Классические концепции воспитания

1.Концепция системного построения воспитания (1991г.) Авторы: В.А.Караковский,Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова.

Воспитание это целенаправленное управление процессом развития личности. Воспитание является частью процесса социализации.. Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Воспитание всестороннее гармоничной развитой личности

Принципы:1)

личностный подход, 2) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе 3)средовой подход в воспитательной деятельности 4)дифференцированный подход к воспитанию 5) природосообразность воспитания,

Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности:

Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир,

Главный механизм воспитания — это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития учащихся.

критерии факта

критерии качества

2. Концепция воспитания как пед. компонента социализации ребенка 2000г.

Авторы:М.И. Рожков , Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В. Б. Успенский и др.

Воспитание –это педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека.

Цели делятся на реальные гармонично развитая личность и идеальные более конкретизированы в зависимости от условий и обстановки..Принцип гуманистической ориентации воспитания2.Принцип социальной адекватности воспитания3. Принцип индивидуализации воспитания учащихся 4.Принцип соц. закаливания детей 5.Принцип создания воспит. среды

Усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу культуры отдельно взятого человека. Формирование правильного отношения к моральным ценностям. Формирование положительных моральных качеств личности.

Главный механизм воспитания это точный подбор и правильное сочетание методов, форм и приемов воздействия. Эти сочетания зависят от обстоятельств и условий воспитательного процесса.

Единые нормативы и показатели. критерии это инструмент для самоанализа и самооценки педагогов, учащихся и их родителей. Критерии должны быть конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых

3. Авторская концепция Н.Е. Щурковой

Воспитание-это целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общ-ва, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь.

Цель воспитания это личность, способная строить жизнь, достойную Человека. Три постулата Человек это существо ответственное, моральное и созидающее. Принципы:1).принцип ориентации на социально-ценностные отношения

2).принцип субъектности 3).принцип принятия ребенка как данности

Воспитание строиться на трех компонентах 1.философический стиль мышления, 2.диалогическое стиль пед. взаимодействия (стремление к диалогу) 3.этическое восприятие человека как ценности.

Главный механизм воспитания это постепенное вхождение детей в человеческую культуру и приобщение к ее ценностям от «малых» к «большим» ступеням.

Критерием оценки может служить в зависимости от целей: взаимоотношение «цель-результат» или воспитанность личности.Критерии оценивания:1) Внешний облик ребенка; 2)физическое и психическое развитие детей;3)их поведение; 4)качественность разнообразной деятельности;способности и самочувствие детей;5)ценностные предпочтения; 6) отношение ребенка к своему Я.

4. Авторская концепция Е.В. Бондаревской (1999-2001). Личностно-ориентированная концепция воспитания

Воспитание в этой процесс пед. помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

Концепции и теории воспитания

Цель воспитания, — это целостный человек культуры. Ядром личности человека культуры, Человек субъектный. Это человек свободный, гуманный, творящий, адаптивный, духовный. Принципы:1) природосообразность,2)культуросообразность, 3) сотрудничество 4) личностный похдход.

Субъективный индивидуальный опыт личности с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения.

Ребенок имеет внутренний потенциал ля саморазвития однако он сам не может воспитать себя Педагог же нужен для помощи воспитаннику и поэтому он должен: 1)изучать узловые события жизни ребенка, 2)давать объяснение его индивидуальных особенностей; 3) принятие ученика таким, какой он есть; 4)совместное с учеником проектирование этапов его дальнейшего развития;5)адаптация вос-ных средств к характеру ребенка; 6) Формирование доверительных отношений между учителем и учеником

Критерии оценивания: 1) уровень ценнностно-смыслового развития и самоорганизации личности,

2) способность к нравственной саморегуляции поведения,

3) мера педагогической помощи, которая необходима учащемуся в самостроительстве собственной личности.

5. Концепция педагогической поддержки ребенка в процессе его развития. Автор. О.С. Газман и др. 1995г.

Воспитание –это

специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения

«Цель идеал» и «реальные» цели. Принцип сотрудничества и принятия ребенка таким какой он есть. Работа педагога не только с учеником но и самим собой.

Это базовая культура личности состоящая из:культуры жизненного самоопределения (центральное звено);культуры семейных отношений; экономической культуры и культуры труда; политической, демократической и правовой культуры;

интеллектуальной, нравственной и коммуникативной культур; экологической культуры; художественной культуры; физическая культуры.

Взаимосвяза-нные действия школьника и педагога, выполняемые в несколько этапов: I этап (диагностический), II этап (поисковый), Ш этап (договорный), IV этап (деятельностный)

V этап (рефлексивный)

Точных критериев нет, но удается определить следующие критерии: 1)готовность ребенка к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации;

2)развитость индивидуальных способностей ученика;

3)нравственная направленность личности;

4)физическое и психическое здоровье школьника;5)сформированность базовой культуры учащегося;

защищенность и комфортность ребенка в классной и школьной сообщности.

6. В.П. Созонов. Концепция воспитания на основе потребностей человека 2000г.

Воспитание – это деятельности педа-гога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника. Отказ от социоцентристкой модели трактования понятия «воспитание»

Цель воспитания – это обеспечить необходимые условия для удовлетворения базов потребностей личности учащегося.

Принципы:

1)Принцип природосообразн-ости. 2) Принцип целостности в подходе к ребенку3)Деятел-ьностный принцип.

4)Эгоцентрированный принцип формирование (Я-концепции) 5)Возрастной принцип 6)Принцип гуманизма.

Содержание воспитательного процесса должно служить целям жизни воспитанника и быть связано со становлением мотивационно-потребностной сферы личности ребенка. Удовлетворение потребностей. Планирование разнонаправленной развивающей деятельности охрана здоровья и психики ребенка. Постоянно быть личным примером для ребенка формирование оптимистического мироощущения. Создание условий для успешной самореализации каждого воспитанника

Педагог при формировании механизма всопитаниядолжен знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности. Нужно учитывать1) ведущую соц. группу где находиться ребенок 2) знать ведущую деятельность школьника;

3)психические новообразования, которые ложатся в основание формирующейся личности человека.

В.П. Созонов предлагает два вида оценивания.Первый вид — это оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий для жизнедеятельности воспитанников.

Второй вид – это оценивание личности его качеств. Оценка внутренний мира воспитанника, поведенческих, установок. Оценивание способности к саморазвитию и самоактуализации.

7.Концепция самовоспитания школьников. Г.К. Селевко. Основной труд: «Руководство по организации самовоспитания школьников».

Воспитание- это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности. В процессе воспитания доминируют мотивы саморазвития. Сторонник теории Л.С.Выгосткого

Цель воспитания это воспитание активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию. Воспитание человека самосовершенствующегося,

содержания воспитания –это знания, умения и навыки, позволяющие ребенку целенаправленно и результативно вести работу по самопознанию, самостроительству, самоутверждению и самореализации своей личности.

Основу механизма воспитания составляет технология самовоспитания (саморазвития) личности. Она состоит из трех блоков «Теория» «Практика» «Методика»

Постоянный мониторинг, режим диагностики и самодиагностики. Шкаловая система оценивания от (0 до 100) различных процессов, явлений состояний качеств личности и др.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. ТИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Воспитательная система – это единый общественный организм, действующий при условии взаимодействия основных воспитательных элементов (таких как цели, субъекты! содержание и способы деятельности, отношения) и располагающий интегративными характеристиками, такими как образ жизни коллектива и его психологический климат (Л. И. Новикова).

В настоящее время бытуют разнообразные воспитательные системы, основанные на теоретических моделях и философских учениях.

1. Воспитательные системы вальдорфских школ. Они существуют с начала XX в. (основоположником является Рудольф Штейнер), основываются на антропософском учении, ключевым моментом которого является понятие об отражении в человеке трех миров – физического, духовного и душевного.

2. Воспитательная система школ глобального образования. В модели Роберта Хенви глобальное образование – это единство измерений: развитие объективного мировоззрения, постижение состояния планеты и динамики ее процессов, кросскультурная грамотность.

В модели М. Боткина обучение заключается в переходе от неосознанного приспособления к миру к сознательному предвидению, которое создается инновационным подходом, состоящим из предвосхищения и сопричастности.

3. Воспитательная система «справедливое сообщество».

Классические и современные концепции воспитания.

Она возникла в школах США в 1960‑е гг. Основана на идее Л. Кольберга о том, что воспитание – это переход личности от низшей стадии морального развития к более высокой.

4. Воспитательная система общей заботы. Создателем является И. П. Иванов. В основе этой воспитательной системы лежат следующие принципы: социально полезная деятельность детей и учителей, их сотрудничество, творчество, соуправление и самоуправление.

Главный метод такой воспитательной системы – коллективное творческое дело.

5. Воспитательная система школы диалога культур. Основателем является С. Курганов.

Основные положения В. С. Библер:

1) переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры;

2) изучение диалогизма как основного определения мысли;

3) процесс обучения – это процесс целенаправленного спирального возвращения мысли в начало;

4) основное содержание – это прохождение «точек превращения».

6. Гуманистическая воспитательная система современной школы. Ведущая идея – направленность на личность ученика, его интересы и способности.

Используются методики коллективной творческой деятельности.

7. Воспитательная система школы‑комплекса. Школа‑комплекс – сравнительно новый тип школы, который соответствует современным требованиям. Интенсивное внимание направлено не только на содержательную, психолого‑педагогическую сторону, но и на организационную.

35 ПОНЯТИЕ «ПЕРЕВОСПИТАНИЕ»

Перевоспитание – это педагогическое воздействие, которое направленно на предотвращение и преодоление аномалий в поведении личности.

Исследователи (Ю. В. Василькова и Т. А. Ва‑силькова) представляют перевоспитание как процесс, который имеет определенные направления.

1. Обнаружение и возобновление положительных качеств личности.

2. Приучение и вовлечение в различные виды спорта, а также в трудовую деятельность, так как такой подход способствует заполнению времени, с тем чтобы оно не использовалось в ошибочных целях.

3. Воспитание и становления положительных качеств личности с помощью активизации и инициирования социально одобряемых поступков.

4. Определенная работа по преодолению и ликвидации негативных качеств и направленности подростка.

5. Формирования системы ценностей и позитивного опыта и жизнедеятельности у трудного подростка.

6. Воспитание подростка таким образом, чтобы развить у него способность к критическому осмыслению и анализу своих поступков.

К задачам перевоспитания относят: 1) применение таких социальных условий и воспитательных возможностей социума, которые способствуют ликвидации различных отрицательных влияний со стороны окружения;

2) использование лечебной и воспитательно‑педагогической работы в совокупности, с тем чтобы изменить или предотвратить возникновение внутренних предпосылок трудновос‑питуемости;

3) коррекцию последствий неправильного воспитания в семье и школе;

4) коррекцию процесса психического развития подростка, которая включает в себя ликвидацию промежутков в интеллектуальном и нравственно‑этическом развитии, определение и организацию целесообразного гигиенического режима в обществе;

5) использование социально‑правовых мер исправления или изменения поведения несовершеннолетних правонарушителей;

6) психологическую подготовку трудновоспитуемого подростка к самовоспитанию. Функции перевоспитания:

1) ликвидация отрицательных условий и обстоятельств окружающей среды, а также предупреждение возникновения оснований для трудновоспитуемости, целью которой является усиление положительного развития подростка;

2) коррекция самооценки и понимания себя как личности, которая осуществляется в соответствии с нормами, диктуемыми обществом, атакже устранение недостатков формирования личности;

3) ликвидация результатов неправильного и антисоциального воспитания в семье трудновоспитуемого подростка;

4) активизация внутренних ресурсов личности с целью преодоления ею отрицательных стилей поведения.

Предыдущая20212223242526272829303132333435Следующая

Дата добавления: 2015-05-16; просмотров: 781;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Авторы: Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л.

Понятие воспитания.

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем – это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Является частью процесса социализации.

Цель воспитания.

Цель – свободная, всесторонне развитая, гармоническая личность.

Классические концепции воспитания.

Однако каждый педагогический коллектив должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.

Воспитательные задачи:

1) формирование целостной картины мира;

2) формирование гражданского самосознания;

3) приобщение к общечеловеческим ценностям;

4) развитие креативности (творческости) как черты личности;

5) осознание собственного «Я» помощь в самореализации.

Принципы воспитательного процесса:

1) личностный подход в воспитании;

2) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе;

3) средовый подход в воспитательной деятельности;

4) дифференцированный подход к воспитанию детей;

5) природосообразность воспитания (учет половозрастных особенностей);

6) культуросообразность воспитания;

7) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Содержание воспитательного процесса.

Основу содержания составляют общечеловеческие ценности. Выделяется 8 таких ценностей: Человек, Труд, Семья, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.

Чтобы перечисленные ценности стали основой содержания и процесса воспитания школьников в целом, педагогам предлагается несколько путей приобщения детей к общечеловеческим ценностям:

– создание комплексной программы воспитания в образовательном учреждении, построенной на этих ценностях;

– формирование отдельных целевых программ;

– разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы, основой
которых являются общечеловеческие ценности.

Механизм воспитания

Главный механизм воспитания – это функционирование воспитательной системы образовательного учреждения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия мя всестороннего развития учащихся.

В практике системного воспитания используется такое педагогическое средство, как ключевое дело (нередко называют «крупной дозой воспитания»).

Критерии и показатели эффективности

Первая группа – критерии факта (позволяют ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система).

Вторая группа – критерии качества (позволяют определить уровень развития воспитательной системы и ее эффективности). Это степень приближенности к поставленным целям, общий психологический климат, уровень воспитанности выпускников школы.

Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1735 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Классические и современные концепции воспитания.

Концепция воспитания – идея или ряд идей автора или группы авторов относительно воспитательных проблем.

К классическим концепциям воспитания можно отнести концепции: А.С.Макаренко, Януша Корчака, В.А.Сухомлинского, И.П.Иванова.

А.С. Макаренко. Основные идеи теории воспитательного коллектива:

1) разновозрастные отряды – каждому отряду свой возраст, помощь младшим;

2) советы командиров- один из органов самоуправления, дети решали все сами;

3) самоуправление;

4) педагогика параллельного действия – воздействие со стороны Макаренко и командиров;

5) система перспективных линий – ближняя-завтрашняя радость ребенка, средняя, дальняя-воспитание нравственных людей;

6) создание отношение ответственной зависимости, м/у членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие единство целей деятельности (рабочее сплочение).

Януш Корчак. Основная идея: «Воспитатель должен любить детей»:

Нельзя мерить детей на взрослый аршин – нельзя сравнивать ребенка со взрослым, т.к. душа ребенка очень ранима, воспитатель должен любить, понимать детей;

Проступок ребенка по своему ценен, потому что в конфликтах с совестью и вырабатывается моральная стойкость. Пусть дитя грешит (дать ребенку возможность исправиться, прощать ребенка, помогать ребенку решать проблемы);

Всякое общение с ребенком без любви – это общение без внимания.

Классические концепции воспитания

Пустое общение. Оно пагубно для детей;

Если жизнь требует клыков, разве в праве мы вооружать детей одним румянцем стыда тихими вздохами? Твоя обязанность – воспитать людей, а не овечек (нам нужны борцы. А не овечки; воспитать ребенка так, чтобы он смог дать отпор, отстаивать свою позицию).

В.А. Сухомлинский. Основные направления научной и практической деятельности:

1) развитие учения о коллективе;

2) разработка методики работы с отдельной личностью: умение учителя познать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное»; задача школы не просто передать знания, но открыть перед каждым те сферы развития духа, где ученик может достичь вершины, проявить себя, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым; воспитание у ребенка личного отншения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами, обществом и собственной совестью; забота о богатой духовной жизни ребенка, об его здоровье;

3) воспитание у подрастающего поколения нравственности и гражданственности. Идеи Сухомлинского о путях нравственного воспитания основываются на природе ребенка, его психологических особенностях, а воспитание он понимает как постоянное духовное обогащение учителя и ребенка;

4) разработка основ школоведения;

5)воспитание любознательности, интереса к знаниям, науки. Задача Сухомлинского – давать детям глубокие, прочные знания;

6) воспитание чувства ответственности у детей.

И.П. Иванов. Концептуальная идея:воспитание отношений, которые носят характер заботы об улучшении жизни в целом и о каждом воспитаннике. Формула системы: Цель – воспитание общественно активных и творческих людей. Содержание – общественная активность, улучшение окружающей жизни. Методы – рассказ, изъяснение, убеждение, создание воспитывающих ситуаций, «совет по секрету», поощрение. Формы – КТД, игры, беседы, экскурсии, кружки. Педагогические условия – 1) включение каждого ребенка в совместную деятельность

2) отношение педагогов к воспитаннику как к младшему товарищу;

3) развитие в единстве всех 3-х сфер личности (рацио, эмоцио, действие);

4) способы воздействия педагога направлены как на детей, так и на себя;

5) использование различных видов воспитательного воздействия (открытое, незаметное).

Результат – какого человека воспитала система? (коллективиста, творца, общественно-активного человека)

К современным концепциям воспитания можно отнести концепции Е.В. Бондаревской, О.Газмана, Н.Е.Щурковой.

Концепция Е.В. Бондаревской.Цель воспитания – «человек культуры». Культурный человек – это воспитанный человек. Человек культуры – это эталон к которому надо стремиться. Содержательный анализ «человека культуры» и необходимые условия для воспитания:

Личность свободная, способная к самоопределению. Свобода каждой личности – это свобода выбора. Интересы др человека не должны игнорироваться. Чувства собственного достоинства, независимость суждения, умение принимать самостоятельное решение, нести ответственность за свои поступки – это составляющие свободной личности. Условия для воспитания: исключить авторитарные методы и формы, обеспечивая ребенку ситуацию выбора и вариативное обучение.

Личность гуманная. Милосердие, доброта, способность к сопереживанию, альтруизм (безвозмездная помощь), понимание ценностей и неповторимости другого человека. Условия для воспитания: гуманитаризация содержания образования, ориентированная на общечеловеческие ценности. Гуманизация (уважение к человеку) форм, методов обучения и всей системы воспитательных отношений.

Личность духовная. Развитие творческой индивидуальности. Условия для воспитания: побуждать личность к самопознанию и саморазвитию, поиску смысла жизни. Способствовать осмыслению общенациональных ценностей.

Наличие практической подготовки к жизни. Нужно готовить детей к практической деятельности, к инновациям. Условия для воспитания: готовить детей к жизни в условиях рыночной экономики, межнационального общения, повышения роли частной жизни (овладевать основами экономики, компьютерной грамотности, языками мира, бережного отношения к своему психическому и физическому здоровью).

Личность творческая. Личность стремящаяся что-то изменить. Условия для воспитания:создавать условия для развития чувства нового, стремления к созиданию. Поощрять преобразующую деятельность.

Способность к культурной идентификации. Идентификация – принадлежность (например, к национальной культуре). Условия для воспитания: способствовать осознанию школьника, его принадлежности к определенной культуре, интериоризация ее ценностей. Интериоризация – принятие ценностей из внешнего во внутреннее (в себя). Например, у человека, любящего родину формируется ценность патриотизма.

Концепция Газмана. Концептуальное содержание деятельности классного воспитателя (руководителя). Основные положения концепции:

Человек – цель всей социальной политики государства;

Заказчики содержания воспитания – государство, общество, семья, сам человек. До перестройки все школы работали по одной программе, по одному плану. Сейчас дети могут учиться в разных школах (частные школы, воскресные). Это потребности общества.

В сфере воспитания все должно быть построено на основе учета принципа добровольности, мотивов личности, ее потребностей. Ребенок в воспитательном процессе субъективно свободен, он хозяин своих ценностей. Нельзя навязывать ценности.

Реализм в постановке цели воспитания м в подборе средств воспитания.

Цель воспитания – формирование базовой культуры личности.

Компоненты базовой культуры личности:

Культура жизненного самоопределения – самопознание, саморазвитие. Человек – цель государства, а не средство; я сам определяюсь в системе ценностей;

Экономическая культура и культура труда;

Политическая, демократическая и правовая культура (довести до сознания учеников требования правовых норм; добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получить внутреннюю санкцию (мотивация));

Интеллектуальная (осмыслить значимость интеллектуального труда; проявить любовь к умственному труду; ознакомиться с умениями и навыками организации умственного труда), нравственная, экологическая (формирование у школьников ответственного бережного отношения к природе), физическая культура (содействовать правильному физическому развитию детей; развитие двигательных умений и навыков);

Культура общения и культура семейных отношений (влияние семьи на ребенка).

В.А. Караковский: общечеловеческие ценности – земля, отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек.

Н.Е. Щуркова: ценности выступающие ориентиров в воспитании – человек (уважать человека, помогать, стараться понять), природа, общество, родина, знание, труд, прекрасное.

Оставьте комментарий