Содержание
- Рельеф Земли
- К внешним процессам формирующим рельеф Земли , относятся:
- к внешним процессам формирующим рельеф земли относятся:
- Похожие документы:
- Рельеф земли
- Постановлением Администрации Алтайского края №551 от 14. 12. 10 г утверждена ведомственная целевая программа
- Рабочая программа педагога кровяковой Светланы Викторовны, Iкатегория Ф. И. О.,категория география, 6класс Предмет, класс и т п. Рассмотрено на заседании
- Кучерявенко Любовь Николаевна. Санкт-Петербург 2008 урок
- Литосфера и рельеф земли
- ОСНОВЫ ГЕОЛОГИИ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЛЕ.
- Рельеф Земли
- Рельеф Земли
- Как формируется рельеф
- Рельеф Земли
- Формы рельефа
Рельеф Земли
Вопросы к учащимся:
— Кто помнит из курса 6 класса, что такое рельеф? (Рельеф — совокупность неровностей земной поверхности). Учащиеся записывают данное определение в словарик, который находится с обратной стороны тетради.
— Вспомните, какие формы рельефа вы знаете и заполните схему на доске. На доске учитель вывешивает схему из перевернутых карточек с терминами:
Рис.1. Блок-схема “Рельеф Земли”
Ученики заполняют схему в тетради.
Рассказ учителя.
Рельеф — совокупность всех неровностей земной поверхности
Поверхность Земли, разумеется, не является абсолютно ровной. Перепады высот на ней от Гималаев до Марианской впадины достигают двух десятков километров. Рельеф нашей планеты продолжает формироваться и сейчас: сталкиваются литосферные плиты, сминаясь в складки гор, извергаются вулканы, реки и дожди размывают горные породы. Если бы мы оказались на Земле через несколько сотен миллионов лет, мы бы уже не узнали карту нашей родной планеты, а все равнины и горные системы за это время изменились бы до неузнаваемости. Все процессы, формирующие рельеф Земли, можно разделить на две большие группы: внутренние и внешние. Иначе внутренние можно назвать эндогенными. К ним относятся опускания и поднятия коры, вулканизм, землетрясения, движение плит.Внешние называются экзогенными — это деятельность текучих вод, ветров, волн, ледников, а также животных и растений. На поверхность планеты также все большее влияние оказывает сам человек. Человеческий фактор можно выделить в еще одну группу, назвав его антропогенными силами.
Рельеф суши
Равнины
Низменности — до 200 м
Возвышенности — 200-500 м
Плоскогорья — более 500 м
Горы
Низкие — 500-1000 м
Средние — 1000 — 2000 м
Высокие — 2000 — 5000 м
Высочайшие — более 5000 м
Рельеф океанов
Котловины — впадины в ложе океанов
Срединно-океанические хребты — разломы, образующие единую горную систему на дне всех океанов с общей длиной более 60 тысяч км. В средней части этих разломов находятся глубокие ущелья, доходящие до самой мантии. На их дне идёт постоянный процесс спрединга — излияния мантии с образованием новой земной коры.
Глубоководные желоба — это длинные узкие понижения дна океанов, имеющие глубину более 6 км. Самый глубокий в мире — Марианский жёлоб, глубиной 11 км 22 м.
Островные дуги — вытянутые группы островов, поднимающиеся со дна океана над поверхностью воды. (Например Курильские и Японские острова) Могут соседствовать с глубоководным жёлобом и формируются в результате того, что океаническая кора рядом с жёлобом начинает подниматься над уровнем моря из-за происходящих в нём процессов субдукции — погружения одной литосферной плиты в этом месте под другую.
2. Образование равнин и гор
Учитель строит объяснение по данной схеме. По ходу рассказа учителя учащиеся переносят схему в свои тетради.
Рис. 2. Образование равнин
Образование равнин. Океаническая земная кора (мягкая и тонкая) легко сминается в складки, и на ее месте могут образоваться горы. Тогда породы, слагающие ее, поднимаются на высоту нескольких километров над уровнем моря. Происходит это в результате интенсивного сжатия. Мощность земной коры возрастает до 50 км.
Едва родившись, горы начинают медленно, но неуклонно разрушаться под действием внешних сил – ветра, водных потоков, ледников, да и просто перепадов температур. В предгорных и межгорных прогибах накапливается большое количество обломочных пород, причем внизу оказываются более мелкие, а вверху – все более грубые.
Старые (глыбовые, возрожденные) горы. Океаническая земная кора сминалась в складки, они разрушались до состояния равнин, затем альпийская эпоха складчатости возродила горный рельеф на месте разрушенных горных сооружений. Эти невысокие горы имеют небольшую высоту и вид глыб. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры древних гор (Уральские, Аппалачи, Скандинавские, Драконовы, Большой водораздельный хребет и т.д. )
Рис. 3. Образование старых (глыбовых, возрожденных) гор
Рис. 4. Уральские горы
Средние (складчато-глыбовые) горы образовывались также, как и древние, но разрушение не довело их до состояния равнин. Их глыбообразование началось на месте полуразрушенных гор. Так образовались средние глыбово-складчатые горы. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры средних гор (Кордильеры, Верхоянский хребет).
Рис. 5. Средние (глыбово-складчатые и складчато-глыбовые обновленные) горы.
Рис. 6. Северный Сантьяго. Кордильеры
Молодые горы образуются и в настоящее время. Являясь молодыми горами, они не несут признаков разрушения. В основном, это горы высокие, имеют вид складок. Часто их вершины острые, покрытые снежными шапками. Яркими примерами молодых гор являются Альпы, Гималаи, Анды, Кавказ и т.д.
Рис.7. Молодые горы
Рис. 8. Кавказ. Домбай.
3. Внутренние и внешние силы Земли
Вопросы к учащимся:
— Скажите, почему океаническая земная кора превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли)
— Почему горы превращаются в равнины? (действуют внешние силы Земли).
— Итак, какие силы Земли влияют на облик рельефа нашей планеты? (внутренние и внешние).
С давних пор гранит являлся олицетворением стойкости и прочности. С гранитом в равной степени можно сравнить и волевого, несгибаемого человека, и нерушимую, верную дружбу. Однако даже гранит рассыплется в мелкий щебень, крошку и песок, если он длительно будет испытывать перепады температур, влияние ветра, деятельность живых организмов и человека.
Перепады температур. С первыми лучами Солнца высоко в горах начинает таять снег и лед. Вода проникает во все трещины и углубления горных пород. Ночью температура падает на несколько градусов ниже нуля, и вода превращается в лед. При этом она увеличивается в объеме на 9% и раздвигает трещины, расширяя и углубляя их. Так продолжается день за днем, год за годом, пока какая-нибудь трещина не отделит от основного массива кусок горной породы и тот не скатится по склону. Горные породы также подвергаются то нагреванию, то охлаждению. У входящих в них минералов разная теплопроводность. Расширяясь и сжимаясь, они разрывают прочные связи между собой. Когда же эти связи полностью разрушаются, порода превращается в песок.
Рис. 10. Разрушение горных пород в горах под воздействием перепадов температур.
Активное воздействие растительных и животных организмов на горные породы становится причиной биогенного выветривания. Корни растений совершают механическое разрушение, а кислоты, выделяющиеся в процессе их жизнедеятельности, — химическое. В результате многолетней деятельности живых организмов возникают коралловые рифы и особый вид островов – атоллы, образованные известковыми скелетами морских животных.
Рис. 11. Коралловый атолл — результат деятельности морских организмов
Реки и Мировой океан также накладывают отпечаток на рельеф Земли: река образует русло и речную долину, воды океана формируют береговую линию. Поверхностные воды оставляют шрамы оврагов на поверхности холмов и равнин. Льды при своем движении бороздят прилегающие территории.
Рис.12. Брайс-каньон в США, образованный в результате деятельности текучих вод
Рис. 13. Дорога в Абхазии к озеру Рица, проложенная по дну ущелья горной реки
Рис. 14. Песчано-галечный пляж в Крыму, образованный в результате деятельности волн
Полновластным хозяином открытых пространств является ветер. Встречая на своем пути препятствия, он образует величественные холмы – дюны и барханы. В пустыне Сахара высота некоторых из них достигает 200 – 300 метров. В горных массивах, расположенных в пустыне, почти никогда не бывает рыхлого материала, заполняющего углубления и трещины. Вот почему возникают эоловые формы рельефа, напоминающие башни, столбы и причудливые замки.
Рис. 15. Останцы в пустыне напоминают сказочные замки
Рис. 16. Песчаные дюны.
Рис. 17. Бархан
Хозяйственная деятельность человека тоже вызывает изменения рельефа. Человек добывает полезные ископаемые, в результате чего образуются карьеры, строит здания, каналы, делает насыпи и засыпает овраги. Это все прямое воздействие, но оно может быть и косвенным, представляющим собой создание благоприятных условий для рельефообразующих процессов (распашка склонов вызывает бурный рост оврагов).
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 562;
ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:
К внешним процессам формирующим рельеф Земли , относятся:
ВНУТРЕННИЕ СИЛЫ ЗЕМЛИ
Движение литосферных плит приводит к образованию складчатых областей, прогибов, растяжений в земной коре. Тектонические движения приводят к расколам земной коры, появлению разрывных нарушений её пластов и образованию складок. По линиям разломов поднимаются и опускаются участки поверхности. Вулканизм создаёт свои особые формы рельефа. Землетрясения могут катастрофически изменить уже созданный рельеф.
ВНЕШНИЕ СИЛЫ ЗЕМЛИ
Деятельность внешних сил в целом ведет к разрушению горных пород, слагающих земную поверхность, и сносу продуктов разрушения с высоких мест на более низкие. Этот процесс называется денудацией. Снесённый материал накапливается в низких местах — долинах, котловинах, впадинах. Этот процесс называется аккумуляцией — прим. от geoglobus.ru. Разрушение горных пород вблизи поверхности Земли под действием разных факторов — выветривание подготавливает материал для перемещения.
Особенно велика роль воды, попавшей в трещины, почти всегда имеющиеся в горных породах. Замерзая, она расширяет, раздвигает края трещины; оттаивая, вытекает из неё, унося с собой разрушенные частицы.
Ветер, перенося песок с места на место, не только расширяет трещины, но и шлифует их, обтачивает поверхности скал, создавая причудливые фигуры. Там, где ветер стихает, в ветровой «тени», например за скалой или за кустарником, песок накапливается. Создаётся новая форма рельефа, которая со временем даст начало бархану — песчаному холму. Такие образования называют эоловыми формами рельефа, по имени древнегреческого бога Эола, повелителя ветров.
Свою лепту в изменение рельефа вносят морские волны и приливы. Они разрушают берега, уносят разрушенный материал и перемещают его на разные расстояния вдоль берега, формируя прибрежные валы и пляжи, постоянно меняют береговую линию.
На поверхности горных ледников и в их толще перемещаются обломки пород, песок, пыль с окрестных скал и склонов долин. При таянии ледника весь этот материал ложится на земную поверхность — прим. от geoglobus.ru. Сама ледяная масса способна оказывать сильное формирующее действие на рельеф. Под её воздействием образуются ледниковые долины корытообразной формы — троги, остроконечные пики — карлинги, огромные насыпные валы — морены.
В последние столетия человек настолько активно влияет на окружающую природную среду, что сам становится мощной внешней силой. Вредные выбросы в атмосферу промышленных предприятий приводят к возникновению кислотных дождей.
Тема урока : Внешние процессы, формирующие рельеф и
связанные с ними стихийные явления
Задачи урока: сформировать знания об изменении форм рельефа в результате эрозии,
выветривания и других внешних рельефообразующих процессах, их роли
в формировании облика поверхности нашей страны. Подвести учащихся
к выводу о постоянном изменении, развитии рельефа под действием не
только внутренних и внешних процессов, но и деятельности человека.
Содержание и ход урока.
1. Повторение изученного материала.
1. В результате чего меняется поверхность Земли?
2. Какие процессы называют эндогенными?
2.Какие части страны испытали в неоген-четвертичное время наиболее интенсивные поднятия?
3.Совпадают ли они с районами распространения землетрясений?
4. Назовите главные действующие вулканы на территории страны.
5. В каких частях Краснодарского края чаще проявляются внутренние процессы?
2. Изучение нового материала.
Деятельность любого внешнего фактора складывается из процесса разрушения и сноса пород (денудация) и отложения материалов в понижениях (аккумуляция). Этому предшествует выветривание. Выделяют два основных вида выв-я: физическое и химическое, в результате которого образуются рыхлые отложения, удобные для перемещения водой, льдом, ветром и т.д.
По ходу объяснения учителем нового материала заполняется таблица
Внешние процессы |
основные виды |
Районы распростр-ния |
Деятельность древнего ледника |
Троги, бараньи лбы ,курчавые скалы. Моренные холмы и гряды. Вводно-ледниковые равнины |
Карелия, Кольский п-в. Валдайская возв., Смоленско-Московская возв. Мещерская низм. |
Деятельность текучих вод |
Эрозионные формы: овраги, балки, речные долины сели |
Среднерусская, Приволжская и др практически повсеместно ВосточноеЗакавказье,Прибайкалье, Ср. Азия |
Работа ветра |
Эоловые формы: барханы, дюны |
пустыни и полупустыни Прикаспийской низм. южное побережье Балтийского моря |
Подземные воды |
Карст (пещеры, шахты, воронки и др.) |
Кавказ, Среднерусская возв.и др. |
Морской прибой |
абразионные |
побережья морей и озер |
Процессы, вызванные деятельностью силы тяжести |
обвалы и осыпи оползни |
Преобладают в горах, нередки на крутых склонах речных долин и оврагов. Среднее течении р.Волги, побережье Черного моря |
Деятельность человека |
распашка земель, добыча п.и., строительство, вырубка лесов |
в местах проживания человека и добыче природных ресурсов. |
Примеры отдельных видов внешних процессов — стр.44-45 Ермошкина "Уроки географии"
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
к внешним процессам формирующим рельеф земли относятся:
Назовите основные виды экзогенных процессов.
2. Какие из них больше всего развиты в Краснодарском крае?
3. Какие противоэрозионные мероприятия вы знаете?
4.ЗАДАНИЕ НА ДОМ: подготовиться к обобщающему уроку по теме "Геологическое строение,
рельеф и полезные ископаемые России" стр. 19-44 .
Похожие документы:
-
Рельеф земли
Урок
— на какой тектон.структуре расположены сле.формы рельефа: Восточно-Европейская равнина, Среденесиб.плоск., Амазонская низм.,Великие равнины, Анды, Гималаи,
-
Постановлением Администрации Алтайского края №551 от 14. 12. 10 г утверждена ведомственная целевая программа
Программа
Основная образовательная программа общего образования разработана педагогическим коллективом МОУ СОШ № 102 г. Барнаула, с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения,
-
Рабочая программа педагога кровяковой Светланы Викторовны, Iкатегория Ф. И. О.,категория география, 6класс Предмет, класс и т п. Рассмотрено на заседании
Рабочая программа
1.Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдению над погодой, фенологическими явлениями; измерению высоты Солнца над горизонтом, ориентированию по Солнцу.
-
Кучерявенко Любовь Николаевна. Санкт-Петербург 2008 урок
Урок
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 389 «Центр экологического образования» Кировского района Санкт-Петербурга.
-
Литосфера и рельеф земли
Урок
Физическая карта полушарий, карта строения земной коры, коллекции горных пород и минералов, контуры современных материков, позволяющие моделировать их движение; схемы, картины и др.
Другие похожие документы..
ОСНОВЫ ГЕОЛОГИИ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЛЕ.
Геология — наука о Земле. Она изучает состав, строение и закономерности развития Земли. Современная геология — комплексная наука, объединяющая несколько взаимосвязанных между собой дисциплин (ветвей геологии). Все составляющие современную геологию дисциплины имеют свои объекты и методы познания Земли.
В настоящее время уровень развития этой дисциплины такой, что ее подразделяют на ряд самостоятельных научных отраслей.
Рельеф Земли
Геохимия — изучает химический состав земной коры, законы распределения и перемещения химических элементов и их изотопов.
2. Минералогия — рассматривает природные химические соединения — минералы, изучает физико-химические свойства и процессы, связанные с их образованием в земной коре.
3. Петрография — описывает состав и строение горных пород — закономерных скоплений минералов, слагающих земную кору, формы их залегания, происхождение и размещение.
4. Динамическая геология — рассматривает процессы происходящие в недрах планеты и на ее поверхности (землетрясения, вулканизм, деятельность ветра, моря, рек, ледников и т.д.)
5. Историческая геология — производит восстановление прошлого, что очень важно для поисков различных полезных ископаемых.
6. Геофизика— наука, использующая различные физические методы исследования глубоких недр Земли.
7. Гидрогеология — изучает подземные воды, содержащиеся в недрах нашей планеты.
8. Инженерная геология – наука, изучающая грунты, геологические и инженерно-геологичские процессы, влияющие на условия строительства и эксплуатации сооружений и мелиоративных систем.
Наиболее полно в настоящее время изучены поверхностные слои Земли. Один из основных методов исследования верхней поверхности земной коры — метод полевых геологических съемок. Суть метода — тщательные полевые исследования современных геологических процессов, естественных выходов горных пород уклонах речных долин, оврагов и т.д. Изучаются состав горных пород, характер их залегания, ископаемые остатки организмов и др. Изучая земную кору, необходимо учитывать какой была раньше и каким изменениям подверглась. С этой целью ученые предложили сравнителъно-литологический метод, основанный на представлении о необратимом и направленном процессе развития Земли, на представлении об эволюции условий осадконакопления в истории Земли.
Более глубокие слои земной коры и Земли в целом изучают в основном косвенными методами — геофизическими.
К геофизическим методам относятся: сейсмический, гравиметрический, магнитометрические и другие.
Сейсмический метод позволяет по изменению скорости прохождения сейсмических волн, возникающих при землетрясениях изучать состав и свойства глубоких слоев Земли.
Гравиметрический метод основан на изучении распределения на поверхности Земли силы тяжести. При теоретических расчетах сила тяжести Земли принимается однородной.
Магнитометрический метод основан на изучении изменений магнитного поля Земли в различных ее участках в зависимости от состава и строения земной коры.
Дата добавления: 2017-05-02; просмотров: 640;
Похожие статьи:
Рельеф Земли
Вопросы к учащимся:
— Кто помнит из курса 6 класса, что такое рельеф? (Рельеф — совокупность неровностей земной поверхности). Учащиеся записывают данное определение в словарик, который находится с обратной стороны тетради.
— Вспомните, какие формы рельефа вы знаете и заполните схему на доске. На доске учитель вывешивает схему из перевернутых карточек с терминами:
Рис.1. Блок-схема “Рельеф Земли”
Ученики заполняют схему в тетради.
Рассказ учителя.
Рельеф — совокупность всех неровностей земной поверхности
Поверхность Земли, разумеется, не является абсолютно ровной. Перепады высот на ней от Гималаев до Марианской впадины достигают двух десятков километров. Рельеф нашей планеты продолжает формироваться и сейчас: сталкиваются литосферные плиты, сминаясь в складки гор, извергаются вулканы, реки и дожди размывают горные породы. Если бы мы оказались на Земле через несколько сотен миллионов лет, мы бы уже не узнали карту нашей родной планеты, а все равнины и горные системы за это время изменились бы до неузнаваемости. Все процессы, формирующие рельеф Земли, можно разделить на две большие группы: внутренние и внешние. Иначе внутренние можно назвать эндогенными. К ним относятся опускания и поднятия коры, вулканизм, землетрясения, движение плит.Внешние называются экзогенными — это деятельность текучих вод, ветров, волн, ледников, а также животных и растений. На поверхность планеты также все большее влияние оказывает сам человек. Человеческий фактор можно выделить в еще одну группу, назвав его антропогенными силами.
Рельеф суши
Равнины
Низменности — до 200 м
Возвышенности — 200-500 м
Плоскогорья — более 500 м
Горы
Низкие — 500-1000 м
Средние — 1000 — 2000 м
Высокие — 2000 — 5000 м
Высочайшие — более 5000 м
Рельеф океанов
Котловины — впадины в ложе океанов
Срединно-океанические хребты — разломы, образующие единую горную систему на дне всех океанов с общей длиной более 60 тысяч км. В средней части этих разломов находятся глубокие ущелья, доходящие до самой мантии. На их дне идёт постоянный процесс спрединга — излияния мантии с образованием новой земной коры.
Глубоководные желоба — это длинные узкие понижения дна океанов, имеющие глубину более 6 км. Самый глубокий в мире — Марианский жёлоб, глубиной 11 км 22 м.
Островные дуги — вытянутые группы островов, поднимающиеся со дна океана над поверхностью воды. (Например Курильские и Японские острова) Могут соседствовать с глубоководным жёлобом и формируются в результате того, что океаническая кора рядом с жёлобом начинает подниматься над уровнем моря из-за происходящих в нём процессов субдукции — погружения одной литосферной плиты в этом месте под другую.
2. Образование равнин и гор
Учитель строит объяснение по данной схеме. По ходу рассказа учителя учащиеся переносят схему в свои тетради.
Рис. 2. Образование равнин
Образование равнин. Океаническая земная кора (мягкая и тонкая) легко сминается в складки, и на ее месте могут образоваться горы. Тогда породы, слагающие ее, поднимаются на высоту нескольких километров над уровнем моря. Происходит это в результате интенсивного сжатия. Мощность земной коры возрастает до 50 км.
Едва родившись, горы начинают медленно, но неуклонно разрушаться под действием внешних сил – ветра, водных потоков, ледников, да и просто перепадов температур. В предгорных и межгорных прогибах накапливается большое количество обломочных пород, причем внизу оказываются более мелкие, а вверху – все более грубые.
Старые (глыбовые, возрожденные) горы. Океаническая земная кора сминалась в складки, они разрушались до состояния равнин, затем альпийская эпоха складчатости возродила горный рельеф на месте разрушенных горных сооружений. Эти невысокие горы имеют небольшую высоту и вид глыб. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры древних гор (Уральские, Аппалачи, Скандинавские, Драконовы, Большой водораздельный хребет и т.д. )
Рис. 3. Образование старых (глыбовых, возрожденных) гор
Рис. 4. Уральские горы
Средние (складчато-глыбовые) горы образовывались также, как и древние, но разрушение не довело их до состояния равнин. Их глыбообразование началось на месте полуразрушенных гор. Так образовались средние глыбово-складчатые горы. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры средних гор (Кордильеры, Верхоянский хребет).
Рис. 5. Средние (глыбово-складчатые и складчато-глыбовые обновленные) горы.
Рис. 6. Северный Сантьяго. Кордильеры
Молодые горы образуются и в настоящее время. Являясь молодыми горами, они не несут признаков разрушения. В основном, это горы высокие, имеют вид складок. Часто их вершины острые, покрытые снежными шапками. Яркими примерами молодых гор являются Альпы, Гималаи, Анды, Кавказ и т.д.
Рис.7. Молодые горы
Рис. 8. Кавказ. Домбай.
3. Внутренние и внешние силы Земли
Вопросы к учащимся:
— Скажите, почему океаническая земная кора превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли)
— Почему горы превращаются в равнины? (действуют внешние силы Земли).
— Итак, какие силы Земли влияют на облик рельефа нашей планеты? (внутренние и внешние).
С давних пор гранит являлся олицетворением стойкости и прочности. С гранитом в равной степени можно сравнить и волевого, несгибаемого человека, и нерушимую, верную дружбу. Однако даже гранит рассыплется в мелкий щебень, крошку и песок, если он длительно будет испытывать перепады температур, влияние ветра, деятельность живых организмов и человека.
Перепады температур. С первыми лучами Солнца высоко в горах начинает таять снег и лед. Вода проникает во все трещины и углубления горных пород. Ночью температура падает на несколько градусов ниже нуля, и вода превращается в лед. При этом она увеличивается в объеме на 9% и раздвигает трещины, расширяя и углубляя их. Так продолжается день за днем, год за годом, пока какая-нибудь трещина не отделит от основного массива кусок горной породы и тот не скатится по склону. Горные породы также подвергаются то нагреванию, то охлаждению. У входящих в них минералов разная теплопроводность. Расширяясь и сжимаясь, они разрывают прочные связи между собой. Когда же эти связи полностью разрушаются, порода превращается в песок.
Рис. 10. Разрушение горных пород в горах под воздействием перепадов температур.
Активное воздействие растительных и животных организмов на горные породы становится причиной биогенного выветривания. Корни растений совершают механическое разрушение, а кислоты, выделяющиеся в процессе их жизнедеятельности, — химическое. В результате многолетней деятельности живых организмов возникают коралловые рифы и особый вид островов – атоллы, образованные известковыми скелетами морских животных.
Рис.
11. Коралловый атолл — результат деятельности морских организмов
Реки и Мировой океан также накладывают отпечаток на рельеф Земли: река образует русло и речную долину, воды океана формируют береговую линию. Поверхностные воды оставляют шрамы оврагов на поверхности холмов и равнин. Льды при своем движении бороздят прилегающие территории.
Рис.12. Брайс-каньон в США, образованный в результате деятельности текучих вод
Рис. 13. Дорога в Абхазии к озеру Рица, проложенная по дну ущелья горной реки
Рис. 14. Песчано-галечный пляж в Крыму, образованный в результате деятельности волн
Полновластным хозяином открытых пространств является ветер. Встречая на своем пути препятствия, он образует величественные холмы – дюны и барханы.
Как формируется рельеф
В пустыне Сахара высота некоторых из них достигает 200 – 300 метров. В горных массивах, расположенных в пустыне, почти никогда не бывает рыхлого материала, заполняющего углубления и трещины. Вот почему возникают эоловые формы рельефа, напоминающие башни, столбы и причудливые замки.
Рис. 15. Останцы в пустыне напоминают сказочные замки
Рис. 16. Песчаные дюны.
Рис. 17. Бархан
Хозяйственная деятельность человека тоже вызывает изменения рельефа. Человек добывает полезные ископаемые, в результате чего образуются карьеры, строит здания, каналы, делает насыпи и засыпает овраги. Это все прямое воздействие, но оно может быть и косвенным, представляющим собой создание благоприятных условий для рельефообразующих процессов (распашка склонов вызывает бурный рост оврагов).
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 561;
ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:
Рельеф Земли
Рельефом называют совокупность неровностей поверхности Земли, которые отличаются по высоте над уровнем моря, происхождению, другим характеристикам. Наличием таких неровностей обусловлен уникальный облик различных регионов нашей планеты. Формирование рельефа происходит под влиянием как внутренних (тектонических), так и внешних сил. Тектонические процессы провоцируют появление крупных неровностей поверхности, таких как горы, плоскогорья, т.д., а внешние силы, наоборот, разрушают их и создают более малые формы рельефа, например, долины рек, барханы, овраги, т.д.
Формы рельефа
Все существующие формы рельефа условно делят на выпуклые (горные системы, вулканы, холмы, др.) и вогнутые (речные долины, балки, впадины, овраги, др.), а также горизонтальные и наклонные поверхности.
Их размеры варьируют в широких пределах: от нескольких десятков сантиметров до сотен и тысяч километров. В зависимости от величины ученые выделяют планетарные, макроформы, мезо- и микроформы рельефа земной поверхности. Планетарные формы включают выступы материков и впадины океанов. В этом отношении материки и океаны выступают антиподами. К примеру, Антарктика расположена напротив Северного Ледовитого океана, Австралия – против Атлантического, Северная Америка – напротив Индийского.
Глубины океанических впадин существенно отличаются. Средняя глубина равна 3,8 км, а максимальная в Мариинской впадине – 11, 022 км. Зная, что высота наивысшей точки суши (горы Джомолунгмы) составляет 8,848 км, можно легко определить, что амплитуда высот на Земле достигает примерно 20 км.
Глубина большей части океана составляет от 3 до 6 км, а высота суши обычно менее 1 км. Глубоководные впадины и высокие горы составляют не более 1% поверхности Земли.
Также сильно отличается средняя высота материков над уровнем моря: Евразии — 635 м, Северной Америки – 600 м, Южной Америки – 580 м, Африки – 640 м, Австралии – 350 м, Антарктиды – 2300 м. Таким образом, средняя высота суши равна 875 м.
Рельеф океанического дна включает материковую отмель (шельф), материковый склон, ложе океана. Главными составляющими рельефа суши являются равнины и горы, формирующие макрорельеф земной поверхности.
Похожие материалы:
Литосфера
Внутреннее строение Земли
Формы рельефа материков
Рельеф дна океана