Как жили крестьяне до отмены крепостного права

Крестьяне получили землю не в собственность, а в бессрочное, безвозмездное пользование. Крестьянин стал в результате реформы не собственником, а лишь землепользователœем. Правительство заботилось в первую очередь о сохранении крестьянства как податного сословия, способного исправно выполнять государственную повинность. Этим объясняются сохранение и упрочение после реформы дореформенных, патриархальных форм устройства крестьянского быта и управления.

Низшей хозяйственной единицей являлся крестьянский двор во главе с дворохозяином. Дворохозяин отвечал за обработку своего надела и исправное выполнение повинностей. Он был организатором труда и быта своей семьи. Собственность двора была общей. В случае если какой-либо член семьи уезжал в город на долгое время, он считался временно отсутствующим и мог в любое время возвратиться и потребовать положенную ему часть имущества. Дворохозяин имел право вернуть члена своей семьи обратно до истечения срока его паспорта. Дворохозяин представлял свой двор на мирском, деревенском сходе. Сложности вызывали разделы земли и имущества, в случае если один из взрослых сыновей хотел отделиться и образовать свое хозяйство. При разделœе нередко возникали острые конфликты, даже драки. Все внутрисемейные споры решались на деревенском сходе.

На большей части территории центральной России крестьянские дворы объединялись в общины. Чаще всœего это были деревня или село. В больших селœениях могло быть несколько общин. Община являлась первичной ячейкой крестьянского самоуправления, совместного владения землей и отвечала перед государством за выполнение крестьянских повинностей.

Община распоряжалась всœей надельной землей, которая делилась между крестьянскими дворами. В большинстве общин периодически, примерно через 10—15 лет, производились переделы. Справедливым считался раздел земли по числу едоков в семье. Общее владение составляли сенокосы, пастбища, выгоны, водопои, леса.

Высшим органом самоуправления являлся деревенский (мирской) сход, в котором участвовали всœе дворохозяева. Сход выбирал деревенского старосту, решал вопросы раздела и передела полевой земли, раскладки податей, разбирал семейные споры, мог наказать нерадивых крестьян.

Общинная форма организации крестьян была выгодна государству. За своевременную уплату податей и выкупных платежей, за выполнение государственных повинностей отвечала вся община (круговая порука). Правительственная администрация имела дело не с дворохозяином, а с деревенским старостой. Злостных неплательщиков заставляли отработать свой долг на общих работах.

Община давала определœенные выгоды и крестьянам. В общинœе они чувствовали себя под защитой коллектива. В случае пожара и других несчастных случаев помогали преодолеть беду сообща. Вдовам и семьям, потерявшим работника, помогали сообща обрабатывать землю. Беднейшие хозяйства освобождались от уплаты податей. Их долю делили между более зажиточными. Мирской сход мог прирезать участок земли многосœемейному хозяйству, уменьшив долю малосœемейных. Общинная организация выработала у крестьян своеобразную психологию, которую трудно было сломать. Об этом свидетельствовали трудности, с которыми столкнулся П.А. Столыпин при попытке реформировать общину.

Неверно также преувеличивать и идеализировать крестьянскую общину, как это делали народнические течения в российском революционном движении. После отмены крепостного права усилился процесс социальной дифференциации внутри общины. Помощь бедным и немощным хозяйствам в какой-то степени сдерживала эти процессы, но остановить их она была не в состоянии. В конце концов община превращалась в тормоз прогрессивного развития сельскохозяйственного производства, сдерживала инициативу более активных и предприимчивых, не давала возможности свободно распоряжаться земельным наделом. При отмене крепостного права была образована низшая единица сословного крестьянского управления — волость. В 30-х годах XIX в. волости были созданы в районах расселœения государственных крестьян. После реформы 1861 ᴦ. волостное устройство было распространено на бывших помещичьих крестьян. Высшим ее органом был волостной сход, который состоял из сельских старост, сборщиков податей, волостных старшин, а также выборных от крестьян (один делœегат от 10 дворов). Волостной сход выбирал волостных старшин и членов волостного суда из отличившихся своей честностью крестьян. Волостной сход получил право выносить решения обо всœех делах, касающихся хозяйственной и общественной жизни волости. Волостной суд разбирал гражданские дела, имел право выносить приговоры о краткосрочном заключении в тюрьму и телœесном наказании (до 20 розог). В 1889 ᴦ. был введен институт земских начальников, призванных иметь ʼʼпопечение о хозяйственном благоустройстве и нравственном преуспевании крестьян вверенного ему участка по предметам ведомства сельских и волостных сходовʼʼ. Вмешательство этого правительственного чиновника ограничило сельское и волостное самоуправление. Правительство рассматривало общину и волость с точки зрения своих фискальных и административных интересов. Лишь после издания царского Манифеста 17 октября 1905 ᴦ. на базе закона о выборах в Государственную думу волостной сход расширил свои функции, став первой инстанцией участия крестьян в выборах.

Крушение крепостного строя влекло за собой коренной поворот в образе жизни, в быте миллионов людей. Крестьянин веками привык к опеке своего помещика. Получив свободу, он вынужден был решать свои проблемы самостоятельно. Требовалось время чтобы привыкнуть к новому образу жизни. Помещикам также трудно было приспособиться к новым методам хозяйствования, без крепостного труда. Двадцатилетний период временнообязанного состояния должен был помочь им осуществить данный переход постепенно, без больших потерь. При этом не всœем помещикам это удалось. Часть из них разорялась, продавала свои имения. Образно это положение выразил Н.А. Некрасов в известном четверостишии из поэмы ʼʼКому на Руси жить хорошоʼʼ:

Порвалась цепь великая, Порвалась и ударила:

Одним концом по барину, Другим по мужику.

Главный негативный итог реформы: получив волю и землю, крестьянин не стал собственником земли и полноправным гражданином своей страны. Он был частью общины, которая им распоряжалась, за него отвечала. П,о отношению к крестьянам применялись юридические нормы, которые не действовали для других слоев населœения. Деревенский сход и волостное правление могли наказать крестьянина за ʼʼплохое поведениеʼʼ, пьянство, отлынивание от работы и т.д. Только в 1903 ᴦ. были отменены телœесные наказания для крестьян. Но фактически их продолжали применять и позднее.

Монета к 150-летию отмены крепостного права

«Самое удивительное это то, что такое важнейшее и фундаментальное явление, как крепостное право, на столетия определившее всю жизнь Российской Империи, фактически не имело под собой законодательной базы и до самого Манифеста 1861 года опиралось на противоречивые указы и инструкции, не сведённые в единую систему. Более того, в законодательных актах тщательно избегали даже употребления самого термина «крепостное право». (И.Е. Энгельман «История крепостного права в России»)

19 февраля 1861 г. Александр II подписал  Манифест об отмене крепостного права, он изменял судьбу 23 млн. крепостных крестьян: они получили личную свободу и гражданские права.

Скажем кратко о сути крестьянской реформы Александра II.

Крестьяне получили личную свободу и право распоряжения своим имуществом. Помещики сохраняли собственность на свои земли, но были обязаны предоставить крестьянам в постоянное пользование усадьбу с приусадебным участком, а также полевой надел. За это пользование крестьяне обязаны были отбывать барщину или платить оброк. По закону они не могли отказаться от полевого надела хотя бы в первые девять лет (а в последующий период отказ от земли ограничивался рядом условий, затруднявших реализацию этого права).

Это указывало на помещичий характер реформы: по условиям «освобождения» крестьянину было невыгодно брать землю. В свою очередь отказ от нее лишал помещиков и рабочей силы, и дохода, который они получали бы в виде оброка.

Было ли в России рабство?

Довольно своеобразно решался вопрос о размерах полевого надела. Повинности и размеры наделов должны были быть зафиксированы в уставных грамотах, которые составлялись в течение 2 лет. Но эти грамоты составляли сами помещики, а проверяли мировые посредники из числа помещиков. Получалось, что между крестьянами и помещиками посредниками были опять-таки помещики.

Условные грамоты заключались с «миром» (сельской общиной крестьян, принадлежащей помещику), т.е. повинность взималась с «мира». Таким образом, крестьяне освобождались от крепостной зависимости помещиков, но попадали в такую же зависимость к «миру». Крестьянин не имел права уйти из общины, получить паспорт — этот вопрос решал «мир». Крестьяне могли выкупить свои наделы и тогда именовались крестьянами-собственниками, но опять же выкуп мог произвестись только всей общиной, а не отдельным крестьянином.

Условия реформы полностью отвечали интересам помещиков. Крестьяне становились временнообязанными на неопределенный срок. В сущности, феодальная система эксплуатации крестьян была налицо.

Отмена крепостного права. Чтение Манифеста в деревне

Крестьяне продолжали нести повинности за пользование землей. Повинности подразделялись на денежные (оброк) и издольщину (барщину). Основной формой повинностей был денежный оброк, размер его примерно соответствовал дореформенному. Это ясно показывало, что оброк устанавливался не по результату стоимости земли, а доходами, получаемыми помещиком от личности крепостного.

Оброк уплачивался помещику от всего общества «при круговом друг за друга ручательстве» крестьян. К тому же помещик получал право требовать его за полгода вперед.

Барщина. Работы на земле помещика подразделялись на конные и пешие дни. Соотношение конных и пеших дней определялось помещиком.

Выкуп полевого надела зависел исключительно от помещика. Далеко не все крестьяне могли внести сразу всю сумму для выкупа, в чем были заинтересованы помещики. Крестьяне получали от правительства выкупную сумму, но погашать ее они должны были в течение 49 лет ежегодно по 6%. Поэтому крестьяне часто были вынуждены отказываться от той земли, которую они по условиям реформы имели право получить.

В результате крестьяне оставались в определенной зависимости от местного дворянства и временно обязанные от своих прежних владельцев.

Последствия крестьянской реформы

"Манифест" об отмене крепостного права

Такие результаты реформы не могли удовлетворить крестьян, они считали себя обманутыми. Поэтому отмена крепостного права вызвала не ликование, а взрыв крестьянского протеста. Начались крестьянские волнения: за первые 5 месяцев 1861 г. произошло 1340 массовых волнений, а за год —1859 волнений. Большую часть из них усмирили военной силой. Не было ни одной губернии, в которой не проявился бы протест крестьян против невыгодных для них условий дарованной «воли». Уповая на «доброго» царя, крестьяне не могли поверить, что именно от него исходят законы, в результате которых они на 2 года остаются фактически в прежнем подчинении у помещика, вынуждены исполнять барщину и платить оброк, лишены части прежних наделов, а предоставленные им земли объявляют дворянской собственностью. Некоторые даже считали  «Положения» поддельным, составленным помещиками и договорившимися с ними чиновниками, скрывшими «царскую волю».

Хлеб-соль царю-батюшке

Особенный размах крестьянское протестное движение приняло в черноземных губерниях, Поволжье и на Украине, где крестьяне в основном находились на барщине. Весной и летом 1861 г. отмечался пик крестьянских волнений, а осенью 1861 г. борьба приобретает иные формы: массовые порубки крестьянами помещичьего леса, отказы от уплаты оброка, но особенно крестьянский саботаж барщинных работ: в ряде губерний  даже до половины помещичьей земли осталось в тот год необработанной.

Новая волна крестьянского протеста началась в 1862 г., она была связана с введением уставных грамот. Крестьяне отказывались подписывать эти грамоты, в результате им начали навязывать их силой, что вылилось в новые вспышки протестов. Упорно распускались слухи, что скоро царем будет дарована «настоящая» воля. Императору Александру II пришлось выступать перед представителями крестьянства, чтобы развеять эти заблуждения. Осенью 1862 г. в Крыму он заявил, что «иной воли не будет, кроме той, какая дана». 25 ноября 1862 г. в речи к собранным волостным старшинам и сельским старостам Московской губернии он говорил: «После 19 февраля будущего года не ожидать никакой новой воли и никаких новых льгот… Не слушайте толков, которые между вами ходят, и не верьте тем, которые вас будут уверять в другом, а верьте одним моим словам». Но крестьян трудно было разубедить. Даже спустя 20 лет они лелеяли надежду на «черный передел» земель.

Продолжавшиеся крестьянские бунты подавлялись правительством.

Была ли отмена крепостного права хорошей идеей?

Но жизнь продолжалась, и крестьяне каждого имения объединялись в сельские общества. Общие хозяйственные вопросы обсуждались и решались на сельских сходах. Исполнять решения сходов обязан был сельский староста, который избирался на 3 года. Несколько смежных сельских обществ составляли волость. В волостном сходе участвовали сельские старосты и выборные от сельских обществ. На этом сходе избирался волостной староста. В его ведении были полицейские и административные обязанности.

Правительство надеялось, что»временнообязанные» отношения скоро закончатся и помещики с крестьянами заключат выкупную сделку в каждом имении. Но правительство в то же время опасалось, что крестьяне не смогут или не захотят платить большие деньги за плохие наделы и разбегутся. Поэтому оно ввело ряд жестких ограничений: в процессе выкупных платежей крестьяне не могли отказаться от надела и уехать навсегда из своей деревни без согласия сельского схода.

Однако крестьянская реформа все-таки была прогрессивным событием в истории Российской империи.

Страна получила возможность модернизации: переходу от аграрного к индустриальному обществу. Свободу получили более 20 миллионов человек, причем мирным путем, тогда как в США, например, рабство было ликвидировано в результате Гражданской войны. Отмена крепостного права имела также большое нравственное значение и повлияло на развитие культуры, хотя интересы помещиков в ней учитывались больше, чем крестьян, и пережитки крепостного строя еще долгое время сохранялись в сознании людей. Проведенная крестьянская реформа еще больше укрепила самодержавие, но рано или поздно она все равно должна была произойти – этого требовало время.

К барину за помощью

Но поскольку земельная проблема не была окончательно решена, то она заявила о себе позже, в XX веке, когда произошла первая русская революция, крестьянская по составу движущих сил и задачам, которые «тянулись» из 1861 г. Это и заставило П. Столыпина провести земельную реформу, позволив крестьянам выход из общины. Но это уже другая история…

Похожие статьи:

  1. Годы крепостного права

Запись опубликована автором eugene в рубрике Александр II и его реформы с метками Александр II, крепостного права, манифест, отмены, последствия.

Особенности отмены крепостного права.

Впервые о вероятности отмены крепостного права было официально заявлено Александром II в речи, произнесенной им 30 марта 1856 г. перед представителями московского дворянства. Говоря о своем нежелании «дать свободу крестьянам», он вынужден был признать, что необходимо приступить к подготовке их освобождения. Именно в этом выступлении Александр II сказал свою знаменитую фразу о том, что лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу. 3 января 1856 г. под председательством царя был образован Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Сначала комитет действовал нерешительно, однако дальнейшие нарастание крестьянского движения заставило правительство в конце 1857 г. вплотную приступить к подготовке реформ.

Первоначально правительство пыталось заставить самих помещиков проявить инициативу. 20 ноября 1857 г было дано предписание генерал-губернатору литовских губерний В.И. Назимову об учреждении из числа местных помещиков трех губерний комитетов и одной общей комиссии в г. Вильно для подготовки местных проектов «улучшения быта помещичьих крестьян». Программа правительства, которая легла в основу этого предписания, была разработана в Министерстве внутренних дел летом 1856 г. (автор ее А.И. Левшин). Она предоставляла крепостным крестьянам гражданские права, но сохраняла вотчинную власть помещика, за которым сохранялось право собственности на всю землю в его имении. Крестьянам отводилась в пользование надельная земля, за которую они обязаны нести в пользу помещика регламентированные законом феодальные повинности. Иначе говоря, крестьянам предоставлялась личная свобода, но сохранялись феодальные экономические отношения. Эта программа по существу повторяла содержание указа 2 апреля 1842 г. об обязанных крестьянах.

Вскоре (5 декабря 1857 г.) последовало аналогичное предписание петербургскому генерал-губернатору П.Н. Игнатьеву. В течение 1858 г. подобные предписания были даны остальным губернаторам, и в том же году в 45 губерниях, где находились помещичьи крестьяне, начали действовать губернские комитеты «об улучшении быта помещичьих крестьян». С опубликованием 24 декабря 1858 г. предписаний и началом работы губернских комитетов подготовка реформы приобрела гласность. 16 февраля 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу- Наряду с ним в начале марта 1858 г. был создан Земский отдел при Министерстве внутренних дел под председательством сначала А.И. Левшина, а затем Н.А. Милютина. Вопрос о подготовке реформы стал широко обсуждаться в печати.

В 1856-1858 гг. часть помещиков также выступила с различными проектами отмены крепостного права

4 марта 1859 г. при Главном комитете учреждены Редакционные комиссии для проекта закона об освобождении крестьян. К концу 1859 г. был в основном подготовлен проект «Положения о крестьянах». В последствии он подвергался изменениям в соответствии с замечаниями вызванных для обсуждения в Петербург депутатов от губернских комитетов — 28 января 1861 г. проект поступил на рассмотрение последней инстанции — Государственного Совета. 16 февраля 1861 г. Государственный Совет завершил обсуждение проекта четырех «положений», а 19 февраля (день восшествия на престол в 1855 г. Александра II) они были подписаны царем и получили силу закона. В тот же день царь подписал Манифест, возвещавший об освобождении крестьян от крепостного права.

«Положения» от 19 февраля 1861 г. распространялись на 45 губерний европейской части России, в которых насчитывалось 22 563 тыс. душ обоего пола крепостных крестьян, в т.ч. 1 467 тыс. дворовых и 543 тыс. приписанных к частным заводам и фабрикам.

Правовое положение крестьян и крестьянские учреждения. По Манифесту крестьянин сразу получал личную свободу. Бывший крепостной, у которого ранее помещик мог отнять все его достояние, а его самого продать, подарить, заложить, теперь получал не только возможность свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд гражданских прав: от своего имени заключать разного рода гражданские и имущественные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия. Все это давало большой простор крестьянскому предпринимательству, формированию рынка рабочей силы. Однако элементы внеэкономического принуждения продолжали сохраняться. На период временнообязанного состояния крестьян за помещиком оставалось право вотчинной полиции: ему были подчинены сельские должностные лица, он мог требовать смены их, удаления из общины не угодного ему крестьянина, вмешиваться в решения сельских и волостных сходов. Сохранялись и сословная неполноправность крестьян, прикрепление их к месту жительства, к общине. Крестьяне продолжали нести рекрутскую, подушную и другие денежные и натуральные повинности, подвергались телесным наказаниям, от чего были освобождены привилегированные сословия.

В июне-июле 1861 г. в селениях бывших помещичьих крестьян появились органы крестьянского общественного управления. За образец было взято крестьянское самоуправление в государственной деревне, созданное в 1837-1841 гг. реформой П.Д.Киселева. Крестьяне одной общины или бывшего помещичьего имения составляли сельское общество. Несколько сельских обществ образовывали волость, насчитывавшую от 300 до 2 тыс. душ мужского пола. Домохозяева сельского общества составляли сельский сход, который избирал на 3 года сельского старосту, сборщика податей и представителей на волостной сход (одного от 10 дворов). Волостной сход избирал также на 3 года волостного старшину и волостной суд, судивший крестьян данной волости по мелким уголовным и гражданским делам. Старшина являлся главой волостного правления, в которое входили сельские старосты и сборщики подати.

Крестьянские сельские и волостные учреждения имели ограниченную компетенцию и находились в полном подчинении у местных административно-полицейских властей.

В июне 1861 г. был создан институт мировых посредников, на который правительство возложило исполнение многочисленных административно-полицейских функций, связанных с проведением реформы в жизнь: утверждение и ведение уставных грамот, определявших пореформенные повинности и поземельные отношения крестьян с помещиками; удостоверение выкупных актов при переходе крестьян на выкуп; разбор споров между крестьянами и помещиками; руководство «разверстыванием» (разграничением) крестьянских и помещичьих угодий; надзор над органами крестьянского самоуправления. Мировые посредники назначались исключительно из помещиков (местных потомственных дворян) и, как правило, из числа крупных землевладельцев. Они были подотчетны уездному съезду мировых посредников, а съезд, в свою очередь, подотчетен губернскому по крестьянским делам присутствию, состоявшему из местных чиновников и помещиков.

Крестьянский надел. Решение аграрного вопроса занимало главное место в реформе 1861 г Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности на всю землю в имении, в т.ч. и на крестьянскую недельную. Крестьяне считались лишь пользователями надельной земли, обязанными отбывать за нее установленные «Положением» повинности (оброк или барщину). Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.

Наделение крестьян землей носило принудительный характер. Закон запрещал крестьянам в течение 9 лет после его издания (до 1870 г.) отказываться от надела, но и по истечении этого срока право отказа от надела было обставлено такими условиями, что фактически сводили его на нет.

При определении нормы надела учитывались особенности местных природных и экономических условий. Территория европейской части России подразделялась на три полосы — нечерноземную, черноземную и степную.

В первых двух полосах устанавливалась высшая и низшая (одна четвертая высшей) нормы наделов, в степной — одна указная норма. С учетом особенностей губерний, даже уездов и частей уездов, размеры высшего и указного наделов устанавливались в пределах от 2,72 до 12 десятин на 1 душу мужского пола. В большинстве случаев эти нормы оказывались ниже размеров дореформенного крестьянского землепользования. Закон предусматривал — отрезы земли от крестьянского надела, если он превышал определенную для данной местности высшую или указную норму, и прирезы, если надел не достигал низшей нормы. Законом же разрешались отрезы в тех случаях, если у помещиков оказывалось менее 1/3 земли в имении по отношению к крестьянской надельной (а в степной полосе — менее половины) или когда помещик предоставлял крестьянину бесплатно 1/4 высшего надела. Разрыв между высшей и низшей нормами сделал отрезы земли правилом, а прирезы — исключением. В то время как отрезы по отдельным губерниям были произведены у 40-65 % крестьян, прирезы коснулись только 3-15 % крестьян.

Реформа 1861 г. не только сохранила, но еще более увеличила помещичье землевладение за счет сокращения крестьянских земель. В результате реформы 1,3 млн.

Была ли отмена крепостного права хорошей идеей?

крестьян фактически оказались безземельными, надел остальных в среднем составил 3,4 десятины на душу, тогда как для обеспечения необходимого жизненного уровня крестьянина при тогдашней агротехнике требовалось 6-8 десятин земли в зависимости от региона. Недостающую жизненно необходимую часть земли они вынуждены пополнять кабальной арендой ее у помещика, либо докупать, либо компенсировать сторонними заработками.

Повинности. До перехода на выкуп крестьяне обязаны были за предоставленные им в пользование наделы отбывать повинности в виде барщины или оброка: в имениях, находившихся не далее 25 верст от Петербурга,— 12 руб., за высший надел в промышленных губерниях — 10 руб., в остальных — 8-9 руб. с 1 души мужского пола. В случае близости имений к железной дороге, судоходной реке, торгово-промышленному центру помещик мог ходатайствовать об увеличении нормы оброка. Кроме того, закон позволял проведение через 20 лет «переборочки», т.е. увеличение оброка в предвидении роста арендных и продажных цен на землю. По закону дореформенный оброк нельзя было повышать, если не увеличивался надел, однако закон не предусматривал уменьшение оброка в связи с сокращением надела. В результате вследствие отреза земли от крестьянского надела происходило фактическое увеличение оброка в расчете на 1 десятину.

Барщина за высший душевой надел устанавливалась в размере 70 рабочих дней (40 — для мужчин и 30 — для женщин) с тягла в 196 год, при этом 3/5 дней в летнее и 2/5 в зимнее время. Продолжительность дня составляла 12 ч. летом и 9 ч. зимой. Объем работ в течение дня определялся особым урочным положением.

Выкуп. Перевод крестьян на выкуп являлся завершающим этапом освобождения их от крепостной зависимости. «Положения» от 19 февраля 1861 г. не определяли окончательного срока прекращения временнообязанного положения крестьян и перевода их на выкуп. Только законом от 28 декабря 1881 г. устанавливался перевод крестьян на обязательный выкуп с 1 января 1883 г. К этому времени на временнообязанном положении оставалось 15 % крестьян. Перевод их на выкуп завершился к 1895 г. Однако этот закон распространялся только на 29 великороссийских губерний. В Закавказье перевод крестьян на выкуп не был завершен даже к 1917 г.

Условия выкупа для основной массы крестьян были очень тяжелыми. Выкупная сумма определялась путем капитализации оброка. Суть ее заключалась в том, что ежегодно уплачиваемый крестьянином оброк приравнивался к годовому доходу в размере 6 % с капитала. Вычисление этого капитала и означало определение выкупной суммы. Например, если крестьянин уплачивал оброк за душевой надел в размере 10 руб. в год, то выкупная сумма за этот надел должна составить 166 руб. 67 коп. Проведение выкупа взяло на себя государство. Казна единовременно выплачивала помещикам деньгами и ценными бумагами 80 % выкупной суммы, если крестьяне данного имения получали высший надел, и 75 %, если им предоставлялся надел не высшей нормы. Остальные 20-25 % крестьяне уплачивали непосредственно помещику сразу или в рассрочку. Выкупная сумма, выплаченная государством помещикам, затем взыскивалась с крестьян в размере 6 % в год в течение 49 лет. Таким образом, за это время крестьянин должен был выплатить до 300 % предоставленной ему ссуды. Выкуп оказался для государства очень выгодной операцией, с помощью которой казна решила и проблему возврата дореформенных долгов с помещиков. Этот долг 425 млн. руб. был вычтен из выкупной ссуды помещикам.

Реформа, проведенная царизмом, не могла полностью ликвидировать прежнюю систему общественно-экономических отношений, что способствовало неизбежно сохранению феодально-крепостнических пережитков в деревне.

Крестьяне в период реформы испытывали на себе давление как помещичьего гнета, сохранившегося в результате реформы, так и гнета растущей буржуазии и кулачества. Широкое развитие в послереформенной России получили так называемые «отработки» и издольщина.

Однако, несмотря на все издержки, крестьянская реформа имела огромное значение для развития капитализма в России: промышленность получила свободные наемные руки; в сельском хозяйстве устанавливались капиталистические отношения (в результате ликвидации сословного права дворян на землю последняя стала продаваться); быстрее стал развиваться внутренний рынок. В России строятся новые фабрики и заводы, развиваются рыночные отношения, увеличивается число предпринимателей и рабочих, формируются новые классы.

Предыдущая26272829303132333435363738394041Следующая

Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1378;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Управление крестьянами после отмены крепостного права.

Стр 1 из 5Следующая ⇒

Преступление

Уложение различало понятия «преступление» и «проступок». Хотя чёткого разделения не проводилось, основные отличия между ними лежали в сфере объекта посягательства[2]. Под преступлением понималось «всякое нарушение закона, через которое посягается на неприкосновенность прав Власти Верховной и установленных Ею властей или же на права или безопасность общества или частных лиц» (ст.

Интересное

1), под проступком — «нарушение правил, предписанных для охранения определенных законом прав и общественной или же личной безопасности или пользы» (ст. 2).Преступления могли совершаться как в форме деяния, под которым понималось активное действие, так и в форме бездействия, которое представляло собой «неисполнение того, что под страхом наказания уголовного или исправительного законом предписано» (ст. 4).В Уложении проводилось различие между умышленной и неосторожной формой вины.

Предусматривалось несколько оснований, которые устраняли уголовную ответственность: случайность, малолетство, безумие, сумасшествие, беспамятство, ошибка, принуждение, непреодолимая силаи необходимая оборона.

Выделялись такие стадии преступления, как обнаружение умысла, приготовление, покушение и совершение деяния. За покушение на преступление назначалось меньшее наказание. Предусматривалась возможность добровольного отказа от совершения преступления на стадии покушения, если содеянное к моменту отказа само по себе не было преступно[2].

Законодательно регламентировался институт соучастия в преступлении. Выделялись такие формы соучастия, как совершение преступления группой лиц без предварительности соглашения (скоп), по предварительному соглашению (заговор) и шайка. Соучастники делились на зачинщиков, сообщников, подговорщиков, подстрекателей, пособников. Отдельно рассматривались лица, прикосновенные к преступлению: попустители, укрыватели и недоносители

Наказание

Система наказаний по Уложению носила сословный характер. Санкции ставились в зависимость от тех или иных сословных привилегий. Предусматривалось 11 родов наказаний, которые делились на 35 ступеней.

Уголовные наказания предусматривали лишение всех прав состояния, которое означало гражданскую смерть: лишение прав, преимуществ, собственности, прекращение супружеских и родительских прав. К ним относились лишение всех прав состояния и смертная казнь; лишение всех прав состояния и ссылка на каторгу; лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь; лишение всех прав состояния и ссылка на поселение на Кавказ. К исправительным наказаниям относились: лишение всех особенных прав и преимуществ (почетных и дворянских титулов, чинов, знаков отличия, права поступать на службу, записываться в гильдии, быть свидетелем и опекуном); ссылка; отдача в исправительные арестантские роты; заключение в тюрьме, крепости, смирительном или работном доме; арест; выговор в присутствии суда; денежные взыскания; внушения. Очень активно применялись телесные наказания.

Выделялись главные, дополнительные и заменяющие наказания. Существовало 11 родов главных наказаний, которые могли заменяться наказаниями из числа заменяющих. Дополнительные наказания назначались совместно с главными и не имели самостоятельного характера. К ним относились, например, конфискацияимущества, церковное покаяние, отдача под особый надзор полиции и др. Помимо общих наказаний, применялись особенные, назначаемые за должностные преступления: исключение из службы, отрешение от должности и т. д. Наказание могло назначаться только в пределах санкции, установленной законодательством. При этом уложение включало перечни обстоятельств, отягчающих и смягчающих наказание, наличие которых позволяло суду перейти к следующей или предыдущей ступени лестницы наказаний[2].

42. Временнообязанные крестьяне (личные и имущественные права, порядок составления уставных грамот, выделения наделов.1861г)

Крестьяне, которые не стали на выкуп, но пользовались помещичьей землей, платили за нее оброк в виде испольщины или издольщины или несли трудовую повинность в виде барщины и именовались временно-обязанными крестьянами и оставались в этом разряде до тех пор, пока не приобретали назначенные им от помещиков земельные наделы в собственность. Уставные грамоты заключались с отдельным крестьянином, а с «миром», т. е. с сельским обществом крестьян, принадлежавших тому или иному помещику, в результате чего и повинности за пользование землей взимались с «мира». Обязательное наделение землей и установление круговой поруки в отношении уплаты повинностей фактически приводили к закрепощению крестьян «миром». Крестьянин не имел права уйти из общества, получить паспорт — все это зависело от решения «мира». Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы, выкуп же полевого надела определялся волей помещика. В случае желания помещика продать свою землю крестьяне не имели права отказываться. Крестьяне, выкупившие свои полевые наделы, именовались крестьянами-собственниками, а не перешедшие на выкуп — временнообязанными. Выкуп производился также не отдельным лицом, а, всем сельским обществом. По закону 19 февраля 1861 года крестьяне получали в пользование избы с огородами и земельные наделы, если они были у них по спискам 10-й ревизии (1858г.). Полностью лишились наделов крепостные крестьяне южного берега Крыма, где находилось много имений членов царской семьи и титулованной знати. Совсем не обеспечивались землёй бывшие дворовые.

Предусмотренные в законе нормы крестьянских наделов были намеренно занижены, особенно значительно в чернозёмных районах. Это давало помещикам возможность уже при составлении уставных грамот резко сокращать крестьянское землепользование и за его счёт увеличивать барскую запашку. Помимо того, закон предоставлял помещику право обезземеливать крестьян и другими способами: склонять их на получение в собственность без выкупа всего лишь ¼ надела, лишать особо ценных угодий и т.д. В целом «отрезки» в пользу помещиков по всей России достигали 18% общей площади надельного фонда, который находился в распоряжении помещичьих крестьян до реформы.

За предоставленные им усадьбы и наделы временнообязанные крестьяне оброчных имений должны были вносить помещику сумму, равную среднему оброку, взимавшемуся в данной местности перед отменой крепостного права. Крестьян фактически заставляли платить за уменьшенный надел прежний оброк. К тому же размер такого оброка, возмещавшего помещикам доход и от внеземледельческих промыслов крестьян, никак не соответствовал качеству надельной земли. В барщинных имениях крестьяне отрабатывали за каждый душевой надел 70 дней в году. Но три пятых из этих дней они обязывались работать в краткий период полевых работ, что равнялось примерно прежней трёхдневной барщине.

43. Крестьяне –собственники: превращение временнообязаного в собственника, право на землю (1861)

(превращение временнообязанных в крестьян-собственников, выкупная операция)
Временнообязанное состояние крестьян могло быть прекращено по истечении девятилетнего срока с момента выпуска манифеста, когда крестьянин отказывался от надела. Для остальной массы крестьян это положение потеряло силу лишь в 1883 г., когда они были переведены в состояние собственников.
Выкупной договор между помещиком и крестьянской общиной утверждался мировым посредником. Усадьбу можно было выкупить в любой момент, полевой надел — с согласия помещика и всей общины. После утверждения договора все отношения (помещик-крестьянин) прекращались и крестьяне становились собственниками. Выкупной договор между помещиком и крестьянской общиной утверждался мировым посредником.
Субъектом собственности в большинстве регионов становилась община, в некоторых районах — крестьянский двор. В последнем случае крестьяне получали право наследственного распоряжения землей. Движимое имущество (и недвижимое, ранее приобретенное крестьянином на имя помещика) становилось собственностью крестьянина. Крестьяне получали право вступать в обязательства и договоры, приобретая движимое и недвижимое имущество. Земли, предоставленные в пользование, не могли служить обеспечением договоров. Субъектом собственности в большинстве регионов становилась община, в некоторых районах — крестьянский двор. В последнем случае крестьяне получали право наследственного распоряжения землей. Движимое имущество (и недвижимое, ранее приобретенное крестьянином на имя помещика) становилось собственностью крестьянина. Крестьяне получали право вступать в обязательства и договоры, приобретая движимое и недвижимое имущество. Земли, предоставленные в пользование, не могли служить обеспечением договоров. Крестьяне получали право заниматься торговлей, открывать предприятия, вступать в гильдии, обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий, поступать службу, отлучаться с места жительства.
Выкупная операция Выкупная операция — государственная кредитная операция, проведённая правительством Российской империи в связи с уничтожением крепостного права. Операция была проведена с целью способствовать переходу надельной земли в собственность крестьян. До выкупа крестьяне, оставаясь лично свободными, продолжали расплачиваться за пользование помещичьей землёй через барщину и оброк.
Суть операции Выкупная операция осуществлялась согласно «Положению о выкупе»: «правительство ссужает под приобретаемые крестьянами земли определенную сумму, с рассрочкою уплаты ее на продолжительный срок» (ст. 4-ая).
Отмена выкупных платежей Выкуп всех надельных земель бывших помещичьих крестьян должен был окончиться в 1932 году, но выкупные платежи были прекращены с 1 января 1907 года в рамках столыпинской аграрной реформы под влиянием революции 1905 года. 3 ноября 1905 года (при председателе Совета министров С. Ю. Витте, главноуправляющем землеустройством и земледелием Н. Н. Кутлере) были выпущены Высочайший манифест и сопрововождающий его указ, по которым выкупные платежи бывших помещичьих крестьян с 1 января 1906 года уменьшались наполовину, а с 1 января 1907 года отменялись полностью. Это решение было чрезвычайно важным и для правительства, и для крестьян. Государство отказалось от крупных бюджетных поступлений, причем в тот момент, когда бюджет имел значительный дефицит, покрывавшийся внешними займами. Крестьяне получили налоговую льготу, распространявшуюся на крестьян, но не на прочих владельцев земли; после этого налогообложение всех земель более не зависело от того, к какому сословию принадлежали их собственники. Хотя крестьяне более не платили выкупных платежей, помещики, сохранившие выкупные обязательства государства (к тому моменту имевшие вид 4 % ренты), продолжали их получать.

Управление крестьянами после отмены крепостного права.

Главной причиной отмены крепостного права в России стал кризис помещичьего хозяйства, ясно обозначившийся уже к началу XIX в. Крепостничество исчерпало себя, став серьезным тормозом развития промышленности и торговли. Крепостные крестьяне все более тяготились работой на барщине, стремясь выполнять ее как можно хуже; дворяне – разорялись, закладывая своих крепостных для расплаты с кредиторами.

Другой важной причиной отмены крепостного права стало возрастающее недовольство крестьян сложившимся положением дел, проявившееся в росте крестьянских бунтов. Согласно «Положениям» 19 февраля 1861 г.,крестьяне получали сразу только личную свободу, имущественные и гражданские права – выступать в суде, заключать имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия.

Отмена крепостного права потребовала иной системы управления в деревне. В течение девяти месяцев со дня обнародования Манифеста 19 февраля 1861 г. предусматривалось ввести в бывших помещичьих селениях «крестьянское общественное управление».

Крестьяне одного или нескольких селений бывшего помещичьего имения составляли сельское общество, имевшее общие угодья и совместные обязательства перед дворянином. Все дворохозяева составляли сельский сход и избирали на 3 года сельского старосту, его помощников и представителей на волостной сход. Сельский сход ведал также вопросами общинного землепользования, раскладкой государственных и земских повинностей, имел право удалять из общества «вредных и порочных членов».

Прекрасно понимая непопулярность будущей реформы в крестьянской среде, Правительство приняло ряд чрезвычайных мер для предотвращения возможных крестьянских восстаний. В состояние боеготовности были приведена армия и полиция. Специальные предписания от Синода были разосланы приходскому духовенству с требованием убеждать крестьян сохранять спокойствие и повиновение.

Правительство не напрасно ожидало от крестьян возмущения. Условия освобождения были совсем не те, на которые рассчитывали бывшие крепостные. Обнародование «Положений» 19 февраля 1861 г. вызвало взрыв крестьянского недовольства. За 1861 г. в стране произошло 1859 волнений, усмиренных с помощью военной силы.

В 1862 г. поднялась новая волна крестьянского протеста. Бывшие крепостные отказывались подписывать с помещиком уставные грамоты, определявшие размер наделов и повинностей. Крестьяне твердили, что вот-вот царем будет дарована новая, «настоящая» воля. В течение 1861-1862 гг. Александр II вынужден был дважды выступать перед представителями крестьянства, чтобы рассеять их иллюзии. Во время поездки в Крым он заявил, что «иной воли не будет, кроме той, какая дана». Все было напрасно. В крестьянской массе продолжала сохраняться надежда на «новую волю с переделом земли».

Правительству удалось сбить волну крестьянских выступлений. Постепенно бывшие крепостные сосредоточили свое внимание на частных интересах своей общины, и на использовании возможностей легальных и мирных форм борьбы, чтобы добиться наилучших условий для организации хозяйства.

Отмена крепостного права повлекла за собой и последующие политические изменения и, прежде всего, реформу местного управления.

Старт преобразованиям положил указ от 1 января 1864 г. вводивший в уездах и губерниях с явным преобладанием помещичьего землевладения земские учреждения – всесословные органы местного самоуправления.

12345Следующая ⇒

Оставьте комментарий