Какими путями возникали средневековые города

Какие причины привели к возникновению средневековых городов

  • Возникновение средневекового Города. причины и условия. Этапы урбанизацииПримерно к XXI вв. в Европе появились все необходимые условия для отделения ремесла от сельского хозяйства. При этом отделившееся от сельского хозяйства ремесло мелкое промышленное производство, основанное на ручном труде, прошло в свом развитии ряд стадий.Первой из них явилось производство изделий по заказу потребителя, когда материал мог принадлежать и потребителю-заказчику, и самому ремесленнику, а оплата труда производилась либо натурой, либо деньгами. Такое ремесло могло существовать не только в городе, оно имело значительное распространение и в деревне, являясь дополнением к крестьянскому хозяйству. Следующая стадия в развитии ремесла была связана уже с выходом ремесленника на рынок. Это было новым и важным явлением в развитии феодального общества.Появление ремесла, обособленного от сельского хозяйства, означало зарождение товарного производства и товарных отношений, появление обмена между городом и деревней и возникновение противоположности между ними

Развитой феодализм (XI-ХV вв.).

II период. Классическое Средневековье.

1) Социально-экономические предпосылки возникновения городов.

2) Организация ремесла и торговли.

3) Социальная борьба с средневековом городе, ее этапы и результаты.

1. История средних веков: Хрестоматия. / Под ред. В.Е. Степановой и А.Я. Шевелœенко. М., Просвещение, 1974. Ч.I. С. 154-192.

2. Практикум по истории средних веков. Под ред. М.Л. Абрамсон. М., Просвещение, 1971. С.125-162.

3. Хрестоматия по истории средних веков. / Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. – М., 1949. Т.1. С. 353-396.

4. Купеческие хартии в Англии начала XIV в. и их предыстория //Средние века.1992. Вып. 55. С.234-247. Далее: СВ.

5. Памятники по истории Англии XI-XIII вв. М., ʼʼСоцэкгизʼʼ,1936. С.88-164.

6. Регистры ремесел и торговли города Парижа //СВ.1957. Вып.X.С.306-382; СВ.1958. Вып.XI.С.171-225.

7. Средневековое городское право X-XIII вв.: сб. текстов. Саратов,1989.

8. Средневековое городское право XII-XIII вв. /Под ред. С.М.Стама.

Саратов, 1989.

Обязательная литература:

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV-XVIII вв.Т.1.Структуры повсœедневности: возможное и невозможное. М., 1986. Гл.8. Города, С.509-558.

2. Гуревич А.Я. Средневековый купец //Одиссей. М.,1990. С.97-131.

3. Пиренн А. Средневековые города Бельгии. М.,1937 или любое другое изд.(Метод. кабинœет).

4. Сванидзе А.А. Средневековые города //История Европы. Т.2.С.231-255. (Метод. кабинœет).

5. Сванидзе А.А. Средневековый коммунализм как общественный феномен и историческая проблема //СВ. 1993. Вып.56.С.5-32.

6. Средневековый город. Саратов, 1968-1991. Вып.1-10.

7. Сюзюмов М.Я. Проблема возникновения средневекового города в Западной Европе. // Средние века. М., Наука, 1968. Вып. 31. С. 77-87.

8. Ястребицкая А.Л. Западноевропейский город в средние века //Вопросы истории. 1978. №4.

9. Ястребицкая А.Л. Малые города как проблема сравнительно-исторического изучения европейского средневекового города //СВ. 1988. Вып.51. С.58-79.

Дополнительная литература:

1. Гутнова Е.В. Английское феодальное государство в XIV-XV вв.

2. Котельникова Л.А. Крестьянство и город //История крестьянства в Европе.Т.2.С.64-92.

3. Левицкий А.Я. Города и городское ремесло в Англии в X-XII вв. М.; Л., 1960.

4. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. ЛГУ, 1955.(Французский город) — С.129-131, 139, 150-152; (английский город) — С.164-166, 177-178; (немецкий город) — С.183-185, 189-190, 203-204; (итальянский город) — С.210-214.

5. Никулина Т.С. Любекское восстание 1380-1384 годов, его предыстория и результаты //СВ. 1992. Вып. 55. С. 128-148.

6. Пушкарева Н.Л. Какими они были, средневековые горожанки? //СВ. 1991. Вып. 54. С.243-245.

7. Рогачевский А.Л. Суд небесный и суд земной: памятники магдебургского городского права XIV-XVI вв. и правовые взгляды немецких горожан //СВ. 1994. Вып. 57. С.75-93.

8. Ролова А.Д. Итальянский купец и его торгово-банковская деятельность в XIII-XV вв. //СВ.1994. Вып. 57. С.62-74.

9. Сванидзе А.А. Средневековый город и рынок в Швеции. М., 1988.

10. Стам С.М. Экономическое и социальное развитие раннего города (Тулуза XI-XIII вв.).Саратов, 1969.

11. Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города X-XV веков.М.,1960.

12. Хачатурян Н.А. Город в системе феодальной формации //Вопросы истории. 1983.№1.

Методические указания:

Главное внимание при подготовке данной темы следует обратить на причины возникновения городов как социального явления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ определяет облик всœего классического средневековья.

Вспомните, каковы были характер и масштабы ремесла и торговли в раннее средневековье. Предпосылки возникновения городов как торгово-ремесленных центров в Западной Европе следует узнать , исходя из развития производительных сил в сельском хозяйстве, обеспечившего отделœение ремесла от сельского хозяйства.

Переходя к истории самих городов, обратите внимание на места их возникновения. Особо остановитесь на правовом положении городского населœения.

При ответе на второй вопрос укажите особенности средневекового ремесленного производства и установите причины появления цехов, а также торговых корпораций. Рассмотрите производственную и непроизводственную стороны деятельности цеха, систему цеховой регламентации, структуру цеха, права и обязанности его членов. Каковы масштабы распространения цеховой системы в Западной Европе?

Социальная структура города и развитие социальной борьбы в нем — вот две главные проблемы, которые надлежит решить при рассмотрении третьего вопроса.

Анализ правового статуса жителœей ранних городов должен объяснить причины и цели коммунального движения. Обратите внимание на пути обретения свободы и на разнообразие типов городского самоуправления. Какую роль в борьбе городов о сеньорами играла королевская власть? Охарактеризуйте развитие социальных противоречии в городах-коммунах. Как разворачивалась борьба в н у т р и городов и каковы ее результаты?

Подводя итоги рассмотрения темы, сделайте вывод о значениивольных городов и городского хозяйства для социально-экономической и политической эволюции средневекового общества.

Содержание

Лекция: Средневековый город

Феномен средневекового города.

В средние века подавляющая часть населения жила в сельской местности. Горожан было мало, их роль в обществе намного превышала их численность, Во время Великого переселения народов многие города были Уничтожены. В немногих оставшихся городах-крепостях жили ко­роли, герцоги, епископы с приближенными и слугами. Горожане занимались сельским хозяйством в окрестностях города, а иногда ""’ внутри его.

Примерно с X в. происходят большие перемены. В городахглав­ным занятием жителе» становятся ремесло и торговля. Города, сохранившиеся с римских времен, быстро растут. Появляются

новые города.

К XIV в. городов стало так много, что почти из любого места в Европе можно было доехать до ближайшего города в течение од­ного дня. Горожане к тому времени отличались от кре1йЪвн не только своими занятиями. Они обладали особыми правами и обя­занностями, носили особую одежду и т.д. Сословие работающих разделилось на две части — крестьян и горожан.

Возникновение городов как центров торговли и ремесла.

Скла­дывание городов как центров ремесла и торговли было вызвано Поступательным развитием общества. Росло население, росли и его потребности. Так, феодалы все больше нуждались в вещах, которые привозили купцы из Византии и восточных стран.

Первые города нового типа сложились как поселения купцов. Торговавших с этими далекими странами. В Италии, на юге Франции в Испании еще с конца IX в. возрождались некоторые рим­ские города, строились новые. Особенно крупными стали города Амальфи. Пиза, Генуя, Марсель, Барселона, Венеция. Одни куп­цы из этих городов плавали на кораблях по Средиземному морю, другие развозили доставленные ими товары во все уголки Запад­ной Европы. Возникли места обмена товарами — ярмарки (ежегод­ные рынки). Особенно мною их было в графстве Шампань во Франции.

Позже в XII —XIII вв., на севере Европы также возникают торговые города — Гамбург, Бремен, Любек, Данциг и др. Здесь купцы перевозили товары по Северному и Балтийскому морям. Их суда нередко становились добычей стихии, а еще чаще — пи­ратов. На суше помимо плохих дорог купцам приходилось иметь дело с разбойниками, в роли которых часто выступали рыцари. Поэтому торговые города объединялись для защиты морских и сухопутных караванов. Союз городов Северной Европы назывался Ганза. С Ганзой вынуждены были считаться не только отдельные феодалы, но и правители целых государств.

Купцы имелись, но всех городах, но в большинстве из них ос­новным занятием населения стада не торговля, а ремесло. Перво­начально ремесленники жили в деревнях и замках феодалов. Од­нако прокормиться ремеслом в сельской местности сложно. Здесь мало кто покупал ремесленные изделия, ведь господствовало на­туральное хозяйство. Поэтому ремесленники стремились пересе­литься туда, где можно было продать свои изделия. Это были райо­ны ярмарок, перекрестки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких местах обычно находился замок феодала либо мона­стырь. Ремесленники строили жилища вокруг замка и монасты­ря, позже такие поседения превращались в города.

Феодалы тоже были заинтересованы в этих поселениях. Ведь с них можно было получать большой оброк. Сеньоры иногда самисвозили в одно место ремесленников из своего феода, да еще сма­нивали их у соседей. Однако большая часть жителей, приходив в города самостоятельно. Часто крепостные ремесленники и кресть­яне бежали от своих сеньоров в города.

Раньше всего города — центры ремесла — возникли в графстве Фландрия (современная Бельгия). В таких из них, как Брюгге, Гент, Ипр, изготовляли шерстяные ткани. В этих местах были выведены породы овец с густой шерстью и созданы удобные ткацкие станки.

С XI в. города росли особенно быстро. Крупным в Средние века считался город населением 5—10 тыс. жителей. Самыми больши­ми городами в Европе стали Париж, Лондон, Флоренция, Ми­лан, Венеция, Севилья, Кордова.

Города и сеньоры.

Вес города возникали на земле феодалов. Многие горожане находились в личной зависимости от сеньора. Феодалы при помощи слуг управляли городами. Переселенцы из деревень приносили в города привычку к жизни в общине. Очень скоро горожане стали собираться вместе для обсуждения вопро­сов городского управления, выбирали главу города (мэра или бур­гомистра), собирали ополчение для защиты от врагов.

Люди одной профессии селились обычно вместе, холили в одну церковь, тесно общались друг с другом. Они создавали своисою­зы — ремесленные цехи и торговые гильдии. Цехи следили за каче­ством ремесленных изделий, устанавливали порядок работы в мастерских, охраняли имущество своих членов, боролись с кон­курентами в дине неценовых ремесленников, крестьян и т.д. Цехи и гильдии для защиты своих интересов стремились участвовать в управлении городом. Они выставляли своиотряды в городское ополчение.

По мере роста богатств горожан феодалы увеличивали поборы с них. Городские общины — коммуны со временем начинали со­противляться таким действиям феодалов. Некоторые сеньоры засолидный выкуп расширяли права городов. Однако в подавляю­щем большинстве случаев развертывалась упорная борьба между феодалами и коммунами. Длилась она иногда многие десятки лет и сопровождалась боевыми действиями.

Исход борьбы зависел от соотношения сил сторон. Богатые города Италии не только освободились от власти феодалов, но и отняли у них все земли. Их замки были разрушены, а сеньоры насильно переселены в города, где стали служить коммунам. Ок­рестные крестьяне попали в зависимость от городов. Многие горо­да (Флоренция, Генуя, Венеция, Милан) стали центрами неболь­ших государств-республик.

В других странах успехи городов были не столь впечатляющими. Однако почти везде горожане освободились от власти феодалов и стали свободными. Более того, свободным делался любой крепост­ной, бежавший в город, если сеньор не мог его там найти и вер­нуть в течение одного года и одного дня. «Городской воздух делает человека свободным», — гласила средневековая поговорка. Ряд городов добился полного самоуправления.

Некоторые мелкие города так и остались под властью сеньоров. Не удалось стать самостоятельными и ряду крупных городов, в которых жили короли и другие сильные правители. Жители Пари­жа, Лондона получили свободу и многие права, но наряду с го­родскими советами этими городами управляли также королевские

чиновники.

Цеховые организации.

Основным органом цехового управления было общее собрание всех членов цеха, на котором присутствова­ли только самостоятельные члены цеха — мастера. Мастера были собственниками орудий труда, ремесленной мастерской.

По мере увеличения спроса мастеру становилось сложно рабо­тать в одиночку. Так появились ученики, потом подмастерья. Уче­ник давал клятву не покидать мастера до окончания обучения: мастер же обязывался обучать его честно своему ремеслу и полно­стью содержать. Но положение учеников было, как правило, не­легким: их заваливали непосильной работой, держали впроголодь, били за малейшую провинность.

Постепенно ученик становился помощником мастера — подма­стерьем. Его положение улучшалось, но он оставался неполноправ­ным работником. Чтобы стать мастером, подмастерье обязан был выполнить два условия: после обучения постранствовать для усо­вершенствования ремесла, а затем выдержать экзамен, заключав­шийся в изготовлении образцового произведения (шедевра).

В конце Средневековья цехи становятся во многом тормозом для развития ремесла. Мастера затрудняли вступление подмасте­рьев в члены цеха. Появлялись льготы для сыновей мастеров.

Противоречия внутри городских общин.

В борьбе против сеньо­ров все горожане были едины. Однако ведущее положение в горо­дах занимали крупные купцы владельцы городской земли и до­мов (патрициат). Все они часто являлись родственниками и креп­ко держали в своих руках городское управление. Во многих городах только такие люди могли участвовать в выборах мэра и членов городского совета. В других городах один голос богача равнялся нескольким голосам простых горожан.

При распределении податей, при наборе в ополчение, в судах патрициат действовал в собственных интересах. Такое положение вызывало сопротивление остальных жителей. Особенно недоволь­ны были ремесленные цехи, которые приносили городу наиболь­ший доход. В ряде городов цехи восставали против патрициата. Иногда восставшие свергали старых правителей и устанавливали более спра­ведливые законы, выбирали правителей из своей среды.

Значение средневековых городов.

Горожане жили намного лучше, чем большинство крестьян. Они были свободными людьми, полностью владели своим имуществом, имели право с оружием о руках сражаться в рядах ополчения, наказать их могли только по решению суда. Такие порядки способствовали успешному раз­витию городов и средневекового общества в целом. Города пре­вратились и центры технического прогресса и культуры. В ряде стран горожане стали союзниками королей в их борьбе за цент­рализацию. Благодаря деятельности горожан всюду усиливаются товарно-денежные отношения, в которые вовлекаются феодалы и крестьяне. Рост товарно-денежных отношений привел со вре­менем к освобождению крестьян от личной зависимости от феодалов.

§ 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.

В Средние века в Западной Европе огромную роль играла церковная организация во главе с папой римским.

Первоначально большинство христиан не признавали над со­бой власть епископа Рима — папы. Большим влиянием обладал епископ Константинополя — патриарх, ему подчинялись и папы. Сам Рим после завоеваний Юстиниана находился под властью Византии.

Однако в конце VI в. эта власть ослабла. Императоры, занятые отражением натиска арабов и славян, не могли помогать Риму в его борьбе с лангобардами. В 590 г. папой римским стал Григорий I, ‘ умелый и мудрый правитель. Он остановил натиск лангобардов и сумел обеспечить Рим всем необходимым. Григорий, прозванный Великим, завоевал громадный авторитет. В большинстве стран Западной Европы церковь стала подчиняться папе римскому. Позже в 754 г., возникло Папское государство.

По мере усиления пап происходило расширение разногласий между христианами Запада и Востока. Западную церковь называли римско-католической (всеобщей), а восточную — греко-православной (истинной). Споры шли по многим вопросам. Например, католическая церковь учила, что богослужение можно вести лишь на латинском языке, православная — на языках каждого народа. Читать Библию, по мнению католиков, разрешалось только служителям церкви, а проповедники православия часто создавали письменность для разных народов, чтобы все могли читать Священное Писание: Писание. Крестились католики пятью пальцами, а православные — тремя или двумя. В католичестве священникам со временем запретили иметь семью, а в православии целибат распространялся только ‘" монахов.

Открытое столкновение произошло во второй половине IX в. припапе Николае и патриархе Фотии. Николай объявил о лишении Фотиясана патриарха. В ответ Фотий проклял папу.

Во время спора Нико­лай использовал якобы найденный им сборник старинных доку­ментов. Изних следовало, что император Константин Великий пе­редал тогдашнему папе власть над всей церковью и полную власть над западной частью своей империи. Только в XV в. итальянские ученые доказали, что весь этот сборник документов — подделка.

Окончательный раскол православной и католической церквей про­изошел в 1054 г.

Возникновение средневековых городов

Теории происхождения средневековых городов

Пытаясь ответить на вопрос о причинах и обстоятельствах возникновения средневековых городов, ученые XIX и ХХ вв. выдвигали различные теории. Для значительной их части характерен институционально-юридический подход к проблеме. Наибольшее внимание уделялось происхождению и развитию специфических городских учреждений, городского права, а не социально-экономическим основам процесса. При таком подходе невозможно объяснить коренные причины происхождения городов.

Историков XIX в. занимал в первую очередь вопрос о том, из какой формы поселения произошел средневековый город и как учреждения этой предшествующей формы трансформировались в города. "Романистическая " теория (Ф. Савиньи., О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Ренуар), которая строилась главным образом на материале романизированных областей Европы, считала средневековые города и их учреждения прямым продолжением поздних античных городов. Историки, опиравшиеся в основном на материал Северной, Западной, Центральной Европы (в первую очередь немецкие и английские), видели истоки средневековых городов в явлениях нового, феодального общества, прежде всего правовых и институционных. Согласно "вотчинной" теории (К. Эйгхгорн, К. Нич) город и его институты развивались из феодальной вотчины, ее управления и права. "Марковая" теория (Г. Маурер, О. Гирке, Г. фон Белов) выводила городские учреждения и право из строя свободной сельской общины-марки. "Бурговая" теория (Ф. Кейтген, Ф. Мэтланд) усматривала зерно города в крепости-бурге и в бурговом праве. "Рыночная" теория (Р. Зом, Шредер, Шульте) выводила городское право из рыночного права, действовавшего в местах, где велась торговля.

Все эти теории отличались односторонностью, выдвигая каждая какой-либо единственный путь или фактор возникновения города и рассматривая его преимущественно с формальных позиций. К тому же они так и не объяснили, почему большинство вотчинных центров, общин, замков и даже рыночных местечек так и не превратились в города.

Немецкий историк Ритшель в конце XIX в. попытался объединить "бурговую" и "рыночную" теории, видя в ранних городах поселения купцов вокруг укрепленного пункта — бурга. Бельгийский историк А. Пиренн в отличие от большинства своих предшественников отводил определяющую роль в возникновении городов экономическому фактору — межконтинентальной и межрегиональной транзитной торговле и ее носителю — купечеству. Согласно этой "торговой" теории, города в Западной Европе возникали первоначально вокруг купеческих факторий. Пиренн также игнорирует роль отделения ремесла от сельского хозяйства в возникновении городов, и не объясняет истоки, закономерности и специфику города именно как феодальной структуры. Тезис Пиренна о чисто торговом происхождении города не был принят многими медиевистами.

В современной зарубежной историографии сделано многое для изучения геологических данных, топографии и планов средневековых городов (Ф. Л. Гансгоф, В. Эбель, Э. Эннен). Эти материалы многое разъясняют в предыстории и начальной истории городов, почти не освещенной письменными памятниками. Серьезно разрабатывается вопрос о роли в складывании средневековых городов политико-административных, военных, культовых факторов. Все эти факторы и материалы требуют, конечно, учета социально — экономических сторон возникновения города и его характера как феодальной культуры.

Многие современные зарубежные историки, стремясь уяснить общие закономерности генезиса средневековых городов, разделяют и развивают концепции возникновения феодального города именно как следствия общественного разделения труда, развития товарных отношений, социальной и политической эволюции общества.

В отечественной медиевистике проведены серьёзные исследования по истории городов почти всех стран Западной Европы. Но длительное время в ней делался акцент в основном на социально = экономической роли городов, при меньшем внимании к их другим функциям. В последнее же время рассматривается всё многообразие социальных характеристик средневекового города. Город определяется как "Не только наиболее динамичная структура средневековой цивилизации, но и как органический компонент всего феодального строя" 1

Возникновение европейских средневековых городов

Конкретно-исторические пути возникновения городов весьма разнообразны. Уходившие из деревень крестьяне и ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия "городскими делами", т.е. делами, связанными с рынком. Иногда, особенно в Италии и Южной Франции, это были административные, военные и церковные центры, нередко располагавшиеся на территории старых римских городов которые возрождались к новой жизни — уже в качестве городов феодального типа. Укрепления этих пунктов обеспечивали жителям необходимую безопасность.

Концентрация населения в подобных центрах, в том числе феодалов с их слугами и свитой, духовных лиц, представителей королевской и местной администрации, создавала благоприятные условия для сбыта ремесленниками своих изделий. Но чаще, особенно в Северо-западной и Центральной Европе, ремесленники и торговцы селились близи больших вотчин, усадеб, замков и монастырей, обитатели которых приобретали их товары. Селились они у пересечения важных дорог, у речных переправ и мостов, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т.п., где издавна действовали традиционные торжища. Такие "рыночные местечки" при значительном росте их населения, наличии благоприятных условий для ремесленного производства и рыночной деятельности также превращались в города.

Рост городов в отдельных областях Западной Европы происходил разными темпами. Раньше всего, в VIII — IХ в. феодальные города, в первую очередь как центры ремесла и торговли сформировались в Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Бари, Неаполь, Амальфи); в Х в. — на юге Франции (Марсель, Арль, Нарбонн, Монпелье, Тулуза и др.). В этих и других областях, с богатыми античными традициями быстрее, чем в других, специализировались ремесла, произошло формирование феодального государства с его опорой на города.

Раннему возникновению и росту итальянских и южно-французских городов способствовали также торговые связи этих областей с более развитыми в то время Византией и странами Востока. Конечно, известную роль сыграло и сохранение там остатков многочисленных древних городов и крепостей, где легче было найти приют, защиту, традиционные рынки, рудименты ремесленных организаций и римского муниципального права.

В Х — XI вв. стали возникать феодальные города в Северной Франции, в Нидерландах, в Англии и Германии — по Рейну и верхнему Дунаю, Фландрские города Брюгге, Ипр, Гент, Лилль, Дуэ, Аррас и другие славились тонкими сукнами, которыми снабжали многие страны Европы. В этих областях было уже не так много римских поселений, большинство городов возникало заново.

Позднее, в XII — XII вв., выросли феодальные города на северных окраинах и во внутренних областях Зарейнской Германии, в Скандинавских странах, в Ирландии, Венгрии, дунайских княжествах, т.е. там, где развитие феодальных отношений происходило медленнее. Здесь все города вырастали, как правило, из рыночных местечек, а также областных (бывших племенных) центров.

Распределение городов на территории Европы было неравномерным. Особенно много их было в Северной и Средней Италии, Во Фландрии и Брабанте, по Рейну.

"При всём различии места, времени, конкретных условий возникновения того или иного города оно всегда являлось результатом общего для всей Европы общественного разделения труда. В социально — экономической сфере оно выражалось в отделении ремесла от земледелия, развитии товарного производства и обмена между разными сферами хозяйства и разными территориями; в политической сфере — в развитии структур государственности".

Город под властью сеньора

Каково бы ни было происхождение города, он был городом феодальным. Во главе его стоял феодальный сеньор, не земле которого он был расположен, поэтому город должен был подчиняться сеньору. Большинство горожан первоначально составляли несвободные министериалы (служилые люди сеньора), крестьяне, издавна жившие на этом месте, иногда бежавшие от своих прежних господ, или отпущенные ими на оброк. При этом они нередко оказывались в личной зависимости от сеньора города. В руках сеньора сосредотачивалась вся городская власть, город становился как бы его коллективным вассалом. Феодал был заинтересован в возникновении города на своей земле, так как городские промыслы и торговля давали ему немалый доход.

Бывшие крестьяне приносили с собой в города обычаи общинного устройства, которые оказывали заметное влияние на организацию городского управления.

Со временем она всё более принимала формы, соответствовавшие особенностям и потребностям городской жизни.

В раннюю эпоху городское население было еще очень слабо организовано. Город имел еще полуаграрный характер. Его жители несли повинности аграрного характера в пользу сеньора. Город не имел особого городского управления. Он находится под властью сеньора или сеньориального приказчика, который судил городское население, взыскивал с него различные штрафы и поборы. При этом часто город не представлял собой единства даже и в смысле сеньориального управления. В качестве феодальной собственности сеньор мог завещать город по наследству так же, как и деревню. Он мог делить его между своими наследниками, мог продавать или закладывать его целиком или частично.1

Приведём отрывок из документа конца XII в. Документ относится к тому времени, когда город Страсбург находился под властью духовного сеньора — епископа:

"1. По образцу других городов основан Страсбург, с такой льготою, чтобы всякий человек, как чужой, так и местный уроженец, всегда и ото всех пользовался в нём миром.

5. Все должностные лица города ходят под властью епископа, так что назначает их либо он сам, либо те, кого он поставит; старшие определяют младших, как если бы они были подчинены им.

6. А епископ не должен давать общественной должности иначе, как лицам из мира местной церкви.

7. Четырёх должностных лиц, на которых лежит управление городом, епископ инвестирует своею властью, а именно: шультгейса, бургграфа, мытника и начальника монеты.

93. Отдельные горожане обязаны также отбывать ежегодно пятидневную барщину, за исключением монетчиков…кожевников…седельников, четырёх перчаточников, четырёх из булочников и восьми из сапожников, всех кузнецов и плотников, мясников и изготовляющих винные бочки…

102. Среди кожевников двенадцать человек обязаны за счет епископа приготовлять кожи и шкурки, сколько понадобится епископу…

103. Обязанность кузнецов состоит в следующем: когда епископ отправится в императорский поход, каждый кузнец даст по четыре подковы со своими гвоздями; из них бургграф даст епископу подковы на 24 коней, остальные удержит себе…

105. Кроме того, кузнецы обязаны делать все, что понадобится епископу в его дворце, а именно по части дверей, окон и разных вещей, которые делаются из железа: при этом дается им материал и отпускается продовольствие на все время…

108. Среди сапожников восемь человек обязаны давать епископу, при его отправлении ко двору в поход государев, чехлы для подсвечников, тазов и посудин…

115. Мельники и рыболовы обязаны возить епископа по воде, куда бы он ни пожелал…

116. Рыболовы обязаны рыбачить для … епископа … ежегодно в течение трех дней и трех ночей со всеми своими снастями…

118. Плотники обязаны каждый понедельник выходить на работу к епископу за его счет…"

Как видим из этого документа, безопасность и мир горожанам обеспечивал его сеньор, который "инвестировал своей властью" должностных лиц города (т.е. поручал им руководить городским правлением). Горожане со своей стороны обязаны были нести в пользу сеньора барщину и оказывать ему всевозможные услуги. Эти повинности мало чем отличались от повинностей крестьян. Ясно, что по мере усиления города он начинает все больше тяготиться зависимостью от сеньора и стремится от нее освободиться.

Организация города возникла в процессе борьбы с сеньором, борьбы, обусловившей необходимость объединения разнообразных элементов, которые входили в состав городского населения. Вместе с тем усиливалась и обострялась классовая борьба в деревне. На этой почве с XI в. замечается стремление феодалов укрепить свое классовое господство путем усиления феодальной организации государства. "Процесс политического дробления сменился тенденцией к объединению мелких феодальных единиц и сплочению феодального мира".

Борьба городов с феодальными сеньорами начинается с первых же шагов городского развития. В этой борьбе складывается городское устройство; те разрозненные элементы, из которых состоял город в начале своего существования, организуются и сплачиваются. От исхода этой борьбы зависит то политическое устройство, которое получает город.

Развитие товарно-денежных отношений в городах обостряет борьбу между городом и феодалом, стремившимся экспроприировать растущие городские накопление путем увеличения феодальной ренты. Требования сеньора по отношению к городу все возрастали. Сеньор прибегал к методам прямого насилия над горожанами, стремясь увеличить размеры своих доходов с города. На этой почве между городом и сеньором возникали столкновения, которые заставляли горожан создавать определенную организацию для завоевания себе независимости, организацию, являвшуюся в то же время и основой для городского самоуправления.

Таким образом, формирование городов было результатом общественного разделения труда и социальной эволюции периода раннего средневековья. Возникновение городов сопровождалось отделением ремесла от земледелия, развитием товарного производства и обмена, развитием атрибутов государственности.

Средневековый город возникал на земле сеньора и находился в его власти. Стремление сеньоров извлечь как можно больше доходов из города неизбежно привело к коммунальному движению.



Возникновение средневековых городов

В 10-11 ст.

в странах Западной и Центральной Европы начинают возрождаться старые и возникать новые города. Появление городов свидетельствовала о том, что в средневековой Европе начинаются большие цивиллизационные изменения.

Средневековые города возникали при определенных условиях. Во-первых, сельское хозяйство поднялось на высшую степень развития: модернизировались орудия труда, приёмы обработки земли и методы ухода за скотом, выросли посевные площади. Крестьянин уже мог изготавливать такое количество продуктов, которого хватало не только для себя, своей семье и феодалу, но и жителю города. Иначе говоря, у крестьянина появился излишек продовольствия, который он мог привезти в город для продажи или обмена. Ведь когда нет стойкого притока продовольствия в город, такой город придет в упадок.

Во-вторых, с возникновением сословия профессиональных воинов, образованием государства, способным организовывать отпор нападающим, крестьянин мог спокойно работать на своей земле и не беспокоиться, что враги сожгут его дом, а его самого и семью казнят или заберут в плен.

В-третьих, малоземелье с одной стороны и рост населения с другой выталкивали людей из села даже против их воли. Не все крестьяне, которым не хватало земельных наделов, занялись внутренней колонизацией, отправились в крестовые походы на Ближний Восток или на освоение славянских земель. Некоторые из них искали работу, не связанную с сельским хозяйством. Они начинали заниматься ремеслом, изготавливать кузнечесике, гончарные или столярные изделия.

08.07.2018

Похожие главы из других работ:

Английский город в XI–XII вв.

Глава 1. Развитие средневековых городов Англии в XI — XII вв.

Борьба городов Франции с сеньорами

1. Возникновение городов. Город под властью сеньора. Борьба городов Франции с сеньорами

Пути возникновения городов весьма разнообразны. Уходившие из деревень крестьяне и ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия "городскими делами", т.е. делами, связанными с рынком…

Военная организация средневековых мусульманских обществ на примере ранней Османской империи (XIV-1-я пол. XVI вв.)

1. Теоретические основы военной организации средневековых мусульман

Возникновение Древней Руси

2. Теории происхождения государства Русь

Согласно «Повести временных лет» (начало XII века), создание мощного русского государства на территории Восточной Европы началось с севера. За 859 г. в летописи есть сообщение, что племена славян на юге платили дань хазарам…

Европейское средневековье

1.1 Становление и развитие средневековых городов

Средневековый город следует рассматривать как парадигму западноевропейского феодализма. Такого городского феномена не знала Византийская империя, несмотря на множество городов…

Коммунальное движение средневековых городов Западной Европы

Глава I: Возникновение средневековых городов. Города под властью сеньоров

Коммунальное движение средневековых городов Западной Европы

§2. Возникновение европейских средневековых городов

Конкретно-исторические пути возникновения городов весьма разнообразны. Уходившие из деревень крестьяне и ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия "городскими делами", т.е. делами…

Коммунальное движение средневековых городов Западной Европы

§1. Коммунальное движение средневековых городов и его формы

Коммунальное движение (от позднелат. сommuna — община) — в Западной Европе X — XIII вв. — движение горожан против сеньоров за самоуправление и независимость.1 Города, возникавшие в средние века на земле феодалов, оказывались под их властью…

Магдебургское право: предпосылки и сущность

РАЗДЕЛ 1. Основные теории происхождения средневековых городов

Вопрос о происхождении средневековых городов давно исследуется в научных кругах, и однозначного ответа на него получить нельзя в силу разных обстоятельств, сопутствующих возникновению каждого конкретного города. Тем не менее…

Норманнская теория происхождения Руси

2. Теории происхождения Киевской Руси

Все теории происхождения Киевской Руси можно разделить на три вида. Рассмотрим их на рисунке 2. Размещено на http://www.allbest…

Норманнская теория происхождения Руси

4. Критика норманнской теории происхождения Киевской Руси

Какие же факторы способствовали образованию Киево-Русского государства? Ли государственность привнесена извне, действовали оба — внутренний и внешний факторы? Как они взаимодействовали между собой? Ли белорусский, русский и украинский народы…

Теории происхождения Древнерусского государства

Глава 2. Возникновение "норманской теории" происхождения Русского государства.

Теории происхождения Древнерусского государства

1.

Теории происхождения Древнерусского государства

Проблема возникновения Древнерусского государства является одной из важных и актуальных в отечественной историографии. Уже летописец Нестор в "Повести временных лет", отвечая на вопрос "Откуда есть пошла русская земля?"…

Теории происхождения Киевского государства

3. Норманская и антинорманская теории происхождения Киевского государства

В наше время существуют две гипотезы образования «древнерусского государства». Согласно норманской теории, опирающейся на Начальную русскую летопись и многочисленные западноевропейские и византийские источники…

Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро

Теории происхождения

Одним из самых сложных вопросов в изучении Хараппской цивилизации является вопрос о ее происхождении. Высказывались разимо точки зрения — о шумерской основе Хараппской культуры, о создании ее индоарийскими племенами…

Оставьте комментарий