Какие существуют палеонтологические доказательства эволюции


Содержание

Доказательства эволюции

Сравнительно-анатомические

Отдельный пункт

Эмбриологические

В эмбриональном (зародышевом) развитии организмы имеют признаки своих эволюционных предков. Например,

  • все организмы начинают развитие с одноклеточной стадии (зиготы);
  • двуслойный зародыш (гаструла) соответствует кишечнополостным;
  • близкородственные организмы имеют сходные стадии зародышевого развития (сходную последовательность закладки органов);
  • зародыш человека покрыт шерстью, имеет хвост – это говорит о происхождении человека от животных.

Палеонтологические

1) Ископаемые остатки и отпечатки (окаменелости) древних организмов показывают, как шло их историческое развитие (эволюция).

2) Филогенетические ряды – это ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции.

3) Переходные формы (доказывают происхождение организмов):

  • кистеперая рыба латимерия и стегоцефал – земноводных от рыб;
  • археоптерикс – птиц от пресмыкающихся.

Биогеографические

Флора и фауна (ФФ) вулканических островов

  • очень бедна, потому что животным и растениям тяжело попасть с материка на новый остров;
  • содержит много эндемиков (видов, обитающими только здесь).

ФФ островов, отколовшихся от материка, очень похожа на ФФ материка; чем раньше произошло отделение – тем больше отличия.

Биохимические

Все живые организмы на Земле состоят в основном из белков; наследственная информация закодирована в нуклеиновых кислотах, одинаково происходят процессы репликации, транскрипции, трансляции, гликолиза и т.п. Всё это свидетельствует о единстве органического мира.

Еще можно почитать

БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ: Эмбриологические и палеонтологические доказательства эволюции
ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2: Возникновение и развитие жизни, Доказательства эволюции

Тесты и задания

Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции, к которому этот пример относят: 1) палеонтологические, 2) сравнительно-анатомические
А) переходные формы
Б) гомологичные органы
В) рудименты
Г) единый план строения органов
Д) окаменелости
Е) атавизмы

Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует: 1) сравнительно-анатомические, 2) палеонтологические
А) филогенетический ряд лошади
Б) наличие копчика в скелете человека
В) перо птицы и чешуя ящерицы
Г) отпечатки археоптерикса
Д) многососковость у человека

1. Выберите из текста три предложения, в которых описываются палеонтологические доказательства эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) История развития органического мира на Земле сохранилась в виде ископаемых остатков. (2) Доказано, что у близкородственных групп организмов белки сходны по аминокислотному составу. (3) Например, гемоглобин у человека и шимпанзе идентичен, а между гемоглобином человека и гориллы отличия в двух аминокислотах. (4) Известно, что план строения наземных позвоночных одинаков у различных классов. (5) Обнаружены переходные формы от водорослей к высшим растениям — это псилофиты. (6) В царстве животных восстановлена эволюция многих групп, составлены филогенетические ряды.

2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны палеонтологические методы изучения эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Переходные формы – это организмы, сочетающие признаки и древних, и молодых групп крупных систематических таксонов. (2) Риниофиты были первыми наземными растениями. (3) В.О.Ковалевский создал филогенетический ряд лошади и доказал постепенность процесса эволюции. (4) Сопоставляя флору и фауну различных континентов, ученые восстанавливают ход эволюции. (5) В озере Байкал обитает много эндемичных видов.

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой стадии эмбрионального развития соответствует строение пресноводной гидры
1) бластуле
2) гаструле
3) нейруле
4) зиготе

Выберите один, наиболее правильный вариант. Пресмыкающиеся произошли от
1) кистеперых рыб
2) стегоцефалов
3) ихтиозавров
4) археоптериксов

1. Выберите из текста три предложения, в которых даны описания эмбриологических доказательств эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) Существует связь между онтогенезом и историческим развитием вида — филогенезом. (2) У представителей близких систематических групп проявляется сходство в строении и функциях многих систем органов. (3) Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон «Онтогенез — есть краткое и быстрое повторение филогенеза». (4) Повторение признаков объясняется тем, что на разных стадиях развития зародыша включаются сохранившиеся гены далеких предков. (5) В пользу эволюции свидетельствуют рудименты, органы, утратившие свое значение для вида. (6) К рудиментам относят наличие копчиковых позвонков, волосяной покров на конечностях человека.

2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны эмбриологические методы изучения эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Тело зародыша хордовых делится на головной, туловищный, хвостовой отделы. (2) У зародыша закладываются жаберные щели. (3) Развитие эмбриона проходит стадии бластулы, гаструлы, нейрулы. (4) У человека присутствуют рудиментарные органы. (5) Клетки эмбриона человека имеют 46 хромосом.

Выберите один, наиболее правильный вариант. К эмбриологическим доказательствам эволюции относят
1) ископаемые остатки
2) рождение людей с увеличенным числом хвостовых позвонков
3) волосяной покров человеческого зародыша
4) сходство в строении конечностей птиц и млекопитающих

Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции, которым они соответствуют: 1) эмбриологические, 2) сравнительно-анатомические. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) онтогенез шимпанзе начинается с зиготы
Б) крыло птицы и лапа крота – гомологичные органы
В) рудименты тазового пояса кита и конечностей питона
Г) наличие жаберных щелей у зародыша млекопитающего
Д) стадия бластулы в онтогенезе позвоночных

Выберите один, наиболее правильный вариант. Формирование в процессе эволюции у кистеперых рыб легких и плавников особого строения позволило считать их предками
1) костных рыб
2) хрящевых рыб
3) земноводных
4) пресмыкающихся

Выберите один, наиболее правильный вариант. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о
1) возникших мутациях
2) проявлении атавизма
3) нарушении развития плода в организме
4) происхождении человека от животных

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие эмбриологические доказательства эволюции подтверждают родство человека с другими позвоночными животными?
1) закладка у зародыша жаберных щелей
2) наличие в клетках тела эмбриона человека 46 хромосом
3) развитие у зародыша хвостового отдела
4) наличие гомологичных органов
5) развитие рудиментарных органов
6) деление тела на головной, туловищный, хвостовой отделы

Установите соответствие между доказательствами эволюции и науками: 1) палеонтология, 2) сравнительная морфология. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) формы тела кита и акулы
Б) окаменелости папоротников
В) останки динозавров
Г) гомологичные органы лягушки и варана
Д) филогенетический ряд лошади
Е) редуцированный околоцветник у ивы

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Палеонтологи изучают:
1) среду обитания организмов
2) закономерности развития организмов
3) распространение живых существ на Земле
4) ископаемые останки организмов животных
5) изучение окаменелых остатков пыльцы и спор древних растений

1. Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: 1) эмбриологические, 2) палеонтологические. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) филогенетический ряд лошади
Б) сходство зародышей хордовых животных
В) костные останки динозавров
Г) развитие многоклеточных животных из зиготы
Д) наличие у археоптерикса признаков пресмыкающихся и птиц
Е) стадия бластулы в онтогенезе позвоночных

2. Установите соответствие между примером и группой доказательств эволюции животных: 1) палеонтологические, 2) эмбриологические. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) окаменелости моллюсков
Б) скелетные останки мамонта
В) жаберные щели у хордовых
Г) личинка насекомого в янтаре
Д) нервная трубка у рыб
Е) хорда у позвоночных

Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: 1) сравнительно-анатомические, 2) палеонтологические, 3) эмбриологические. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие жаберных щелей у зародышей хордовых животных
Б) аппендикс у человека
В) останки зверозубых ящеров
Г) рудименты тазового пояса кита
Д) стадии бластулы, гаструлы, нейрулы в развитии многоклеточных животных
Е) филогенетический ряд слонов

© Д.В.Поздняков, 2009-2018

Adblock detector

Основная статья: Доказательства эволюции

Палеонтология — наука об ископаемых растениях, животных, грибах и других организмах. Палеонтология предоставляет ценные данные для доказательства эволюции и исторического развития органического мира.

Ч. Дарвин в своё время указывал на неполноту палеонтологической летописи. Тем не менее, факты, накопленные палеонтологической наукой, дают представление о том, каким был растительный и животный мир в глубокой древности (рис. 48).

Данные, накопленные биологической наукой, свидетельствуют о том, что органический мир в современном виде появился не сразу, а в результате длительного исторического развития. Растения, животные и грибы жили задолго до появления человека на Земле. Некоторые из них, подвергаясь изменениям, превратились в современных представителей органического мира, но подавляющее большинство вымерли в ходе борьбы за существование, естественного отбора и сохранились в виде ископаемых остатков. Но сохранились не все. Большинство мягкотелыхбеспозвоночных растений и грибов после гибели подверглись разложению микроорганизмами и бесследно исчезли. Остальные сохранились в океанах, морях, в высокогорных отложениях. Твёрдые остатки организмов разлагались медленно, и минеральные вещества в их составе замещались кремнезёмом. В таких случаях образовывались окаменелости. В земных отложениях до сегодняшнего дня сохранились следы, скелеты, кости, челюсти, зубы, рога, чешуйки рыб, раковины моллюсков, панцири давно вымерших животных, а также стебли древних растений в довольно целостном состоянии. При микроскопическом исследовании тонких и прозрачных шлифов из осадочных пород можно обнаружить бактерии и остатки других мелких организмов. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Метод реконструкции

Учёные-палеонтологи по ископаемым остаткам животных вос­станавливают внешний вид и строение организмов.

Доказательства эволюции палеонтологические: примеры

При этом используется метод реконструкции (от лат. reconstructio — восста­новление), открытый известным французским биологом Жоржем Кювье согласно закону корреляции. Метод реконструкции основан на определении сравнительного соотношения черепа, костей конеч­ностей и других костей и мышц тела. С помощью этого метода удалось восстановить внешний облик очень многих живших в древние времена животных, предков человека.

Картинки (фото, рисунки)


  • Рис. 48. Схема определения промежуточных форм древних и современных животны

На этой странице материал по темам:

  • Значение палеонтологии в эволюции органического мира

  • Доказательства эволюции палеонтология

  • Реликтовые виды

  • Не менее 5 доказательств эволюции из различных биологических наук

  • З начение полеонтологической эволюции

Вопросы к этой статье:

  • Что такое палеонтология?

  • Почему остатки многих организмов, живших в древних эрах и периодах, не сохранились до настоящего времени?

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

основные термины • вопросы части А • вопросы части B

Типовые вопросы части C

Краткий свободный ответ:

C1 Как используются в растениеводстве знания о внутривидовой и межвидовой борьбе за существование?

Полный развернутый ответ:

C2 Какие типы палеонтологических находок служат доказательствами эволюции?

Палеонтологические доказательства эволюции

C3 Объясните, какие изменения претерпел скелет современной лошади при переходе ее предков к жизни на открытых пространствах?

C4 В чем проявляется биологический прогресс у современных костистых рыб?

C5 Насекомое палочник напоминает веточку дерева. Как в ходе эволюции сформировалась подобная форма тела у палочника?

C6 Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду?

основные термины • вопросы части А • вопросы части B

Палеонтологические доказательства эволюции

Предыдущая6789101112131415161718192021Следующая

Палеонтология ― наука об ископаемых животных и растениях. Развитие хордовых осуществлялось поэтапно. Вначале возникли низшие хордовые, затем последовательно во времени возникли рыбы, амфибии, рептилии. Рептилии, в свою очередь, дали начало млекопитающим и птицам. На заре своего эволюционного развития млекопитающие были представлены небольшим числом видов, в то время процветали рептилии. Позднее резко увеличилось число видов млекопитающих и птиц, а большинство видов рептилий исчезло. Таким образом, палеонтологические данные указывают на смену форм животных.

В отдельных случаях палеонтология указывает на причины эволюционных преобразований. В этом отношении интересна эволюция лошадей. Современные лошади произошли от мелких всеядных предков, живших 60-70 млн. лет назад в лесах и имевших пятипалую конечность. Изменение климата на Земле, повлекшее за собой сокращение площадей лесов и увеличение размеров степей, привело к тому, что предки современных лошадей начали осваивать новую среду обитания ― степи. Необходимость защиты от хищников и передвижений на большие расстояния в поисках хороших пастбищ привела к преобразованию конечностей ― уменьшению числа фаланг вплоть до одной. Параллельно изменению конечностей происходило преобразование всего организма: увеличение размеров тела, изменение формы черепа и усложнение строения зубов, возникновение свойственного травоядным млекопитающим пищеварительного тракта и многое другое.

В результате изменения внешних условий под влиянием естественного отбора произошло постепенное превращение мелких пятипалых всеядных животных в крупных травоядных.

Богатейший палеонтологический материал ― одно из наиболее убедительных доказательств эволюционного процесса, длящегося на нашей планете уже более 3 млрд. лет.

Рис. 56. Исторический ряд изменений в строении передней конечности лошади

Биогеографическое доказательство эволюции

Ярким свидетельством произошедших и происходящих эволюционных изменений является распространение животных и растений по поверхности нашей планеты. Еще в эпоху великих географических открытий путешественников и натуралистов поражало разнообразие животных в дальних странах, особенности их распространения. Однако лишь Уоллесу удалось привести все сведения в систему и выделить шесть биогеографических областей:

Палеоарктическую,

Неоарктическую,

Индо-Малайскую,

Эфиопскую,

Неотропическую,

Австралийскую.

Рис. 57. Карта биогеографических зон

Сравнение животного и растительного мира разных зон дает богатейший научный материал для доказательства эволюционного процесса. Фауна и флора Палеоарктической (Евроазиатской) и Неоарктической (Североамериканской) областей, например, имеют много общего. Это объясняется тем, что в прошлом между названными областями существовал сухопутный мост ― Берингов перешеек. Неоарктическая и Неотропическая области, напротив, имеют мало общих черт, хотя в настоящее время соединены Панамским перешейком. Это объясняется изолированностью Южной Америки в течение нескольких десятков миллионов лет. После возникновения Панамского моста лишь немногим южноамериканским видам удалось проникнуть на север (дикобраз, броненосец, опоссум). Североамериканские виды преуспели в освоении южноамериканской области несколько больше. Ламы, олени, лисы, выдры, медведи проникли в Южную Америку, но не оказали существенного влияния на ее уникальный видовой состав.

Интересен и своеобразен животный мир Австралийской области. Известно, Австралия обособилась от Южной Азии еще до возникновения высших млекопитающих.

Таким образом, распределение видов животных и растений по поверхности планеты и их группировка в биогеографические зоны отражает процесс исторического развития Земли и эволюции живого.

Островные фауна и флора

Для понимания эволюционного процесса интерес представляют фауна и флора островов. Состав их фауны и флоры полностью зависит от происхождения островов. Острова могут быть материкового происхождения, т.е. представлять собой результат обособления части материка или океанического происхождения (вулканические или коралловые).

Материковые острова характеризуются фауной и флорой, близкой по составу к материковой. Однако, чем древнее остров и чем более значительна водная преграда, тем больше обнаруживается отличий. Британские острова отделились от Европы совсем недавно и имеют фауну и флору, идентичную европейской. На давно обособившихся островах процесс расхождения видов значительно заметнее. На Мадагаскаре, например, нет типичных для Африки крупных копытных: быков, антилоп, носорогов, зебр. Нет и крупных хищников (львов, леопардов, гиен), высших обезьян (павианов, мартышек). Однако много низших приматов ― лемуров, которые нигде больше не встречаются.

Совершенно иная картина обнаруживается при рассмотрении фаун океанических островов. Их видовой состав очень беден. На большинстве таких островов отсутствуют наземные млекопитающие и амфибии, неспособные преодолеть значительные водные преграды. Вся фауна океанических островов ― результат случайного занесения на них некоторых видов, обычно птиц, рептилий, насекомых. Представители таких видов, попавшие на океанические острова, получают широкие возможности для размножения. Например, на Галапагосских островах из 108 видов птиц 82 эндемичны (т.е. нигде больше не встречаются) и все 8 видов рептилий характерны только для этих островов. На Гавайских островах обнаружено большое разнообразие улиток, их 300 эндемичных видов принадлежат одному роду.

Огромное количество разнообразных биогеографических факторов указывают на то, что особенности распределения живых существ на планете тесно связаны с преобразованием земной коры и с эволюционными изменениями видов.

Молекулярные доказательства эволюции

В настоящее время практически завершена полная расшифровка генома (совокупности всех генов) человека и геномов ряда животных, растений и микроорганизмов. Известна полная последовательность нуклеотидов в ДНК у огромного числа видов живых организмов. Сравнение этих последовательностей дает новый ключ к построению родословной жизни на Земле.

Многие мутации представляют собой замены одних нуклеотидов на другие. Мутации возникают, как правило, во время репликации ДНК. Отсюда следует, что, чем больше поколений появилось на свет со времени дивергенции двух видов от общего предка, тем больше случайных замен нуклеотидов должно было накопиться в геномах этих дочерних видов. Общий предок человека и мыши существовал более 80 миллионов лет назад. Когда мы сравниваем нуклеотидные последовательности генов (например, гена бета-глобина), мы видим, что различий между генами человека и шимпанзе гораздо меньше, чем между генами человека и мыши.

Количественная оценка этих различий позволяет построить генеалогическое древо, показывающее родство различных таксонов (видов, отрядов, семейств, классов), и определить относительное время их дивергенции. В основном это древо совпадает с теми, что были построены на основе морфологических, эмбриологических и палеонтологических данных. Однако в некоторых случаях обнаруживаются поразительные вещи. Оказалось, что киты и парнокопытные гораздо более близкие родственники, чем парнокопытные и непарнокопытные. Африканский златокрот филогенетически ближе к слону, чем к нашим кротам. Современные методы молекулярной генетики позволяют анализировать гены не только ныне живущих организмов, но и давно вымерших видов, используя следы ДНК в ископаемых останках. Это помогает проследить пути эволюции жизни на Земле.

Синтетическая теория эволюции (СТЭ) — современная эволюционная теория, которая является синтезом различных дисциплин, прежде всего, генетики и дарвинизма. СТЭ также опирается на палеонтологию, систематику, молекулярную биологию и другие.

В 1930-40-е годы быстро произошел широкий синтез генетики и дарвинизма. Генетические идеи проникли в систематику, палеонтологию, эмбриологию, биогеографию. Термин «современный» или «эволюционный синтез» происходит из названия книги Дж. Хаксли «Evolution: The Modern synthesis» (1942). Выражение «синтетическая теория эволюции» в точном приложении к данной теории впервые было использовано Дж. Симпсоном в 1949 году.

Авторы синтетической теории расходились во мнениях по ряду фундаментальных проблем и работали в разных областях биологии, но они были практически единодушны в трактовке следующих основных положений:

  • элементарной единицей эволюции считается локальная популяция;
  • материалом для эволюции являются мутационная и рекомбинационная изменчивость;
  • естественный отбор рассматривается как главная причина развития адаптаций, видообразования и происхождения надвидовых таксонов;
  • дрейф генов и принцип основателя выступают причинами формирования нейтральных признаков;
  • вид есть система популяций, репродуктивно изолированных от популяций других видов, и каждый вид экологически обособлен;
  • видообразование заключается в возникновении генетических изолирующих механизмов и осуществляется преимущественно в условиях географической изоляции.

Таким образом, синтетическую теорию эволюции можно охарактеризовать как теорию органической эволюции путем естественного отбора признаков, детерминированных генетически.

Активность американских создателей СТЭ была столь высока, что они быстро создали международное общество по изучению эволюции, которое в 1946 стало учредителем журнала «Evolution». Журнал «American Naturalist» вновь вернулся к публикации работ по эволюционной тематике, делая акцент на синтезе генетики, экспериментальной и полевой биологии. В результате многочисленных и самых разнообразных исследований основные положения СТЭ прошли не только успешную проверку, но и видоизменялись, дополнялись новыми идеями.

В 1942 немецко-американский орнитолог и зоогеограф Э. Майр издал книгу «Систематика и происхождение видов», в которой была последовательно развита концепция политипического вида и генетико-географическая модель видообразования. Майр предложил принцип основателя, который в окончательной форме был им сформулирован в 1954. Если дрейф генов, как правило, дает причинное объяснение формированию нейтральных признаков во временном измерении, то принцип основателя в пространственном.

После публикации трудов Добржанского и Майра систематики получили генетическое объяснение тому, во что они уже давно верили: подвиды и близкородственные виды различаются по адаптивно-нейтральным признакам.

Ни один из трудов по СТЭ не может сравниться с упомянутой книгой английского экспериментального биолога и натуралиста Дж. Хаксли «Evolution: The Modern synthesis» (1942 год). Труд Хаксли по объему анализируемого материала и широте проблематики превосходит даже книгу самого Дарвина. Хаксли на протяжении многих лет держал в уме все направления в развитии эволюционной мысли, внимательно следил за развитием родственных наук и имел личный опыт генетика-экспериментатора. Видный историк биологии Провин так оценил труд Хаксли: «Эволюция. Современный синтез» была наиболее всесторонней по теме и документам, чем другие работы на эту тему. Книги Холдейна и Добржанского были написаны главным образом для генетиков, Майра для систематиков и Симпсона для палеонтологов. Книга Хаксли стала доминантной силой в эволюционном синтезе".

По объёму книга Хаксли не имела себе равных (645 страниц). Но самое интересное состоит в том, что все основные идеи, изложенные в книге, были очень ясно выписаны Хаксли на 20 страницах ещё в 1936, когда он послал адрес Британской ассоциации содействия науки под названием «Natural selection and evolutionary progress». В этом аспекте ни одна из публикаций по эволюционной теории, вышедшая в 1930-40-х годах, не может сравниться со статьей Хаксли. Хорошо чувствуя дух времени, Хаксли писал: «В настоящее время биология находится в фазе синтеза. До этого времени новые дисциплины работали в изоляции. Сейчас проявилась тенденция к унификации, которая является более плодотворной, чем старые односторонние взгляды на эволюцию» (1936). Ещё в трудах 1920-х годов Хаксли показал, что наследование приобретенных признаков невозможно; естественный отбор действует как фактор эволюции и как фактор стабилизации популяций и видов (эволюционный стазис); естественный отбор действует на малые и крупные мутации; географическая изоляция — важнейшее условие видообразования. Кажущаяся цель в эволюции объясняется мутациями и естественным отбором.

Практическая работа 11

Цель работы

Обучаемый должен знать историю становления эволюционных идей о развитии органического мира Земли.

Обучаемый должен уметь использовать доказательства эволюции и положения современной синтетической теории в обосновании исторического развития органического мира на Земли.

Бюджет времени

На изучение темы отводится 6 часов. Из них 2 часа – лекции, 2 часа практические занятия и 2 часа – на самоподготовку.

ЛИТЕРАТУРА

— Пехов А.П. Биология с основами экологии. — СПб.: Издательство «Лань», 2000. — 672 с.

— Биология. В2 кн./ Под ред. В.Н.Ярыгина.- М.: Высш. Шк., 2001.

Темы рефератов

1. Карл Линней и его школа.

2. Ж.Б. Ламарк – автор первой целостной концепции эволюции.

3. Ч. Дарвин.

Вопросы для самоконтроля

1. Ранние этапы развития эволюционных представлений.

2. Теория эволюции Ж.Б. Ламарка.

3. Теория эволюции Ч. Дарвина.

Доказательства эволюции животных .Полеонтологические Эмбриологические .Сравнительно анатомические

Современная синтетическая теория эволюции.

Тема 12

УЧЕНИЕ О МИКРОЭВОЛЮЦИИ И ВИДООБРАЗОВАНИИ

В центре представлений Ч. Дарвина об эволюции органического мира стоит вид. Вид объединяет организмы, сходные по морфологическим признакам. Это позволяет отличить одну группу организмов от другой. Такое понимание вида помогло классифицировать огромное разнообразие описанных форм организмов и сыграло положительную роль в развитии биологии. Накопление к концу XVII в. сведений о многообразии форм животных и растений привело к представлению о видах как о вполне реальных группах особей. Основополагающая работа о видах была проведена К. Линнеем, который заложил основы систематики.

До Ч. Дарвина большинство биологов считали, что виды неизменны с момента создания их Творцом. Эта "неизменность" являлась решающим аргументом всех антиэволюционных учений.

По мере углубления и расширения исследований различных видов ученые перестали ограничиваться редкими музейными экспонатами, а использовали более обширный ареал. Было установлено, что вид включает организмы, характеризующиеся высокой степенью изменчивости различных признаков. В результате этого некоторые ранее самостоятельные виды были объединены в один общий вид. Некоторые ученые даже усомнились в реальности существования вида. Они высказывали мнение, что в действительности видов как реальных биологических единиц в природе не существует, и что границы между видами ученые устанавливают более или менее произвольно. Но все дальнейшие исследования доказали, что виды реально существуют, они являются важнейшей ступенью организации живой природы.

Реальность вида в первую очередь доказывается системой критериев, которые позволяют достаточно четко отличить один вид от другого.

Предыдущая6789101112131415161718192021Следующая



Неорганическая химия

Анализ крови

Органической химии

Биохимия мышечной

Органическая химия

Профильной математики

Сборник задач

Учебное пособие

Бизнес план

Спортивная биохимия

Русский язык

Атлас анатомии

Биохимический анализ

Анатомии человека

Полный справочник

Заданий профильной

Краткая история

Химическая энциклопедия

Прототипы заданий

Мышечной деятельности

Химия-пробный вариант

С4-эволюция. С4 Эволюционное учение

С этим файлом связано 17 файл(ов). Среди них: Shpargalka_po_khimii_Kopylova_N_A_2012_-94s.pdf, Khimia_Ves_kurs_shkoln_progr_v_skhemakh_i_tablitsakh_2007_-173s., algoritmy_reshenia_zadach.pdf, С4-эволюция.docx, zadachi-linejnogo-programmirovaniya.pdf, Biologia_zadania_ZE_14_sayt_1.pdf и ещё 7 файл(а).
Показать все связанные файлы
С4 Эволюционное учение

  1. Раскройте роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов к среде обитания согласно теории Ч. Дарвина.
  2. В процессе эволюции у организмов сформировались различные приспособления к среде обитания. Каково их значение и в чём проявляется относительный характер приспособленности? Ответ поясните примером.
  3. В чём проявляется значение мутаций для эволюции органического мира? Укажите не менее трёх значений.
  4. Объясните появление расчленяющей окраски у полосатой рыбы-бабочки.
  5. Объясните, как в процессе эволюции сформировалась маскировочная форма тела рыбы – морского конька-тряпичника?
  6. Объясните, как появились в процессе эволюции рудиментарные органы зрения у кротов.
  7. В промышленных районах Англии на протяжении XIX-XX веков увеличилось число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев, по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.
  8. Форма тела бабочки калиммы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки?
  9. Гусеница бабочки пяденицы живёт на ветвях деревьев и внешне похожа на сучок. Назовите тип её защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер.
  10. Растения мятлика лугового, произрастающего на пастбищах в местах выпаса скота, имеют более низкий рост по сравнению с особями того же вида, растущими там, где выпаса не было. Объясните причину этого явления.
  11. Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчёлами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение мимикрии у этих насекомых.
  12. Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип её защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности.
  13. Небольшой жук — божья коровка ярко окрашен в красный или жёлтый цвет с тёмными пятнами и хорошо заметен на любом фоне, однако насекомоядные птицы его избегают. Назовите тип защитной окраски, объясните ее значение, а также относительный характер приспособленности.
  14. Объясните появление мимикрии у одного из видов тараканов, сходного по окраске и форме тела с божьей коровкой.
  15. У зайца-беляка, обитателя таёжных лесов, окраска шерсти меняется к зиме с серо-бурой на белую. Назовите тип защитной окраски, объясните её значение, а также относительный характер этого приспособления.
  16. Назовите тип защитной окраски от врагов у самок открыто гнездящихся птиц. Объясните её значение и относительный характер.
  17. Почему при многократной обработке растений ядохимикатами повышается устойчивость к ним насекомых-вредителей? Приведите не менее 4-х обоснований.
  18. Для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений постоянно используют новые виды ядохимикатов. Объясните, почему.
  19. Домовая мышь – млекопитающее, длина тела которого достигает 8 см. Обитает как в естественных условиях, так и в жилище человека. Размножается несколько раз в году, в помёте 5-7 детёнышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.
  20. Домовая мышь – млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно.

    Эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические доказательства эволюции

    В естественных условиях питается семенами. Ведёт ночной и сумеречный образ жизни. В помёте обычно рождается от 5 до 7 детёнышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

  21. Объясните, почему географическая изоляция популяций может привести к образованию новых видов.
  22. Как происходит экологическое видообразование в природе?

  23. Какие сравнительно-анатомические доказательства эволюции свидетельствуют о родстве человека и млекопитающих животных? Приведите не менее 3-х свидетельств.
  24. Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?

  25. Каковы доказательства единства органического мира? Приведите не менее 4-х доказательств.
  26. Используйте сведения о ранних стадиях эмбриогенеза (зиготе, бластуле, гаструле) для подтверждения последовательности развития животного мира.
  27. Какие данные относят к палеонтологическим доказательствам эволюции?

  28. Среди палеонтологических доказательств эволюции важную роль играет обнаружение остатков переходных форм и филогенетических рядов. Объясните значение этих доказательств и приведите примеры.
  29. Чем характеризуется в природе биологический прогресс?

  30. Чем характеризуется биологический прогресс у цветковых растений? Укажите не менее 3-х признаков.
  31. В чём проявляется биологический прогресс у современных костистых рыб?

  32. Почему высокая численность вида служит показателем биологического прогресса? Приведите не менее 3-х обоснований.
  33. Почему расширение ареала вида считают признаком биологического прогресса? Приведите 3 доказательства.
  34. Почему уменьшение ареала вида приводит к биологическому регрессу? Приведите 3 доказательства.
  35. Почему к биологическому прогрессу может привести не только ароморфоз, но и идиоадаптация и дегенерация? Приведите не менее 3-х доказательств.
  36. Объясните, от чего зависит скорость эволюционного процесса в популяциях?

  37. Какие важные ароморфозы сопровождали развитие организмов на Земле в начале биологической эволюции? Ответ поясните. Укажите не менее 4-х ароморфозов.
  38. Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?

  39. Какие особенности первых наземных растений-псилофитов позволили им освоить сушу? Назовите не менее 4-х ароморфозов. Ответ обоснуйте.
  40. Какие приспособления сформировались у растений в процессе эволюции в связи с широким распространением на суше? Приведите не менее 3-х примеров.
  41. Один из ароморфозов у насекомых – появление трахейного дыхания. Каково строение трахей и их значение в жизни насекомых?
  42. Учёные считают, что первые наземные позвоночные – стегоцефалы – произошли от древних кистепёрых рыб. Какие данные позволили сделать этот вывод?
  43. Какие ароморфозы позволили древним земноводным осваивать сушу? Укажите не менее 4-х ароморфозов.
  44. В чём проявляется усложнение строения кровеносной системы у земноводных по сравнению с рыбами?
  45. Какие изменения в строении тела позволили позвоночным животным освоить наземно-воздушную среду обитания? Укажите не менее 4-х признаков.
  46. Какими преобразованиями в строении и жизнедеятельности сопровождалась эволюция пресмыкающихся при освоении ими суши? Приведите не менее 3-х изменений.
  47. Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее 3-х примеров.
  48. Какие приспособления во внешнем строении развиты у водоплавающих птиц, кормящихся на мелководьях? Приведите не менее 4-х особенностей. Ответ поясните.
  49. Какое значение имело появление у птиц и млекопитающих четырёхкамерного сердца в процессе эволюции?

  50. Каково значение прогрессивного развития кровеносной системы млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися? Укажите не менее 3-х положений.
  51. Какие ароморфозы обеспечили теплокровностьмлекопитающим? Укажите не менее 3-х ароморфозов.
  52. Класс Млекопитающие – процветающая группа позвоночных животных. Объясните, какие ароморфозы позволили им достичь биологического прогресса.
  53. Объясните, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах.
  54. У позвоночных в процессе эволюции изменялся орган слуха. В какой последовательности формировались его отделы у позвоночных животных различных классов?
  55. Приведите не менее 4-х доказательств принадлежности человека к классу Млекопитающих.
  56. Какие прогрессивные биологические признаки приобрёл человек в процессе длительной эволюции? Приведите не менее 3-х изменений.
  57. Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду. Приведите не менее 3-х доказательств.
  58. Какие типы палеонтологических находок служат доказательствами эволюции?

  59. Докажите, что человек принадлежит к классу Млекопитающие.

перейти в каталог файлов

Оставьте комментарий