К политике коллективного руководства относится


Коллективное руководство

Первые действия коллективного руководства носили откровенно популистский характер. Чтобы снять напряжение в обществе, а главное, удержать власть в своих руках, новые лидеры уже в день похорон Сталина (9 марта) говорили о необходимости повышения жизненного уровня трудящихся, защите прав человека, о прощении людей, побывавших в немецком плену, о решительной борьбе с бюрократизмом. В дальнейшем негласно было решено прекратить политику культа личности. Эта формулировка позволила новому руководству страны, манипулируя общественным сознанием, свести всю совокупность назревших проблем к сугубо субъективным, личностным. Монополия власти на истину мешала пробуждению общественного сознания, консолидации обновленческих сил.

Заданные ранее параметры советской системы серьезно ограничивали и выбор возможных направлений дальнейшего развития страны. С позиций сегодняшнего дня можно говорить о существовании в СССР на рубеже 40-х и 50-х гг. теоретической возможности для выхода из социализма «по китайскому варианту»: народ в массе своей верил руководителям и готов был выполнить любые установки свыше, власть прочно держала рычаги государственного управления. Но для этого варианта развития не было значимых социальных сил. Китайскому опыту еще предстояло явиться на свет, а советская политическая элита в силу исторических причин мыслила иными категориями. Война и атомная гонка закрепили в среде партийно-государственного аппарата, которому принадлежала реальная власть в стране, представления о «врожденном» превосходстве социализма над капитализмом, безусловном преимуществе плановой системы над рыночной, приоритете общественных интересов над личными.

Новое советское руководство могло удержаться у власти, лишь продолжая курс на построение коммунистического общества в «отдельно взятой стране», декларируя приверженность марксизму-ленинизму.

Значительный отпечаток на выбор пути дальнейшего развития страны и на характер десталинизации и темпы либерализации советской системы наложила борьба за власть, развернувшаяся в 1953–1955 гг. в ее высших эшелонах.

Двери входные. Каталог входных стальных дверей maks-dveri.ru.

  1. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры.
  2. Хозяйственная реформа 1965 г.
  3. Кризис директивной экономики.
  4. Социальная политика

Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры.

Со смещением Н. С. Хрущева и приходом к власти Л. И. Брежнева для партийно-государственного аппарата наступил «золотой век». В качестве главного лозунга была выдвинута идея «стабильности кадров», что нередко означало пожизненность номенклатурных постов, вело к безнаказанности руководителей, коррупции, разрыву между словом и делом. Главным критерием при назначении на должность становилась личная лояльность чиновника. Объективно эта «стабильность» вела к консервации, неизменности режима. Был узаконен контроль со стороны партийного аппарата над всеми сторонами жизни общества.


Конституция СССР 1977 г. закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в обществе, определив ее в качестве «ядра политической системы». Поскольку вся реальная власть в самой КПСС принадлежала партийному аппарату, то именно его и следовало считать главной политической силой в стране. Важнейшие для страны решения по-прежнему принимались узким кругом лиц. Под лозунгом «борьбы за единство партии» глушилась любая точка зрения, не совпадавшая с «генеральной линией», свертывалась критика. По личному указанию Брежнева во время его выступлений перед большими аудиториями зал должен был в нужных местах речи вставать и аплодировать. При проведении съездов партии и общественных организаций в Кремлевском дворце съездов рассаживали группы скандирующих, обеспечивавших необходимые «шумовые эффекты» в зале.

Хозяйственная реформа 1965 г.

С 1965 г. стала проводиться хозяйственная реформа, задуманная еще при хрущевской администрации.

В целом она не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда.
Было сокращено число обязательных плановых показателей, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчет. Одновременно упразднялись совнархозы и восстанавливался отраслевой принцип управления промышленностью через министерства.
Реформа затронула и сельское хозяйство. Правительство вновь списало долги с колхозов и совхозов, повысило закупочные цены. Кроме того, была установлена надбавка за сверхплановую продажу продукции государству. Ощутимо повышалось финансирование аграрного сектора экономики. В 1966— 1980 гг. туда было направлено 383 млрд рублей, что составило 78% капиталовложений в сельское хозяйство за все годы Советской власти. За счет этого мощного вливания средств началась реализация ряда программ: комплексной механизации аграрного производства, химизации почв и их мелиорации. В частности, вводятся в строй Большой Ставропольский, Северо-Крымский, Каракумский каналы, оросившие живительной влагой десятки тысяч гектаров засушливых земель.
Эти новации благотворно повлияли на экономическую жизнь страны. Но их эффект оказался кратковременным. Решающую, роль в снижении темпов хозяйственного роста играло то обстоятельство, что сама директивная экономика объективно подошла к пределу своих возможностей.

Кризис директивной экономики.

Причины тому — прежде всего обострившееся противоречие между колоссальными масштабами промышленного потенциала СССР (только за 1960—1985 гг. стоимость основных фондов увеличилась в восемь раз) и преобладавшими экстенсивными методами его развития. На каждый новый процент прироста продукции приходилось затрачивать все больше и больше средств. Достаточно сказать, что в годы четвертой пятилетки народное хозяйство поглощало чуть более трети всех ассигнований госбюджета, а в одиннадцатой — уже 56%. Соответственно сокращалось финансирование других государственных программ, в том числе социально-культурной (с 37,4% в 1970 г. до 32,5% в 1985 г.).
Практически полностью были исчерпаны свободные людские ресурсы, причем из-за снижения рождаемости от пятилетки к пятилетке уменьшалась доля молодежи, приходящей в общественное производство (с 12 млн че­ловек в 1971 — 1975 гг. до 3 млн в 1981 — 1985 гг.). На вновь строящихся заводах и фабриках уже физически некому было работать.
Из-за перемещения сырьевой базы в труднодоступные районы Севера и Сибири возрастали некогда незначительные затраты на добычу и доставку природных ресурсов. Началось сокращение пахотного клина в стране (за 70-е гг. на 1%), что отягощало и без того сложное положение сельского хозяйства. Это было следствием строительства новых промышленных объектов, занимавших под производственные корпуса плодородные земли.
И наконец, последнее. Директивная экономика постоянно подпитывалась за счет ресурсов аграрного сектора. Теперь и здесь обозначился предел. Обессилившее за долгие годы нещадной государственной эксплуатации сельское хозяйство приходило во все больший упадок, ограничивая возможности развития промышленности, особенно в выпуске товаров народного потребления.
Главный же способ избежать экономического краха власти усмотрели в форсировании поставок на западный рынок энергоносителей, тем более что цены на них возросли там только за 70-е гг. почти в двадцать раз. За 1960—1985 гг.

Тест по истории СССР в годы коллективного руководства 11 класс

доля топливно-сырьевого экспорта в СССР поднялась с 16,2 до 54,4%, а доля машин и сложной техники упала с 20,7 до 12,5%. Внешняя торговля СССР приобретала отчетливо выраженный «колониальный» характер. Зато казна сказочно обогатилась за счет сотен миллиардов «нефтедолларов».
К середине 80-х гг. и этот живительный валютный поток стал иссякать. Гибкая рыночная экономика ведущих капиталистических стран перестраивалась на энергосберегающие технологии, спрос на нефть снизился, и цены на нее на мировом рынке начали стремительно падать. В этих условиях уже ничто не могло удержать на плаву тяжеловесную и неповоротливую директивно-затратную экономику СССР.
К тому же существовавший в стране политический и экономический уклад отторгал все начинания по его модернизации, идущие снизу. В 70-е гг. на стройках и предприятиях началось массовое движение бригадного подряда. В его основе лежало стремление трудящихся по-хозяйски распорядиться имеющимися у них ресурсами, отойти от уравниловки в оплате труда. Формально этот почин власти всячески пропагандировали, но как только сторонники бригадного подряда вплотную подошли к необходимости реального сокращения раздутого управленческого аппарата и передачи его функций низовым трудовым коллективам, то сразу сработали чиновничьи тормоза и он был похоронен под грудой ограничительных инструкций. Та же судьба постигла и многие иные почины трудящихся.
По мере скатывания директивной экономики к кризису все больше давала о себе знать так называемая теневая экономика. Под этим названием понимались как различные виды официально запрещенной или строго ограниченной индивидуальной трудовой деятельности (преимущественно в кустарном производстве, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения), так и чисто криминальная деятельность (крупные хищения товаров и сырья, махинации в отчетности, изготовление на госпредприятиях неучтенной продукции с ее последующей реализацией через торговую сеть и т. п.). По неофициальным оценкам, к середине 80-х гг. в сфере теневой экономики более или менее постоянно было занято около 15 млн человек. В стране шло формирование новой социальной группы — дельцов подпольного частного бизнеса, возникли первые мафиозные образования.

Социальная политика

По сравнению с нищетой 30-х гг. и первого послевоенного десятилетия материальное положение населения улучшилось. Все меньше людей жило в коммуналках и бараках. Обыденными стали телевизоры, радиоприемники, холодильники, телефоны и прочие коммунальные блага. Люди лучше одевались и питались. В квартирах многих из них появились домашние библиотеки.
И все же в социальной сфере постепенно накапливались кризисные явления. Почти приостановился и без того медленный подъем жизненного уровня трудящихся. Поскольку он достигался главным образом путем повышения их зарплаты, обозначилась диспропорция между денежной массой, находящейся в руках населения, и предложением товаров и услуг, низким их качеством. В этих условиях со второй половины 70-х гг. углубляется товарный голод — дефицит сначала на престижные и высококачественные изделия, затем и на обыденные. Во многих регионах СССР, занимавшего в целом лишь 77-е место в мире по уровню потребления на душу населения, фактически устанавливается карточная система распределения продуктов.
Практически не росли объемы вводимого в строй жилья. «Квартирный вопрос» усугублялся из-за небывалой ранее миграции в города крестьян (им было разрешено получать паспорта и выбирать место жительства), а также ввоза предприятиями для использования на малоквалифицированных и непопулярных среди коренных горожан работах так называемых «лимитчиков» — людей со стороны, получавших временную прописку и любым путем старавшихся закрепиться в городе.
На здравоохранение тратилось не более 4% национального дохода (в развитых странах — около 12%). С 1970 по 1985 г. на два года уменьшилась средняя продолжительность жизни, и по этому важнейшему показателю СССР откатился на 35-е место в мире, по уровню детской смертности — на 50-е.

Вопросы и задания:

    Файл с выполненными заданиями и ответами на вопросы присылайте по адресу:cherenova.ts@yandex.ru

    СССР: провал политики реформ

    В 1964 г. руководство КПСС взяло курс на стабилизацию положения в стране. Были отменены прежние структурные изменения: распущены совнархозы, и восстановлены отраслевые министерства и прежняя, территориально-производственная основа построения КПСС. Стремлению Хрущева к постоянному обновлению кадров новые лидеры, близкие Л.П. Брежневу, противопоставили политику стабильности и преемственности. Эти меры отвечали ожиданиям партийного и государственного аппарата, однако на развитие общества они оказали негативное воздействие. Централизация власти привела к ее бюрократизации, увеличению численности армии чиновников.

    Началось старение кадров, к началу 1980-х гг. большинству руководителей партии и государства было более 70 лет. В союзных республиках и областях РСФСР при отсутствии системы регулярной смены лидеров усилилось влияние региональных элит. Они больше отражали местные, чем общесоюзные интересы.

    В 1965 г. начали осуществляться экономические реформы. Инициатором их проведения был Председатель Совета министров Л.Н. Косыгин.

    В сельском хозяйстве разрешалось ведение личного подсобного хозяйства, повысились закупочные цены на продукцию совхозов и колхозов, был установлен твердый план государственных закупок. В колхозах вводились стабильные денежные оклады, что позволило повысить уровень жизни селян. Вновь увеличились посевные площади, выделяющиеся под пшеницу и рожь за счет кукурузы. На развитие сельского хозяйства впервые за время существования советской власти стали выделяться крупные средства.

    Реформа 1965г. в промышленности повысила степень экономической самостоятельности предприятий. Вводился хозрасчет. Сократилось количество нормативных плановых показателей, предприятия получили возможность корректировать устанавливаемые им планы. Вводилась система материального стимулирования производителей: в их распоряжении разрешалось оставлять часть прибыли, которая шла на расширение производства, материальное стимулирование работников и социальное развитие.

    Итоги. Улучшилось снабжение населения продовольствием, часть колхозов и совхозов стали рен­табельными. В конце 1960-х гг. возрос динамизм промышленного развития. Среднегодовые темпы прироста производства национального дохода увеличились с 4,0% в начале 1960-х гг. до 7,7% в начале 1970-х гг. В строй вступило около 2 тыс. новых промышленных предприятий, в том числе Красноярская ГЭС, Западно-Сибирский и Карагандинский металлургические комбинаты, Тюменский нефтегазовый комплекс. В 1970 г. выдал первую продукцию автомобильный завод в Тольятти (ВАЗ).

    И все же эффект проведенных реформ оказался ограниченным и кратковременным, многие цели не были достигнуты. Сохранялась и даже возрастала зависимость страны от ввоза сельскохозяй­ственной продукции из-за рубежа. При больших вложениях в развитие научно-технического прогресса внедрение его достижений шло медленно. В 1970-е гг. в народном хозяйстве все еще преобладал ручной, малопроизводительный труд. В промышленности им было занято около 40% работников, в строительстве — 60%, в сельском хозяйстве — 70%. Среднегодовое число создава­емых образцов новой техники неуклонно снижалось, с 4,6 тыс. в 1960-е гг. до 3,5 тыс. в начале 1980- х гг., лишь 10 % ее образцов превосходили зарубежные аналоги.

    К началу 1980-х гг. даже номинальные показатели прироста ВНП упали до 3,5%, реальный же выпуск промышленной продукции по 40% ее видов был ниже уровня конца 1970-х гг. Во многих районах страны вводилась карточная система распределения аграрной продукции.

    Отсутствие перемен в политической жизни на протяжении почти двух десятилетий, упадок экономики дали основание назвать этот период временем застоя.

    Основным источником поддержания стабильности в обществе стали высокие цены на нефть на мировом рынке. Ее доля в советском экспорте за 1960—1985 гг. увеличилась с 16,2 до 54,4%.

    Причины кризиса лежали в принципах функционирования жестко централизованной системы управления. Бюрократия центральных ведомств по-прежнему мало считалась с интересами про­изводителей, стремилась ограничивать их самостоятельность.

    Коллективность руководства

    Директора предприятий не были заинтересованы в повышении производительности труда, внедрении новой техники.

    При сложившейся системе управления экономикой плановые задания предприятиям устанавливались из расчета роста объема производства на 5—8% от достигнутого уровня. Их невыполнение наказывалось административными и хозяйственными методами. Многие хозяйственники искусственно сдерживали рост производства, чтобы иметь «резерв» мощностей для выполнения планов. Сохранялся и даже возрастал перекос в развитии народного хозяйства в пользу тяжелой и оборонной промышленности. Если в 1970-е гг. СССР обогнал США по выплавке стали и чугуна, то по производству основных видов товаров народного потребления он отставал в 6—10 раз.

    Серьезные помехи углублению реформ создали внешние условия. Сложившаяся на международной арене ситуация дала дополнительные аргументы в пользу наращивания военной мощи СССР увеличила влияние военно-промышленных кругов в руководстве страны.

    Предыдущая12345678910111213141516Следующая

    Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1392;

    ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

    Коллективное руководство

    Cтраница 1

    Коллективное руководство — стиль управления, к которому, по крайней мере по внешним признакам, стремятся многие — это по существу коллективное принятие решений.  [1]

    Коллективное руководство в сочетании с персональной ответственностью за порученное дело.  [2]

    Коллективное руководство партии гарантирует правильное руководство, всесторонний глубокий разбор и ленинское решение важнейших вопросов жизни партии и государства.  [3]

    Органы коллективного руководства имеют также профессиональные союзы, комсомол. В Советах депутатов трудящихся все важнейшие вопросы рассматриваются на сессиях Советов, а в период между сессиями — на заседаниях президиумов и исполкомов Советов. КПСС постоянно совершенствует деятельность этих испытанных аккумуляторов коллективной мысли.  [4]

    Принцип коллективного руководства является элементарным для пролетарской партии, для партии ленинского типа, однако приходится подчеркивать эту старую истину потому, что в течение примерно 20 лет у нас фактически не было коллективного руководства, процветал культ личности, осужденный еще Марксом, а затем и Лениным, и это, конечно, не могло не оказать крайне отрицательного влияния на положение в партии и на ее деятельность. И теперь, когда в течение последних трех лет восстановлено коллективное руководство Коммунистической партии на основе ленинской принципиальности и ленинского единства, чувствуется все плодотворное влияние ленинских методов руководства.  [5]

    Ленинский принцип коллективного руководства, восстановленный Центральным Комитетом партии после XIX съезда, стал незыблемой основой всей деятельности нашей партии, обеспечил и обеспечивает творческое применение марксизма-ленинизма, учет современной обстановки и вытекающих из нее задач, правильность принимаемых решений и высокую принципиальность в борьбе за их осуществление.  [6]

    Что принцип коллективного руководства на всех ступенях, от ЦК до первичных организаций, успешно в настоящее время восстанавливается, об этом говорят все больше развертывающиеся критика и самокритика, действительно коллективное обсуждение и решение важнейших вопросов в партийных органах. Без малейшего сомнения можно сказать, что в Центральном Комитете принцип коллективного руководства восстановлен полностью. Решение всех важнейших вопросов перешло в руки регулярно собирающегося Пленума ЦК — этого широкого, коллегиально действующего партийного центра, теснейшим образом связанного с решающими участками строительства коммунистического общества. Коллективный опыт Центрального Комитета, опирающийся на марксизм-ленинизм, обеспечивает правильное руководство партией и страной, незыблемое единство ее рядов.  [7]

    Как член коллективного руководства КПСС А. Н. Косыгин принимает непосредств.  [8]

    Возвышение Брежнева внутри коллективного руководства было оформлено на XXIII съезде КПСС в марте — апреле 1966 г. Этот съезд в полной мере отразил противоречия тогдашнего внутриполитического курса.  [9]

    Таковы лойяльность и коллективное руководство Бухарина.  [10]

    Сталина было создано коллективное руководство страной и партией.  [11]

    Восстановление ленинского принципа коллективного руководства в партии, смелое вскрытие недостатков в партийном и государственном строительстве являются важным условием улучшения всей деятельности партии, повышения активности коммунистов, воспитания в широких партийных массах чувства ответственности за великое дело партии. Это еще больше укрепило единство рядов нашей партии, которая пришла на свой XX съезд еще более монолитной, тесно сплоченной вокруг ленинского Центрального Комитета КПСС.  [12]

    По сравнению с коллективным руководством к практическим занятиям разделы II и VII написаны заново, разделы III, IV и V подверглись переработке в соответствии с новыми данными; кроме того, в разделы III и V введены методы количественного определения ряда ве — — ществ.

    Тест с ответами по теме: СССР В годы «коллективного руководства» 1964-1984

     [13]

    Брежнева перекрыто новой нормой коллективного руководства, запрещавшей первому секретарю ЦК КПСС занимать пост руководителя советского правительства.  [14]

    Соблюдение и впредь ленинских принципов коллективного руководства и норм партийной жизни гарантирует партию от серьезных ошибок и обеспечит нам новые успехи в коммунистическом строительстве.  [15]

    Страницы:      1    2    3    4

    Оставьте комментарий