Содержание
Состояние экологического образования в школе
Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации экологического образования
Разработка общих стратегий экологического образования и охраны природы, координация усилий различных стран в этой сфере осуществляется на уровне Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО и ЮНЕП).
В 1968г. в Париже была созвана Межправительственная конференция ЮНЕСКО по рациональному использованию и охране ресурсов биосферы, принявшая обширную программу действий, названную "Человек и биосфера". В этой программе впервые был отмечен глобальный, общечеловеческий характер экологического образования. Важным этапом в развитии экологического образования в мире стала первая Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды, созванная ЮНЕСКО совместно с ЮНЕП ("Программа ООН по окружающей среде") в Тбилиси осенью 1977г., которая приняла всеобъемлющую стратегию развития образования в области окружающей среды на национальном уровне, а также выработала более 40 конкретных рекомендаций по совершенствованию экологического (природоохранительного) просвещения, применительно к разным стадиям образования и разным категориям населения.
Международное сотрудничество в области экологического образования было продолжено на конференциях в Найроби (1982г.), Бече (1983г.), Москве (1987г.) и др.
В целом, стратегической задачей ЮНЕСКО считает создание "глобальной сети образования". Необходимо, чтобы все школьные системы включали знакомство с глобальными проблемами, опасностями, которые угрожают человечеству, формировали понимание взаимосвязи между человеком, обществом и природой в планетарном масштабе.
Значительным фактором решения экологических проблем должно стать глобальное воспитание, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая вузами, подготовкой учителей и управленческого аппарата. Стратегия прогресса опирается на интеграцию всеобщего экологического образования. "Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую убедительную мысль: люди -это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь" (Майор Ф., 1990г.). В вопросах о стратегии экологического образования существует проблема его методической организации. Одни специалисты считают необходимым разработать отдельный предмет "Экология", который нужно вводить в содержание образования на различных уровнях, поскольку экологическое образование не эквивалентно биологическому, географическому и др., хотя и находится в тесной взаимосвязи. Другие утверждают, что более эффективной является "экологизация" всех учебных предметов, поскольку экологические проблемы носят глобальный, междисциплинарный характер. Принципиальным является вопрос, что должно стоять в центре внимания: "природная среда" или "мир природы". Без акцентирования экологического образования на "мире природы" не возможно комплексное решение проблемы экологического кризиса.
Существуют различные взгляды в ориентации экологического образования в аспекте приоритета формирования тех или иных подструктур экологического сознания.
1 тенденция характеризуется на формировании экологических представлений через экологическое просвещение населения, через усвоение экологических знаний.
2 тенденция характеризуется ориентацией на формирование экологических отношений.
3 тенденция характеризуется ориентацией на формирование подструктуры стратегий и технологий, человек должен уметь решать экологические проблемы в процессе практической деятельности.
Также следует выделить различия в тенденциях экологического образования в сильно индустриализированных и менее экономически развитых странах. Так, молодые люди в Англии, Голландии, Германии и др. странах Европы практически не представляют жизни вне городов: природа как таковая занимает очень мало места в их жизни. Соответственно, стали создаваться специфические программы, занимающиеся обучением на природе, где дети узнают как пахнет трава и что под пеньками есть специфическая жизнь насекомых и простейших. Здесь упор идет больше на прочувствование и ощущение, нежели на специфические биологические, географические или экологические знания. Это не касается подготовки специалистов-естественников. Здесь большой упор делается на знания и практическую работу.
Еще один компонент экополитический, где управленцев различных уровней учат принимать эколого-сбалансированные решения, учитывающие систему экологических рисков. В некоторых странах Запада науки об окружающей среде включают в себя не только понятия об охране природы, но и об охране исторического наследия (Hysterical preservation).
Другая особенность экологического образования в США и странах Европы — это существование научных лабораторий на базе университетов, наличие механизмов реализации научных идей и их разработок в жизнь. На базе работающего экологического законодательства, привлечение студентов к исследованиям и современным достижениям экологической науки. В Нидерландах, например, разработаны специальные экологические программы, предусматривающие информирование, обучение и совместные действия по охране окружающей среды таких групп населения, как потребители, производители, политики, государственные служащие, исследователи, которые направлены на улучшение экологической обстановки.
Подходы экологического образования
Методологическая основа экологического образования опирается на следующие подходы, исходящие из различий понимания экологического кризиса и путей выхода из него:
естественнонаучный — причина кризиса — в недостатке у людей знаний о природе, природных взаимосвязях и последствиях влияния человека на окружающую среду. Решение проблемы видится в обучении как можно большего числа людей экологическим знаниям через различные естественнонаучные дисциплины: биологию, физику, химию, географию и т.д.;
натуралистический — основная идея может быть сформулирована как "изучение природы на природе, а не через абстрактные теоретические знания";
глобально-биосферный — рассматривает экологический кризис как глобальное планетарное явление. Выход видится в понимании людьми сущности глобальных экологических проблем и политических решений, концентрирующих усилия мирового сообщества;
проблемный — рассматривает кризис как результат совокупного действия уже существующих экологических проблем: загрязнение окружающей среды, сокращение биоразнообразия, истощение природных ресурсов и т.п. Он нацелен на воспитание у людей "чувства дома" и ответственности за тех, кто рядом и преодоления конкретно существующих проблем. Решение проблемы видится в обучении людей конкретным навыкам по охране или восстановлению окружающей среды и развитию у них личной ответственности за свои действия;
ценностный — рассматривает экологический кризис как результат превалирования материальных интересов над духовными. Создание условий для того, чтобы люди нашли свой путь для воссоединения с жизнью и миром — одна из задач нового философского направления — "глубинной экологии";
культурно-цивилизационный — рассматривает проблему как системный кризис цивилизаций для решения которого нужно формировать очаги новой культуры. Он пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование и т.д.). Он перекликается с принципами многих религиозных и философских учений. Констатирует, что решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека и социальной справедливости.
Из всего этого многообразия подходов можно выделить два полярных. Это естественнонаучный подход, в рамках которого обучение проходит через знания по предметам: биология, химия, физики, география и т.д. Этот подход отражает видение экологического кризиса как недостаток знаний об экосистемах разного уровня, о влиянии на них человека, о взаимосвязях.
Ценностный подход рассматривает экологический кризис как результат превалирования материальных интересов над духовными. "Человек должен прочувствовать свое родство с природой, умерить свои потребности и развивать духовную сферу" — основная задача этого направления.
Главной целью экологического образования является формирование у учащейся молодежи и общества в целом экологического мировоззрения на основе единства научных и практических знаний ответственного и положительного эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, окружающей среде, улучшению качества жизни, удовлетворению потребностей человека.
Для достижения этой цели акцент учебного процесса должен быть сосредоточен на:
• формировании знаний, необходимых для понимания процессов, происходящих в системе "человек-общество-техника-природа", содействии решению локальных социально-экологических проблем;
• воспитании бережного отношения к природе и выработке активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению социально-экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды;
• умении анализировать экологические проблемы и прогнозировать последствия деятельности человека в природе, способностей самостоятельного и совместного принятия и реализации экологически значимых решений.
Принципы экологического образования
Основными принципами экологического образования должны стать:
Принцип экологизации. С вступлением человечества впостиндустриальный период развития, экологизация образования представляется стратегически важным принципом общественного развития. Данный принцип рассматривает каждый объекта с точки зрения взаимосвязи и взаимовлияния. Экологизация образования — это сложный многогранный процесс, направленный на отражение в целях, содержании, методах, средствах и формах экологических проблем современности идей и понятий устойчивого развития. Это органичный процесс построения учебного предмета в контексте не только науки, сколько в культурно-историческом измерении. Подобный процесс направлен на разработку междисциплинарного, интердисциплинарного содержания обучения.
Принцип культурологичности. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Современная экология не может рассматриваться в отрыве от того социокультурного фона, на котором она развивается. Именно поэтому в последнее время на первый план выходит культурообразующая составляющая содержания образования, в соответствии с которой при отборе знаний следует исходить из значения в формировании общей культуры подрастающего поколения, формирования гармоничного отношения к природе, обществу, самому себе и сознания ответственности перед обществом.
Принцип непрерывности и преемственности. Этот принцип означает, что экологическое образование должно пронизывать все звенья системы непрерывного образования. Формы организации жизни являются целостными системами, иерархически соподчиненными и последовательно включенными в цепь взаимосвязанных биологических систем: организмы включаются в структуру популяции и виды, популяции и виды — в экосистему, экосистемы — в биосферу. Знание взаимодействия основных живых систем подводит к всестороннему пониманию единой целостной картины жизни на Земле. Системно-целостное упорядочение современного курса экологии дает возможность обеспечить внутреннюю преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях обучения.
Принцип интегративности является одним из ведущих принципов экологического образования, предусматривающий превращение экологии в междисциплинарную науку.
Ее положения широко исследуются в философии, экономике, психологии, других социальных и естественных науках.
Экологическое образование учащихся.
Комплексный подход к проблемам экологии выводит ее за рамки науки о живой природе. Несмотря на это, большинство авторов до сих пор продолжают рассматривать экологию только как научную биологическую основу охраны природы. Во многом это обусловлено тем, что до недавнего времени экология в силу ряда исторических причин развивалась лишь в рамках таких наук, как биология и география, где объектом ее изучения являлись связи между природными системами. Такое представление не удовлетворяет всех потребностей современного общества, поэтому необходим междисциплинарный подход, способствующий преодолению разобщенности учебных предметов и формированию более ясного представления об экологической реальности.
Интерактивные методы, как нельзя лучше позволяют решать поставленные перед экообразованием задачи: через активное совместное обсуждение, участие в деловых играх, приобретение опыта и его анализ, группа приобретает не только знания по различным экологическим вопросам, но научается (а зачастую и сама вырабатывает) конкретным способам, методам, технологиям решения тех или иных экологических проблем. Кроме того, такое интерактивное обучение комплексно воздействует на человека, и он уже не просто знает и умеет, он еще и хочет заниматься экологической деятельностью.
Экологическое образование в общеобразовательных и внешкольных учреждениях
Школьное экологическое образование это основа нового этапа развития, ответственного отношения учащихся к окружающей среде. Этому способствуют введение в учебный план общеобразовательной школы интегрированные курсы Естествознание, "Основы геоэкологии", открытие школ и классов экологического направления, организация различных видов и форм дополнительного образования, усиление экологической направленности содержания школьных предметов, распространение экологических НПО.
Цель школьного экологического образования — воспитание граждан, обладающих экологическим мировоззрением и на этой основе осуществляющих экологически целесообразное поведение и деятельность, направленные на улучшение качества жизни.
Современное школьное экологическое образование должно решать следующие задачи:
• формирование системы знаний, необходимых для понимания сложных процессов в системе "человек-общество-техника-природа", а также системы практических навыков и умений экологического характера;
• формирование бережного отношения к природе, основанного на чувстве сопричастности и ответственности по отношению к ней;
• развитие способности к причинно-следственному анализу экологических проблем и прогнозу последствий деятельности человека.
Содержание школьного и внешкольного экологического образования. Исходя из того, что экология — сложная междисциплинарная область знаний. Экологическое образование должно раскрывать все аспекты взаимодействия компонентов системы "человек-общество-техника-природа", включая экологический, экономический, социальный, институциональный.
Взаимосвязь данных аспектов полно и целостно проявляется в экологических проблемах локального, регионального и глобального уровней. Соответственно, в содержании экологического образования должны найти отражение экологические проблемы и пути их решения.
Каждый цикл учебных предметов должен вносить свой вклад в раскрытие взаимосвязи всех аспектов экологического образования. Содержание школьного экологического образования должно определяться с учетом национальных традиций, возрастных особенностей и реализовываться по направлениям классной, внеклассной, внешкольной деятельности.
В процессе внешкольного (дополнительного) образования совершенствуются формы и методы работы с детьми, родителями, взаимодействия с общественными организациями; создаются условия для самореализации творческого потенциала личности, гибко реагирующей на изменение в потребностях и запросах подростков; реализуется принцип самоуправления, сотрудничества детей и взрослых. Потенциал дополнительного образования в экологическом воспитании велик т.к. он обеспечивает тесную взаимосвязь воспитательных и образовательных процессов, ориентацию на усвоение учебного материала по внеклассовой и внешкольной работе.
Существующие рамки урока не позволяют педагогу внедрить в практику массового экологического образования "натуралистический" подход, полноценно развивать интеллектуальные и психоэмоциональные черты личности, готовой воспринимать экологические проблемы, способной действовать в направлении их практического решения. Эти пробелы восполняет внешкольное образование, которое нацелено на формирование экологически правильных представлений учащихся об окружающем мире и месте в нем человека.
Система дополнительного образования более гибкая и имеет большие возможности для творческого и интеллектуального развития личности. Ее преимущества перед занятиями в учебном кабинете заключается в наиболее эффективном представлении конкретных проблем окружающей среды, непосредственно затрагивающие жизнедеятельность людей.
Дополнительное образование создает условия для практического исследования окружающей среды, воспитания человека с новым типом мышления, с экологически правильным поведением. В свободное от уроков время педагоги, руководители кружков, клубов, НПО имеют большие возможности увлечь учащихся, привести их к поставленной цели: воспитанию гражданских чувств, патриотизма, ответственности, самостоятельности, развитию познавательных интересов, навыков трудолюбия, эстетической культуры, становлению активной жизненной позиции, обогащению положительным нравственным опытом.
Методы, формы и средства школьного и внешкольного экологического образования
Школьное экологическое образование предполагает активно-творческий, продуктивный тип деятельности: от дидактических игр в начальных классах, до деловых игр и поисково-практической деятельности в старших классах. Наряду с оправдавшими себя классическими методами и формами обучения, целесообразно использовать новые технологии обучения (интерактивные, компьютерные и др.). На каждой ступени образовательных учреждений необходим выбор адекватных целей и задач, содержания, комплексов форм, методов и средств образования, важно обеспечить их преемственность. Приоритетны практическая, самостоятельная, созидающая, учебно-воспитательная деятельность, включая элементы учебно-исследовательской работы.
Экологические знания сложны по составу и структуре, поэтому для их усвоения и применения необходимы разнообразные формы деятельности.
Пути достижения цели школьного и внешкольного экологического образования
Для достижения цели, необходимо следующее:
• разработать и утвердить государственный стандарт по школьному экологическому образованию и механизмы его реализации;
• разработать и издать учебные программы, учебники и пособия для учителей и учащихся по экологическому образованию, а также научно-методической литературы, плакатов, буклетов, листовок и т.д.;
• соблюдать принцип экологизации содержания учебных дисциплин школ и внешкольных учреждений;
• организовать курсы переподготовки и повышения квалификации учителей школ и работников внешкольных учреждений по направлению экологического образования;
• включить в функционал Республиканского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма координацию межсекторального взаимодействия и сотрудничества с государственными, общественными, международными организациями, СМИ по обобщению и распространению передового педагогического опыта;
• активизировать деятельность внешкольных учреждений, способствовать развитию сети школьных экологических лагерей и профильных заездов в детские оздоровительные учреждения;
• внедрять в практику экологическое проектирование, участие в экологических акциях, десантах, экскурсиях, походах
Вопрос 2. Принципы экологического образования.
В процессе экологического воспитания и образования происходит развитие интеллектуальной (способности к целостному анализу экологических ситуаций), эмоциональной(эстетического восприятия и оценки среды) и волевой(убеждений в возможности решения экологических проблем, стремлений к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды) сфер.
Современные подходы к содержанию образования в области окружающей среды должны исходить из концепции устойчивого развития, соответствовать новым ценностным ориентациям, следовать этическим принципам взаимоотношений человечества и биосферы. Принципы его осуществления: 1) междисциплинарный подход в формировании экологической культуры: определение функционального предмета в общей системе экологического воспитания, обеспечение межпредметных связей подходов; 2) системность и непрерывность изучения экологического материала; 3) единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды; 4) взаимосвязь глобального, национального и краеведческого подходов в решении проблем охраны природы. При этом очень важны такие исходные положения, как гуманизация, единство познания, переживания и действия, междисциплинарность и интеграция содержания.
Принцип гуманизацииисходит из права каждого гражданина, жителя планеты Земля, прежде всего ребенка, на благоприятную окружающую среду (Конвенция о правах ребенка, принятая в 1990 г.), из особенностей психического развития младшего школьника. Социальное назначение детства -адаптация ребенка к природе и обществу, способность брать ответственность за свое поведение, поступки, оценивать их с точки зрения добра и зла. А для этого он сам должен быть добрым ко всему живому. Только при этом условии он становится воспитуемым. Именно поэтому начальная школа должна стать школой радости, доброты, формирования гуманных ценностей и отношений. Школа должна работать на перспективу, на будущее и создавать самые благоприятные условия для формирования гуманного человека — гражданина нового типа, подлинного хозяина своего общего дома -планеты Земля.
Принцип единства (взаимосвязи) познания, переживания и действияпозволяет обеспечить становление многогранных отношений младшего школьника к окружающей среде и к своему здоровью.
Принцип междисциплинарностипредполагает согласование различных аспектов взаимоотношений с окружающей средой, причем его надо понимать не как механическое включение разносторонних знаний и отношений в содержание школьных предметов, а как логическое подчинение этого содержания основной цели экологического образования.
Принцип интеграцииестественнонаучных, нравственно-эстетических, социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий обеспечивает взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности учащейся молодежи (Концепция общего среднего экологического образования, 1994). Иными словами, интеграция как процесс и результат объединения знаний, способов познания и деятельности содействует целостному восприятию окружающего мира, осознанию роли и места человека в системе мироздания и характера его деятельности в социоприродной среде. Этот принцип содействует формированию научно-познавательных отношений, становлению ценностно-нормативных ориентации к окружающей среде, развитию практических умений по защите и улучшению природной среды, созданию правил поведения в ней, а также способствует здоровому образу жизни.
Напомним, что педагогическая эффективность данных подходов к содержанию будет успешной только при строгом соответствии экологического образования психическому процессу, законам развития детского организма, т. е. при опоре на принцип природосообразности.Он предполагает воспитание ребенка в единстве и согласии с природой и заботу об экологически благоприятной для него среде жизни.
Содержание образования в области окружающей среды по своей сути интегративно.
Экологическое образование учащихся.
Иными словами — междисциплинарно. Для его реализации важно задействовать всю систему учебных предметов начальной школы, взаимосвязь которых может быть достигнута при наличии стержневых идей, таких, как:
- Земля — наш общий дом;
- Все связано со всем;
- Труд как условие связи человека с природой.
Мировоззренческий аспект экологической культуры как компонента целостной характеристики личности — это наиболее общие идеи относительно взаимодействия человека с природным окружением. Экологическая культура выступает в качестве органической части мировоззрения, которая объединяет духовные основания отношения человека к миру (цели его устремлений, представления о смысле своего существования, принципы деятельности), предполагающие наличие и динамику иной, внутренней мировоззренческой функции — сознательного построения своего внутреннего мира, образование особого механизма, с помощью которого в регуляцию социального поведения включаются мировоззренческие ценности (экологический императив или экологическое сознание). В работах Г. В. Шейнис, И. В. Кряж и др. исследуются экологическое сознание как существенное отношение к природе, взаимоотношения человека с природной действительностью (А. Н. Ильина). При этом акцент делается на изучение психологических особенностей восприятия как природы в целом, так и отдельных природных объектов, раскрываются отдельные аспекты формирования отношения к природе, т. е. экологическое сознание — единство знаний о природе и отношения к ней как к ценности (Н.Н.Вересов). Такой подход позволяет выделить реальность не только знания, но и смыслов — ценностно-смысловой уровень: для того чтобы формируемая у ребенка система понятий стала фактором становления его личностного отношения, она должна включать ценностное содержание предмета. В целом же экологические знания детей формируют осознанный характер отношения к живым существам и дают начало экологическому сознанию.
Необходимо также учитывать, что нередко экологическое сознание рассматривают как сравнительно недавно сформировавшийся способ научного мышления. Однако такое толкование достаточно узкое. Развитие экологического сознания на современном этапе определяется как уровнем НТР, так и тесной его взаимосвязью с гуманистическими идеями, присутствием идеалов, убеждений, ценностных ориентации (элементов мировоззрения).
В сознании, отражающем взаимоотношения человека с природой, можно выделить компоненты: знания о природных явлениях и закономерностях, понимание целей, содержания и способов деятельности, оценку внешнего и внутреннего человеческого мира, самооценку личностной позиции в отношениях с действительностью и людьми. Но это не должно отождествлять сознание и мировоззрение как специфической его формы, включающей фундаментальные идеи, определяющие мироотношение человека и являющиеся результатами обобщения знаний, опыта эмоциональных оценок; для экологического сознания эту роль выполняет экологическая культура в качестве необходимой части мировоззрения.
В содержании школьного экологического образования многих развитых стран нашла отражение концептуальная модель «Земля — космический корабль». В материалах Всемирной стратегии охраны природы говорится, что Земля у нас только одна. Этот прекрасный корабль имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем. Ан-туан де Сент-Экзюпери напоминает людям Земли: «Мы все… на одной и той же планете — мы экипаж одного корабля».
Можно согласиться с тем, что эта модель имеет немалые потенциальные возможности для формирования экологической ответственности у школьников подросткового и старшего возраста. Однако перенос ее в условия начальной школы несколько преждевременен, ибо научных знаний о космосе и планете Земля, знаний о безотходном производстве у младших школьников еще нет. Идея Земли как общего дома всех живых существ наиболее понятна и близка каждому, в особенности детям. С этим согласуются и идеи экологии как науки о доме, и мнения многих известных ученых-экологов. Н.Н.Моисеев пишет: «Ойкуменой человечества стала теперь вся планета, причем и заселена она достаточно плотно». Он же предостерегает: «Уходить с испорченной и загаженной Земли людям теперь просто некуда». Академик вновь и вновь возвращается к идее дома как важнейшему условию воспитания экологической ответственности: «Открытые человеком законы — суть концентрированный опыт человека. Они должны быть основой любого образовательного процесса: человек должен знать, как функционирует сложнейшая система, которая является его единственным домом — домом, которому он обязан своим появлением на свет и частью которого он является».
Образ общего земного дома — дома всего человечества, всех живых существ поможет ребенку понять свое место в мире природы, свое назначение и обязанности по отношению к другим людям и всем обитателям Земли. Жить в общем доме — означает неразрывную связь человека с природным окружением, хрупким и уязвимым, заботу о его нуждах и сохранности.
Данная идея подкрепляется законом экологии о целостности окружающего мира, сформулированным американским экологом Барри Коммонером: «все связано со всем». Миллионы живых существ живут на планете Земля — в нашем общем доме. Тысячами невидимых нитей они связаны со своей средой обитания — почвой, воздухом, водой, теплом и светом, а также между собой. Эти взаимосвязи возникли в результате длительной эволюции: организмы приспосабливались друг к другу, к условиям среды обитания. В результате развития жизни на Земле возникла биосфера, область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную систему. Биосфера — самая большая (глобальная) экосистема Земли. Человечество всецело зависит от биосферы. Деятельность человека должна соответствовать законам природы, так как их нарушение может катастрофически изменить условия жизни на Земле.
Известно множество примеров разрушения живой природы Земли в результате мощного наступления техники. И главным виновником резкого ухудшения экологической обстановки в нашем земном доме является человек.
Человек является частью природы, но вместе с тем он венец ее творения, обладающий высокоразвитым мышлением, речью, проявляющий себя в сознательном труде. В связи с хозяйственной деятельностью человек, как правило, не приспосабливается к природе, а, напротив, приспосабливает ее под свои потребности и нужды: строит поселки и города, дороги, плотины, искусственные моря, т. е. воздействует на свое окружение как отрицательно, так и положительно.
Отрицательное воздействие деятельности человека резко возросло в двадцатом столетии (техносфере), искусственной среде его обитания. В результате человечество подошло к критической черте, реально угрожающей сохранению жизни и здоровью современной цивилизации. По существу, все экологические проблемы возникли потому, что люди не соотносили своих действий с возможностями природной среды. В результате такого хозяйствования в нашем общем доме создалась обстановка, в которой стало опасно жить, дышать, пить воду, питаться.
Как пишет педагог Л.Ю.Чуйкова: «Новое поколение должно навести порядок в доме, иначе оно может не выжить. Но делать это надо с умом, сначала изучить этот дом, его обстановку, особенности, закономерности, а потом уж наводить в нем первозданный порядок». Каждый человек с самого раннего детства должен привыкать к мысли, что труд, поведение, любое действие в природе могут принести не только пользу, но и вред. Об этом необходимо говорить детям при анализе любого конкретного поступка и проступка: разоренное гнездо, подобранный птенец, подкормка птиц и т.п.
Дата добавления: 2016-12-16; просмотров: 1011;
ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Одной из важнейших причин современных экологических бедствий следует считать экологическую неграмотность населения, неумение предвидеть свои последствия вмешательства в природу. Именно поэтому в последние десятилетия в начальной школе усилилось внимание к вопросам экологического образования. Курс естествознания предоставляет для этого наиболее благоприятные возможности.
Концепция общего среднего экологического образования рассматривает его как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природно-социальной среде и здоровью.
Ученые-педагоги, занимающиеся вопросами экологического образования (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова и др.) считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества.
По определению Б.Т. Лихачева сущность экологической культуры может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности.
К компонентам экологической культуры относятся:
- экологические знания и умения;
- экологическое мышление;
- ценностные ориентации;
- экологически оправданное поведение.
В концепции непрерывного экологического образования указывается, что формирование основ экологической культуры как качества личности включает:
- формирование знаний о единстве природы, ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек — природа — общество;
- формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;
- воспитание ценностных ориентаций экологического характера;
- формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
- участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Начальная школа является важным звеном в системе непрерывного экологического образования. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, поэтому учителю возможно сформировать у них надежные основы ответственного отношения к природе.
Экологическое образование в школе
Б.Т. Лихачев считал, что дети не отделяют себя от внешней среды и ощущают себя естественной частью природы. Он замечал, что между детьми, животными и растениями устанавливается интуитивное взаимоощущение, взаимовосприятие, поэтому ребенок легко воспринимает и присваивает экологические правила, превращает их в часть своей натуры. По мнению Б.Т. Лихачева младший школьный возраст наиболее сенситивен для экологических воздействий.
Методике формирования знаний об экологических связях в процессе изучения природоведения уделено много внимания в работах А.А. Плешакова. По его мнению у младших школьников еще сохранилась чувствительность ко всякой боли, способность к сопереживанию и поэтому нужно приучать детей уважительно смотреть на все живое, учить их видеть красоту. Следует задавать вопрос: «Чем этот цветок, жук удивителен, необычен?». Вопрос же: «Какая от него польза?» должен отойти на второй план. Причем надо отвечать, что польза как и вред относительны. Человек как нравственное существо должен постоянно стремиться выйти за рамки «всеобщей системы полезности» и выбирать руководством к действию бескорыстные мотивы деятельности.
Эти этические концепции во многом перекликаются с известными идеями Альберта Швейцера о благоговении перед жизнью. «Симпатия, испытываемая человеком ко всем живым существам, делает его настоящим человеком», — писал А. Швейцер. Он утверждал, что человек становится этичным только тогда, когда всякая жизнь для него священна, будь то жизнь растения, животного или жизнь другого человека. «Я есть жизнь, желающая жить среди жизни», — этот постулат А. Швейцера позволяет придать смысл человеческому существованию через стремление возвысить естественную связь с миром и сделать ее духовной. Таким образом, основополагающее значение в разработке системы экологического образования приобретает идея духовности и нравственности.
В основу выделения обязательного минимума содержания экологического образования в начальной школе положено научное понятие о живом организме и его связях со средой обитания. На этой основе у младших школьников может быть сформировано понимание о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека ценности; нравственные установки на невозможность нанесения ущерба природным объектам, в том числе и себе подобным; начальный опыт защиты окружающей среды.
Экологическое содержание направлено на формирование отношений, представляющих из себя сплав знаний, чувств и действий. Оно включает научно-познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный аспекты.
Научно-познавательный аспект природопользования позволяет воспринять природу как единое целое, где объекты неживой и живой природы тесно взаимосвязаны.
Ценностный аспект обосновывает необходимость охраны природных объектов-, комплекс нравственных, эстетических, познавательных, практических, санитарно-гигиенических и других ценностей и их значение в жизни человека.
Нормативный аспект отражает нормы поведения человека в природе, знакомит с ними, приучает действовать в соответствии с ними.
Деятельностью аспект предусматривает усвоение соответствующих знаний норм и правил, позволяющих оказывать реальную помощь растениям и животным, воспроизводить природные ресурсы.
Эти аспекты лежат в основе определения основных задач начального экологического образования, которые требуют:
- доказать ученикам, что в природе все взаимосвязано;
- помочь понять, для чего человек должен знать природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо- нарушение людьми природных связей влечет за собой отрицательные последствия (и для природы и для самого человека;
- научить строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (по А.А. Плешакову).
Содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:
1. Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов.
Знакомство с группами живых организмов позволяет развивать у младших школьников представление о некоторых экосистемах, пищевых и других зависимостях, которые существуют в них. При этом формируется понимание единства и многообразия форм живой природы, дается представление о сообществах растений и животных, обитающих в сходных условиях.
2. Связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития.
Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи с определенной средой обитания и полной зависимости от нее позволяет сформировать у школьника первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают, что механизмом связи является приспособленность строения и функционирование различных органов, контактирующих с внешней средой. При этом труд людей рассматривается как средообразующий фактор.
3. Человек, как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность.
Первоначальные представления об экологии человека позволяют познакомить детей с биологическими потребностями человека, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладывается понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.
4. Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды.
Это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах используемые в хозяйственной деятельности природные ресурсы. Это позволит вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.
5. Охрана и восстановление природных богатств.
Все обозначенные позиции содержания экологических знаний согласуются с содержанием обязательного минимума образовательного компонента «Окружающий мир».
При изучении естествознания определяются три уровня развития экологических представлений (по А.А. Плешакову).
1-й уровень. Объекты природы рассматриваются в отдельности без выделения связей между ними.
Этот уровень достигается в 1 классе. Дети узнают о компонентах неживой и живой природы (воздухе, воде, Солнце, растениях, животных), о простейшей классификации живых организмов. Учатся распознавать отдельных представителей растительного и животного мира, ухаживать за ними.
2-й уровень. Рассматриваются взаимосвязи между неживой и живой природой и внутри живой природы.
Эти представления начинают развиваться со 2 класса. Выпускники 4 класса должны уметь объяснять, в чем заключается роль воздуха, воды, почвы в жизни живых организмов, каково значение растений и животных в природе. Устанавливать следующие взаимосвязи между растениями и животными:
- по местообитанию (учащиеся должны уметь рассказывать о роли растений в расселении животных);
- по способу питания (дети должны научиться составлять простейшие цепи питания);
- по участию одного вида в распространении другого (младшие школьники, должны объяснять, какую роль играют животные в распространении плодов и. семян растений).
Ученики должны уметь находить признаки приспособленности растений и животных к условиям обитания. На этом уровне вполне осознанно усваивается информация об охране воздуха, воды, почвы, растений и животных.
3-й уровень. Рассматриваются природные явления и процессы (сезонные изменения в природе, причины смены природных зон с севера на юг, виды вращения Земли). При этом устанавливаются причинно-следственные связи. На этом уровне особое внимание уделяется рассмотрению изменений в природе, вызванных деятельностью человека. Знание экологических связей помогает детям предсказывать последствия воздействия человека на природу (осушение болот, вырубка дуплистых деревьев, уничтожение комаров в тайге и т.п.), делать экологические прогнозы.
На протяжении изучения начального курса естествознания у младших школьников должны сформироваться представления:
- о сложности, уникальности и хрупкости жизни;
- о взаимозависимости, полезности всех природных объектов;
- о непрерывности жизни.
Выпускники начальной школы должны понимать, что природа — это единый комплекс, который устойчив до тех пор, пока не нарушено ни одно из его звеньев. Например, исчезновение одного вида растений ведет к исчезновению от 10 до 30 видов насекомых. Десять отравленных ядохимикатами червей могут стать причиной гибели одной птицы.
Конечная цель экологического образования — формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе. Это значит необходимо развитие следующих умений:
1) ориентироваться во взаимозависимостях природных компонентов;
2) оценивать состояние этих компонентов с точки зрения их благополучия;
3) действовать в природе так, чтобы не нанести ей ущерб.
Экологические знания и умения должны формироваться на основе известного правила: «Мыслить глобально — действовать локально». Это подчеркивает необходимость отбора экологического материала с учетом краеведческого принципа обучения.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 377;