Какие функции выполняли цехи опишите внутрицеховые отношения

Содержание

Цеховые объединения как особенность ремесленной деятельности. Социально-экономические функции цехов, принципы их организации. Управляющая функция цехового устава: число подмастерьев, продолжительность работы, количество и качество выпускаемой продукции.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Петровский колледж

Отделение Международных Программ Экономики и Управления

РЕФЕРАТ

По предмету: “История экономики”

По теме: “Цеховой строй в Западной Европе”

Выполнила: Данилец Ольга

Проверила: Тимофеева И.И.

Дата: 17.10.2002 год

Оценка:

Введение

Функции цехов

Уставы цехов

Список литературы

Введение

Характерная особенность ремесленной деятельности — объединение лиц определенных профессий в пределах каждого города в цехи, гильдии, братства. Их появление было обусловлено достигнутым в то время уровнем развития производительных сил и всей феодально-сословной структуры общества. Город стал управлять экономикой феодальной деревни, но феодализм определял управление самим городом и его хозяйством. Ведущая роль в развитии техники и технологии, добывающих и обрабатывающих промыслов принадлежало городскому ремеслу, которое получило цеховую организацию. ( Немецкое слово Zeche, вошедшее и в русский язык при Петре I для образования ремесленных корпораций, исходно обозначало пирушку ремесленников одной специальности, устраивавшуюся вскладчину. В немецком языке есть и другое слово, означающее цех — zunft. В немецких языках существовал также корень gild — плата, взнос, от которого произошло английское название цеха — guild. Через голландский язык, где gild имело тот же смысл, слово попало в русский и стало обозначать корпорацию, но не ремесленников, а купцов — гильдию). В Западной Европе цехи появились почти одновременно с городами:

в Италии — в X веке;

во Франции — в конце XI — начале XII века;

в Англии и Германии — в XIII веке;

на Руси в Закавказье — в XII — XIII веках;

в Средней Азии, в Иране, Малой Азии, во владениях Золотой Орды — в XIII веке.

Цех насильственно объединял ремесленников той или иной отросли в пределах данного города. Система мастеров, подмастерьев и учеников создавала в цехах сословную иерархию, подобную иерархии сельского населения. В средние века человек сам по себе, без чьей-либо защиты, оказывался вне закона. В городе он мог существовать только как член какой-то корпорации, которая его защищала. Своя корпорация была даже у нищих. Поэтому социальный строй средневекового города иногда называют корпоративным. А цеха могли защищать своих членов. Каждый цех был в то же время боевым отрядом. Он имел своё знамя, своё цеховое здание, где проводились собрания и торжественные акты. Во главе стоял выборный магистр. Цехи как организации самостоятельных мелких мастеров помогли им защищать свои интересы от феодалов, от конкуренции сельских ремесленников и мастеров из других городов, которая была опасна в условиях тогдашнего узкого рынка и незначительного спроса.

1. Функции цехов

Цехи выполняли ряд функций:

во-первых, утверждали монополию на данный вид ремесла;

во-вторых, устанавливали контроль над производством и продажей ремесленных изделий;

в-третьих, регулировали отношения мастеров с подмастерьями и учениками.

Хотя социально-экономические функции цехов были основными, эти организации охватывали все стороны жизни ремесленников. В случае войны цех выступал как боевая единица. Он имел свои церкви, часовни, общую казну, из средств которой помогали ремесленникам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца. На общем собрании цеха рассматривались нарушения устава. Все праздники члены цеха проводили вместе, завершая их традиционной трапезой-пирушкой.

Цехи не были производственными объединениями, каждый ремесленник работал в собственной мастерской, со своими инструментами и сырьём. Ремесло передавалось по наследству, было семейным секретом. Внутри мастерской почти отсутствовало разделение труда, оно определялось степенью квалификации. Разделение труда внутри ремесла шло через выделение новых профессий и цехов. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием, внецеховое ремесло преследовалось.

В мастерской обычно работали её владелец — мастер, один-два подмастерья и несколько учеников, но членом цеха являлся только мастер. Взаимоотношение мастеров, учеников и подмастерьев регулировались цехом.

Чтобы стать мастером-членом цеха, надо было пройти этап ученичества (примерно 7 лет), пробыть несколько лет подмастерьем, после чего изготовить в качестве экзамена самостоятельно изделие (чаще всего подкова без снятия мерки — перед экзаменующимся подмастерьем 2-3 раза проезжали на лошади, подкову для которой он должен был отковать), внести вступительный взнос и организовать пирушку для членов цеха.

Во многих цехах сложился обычай странствовать: подмастерья должны были проходить свой стаж, переходя из одного города в другой, меняя место работы. Возвратившись из такого путешествия, подмастерье уже вполне овладел ремеслом и был подготовлен к званию мастера. Дело осталось за «немногим» — найти деньги для того, чтобы открыть свою мастерскую…

2. Уставы цехов

Цехи регламентировали условия труда, производство продукции и её сбыт, все мастера обязаны были им подчиняться. Уставы цехов предписывали, что каждый мастер производил продукцию лишь определённого вида, качества, цвета, пользовались лишь определённым сырьём. Мастерам было запрещено производить больше продукции или делать её дешевле, потому что это грозило благополучию других мастеров. Было установлено чёткое число подмастерьев, которые работали в цехе, одинаковая продолжительность рабочего дня, предельное количество выпускаемой продукции. При этом способы и приёмы работы, закрепленные долголетней традицией (технология) были обязательны для всех мастеров.

Внеэкономическое принуждение в цехе имело, однако, экономический смысл: цель производства мелких товаропроизводителей состояла не в получении прибыли, а лишь в добывании средств к существованию в условиях ограниченного спроса местного рынка. Поэтому здесь господствовало простое воспроизводство, а значит, равенство производственных мощностей и режимов (отсюда — запрещение любого прогресса техники, н-р, самопрялки, изобретенной ещё в XI веке). В таких условиях главным элементом производства являлось исключительно высокое личное искусство самого ремесленника.

Цеховые регламенты имели целью помешать одним мастерам получать значительные преимущества по сравнению с другими. Кроме того, в первый период цехи служили своеобразным видом организованной взаимопомощи мастеров, особенно поддержки членам цеха, попавшим в трудное положение. Цехи тщательно охраняли исключительное право своих членов на занятие данным видом ремесла

Как ассоциация, подобная феодальной, цех управлял не только рабочим, но и внерабочим временем, а также сознанием ремесленников: общецеховые церковь, касса взаимопомощи, отряд в военном ополчении города, суд и кодекс поведения, даже место жительства и погребения (во многих европейских городах можно найти улицы Хлебные, Мясницкие, Ножевые и пр. — здесь селились ремесленники определённых цехов).

Таким образом, сохранялся мелкий характер производства. До определённого времени цеховая организация защищала монополию городских ремесленников, создавала благоприятные условия для развития производительных сил, способствовала специализации, квалификации простого товарного городского производства. В её рамках расширялся ассортимент и качество выпускаемых товаров, совершенствовались навыки ремесленного труда.

Однако в дальнейшем всё более проявлялась отрицательная сторона цехов. Они сковывали инициативу ремесленников, мешали рационализации производства, препятствовали введению новых орудий и средств производства.

В противоречие с цеховыми регламентами, прежде всего, вступили усовершенствования, вносимые в технологию отдельными мастерами. А ведь первоначально в цеховом ремесле индивидуальное ремесло играло огромную роль. Отдельные мастера вырабатывали свои особые приёмы работы, свои секреты мастерства (mysteres), которые нередко передавались из поколения в поколение.

Появляются «закрытые» цеха, которые уже не принимают новых членов. Только сын мастера после смерти отца мог занять его место. Появляются «вечные подмастерья», которые уже не имеют надежды стать мастерами. В сущности, это были рабочие, работавшие за плату. И даже в своей борьбе за повышение заработной платы они использовали рабочую форму забастовок.

В отдельных случаях цеховое ремесло перерастало в капиталистическое производство. Н-р, во Флоренции в XIV веке членами цеха суконщиков были не ремесленники, а купцы, которые закупали шерсть и продавали сукно. В мастерской, которая принадлежала такому купцу-мастеру, работало несколько десятков наёмных рабочих — «чомпи», которые промывали и чесали шерсть. Затем она поступала в руки прядильщиц из деревенских женщин, потом к ткачам, а готовая ткань — к красильщикам. Все они работали у себя по домам, получая плату от суконщиков, и в состав цеха, как и «чомпи», не входили. Так, в XIV веке во Флоренции возникли первые мануфактуры. Но это было исключение, т.к. были нарушены все цеховые принципы.

В XV веке цеховая организация, направленная на сохранение мелкого производства, уже очень сильно сковывала технико-экономическую сферу. Она не позволяла укреплять мастерские и вводить пооперационное разделение труда между работниками, обеспечивавшее во много раз большую производительность труда. Иными словами, цеховое ремесло стало одним из главных препятствий на пути капиталистической промышленности. Взять его в лоб было невозможно, т.к. цехи в силу своей численности составили основу ополчения и поэтому властвовали в городах. И первые капиталисты, н-р в производстве шерстяных тканей, пользовавшихся особо большим спросом, применяли обходные манёвры, н-р, нанимали крестьян, имеющих прялки и т.д.

Таким образом, города в средневековье играли значительную экономическую роль, стали центрами развития товарно-денежных отношений, носителями рыночных элементов.

Список использованной литературы

«Экономическая история зарубежных стран» Голубовича В.И., Минск, «Экоперспектива», 1996 год

Лойберг М.Я. «История экономики», Москва, Инфа-М, 1998 год

Конотопов М.В. «История экономики», Москва, Академический проект, 2000 год

Виригинский В.С. «Очерки истории науки и техники с древнейших времён до середины XV века», Москва, Просвящение, 1993 год

  • Особенности цеховой организации ремесла в средневековой Европе

    Политическая и социально-экономическая история средневековых городов Западной Европы. Причины и функции возникновения цехов, особенности их регламентации. Взаимоотношения между мастерами, учениками и подмастерьями в мастерских, между цехами и патрициатом.

    курсовая работа [40,8K], добавлен 23.01.2011

  • Социально-экономическое и политическое развитие Западной Европы во 2-й пол. ХІ ст.

    Феодальные отношения в Западной Европе ХІ ст. Возрождение старых и появление новых городов в Западной Европе. Развитие ремесла и цехового производства. Внешняя и внутренняя торговля европейских стран ХІ ст. Социально-политическое развитие Европы ХІ ст.

    реферат [32,8 K], добавлен 21.02.2012

  • Социально-экономические и политические предпосылки и причины "собирания" русских земель

    Социально-экономические условия и причины "собирания" (объединения) русских земель. Предпосылки объединения. Возвышение Москвы и начало объединения. Второй этап объединения. Династическая война второй четверти XV века. Завершение объединения.

    контрольная работа [38,1 K], добавлен 06.11.2008

  • Средневековые ремесленные гильдии

    Ремесленные союзы и организация труда. Ремесленники в городах центральной Испании на рубеже XII-XIII веков. Наемный труд в цехах Швеции. Цеховые уставы. Ремесленные подмастерья. Отношение к труду и поведенческие принципы средневекового цехового братства.

    дипломная работа [69,2 K], добавлен 12.07.2013

  • Экспансия скандинавов в Западной Европе в VIII–XI веках

    Причины экспансии скандинавов, политическая ситуация в Европе. Характеристика региона и населения, его материальной и духовной культуры. Военная организация и флот. Религиозные верования. Походы викингов. Последствия экспансии викингов в Западной Европе.

    контрольная работа [58,8 K], добавлен 14.09.2016

  • Промышленная революция в Западной Европе

    Главные предпосылки производственной революции в Западной Европе. Концепции промышленной революции в работах историков XX века. Модель и этапы ее осуществления в Англии в соответствии с трансформацией английского общества. Развитие промышленности.

    курсовая работа [109,4 K], добавлен 07.01.2015

  • Феодализм в Западной Европе и России. Административно-территориальные преобразования в России конца XIX столетия

    Феодальные отношения в Западной Европе. Господство натурального хозяйства. Эксплуатация крестьянства, классовая борьба. Особенности феодализма в России. Административно-территориальное деление России в XVI-XIX веке. Исследование исторической географии.

    контрольная работа [24,2 K], добавлен 22.03.2012

  • Л.Д. Троцкий: жизнь в революции

    Краткая биография и описание деятельности Льва Давыдовича Троцкого, предпосылки и последствия его вражды со Сталиным. Характеристика боевых указов Троцкого — Устава внутренней и гарнизонной служб, полевого устава Красной Армии и дисциплинарного устава.

    реферат [51,9 K], добавлен 09.11.2010

  • Генезис феодализма. Основные принципы и признаки феодальной системы

    Генезис феодализма в Европе и в России. Принципы и признаки феодальной системы. Формирование и развитие феодализма в Западной Европе. Трансформация родоплеменных отношений. Характерные черты феодальной экономики. Кризис феодально-крепостнической системы.

    презентация [4,2 M], добавлен 11.12.2014

  • Образование и развитие Российского централизованного государства

    Предпосылки объединения русских земель в единое государство. Общие черты и особенности процесса образования централизованных государств в Западной Европе и Руси. Причины закрепощения крестьянства. Органы власти и управления во второй половине XVI века.

    презентация [4,8 M], добавлен 25.09.2013

  • Главная страница -> Ц -> Цех ремесленный

    Цех ремесленный

    Цех ремесленный, в Средние века в Западной Европе торгово-ремесленная корпорация, объединявшая мастеров одной или схожих профессий (ткачей, кожевенников, ювелиров и др.), а также союз ремесленников, объединённых по профессиональному признаку.

    Цехи возникли в 10—12 вв. Хартии и уставы оформили цеховой строй в 14—15 вв. Объединённые в цех ремесленники работали в собственных мастерских, своими инструментами и на своём сырье. Разделение труда определялось квалификацией мастера и его подмастерьев. Цех боролся за монополию на производство и сбыт своих изделий (цеховое принуждение), защищал своих членов от конкуренции чужаков и посягательств феодалов. Регламентируя технологию, объём и цены выпускаемой продукции, качество сырья, время работы, он снижал конкуренцию между своими членами. Нарушитель цеховой регламентации уплачивал штраф в цеховую казну.

    Одни цехи пользовались широкой автономией, другие находились под строгим контролем властей города или органов государственной власти. Выборные должностные лица следили за соблюдением устава, распоряжались казной, используя её на цеховые нужды (помощь нуждавшимся членам, организация собраний, богослужений и т. д.). Главной судебной инстанцией было общее собрание мастеров, подмастерья и ученики не являлись членами цеха и не имели права голоса.

    Цех выполнял и социокультурные функции. Он имел отличительные эмблемы и знамёна, свою церковь или часовню. Его члены составляли религиозную общину и почитали одного святого-покровителя, проводили совместные праздники-пирушки. Обязательная пирушка сопровождала вступление в цех мастера.

    Цеховой строй в Западной Европе

    Во время военных действий цеховые ремесленники составляли отдельную боевую единицу городского ополчения.

    В 14—15 вв. в связи с развитием товарно-денежных отношений цеховая регламентация стала тормозить развитие ремесла, внутрицеховая конкуренция разлагала цехи изнутри. В 16—18 вв. ведущая роль перешла к мануфактуре. Во Франции цехи ликвидированы в 1791 г., в ходе Великой французской революции 1789-1799 гг., в Германии — в течение 19 в.

    В странах Азии и Северной Африки организации ремесленников играли менее важную роль.

    Цеховый рисаль (устав) включал восхваления Аллаха и пророка Мухаммеда, историю ремесла, религиозные догматы, а также положения, регламентировавшие деятельность цеха и его членов

    Статуя евангелиста Марка для церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции. Нач. 15 в. Выполнена по заказу ремесленного цеха ткачей льна.

    Цех ремесленный

    Производственную основу средневекового города составляло ремесло. Для феодализма характерно мелкое производство как в деревне, так и в городе. Ремесленник, подобно крестьянину, был мелким производителем, который имел свои орудия производства, вел самостоятельно своё частное хозяйство, основанное на личном труде, и имел своей целью не получение прибыли, а добывание средств к существованию. «Приличное его положению существование,— а не меновая стоимость как таковая, не обогащение как таковое…» (К. Маркс, Процесс производства капитала в кн. «Архив Маркса и Энгельса», т. II (VII), стр. 111.) являлось целью труда ремесленника.
    Характерной особенностью средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация — объединение ремесленников определённой профессии в пределах данного города в особые союзы — цехи. Цехи появились почти одновременно с возникновением городов. В Италии они встречались уже с X в., во Франции, Англии, Германии и Чехии — с XI—XII вв., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных хартий от королей, запись цеховых уставов и т. п.) происходило, как правило, позже. Ремесленные корпорации существовали и в русских городах (например, в Новгороде).

    Цехи возникли как организации бежавших в город крестьян, нуждавшихся в объединении для борьбы против разбойничьего дворянства и в защите от конкуренции. В числе причин, обусловивших необходимость образования цехов, Маркс и Энгельс отмечали также потребность ремесленников в общих рыночных помещениях для продажи товаров и на необходимость охраны общей собственности ремесленников на определённую специальность или профессию. Объединение ремесленников в особые корпорации (цехи) было обусловлено всей системой феодальных отношений, господствовавших в средние века, всей феодально-сословной структурой общества ( См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология, Соч., т. 3, изд. 2, стр 23 и 50—51.).

    Образцом для цеховой организации, как и для организации городского самоуправления, был общинный строй (См. Ф.

    СРЕДНЕВЕКОВЫЕ РЕМЕСЛЕННЫЕ ЦЕХИ (XIII‒XV ВЕКА)

    Энгельс, Марка; в кн. «Крестьянская война в Германии», М. 1953, стр. 121.). Объединённые в цехи ремесленники являлись непосредственными производителями. Каждый из них работал в своей собственной мастерской со своими инструментами и на своём сырье. Он срастался с этими средствами производства, по выражению Маркса, «как улитка с раковиной» (К. Маркс, Капитал, т. I, Госполитиздат, 1955, стр. 366.). Традиционность и рутина были характерны для средневекового ремесла, так же как и для крестьянского хозяйства.

    Внутри ремесленной мастерской почти не существовало разделения труда. Разделение труда осуществлялось в виде специализации между отдельными цехами, что с развитием производства приводило к увеличению числа ремесленных профессии и, следовательно, количества новых цехов. Это хотя и не изменяло характера средневекового ремесла, но обусловливало определённый технический прогресс, усовершенствование навыков труда, специализацию рабочето инструмента и т. п. Ремесленнику помогала обычно в работе его семья. Вместе с ним работали один или два подмастерья и один или несколько учеников. Но полноправным членом цеха являлся только мастер, владелец ремесленной мастерской. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях своеобразной цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого желавшего вступить в цех и стать его членом. В первый период развития цехов каждый ученик мог сделаться через несколько лет подмастерьем, а подмастерье — мастером.

    В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Этим устранялась возможность конкуренции со стороны не входивших в цех ремесленников, опасной для мелких производителей в условиях весьма узкого в то время рынка и относительно незначительного спроса. Ремесленники, входившие в цех, были заинтересованы в том, чтобы изделиям членов данного цеха был обеспечен беспрепятственный сбыт. В соответствии с этим цех строго регламентировал производство и через посредство специально избранных должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер — член цеха — выпускал продукцию определённого качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и т. д.

    Будучи корпорацией (объединением) мелких товаропроизводителей, цех ревностно следил за тем, чтобы производство всех его членов не превышало определённого размера, чтобы никто не вступал в конкуренцию с другими членами цеха, выпуская больше продукции. С этой целью цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу в ночное время и в праздничные дни, ограничивали количество станков, на которых мог работать ремесленник, регулировали запасы сырья.

    Ремесло и его организация в средневековом городе носили феодальный характер. «…Феодальной структуре землевладения соответствовала в городах корпоративная собственность (Корпоративной собственностью являлась монополия цеха на определенную специальность или профессию.), феодальная организация ремесла» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология, Соч., т. 3, изд. 2, стр. 23.). Такая организация ремесла была необходимой формой развития товарного производства в средневековом городе, ибо она создавала в то время благоприятные условия для развития производительных сил. Она охраняла ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, обеспечивала существование мелких производителей при чрезвычайной узости тогдашнего рынка и содействовала развитию техники и совершенствованию навыков ремесленного труда. В период расцвета феодального способа производства цеховой строй находился в полном соответствии с той ступенью развития производительных сил, какая была достигнута в это время.

    Цеховая организация охватывала все стороны жизни средневекового ремесленника. Цех являлся военной организацией, участвовавшей в охране города (сторожевая служба) и выступавшей как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны. Цех имел своего «святого», день которого он праздновал, свои церкви или часовни, являясь своеобразной религиозной организацией. Цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае боленни или смерти члена цеха.

    Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 128 | Нарушение авторского права страницы

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

    Ответ оставил Гость

    Разнообразные изделия, продававшиеся в городах, производились в маленьких мастерских ремесленников. Мастерская обычно находилась на первом этаже дома ремесленника. Машин не было; все делали вручную с помощью самых простых орудий труда. Техника ремесла развивалась медленно. Специальность отца обычно наследовал сын, с детства трудившийся в мастерской.

    Почему возяикли цехи и какую роль они играли в жизни города

    Вместе с секретами мастерства отец передавал ему и несложные инструменты.

    Благодаря длительной выучке и огромному опыту ремесленники достигали совершенства в своем деле. Их изделия часто были настоящими произведениями искусства. Суконщики изготовляли мягкие разноцветные ткани, оружейники – затейливо украшенные доспехи и мечи. Особенно тонкой художественной работой отличались изделия ювелиров и резчиков по камню и дереву. Все это делали люди, любившие свое мастерство, – оно было для них делом гордости и чести.

    Главным работником в мастерской был ремесленник – мастер. Он был и хозяином мастерской со всем ее оборудованием и инструментами. Долгое время мастера работали по заказам покупателей изделий, но позднее они начали производить впрок и сбывать свои товары на рынке. Мастерская обычно служила и лавкой, в которой мастер продавал изготовленные вещи.

    Городской ремесленник был мелким собственником орудий труда и самостоятельным работником в своей мастерской. В отличие от крестьянина ремесленник производил вещи на заказ или на продажу.

    Кроме мастера, в мастерской работали ученики и подмастерья. Подростки-ученики изучали ремесло и выполняли подсобные работы. Чтобы овладеть мастерством, нужно было долго учиться – от двух до восьми лет. Отдавая сына в обучение, отец оставлял его в подчинении у мастера на многие годы. Нелегко жилось ученикам. Их заставляли помогатть по хозяйству в доме мастера; нередко на них обрушивались брань и побои хозяев. К концу обучения ученик мог выполнять работу самостоятельно, но мастер продолжал пользоваться его бесплатным трудом.

    Главным помощником мастера, его «правой рукой» был подмастерье – работник, уже изучивший ремесло. За свой труд он получал заработную плату. Подмастерье жил в доме мастера, питался за его столом, находился под его постоянным надзором, а нередко и женился на хозяйской дочери. Накопив нужную сумму денег, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером. Для этого он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить шедевр – лучший образец изделия.

    Ремесло в средневековом городе было мелким промышленным производством, основанным на ручном труде.

    Основным населением города (обычно оно не превышало нескольких тысяч человек) были ремесленники. В каждом городе ремесленники одной специальности объединялись в союзы — цехи. Это могли быть цехи плотников, каменщиков, оружейников, башмачников, бочаров, золотых дел мастеров и др. В больших городах были десятки и сотни цехов.
    Члены цехов назывались мастерами. Каждый имел собственную мастерскую, обычно расположенную в первом этаже того дома, где он жил вместе с семьей, подмастерьями и учениками. Всю основную работу по изготовлению изделий выполнял сам мастер. Ему помогали подмастерья, уже изучившие ремесло; подсобные работы выполняли ученики. Чтобы стать мастером, подмастерье должен был на собственные средства изготовить образцовое изделие (во Франции оно называлось "шедевр"), которое оценивали члены цеха.
    На общем собрании мастера выбирали старшин цеха, принимали устав — правила, обязательные для всех членов цеха.
    Устав цеха определял:
    качество изделии (оно должно быть высоким, чтобы привлечь в город покупателей — обитателей деревень и замков);
    количество изделии, изготовляемых каждым мастером (чтобы никто из членов цеха не произвел больше других и не обогатился за счет этого);
    число подмастерьев и оплату их труда (чтобы мастера не переманивали лучших работников друг у друга обещанием более высокой оплаты);
    число учеников, которых обучали за плату (чтобы у одних мастеров не было бы много, а у других мало учеников;
    считалось также, что хорошо обучать можно не более одного-двух учеников одновременно).
    Таким образом, цеховые уставы преследовали две основные цели: добиться превосходного качества изделий и сохранить равенство среди мастеров. Цеховые старшины следили за соблюдением устава.

    1.1 Причины возникновения цехов

    Нарушителей наказывали (штрафами и т. п.), некачественные изделия уничтожались.
    Цехи способствовали развитию ремесел, обеспечивали их профессиональный уровень. Однако к концу средних веков цехи стали задерживать рост промышленного производства в городах (поскольку ограничивали число подмастерьев, станков, запрещали использовать новые орудия труда).

    У этого термина существуют и другие значения, см. Цех (значения).

    Цех (через польск.сесh из средневерхненемецкого zёсh, zёсhе «объединение лиц одного сословия», совр. нем. Zunft) — торгово-ремесленная корпорация, объединявшая мастеров одной или нескольких схожих профессий, или союз средневековых ремесленников по профессиональному признаку.

    Организация

    Деятельность цехов не ограничивалась производством и сбытом готовых изделий. Задача его состояла в том, чтобы оградить членов цеха — мастеров — от нецеховых ремесленников, от конкуренции постоянно прибывавших в город крестьян; в целях борьбы с «перепроизводством» и «кризисом сбыта» цех старался регулировать производство, ограничивая число мастеров, а также устанавливая для отдельных мастеров количество станков, подмастерьев, учеников. Цеховые уставы регламентировали качество продукции, рабочее время, размеры мастерских, цены готовой продукции. За соблюдением цеховых интересов следили старейшины во главе с деканом. Цех объединял мастеров и во внехозяйственной деятельности. Он всесторонне охватывал личную, семейную, общественную жизнь ремесленника. Каждый цех имел своего патрона, католического святого, являлся военной организацией.

    История

    Возникновение цехов было связано с отделением промышленности (ремесла) от земледелия и города от деревни. В Италии цехи стали появляться в IX—X веках, во Франции — в XI веке, в Германии и Англии — в XII—XIII веках. Расцвет цехового строя в ряде стран Западной Европы пришёлся на XIII—XIV века. Внутри отдельных мастерских цехом устанавливалась трёхчленная иерархия: мастер, подмастерья, ученики. Подмастерье — это высококвалифицированный платный работник. Ученик сам должен платить мастеру за обучение. Чтобы стать мастером, подмастерье должен был представить одобренный цехом шедевр — образец самостоятельной работы. Со временем переход подмастерья в мастера стал затруднительным, возник особый слой «вечных подмастерьев», а цехи замкнулись.

    Для защиты своих интересов подмастерья создавали особые организации — компаньонажи и братства — союзы взаимопомощи и борьбы с мастерами. В XIII—XV веках окрепшие цехи в ряде городов Европы вступили в борьбу с городским патрициатом, начались так называемые «цеховые» революции за власть в городе. В ряде городов, таких, как Кёльн, Флоренция, Базель и других, цехи победили.

    В XIV—XV веках цехи постепенно стали превращаться в тормоз прогресса и роста производства; кроме того, наметилось расслоение цехов на более богатые и сильные (так называемые «старшие», или «большие») и более бедные (так называемые «младшие», «малые») цехи. Это характерно для таких крупных городов, как Флоренция, Перуджа, Париж, Лондон, Базель и других. Старшие цехи начали господствовать над младшими, и последние постепенно утрачивали свою самостоятельность.

    Локальные особенности

    Великое княжество Литовское

    Основная статья: Цехи в Великом княжестве Литовском

    В Великом княжестве Литовском первые цехи появились в XIV веке с утверждением в некоторых городах магдебургского права. Цехам на этих территориях предшествовали братства — объединения ремесленников, не имевшие письменных уставов. В XVI веке количество цехов заметно увеличилось.

    Производственная структура цеха

    В целом в Великом княжестве Литовском цехи развивались по западноевропейским образцам, но при этом имели и некоторые особенности, как то: совмещение традиционных для этой местности норм ремесленных объединений с заимствованными нормами магдебургского права; преобладание смешанных цехов, объединявших ремесленников нескольких специальностей; отсутствие жёсткого конфессионального разделения[1].

    Россия

    Основная статья: Ремесленники (сословие)

    В России времён Петра I для ремесленников были также введена система цехов по профессиям, просуществовавшая почти 200 лет. Каждый цех имел свою управу. Принадлежность к цеху бывала временной или постоянной («вечноцеховые»). От 3 до 5 лет ремесленник работал в учениках, затем получал звание подмастерья, для звания мастера надо было представить одобренный шедевр — «образец работы». Всеми цеховыми в городе ведала ремесленная управа (с 1852 года в малых городах цехи могли объединяться с подчинением ремесленной управе). С 1900 года правительство приступило к ликвидации цеховой системы, ставшей анахронизмом в новых капиталистических условиях.

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    Цеховые дома на Гран-плас в Антверпене. XV в.Традиционный кованый знак цех глазури — в Германии. Эти знаки можно найти во многих старых европейских городах, где члены гильдии отмечали свои коммерческие предприятия. Многие выжили во времени или устроили возвращение в индустриальные времена. Сегодня они восстановлены или даже недавно созданы, особенно в старых городских районах.

    CC© wikiredia.ru  

    Оставьте комментарий