная реформа явилась отходом не только от средневековой культуры, но и от отечественной, традиционной : от самобытного типа культуры страна не отказывалась,

но внимательнее учитывала западные тенденции.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального периода. Господствовавший веками феодально-крепостнический строй еще более укрепился в XVII столетии. Примерно XVII в. датируется начальная стадия зарождения буржуазных связей в недрах феодально-крепостнического строя. Развитие городских пасадов, прогресс общественного разделения труда, рост товарного производства и обращения были условиями и проявлениями начинающихся изменений в общественно-экономической жизни России. Новые явления в области культуры затронули

прежде всего города. Светские элементы в культуре XVII века становятся заметными, они проникают и в церковное зодчество и живопись, и в прикладное искусство.

События первого десятилетия XVII в. привели к разорению значительной территории Российского государства и подрыву его материальной культуры. Военные действия того времени тяжело отразились на положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства

оставалось земледелие.

В области ремесленного производства произошли значительные сдвиги. В городах, особенно наиболее крупных, отчетливо определяется процесс массового превращения ремесла в мелко товарное производство. Более того, в XVII в. возникли первые русские мануфактуры.

Широкое распространение получила обработка металлов — мастера обработки железа производили в массовом количестве топоры и дверные петли, подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия.

Высокого технического уровня достигла обработка благородных металлов — золота и серебра, особенно в специальных мастерских — золотой и серебряной палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изготовлялись различные предметы царского обихода и другие драгоценные

вещи — серебряные ковши, братины, кольца, серьги, крестики и другое. Важное значение имела чеканка монет.

В середине XVII в. по царскому заказу в течение одного года был отлит колокол весом 12500 пудов. Замечательные колокола были отлиты в конце XVII в. мастерами Фролом Терентьевичем и Филипом Андреевым с сыном для митрополитного двора в Ростове.

В 30-х годах XVII века появился первый стекольный завод в России. Материальная культура в XVII столетии получила большое развитие. Ее творцами и создателями были многие тысячи народных мастеров-умельцев, воплотивших в своих творениях творческую силу народа.

В этот период сложились устойчивые группы высококвалифицированных мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев производство на этих предприятиях начиналось с приглашения иностранных мастеров, русские люди быстро овладевали необходимым мастерством и выполняли сложные технические работы с большим искусством.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В XVII в. появились первые записи фольклора, дошедшие до нас, благодаря чему мы имеем более конкретное представление о народном творчестве того времени. Семнадцатый век с его острыми социальными конфликтами и длительной борьбой России против внешних врагов был

временем значительного подъема народного творчества. Характерно широкое распространение исторических песен, проникнутых чувством глубокого патриотизма. Продолжали быть популярными различные былины, песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время.

Весьма интересны пословицы, записанные в особых сборниках конца XVII века. В пословицах ярко воплощалась народная оценка человеческих качеств и общественных отношений. Одним из любимых героев произведений народного творчества стал вождь крестьянской войны Степан Тимофеевич Разин. Вокруг его имени уже в XVII веке стали складываться многочисленные легенды, песни сказания.

Очевидно, народное творчество XVII в. приобрело определенные и антицерковные тенденции. Оно стало сильнее оказывать влияние на письменную литературу.

Хотя масса населения крепостной страны продолжало оставаться неграмотной, тем не менее количество грамотных людей в XVII в. значительно возросло, особенно в среде посадских людей. Развитие городской жизни, а также системы государственного управления вызвало большую потребность в грамотных людях. По подсчетам А.И.Соболевского, сделанным им на основе изученных материалов, в XVII веке в России среди помещиков было 65% грамотных, купечества 96%, посадских людей- около 40%, крестьян — 15%, стрельцов, пушкарей, казаков — 1%.

Помимо значительно расширявшейся письменности, все большее распространение получали и рукописные книги. Несмотря на развитие книгопечатание, рукописные книги пользовались все более возраставшим спросом. Значительно возросло письменное делопроизводство государственных учреждений – московских приказов, приказных изб в городах.

С 1671 г. для царя стали изготовляться рукописные "Куранты" — своеобразные газеты, состоящие из переводных иностранных известий.

В середине века были предприняты попытки организации производства бумаги в России.

«Культура России 17 века»

Кроме того, в XVII веке писали также на бересте — сохранились берестяные грамоты и даже целые книги сбора ясака в Сибири.

Наряду с рукописными книгами и грамотами все более распространялись печатные книги. Московский Печатный двор представлял собой в середине XVII века крупное предприятие, на котором работало 165 человек. В первой половине столетия было издано около 200 названий книг.

Дальнейшее распространение печатной литературы выдвигало потребность более организованного обучения грамоте и письму.

Обычно дети и подростки обучались грамоте у духовных лиц, подъячих или родителей, причем женщины, как правило, даже в семьях знати оставались неграмотными. Возможность печатного издания учебных пособий значительно улучшала условия обучения грамоте. Первые частные школы в Москве подготовили основание в 1687 г. Славяно-греко-латинского училища (академии) во главе с учеными греками Иоанием и Софронием Лихудами. Это было первое учебное заведение, ставившее своей целью широкое образование.

Распространение грамотности и просвещения в России подрывало вековое господство религии и церкви, все более расходилась по рукамсветская литература и иностранных сочинений. XVII в. занял важное место в истории русского просвещения.

НАУКА

Сами условия жизни Российскогогосударства в XVII в. требовали перехода к более конкретному и реалистическому изучению природы, отказа от богословско-символического и мистического ее истолкования. При этом развивалась чисто практическая сторона научных знаний, в то время как ее теоретическая сторона оставалась в совершенно неразвитом состоянии. Это в значительной мере объяснялось позицией церкви, враждебной научному знанию.

Так, например, в семнадцатом веке умели решать многие практические задачи по математике, но теоретический уровень математических познаний был еще весьма невысок. Потребности артиллерийского дела выдвинули необходимость определения расстояний. Эти задачи решались с помощью теоремы Пифагора, но без анализа ее теоретического основания.

Крупным памятником научных знаний XVII в. является "Устав ратных, пушечных дел, касающихся до воинской науки, составленный Олисиман Михайловым (Радышевским) в 1621 году.

Астрономические знания в XVII в. также получили свое развитие, так как потребность вычисления праздников и различные хозяйственные нужды требовали и более точного знания времени смены фаз Луны, временами года и тому подобное.

Большое развитие получили географические знания. Одно только продвижение землепроходцев в Сибирь, обследование ими рек и морских побережий обогатило географию открытиями исключительного значения. Было составлено несколько карт (в основном они несли стратегический

характер).

ЛИТЕРАТУРА

Как и в предшествующее время, литература XVII в. была тесно связана с общественно-политической мыслью, она непосредственно отражала и воплощала в своих произведениях социально-политические устремления различных общественных слоев, живо откликалась на важнейшие явления современности. И вместе с тем русская литература вступила в новый этап своего развития, что оказалось и в содержании и в развитии форм литературного творчества.

Появились различные произведения, остро критиковавшие церковь и церковников. Выдающимся памятником русской литературы XVII в. стала автобиографическая повесть одного из самых ревностных и неистовых защитников церковной старины — протопопа Аввакума. Его рассказ о сво-

ей полной гонений жизни написан простым, бесхитросным языком.

Новым явлением в литературе было распространение силлабического стихосложения. Оно связано в особенности с деятельностью белорусского ученого и просветителя Симона Полоцкого, приглашенного в Москву для обучения царских детей. В 1680 году Симеон Полоцкий переложил на стихи Псалтырь. Это переложение долгое время было широко распространенным учебным пособием в России. В творчестве С.Полоцкого воплотился так называемый "стиль барокко" второй половины XVII в.

ЗОДЧЕСТВО

XVII в. занимает особое место в развитии русского зодчества. И в этой области с большой

силой проявилась стремление к отказу от вековых канонов.

По-прежнему подавляющее большинство построек не только в деревнях, но и в городах возводилось из дерева. Каменные храмы и отдельные светские здания были в городах окружены морем деревянных строений. Частые пожары, среди которых были также громадные, как пожар 1626 года, уничтоживший значительную часть Москвы, опустошили города и села.

Но взамен погибших деревянных строений быстро возводились новые. Веками сложившиеся искусство строительства из дерева достигло в XVII в. высокого технического и художественного уровня. Выдающимся произведением деревянного зодчества был знаменитый дворец в Коломенском, построенный в 1667-1678 г.г. под руководством плотничного старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова.

В деревянном зодчестве с большой силой проявилась народная художественная культура.

Светские элементы проникали все более и в каменное зодчество. Каменные постройки появились теперь не только в городах, но иногда и в селах.

Выдающимся светским сооружением первой половины XVII века является Теремной дворец в Московском кремле, построенный в 1635-1636 г.г. Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным.

Значительной перестройке подвергся Московский Кремль. В 1624-1625 г.г. англичанин Фристофор Галовей вместе с Баженом Огурцовым возвели Спасскую башню в ее нынешнем виде.

ЖИВОПИСЬ

Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия искусства на народные массы и, как и в других областях культуры, всеми силами старалась обеспечить сохранение контроля над живописью, проповедовала глубоко консервативные идеи с целью полного подчинения ее строго религиозной догматике.

Реалистические тенденции в живописи XVII в. развивались еще очень медленно. Большое место занимала унаследованная от XVI в. традиция отвлеченно-догматического и аллегорического изображения. Хорошо прорабатывались детали, но обобщенного реалистического изображения художники XVII в. еще не могли дать. Росписи и иконы были перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изображений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями жития. Помимо этого делались еще пояснительные надписи. Внутренний мир человека, как правило, не умели раскрыть, главное внимание уделялось изображению внешних поступков и действий. Эмоциональность отступала перед описанием.

Высшая ступень развития живописного искусства в XVII веке связана с деятельностью выдающегося художника Симена Ушакова (1626-1686). Его знаменитые произведения "Спас нерукотворный", в котором художник изобразил классически правильное лицо, а также большая икона "Насаждение древа государства Российского". В 1671 г. С.Ушаков создал икону на традиционный сюжет "Троицы".

МУЗЫКА И ТЕАТР

К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области народного творчества, она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями "распевов". Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой передающий самые различные психологические состояния человека. Особенности народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковноймузыкой.

Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил традиционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениямипротив богачей, попов, неправедных судей.

Новым явлением было возникновение первого придворного театра. Инициатором его создания был широко образованный по тому времени боярин А.С.Матвеев. Театр был организован для того, чтобы по-новому отпраздновать рождение царевича Петра в 1672 году. Труппа театра (60 человек) была первоначально набрана из жителей Немецкой слободы, где под руководством пастора И.Г.Грегори ставились иноземцами любительские спектакли.

Просле смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году под влиянием патриарха Иоакима, враждебно относившегося ко всему иноземному, театр прекратил существование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авт.кол. М.Ю.Брандт, М.М.Горинов "Россия и мир",

часть I; изд."Владос", г.Москва, 1994 г.

2. А.В.Муравьев, А.М.Сахаров "Очерки истории

русской культуры"

3. журнал "Очаг" 5/6 1993 г. (выборочно)

. В.О.Ключевский "Русская история" в 3-х томах;

изд."Мысль", г.Москва, 19

5. С.Ф.Платонов "Учебник русской истории",

изд."Наука", г.Санкт-Петербург, 1994 г.

Похожие страницы:

  1. Культура и быт России в 17веке (1)

    Книга >> История

    … бычьими пузырями. Культура и быт русского народа в 17веке испытывали качественную трансформацию … целых слоев населения. В 17векеРоссия установила постоянное общение с Западной … культуры: "Наземное платье . не по нас, а наше не по них". В России17век

  2. Культура и быт России в 17веке (2)

    Реферат >> Культура и искусство

    … церковные и военные реформы. В 16 веке в России была введена опричнина, которая залила … г. Лжедмитрий I, 1 (11) июня 1605 г. – 17 (27) мая июля 1606 г. Василий … к Новому времени. Главная особенность культуры этого периода состояла в усилившемся процессе …

  3. КультураРоссии17века

    Реферат >> Культура и искусство

    … . Цель работы: рассмотреть культуруРоссии XVII века. Актуальность выбранной темы обусловлена … (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Царю … церковной музыкой. Заключение Изучив культуруРоссии XVII века, можно сделать следующие выводы. …

  4. КультураРоссии в XIX — начале XX века

    Реферат >> Культура и искусство

    … такое культура в XIX — XX Веке в России? 4-7 3 Развития культуры в России в XIX — XX веке. 8 —17 4 Известные деятели культуры в России XIX — XX веке

  5. Предпринимательство в России в 19 веке

    Реферат >> Маркетинг

    … метеостанцию и даже оранже­рею для плодовых культур. Наряду с водя­ными, на предприятиях … называется «золотым веком предпринимательства России». Символом предпринимательства XIX века стала семья … году вместе с сыновьями выкупается за 17 тыс руб, и в течении …

Хочу больше похожих работ…

Культура России в XVII веке.

На развитие культуры XVII века большое влияние оказывали рост городов, развитие ремесла и торговли. Обстановка "бунтарного века" способствовала расшатыванию религиозных представлений. Усилились политические и культурные связи России с Украиной и Белоруссией, особенно после воссоединения Левобережной Украины и Киева с Российским государством. Расширились связи со странами Центральной и Западной Европы, откуда в Россию стали более активно проникать научные знания и культура. Наступил новый этап в этническом развитии русского народа. В русском языке стал доминирующим московский говор, который под влиянием южновеликорусского превратился в общевеликорусский, так называемое московское просторечие. В городах стали строить двух- и трехэтажные дома, значительно выросло каменное строительство. Характерная особенность русских построек XVII века — богатая декоративность во внешней отделке. Резьба по дереву и камню, разноцветная окраска стен, наличников, дверей, затейливые покрытия зданий "лемехами" придавали зданиям нарядный вид. Антицерковные настроения и социальный протест народных масс нашли непосредственное отражение в устном народном творчестве. Такие пословицы, как "Молебен бьет, а пользы нет", "Кому тошно, а попу в мошно", показывают насмешливое отношение к церковникам и церковным обрядам в массе населения. Во многих пословицах осуждаются господа: "В боярский двор ворота широки, а со двора узки", "Наказал Бог народ — послал воевод". Фольклор отразил возникающее в народе сознание своей силы: "Мужик гол, а в руках у него кол". Любимым героем народного творчества стал Степан Разин, вокруг имени которого сложились многочисленные легенды, песни и сказания. По всей России бродили скоморохи, кукольники. Их смелые и резкие, проникнутые народным юмором обличения светских и духовных господ привлекали к себе народ и в то же время сильно тревожили феодальные верхи общества. Царь Алексей Михайлович в 1648 году послал по городам указ — не пускать скоморохов, разгонять "позорища" (зрелища), а "хари" (маски) и "бесовские гудебные сосуды" ломать и жечь, непослушных же бить батогами. Но ничего не помогало.

Образование и просвещение. Масса населения оставалась неграмотной, но количество грамотных людей, особенно среди горожан, значительно выросло. Печатавшиеся в Москве буквари пользовались большим спросом. В 1651 году за один день было продано 2400 экземпляров "Букваря" В. Ф. Бурцова. Бумага окончательно вытеснила дорогой пергамент, употреблявшийся теперь только для царских грамот. Две московские бумажные "мельницы" уже не обеспечивали потребностей страны в бумаге, ее стали привозить из Франции и Голландии. Гораздо больше, чем прежде, стали переводить книги. Не только в монастырях, где книгохранилища существовали издавна, но и у отдельных лиц появились большие по тому времени собрания книг.

Теперь уже было недостаточным простое обучение грамоте, письму и арифметике. С усложнением государственной и хозяйственной деятельности возникла потребность в образованных людях, владеющих знаниями в различных областях. Однако распространение светских знаний и тем более иностранных языков, встречало упорное сопротивление духовенства и консервативно настроенной боярской знати. В XVII веке в Москве обосновалось немало образованных людей из украинских и белорусских земель, искавших приют в Российском государстве. Они приносили с собой западную образованность, но против них выступали так называемые грекофилы, которые боялись распространения "латинства", считавшегося извечным врагом православия. В 40-х годах Ф. М. Ртищев пригласил из Киева ученых монахов и устроил школу для молодых дворян в Андреевском монастыре, где он и сам обучался греческому и латинскому языкам, риторике, философии. Многие из числа знати неодобрительно отнеслись к этому, считая, что уже в самой латинской грамоте заключается "еретичество".

Тем не менее в Москве открылось еще несколько частных школ. Их деятельность подготовила основание в 1687 году в Москве Славяно-греко-латинской академии во главе с учеными-греками, братьями Иоанникием и Сафронием Лихудами. Это было первое высшее учебное заведение в России, открытое для людей "всякого чина, сана и возраста" и предназначавшееся для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.

С 1621 года в Посольском приказе для царя и его окружения составлялись "Куранты" — нечто вроде рукописной газеты, сводки новостей о событиях в других странах. Светские знания распространялись как с помощью книг, доступных весьма узкому кругу людей, так и путем накопления практического, конкретного опыта в разных сферах деятельности. При невысоком общем теоретическом уровне математических знаний в XVII веке умели решать задачи, связанные с повседневной практикой — измерять площади, извлекать квадратные и кубические корни, решать уравнения с несколькими неизвестными. Практические знания в области химии отразились во многих рукописных пособиях для приготовления красок и чернил.

Медицинские знания основывались также на практическом опыте лечения болезней, накопленном веками. Распространялись переводные учебники и "травники" с описанием лекарственных свойств растений. В Аптекарском приказе обучали изготовлению медикаментов и врачеванию.

В XVII веке в связи с освоением новых территорий и расширением связей с другими странами активизировалось накопление географических знаний. В 1648 году во время экспедиции С. Дежнева был открыт пролив между Азией и Северной Америкой, в 1649 году Е. Хабаров открыл земли по Амуру.

Общественно-политическая мысль . Бурные события начала столетия вызвали у современников стремление разобраться в происходящем и недавнем прошлом, оценить характер и причины происшедших потрясений.

Из дворянской среды вышло проникнутое антибоярской тенденцией "Писание" о герое освободительной борьбы М. В. Скопине-Шуйском. В произведениях, посвященных бурным событиям начала века и написанных его участниками и очевидцами — дьяком Иваном Тимофеевым, келарем (управляющим хозяйством) Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным, — содержится осуждение народных движений и развивается мысль о том, что ослабление государственной власти и пренебрежение религиозными правилами и нормами явились причинами потрясений, поставивших страну на край гибели.

В центре внимания некоторых мыслителей второй половины XVII века оказались вопросы экономической жизни и государственного устройства. В Москве над исправлением церковных книг работал Юрий Крижанич. В сочинении "Думы политичны" ("Политика") он выступил с широкой программой преобразований, включавшей развитие торговли и промышленности, реформу государственного управления и законодательства. В области международных отношений Крижанич выдвигал идею объединения славянских народов во главе с Россией, но под эгидой католической церкви.

Видный государственный деятель П. Л. Ордын-Нащокин разрабатывал также обширные планы преобразований. Он считал необходимым всемерное содействие развитию торговли и купечества, требовал ликвидации привилегий иностранных купцов и освобождения внутреннего рынка от конкуренции с их стороны. По его инициативе был принят Новоторговый устав 1667 года.

Литература. В литературе XVII века появляются новые веяния, возникают новые жанры. Усиливается внимание к человеческой личности, ее индивидуальным особенностям, переживаниям и действиям, появляется вымышленный герой, принадлежащий не к феодальным верхам, а к служилым или посадским людям и даже к "голым и небогатым".

Одним из ярких явлений в истории русской литературы стала демократическая сатира, вышедшая из народной, преимущественно городской среды, объектом которой были господа и властители, церковь и церковники. В первой половине века распространилось "Сказание о куре и лисице", в котором высмеиваются лицемерие и стяжательство духовенства. В "Калязинской челобитной" высмеиваются пьянство и распущенность монахов.

В повести "О Шемякином суде" и повести "О Ерше Ершовиче — сыне Щетинникове" обличается несправедливость феодального суда с его продажными судьями, стоящими на стороне богатых. Повесть "О Фоме и Ереме" разоблачает дворянских детей, не способных ни к какому труду. "Азбука о голом и небогатом человеке" содержит горький и гневный рассказ о том, как богачи довели человека до крайней нищеты и теперь он готов "ожечь дубиною по спине" своих разорителей.

В литературе XVII века рассматривается тема взаимоотношений старого и молодого поколений, что характерно для того времени, когда "старые обычаи поисшаталися", "старина и новизна перемешалися".

Русская культура в 17-м веке

В "Повести о Горе-Злочастии" неизвестный автор, рассказывая историю выходца из богатой купеческой семьи, размышляет о причинах жизненных неудач этого "доброго молодца", который теряет личное счастье, богатство, свободу. Трагична и судьба героя "Повести о Савве Грудцыне" — тоже выходца из купеческой семьи, попытавшегося нарушить патриархальные порядки.

Новым в литературе стало появление стихосложения. Симеон Полоцкий переложил на стихи псалтырь, служившую долгое время пособием для обучения детей грамоте. Он сочинил немало помпезных, со многими аллегориями стихов, славящих царей. В конце столетия в этом направлении работали стихотворцы Сильвестр Медведев и Карион Истомин.

Зодчество . В архитектуре на смену монументальным храмам приходят небольшие посадские церкви, поражающие игрой красок и объемов, живые, нарядные, покрытые бесчисленными узорами. Шатровые колокольни украшаются резьбой, изразцами. "Дивной" была названа Успенская церковь в Угличе (1628) с тремя высокими, стройными шатрами. Изящна и нарядна церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре (1637), украшенная цветными изразцами. В Москве в 1639-1642 годах был возведен храм Рождества Богородицы в Путинках, в 1635-1653 годах возведена церковь Троицы в Никитниках по заказу купца Г. П. Никитникова. В Кремле соорудили впечатляющий царский дворец, кремлевские башни украсили шатровыми надстройками. Шатровые башни, украшенные цветными изразцами, фигурным кирпичом и резным белым камнем, придали Московскому Кремлю торжественный вид.

Культура России в 17 веке кратко

Крестьянская община с 40-х гг. XIX в. находилась под пристальным вниманием мыслителей России. Ее наблюдали, изучали, о ней спорили славянофилы; революционеры-демократы и народники видели в ней общественную ячейку, которая облегчала вступление России в социализм, минуя капитализм. Что же представляла собой община, будоражившая умы, породившая утопические идеи?

Сельская община — прежде всего общественный и трудовой коллектив земледельцев, возникший в глубокой древности на основе кровно-родственных и территориальных связей. Ее развитие на протяжении 10 веков неразрывно связано со становлением и эволюцией государства. В России эпохи феодализма сельская община — территориальное объединение, в которое входили крестьяне, жившие по соседству в нескольких малодворных деревнях или в одной многодворной. Мелкое, индивидуальное производство крестьянских семей держалось на трудовой кооперации, столь необходимой в условиях зависимости натурального хозяйства от природно-климатических условий, плодородия земли, цикличности сельскохозяйственных работ.

Просуществовав с IX по XX в., община не оставалась неизменной. Соседские общины времени «Русской Правды» — это «верви», организации круговой поруки, они несли ответственность за поддержание порядка на своей территории, а в случае преступлений своих сочленов платили штрафы князю. В период XIV—XVII вв. территория общины совпадала с волостью, в нее входили село (5—10 дворов) и тяготеющие к нему малодворные деревни (15—20 дворов). В XVII в., когда появились крупные многодворные селения, общину составляли жители одной деревни.

Крестьянская община, или мир, как она называлась в документах, существовала во владениях монастырей, бояр, помещиков, а также на государственных и дворцовых землях. Ее признавала как государственная, так и вотчинная власть. На ранних этапах развития она имела свое управление, суд, поддерживала общественный порядок. С формированием государства община уже не участвовала в решении вопросов войны и мира, внешней политики и др. Постепенно государственная власть приспосабливала общинную организацию для своих нужд, используя её исконные функции. Выборные должностные лица общины — ста. росты, сотские, пятидесятские в XIV—XV вв. составляли низшее звено княжеского административного аппарата. Они разыскивали преступников в пределах общины-волости, участвовали в княжеском суде как заседатели, свидетели, несли ответственность за организацию сбора налогов и отбывание повинностей. С укреплением феодального строя крестьяне попадали в зависимость от частных феодалов, общины-волости разрывались, их части оказывались в границах феодальных владений. Община не исчезла, но сильно видоизменилась.

С течением времени она не утрачивала свои характерные признаки. Община по-прежнему имела самоуправление, а ее дела решал мирской сход. На него собирались все самостоятельные крестьяне-дворохозяева или представители от деревень. В пореформенное время (тогда общины были однодере-венские) на сходе присутствовало все взрослое население. Принятые на нем решения были обязательны для всех крестьян. Любая попытка противопоставить себя общине осуждалась и решительно пресекалась. На сходах выбирали (обычно на год) общинное руководство: старосту и его помощников — сотских, десятских, целовальников. Они присягали и при этом целовали крест, обязуясь блюсти интересы мира и представлять их в отношениях с государством и вотчиной. Мир доверял избранной администрации ведение необходимых дел и обязывался не препятствовать ей. Чем активнее вел себя сход, чем более был независим от вотчинной власти, тем сильнее и шире становилось самоуправление общины. Конечно, некоторые феодалы, особенно во второй половине XVIII — первой половине XIX в., низводили общину до положения придатка к вотчинному аппарату, и тогда сход играл формальную роль.

Одна из главных хозяйственных задач общины — поддержание порядка владения и пользования землей. Каждый крестьянин-дворохозяин и глава семьи имел свой кусок пахотной земли, который переходил по наследству к потомкам по мужской линии. Выгонами, сенокосами, лесами, водами крестьяне пользовались сообща, по установленным ими правилам. Каждый хозяин получал участки разного качества в каждом из полей, и поэтому наделы земли в общине были расположены чересполосно, чтобы быть в равных условиях с другими. Так сочетались в общине частное и общее начала в землевладении, что придавало ей жизненную силу и прочность устоев. Регулируя пользование землей, община строго следила за соблюдением межей, их обновлением; не допускала запустения земель и отдавала выморочные или бесхозные участки на обработку заинтересованным крестьянам; разбирала и решала спорные дела, поземельные и семейные конфликты; утверждала сделки на землю между крестьянами. С XV в. общинник мог продать свой участок как члену своей общины, так и человеку со стороны (им мог быть и феодал). Непременным условием сделки было правило: покупатель должен нести налогово-повинностные обязательства прежнего хозяина. В XVII—XVIII вв. крестьяне крупных монастырей и феодалов, вотчинников и помещиков могли совершать сделки с землей только в границах своей общины, шире — в пределах владения.

Не менее важная задача общины — раскладка повинностей, определение вклада каждого хозяйства в выплаты феодалу, государству и на мирские нужды. Тягло как совокупность налогов и повинностей (см. Налогообложение) находилось в соответствии с размером обрабатываемой земли. Община учитывала при разверстке податей «силу», т. е. доходность и рабочие руки, имевшиеся во дворе, позволявшие «тянуть тягло» именно того или иного размера. В уплате налогов и несении повинностей крестьян связывала круговая порука. Если кто-нибудь из общинников не платил причитающихся податей, то их сумма развёрстывалась на всех членов крестьянского мира. Это обстоятельство препятствовало разрыву общинных связей и с течением времени стало мешать выходу из общины. Постепенно соразмерность земли и тягла нарушалась, так как происходили изменения в численности дворов, семейном составе хозяйств, массиве обрабатываемой земли. Тогда община проводила переверстки-поравнения, прибавляя землю тем деревням и хозяйствам, которые в ней нуждались, отрезая и перераспределяя ее в других местах и хозяйствах. Действия с землей обязательно утверждались решением схода и документом; при этом землепользование деревень и отдельных дворов выравнивалось, чересполосица уменьшалась, соответствие наделов и тягла восстанавливалось. В XIX в. стал периодично проводиться полный передел земли между общинниками. Он заключался в перемеривании и перераспределении («равенстве») всех угодий: пахотных, сенокосных, выгонных, а нередко и усадебных между всеми членами общины, либо по душам мужского пола, либо по тяглам (т. е. семейным парам). В ходе передела земельное хозяйство общины приводилось в соответствие с трудовыми возможностями и потребностями ее членов. Переделы были радикальным способом регулирования земельных отношений, а поравнения избавляли от недовольства и конфликтов.

Для решения каждодневных (особенно спорных) дел общинные власти привлекали третьих лиц, обладавших большим опытом в сельском хозяйстве и умевших определить размер пашни, по растущим колосьям — будущий урожай и др.

По мере усиления власти феодала над крестьянами община делалась менее действенной, становилась лишь частью управления вотчины.

На протяжении всего своего существования община была организацией мелких крестьян-производителей, поддерживавшей традиционный хозяйственный и бытовой уклад жизни, защищавшей их перед властью даже в пору крепостничества. Контролируя землепользование и обложение, раскладку и сбор налогов, хозяйственные и семейно-бытовые устои, община препятствовала пауперизации крестьян, сдерживала инициативу зажиточных, которые тяготились общинными порядками.

Реформа 1861 г. (см. Александр II и реформы 60—70-х гг. XIX в.) не расшатала общинных порядков, хотя после нее крестьянские хозяйства стали сильнее втягиваться в рыночные отношения, резче расслаиваться на полярные группы. В 1881—1893 гг. правительство провело ряд законов по консервации общины, направленных против «язвы пролетариатства». В 1893 г. был установлен срок проведения переделов через 12 лет. Столыпинская аграрная реформа сильно подорвала общинное землевладение, но полностью не смогла его ликвидировать. Лишь проведенная большевиками насильственная коллективизация окончательно покончила с общинными традициями в русской деревне.

Культура России XVII века

⇐ Предыдущая12


Особенности развития культуры в XVII веке.

XVII век занимает особое место в истории русской культуры. Этот век – переходный от традиционной средневековой культуры Московской Руси к культуре Нового времени. Большинство современных исследователей считает, что важнейшие культурные преобразования Петра I были подготовлены всем ходом истории российской культуры XVII века. Самая главная черта русской культуры XVII века состоит в широком обмирщении, постепенном разрушении средневекового всецело религиозного сознания. Обмирщение коснулось всех сторон культурного развития: образования, литературы, архитектуры, живописи. Это касается преимущественно городского населения, в то время как культура деревни еще долго оставалась полностью в рамках традиции.

Главными событиями русской истории XVII века стали: переход от средневековой истории к истории Нового времени, ослабление влияния церкви. Соответственно главной чертой культуры стало начало обмирщения культуры, то есть разрушение средневекового религиозного сознания и проникновение в культуру светских элементов.

Образование и письменность. Литература.

  • Увеличивается число грамотных людей. Обучали церковнослужители и приказные по церковным книгам. Но уже в первой половине XVII века появились частные школы, где учили не только грамоте, но и риторике, древним языкам, иностранным языкам (немецкий) и философии. Учителями в них нередко бывали ученые украинские монахи. В 1687 году было создано первое высшее учебное заведение в России – Славяно-греко-латинская академия (братья Лихуды). Академия была построена по образцу европейских университетов. Преподавание велось на греческом и латинском языках.
  • Развивается книгопечатание: первый печатный букварь (Карион Истомин), учебники, богослужебные книги, официальные документы (Соборное уложение). Создавались библиотеки как государственные (Посольского приказа), так и частные (Ордина-Нащокина, Голицына).
  • В литературе XVII века появились принципиально новые жанры: сатира, драма, поэзия. Сатирические повести – о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде, где обличался неправедный и корыстный суд. Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого (воспитатель царских детей). Автобиографический жанр пришел в русскую литературу благодаря «Житию» протопопа Аввакума. Устное народное творчество – песни о Степане Разине.
  • При Алексее Михайловиче в России был образован театр, в 1672 году. Театр был создан под влиянием молодой жены царя, Натальи Кирилловны. В нем ставили пьесы на библейские сюжеты, которые продолжались обычно несколько часов.

Архитектура.

  • В конце XVII века появился новый архитектурный стиль – нарышкинское (московское) барокко. Его отличительные черты – живописность, усложненность плана, сочетание красного (кирпичная кладка) и белого (каменная резьба) цветов фасада. Характерным образцом этого стиля является церковь Покрова в Филях, построенная в 1693 году в усадьбе Нарышкиных, Новодевичий монастырь.
  • Светские постройки: деревянный царский дворец в Коломенском, кирпичный Теремной дворец Московского Кремля, палаты Аверкия Кириллова.
  • Московский Кремль перестал быть оборонительным сооружением, в XVII веке башни Кремля украшаются шатрами, появляются часы на Спасской башне.

Изобразительное искусство.

В изобразительном искусстве XVII века сильнее, чем в других сферах культуры, сохранялось влияние традиции, что объяснялось контролем церковных властей за соблюдением иконописного канона. И, тем не менее, именно в XVII веке началось превращение иконописи в живопись.

  • При Оружейной палате была создана школа для обучения живописи, живописная мастерская — фактически Академия художеств, которую возглавлял Симон Ушаков.
  • Симон Ушаков – крупнейший художник XVII века: «Спас Нерукотворный», «Троица».
  • В XVII веке было положено начало портретной живописи – парсуны. Известны изображения Алексея Михайловича, его сына Федора Алексеевича, патриарха Никона, князя Скопина-Шуйского.

Тема: Культура России XVIII века.


Для развития культуры господствующих слоев российского общества характерны окончательное торжество светского начала, решительное следование европейским образцам, глубокий разрыв с традиционной народной культурой. Во второй половине XVIII века в России сформировалась самобытная национальная культура европейского типа. Успехи культуры отражали поступательное развитие государства и общества в целом. Сформировавшаяся в это время атмосфера особой дворянской духовности подготовила взлет русской национальной культуры в XIX веке.

Просвещение и наука.

− 1701 — Школа математических и навигационных наук в Москве, в Сухаревой башне (позднее — Морская Академия в Кикиных палатах в Петербурге). Позже возникли Артиллерийская школа, Медицинское училище, Инженерная школа.

− Для обучения провинциальных дворян были созданы 42 "цифирные школы".

− Образование приняло светский характер, первое место заняли математика, астрономия, инженерное дело.

− Появились новые учебники. "Арифметика, сиречь наука числительная" Магницкого.

− 1700 году — летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова, начало года не 1 сентября, а 1 января.

− 1702 — первая печатная газета "Ведомости" (при Алексее Михайловиче издавалась рукописная газета "Куранты" для нужд двора), редактором которой был Петр I.

− 1708 — переход на гражданский шрифт.

− 1755 — по инициативе Михаила Васильевича Ломоносова и при поддержке Ивана Ивановича Шувалова создан Московский университет. Устав университета предусматривал преподавание на русском языке (в европейских университетах преподавание велось на латыни). Университет состоял из философского, юридического и медицинского факультетов. Не было богословского факультета.

− Екатерина II — создана система воспитательных и образовательных учреждении под руководством Ивана Бецкого.

− 1764 — Смольный институт благородных девиц.

− Петр I открыл первый в России музей — Кунсткамеру, где были собраны различные древности, анатомические коллекции. При Кунсткамере имелась богатая библиотека.

− 1741 — экспедиция Витуса Беринга обследовала северо-западное побережье Америки и доказала, что Азия отделена от Америки.

− Известный изобретатель петровского времени — Андрей Константинович Нартов.

− 1718 — Петр задумал создать российскую Академию наук, велел пригласить крупнейших зарубежных ученых. Академия открылась в 1725 году, уже после смерти императора. Создание Академии наук привлекло в Россию европейских ученых, среди которых такие мировые знаменитости, как математики Л. Эйлер и Д. Бернулли. Работали в России немецкие историки Г. Байер и Г.Ф. Миллер, внесшие значительный вклад в становление российской исторической науки. При Екатерине II Академию наук возглавляла Екатерина Романовна Дашкова.

− Михайло Васильевич Ломоносов: поступил в 1731 году в Славяно-греко-латинскую Академию, откуда был переведен в Петербургский университет при Академии наук, а затем направлен учиться в Германию. В 1745 году он стал первым русским профессором, членом Академии наук. Александр Сергеевич Пушкин писал о Ломоносове: "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом".

− В XVIII веке достигла значительных успехов историческая наука.

Культура России в XVII веке

Василий Никитич Татищев. "История Российская" в 5 томах.

− Знаменитый изобретатель-самоучка — Иван Петрович Кулибин: проекты лифта, "самобеглой коляски", одноарочного моста через Неву, телескопа, микроскопа, барометра.

− Иван Иванович Ползунов сумел усовершенствовать паровую машину, с работой которой он познакомился в Англии. Подобная машина была создана в Англии Джеймсом Уаттом лишь через двадцать лет.

Литература. Общественная мысль.

− Важнейшим направлением в русской и европейской литературе середины XVIII века был классицизм. Классицизм нашел выражение, прежде всего, в поэзии: Антиох Кантемира, Василия Тредиаковского и особенно Михаила Ломоносова и Александра Сумарокова. Самым выдающимся российским поэтом конца XVIII века, писавшим в стиле классицизма, стал Гаврила Державин. К классицизму относятся и комедии Дениса Фонвизина "Бригадир" и "Недоросль".

− Во второй половине XVIII века складывается стиль сентиментализма. Важнейшими жанрами этого стиля стали чувствительная повесть и путешествие. Николай Карамзин "Бедная Лиза".

− Общественная мысль развивалась под влиянием Просвещения. Крупнейшим деятелем Просвещения был Николай Новиков. Журналы "Трутень", Живописец".

− Радикальная форма просветительской идеологии представлена в творчестве Александра Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву" и ода "Вольность". Крайний радикализм Радищева побудил Екатерину II назвать его "бунтовщиком хуже Пугачева".

⇐ Предыдущая12

Дата добавления: 2016-09-03; просмотров: 9142 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Культура России XVII века

⇐ Предыдущая12


Особенности развития культуры в XVII веке.

XVII век занимает особое место в истории русской культуры. Этот век – переходный от традиционной средневековой культуры Московской Руси к культуре Нового времени. Большинство современных исследователей считает, что важнейшие культурные преобразования Петра I были подготовлены всем ходом истории российской культуры XVII века. Самая главная черта русской культуры XVII века состоит в широком обмирщении, постепенном разрушении средневекового всецело религиозного сознания. Обмирщение коснулось всех сторон культурного развития: образования, литературы, архитектуры, живописи. Это касается преимущественно городского населения, в то время как культура деревни еще долго оставалась полностью в рамках традиции.

Главными событиями русской истории XVII века стали: переход от средневековой истории к истории Нового времени, ослабление влияния церкви. Соответственно главной чертой культуры стало начало обмирщения культуры, то есть разрушение средневекового религиозного сознания и проникновение в культуру светских элементов.

Образование и письменность. Литература.

  • Увеличивается число грамотных людей. Обучали церковнослужители и приказные по церковным книгам. Но уже в первой половине XVII века появились частные школы, где учили не только грамоте, но и риторике, древним языкам, иностранным языкам (немецкий) и философии. Учителями в них нередко бывали ученые украинские монахи. В 1687 году было создано первое высшее учебное заведение в России – Славяно-греко-латинская академия (братья Лихуды). Академия была построена по образцу европейских университетов. Преподавание велось на греческом и латинском языках.
  • Развивается книгопечатание: первый печатный букварь (Карион Истомин), учебники, богослужебные книги, официальные документы (Соборное уложение). Создавались библиотеки как государственные (Посольского приказа), так и частные (Ордина-Нащокина, Голицына).
  • В литературе XVII века появились принципиально новые жанры: сатира, драма, поэзия. Сатирические повести – о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде, где обличался неправедный и корыстный суд. Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого (воспитатель царских детей). Автобиографический жанр пришел в русскую литературу благодаря «Житию» протопопа Аввакума. Устное народное творчество – песни о Степане Разине.
  • При Алексее Михайловиче в России был образован театр, в 1672 году. Театр был создан под влиянием молодой жены царя, Натальи Кирилловны. В нем ставили пьесы на библейские сюжеты, которые продолжались обычно несколько часов.

Архитектура.

  • В конце XVII века появился новый архитектурный стиль – нарышкинское (московское) барокко. Его отличительные черты – живописность, усложненность плана, сочетание красного (кирпичная кладка) и белого (каменная резьба) цветов фасада. Характерным образцом этого стиля является церковь Покрова в Филях, построенная в 1693 году в усадьбе Нарышкиных, Новодевичий монастырь.
  • Светские постройки: деревянный царский дворец в Коломенском, кирпичный Теремной дворец Московского Кремля, палаты Аверкия Кириллова.
  • Московский Кремль перестал быть оборонительным сооружением, в XVII веке башни Кремля украшаются шатрами, появляются часы на Спасской башне.

Изобразительное искусство.

В изобразительном искусстве XVII века сильнее, чем в других сферах культуры, сохранялось влияние традиции, что объяснялось контролем церковных властей за соблюдением иконописного канона. И, тем не менее, именно в XVII веке началось превращение иконописи в живопись.

  • При Оружейной палате была создана школа для обучения живописи, живописная мастерская — фактически Академия художеств, которую возглавлял Симон Ушаков.
  • Симон Ушаков – крупнейший художник XVII века: «Спас Нерукотворный», «Троица».
  • В XVII веке было положено начало портретной живописи – парсуны.

Культура России XVII века

Известны изображения Алексея Михайловича, его сына Федора Алексеевича, патриарха Никона, князя Скопина-Шуйского.

Тема: Культура России XVIII века.


Для развития культуры господствующих слоев российского общества характерны окончательное торжество светского начала, решительное следование европейским образцам, глубокий разрыв с традиционной народной культурой. Во второй половине XVIII века в России сформировалась самобытная национальная культура европейского типа. Успехи культуры отражали поступательное развитие государства и общества в целом. Сформировавшаяся в это время атмосфера особой дворянской духовности подготовила взлет русской национальной культуры в XIX веке.

Просвещение и наука.

− 1701 — Школа математических и навигационных наук в Москве, в Сухаревой башне (позднее — Морская Академия в Кикиных палатах в Петербурге). Позже возникли Артиллерийская школа, Медицинское училище, Инженерная школа.

− Для обучения провинциальных дворян были созданы 42 "цифирные школы".

− Образование приняло светский характер, первое место заняли математика, астрономия, инженерное дело.

− Появились новые учебники. "Арифметика, сиречь наука числительная" Магницкого.

− 1700 году — летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова, начало года не 1 сентября, а 1 января.

− 1702 — первая печатная газета "Ведомости" (при Алексее Михайловиче издавалась рукописная газета "Куранты" для нужд двора), редактором которой был Петр I.

− 1708 — переход на гражданский шрифт.

− 1755 — по инициативе Михаила Васильевича Ломоносова и при поддержке Ивана Ивановича Шувалова создан Московский университет. Устав университета предусматривал преподавание на русском языке (в европейских университетах преподавание велось на латыни). Университет состоял из философского, юридического и медицинского факультетов. Не было богословского факультета.

− Екатерина II — создана система воспитательных и образовательных учреждении под руководством Ивана Бецкого.

− 1764 — Смольный институт благородных девиц.

− Петр I открыл первый в России музей — Кунсткамеру, где были собраны различные древности, анатомические коллекции. При Кунсткамере имелась богатая библиотека.

− 1741 — экспедиция Витуса Беринга обследовала северо-западное побережье Америки и доказала, что Азия отделена от Америки.

− Известный изобретатель петровского времени — Андрей Константинович Нартов.

− 1718 — Петр задумал создать российскую Академию наук, велел пригласить крупнейших зарубежных ученых. Академия открылась в 1725 году, уже после смерти императора. Создание Академии наук привлекло в Россию европейских ученых, среди которых такие мировые знаменитости, как математики Л. Эйлер и Д. Бернулли. Работали в России немецкие историки Г. Байер и Г.Ф. Миллер, внесшие значительный вклад в становление российской исторической науки. При Екатерине II Академию наук возглавляла Екатерина Романовна Дашкова.

− Михайло Васильевич Ломоносов: поступил в 1731 году в Славяно-греко-латинскую Академию, откуда был переведен в Петербургский университет при Академии наук, а затем направлен учиться в Германию. В 1745 году он стал первым русским профессором, членом Академии наук. Александр Сергеевич Пушкин писал о Ломоносове: "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом".

− В XVIII веке достигла значительных успехов историческая наука. Василий Никитич Татищев. "История Российская" в 5 томах.

− Знаменитый изобретатель-самоучка — Иван Петрович Кулибин: проекты лифта, "самобеглой коляски", одноарочного моста через Неву, телескопа, микроскопа, барометра.

− Иван Иванович Ползунов сумел усовершенствовать паровую машину, с работой которой он познакомился в Англии. Подобная машина была создана в Англии Джеймсом Уаттом лишь через двадцать лет.

Литература. Общественная мысль.

− Важнейшим направлением в русской и европейской литературе середины XVIII века был классицизм. Классицизм нашел выражение, прежде всего, в поэзии: Антиох Кантемира, Василия Тредиаковского и особенно Михаила Ломоносова и Александра Сумарокова. Самым выдающимся российским поэтом конца XVIII века, писавшим в стиле классицизма, стал Гаврила Державин. К классицизму относятся и комедии Дениса Фонвизина "Бригадир" и "Недоросль".

− Во второй половине XVIII века складывается стиль сентиментализма. Важнейшими жанрами этого стиля стали чувствительная повесть и путешествие. Николай Карамзин "Бедная Лиза".

− Общественная мысль развивалась под влиянием Просвещения. Крупнейшим деятелем Просвещения был Николай Новиков. Журналы "Трутень", Живописец".

− Радикальная форма просветительской идеологии представлена в творчестве Александра Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву" и ода "Вольность". Крайний радикализм Радищева побудил Екатерину II назвать его "бунтовщиком хуже Пугачева".

⇐ Предыдущая12

Дата добавления: 2016-09-03; просмотров: 9141 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Оставьте комментарий