Какие народы относятся к финно угорской группе

Коми язык входит в финно — угорскую языковую семью, а с наиболее близким ему удмуртским языком образует пермскую группу финно-угорских языков. Всего в финно-угорскую семью входит 16 языков, которые в глубокой древности развились из единого языка-основы: венгерский, мансийский, хантыйский (угорская группа языков); коми, удмуртский (пермская группа); марийский, мордовские языки — эрзя и мокша: прибалтийско — финские языки — финский, карельский, ижорский, вепсский, водский, эстонский, ливский языки. Особое место в финно-угорской семье языков занимает саамский язык, который очень отличается от остальных родственных языков.

Финно-угорские языки и самодийские языки образуют уральскую семью языков. К с амодийским языкам относят ненецкий, энецкий, нганасанский, селькупский, камасинский языки. Народы, говорящие на самодийских языках, проживают в Западной Сибири, кроме ненцев, проживающих также на севере Европы.

Венгры более чем тысячелетие назад переселились на территорию, окружённую Карпатами. Самоназвание венгров модьор известно с V в. н. э. Письменность на венгерском языке появилась в конце XII в., у венгров имеется богатая литература. Общее число венгров около 17 млн. человек. Кроме Венгрии, они живут в Чехословакии, Румынии, Австрии, Украине, Югославии.

Манси (вогулы) проживают в Ханты-Мансийском округе Тюменской области. В русских летописях они вместе с хантами именовались югра. Манси пользуются письменностью на русской графической основе, имеют свои школы. Общее количество манси свыше 7000 человек, однако лишь половина из них считает мансийский родным языком.

Ханты (остяки) живут на полуострове Ямал, нижней и средней Оби. Письменность на хантыйском языке появилась в 30-х годах нашего века, однако диалекты хантыйского языка настолько различны, что между представителями разных диалектов общение часто затруднено. В хантыйский и мансийский языки проникло множество лексических заимствований из коми языка

Прибалтийско-финские языки и народы настолько близки, что говорящие на этих языках могут изъясняться между собой без переводчика. Среди языков прибалтийско-финской группы наиболее распространённый — финский, на нём говорят около 5 млн. человек, самоназвание финнов суоми. Кроме Финляндии, финны проживают и в Ленинградской области России. Письменность возникла в XVI в., с 1870 г. начинается период современного финского языка. На финском языке звучит эпос "Калевала", создана богатая оригинальная литература. В России проживает около 77 тыс. финнов.

Эстонцы проживают на восточном побережье Балтийского моря, численность эстонцев в 1989 г. была 1 027 255 человек. Письменность существует с XVI в., до XIX в. развивались два литературных языка: южно- и североэстонский. В XIX в. эти литературные языки сблизились на основе среднеэстонских диалектов.

Карелы живут в Карелии и Тверской области России. Карелов насчитывается 138 429 человек (1989 г.), родным языком владеет чуть больше половины. Карельский язык состоит из многих диалектов. В Карелии карелы изучают и пользуются финским литературным языком. Самые древние памятники карельской письменности относятся к XIII в., на финно-угорских языках по древности это вторая письменность (после венгерской).

Ижорский язык бесписьменный, на нём говорит около 1 500 человек. Ижорцы живут на юго-восточном побережье финского залива, на р. Ижоре, притоке Невы. Хотя сами себя ижорцы называют карелами, в науке принято выделять самостоятельный ижорский язык.

Вепсы проживают на территории трёх административно-территориальных единиц: Вологодской, Ленинградской областях России, Карелии. В 30-х годах вепсов насчитывалось около 30 000 человек, в 1970 г. 8 300 человек. Из-за сильного влияния русского языка, вепсский язык заметно отличается от других прибалтийско-финских языков.

Водский язык находится на грани исчезновения, т. к. говорящих на этом языке осталось не более 30 человек. Водь живет в нескольких деревнях, расположенных между северо-восточной частью Эстонии и Ленинградской областью. Водский язык бесписьменный.

Ливы проживают в нескольких приморских рыбацких деревнях на севере Латвии. Их число в ходе истории из-за опустошений во время II мировой войны резко сократилось. Сейчас количество говорящих на ливском языке всего около 150 человек. Письменность развивается с XIX в., однако в настоящее время ливы переходят на латышский язык.

Саамский язык образует отдельную группу финно-угорских языков, т. к. имеется много специфических черт в его грамматике и словарном составе. Саамы живут в северных районах Норвегии, Швеции, Финляндии и на Кольском полуострове в России. Их всего около 40 тыс. человек, в том числе около 2000 в Россия. Саамский язык имеет много общего с прибалтийско-финскими языками. Саамская письменность развивается на основе разных диалектов на латинской и русской графических системах.

Современные финно-угорские языки настолько отошли друг от друга, что на первый взгляд кажутся совсем не связанными друг с другом. Однако более глубокое изучение звукового состава, грамматики и лексики показывает, что в этих языках имеется много общих черт, которые доказывают былое единое происхождение финно-угорских языков от одного древнего праязыка.

Тюркские языки

Тюркские языки входят в алтайскую языковую семью. Тюркские языки: около 30 языков, а с мертвыми языками и локальными разновидностями, статус которых как языков не всегда бесспорен, – более 50; крупнейшие – турецкий, азербайджанский, узбекский, казахский, уйгурский, татарский; общее число говорящих на тюркских языках составляет около 120 млн. человек. Центром тюркского ареала является Центральная Азия, откуда они в ходе исторических миграций распространились также, с одной стороны, на южную Россию, Кавказ и Малую Азию, а с другой – на северо-восток, на восточную Сибирь вплоть до Якутии. Сравнительно-историческое изучение алтайских языков началось еще в 19 в. Тем не менее общепризнанной реконструкции алтайского праязыка не существует, одна из причин – интенсивные контакты алтайских языков и многочисленные взаимные заимствования, затрудняющие применение стандартных компаративистских методов.

Читайте также:

AVITO тетрадь Вконтакте группа в Вконтакте
II. ГИДРОКСИЛЬНАЯ ГРУППА – ОН (СПИРТЫ, ФЕНОЛЫ)
III. КАРБОНИЛЬНАЯ ГРУППА
А. Социальная группа как фундаментальная детерминанта жизненного пространства.
Б. Восточная группа: нахско-дагестанские языки
Влияние личности на группу. Лидерство в малых группах.
Вопрос 19Типологическая (морфологическая) классификация языков.
Вопрос 26 Язык в пространстве. Территориальное варьирование и взаимодействие языков.
Вопрос 30 Индоевропейская семья языков. Общая характеристика.
Вопрос 39 Роль перевода в становлении и совершенствовании новых языков.

Читайте также:

Финская раса.

Был один и Вяйнемёйнен,
Вековечный песнопевец, —
Девой вынашен прекрасной,
Он от Ильматар родился…
Старый верный Вяйнямёйнен
В чреве матери блуждает,
Тридцать лет он там проводит,
Зим проводит ровно столько ж
На водах, дремотой полных,
На волнах морских туманных…
В море синее упал он,
Ухватил руками волны.
Отдан муж на милость моря,
Богатырь средь волн остался.
Пролежал пять лет он в море,
В нем пять лет и шесть качался,
И еще семь лет и восемь.
Наконец плывет на сушу,
На неведомую отмель,
На безлесый берег выплыл.
Вот поднялся Вяйнямёйнен,
Стал ногами на прибрежье,
На омытый морем остров,
На равнину без деревьев.

Калевала.

Этногенез финской расы.

В современной науке его принято рассматривать финские племена совместно с угорскими, объединяя их в единую угро-финскую группу. Однако, исследования русского профессора Артамонова, посвященные происхождению угорских народов, показывают, что их этногенез проходил в ареале, охватывающим верховья реки Обь и северное побережье Аральского моря. При этом необходимо отметить, что в роли одного из этнических субстратов как для угорских, так и для финских племен выступили древние палеозийские племена, родственные древнему населению Тибета и Шумера. Это родство обнаружил Эрнст Мулдашев с помощью специального офтальмологического исследования (3). Этот факт и позволяет говорить об угро-финской народности, как о едином этносе. Однако, основное различие между уграми и финнами заключается в том, что в качестве второго этнического компонента в обоих случаях выступали разные племена. Так угорские народы образовались вследствие смешения древних палеазийцев с тюрками центральной Азии, в то время как финские народы образовались вследствие смешения первых с древними средиземноморскими (атлантическими племенами) предположительно родственными минойцам. В результате этого смешения финны унаследовали от минойцев мегалитическую культуру, угасшую в середине второго тысячелетия до н.э.. вследствие гибели ее метрополии на острове Санторин в XVII веке до н.э. [1]

В дальнейшем расселение угорских племен происходило по двум направлениям: вниз по течению Оби и в Европу. Однако, вследствие низкой пассионарности угорских племен они только в 3-м веке н.э. достигли Волги, перейдя через Уральский хребет в двух местах: в районе современного Екатеринбурга и в низовьях великой реки. В результате территории Прибалтики угорские племена достигли лишь к 5-6 веку н.э., т.е. всего за несколько веков до прихода славян на среднерусскую возвышенность. В то время как финские племена проживали на территории Прибалтики, по крайней мере, начиная с IV-ого тыс. до н.э.

В настоящее время есть все основания предполагать, что финские племена являлись носителями древней культуры, которую археологи условно называют «культурой воронковидных кубков». Это название возникло вследствие того, что характерной особенностью данной археологической культуры являют особые керамические кубки, не встречающиеся в других параллельных культурах. Судя по археологическим данным, эти племена занимались, в основном охотой, рыболовством и выращивали мелкий рогатый скот. Основным орудием охоты был лук, стрелы которого были оснащены костяными наконечниками. Эти племена жили в поймах крупных европейских рек и занимали в период своего наибольшего распространения, северные европейские низменности, которые полностью освободились от ледникового щита примерно в V-м тыс. до н.э. Известный археолог Борис Рыбаков так описывает племена этой культуры (4, стр. 143):

Кроме упомянутых выше земледельческих племен, шедших на территорию будущей «прародины славян» с дунайского юга, из-за Судет и Карпат, сюда же проникали инородные племена со стороны Северного моря и Балтики. Это – «культура воронковидных кубков» (TRB), связанная с мегалитическими сооружениями. Она известна в Южной Англии и Ютландии. Наиболее богатые и концентрированные находки сосредоточены вне прародины, между нею и морем, но отдельные поселения встречаются часто на всем течение Эльбы, Одера и Вислы. Культура эта почти синхронна и накольчатой, и лендельской, и трипольской, сосуществуя с ними более тысячи лет. Своеобразную и достаточно высокую культуру воронковидных кубков считают результатом развития местных мезолитических племен и, по всей вероятности, неиндоевропейской, хотя есть сторонники отнесения ее к индоевропейской общности. Один из центров развития этой мегалитической культуры лежал, вероятно, в Ютландии.

Судя по лингвистическому анализу языков финской группы, они не относятся к группе арийских (индоевропейских). Известный филолог и писатель, профессор Оксфордского Университета Д.Р. Толкиен посвятил много времени изучению этого древнего языка и пришел к выводу, что он относится к особой языковой группе. Она оказалась настолько обособленной, что профессор сконструировал на базе финского языка язык мифологического народа – эльфов, мифическую истории которого он описал в своих фэнтезийных романах. Так, например, имя Верховного Бога в мифологии английского профессора звучит как Илюватар, в то время как в финском и карельском языке это Ильмаринен.

По своему происхождению финно-угорские языки не связаны с арийскими, принадлежащими с совершенно иной языковой семье – индоевропейской. Поэтому многочисленные лексические схождения между финно-угорскими и индоиранскими языками свидетельствует не об их генетическом родстве, а о глубоких, многообразных и длительных контактах финно-угорских и арийских племен. Эти связи начались еще в праарийский период и продолжались в общеарийскую эпоху, а затем, после разделения Ариев на «индийскую» и «иранскую» ветви, контакты осуществлялись между финно-угорскими и ираноязычными племенами.

Круг слов, заимствованных финно-угорскими языками из индоиранских, весьма разнообразен. Сюда относятся числительные, термины родства, названия животных и т.д. Особенно характерны слова и термины, связанные с хозяйством, названия орудий труда, металлов (например, «золото»: удмуртск. и коми – «зарни», хантск. и манси – «сорни», мордовск. «сирне», иранск. «заранья», совр. Осетинск. – «зэрин»). Отмечен ряд соответствий в области земледельческой терминологии («зерно», «ячмень»); из индоиранских языков заимствованы бытующие в различных финно-угорских языках слова для обозначения коровы, телки, козы, овцы, ягненка, овечьей шкуры, шерсти, войлока, молока и ряда других.

Такие соответствия указывают, как правило, на влияние более развитых в экономическом отношении степных племен на население северных лесных районов. Показательны и примеры заимствования в финно-угорские из индоевропейских языков терминов, связанных с коневодством («жеребенок», «седло» и пр.). Финно-угры познакомились с домашней лошадью, очевидно, в результате связей с населением степного Юга. (2, 73 стр.).

Исследование базовых мифологических сюжетов показывает, что ядро финской мифологии существенно отличается от общеарийского. Наиболее полное изложение данных сюжетов содержится в Калевале – сборнике финского эпоса. Главный герой эпоса, в отличии от героев арийского эпоса, наделен не только и не столько физической, сколько магической силой, позволяющей ему с помощью песни построить, например, лодку. Богатырский поединок сводится опять же к соревнованиям в магии и стихосложении. (5, стр. 35)

Он поет – и Ёукахайнен
По бедро ушел в болото,
И до пояса в трясину,
И до плеч в песок сыпучий.
Вот тогда-то Ёукахайнен
Мог своим умом постигнуть,
Что пошел не той дорогой
И предпринял путь напрасный
Состязаться в песнопеньях
С Вяйнямёйненом могучим.

О выдающихся колдовских способностях финнов сообщает также и скандинавская «Сага о Хальфдане Эйстейснсоне» (6, 40):

В этой саге викинги встречаются в бою с предводителями финнов и биармов – страшными оборотнями.

Один из предводителей финнов, конунг Флоки, мог стрелять из лука одновременно тремя стрелами и попадал сразу в трех человек. Хальфдан отрубил ему руку так, что она взлетел в воздух. Но Флоки подставил свою культю, и рука приросла к ней. Другой конунг финнов тем временем превратился в гигантского моржа, который одновременно задавил пятнадцать человек. Конунг биармов Харек превратился в устрашающего дракона. Викингам с большим трудом удалось расправиться с чудовищами и овладеть волшебной страной Биармией.

Все эти и множество других элементов указывают на то, что финские племена принадлежат к какой-то весьма древней расе. Именно древностью данной расы объясняется «замедленность» ее современных представителей. Ведь чем древнее народ, чем больше жизненного опыта накоплено им, и тем менее он суетен.

Элементы культуры финской расы встречаются в основном у народов, живущих по берегам Балтийского моря. Поэтому иначе финскую расу можно называть и балтийской расой. Характерно, что римский историк Тацит в 1-м веке н.э. указывал, что народ эстиев, живущих на берегу балтийского моря, имеет много сходных черт с кельтами. Это очень важное замечание, поскольку именно посредством кельтской культуры древняя финская нация сумела сохранить свое историческое наследие. В этом смысле наибольший интерес, с точки зрения изучения древней финской истории, представляет собой племя фризов. В древности этот народ проживал на территории современной Дании. Потомки этого племени до сих пор проживают на данной территории, хотя уже давно утратили свой язык и культуры. Однако, до наших дней сохранилась фризская летопись «Ура Линда Брук», в которой повествуется о том, как предки фризов приплыли на территорию современной Дании после страшной катастрофы – потопа, уничтожившей платоновскую Атлантиду. Эту летопись часто цитируют атлантологи в качестве подтверждения факта существования легендарной цивилизации. В результате, версия о древности балтийской расы получает еще одно подтверждение.

Также каждую нацию можно идентифицировать по характеру ее захоронений. Основным погребальным обрядом у древних балтов является закладка тела умершего камнями. Этот обряд сохранился и в Ирландии, и в Шотландии. Со временем он модифицировался и был сведен к установке на могиле надгробной плиты.

Народы финно-угорской языковой группы

Подобный обряд указывает на наличие прямой культурной связи между финской/балтийской расой и мегалитическими сооружениями, встречающимися в основном в бассейне Балтийского моря и на прилегающих территориях. Единственным местом, выпадающим из данного ареала, является Северный Кавказ, однако и этому факту есть объяснения, которое, однако, не может быть приведено в рамках данной работы.

В результате, можно констатировать такой факт, что одним из существенных элементов этнического субстрата современных прибалтийских народов является древняя финская раса, чье происхождение теряется в глубине тысячелетий. Эта раса прошла свою, отличную от арийской, историю развития, в результате чего сформировала уникальные язык и культуру, являющиеся частью генетического наследия современных прибалтов и финнов.

Отдельные племена.

Подавляющее число этнографов сходятся на том, что племена, населявшие северо-восточную Европу и сопредельные территории, непосредственно перед началом славянской и германской колонизации этого края, по своему этническому составу были угро-финнами, т.е. к X-му веку н.э. финские и угорские элементы в местных племенах перемешались достаточно сильно. Наиболее известное племя, проживавшее на территории современной Эстонии, по имени которого названо озеро, расположенное на границе славянской и германской колонизационных зон, это Чудь. Согласно преданиям чудины обладали различными колдовскими способностями. В частности, могли внезапно исчезнуть в лесу, могли по долгу находиться под водой. Считалось, что чудь-белоокая знается с духами стихий. Во время монгольского нашествия чудь ушла в леса и навсегда исчезла из летописной истории Руси. Считается, что именно она населяет легендарный Китеж-град, находящийся на дне Белоозера. Однако, в русских легендах чудью называют также и более древний карликовый народ, который жил в доисторические времена, а в отдельных местах дожил в качестве реликта до средних веков. Легенды о карликовом народе обычно распространены в тех областях, где находятся скопления мегалитических сооружений.

В преданиях коми этот низкорослый и темнокожий народец, для которого трава кажется лесом, приобретает иногда и звериные черты – он покрыт шерстью, у чудов – поросячьи ноги. Чуды жили в сказочном мире изобилия, когда небо было так низко над землей, что чуды могли достать его рукой, но они все делают неправильно – на пашне роют ямы, скот кормят в избе, сено косят долотом, хлеб жнут шилом, обмолоченное зерно хранят в чулках, толокно толкут в проруби. Женщина-чудинка оскорбляет Ена, потому что пачкает нечистотами низкое небо или задевает его коромыслом. Тогда Ен (бог-демиург у коми) поднимает небо, на земле вырастают высокие деревья, и не смену чудам приходят белые высокие люди: чуды уходят от них в свои ямы под землю, потому что пугаются земледельческих орудий – серпа и т.д…

…Есть поверье, что чуды превратились в злых духов, которые прячутся в темных местах, заброшенных жилищах, банях, даже под водой. Они невидимы, оставляют после себя следы птичьих лап или детских ног, вредят людям и могут подменять их детей своими…

По другим преданиям, чудь – это, напротив, древние богатыри, к которым относятся Пера и Куды-ош. Они также уходят под землю или превращаются в камни, или оказываются заточенными в Уральских горах после того, как русские миссионеры распространяют новую христианскую религию. От чуди остались древние городища (кары), чудские великаны могли перебрасываться топорами или палицами с городища на городище; иногда им приписывают и происхождение озер, основание деревень и т.п. (6, 209-211)

Следующим многочисленным племенем была «Водь». Семенов-Тяньшанский в книге «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Озерная область» 1903 года писал об этом племени следующим образом:

«На востоке от чуди некогда жила водь. Это племя в этнографическом отношении считается переходным от западной (эстонской) ветви финнов к прочим финским племенам. Поселения води, насколько можно судить по распространенности водских названий, занимали обширную область в пределах от р. Наровы и до р. Мсты, достигая на севере до Финского залива, на юге же заходя за Ильмень. Водь участвовала в союзе племен, призвавших варяжских князей. Впервые она упоминается в «Уставе о мостехъ», приписываемом Ярославу Мудрому. Колонизация славян отодвинула это племя к побережью Финского залива. С новгородцами водь жила дружно, участвуя в походах новгородцев, причем даже в новгородском войске особый полк состоял из «вожан». Впоследствии местность, населенная водью, вошла в состав одной из пяти новгородских областей под именем «Водской пятины». С половины XII века начинаются крестовые походы шведов в страну води, называемую ими «Ватландъ». Известен ряд папских булл для поощрения здесь христианской проповеди, а в 1255 г. назначен для Ватланда особый епископ. Связь води с новгородцами однако была сильнее, водь постепенно сливалась с русским и сильно русела. Остатками води считается небольшое племя «ватьялайсетъ», живущее в Петергофском и Ямбургском уездах».

Также необходимо упомянуть уникальное племя «сету». В настоящее время оно проживает на территории псковской области. Ученые полагают, что оно является этническим реликтом древней финской расы, которая первой стала заселять эти земли по мере таяния ледника. Некоторые национальные особенности этого племени позволяют так считать.

Наиболее полный сборник финских мифов сумело сохранить племя Карела. Так в основу знаменитой Калевалы (4) – финского эпоса, — положены в большинстве своем карельские предания и мифы. Карельский язык является наиболее древним из финских языков, содержащим в себе минимальное число заимствований из языков, относящихся к другим культурам.

Наконец, самым известным финским племенем, сохраняющим до настоящего времени свой язык и культуру являются «ливы». Представители этого племени проживают на территории современных Латвии и Эстонии. Именно это племя в начальный период становления эстонского и латвийского этносов было наиболее цивилизованным. Занимая территорию вдоль побережья Балтийского моря, представители этого племени раньше других вошли в контакты с внешним миром. В течение нескольких веков территория современных Эстонии и Латвии называлась Ливонией, по имении данного племени.

Сергей Евтушенко
18 июня 2007 года Опубликовано
3 августа 2007 года

Комментарии.

[1]

. Можно предположить, что описание этого этнического контакта, произошедшего в далекой древности, сохранилось в Калевале во второй руне. (1), где указывается, что на помощь герою Вяйнямёйненену из моря вышел богатырь небольшого роста в медных доспехах, который потом чудесным образом превратился в великана и срубил огромный дуб, закрывавший собою Небо и затмевавший Солнце.

Литература.

  1. Толкиен Джон, «Сильмарилион»;
  2. Бонгард-Левин Г.Э., Грантовский Э. А., «От Скифии до Индии» М. «Мысль», 1974 г.
  3. Мулдашев Эрнст. «От кого мы проихзошли».
  4. Рыбаков Борис. «Язычество древних славян». – М. София, Гелиос, 2002 г.
  5. Калевала. Перевод с финского Бельского. – СПБ.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007 г.
  6. Петрухин В.Я. «Мифы финно-угров», М, Астрель АСТ Транзиткнига, 2005 г.

Copyright © 2003-2017, «Аримойя»

При цитировании материала ссылка на сайт «Аримойя» и указание автора статьи обязательны.

Перепечатка и размещение материала на других сайтах или в иных СМИ без согласия владельца ресурса запрещены.

За разрешением обращайтесь по адресу: info@arimoya.ru.

Финно-угорские народы


  • Бесермяне

    Народ, проживающий вбассейне Чепцы (приток Вятки) в пределах Балезинского, Глазовского, Юкаменского, Ярского районов Удмуртской Республики, а также в сопредельных районах Кировской области Российской Федерации. Язык бесермян — наречие удмуртского языка.


  • Венгры

    Народ, говорящий на венгерском языке угорской группы финно-угорской (уральской) языковой семьи. Письменность основана на латинской графике (с X в.). Венгры — основное население Венгерской Республики (10,2 млн чел.). Они проживают также в Румынии (1,7 млн), Словакии (580 тыс.), Сербии (430 тыс.), Украине (150 тыс.), США (600 тыс.), Канаде (120 тыс.) и других странах. Общая численность — около 15 млн чел. В РФ венгров 4 тыс. (2002 г.).


  • Вепсы

    Народ, проживающий вюго-восточной части территории, расположенной между тремя крупнейшими северными озерами — Онежским, Ладожским и Белым (область Межозерья) чересполосно с русскими на стыке Ленинградской, Вологодской областей и Республики Карелия РФ. Численность — 8 тыс. (2002 г.).


  • Водь

    Один из самых малочисленных народов РФ (по переписи 2002 г., 100 чел.), проживающий в основном в Кингисеппском районе Ленинградской области. Наряду с ижорцами водь — изначальное население Ингерманландии. Численность води стремительно сокращается.


  • Ижорцы

    Народ, проживающий внастоящее время в Кингисеппском и Ломоносовском районах Ленинградской области РФ. Численность — 400 чел., по переписи 2002 г. (в 1926 г. — 16,1 тыс., в 1959 — 1,1 тыс., в 1989 г. — 820 чел., из них в РСФСР — 449, в ЭССР — 306). Принадлежат к беломорско-балтийской расе.


  • Карелы

    Народ в РФ, коренной, государствообразующий, титульный народ Республики Карелия. Численность в РФ в 2002 г. — 93 тыс., в 1989 г. в СССР — 131 тыс., РСФСР — 125 тыс., в 1959 г. — соответственно 167 и 164 тыс. Этноним «карелы» восходит к garia, что у древних летто-литовцев означало «горная или лесная земля».

Финно-угорские народы: история и культура. Финно-угорские языки


  • Коми

    Народ вРФ численностью 307 тыс. чел. (перепись 2002 г.), в бывшем СССР — 345 тыс. (1989 г.), коренной, государствообразующий, титульный народ Республики Коми (столица — г. Сыктывкар, бывший Усть-Сысольск). Небольшое число коми проживает в низовьях Печоры и Оби, в некоторых других местах Сибири, на Карельском полуострове (в Мурманской области РФ) и в Финляндии.


  • Коми-пермяки

    Народ в РФ численностью 125тыс. чел. (2002 г.), 147,3 тыс. (1989 г.). До XX в. назывались пермяками. Термин «пермь» («пермяне»), по-видимому, вепсского происхождения (пере маа — «земля, лежащая за рубежом»). В древнерусских источниках название «Пермь» впервые упоминается в 1187 г.


  • Ливы

    Наряду скаламиад — «рыбаки», рандалист — «жители побережья»), этническая общность Латвии, коренное население приморской части Талсинского и Вентспилского районов, так называемого берега ливов — северного побережья Курляндии.


  • Манси

    народ в РФ, коренное население Ханты—Мансийского (с 1930 по 1940 г. — Остяко—Вогульского) автономного округа Тюменской области (окружной центр — г. Ханты—Мансийск). Численность в РФ — 12 тыс. (2002 г.), 8,5 тыс. (1989 г.). Мансийский язык, составляющий вместе с хантыйским и венгерским угорскую группу (ветвь) финно-угорской языковой семьи.


  • Марийцы

    Народ вРФ численностью 605 тыс. чел. (2002 г.), коренной, государствообразующий и титульный народ Республики Марий Эл (столица — г. Йошкар-Ола). Значительная часть марийцев живет в соседних республиках и областях. В царской России их официально называли черемисами, под этим этнонимом они фигурируют и в западноевропейских (Иордан, VI в.) и древнерусских письменных источниках, в том числе в «Повести временных лет» (XII в.).


  • Мордва

    Народ в РФ, по численности самый крупный из ее финно-угорских народов (845 тыс. чел. в 2002 г.), не только коренной, но и государствообразующий, титульный народ Республики Мордовия (столица — г. Саранск). В настоящее время в Мордовии проживает треть общей численности мордвы, остальные две трети — в других субъектах РФ, а также в Казахстане, Украине, Узбекистане, Таджикистане, Эстонии и др.


  • Нганасаны

    Народ вРФ, в дореволюционной литературе — «самоеды-тавгийцы» или просто «тавгийцы» (от ненецкого наименования нганасан — «тавыс»). Численность в 2002 г. — 100 чел., в 1989 — 1,3 тыс., в 1959 г. — 748. Живут по преимуществу в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края.


  • Ненцы

    Народ в РФ, коренное население Европейского Севера и севера Западной Сибири. Их численность в 2002 г. — 41 тыс. чел., в 1989 г. — 35 тыс., в 1959 — 23 тыс., в 1926 г. — 18 тыс. Северной границей расселения ненцев является побережье Северного Ледовитого океана, южной — граница лесов, восточной — нижнее течение Енисея, западной — восточное побережье Белого моря.


  • Саамы

    Народ вНорвегии (40 тыс.), Швеции (18 тыс.), Финляндии (4 тыс.), РФ (на Кольском полуострове, по переписи 2002 г., 2 тыс.). Саамский язык, распадающийся на ряд сильно разошедшихся диалектов, составляет отдельную группу финно-угорской языковой семьи. В антропологическом отношении среди всех саамов преобладает лапоноидный тип, образовавшийся в результате контакта европеоидной и монголоидной больших рас.


  • Селькупы

    Народ в РФ численностью 400 чел. (2002 г.), 3,6 тыс. (1989 г.), 3,8 тыс. (1959 г.). Живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, в некоторых других районах этой же и Томской области, в Туруханском районе Красноярского края, в основном в междуречье среднего течения Оби и Енисея и по притокам этих рек.


  • Удмурты

    Народ вРФ численностью 637 тыс. чел. (2002 г.), коренной, государствообразующий и титульный народ Удмуртской Республики (столица — г. Ижевск, удм. Ижкар). Часть удмуртов проживает в соседних и некоторых других республиках и областях РФ. 46,6 % удмуртов — горожане. Удмуртский язык относится к пермской группе финно-угорских языков и включает в себя два наречия.


  • Финны

    Народ, коренное население Финляндии (4,7 млн чел.), живут также в Швеции (310 тыс.), США (305 тыс.), Канаде (53 тыс.), Российской Федерации (34 тыс., по переписи 2002 г.), Норвегии (22 тыс.) и других странах. Говорят на финском языке прибалтийско-финской группы финно-угорской (уральской) языковой семьи. Финская письменность была создана в период Реформации (XVI в.) на основе латиницы.


  • Ханты

    Народ вРФ численностью 29 тыс. чел. (2002 г.), проживает в Северо-Западной Сибири, по среднему и нижнему течению р. Оби, на территории Ханты-Мансийского (с 1930 по 1940 гг. — Остяко-Вогульского) и Ямало-Ненецкого национальных (с 1977 г. — автономных) округов Тюменской области.


  • Энцы

    Народ в РФ, коренное население Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, численностью 300 чел. (2002 г.). Окружной центр — г. Дудинка. Родным языком энцев является энецкий, входящий в самодийскую группу уральской языковой семьи. Своей письменности энцы не имеют.


  • Эстонцы

    Народ, коренное население Эстонии (963тыс.). Живут также в РФ (28 тыс. — по переписи 2002 г.), Швеции, США, Канаде (по 25 тыс.). Австралии (6 тыс.) и других странах. Общая численность — 1,1 млн. Говорят на эстонском языке прибалтийско-финской группы финно-угорской языковой семьи.

  • Перейти к карте

    Народы финно-угорской языковой группы

    Финно-угорская языковая группа входит в состав Уральско – юкагирской языковой семьи и к ней относят народы: саамы, вепсы, ижорцы, карелы, ненцы, ханты и манси.

    Саамы проживают преимущественно на территории Мурманской области. По-видимому, саамы — потомки древнейшего населения Северной Европы, хотя существует мнение об их переселении с востока. Для исследователей наибольшую загадку представляет происхождение саамов, поскольку саамский и прибалтийско-финские языки восходят к общему языку-основе, но антропологически саамы относятся к другому типу (уральский тип), чем прибалтийско-финские народы, говорящие на языках, находящихся к ним в наиболее близком родстве, но главным образом имеющие балтийский тип. Для разрешения этого противоречия с XIX века было выдвинуто много гипотез.

    Саамский народ, вероятнее всего, происходит от финно-угорского населения. Предположительно в 1500—1000-х гг. до н. э. начинается отделение протосаамов от единой общности носителей языка-основы, когда предки прибалтийских финнов под балтийским и позднее германским влиянием стали переходить к оседлому образу жизни земледельцев и скотоводов, в то время как предки саамов на территории Карелии ассимилировали автохтонное население Фенноскандии.

    Саамский народ, по всей вероятности, образовался путём слияния многих этнических групп. На это указывают антропологические и генетически различия между живущими на различных территориях этническими группам саамов. Генетические исследования последних лет выявили у современных саамов общие черты с потомками древнего населения Атлантического побережья ледникового периода — современных баскови берберов. Таких генетических признаков не обнаружено у более южных групп Севера Европы. Из Карелии саамы мигрировали всё дальше на север, спасаясь от распространяющейся карельской колонизации и, предположительно, от обложения данью. Вслед за мигрировавшими стадами диких северных оленей предки саамов, самое позднее в течение I тыс. н. э., постепенно вышли к побережью Северного Ледовитого океана и добрались до территорий своего нынешнего проживания. Одновременно они начали переходить к разведению одомашненных северных оленей, но значительной степени этот процесс достигает только к XVI веку.

    Их история в течение последних полутора тысячелетий представляет собой, с одной стороны, медленное отступление под натиском других народов, а с другой стороны, их история является составной частью истории наций и народов, имеющих свою государственность в которых важная роль отводится обложению саамов данью [8]. Необходимым условием оленеводства являлось то, что саамы кочевали с места на место, перегоняя стада оленей с зимних пастбищ на летние. Практически переходу через государственные границы ничто не препятствовало. Основу саамского общества составляла общность семей, которые объединялись на принципах совместного владения землей, дававшей им средства для существования. Земли выделялась по семьям или по родам.

    Рисунок 2.1 Динамика численности народа саамов 1897 – 2010 гг. (составлена автором по материалам [9]).

    Ижорцы. Первое упоминание об Ижоре встречается во второй половине XII века, где говорится о язычниках, которые полстолетия спустя уже признавались в Европе сильным и даже опасным народом. Именно с XIII века в русских летописях появляются первые упоминания об Ижоре. В этом же веке Ижорская земля под впервые упоминается в Ливонской хронике. На рассвете июльского дня 1240 года старейшина Ижорской земли, находясь в дозоре, обнаружил шведскую флотилию и спешно послал доложить обо всем Александру, будущему Невскому.

    Очевидно, что в это время ижорцы были ещё весьма близки этнически и культурно с карелами проживавшими на Карельском перешейке и в Северном Приладожье, севернее ареала предположительного распространения ижорцев, и это сходство сохранялось до XVI века [9]. Довольно точные данные о примерной численности населения Ижорской земли впервые зафиксированы в Писцовой книге 1500 года, однако этническая принадлежность жителей при переписи не показывалась. Традиционно считается, что жителями Карельского и Ореховецкого уездов, в большинстве имевшие русские имена и прозвища русского и карельского звучания, являлись православными ижорцами и карелами. Очевидно, граница между этими этническими группами проходила где-то на Карельском перешейке, и, возможно, совпадала с границей Ореховецкого и Карельского уездов.

    В 1611 году этой территорией завладела Швеция. За 100 лет вхождения данной территории в состав Швеции многие ижорцы покинули свои селения. Лишь в 1721 году Пётр I после победы над Швецией включил этот край в Петербургскую губернию Российского государства. В конце XVIII, начале XIX веков русские учёные начинают фиксировать этно-конфессиональный состав населения ижорских земель, тогда уже вошедших в Петербургскую губернию. В частности, к северу и к югу от Петербурга фиксируется наличие православных жителей, этнически близких финнам — лютеранам — основному населению этой территории [10].

    Вепсы. В настоящее время учёные не могут окончательно решить вопрос о генезисе вепского этноса. Полагают, что по происхождению вепсы связаны с формированием других прибалтийско-финских народов и что они обособились от них, вероятно, во 2-й пол. 1 тыс. н. э., а к концу этого тыс. расселились в юго-восточном Приладожье. Курганные могильники X—XIII веков можно определить как древневепские. Полагают, что наиболее ранние упоминания о вепсах относятся к VI веку н. э. Русские летописи с XI века называют этот народ весью. Русские писцовые книги, жития святых и другие источники чаще знают древних вепсов под именем чудь. В межозерье между Онежским и Ладожским озёрами вепсы жили с конца 1 тысячелетия, постепенно перемещаясь на восток. Некоторые группы вепсов покидали межозерье и сливались с иными этносами.

    В 1920—30-е годы в местах компактного проживания народа были созданы вепские национальные районы, а также вепские сельские советы и колхозы.

    В начале 1930-х годов началось внедрение преподавания вепского языка и ряда учебных предметов на этом языке в начальной школе, появились учебники вепсского языка на основе латинской графики. В 1938 году вепскоязычные книги были сожжены, а учителя и другие общественные деятели арестованы и высланы из родных мест. С 1950-х годов в результате усиления миграционных процессов и связанного с ними распространением экзогамных браков ускорился процесс ассимиляции вепсов. Около половины вепсов обосновалось в городах [11].

    Ненцы. История ненцев в XVII-XIX вв. богата военными конфликтами. В 1761 году была проведена перепись ясачных инородцев, а в 1822 — введен в действие "Устав об управлении инородцами".

    Чрезмерные месячные поборы, самоуправство русской администрации неоднократно приводили к бунтам, сопровождавшимся разгромом русских укреплений, наиболее известно восстание ненцев в 1825-1839 гг. В результате военных побед над ненцами в XVIII в. первой половине XIX в. область расселения тундровых ненцев значительно расширилась. К концу XIX в. территория расселения ненцев стабилизировалась, а их численность возросла по сравнению с концом XVII в. примерно вдвое. В течение всего советского периода общая численность ненцев, по данным переписей, также устойчиво возрастала.

    Сегодня ненцы – наиболее крупный из коренных народов российского Севера. Доля ненцев, считающих язык своей национальности родным, постепенно снижается, но всё же остается более высокой, чем у большинства других народов Севера.

    Рисунок 2.2 Численность народов ненцев 1989, 2002, 2010 гг. (составлен автором по материалам [9]).

    В 1989 г. 18,1% ненцев признавали родным языком русский, а в целом свободно владели русским языком, 79,8% ненцев – таким образом, ещё существует достаточно заметная часть языкового коллектива, адекватное общение с которой может обеспечить только знание ненецкого языка. Типичным оказывается сохранение прочных ненецких речевых навыков у молодёжи, хотя для значительной её части основным средством коммуникации стал русский язык (как и у других народов Севера). Определенную позитивную роль играет преподавание ненецкого языка в школе, популяризация национальной культуры в средствах массовой информации, деятельность ненецких литераторов. Но в первую очередь относительно благоприятная языковая ситуация связана с тем, что оленеводство – экономическая основа ненецкой культуры – в целом смогло сохраниться в традиционной форме вопреки всем разрушительным тенденциям советской эпохи. Этот вид производственной деятельности целиком остался в ведении коренного населения [12].

    Ханты— коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири.

    Поволжский центр культур финно-угорских народов

    Выделяются три этнографические группы хантов: северные, южные и восточные, причём южные ханты смешались с русским и татарским населением. Предки хантов проникли с юга в низовья Оби и заселили территории современных Ханты-мансийского и южные районы Ямало-ненецкого автономных округов, а с конца I тысячелетия на основе смешения аборигенов и пришлых угорских племён начался этногенез хантов. Ханты называли себя больше по рекам, например «люди Конды, «народ Оби».

    Северные ханты. Генезис их культуры археологи связывают о усть-полуйской культурой, локализованной в бассейне р. Обь от устъя Иртыша до Обской губы. Это северная, таежная промысловая культура, многие традиции которой, не следуют современные северные ханты.
    С середины II тыс. н.э. северные ханты испытали сильное влияние ненецкой оленеводческой культуры. В зоне непосредственных территориальные контактов, ханты частично подверглись ассимиляции со стороны тундровых ненцев.

    Южные ханты. Расселяются вверх от устья Иртыша. Это территория южной тайги, лесостепи и степи и в культурном плане более тяготеет у югу. В их формировании и последующем этнокультурном развитии, значительную роль сыграло южное лесостепное население, наслоившееся на общехантыйскую основу. Значительное влияние на южных хантов оказали русские.

    Восточные ханты. Расселяются в Среднем Приобье и по притокам: Салым, Пим, Аган, Юган, Васюган. Эта группа в большей степени, чем другие, сохраняет северосибирские черта культуры, восходящие к уральскому населению — тягловое собаководство, долбленая лодки, преобладание распашной одежды, берестяная утварь, промысловая экономика. В пределах современной территории oбитания восточные ханты достаточно активно взаимодействовали с кетами и селькупами, чему способствовала принадлежность к одному хозяйственно-культурному типу.
    Таким образом, при наличии общих черт культуры, свойственных хантыйскому этносу, что связывается с ранними этапами их этногенеза и формирования уральской общности, в которую наряду с утрами входили предки кетов и самодийских народов, последующее культурное "расхождение", формирование этнографических групп, в большей степени определялось процессами этнокультурного взаимодействия с соседними народами. Манси– малочисленный народ в России коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Ближайшие родственники хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык. Как этнос манси сложились в результате слияния местных племен уральской культуры и угорских племён, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне. Первоначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI—XIV векахвытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь сновгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в концеXVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы.

    В Вогульской пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения [13].

    Финно-угры или угро-финны — группа народов, имеющих родственные языковые черты и образовались из племен северо-восточной Европы со времен неолита заселяли Западный Сибирь, Зауралье, северное и среднее Приуралья, территорию к северу от верхней Волги, Волгоокське междуречья и среднее Поволжье до полуночи современной Саратовской области в России.

    1. Название

    В русских летописях известны под объединяющими названиями чудь и самоеды[1][2] (самоназвание суомалайн).

    2. Расселение финно-угорских этносов на территории России

    На территории России проживает 2687000 человек, принадлежащих к финно-угорских этносов. В России финно-угорские народы проживают в Карелии, Коми, Марий Эл, Мордовии, Удмуртии. Согласно летописным упоминаниям и языковым анализом топонимов, чудь объединяла в себе несколько племен: Мордва, Мурома, Меря, Веспсы ( Весь, Вепсы) и др..

    Угро-финны были автохтонным населением междуречья Оки и Волги, их племена эсты, все, меря, мордва, черемис входили в готского королевства Германариха в IV в. Летописец Нестор в Ипатьевской летописи указывает [3] около двадцати племен уральской группы (угрофинив): чудь, ливы, воды, ямь (Ӕмь), весь (таже Сѣверо ѿ них на Бѣлѣ ѡзерѣ сѣдѧть Вѣсь), карелы, Югры, пещеры, самоеды, пермяки (Пѣрмь ), черемис, литья, зимѣгола, корсь, нером, мордва, меря (а на Ростовѣ ѡзерѣ Мерѧ а на Клещинѣ и ѡзерѣ сѣдѧть мѣрѧ же), мурома (а Ѡцѣ рѣцѣ кде втечеть въ Волгу ӕзыкъ Свои Мурома) и мещеры. Московиты все местные племена назвали чудью от коренного чудь, и сопровождали это название иронией, объясняя ее через московское чудить, чудак, странно. Сейчас эти народы полностью ассимилированы русскими, они исчезли с этнической карты современной России навсегда, пополнив собой число русских и оставив разве что широкий спектр своих этнических географических названий [4].

    Таковы все названия рек с окончанием-ва:Москва, Протва, Косьва, Силва, Сосьва, Изьва и др.. Река Кама имеет около 20 притоков, названия которых заканчиваются на-ва, по-фински означает "вода". Московитским племена с самого начала почувствовали свое превосходство над местными угро-финскими народами. Однако финно-угорские топонимы встречаются не только там, где эти народы сегодня составляют значительную часть населения, образуют автономные республики и национальные округа. Ареал их распространения значительно больше, например, Москва[5].

    Согласно археологическим данным, ареал расселения чудских племен в Восточной Европе оставался неизменным на протяжении 2 тысяч лет. Начиная с 9 века финно-угорские племена европейской части нынешней России постепенно ассимилировались славянскими колонистами, выходцами из Киевской Руси. Этот процесс составил основу формирования современной российской нации.

    Финно-угорские племена принадлежат к урало-алтайской группы и тысячу лет назад были близки к печенегов, половцев и хазар, но находились на значительно более низком, чем остальные, уровне общественного развития, фактически, предки русских были теми же печенегами, только лесными. На то время это были примитивные и самые отсталые в культурном отношении племена Европы. Не только в далеком прошлом, но еще на рубеже 1 и 2 тысячелетий они были каннибалами. Греческий историк Геродот (5 в. до н.э.) называл их андрофаги (пожирателями людей), а Нестор-летописец уже в период Русского государства — самоеды (Самоѣдь)[1][3].

    Финно-угорские племена примитивной собирательно-охотничьей культуры были предками русских [1]. Ученые утверждают, что московский народ получил наибольшее примесь монголоидной расы через ассимиляцию угро-финнов, пришедших в Европу из Азии и частично вобрали в себя европеоидной примеси еще до прихода славян [1]. Смесь финно-угорских, монгольских и татарских этнических компонентов увийщла к этногенеза русских, который сформировался при участии славянских племен радимичей и вятичей [4]. Вследствие этнического смешения с угрофинамы, а позже татарами и частично с монголами, россияне имеют антропологический тип, отличный от киево-русского (украинского). Украинскому диаспора шутит по этому поводу: "Глаз узкий, нос плюску — совсём русский". Под влиянием финно-угорского языковой среды произошли формирования фонетической системы русских (аканье, гэканья, тиканье) [4]. Согодня "уральские" черты присущи в той или иной степени всем народам России: средний рост, широкое лицо, нос, именуемый "курносым", негустая борода. У марийцев и удмуртов часто встречаются глаза так называемой монгольской складкой — эпикантус, у них очень широкие скулы, жидкая борода. Но при этом светлые и рыжие волосы, голубые и серые глаза. Монгольская складка иной раз встречается у эстонцев и у карел. Коми бывают разные: в тех местах, где есть смешанные браки с взрослеют, они темноволосые и раскосы, другие скорее напоминают скандинавов, но с чуть более широким лицом.

    Согласно исследованиям меряниста Ореста Ткаченко, "В русского народа, по материнской линии связанного со славянской прародиной, отцом был финн. По отцовской линии русские произошли от финно-угров ". Следует отметить, что согласно современным исследованиям галотипив Y-хромосомы на самом деле ситуация была обратной — мужчины славяне женились с женщинами местного финно-угорского населения. По мнению Михаила Покровского, россияне являются этнической смесью , в которой финнам принадлежит 4/5, а славянам -1 / 5. Пережитки финно-угорской культуры в культуре русской прослеживаются в таких особенностях, которые не встречаются среди других славянских народов: женские кокошник и сарафан, мужская рубашка-косоворотка, лапти (лапти) в национальном костюме, пельмени в блюдах, стиль народной архитектуры (шатровые постройки, крыльцо), русская баня, священное животное — медведь, 5-ти тоновая гамма пения, а-касания и редукция гласных, парные слова типа стежки-дорожки, руки-ноги, жив-здоров, такой-сякой, оборот у меня есть (вместо я, характерного для других славян) сказочный зачин "жил-был", отсутствие русальной цикла, колядок, культа Перуна, наличие культа березы, а не дуба.

    Далеко не все знают, что в фамилиях Шукшин, Веденяпина, Пияшева ничего славянского нет, а происходят они от названия племени шукша, имени богини войны Ведено Ала, дохристианского имени Пияш. Так значительная часть финно-угров была ассимилирована славянами, а некоторые, приняв мусульманство, смешались с тюрками. Поэтому сегодня угрофины не составляют большинства населения даже в республиках, которым дали свое имя. Но, растворившись в массе россиян ( рус.русских ), Угрофины сохранили свой антропологический тип, который теперь воспринимается как типично русский ( рус.русский ) [5].

    По мнению подавляющего большинства историков, финские племена имели чрезвычайно мирной и кроткий нрав [4]. Этим сами московиты объясняют и мирный характер колонизации, заявляя, что военных столкновений не было, потому что письменные источники ничего такого не вспоминают. Однако, как отмечает тот же В.О.Ключевский[6], "в преданиях Великороссии уцелели некоторые смутные воспоминания о борьбе, которая вспыхивала в некоторых местах".

    3. Топонимика

    Топонимы меряно-ерзянсього происхождения в Ярославской, Костромской, Ивановской, Вологодской, Тверской, Владимирской, Московской областях составляют 70-80% (Векса, Воксенга, Еленьга, Ковонга, Колокса, Кукобой, лехт, Мелекса, Надокса, Неро (Инеро), Нукс , Нукша, Паленьга, Пеленг, Пеленда, Пексома, Пужбол, Пулохта, Сара, Селекша, Сонохта, Толгобол, иначе, Шекшебой, Шехрома, Шилекша, Шокша, Шопша, Яхреньга, Яхробол (Ярославская обл., 70-80%), Андоба , Вандога, Вохма, Вохтога, Ворокса, Лынгерь, Мезенда, Меремша, Монза, Нерехта (мерцают), Нея, Нотелга, Онга, Печегда, Пичерга, Покша, Понг, Симонга, Судолга, Тоехта, Урма, Шунга, Якшанга (Костромская обл ., 90-100%), Вазополь, Вичуга, Кинешма, Кистега, Кохма, Ксты, Ландех, Нодога, Пакш, Палех, Парша, Покшенга, Решма, Сарохта, Ухтома, Ухтохма, Шача, Шижегда, Шилекса, Шуя, Юхма и др.. (Ивановская обл.), Вохтога, Сельма, Сеньга, Солохта, Соть, Толшмы, Шуя и др.. (Вологодская обл.),» Валдай, Кой, Кокша, Койвушка, Лама, Максатиха, Паленьга, Паленька, Райда, Селигер, Сикша, Сышко, Талалга, Удомля, Урдома, Шомушка, Шоша, Яхрома и др.. (Тверская обл.), Арсемакы, Вельга, Войнинга, Ворша, Инекша, Киржач, Клязьма, Колокша, Мстера, Молокша, Мотра, Нерль, Пекша, Пичегино, Сойма, Судогда, Суздаль, Тумонга, Ундол и др.. (Владимирская обл.), Верея, Воря, Волгуша, Лама, Москва, Нудоль, Пахра, Талдом, Шухрома, Яхрома и др..(Московская обл.)

    3.1. Список финно-угорских народов

    3.2.

    ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ

    Персоналии

    Угрофинамы по происхождению были патриарх Никон и протопоп Аввакум — оба мордва, удмурты — физиолог В. М. Бехтерев, коми — социолог Питирим Сорокин, мордвин — скульптор С. Нефедов-эрзя, который принял имя народа своим псевдонимом; Пуговкин Михаил Иванович — обрусевший меря, его настоящая фамилия звучит по-мерянские — Пугорькин, композитор А.Я.Ешпай — мариец, и многие другие:

    См.. также

    Источники

    Примечания

    Карта приблизительного расселения финно-угорских племен в 9 ст.

    Каменная намогильная плита с изображением воина. Ананьинский могильник (близ Елабуги). VI-IV вв. до н.э.

    История русских племён, населявших Волго-Окский и Камский бассейны в I тысячелетии до н. э., отличается значительным своеобразием. По сообщению Геродота, в этой части лесной полосы жили будины, тиссагеты и иирки. Отмечая отличие этих племён от скифов и савроматов, он указывает, что их главным занятием была охота, доставлявшая не только пищу, но и меха для одежды. Особо отмечает Геродот конную охоту иирков с помощью собак. Сведения древнего историка подтверждаются археологическими источниками, указывающими, что в жизни изучаемых племён охота действительно занимала большое место.

    Однако население Волго-Окского и Камского бассейнов не ограничивалось только теми племенами, о которых упоминает Геродот. Приводимые им названия могут быть отнесены только к южным племенам этой группы — непосредственным соседям скифов и савроматов. Более подробные сведения об этих племенах стали проникать в античную историографию только на рубеже нашей эры. На них, вероятно, опирался Тацит, когда описывал жизнь рассматриваемых племён, называя их фенами (финнами).

    Основным занятием финно-угорских племён на обширной территории их расселения следует считать скотоводство и охоту. Подсечное земледелие играло второстепенную роль. Характерной особенностью производства у этих племён было то, что наряду с железными орудиями, вошедшими в употребление приблизительно с VII в. до н. э., здесь ещё очень долго применялись орудия из кости. Эти черты типичны для так называемых дьяковской (междуречье Оки и Волги), городецкой (к юго-востоку от Оки) и ананьинской (Прикамье) археологических культур.

    Юго-западные соседи финно-угорских племён, славяне, на протяжении I тысячелетия н. э. значительно продвинулись в область расселения финских племён. Это движение вызвало перемещения части финно-угорских племён, как показывает анализ многочисленных финских названий рек в средней части Европейской России. Рассматриваемые процессы происходили медленно и не нарушили культурных традиций финских племён. Это позволяет связать ряд локальных археологических культур с финно-угорскими племенами, известными уже по русским летописям и другим письменным источникам. Потомками племён дьяковской археологической культуры, вероятно, были племена меря, мурома, потомками племён городецкой культуры — мордва, а происхождение летописных черемисов и чуди восходит к племенам, создавшим ананьинскую археологическую культуру.

    Многие интересные черты быта финских племён были детально исследованы археологами. Показателен древнейший способ получения железа в Волго-Окском бассейне: железную руду плавили в глиняных сосудах, стоявших посреди открытых костров. Этот процесс, отмеченный в поселениях IX—VIII вв., характерен для начальной ступени развития металлургии; в дальнейшем появились печи. Многочисленные изделия из бронзы и железа и качество их изготовления позволяют предполагать, что уже в первой половине I тысячелетия до н. э. у финно-угорских племён Восточной Европы началось превращение отраслей домашнего производства в ремёсла, например литейное и кузнечное. Из других производств следует отметить высокое развитие ткачества. Развитие скотоводства и начинающееся выделение ремесла, в первую очередь металлургии и металлообработки, вели к повышению производительности труда, что в свою очередь способствовало зарождению имущественного неравенства. Всё же накопление имущества внутри родовых общин Волго-Окского бассейна происходило довольно медленно; в силу этого вплоть до середины I тысячелетия до н. э. родовые посёлки были укреплены сравнительно слабо. Лишь в последующие века городища дьяковской культуры укрепляются мощными валами и рвами.

    Более сложна картина социального строя обитателей Прикамья. Инвентарь погребений ясно указывает на наличие имущественного расслоения среди местных жителей. Некоторые захоронения, датируемые концом I тысячелетия, позволили археологам высказать предположение о появлении какой-то неполноправной категории населения, возможно рабов из числа военнопленных.

    Территория расселения

    О положении племенной аристократии в середине I тысячелетия до н. э. свидетельствует один из ярких памятников Ананьинского могильника (близ Елабуги) — надгробие из камня с рельефным изображением воина, вооружённого кинжалом и боевым молотом и украшенного гривной. Богатый инвентарь в могиле под этой плитой содержал кинжал и молот, сделанные из железа, и серебряную гривну. Погребённый воин был, несомненно, одним из родовых вождей. Обособление родовой знати особенно усилилось ко II—I вв. до н. э. Следует, однако, отметить, что в это время родовая знать была, вероятно, сравнительно немногочисленна, так как низкая производительность труда ещё сильно ограничивала число членов общества, живших за счёт чужого труда.

    Население Волго-Окского и Камского бассейнов было связано с Северной Прибалтикой, Западной Сибирью, Кавказом, Скифией. От скифов и сарматов сюда попадали многие предметы, иногда даже из очень отдалённых мест, как, например, египетская статуэтка бога Амона, найденная в поселении, раскопанном на стрелке рек Чусовой и Камы. Формы некоторых железных ножей, костяных наконечников стрел и ряда сосудов у финнов очень похожи на аналогичные скифские и сарматские изделия. Связи Верхнего и Среднего Поволжья со скифским и сарматским миром прослеживаются уже с VI—IV вв., а к концу I тысячелетия до н. э. делаются постоянными.

    Оставьте комментарий