К признакам цивилизации не относится

С первых тысячелетий существования человек разумный начинает осваивать мир и добивается немалых успехов.К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбы человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на древнем Востоке высоких культур. Первые три — речь, орудие труда и умение пользоваться огнем — превратили дикаря в человека, который научился передавать приобретенные навыки, т.е. передавать опыт.

Мощный импульс развитию новой человеческой культуры далидревневосточные цивилизации,возникавшие на сравнительно небольшой полосе Земли, начиная примерно с IV тысячелетия до н.э. Великие культуры древнегоВостока— древнего Египта, Шумера, Ассиро-Вавилонии и древнего Ирана, государства хеттов и Урарту, культурыдревнейших периодов Китая и Индии — при их многообразии и различии обладали неким единствоми общностью.Для всех этих государств характерно было наличие сельскойобщины, деспотической царской власти и сохранение элементов первобытного общества в экономике и культуре.Обожествление фараона в Египте привело к монументализации памятников культуры, связанных с его культом: здесь созданы пирамиды и храмы, поражающие своей мощью и величественностью даже современных людей. В Ассирии были возведены не менее грандиозные дворцы, украшенные рельефами, прославлявшими подвиги царей.

Древний Египет, Шумер и Вавцлон, древние Индия и Китай это истинная колыбель современной цивилизации. Именно здесь
сложились огромные государства, возникли письменность, литература, искусство, техника, были заложены элементы математики, астрономии, медицины, других наук, в том числе зачатки философии. Центрами цивилизаций древнего Востока в основном стали долины рек. В долине реки Нил сложилась древнеегипетская цивилизация, в междуречье Евфрата и Тигра — шумерская (которую последовательно сменили другие цивилизации), в долине реки Инд — индская, а в долине реки Хуанхэ — древнекитайская цивилизация.

Ученые называют различные черты и признаки цивилизации: возникновение письменности и распространение грамотности; образование государства; способ ведения хозяйства иуровень развития земледелия, скотоводства, ремесел; расслоение общества на общественные группы (классы, сословия); появление городов.

В числе признаков цивилизации письменность не случайно названа первой. Она получила развитие во всех древневосточных культурах, что объясняется следующими обстоятельствами:

• словесные данные позволяют ощутить человека, его внутренний мир,
настроение импульсы. Гуманитарные науки, исследующие жизнь человеческого общества, опираются прежде всего на письменные свидетельства, в которых находят отражение другие черты цивилизации;

•письменность обозначает рубеж двух культурных и человеческих
эпох, позволяет анализировать, сопоставлять события и факты со
значительной долей достоверности (хотя не ко всем даже письменным источникам можно относиться с одинаковой степенью достоверности);

•письменность более приспособлена и более надежна для передачи социального опыта, чем устная информация или устная традиция (хотя
устная информация продолжает и сегодня играть немалую
роль для передачи опыта).

Возникновение письменности означало, что человеку удалось выработано тать совокупность знаковых средств общения, включающих понятие «графика, алфавит и орфография» какого-либо языка или группы языков, объединенных одной системой письма. Создание знаковой системы фиксации
речи позволило с помощью начертательных или графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и во времени, фиксировать ее
и закреплять.

Существует четыре основных типа письма:

• идеографическое письмо (переходный тип от пиктографии);

• словесно-слоговое письмо, когда остается идеограмма предыдущего типа письма. Условное изображение или рисунок соответствуют не звуку речи, а целому слову или морфеме. Словесно-слоговое письмо могло передавать тексты любого содержания. Известно оно с конца IVтыс. до н.э. в Египте; с начала III тыс. до н.э. — в Шумере и Индии; со II тыс. до н.э — на Крите, в Китае и т.д.;

• силлабическое письмо, передававшее последовательность звуков, но
не слова. Применялось в Индии, Юго-Восточной Азии;

• буквенно-звуковое, или алфавитное, письмо, родоначальником которого является древнесемитское (финикийское) письмо, появившееся во
второй половине II тыс. до н.э.

Для государств древнего Востока с азиатским способом производства характерны ведение крупномасштабного строительства, принудительная организация общественных работ, произвол государственной власти и чиновникови т.д. Речь идет о таком крупномасштабном строительстве, как, например, пирамиды и храмовые ансамбли или зиккураты в Междуречье. В древневосточных государствах власть и интересы привилегированной элиты общества в одном лице совпадали с государственными икультовыми структурами, а также аппаратом правления.

3.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ НАГЛЯДНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 5716 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Основные черты и признаки цивилизации

Настоящее совершается на базе исторического прошлого, воздействие которого люди испытывают в себе. По мнению К. Ясперса, "свершение настоящего определяется и скрытым в нем будущим, ростки которого мы, принимая или отвергая, считаем своими"[25][7]. Без изучения прошлого действительно трудно понять настоящее и прогнозировать будущее.

Современному человеку кажется, что ему если не все, то многое известно о своем прошлом. А между тем эти знания остаются достоянием только узкой группы интеллектуалов, которые достаточно скептически и критично оценивают накопленные знания о нашем прошлом. Некоторые ученые полагают, что "глубина длительной доистории – всеобщей основы, – по существу, не прояснятся тусклым светом нашего знания… Лишь история человечества в целом может дать масштаб для осмысления того, что происходит в настоящее время"[26][8].

С первых тысячелетий существования Homo sapiens начинает осваивать мир и добивается немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбы человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на Древнем Востоке высоких культур. Первые три – речь, орудие труда и умение пользоваться огнем – превратили дикаря в человека, который научился передавать приобретенные навыки, т.е. передавать опыт.

Мощный импульс развитию новой человеческой культуры дали древневосточные цивилизации, возникавшие на сравнительно небольшой полосе Земли, начиная примерно с IV тысячелетия до н.э. Располагались они на территориях Северо-Восточной Африки, Передней и Средней Азии, на полуострове Индостан и Китайской равнине. Древние цивилизации занимали зоны с благоприятным для жизни и развития субтропическим климатом.

Великие культуры Древнего Востока – Древнего Египта, Шумера, Ассиро-Вавилонии и Древнего Ирана, государства хеттов и Урарту, культуры древнейших периодов Китая и Индии – при их многообразии и различии обладали неким единством и общностью. Для всех этих государств характерно было наличие сельской общины, деспотической царской власти и сохранение элементов первобытного общества в экономике и культуре. Обожествление фараона в Египте привело к монументализации памятников культуры, связанных с его культом: здесь созданы пирамиды и храмы, поражающие своей мощью и величественностью даже современных людей. В Ассирии были возведены не менее грандиозные дворцы, украшенные рельефами, прославлявшими подвиги царей.

Древний Египет, Шумер и Вавилон, древние Индия и Китай – это истинная колыбель современной цивилизации. Именно здесь сложились огромные государства, возникли письменность, литература, искусство, техника, были заложены элементы математики, астрономии, медицины, других наук, в том числе зачатки философии. Центрами цивилизаций Древнего Востока в основном стали долины рек. В долине реки Нил сложилась древнеегипетская цивилизация, в междуречье Евфрата и Тигра – шумерская (которую последовательно сменили другие цивилизации), в долине реки Инд – индская, а в долине реки Хуанхэ – древнекитайская цивилизация.

Ученые называют различные черты и признаки цивилизации. Но при всем разнообразии существующих точек зрения можно выделить наиболее существенные. К ним можно было бы отнести такие признаки и черты, как продолжительность жизни, обширность территории и количество населения, способность к распространению путем подчинения или ассимиляции других обществ, своеобразие и уникальность, уровень развития искусства, литературы, науки, техники и др. Наряду с ними можно было бы назвать такие признаки, как

  • возникновение письменности и распространение грамотности;
  • образование государства;
  • способ ведения хозяйства и уровень развития земледелия, скотоводства,

ремесел;

  • расслоение общества на общественные группы (классы, сословия);
  • появление городов.

В числе признаков цивилизации письменность не случайно названа первой. Она получила развитие во всех древневосточных культурах, что объясняется следующими обстоятельствами:

  • словесные данные позволяют ощутить человека, его внутренний мир, настроение, импульсы. Гуманитарные науки, исследующие жизнь человеческого общества, опираются прежде всего на письменные свидетельства, в которых находят отражение другие черты цивилизации;
  • письменность обозначает рубеж двух культурных и человеческих эпох, позволяет анализировать, сопоставлять события и факты со значительной долей достоверности (хотя не ко всем даже письменным источникам можно относиться с одинаковой степенью достоверности);
  • письменность более приспособлена и более надежна для передачи социального опыта, чем устная информация или устная традиция (хотя устная информация продолжает и сегодня время играть немалую роль для передачи опыта).

Возникновение письменности означало, что человеку удалось выработать совокупность знаковых средств общения, включающих понятие "графика, алфавит и орфография" какого-либо языка или группы языков, объединенных одной системой письма. Создание знаковой системы фиксации речи позволило с помощью начертательных или графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и во времени, фиксировать ее и закреплять

Для передачи информации первоначально, видимо, использовали пиктографическое, рисуночное, письмо (или другие способы – зарубки, вампумы, кипу), которое представляло из себя отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательных рисунков. Однако пиктографическое письмо, известное со времен неолита, еще не являлось средством фиксации какого-либо языка. И только позднее, в связи с усложнением хозяйственной деятельности, вырабатывается система письма, характеризующаяся постоянным составом знаков, когда каждый знак передавал либо целое слово, либо последовательность звуков, либо отдельный звук речи.

Существует четыре основных типа письма:

  • идеографическое письмо (переходный тип от пиктографии);
  • словесно-слоговое письмо, когда остается идеограмма предыдущего типа письма. Условное изображение или рисунок соответствуют не звуку речи, а целому слову или морфеме. Словесно-слоговое письмо могло передавать тексты любого содержания.

Тесты с ответами по культурологии

Известно оно с конца IV тыс. до н.э. в Египте; с начала III тыс. до н.э. – в Шумере и Индии; со II тыс. до н.э. – на Крите, в Китае и т.д.;

  • силлабическое письмо, передававшее последовательность звуков, но не слова. Применялось в Индии, Юго-Восточной Азии;
  • буквенно-звуковое, или алфавитное письмо, родоначальником которого является древнесемитское (финикийское) письмо, появившееся во второй половине II тыс. до н.э.

Для древневосточных цивилизаций характерны социально-культурные многовековые исторические образования людских общностей со своей культурой, религией, специфическим экономическим укладом ведения хозяйства и т.д. Экономический уклад хозяйствования, характерный для древневосточных цивилизаций, К. Маркс назвал азиатским способомпроизводства.

В древности объективные условия требовали коллективных действий, объединения общин. Особенно они были необходимы в долинах рек для борьбы с наводнениями и создания ирригационных сооружений – непременного условия земледелия. Образовавшиеся государства в лице правителей взимали налоги, присваивали не только часть прибавочного продукта, но и фактически обладали верховной собственностью на землю и воду. Считалось, что земля и вода принадлежат Богу, а глава государства считался представителем Бога на земле.

В особенностях древневосточной сельской общины К. Маркс видел основу для застойного азиатского деспотизма: "Простота производственного механизма этих самодовлеющих общин, которые постоянно воспроизводят себя в одной и той же форме и, будучи разрушены, возникают снова в том же самом месте, под тем же самым именем, объясняет тайну неизменности азиатских обществ, находящейся в столь резком контрасте с постоянным разрушением и новообразованием азиатских государств и быстрой сменой их династий. Структура основных экономических элементов этого общества не затрагивается бурями, происходящими в облачной сфере политики"[27][9].

Для государств Древнего Востока с азиатским способом производства характерны ведение крупномасштабного строительства, принудительная организация общественных работ, произвол государственной власти и чиновников и т.д. Речь идет о таком крупномасштабном строительстве, как, например, пирамиды и храмовые ансамбли или зиккураты в Междуречье. В древневосточных государств власть и интересы привилегированной элиты общества в одном лице совпадали с государственными и культовыми структурами, а также аппаратом правления.

Понятия "богатство" и "собственность" напрямую были связаны с причастностью к власти и бюрократическому аппарату, зависели от должности и места в иерархической структуре управления государством. Появление личной собственности было основано на присвоении (получение в знак благодарности) базовой государственной собственности, доступ к которой получали чиновники, стремившиеся закрепить ее в наследственное владение.

Завоевание государств с азиатским способом производства приводило к смене династий и господствующих элит, но при этом не затрагивалась экономическая основа земледельческой общины. Община в своем развитии как бы застыла, окостенела, оставаясь неподвижной. В этом виде в некоторых цивилизациях она сохранялась длительное время.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

С первых тысячелетий существования человек разумный начинает осваивать мир и добивается немалых успехов.К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбы человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на древнем Востоке высоких культур. Первые три — речь, орудие труда и умение пользоваться огнем — превратили дикаря в человека, который научился передавать приобретенные навыки, т.е. передавать опыт.

Мощный импульс развитию новой человеческой культуры далидревневосточные цивилизации,возникавшие на сравнительно небольшой полосе Земли, начиная примерно с IV тысячелетия до н.э. Великие культуры древнегоВостока— древнего Египта, Шумера, Ассиро-Вавилонии и древнего Ирана, государства хеттов и Урарту, культурыдревнейших периодов Китая и Индии — при их многообразии и различии обладали неким единствоми общностью.Для всех этих государств характерно было наличие сельскойобщины, деспотической царской власти и сохранение элементов первобытного общества в экономике и культуре.Обожествление фараона в Египте привело к монументализации памятников культуры, связанных с его культом: здесь созданы пирамиды и храмы, поражающие своей мощью и величественностью даже современных людей. В Ассирии были возведены не менее грандиозные дворцы, украшенные рельефами, прославлявшими подвиги царей.

Древний Египет, Шумер и Вавцлон, древние Индия и Китай это истинная колыбель современной цивилизации. Именно здесь
сложились огромные государства, возникли письменность, литература, искусство, техника, были заложены элементы математики, астрономии, медицины, других наук, в том числе зачатки философии. Центрами цивилизаций древнего Востока в основном стали долины рек. В долине реки Нил сложилась древнеегипетская цивилизация, в междуречье Евфрата и Тигра — шумерская (которую последовательно сменили другие цивилизации), в долине реки Инд — индская, а в долине реки Хуанхэ — древнекитайская цивилизация.

Ученые называют различные черты и признаки цивилизации: возникновение письменности и распространение грамотности; образование государства; способ ведения хозяйства иуровень развития земледелия, скотоводства, ремесел; расслоение общества на общественные группы (классы, сословия); появление городов.

В числе признаков цивилизации письменность не случайно названа первой. Она получила развитие во всех древневосточных культурах, что объясняется следующими обстоятельствами:

• словесные данные позволяют ощутить человека, его внутренний мир,
настроение импульсы. Гуманитарные науки, исследующие жизнь человеческого общества, опираются прежде всего на письменные свидетельства, в которых находят отражение другие черты цивилизации;

•письменность обозначает рубеж двух культурных и человеческих
эпох, позволяет анализировать, сопоставлять события и факты со
значительной долей достоверности (хотя не ко всем даже письменным источникам можно относиться с одинаковой степенью достоверности);

•письменность более приспособлена и более надежна для передачи социального опыта, чем устная информация или устная традиция (хотя
устная информация продолжает и сегодня играть немалую
роль для передачи опыта).

Возникновение письменности означало, что человеку удалось выработано тать совокупность знаковых средств общения, включающих понятие «графика, алфавит и орфография» какого-либо языка или группы языков, объединенных одной системой письма. Создание знаковой системы фиксации
речи позволило с помощью начертательных или графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и во времени, фиксировать ее
и закреплять.

Существует четыре основных типа письма:

• идеографическое письмо (переходный тип от пиктографии);

• словесно-слоговое письмо, когда остается идеограмма предыдущего типа письма. Условное изображение или рисунок соответствуют не звуку речи, а целому слову или морфеме. Словесно-слоговое письмо могло передавать тексты любого содержания. Известно оно с конца IVтыс. до н.э. в Египте; с начала III тыс. до н.э. — в Шумере и Индии; со II тыс.

Чаще всего выделяют следующие признаки цивилизации.

до н.э — на Крите, в Китае и т.д.;

• силлабическое письмо, передававшее последовательность звуков, но
не слова. Применялось в Индии, Юго-Восточной Азии;

• буквенно-звуковое, или алфавитное, письмо, родоначальником которого является древнесемитское (финикийское) письмо, появившееся во
второй половине II тыс. до н.э.

Для государств древнего Востока с азиатским способом производства характерны ведение крупномасштабного строительства, принудительная организация общественных работ, произвол государственной власти и чиновникови т.д. Речь идет о таком крупномасштабном строительстве, как, например, пирамиды и храмовые ансамбли или зиккураты в Междуречье. В древневосточных государствах власть и интересы привилегированной элиты общества в одном лице совпадали с государственными икультовыми структурами, а также аппаратом правления.

3.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ НАГЛЯДНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 5718 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Развитие техники и социального организма определило переход культурного развития человечества к новому этапу – цивилизационному.

В гуманитарном знании выделяют такие определения цивилизации:

1. Цивилизация – это одна из высших стадий в историческом развитии общества.

2. Цивилизация – это совокупность всех духовных и материальных результатов деятельности человека.

3. Можно также говорить, что цивилизацией называется культура, в которой преобладает тенденция материализма. Например, Э. Фромм понимал под цивилизацией «мир вещей», в то время как духовные ценности, или «мир идей», образуют культуру.

4. Цивилизация – это эталон разумно, справедливо утроенного социума.

5. Цивилизация – это совокупность исторических, географических и других особенностей существования какого-либо общества (древнеегипетского, шумерско-аккадского…).

6. Цивилизация – это организация общественной жизни на принципах рациональности, целесообразности, эффективности, гуманизма.

Понятие «цивилизация» используется в качестве определения исторического этапа, но имеет принципиально иную семантическую нагрузку. Само слово цивилизация происходит от латинского слова civilis, означающее гражданский. Термин также указывает на органичную связь с городской культурой, поскольку слово civilis связано со словом civitas – город. Таким образом, правомерно связывать генезис цивилизации с зарождением государственности. В целом же, посредством обоих этих понятий («культура» и «цивилизация») обозначаются определённые временные промежутки в истории человека и общества.

Для цивилизации характерны такие черты: оседлость, грамотность, наличие городов. Все эти черты являются основными условиями для складывания государства. Например, оседлость в значительной мере обусловило восприятие территории как ценности, и в Конституции любого государства прописан принцип территориальной целостности. Грамотность населения позволила развиваться позитивному праву, то есть законодательству, прописанному в специальных сборниках и гарантированному государством. Наличие города обеспечивает выполнение административных функций в том или ином сообществе, а также способствует его экономическому росту. Между тем следует учесть и то немаловажное обстоятельство, что эти же факторы, особенно письменность, являются важными предпосылками к формированию цивилизации как формы общественной организации, вбирающей в себя несколько или множество культур.

Основные черты и признаки цивилизации

Так, законодательство позволяет объединить вокруг себя многие народы, независимо от их этнических особенностей – главное, чтобы они могли прочитать и знать законодательные акты. Центр же, который издаёт законы, на их основе объединяет вокруг себя множество культур. Например, европейская цивилизация абсорбирует в своё лоно культуры Португалии, Испании, Франции, Италии, Англии, Германии и других европейских стран. Все эти страны в той или иной мере в своей правовой жизни ориентированы на общие принципы Римского права. Таким образом, можно утверждать, что цивилизация характеризуется способностью объединять в своих границах несколько или множество культур. Из этих установок исходили Э. Дюркгейм и М. Мосс, считавшие, что цивилизация – это своего рода духовная среда, охватывающая некоторое число наций, где каждая национальная культура является лишь частной формой целого.

Политолог С.О. Переслегин так пишет о цивилизации: «Определим «цивилизацию», как образ жизни, заданный в виде совокупности общественно используемых технологий и рамочных ограничений, наложенных на эти технологии. Иными словами, «цивилизация» есть способ взаимодействия носителей разума с окружающей средой». Другой исследователь – Э.С. Кульпин, рассматривая развитие цивилизации в ракурсе социоестественной истории, утверждает: «Цивилизация – это жизненный путь суперэтноса, протекающий в одном и том же канале эволюции, гранями которого являются представления людей о мире и о себе». По мнению Ф. Броделя, цивилизация – это «район, культурное пространство, собрание культурных характеристик и феноменов». Самюэль Хантингтон даёт такое определение цивилизации: «Цивилизация… наивысшая культура общности людей и самый широкий уровень культурной идентификации, помимо того, что отличает человека от других биологических видов». Он также отмечает: «Цивилизация… может содержать одно или несколько политических образований».

Важнейшей чертой современной цивилизации является наличие в обществе представлений о текучести времени и прогрессе. В цивилизации историческая память человека укрепляется благодаря письменности, а знания, полученные предшествующими поколениями, служат основой для дальнейшего развития общества. Общности, в которых прошедший исторический опыт востребован и способствует продолжению прогресса, Карл Ясперс называет «осевыми». Среди «осевых народов» он выделяет, например, восточные, греко-римские народы. Здесь следует учесть, что представления о прогрессе, утвердившиеся в Европе и в России, берут начало с иудаизма и христианства, где существует идея «линейного времени» и, следовательно, начала и конца времени. Такая концепция времени заставила человека пересмотреть сущность своей жизни и осмыслить её с аксиологических и онтологических позиций. Например, если представитель индуизма мог «переложить» выход из сансары на следующее перерождение, то христианин должен был спасти свою душу в той жизни, которая ему однажды дана Богом. Соответственно, каждое мгновение для христианина важно с позиции возможности осуществления духовного развития, ибо отсутствие такового ведёт к регрессу.

С первых тысячелетий существования человек разумный начинает осваивать мир и добивается немалых успехов.К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбы человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на древнем Востоке высоких культур. Первые три — речь, орудие труда и умение пользоваться огнем — превратили дикаря в человека, который научился передавать приобретенные навыки, т.е. передавать опыт.

Мощный импульс развитию новой человеческой культуры далидревневосточные цивилизации,возникавшие на сравнительно небольшой полосе Земли, начиная примерно с IV тысячелетия до н.э. Великие культуры древнегоВостока— древнего Египта, Шумера, Ассиро-Вавилонии и древнего Ирана, государства хеттов и Урарту, культурыдревнейших периодов Китая и Индии — при их многообразии и различии обладали неким единствоми общностью.Для всех этих государств характерно было наличие сельскойобщины, деспотической царской власти и сохранение элементов первобытного общества в экономике и культуре.Обожествление фараона в Египте привело к монументализации памятников культуры, связанных с его культом: здесь созданы пирамиды и храмы, поражающие своей мощью и величественностью даже современных людей. В Ассирии были возведены не менее грандиозные дворцы, украшенные рельефами, прославлявшими подвиги царей.

Древний Египет, Шумер и Вавцлон, древние Индия и Китай это истинная колыбель современной цивилизации. Именно здесь
сложились огромные государства, возникли письменность, литература, искусство, техника, были заложены элементы математики, астрономии, медицины, других наук, в том числе зачатки философии. Центрами цивилизаций древнего Востока в основном стали долины рек. В долине реки Нил сложилась древнеегипетская цивилизация, в междуречье Евфрата и Тигра — шумерская (которую последовательно сменили другие цивилизации), в долине реки Инд — индская, а в долине реки Хуанхэ — древнекитайская цивилизация.

Ученые называют различные черты и признаки цивилизации: возникновение письменности и распространение грамотности; образование государства; способ ведения хозяйства иуровень развития земледелия, скотоводства, ремесел; расслоение общества на общественные группы (классы, сословия); появление городов.

В числе признаков цивилизации письменность не случайно названа первой. Она получила развитие во всех древневосточных культурах, что объясняется следующими обстоятельствами:

• словесные данные позволяют ощутить человека, его внутренний мир,
настроение импульсы. Гуманитарные науки, исследующие жизнь человеческого общества, опираются прежде всего на письменные свидетельства, в которых находят отражение другие черты цивилизации;

•письменность обозначает рубеж двух культурных и человеческих
эпох, позволяет анализировать, сопоставлять события и факты со
значительной долей достоверности (хотя не ко всем даже письменным источникам можно относиться с одинаковой степенью достоверности);

•письменность более приспособлена и более надежна для передачи социального опыта, чем устная информация или устная традиция (хотя
устная информация продолжает и сегодня играть немалую
роль для передачи опыта).

Возникновение письменности означало, что человеку удалось выработано тать совокупность знаковых средств общения, включающих понятие «графика, алфавит и орфография» какого-либо языка или группы языков, объединенных одной системой письма. Создание знаковой системы фиксации
речи позволило с помощью начертательных или графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и во времени, фиксировать ее
и закреплять.

Существует четыре основных типа письма:

• идеографическое письмо (переходный тип от пиктографии);

• словесно-слоговое письмо, когда остается идеограмма предыдущего типа письма. Условное изображение или рисунок соответствуют не звуку речи, а целому слову или морфеме.

Тест по обществознанию Древние цивилизации Европы 11 класс

Словесно-слоговое письмо могло передавать тексты любого содержания. Известно оно с конца IVтыс. до н.э. в Египте; с начала III тыс. до н.э. — в Шумере и Индии; со II тыс. до н.э — на Крите, в Китае и т.д.;

• силлабическое письмо, передававшее последовательность звуков, но
не слова. Применялось в Индии, Юго-Восточной Азии;

• буквенно-звуковое, или алфавитное, письмо, родоначальником которого является древнесемитское (финикийское) письмо, появившееся во
второй половине II тыс. до н.э.

Для государств древнего Востока с азиатским способом производства характерны ведение крупномасштабного строительства, принудительная организация общественных работ, произвол государственной власти и чиновникови т.д. Речь идет о таком крупномасштабном строительстве, как, например, пирамиды и храмовые ансамбли или зиккураты в Междуречье. В древневосточных государствах власть и интересы привилегированной элиты общества в одном лице совпадали с государственными икультовыми структурами, а также аппаратом правления.

3.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ НАГЛЯДНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 5717 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Оставьте комментарий