Эксперимент метод исследования


Содержание

Наблюдение, измерение,эксперимент

наблюдение. В ряде наук это единственный эмпирич метод. Классической наблюдательной наукой является астрономия. Все ее достижения связаны с совершенствованием техники наблю­дения. Не меньшее значение наблюдение имеет в поведенческих науках. Основные результаты в этологии (науке о поведении живот­ных) получены с помощью наблюдения за активностью животных в естественных условиях. Наблюдение имеет огромное значение в физике, химии, биологии. С наблюдением связан так называемый идиографический подход к исследованию реальности. Последовате­ли этого подхода считают его единственно возможным в науках, изу­чающих уникальные объекты, их поведен и историю.

Идиографический подход требует наблюдения и фиксации еди­ничных явлений и событий. Он широко применяется в историчес­ких дисциплинах. Важное значение он имеет и в психологии. До­статочно вспомнить такие исследования, как работу А.Р. Лурии "Ма­ленькая книжка о большой памяти" или монографию З.Фрейда "Ле­онардо да Винчи".

Идиографическому подходу противостоит номотетический подход— исследование, выявляющее общие законы развития, существова­ния и взаимодействия объектов.

Наблюдение является методом, на основе которого можно реа­лизовать или номотетический, или идиографический подход к по­знанию реальности.

1.Наблюдение-целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объ­екта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описа­нием поведения объекта.

Наблюдение может проводиться непосредственно или же с ис­пользованием технич средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюден и пр.). Одна­ко с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встре­чающиеся в обычных, "норм" условиях, а для познания су­щественных свойств объекта необходимо создание особых условий, отличных от "нормальных". Наблюдение не позволяет исследователю целенаправленно варьировать условия наблюдения в соответствии с замыслом. Исследователь не может воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосред­ственного восприят.Эксперимент позволяет выявить причинные зависимости и от­ветить на вопрос: "Что вызвало изменение в поведении?". Наблю­дение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволи­тельно вмешиваться в естественное течение процесса.

Главными особенности:

-непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

-пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюден;

-сложность (порой-невозможность) повторного наблюден. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодейств наблюдателя и наблюдаемого. Присутствие иссле­дователя, если испытуемый знает, что за ним наблюдают, оказывает влияние на его поведен.

Ограниченность метода вызвала к жизни др, бо­лее "совершенные" методы эмпирич исследован: экспери­мент и измерение (позволяют объективи­ровать процесс, ибо они проводятся с использованием спец аппаратуры и способов объективной регистрации результатов в ко­личественной форме).В отличие от наблюден и измерен, эксперимент позволяет воспроизводить явления реальности в спец созданных усло­виях и тем самым выявлять причинно-следственные зависимости между явлением и особенностями внешних условий.

2. Измерениепроводится как в естественных, так и искусственно созданных услов. Отличие измерения от эксперимента-исследователь стремится не воздействовать на объект, а ре­гистрирует его характеристики такими, какими они являются "объ­ективно", независимо от исследователя и методики измерен (пос­леднее для ряда наук невыполнимо).

В отличие от наблюден-проводится в ходе приборно-опосредованного взаимодействия объекта и измерительного ин­струмента: естественное "поведение" объекта не модифицируется, но контролируется и регистрируется прибором. При измерении не­возможно выявить причинно-следственные зависимости, но можно установить связи между уровнями разных параметров объектов. Так измерение превращается в корреляционное исследован.

Измерение определяют как некоторую операцию, с по­мощью котор вещам приписываются числа. С математич точки зрения это "приписывание" требует установления соответст­вия между свойствами чисел и свойствами вещей. С методической -это регистрация состояния объекта (объ­ектов) с помощью состояний др объекта (прибора). При этом должна быть определена функция, связывающая состояния-объ­екта и прибора. Операция приписывания чисел объекту является вто­ричной: числовые значения на шкале прибора мы считаем не пока­зателями прибора, а количественными характеристиками состоян объекта. Специалисты по теории измерений всегда большее внима­ние уделяли второй процедуре — интерпретации показателей, а не первой — описанию взаимодействия прибора и объекта. Операция интерпретации должна точно описывать процесс взаимо­действия объекта и прибора, а именно-влияние характеристик объ­екта на его показания.

Измерение-эмпирический метод выявления свойств или состояний объекта путем организации взаи­модействия объекта с измерительным прибором, изменения состо­яний котор зависят от изменения состояния объекта. Прибором может быть не только внешний по отношению к исследователю пред­мет. Напр, линейка-прибор для измерения длины. Сам ис­следователь может быть измерительным инструментом: "чел есть мера всех вещей". И действительно, ступня, палец, предплечье слу­жили первичными мерами длины (фут, дюйм, локоть и пр.). Также и с "измерением" чел поведен: особенности поведения др исследователь может оценивать непосредственно-тогда он превращается в эксперта. Такой вид измерения сходен с наблюде­н. Но существует инструментальное измерен, когда психолог применяет какую-нибудь измерительную методику, напр тест на интеллект. В психологии под изме­рением понимают 2 совершенно различных процесса.

1. Психологическим измерением считают оценку величины тех или иных параметров реальности или оценку сходств и различий объек­тов реальности, котор производит испытуемый. На основании этих оценок исследователь "измеряет" особенности субъективной реаль­ности испытуемого. В этом смысле "психологическое измерение" является задачей, данной испытуемому.

2. Психологич измере­ние во втором значении, о котором мы и будем говорить в дальней­шем, проводится исследователем для оценки особенностей поведе­ния испытуемого. Это — задача психолога, а не испытуемого.

Наблюдение условно можно отнести к "пассивным" методам ис­следования. Действительно, наблюдая поведение людей или изме­ряя параметры поведения, мы имеем дело с тем, что нам предостав­ляет природа "здесь-и-теперь". Мы не можем повторно провести на­блюдение в удобное для нас время и воспроизвести процесс по своей воле. При измерении мы регистрируем лишь "внешние" свойства;

зачастую, чтобы выявить "скрытые" свойства, необходимо "спро­воцировать" изменение объекта или его поведения, сконструировав иные внешние условия.

3. Для установления причинно-следственных связей между явле­ниями и процессами проводится эксперимент. Исследователь ста­рается изменить внешние условия так, чтобы повлиять на изучае­мый объект. При этом внешнее воздействие на объект считается при­чиной, а изменение состояния (поведения) объекта-следствием.

Эксперимент является "активным" методом изучен реальнос­ти. Исследователь не только задает вопросы природе, но и "вынуж­дает" ее на них отвечать. Наблюдение и измерение позволяют отве­тить на вопросы: "Как? Когда? Каким образом?", а эксперимент отвечает на вопрос "Почему?".

Эксперимент-проведение исследований в спец созданных, управляемых условиях в целях проверки эксперименталь­ной гипотезы о причинно-следственной связи. В процессе экспери­мента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и из­меряет его состояние. Процедуры наблюдения и измерения входят в процесс эксперимента. Кроме того, исследователь воздействует пла­ново и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние. Эта операция называетсяэкспериментальным воздействием.Эксперимент-основной метод современного естествознания и естественнонаучно ориентированной психологии. В науч ли­т термин "эксперимент" применяется как к целостному экс­периментальному исследованию-серии экспериментальных проб, проводимых по единому плану, так и к единичной эксперименталь­ной пробе-опыту.

Наблюдение явля­ется непосредственным, "пассивным" методом исследования. Из­мерение-пассивный, но опосредованный метод. Эксперимент-активный и опосредованный метод изучения реальности.

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 210 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

  1. Клинико-психопатологический метод в психиатрии (расспрос, наблюдение, изучение творчества больных).
  2. Методы научного познания. Объяснение, формализация, наблюдение, эксперимент.
  3. Методы психологического исследования: наблюдение, самонаблюдение, целенаправленная психологическая беседа.
  4. Описание, наблюдение, сравнение

Поиск на сайте:

Поиск Лекций

Тема 3.1. Организация эксперимента, обобщение и анализ результатов.

План

1. Тема эксперимента.

2. Общая характеристика места проведения. Вид эксперимента. Объект исследования.

3. Цель экспериментального исследования. Материально-техническое обеспечение.

Методическое обеспечение. Психолого-педагогическая подготовка участников эксперимента.

4. Методы проведения эксперимента. График проведения эксперимента.

5. Методы диагностирования. Методы обработки полученной информации.

6. Обобщение и оформление, анализ результатов эксперимента.

Продолжительность: 4 часа.

Эксперимент – научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию исследователя, регистрирующего изменения в поведении изучаемого объекта. Если изучаемая область относительно неизвестна, то говорят о пилотажном эксперименте, результаты которого помогут уточнить направление дальнейшего анализа. Особую категорию образуют формирующие (обучающие) эксперименты. Они позволяют формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

Формирующий эксперимент – разновидность педагогического эксперимента, который не ограничивается регистрацией выявленных факторов, а позволяет раскрыть закономерности процессов обучения и воспитания, определить возможности их оптимизации. Педагог-исследователь включается в экспериментальную ситуацию, активно выступая инициатором создания или усовершенствования тех или иных педагогических методов, средств и подходов. Он целенаправленно преобразовывает экспериментальную ситуацию в соответствии с предварительно выдвинутой научной гипотезой для проверки ее эффективности.

По масштабу эксперименты бывают глобальные, охватывающие значительное число испытуемых, локальные и микроэксперименты — с минимальным охватом участников.

Сложились определенные правила организации экспериментов.

К ним относят такие, как недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых, гарантии от нанесения вреда для их самочувствия, от ущерба для жизнедеятельности в настоящем и будущем. В организации эксперимента действуют методологические предписания, среди которых — поиск экспериментальной базы по правилам репрезентативной выборки, пред-экспериментальная разработка показателей, критериев и измерителей, составление гипотетических разработок, которые проходят опытную проверку.

Педагогический эксперимент является методом комплексного характера, так как предполагает совместное использование методов наблюдений, бесед, интервью, анкетных опросов, диагностирующих работ, создание специальных ситуаций и др. Этот метод служит для решения следующих задач исследования:

• установление зависимости между определенным педагогическим воздействием (или их системой) и достигаемыми при этом результатами в обучении, воспитании, развитии студентов;

• выявление зависимости между определенным условием (системой условий) и достигаемыми педагогическими результатами;

• определение зависимости между системой педагогических мер или условий и затратами времени и усилий педагогов и учащихся на достижение определенных результатов;

• сравнение эффективности двух или нескольких вариантов педагогических воздействий или условий и выбора для них оптимального варианта с точки зрения какого-то критерия (эффективность, время, усилия, средства и т.д.);

• доказательство рациональности определенной системы мер по ряду критериев одновременно при соответствующих условиях;

• обнаружение причинных связей.

Сущность эксперимента состоит в том, что он ставит изучаемые явления в определенные условия, создает планомерно организуемые ситуации, выявляет факты, на основе которых устанавливается неслучайная зависимость между экспериментальными воздействиями и их объективными результатами.

В отличие от изучения педагогического явления в естественных условиях путем непосредственного наблюдения эксперимент позволяет:

• искусственно отделять изучаемое явление от других;

• целенаправленно изменять условия педагогического воздействия на испытуемых;

• повторять отдельные изучаемые педагогические явления примерно в тех же условиях.

Педагогический эксперимент — это своеобразный комплекс методов исследования, предназначенный для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез. Он позволяет глубже, чем другие методы, установить характер связи между различными компонентами педагогического процесса, между факторами, условиями и результатами педагогического воздействия; проверить эффективность тех или иных педагогических нововведений; сравнить эффективность различных факторов или изменений в структуре процесса и выбрать наилучшее их сочетание для данных условий; выявить необходимые условия для реализации определенного комплекса задач известными средствами; обнаружить особенности протекания процесса в новых условиях и т.д. Эксперимент позволяет установить закономерные связи между явлениями не только в качественной, но и в количественной форме.

Наиболее важные условияэффективности эксперимента:

  • предварительный тщательный теоретический анализ явления, его исторический обзор, изучение массовой практики с целью максимального изучения поля эксперимента и его задач;
  • конкретизация гипотезы, т.е. необходимость экспериментального доказательства ввиду новизны, необычности, несовпадения с существующими мнениями. В этом смысле гипотеза не просто постулирует, что данное средство улучшит результаты процесса (порой это очевидно и без доказательства), а высказывает предположение, что это средство из ряда возможных окажется наилучшим для определенных условий.

Эффективность эксперимента зависит от умения четко сформулировать его задачи, разработать признаки и критерии, по которым будут изучаться явления, средства, оцениваться результат и пр. Целесообразно внести в структуру научного исследования специальную процедуру доказательства доступности делаемых из эксперимента выводов и рекомендаций. Без такого доказательства выводы часто оказываются недоступными с точки зрения расходов времени и усилий учителей и учащихся для применения в условиях массовой школы.

В курсовой работеобязательнодается описание опытно-экспериментальной работы. Дают подробную характеристику испытуемых с указанием их возраста и количества, характеризуют материал, используемый в опытной работе, и если он представляет собой изображение предметов, то его описание включают в текст или приложение. Здесь указывают, какое оборудование (приборы, аппаратура) использовалось; необходимо описать и весь ход работы, включая инструкцию, которая давалась испытуемым. Следует упомянуть, каким способом обрабатывались полученные данные.

Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т.д. К таблицам, рисункам нужно сделать краткие, но понятные подписи, под рисунками поместить пояснения, расшифровку сокращений. Все иллюстрации следует выполнять аккуратно. Здесь же можно привести выдержки из словесных отчетов.

Обсуждение результатов — следующий важный этап работы, в ходе которого необходимо ответить на вопросы: почему так получилось? В чем причины? Как можно объяснить тот или иной факт? На этом этапе необходимо привлечь теоретические и практические данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать интерпретацию, охарактеризовать полученные данные. Делать это целесообразно в той же последовательности, в какой представлены результаты исследования в тексте. Это обеспечивает стройность и логику изложения. Необходимо выяснить, подтвердилась или нет гипотеза исследования (если она была).

В дипломной работе чаще всего используется формирующийэксперимент. Суть его заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента — изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных.

Можно выделить следующие этапы экспериментальной работы.

1. Построение гипотезы, формулирование основной цели и задач.

2.Создание программы эксперимента.

3.Разработка путей и способов фиксирования его результатов.

4.Осуществление эксперимента.

5.Количественная и качественная обработка результатов.

6. Обобщение, объяснение результатов, формулирование выводов.

Успех эксперимента во многом зависит от того, как разработана его программа.

Исследователи могут взять за основу общую структуру программы эксперимента, разработанную А. С. Сиденко.

Пункт программы Содержание Вопрос для ответа
1. Педагогическая цель Ожидаемый результат педагогической деятельности, выраженный в позитивных изменениях, появившихся у учащихся благодаря экспериментальной разработке Что хотите изменить в ученике? Какие качества личности хотите воспитать в ученике за счет экспериментальных действий? Какие способности хотите раз. вить? Какие изменения в знаниях и умениях ученика намерены получить?
2. Цель эксперимента Ожидаемый результат деятельности экспериментатора, выраженный в получении нового знания о педагогической действительности Что вы хотите разработать и апробировать? Что (какие экспериментальные разработки) будут внедрять в учебный процесс и проверять? Что будет апробироваться: программа, концепция, методика и т.д.?
3. Гипотеза Логически обоснованное предположение Что предполагаете? В чем состоит совокупность педагогических действий, направленных на достижение цели? Что будете проверять?
4. Диагностический инструментарий Средства оценивания результатов эксперимента: контрольные работы, анкеты, тесты, стенограммы уроков С помощью чего будет осуществляться контроль за результатами? С помощью какого типа задач или заданий для учащихся будет проверяться результативность эксперимента?
5. Критерии оценки ожидаемых результатов Признаки, на основании которых производится оценка эффективности экспериментальной разработки С помощью каких признаков в изменении состояния учащихся будет оцениваться результативность экспериментальных материалов? Как вы предполагаете их фиксировать, диагностировать, какие изменения произошли в сознании учащихся?

Особые затруднения вызывает определение признаков, свидетельствующих об изменениях объекта исследования, способов их фиксации и применения.

Для изменения признаков, характеризующих изменения в изучаемом объекте, предлагаются следующие действия:

— принять некоторые теоретические положения измеряемого свойства и разработать соответствующие показатели;

— разработать методики сбора информации о проявлении данного свойства у каждого испытуемого;

— определить нормы первичной оценки по некоторой системе ранговых баллов;

— составить матрицы описаний (ранговые оценки или протоколы наблюдений).

Например:

№ п/п ученика Оценки за выполнение творческих заданий

Примечание.2 — задание выполнено полностью; 1 — задание выполнено частично; О — задание не выполнено.

Протокол наблюдений может иметь и такой вид:

Признак измерения/ Объект измерения
1.        
2.          
3.          
           

В этом случае признаку необходимо дать операциональное определение, тогда и протокол будет выглядеть так:

Результаты экспериментального обучения учащихся выявлению проблем и постановке проблемных вопросов
№ п/п ученика Анализ проблемной ситуации Выделение противоречия между имеющимися у учащихся знаниями и теми, которые необходимы для разрешения проблемы Формулирование проблемного вопроса
+
+ + +
+ + +

Полученные в ходе педагогического эксперимента данные подвергаются качественной и количественной обработке.

Список литературы

1. Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. – М., 1999.

2. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. Учебник для студ. сред. учеб. заведений.-3-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.

3. Константинов В.В. Экспериментальная психология: Курс практического психолога. – СПб.: Питер, 2006.

4. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. Учебно-методическое пособие. /Сост. И.Н. Кузнецов – М., 2002.

5. Сиденко А. Как разрабатывать программу эксперимента. Директор школы – 1998.

6. Солсо Р., Кимберли М. Эксперимент: планирование, контроль, проведение, анализ. – М., 2003.

Лекция 5

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

5. Метод эксперимента в психологии.

Эксперимент — один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальною организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными факторами и регистрирующего соответствующие изменения в поведении испытуемого. Эксперимент позволяет осуществить относительно полный контроль переменных. Если при наблюдении часто невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно их планировать и не допускать появления неожиданностей. Возможность манипулирования переменными — одно из важных преимуществ эксперимента перед наблюдением. Достоинство эксперимента заключается также в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психологического явления от изменяемых внешних условий.

Выделяются такие разновидности эксперимента, как лабораторный эксперимент на основе моделированной деятельности и естественный эксперимент на основе реальной деятельности. Разновидностью последнего является полевое исследование.

Различают также констатирующий и формирующий эксперимент. Первый из них направлен на констатацию связей, складывающихся входе развития психики. Второй позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, память, мышление и др.

При проведении эксперимента большое значение имеет правильное планирование эксперимента. Различают традиционный и факторный планы эксперимента.

При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном — несколько.

Обладая несомненными достоинствами эксперимент как метод психологического исследования имеет и ряд недостатков. При чем, многие из них оказываются обратной стороной его преимуществ. Чрезвычайно сложно организовать эксперимент таким образом, чтобы испытуемый не знал об этом. Отсюда происходят вольные или невольные изменения в его поведении. Кроме того, результаты эксперимента могут искажаться некоторыми факторами, связанными с присутствием экспериментатора и тем самым оказывающими влияние на поведение испытуемого. Получаемое в результате эксперимента эмерические зависимости большей частью имеют статус корреляции т.е. вероятностных и статистических зависимостей, как правило, не всегда позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. И наконец, применим не ко всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей.

Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных и в известном смысле искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Наиболее существенный недостаток этого метода — его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а, следовательно, к неправильным выводам. Данный недостаток лабораторного эксперимента до известной степени устраняется при организации.

Естественный эксперимент — особый вид психологического эксперимента, соединяющий в себе положительные черты объективного наблюдения и метода лабораторного эксперимента. Он производиться в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Наблюдение не редко дополняется беседой с испытуемым. Недостатком этого метода является трудность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты естественного эксперимента обрабатываются путем количественного анализа полученных данных. Одним из вариантов естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, при котором изучение обучаемого и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению.

Одна из разновидностей эксперимента в психологии — социометрический эксперимент. Он используется для изучения взаимоотношений между людьми, положения, которое занимает человек в той или иной группе (заводской бригаде, школьном классе, группе детского сада). При изучении группы каждый отвечает на ряд вопросов, касающихся выбора партнеров для совместной работы, отдыха, занятий. По результатам можно определить наиболее и наименее популярного человека в группе.

  Эксперимент Наблюдение
1) В форме постановки вопроса Проверить гипотезу (особо пилотажный) собрать всю информацию
2) В условиях проведения Четко обозначены и стабильны Изменчивы
3) В точности данных Высокая точность Низкая точность

Наблюдение состоит в том, чтобы идентифицировать, назвать, сравнить и описать поведение. Метод наблюдения с переменным успехом применялся в ходе исторического развития психологии и наиболее активно использовался в рамках возрастной психологии.

На заре психологии многие ученые, наблюдавшие за развитием своих детей, вели дневниковые записи. И далее, вплоть до конца ХIХ века, ученые предпочитали исследовать поведение детей с помощью метода наблюдения.

Однако в последующий период, в связи с широким распространением бихевиорального подхода и утверждением экспериментального метода и лабораторных исследований, метод наблюдения отодвигается на второй план. С 60-х годов XX века ученые начинают вновь обращаться к детскому поведению как предмету исследования, и это приводит к повышению значимости метода наблюдения. Усиление интереса ученых к методу наблюдения вызвано неудовлетворением и негативными эффектами от преимущественного использования в психологии лабораторных экспериментов.

Метод наблюдения, в отличие от экспериментального, имеет описательные цели, то есть не предусматривает манипуляцию независимой переменной и выявление причины и следствия. Наблюдение используется в основном в возрастной психологии. Недостатком в применении этого метода является субъективность, избежать которой можно, используя систематические процедуры и строгое планирование наблюдения.

Цель наблюдения – определить, что такое поведение. Это трудная задача, потому что поведение – очень широкое понятие. Поведение имеет неврологическую, физиологическую и анатомическую основы, а также включает индивидуальные действия и взаимодействия со средой и другими индивидами.

Наблюдать – означает также и классифицировать. Классификация может быть проведена на основании конкретных или абстрактных критериев. Под конкретными критериями понимаются формальные, топологические и кинетические свойства поведения (например, поза, локализация в пространстве, ориентация). Кроме того, к конкретным критериям относится влияние поведения на саму среду (социальную или биологическую) – индивид может деформировать среду и сместить ее элементы. Абстрактные критерии предполагают теоретическую интерпретацию конкретных показателей. Таким образом, исследуются не только причины, но и функции поведения.

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1638 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Исследование и эксперимент

(по материалам Новикова А.М.

и Новиковой Т.Г.)

Экспериментальная работа в образовательных учреждениях в последнее время стала достаточно массовым видом научно-педагогической деятельности. Исследовательская работа экспериментатора требует особой квалификации, навыков научной деятельности. Приобретение их требует значительного времени и усилий. Недостаточный уровень научно-теоретических знаний, методологической и методической подготовки, часто не позволяет учителю успешно ставить и самостоятельно решать исследовательские задачи в учебно-воспитательном процессе.

Под исследованием понимается сложная, целенаправленная, аналитическо-синтетическая, берущая начало из практики и к ней возвращающаяся, интеллектуальная познавательная деятельность, характерным признаком которой является планомерное систематическое изучение объектов реальной действительности точно установленными методами и средствами. (16,63)

Исследование преследует две цели:

1.Определение, выявление новых соотношений, взаимосвязей, данных, которые хотя и не могут рассматриваться как окончательные результаты, но позволяют ответить на ряд нерешенных вопросов. Нельзя полагать, что выводы сделанные на основе исследования, будут окончательными.

2.Проверка и подтверждение определенных фактов или теоретических положений. Проверка данных — это непременное условие достоверности и научной обоснованности результатов.

В материалах «Стратегии модернизации общего образования» под экспериментом понимается комплекс работ по проверке, опытной реализации, доработке и подготовке к широкому распространению основных идей обновления школы.

Эксперимент — метод педагогических исследований, при котором происходит активное воздействие на педагогические явления путем создания новых условий, соответствующих цели исследования

По традиции, любые инновации в сфере образования принято называть «экспериментом».

Педагогический эксперимент — эксперимент особого рода, задачей которого является выяснение сравнительной эффективности применяемых в учебно-воспитательной деятельности технологий, методов, приемов, нового содержания и т.п.

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Особенности эксперимента заключаются в активном воздействии экспериментатора на изучаемую ситуацию и замерах сдвигов в психологических, педагогических, поведенческих характеристиках, происходящих под влиянием этого воздействия.

Исследование носит более глубокий характер, чем эксперимент и преследует более глобальные в научном плане, стратегические цели.

Основные признаки эксперимента и исследования

Основные признаки исследования

Основные признаки эксперимента

Целенаправленность

Целенаправленность

Опора на научную теорию

Опора на научную теорию

Систематичность

Ориентация на получение нового знания, включающего в себя выделение факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности

Взаимосвязь всех элементов, процедур и методов

Критерий истинности научного познания

Наличие научного аппарата: объекта, предмета, цели, гипотезы, задач исследования, критериев оценки результатов для решения задач исследования

Наличие научного аппарата: объекта, предмета, цели, гипотезы, задач исследования, параметров и критериев оценки результатов, комплекса методов для решения задач

Использование научного языка для описания исследовательской деятельности

Использование научного языка для описания экспериментальной деятельности

Построение в рамках логико-конструктивных схем, элементы которых можно однозначно истолковать и использовать в научной и практической деятельности

Описание условий, факторов, влияющих на результаты (зависимых и независимых переменных, а также дополнительных переменных)

Точно описанные методы и средства исследования

Обеспечение достоверности, воспроизводимости результатов эксперимента

Наличие стратегии исследования

Технологичность

Носит более глубокий характер и преследует более глубокие цели по сравнению с экспериментом

Наличие программы экспериментальной деятельности, экспериментальных разработок

Выводы могут быть и неокончательными

Создание экспериментальных разработок

Похожие главы из других работ:

Валидность психологического эксперимента

1.2 Виды валидности при оценке психологического эксперимента

Виды валидности — это направления сравнений реально проводимых экспериментов с мысленными образцами. Оценка валидности связана как с оценкой реализации выбранных форм экспериментального контроля…

Диагностика интеллекта

2. Оценка интеллекта

В 1905 году Альфред Бине по поручению министерства образования Франции разработал методики, с помощью которых можно измерять уровень умственного развития ребенка. Для каждого возраста подбирались свои задания…

Достоверные и артефактные выводы в экспериментальном исследовании

1.2 Оценка валидности эксперимента как условие достоверных выводов

Иногда оценку достоверности выводов связывают с возможностью сделать на основе проведенного эксперимента такие выводы, которые являлись бы обоснованными в случае приближения этого эксперимента к безупречному…

Изучение процессов запоминания

ГЛАВА 3. ОБОБЩЕНИЕ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА

Экспериментальные исследования проводились по методикам, описанным в главе 2. В всех экспериментах принимало участие 15 человек.

Эксперименты проводились среди студентов в дневное время, в помещении аудитории. Возраст испытуемых 20 — 25 лет…

Интеллектуальные способности, самосознание, общение и социализация личности

5. Оценка качества образования

Комплексная диагностика личности

2.1.2 Оценка памяти

Цель: Определение уровня развития смысловой и зрительной памяти подростков и взрослых. Тест 1 Запоминание логически не связанного материала Инструкция: Испытуемому предлагают зрительно запомнить 20 слов вместе с порядковыми номерами…

Комплексная диагностика личности

2.1.3 Оценка мышления

Методика "Сложные аналогии" Цель: используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей [8]. Предназначена для испытуемых подросткового…

Комплексная диагностика личности

2.2.1 Оценка характера

Цель: Данное исследование было проведено по методике Шмишека [5] и предназначено для выявления акцентуированных свойств характера и темперамента лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых…

Методы эмпирического исследования

4. Оценка качества психологического эксперимента

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего…

Психологический анализ профессионально важных качеств сотрудников ОВД (когнитивные и коммуникативные составляющие)

Глава 1. Профессионально важные качества — основа профессионально-психологического отбора.

Психологический эксперимент

2. Личность испытуемого и ситуация психологического эксперимента

Психологический эксперимент — это встреча испытуемого (испытуемых) с экспериментатором. Однако за ней следует расставание. Ситуация эксперимента может быть рассмотрена как с внешней стороны ("вход" и "выход" из ситуации)…

Роль морально-психологического климата для эффективного управления

2. Оценка морально-психологического климата в организации на примере ГБУК «Иркутская областная юношеская библиотека ИМ. И.П. Уткина»

Роль морально-психологического климата для эффективного управления

2.3 Практическая оценка социально-психологического климата в Иркутской областной юношеской библиотеке им. И.П. Уткина

Для оценивания некоторых основных проявлений психологического климата коллектива воспользуемся картой-схемой Л.Н. Лутошкина. Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива…

Управление психологией персонала

6.3. Функциональная оценка.

Функциональная оценка руководителя основывается на ана-лизе процесса труда, выяснении, насколько он хорошо справляет-ся со своими должностными обязанностями…

Эксперимент как основной метод психологического исследования

2. Этапы психологического эксперимента

1. Любое исследование начинается с определения его темы. Тема ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода. Однако первым этапом собственно исследования является первичная постановка проблемы…

Оставьте комментарий