Экономическая политика витте


Основные направления деятельности С.Ю. Витте.

Предыдущая567891011121314151617181920Следующая

Несмотря на очевидный прогресс, Россия еще по многим показателям в несколько раз отставала от наиболее развитых стран. К 1880-ым годам возникли новые проблемы, которые необходимо было преодолеть для дальнейшего процесса индустриализации. Финансовая система страны была полностью расстроена, наблюдался высокий уровень инфляции, внутренних ресурсов не было достаточно для развития промышленности. В это не простое время на пост министра финансов был назначен С.Ю. Витте, выдающийся реформатор в истории России.

Уже в самом начале своего пребывания на посту министра финансов Витте начал разрабатывать программу экономических преобразований. Витте утверждал, что именно в результате «твердой» торгово-промышленной политики может быть решена экономическая задача» — создание «своей собственной» национальной экономики. При этом С.Ю. Витте сосредотачивал внимание на 2 важнейших аспектов его программы – проведение политики протекционизма и привлечение иностранного капитала.

К нач. 20 века Витте имел четкую программу развития экономики:

● догнать промышленно развитые страны,

● занять прочные позиции в торговле с Востоком,

● обеспечить активное внешнеторговое сальдо — при неограниченном вмешательстве гос-ва в экономику и при стабильной самодержавной власти.

1. Стабилизация финансовой системы

Для предотвращения в жизнь экономических преобразований, С.Ю. Витте сначала было необходимо стабилизировать финансовую систему. Стала очевидной необходимость перехода к золотому стандарту для уменьшения уровня инфляции и стабилизации рубля. Чтобы решить эту проблему, С.Ю. Витте предпринял следующий ряд мер:

● Поддержание профицита государственного бюджета (т.е. превышение дохода над расходами)

○ Введение высоких косвенных налогов на товары массового потребления

○ 1895 год – введение казенной винной монополии (четвертую за всю историю России), которая стала одной из основных статей государственного дохода

● Сокращение государственных расходов

● Накопление золотого запаса (по средствам иностранных займов и поддержания активного внешнеторгового баланса)

Самым главным условием экономических преобразований стала денежная реформа 1895—1897 гг., гарантировавшая стабильность и платежеспособность рубля. Ее результатом стало введение в стране золотого стандарта. Денежная реформа проводилась в несколько этапов, механизм ее был следующим:

● Закон «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет» 1897 года. В соответствии с этим законом были выпущены золотые монеты следующим номиналом:

○ 5 руб.

○ 7,5 руб.– полуимпериал

○ 10 руб.– червонец

○ 15 руб.– империал

● Вводился свободный обмен кредитных билетов на золото, причем прежний бумажный кредитный рубль приравнивался по существовавшему тогда курсу к 66,3 коп. золотом.

● «Государственной российской монетной единицей» становился золотой рубль (равен 0.774 г чистого золота). Серебряная монета была превращена во вспомогательную денежную единицу.

Проведенная денежная реформа усилила прилив иностранных капиталов в экономику, а также превратила рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банковского дела.

2. Привлечение иностранных инвестиций

К концу 19 века перед страной встала еще одна проблема: внутренние ресурсы – кредиты, заемные средства — не могли покрыть потребность развивающейся промышленности в капитал. Необходимо было найти новые источники финансирования отечественной промышленности.

С.Ю. Витте сумел решить эту задачу с помощью привлечения крупных инвестиционных средств. Благодаря богатым природным ресурсам и дешевой рабочей силе, существовала высокая норма прибыли, что было привлекательно для иностранных предпринимателей. Введение золотого стандарта также способствовало привлечению в Россию иностранного капитала: зарубежные предприниматели не опасались обесценивания вложенных денежных капиталов. Это позволило существенно расширить источники финансирования.

Приток иностранного капитала стал массовым явлением, за период 1881 — 1897 гг. он составил 1 млрд. золотых рублей. Английские предприниматели предпочитали вкладывать инвестиции в добычу нефти и цветных металлов, а германские – в электротехнику и химию. Французские инвестиции в основном были направлены в горно-металлургические предприятия, а также совместно с бельгийскими капиталовложения – в банковскую сферу.

С.Ю. Витте выступал за неограниченное привлечение иностранных капиталов, несмотря на серьезную оппозицию, которую он встретил среди приближенных Николая 2. Главным противником его идей был кн. Александр Михайлович, который настаивал на ограничение доступа зарубежного капитала в Россию, в частности в нефтедобывающую промышленность. С.Ю. Витте пришлось неоднократно доказывать свою позицию. Он убеждал царя, ссылаясь на опыт Англии, США и др. государств, которые добились создания своей промышленности с помощью иностранных капиталов, что «прилив чужих сбережений» не отразится на национальном характере русской промышленности.

3. Промышленная политика

Как отмечал С.Ю. Витте, стабильность денежной системы и крепкие финансы не приведут к моментальному развитию промышленности. Необходимы значительные усилия со стороны государства для того, чтобы страна превратилась в индустриальную, развитую державу.

С.Ю. Витте продолжил политику протекционизма для защиты отечественных предприятий и создания для них благоприятных условий во внешней торговле. Высокие таможенные пошлины на импорт, доходившие до 33 %, поддерживали национальных производителей.

4. Развитие железнодорожного транспорта

Для достижения наибольшего положительного эффекта от изменений в экономической жизни страны было необходимо сосредоточить все усилия: и государства, и национальных промышленников. С.Ю. Витте удачно определил ту отрасль, которая послужила толчком к развитию всей экономики. Этой отраслью стало строительство железных дорог. С одной стороны, развитие железнодорожного транспорта стимулировало рост добывающих отраслей и металлургии, с другой — требовало развития машиностроения, вагоно- и паровозостроения. Если в 1861 году протяженность ж/д насчитывало лишь 1,5 тыс. верст, то к 1899 их общая протяженность достигал уже 58 тыс., при ежегодном введении в строй около 5 тыс. верст.

При С.Ю. Витте возобновилось строительство Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока. Транссибирская магистраль оказала огромное влияние на экономику страны: завершение ее строительство помогло освоить богатства Сибири и Дальнего Востока и активизировать «дальневосточную политику» России, к тому же вдоль неё стали строиться промышленные предприятия и возникать новые города

Таким образом, разветвленная система железных дорог, которая с 1890 года увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в народнохозяйственный комплекс отдаленные районы и приводила к региональной специализации в сельском хозяйстве. Железные дороги прочно соединяли центр с крупными зерновыми районами, морскими портами и промышленными районами (Донбасс, Криворожье, Урал, Баку).

Железные дороги, предъявляя огромный спрос на металл, уголь, лес, нефть, послужили мощным стимулом для развития различных отраслей промышленности. Стоит отметить, что концентрация российских капиталов началась преимущественно в сфере железнодорожного строительства.

5. Аграрный вопрос

С.Ю. Витте удалось добиться принятия закона об отмене круговой поруки в общине. Создано Особое Совещание для определения нужд с/х. На местах созданы губернские и уездные комитеты для анализа сельхоз производства и выработки мер по «улучшению благосостояния крестьян». Предлагалось постепенно переводить крестьян от общинного к подворному и хуторскому хоз-ву.

Но реализовать свои планы по крестьянскому вопросу Витте не удалось. Действия Витте вызвали недовольство в правительственных кругах и среди общественности, его обвиняли в разрушении основ хоз. жизни страны, распродаже страны иностранцам и пр. Активно при этом выступал давний противник Витте – министр внутр. дел В.К. Плеве.

Денежная реформа С.Ю. Витте

Несмотря на очевидный прогресс, Россия еще по многим показателям в несколько раз отставала от наиболее развитых стран. К 1880-ым годам возникли новые проблемы, которые необходимо было преодолеть для дальнейшего процесса индустриализации. Финансовая система страны была полностью расстроена, наблюдался высокий уровень инфляции, внутренних ресурсов не было достаточно для развития промышленности. В это не простое время на пост министра финансов был назначен С.Ю. Витте, выдающийся реформатор в истории России.

Для предотвращения в жизнь экономических преобразований, С.Ю. Витте сначала было необходимо стабилизировать финансовую систему. Стала очевидной необходимость перехода к золотому стандарту для уменьшения уровня инфляции и стабилизации рубля. Чтобы решить эту проблему, С.Ю. Витте предпринял следующий ряд мер:

● Поддержание профицита государственного бюджета (т.е. превышение дохода над расходами)

○ Введение высоких косвенных налогов на товары массового потребления

○ 1895 год – введение казенной винной монополии (четвертую за всю историю России), которая стала одной из основных статей государственного дохода

● Сокращение государственных расходов

● Накопление золотого запаса (по средствам иностранных займов и поддержания активного внешнеторгового баланса). Золотой запас страны возрос в три раза и достиг 649 млн. руб

Самым главным условием экономических преобразований стала денежная реформа 1895—1897 гг., гарантировавшая стабильность и платежеспособность рубля. Ее результатом стало введение в стране золотого стандарта. Денежная реформа проводилась в несколько этапов, механизм ее был следующим:

● Закон «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет» 1897 года. В соответствии с этим законом были выпущены золотые монеты следующим номиналом:

○ 5 руб.

○ 7,5 руб.– полуимпериал

○ 10 руб.– червонец

○ 15 руб.– империал

● Вводился свободный обмен кредитных билетов на золото, причем прежний бумажный кредитный рубль приравнивался по существовавшему тогда курсу к 66,3 коп. золотом.

● «Государственной российской монетной единицей» становился золотой рубль (равен 0.774 г чистого золота). Серебряная монета была превращена во вспомогательную денежную единицу.

Проведенная денежная реформа усилила прилив иностранных капиталов в экономику, а также превратила рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банковского дела.

Предыдущая567891011121314151617181920Следующая



МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

при МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра теории, истории

государства и права

Студентка I курса

экономико-правового факультета

Багрова М.В.

ДЭ – 01 – 01

Реформаторская деятельность С.Ю. Витте

(реферат)

Научный руководитель:

доктор исторических наук,

профессор

С.Н. Шевляков

Москва 2001

Введение. 2

Личность С.Ю. Витте. 3

Экономические преобразования. 4

Денежная реформа. 6

Поддержка и развитие промышленности. 9

Сельское хозяйство. 10

Отстранение Витте от должности министра финансов. 11

Правительство С.Ю. Витте, и попытки продолжения реформ. 12

С.Ю. Витте и события 1905 года: манифест 17 октября. 13

Отставка Витте и его смерть. 17

Заключение. 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 24

Введение.

Я приступаю к изучению деятельности очень интересной личности С.Ю. Витте. Преобразование тарифного дела, превращение России в крупнейшую железнодорожную державу, управление финансами в сложную эпоху перехода страны на промышленный путь развития, смелая валютная реформа, введение казенной продажи винно-водочной продукции, подъем технологии финансового управления до высокого уровня, Портсмутский мир с Японией, манифест 17 октября, ряд важнейших законов 1905 — 1906 годов — все это связано с именем Витте. Он был министром путей сообщения и министром финансов, председателем Совета министров России, почетным членом Императорской академии наук, кавалером многих российских и иностранных орденов, получил титул графа за заслуги перед Отечеством.

Эта тема актуальна с позиции современной России, ее экономических и политических проблем. Так же, как и во времена Николая II, Россия требует определенных преобразований и реформаторов, приводящих их в действие. Таких, каким был С.Ю. Витте.

На протяжении многих лет к мемуарам Витте как источнику по истории России конца XIX — начала XX в. обращаются за фактическими сведениями советские исследователи, работающие над различными сторонами истории России — внешней политикой и международными отношениями, революционным движением и контрреволюционной политикой царизма, народным хозяйством и финансами. Критическое использование этих фактических сведений в сопоставлении с материалом других источников расширяет наши представления об одном из важнейших периодов истории нашей родины.

Несомненно то, что Витте входил в число людей, «делавших историю» Его имя связанно с определенной эпохой, определенными событиями. Его помнят, изучают его деятельность и самого, как личность. Написано немало научных трудов. Так что же это за человек? В моей работе рассмотрены, как мне кажется, все (или почти все) области этой темы. Освещены многие вопросы, позволяющие глубже проникнуть в суть проблемы.

Итак, целью написания своего реферата я хочу назвать следующее: расска­зать о С. Ю. Витте как о крупном государственном деятеле, о его за­слугах и ошиб­ках, о его жизни и общественной деятельности, ибо его ре­формы представляют для меня некоторый интерес в отношении сегодняшнего финансового положения Рос­сии.

Материалом для исследования послужили различная юридическая литература, монографии, различного рода журналы и газеты.

Личность С.Ю. Витте.

В истории России конца ХIХ — начала ХХ в. фигура Сергея Юльевича Витте занимает исключительное место. Глава Министерства путей сообщения, многолетний министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета министров, член Государственного совета — таковы основные служебные посты, на которых проходила его деятельность. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее, влияние на различные направления внешней, но особенно внутренней политики империи, став своеобразным символом возможностей и одновременно беспомощности мощной государственной системы. Значение и масштабы его исторической роли сравнимы только с личностью другого выдающегося администратора-преобразователя периода заката монархии — Петра Аркадьевича Столыпина.

Родился С. Ю. Витте 17 июня 1849 г. в Тифлисе в небогатой дворянской семье. Сдав экстерном экзамен за гимназический курс, он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета. В 1869 г. начал службу в канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимался учетом железнодорожного движения, а через год был назначен начальником службы движения казенной Одесской железной дороги.

Бюрократическая карьера С. Ю. Витте началась в 1889 г., когда ему был предложен важный пост директора Департамента железнодорожных дел Министерства финансов. В феврале 1892 г. С.

Ю. Витте стал министром путей сообщения, а в августе того же года занял один из ключевых постов в высшей администрации, возглавив Министерство финансов, в компетенцию которого входили все вопросы торговли, промышленности, кредита, налогообложения. Ему подчинялись Государственный банк, Дворянский земельный банк, Крестьянский поземельный банк, Монетный двор. На этом влиятельном посту С. Ю. Витте оставался бессменно 11 лет, вплоть до августа 1903 г. С его именем связано осуществление ряда важных экономических преобразований.

Славянофильская ориентация С. Ю. Витте, которой он придерживался с молодых лет, объясняет большой интерес, проявленный им к учению немецкого экономиста первой половины ХIХ в. Фридриха Листа, разработавшего, в противовес “космополитической политической экономии”, теорию “национальной экономии”. Взгляды Ф. Листа на роль национального хозяйства и его государственного регулирования составили основу программы российского министра финансов. Будучи сторонником жесткой протекционистской политики, Ф. Лист считал, и этот взгляд целиком разделял С. Ю. Витте, что важнейшей задачей государства является поощрение развития отечественной промышленности, при слабом развитии которой общий экономический прогресс страны невозможен. Согласно этим представлениям, индустрии надлежало играть роль локомотива всего народного хозяйства. Концепция базировалась на представлениях, что “бедным странам” в целях экономической модернизации необходимо добиваться баланса экспорта и импорта с помощью таможенного покровительства, прочной кредитной системы и устойчивого денежного обращения. Эти меры должны были создать условия для развития внутреннего рынка и финансовой независимости от заграничных сырьевых и денежных источников.

Принимая учение Ф. Листа, С. Ю. Витте не считал необходимым распространять таможенную защиту на сельское хозяйство. “Из всех видов покровительства, — писал он, — таможенная защита земледелия оправдывается наименее. Меры к подъему сельского хозяйства должны быть иные: создание обширного внутреннего рынка путем развития местной промышленности, уменьшения накладных расходов, посредством развития техники и торговли сельскохозяйственными продуктами и подъемом сельскохозяйственных знаний для лучшего использования почвенных богатств и уменьшения расходов производства”[1] . Эти взгляды сановник будет пропагандировать многие годы, но так и не сможет сформулировать конкретно принципы и механизмы, позволившие бы в такой сельскохозяйственной стране, как Россия, достичь столь важной цели.

Экономические преобразования.

При ближайшем участии С. Ю. Витте в империи были проведены крупные экономические преобразования, укрепившие государственные финансы и ускорившие промышленное развитие России. В их числе: введение казенной винной монополии (1894 г.), строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, заключение таможенных договоров с Германией (1894 г. и 1904 г.), развитие сети технических и профессиональных училищ. Узловым же пунктом экономической программы Витте стало проведение в середине 90-х годов денежной реформы, стабилизировавшей русский рубль и стимулировавшей крупные инвестиции из-за границы в ведущие отрасли промышленности. Будучи долгое время убежденным монархистом-славянофилом, С. Ю. Витте далеко не сразу осознал необходимость преобразования экономики России по западным образцам. Однако, став министром, довольно быстро уверился в том, что ускоренное промышленное развитие страны — залог государственной устойчивости.

Окончание ХIХ века охарактеризовалось в России проведением крупнейшей финансовой реформы, качественно изменившей положение русской денежной единицы. Рубль стал одной из самых стабильных валют мира. Преобразования 1895-1897 гг. явились составной частью широкой программы экономических нововведений 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем помогли народнохозяйственному организму выдержать тотальные потрясения русско-японской войны и революции 1905-1907гг. Реформа отразила острую потребность государства преодолеть очевидную архаическую замкнутость, рыхлость и неэластичность многих основополагающих финансовых структур и в первую очередь самого рубля. Она способствовала интеграции России в систему мирового рынка.

29. Экономическая политика С.Ю. Витте и аграрная реформа П.А. Столыпина.

Промышленный подъем в России тесно связан с экономической политикой правительства и его главы С. Ю. Витте (1849—1915гг.). Он содействовал индустриальному развитию страны, но рассматри­вал этот фактор не как чисто технический, а как путь ее буржуазного прогресса, как важный преобразующий экономический фак­тор, как социальный инструмент стабилизации политической об­становки в стране.

Экономическая политика Витте не осталась без влияния «хозяи­на земли Русской» Николая II (1894—1918 гг.). Николай не проявлял склонности и желания разрешить накопившиеся за пре­дыдущие десятилетия проблемы.

Одной из составных частей экономической политики на рубеже веков стало установление высоких таможенных пошлин на ввози­мые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Введение «золотого стандарта», т. е. свободного размена рубля на золото, способствовало притоку денежных средств из-за рубежа. Главными вкладчиками были бан­ки и акционерные компании Великобритании, Франции, Германии и Бельгии.

По инициативе Витте была введена винная монополия, т. е.

ис­ключительное право государства на продажу спиртных напитков. Она обеспечила основные поступления в госбюджет.

В то же время экономическая политика царского правитель­ства конца XIX — начала XX в. оставалась противоречивой. И про­грамме Витте, и самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства. Эта несбалансированность явилась одной из причин эко­номического кризиса 1900—1903 гг., завершившего промышленный подъем 1895—1899 гг. Однако кризис выразился только в сниже­нии темпов прироста российской промышленности, а не в остановке ее поступательного развития.

В 1909—1913 гг. Россия пережила второй промышленный подъ­ем. Но российская промышленность не могла успешно конкурировать с промышленностью западных стран, а определенные успехи достигались больше за счет регулирующей роли государства.

Естественным продолжением правительственного курса в на­чале XX столетия явилась аграрная реформа П. А. Столыпина (1862—1911 гг), занимавшего пост председателя Совета Мини­стров в 1906—1911 гг.

Цель реформы: сохранение помещичьего землевладения, ускорение буржуазных изменений в сельском хозяйстве, воспитание в крестьянине чувство собственника, сняв тем самым социальную напряженность в деревне и создать там опору правительства – сельскую буржуазию.

Суть реформы:

  1. Указ от 9 ноября 1906г. разрешил выход крестьянину выход из общины, а закон от 14 июня 1910г. сделал выход обязательным.

  2. крестьянин мог объединить участки земли в единый отруб или выселиться на отдельный хутор

  3. создавался фонд из части казенных и императорских земель

  4. для покупки земли Крестьянский банк давал денежные ссуды

  5. правительство поощряло переселение крестьян за Урал, т.к. в центре России был “земельный голод”.

Составной частью аграрной реформы являлась переселенческая политика. С одной стороны, переселение в Сибирь и Казахстан позволяло уменьшить социальное напряжение в Европейской Рос­сии, с другой стороны, способствовало освоению малонаселенных пространств.

Реформа способствовала подъему экономики страны. Сельское хозяйство приобрело устойчивый характер. Увеличилась покупательная способность населения и валютные поступления, связанные с вывозом зерна.

На деле: 35% крестьян вышло из общины 10% завело хуторское хозяйство. 16% переселенцев вернулось в центральные районы и пополнили армию пролетариев. 20% крестьян, взявших ссуду разорились. Нужды крестьянина в земле не были удовлетворены. Реформа ускорила социальное расслоение – формирование сельской буржуазии и пролетариата.

Одновременно продолжалась подготовка денежной реформы, разра­батывавшейся еще М.Х. Рейтерном, Н.Х. Бунге и Н.А.Вышнеградским и имевшей целью введение в России золотого обращения. Витте продолжил серию конверсионных займов за границей, задачей которых был обмен имевших хождение на иностранных рынках 5- и 6 — процентных облигаций старых займов на займы с более низкими про­центами и более длительным сроками погашения. Ему удалось это сделать, рас­ширив для размещения русских ценных бумаг французский, английский и немецкий денежные рынки. Наиболее удачными были займы 1894 и 1896 гг., заключенные на парижской бирже. Это позволило осуществить ряд мер по стабилизации курса руб­ля и с 1897 г. перейти на золотое обращение. Металлическое со­держание рубля было уменьшено на 1/3 — кредитный рубль был приравнен к 66 2/3 копейки золотом.

Данная реформа проводилась в несколько этапов. В мае 1895 г. было раз­решено заключать сделки на золотую монету. В следующие месяцы зо­лото уже принималось на текущие счета банков, и в конце года был уста­новлен фиксирован­ный курс для империала (10- рублевой золотой монеты) и для полуимпериала (5-рублевой золотой монеты). А 3 января 1897 г. вышел указ "О чеканке и выпуске в обращение золотых монет". Новые мо­неты с прежним содержанием золота имели другой номинал: 15 рублей — империал и 7,5 — полуимпериал. Таким образом, про­изошла девальвация рубля на одну треть (о которой только что упоминалось). Окончательно был введен свободный размен золота на кредитные билеты. По­следние со­гласно закону от 29 августа 1897 г. выпускались по схеме; до 600 млн. руб. они обеспечивались золотом на половину, свыше — на 100 %, Се­ребряная мо­нета была сохранена как вспомогательная.

Проводимая Витте реформа почти сразу же вызвала бурю негодова­ния:

"Против нее была вся мыслящая Россия". Если отмести неприязнь к личности само­го Витте, то основные возражения его противников своди­лись к тому, что с появле­нием в обращении золотых монет все сбережения, хранящиеся в кредитных рублях, будут обменены на золото, которое вследствие исчезнет, и что, кроме того, золото сделается объектом скупки иностранными государствами и уйдет из России.

Витте возражал, что если золото уйдет за границу, то не "просто так". Разве не получим мы в обмен на него кредиты, товары, услуги? Разве не будет все это способствовать росту промышленности, ради которой и за­теяна реформа?!

Спор между Витте и его противниками был разрешен самим време­нем. К концу XIX в. по темпам прироста промышленной продукции (более 12 % в год!) Россия обгоняла Европу, лидируя и на мировом рынке сель­скохозяйственной про­дукции. Иностранные инвестиции текли рекой. Рос­сия ширилась и богатела. Золото прочно вошло в обиход, и на него приходилось до 2/3 всей денежной массы- Опасе­ния о его скупке не оправ­дались, напротив, "публика часто предпочитала пользо­ваться кредитками как более удобными в обиходе". И все же все было не так безоб­лачно, хотя эти меры позволили укрепить конвертируемость русской валюты на ми­ро­вых рынках и облегчить приток в страну иностранных капиталов.

Со второй половины 90-х гг. экономическая программа Витте приоб­ретает все более отчетливые контуры. Этому в немалой степени способст­вовала его борь­ба с оппонентами из дворянско-помещичьих кругов и их сторонниками в высших эшелонах власти. Виттевский курс на индустриа­лизацию страны вызвал протест поместного дворянства. И либералов, и консерваторов объединяло неприятие ме­тодов реализации этого курса, за­трагивавших коренные интересы аграриев. Что ка­сается претензий поме­щиков, то они были и реальными, и надуманными. Действи­тельно, покровительственная таможенная система, особенно четко проявившаяся в таможенном тарифе 1891 г. и в русско-германских торговых договорах, вела к росту цен на промышленные товары, что не могло не затрагивать сельских хозяев.

Ущем­ление своих интересов они видели также и в пере­качке средств в торгово-промышленную сферу, что не могло не сказаться на модернизации сельского хо­зяйства. Даже золотое обращение, повысив курс рубля, оказалось для помещиков-экспортеров невыгодным, так как повышение цен на сельскохозяйственные продук­ты снижало их конкурен­тоспособность на мировом рынке. Но более всего раздра­жали реакционное дворянство взгляды Витте на будущее России, в котором высшему сосло­вию не отводилось прежней роли. Особенно массированным нападкам ми­нистр и его политика подверглись в ходе работы Особого совещания по делам дворянского сословия (1897 -1901 гг.), созданного по велению Ни­колая II для вы­работки программы помощи высшему сословию. Критика была столь ожесточенной, претензии реакционно-консервативных сил, требовавших восстановления прежнего социально-экономического и поли­тического статуса дворянства как правящего со­словия, так противоречили проводимой политике, что фактически стал вопрос о том, в каком направ­лении и каким путем идти дальше России.[6]

В своих выступлениях на совещаниях и во всеподданнейших записках Витте показал, что поместное дворянство вовсе не было обойдено забо­тами правитель­ства. В ряду мер помощи помещикам были перечислены: организация дешевого и льготного кредита, особая тарифная политика правительства, ограждавшая поме­щичий хлеб от конкуренции дешевого сибирского зерна, закупка фуража интендант­ством и т.п. Главной же при­чиной оскудения поместного дворянства он считал его неумение приспо­собиться к новым условиям, понять перспективы развития страны. В одном из первых своих выступлений на совещании 29 ноября 1897 г. Витте, еще сравнительно недавно придерживающийся идеи об исключи­тельности и самобыт­ности России, развитие которой, как он считал ранее, шло и должно было идти сво­им путем, отличным от Запада, теперь заявил, что существуют закономерности, общие для всего мира, с которыми необ­ходимо считаться "В России теперь проис­ходит то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистиче­скому строю, — гово­рил он. — …Россия должна перейти на него. Это мировой непре­ложный за­кон". Заявление смелое и весьма ответственное. Самодержавие, разви­вая промышленность, модернизируя сельское хозяйство, серьезно не задумыва­лось о сущности преобразований, о тех социально-экономиче­ских последствиях, к которым неизбежно должна была привести эта поли­тика. Витте убеждал своих оп­понентов, что решающая роль в жизни страны переходит от землевладения, сель­ского хозяйства к промышленно­сти, банкам. "Мы находимся у начала этого движе­ния, которого нельзя ос­тановить без риска погубить Россию".[7] Гигантская сила со­временной промышленности, банков и в России подчиняет себе аграрный сектор эко­номики. Выход, по его мнению, для дворянства один — обуржуазиться, за­няться помимо земледелия и этими отраслями хозяйства.

Однако то, что стало очевидно для министра финансов, почти не встретило сочувствия у участников совещания. Большинство никак не ото­звалось на его речь, не видя, видимо, и смысла в обсуждении этой про­блемы. Лидер же консерваторов-охранителей В К Плеве, в то время товарищ министра внутренних дел отмел все выводы и аргументацию Витте. "Россия, — утверждал он. — имеет свою отдельную историю и специ­альный строи". Указанные оппонентом законы развития он пренеб­режи­тельно называл "гадательными". По его мнению, "имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета капитала и бур­жуазии и борьбы со­словий". Ближайшие же годы показали, как грубо оши­бался Плеве. Но тогда его по­зиция вызвала сочувствие в правящих верхах, да и у самого царя.

Совещание приложило массу усилий, совершенно, как оказалось, бес­плод­ных и безуспешных, чтобы поддержать и восстановить прежнее по­ложение высшего сословия, считавшегося "первой опорой престола". Витте не отказался от своих идей, и ему пришлось отстаивать свой курс на индустриализацию страны, развивая и дополняя его новыми элементами. Ускоренное промышленное развитие страны Витте рассчитывал обеспе­чить за счет привлечения иностранных капиталов в виде займов и инве­стиций, за счет повышения рентабельности народного хозяйства и таможенной защиты промышленности от зарубежных конкурентов, за счет активиза­ции русского экспорта.

Витте удалось в какой-то мере добиться реализации своих планов. В рос­сийской экономике произошли значительные сдвиги. За время про­мышленного подъема 90-х гг., с которым совпала его деятельность, про­мышленное производст­во фактически удвоилось, в строй вступило около 40 % всех действовавших к нача­лу XX в. предприятий и было построено столько же железных дорог, в том числе великая Транссибирская магист­раль, в сооружение которой Витте внес немалый личный вклад. Ведь же­лезнодорожное строительство способствовало формирова­нию рынка индустриального труда. Кроме того, с проведением Сибирской магист­рали начиналось перемещение населения центральных и южных губернии на Вос­ток, освоение сибирских недр, вывоз местной сельскохозяйственной продукции в Европу, а также экспорт российской продукции в Китай и Восточно-Азиатский реги­он. С этой целью было начато строительство Восточно-Китайской дороги в Мань­чжурии. Все это были звенья единой стратегии, направленной на преодоление от­сталости России. В итоге Рос­сия по важнейшим экономическим показателям при­близилась к ведущим капиталистическим странам, заняв пятое место в мировом промышленном производстве, почти сравнявшись с Францией. Но все же отстава­ние от За­пада оставалось еще весьма значительным.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ  [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?
Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

Оставьте комментарий