Эйзенхауэр внешняя и внутренняя политика

Внутренняя и внешняя политика Дуайта Эйзенхауэра.

Осенью 1952 г. – выборы, в которых Гарри Трумэн не участвовал. Для остальных – ключевой момент – отношение к войне. Республиканцы выставили героя второй мировой войны, пятизвездного генерала Дуайта Эйзенхауэра с огромным авторитетом. Он пообещал прекратить войну в Корее и победил на выборах. Республиканцы получили большинство и в обеих палатах конгресса. Госсекретарь – Джон Фостер Даллес[13]. Дуайт Эйзенхауэр побывал в Корее и сделал вывод о невозможности победить в Корее. 28 июля 1953 г. в Женеве подписано соглашение о перемирии: отвод войск по 38-й параллели и создание демилитаризованной зоны в 4 км.

Корейская война – самый крупный военный конфликт после второй мировой войны; потери – 1200 тысяч человек убитыми.

Поражение в Корее не отразилось на политике США – она оставалась реакционной. Даллес выступал с доктриной, которая строилась на концепции освобождения от коммунизма или балансирования на гране войны. Суть – подрыв государственного строя в социалистических странах и нанесение упреждающего ядерного удара. Доктрина в момент разработки строилась на превосходстве в/с. В 1954 г. испытание ядерной бомбы. Эйзенхауэр получил свидетельства мощи взрыва, вернулся к доктрине сдерживания. Военные расходы постоянно росли[14].

В годы правления Эйзенхауэра набрал силу Маккартизм. Маккарти – сенатор республиканцев от Висконсина. 10 февраля 1950 г. заявил, что обнаружил в госдепе 250 коммунистов. Началось его выдвижение как лидера антикоммунистического движения. Возглавил комиссию конгресса по расследованию антиамериканской деятельности; ее поддерживали реакционные и шовинистические организации США: ККК, рыцари Колумба и др.

В 1954 г. в условиях антикоммунистического удара, Дуайт Эйзенхауэр подписал закон о контроле коммунистической деятельности, в котором признавалось, что компартия – агент иностранной державы и обвинены в намерении свергнуть правительство США. Т.о., компартия США объявлена вне закона. Закон лишал профсоюзы, в которые по мнению законодателей проникли коммунисты, лишал возможности заключить коллективные оговоры с предприятием.

Маккарти стал настолько мешать, что начал вызывать недовольство, в этих условиях движение стало терпеть поражения. 1 декабря 1954 г. сенат принял решение, в котором поведение Маккарти и его комиссии осуждались.

В это время положительным моментом общества и рост антидемократизма – рост протестов. В декабре 1955 г. два крупных профсоюза «Американская федерация труда» и «Конгресс производственных профсоюзов» объединились. Их численность составила более 15 миллионов человек[15] — показатель силы рабочего движения.

Противоречиво развивалась экономика в период правления Эйзенхауэра. Правительство Эйзенхауэра расширяло политическое государственное регулирование в финансовой, валютной и бюджетной сфере политики государства.

Республиканская администрация, пытаясь стабилизировать положение в экономике и снизить уровень безработицы, начало вкладывать большие средства в дорожное и жилищное строительство, в военную промышленность.

После завершения Корейской войны экономические кризисы были часты. Они не были длительными и глубокими. Но дестабилизировали экономическое развитие. Кризисы в 1953-1954, 1957-1958 гг.

Во второй половине 50-х гг. XX в. стало ясно, что с помощью милитаризации поправить положение в экономике невозможно, хотя с 1956 по 1968 гг. только прямые военные расходы превысили $220 миллиардов, но это не принесло в экономику настоящего оздоровления.

Большой успех для американской экономики, особенно для финансов имели инвестиции за границей. В период 1946-195 гг. на каждый инвестированный доллар получили $2,5 прибыли.

Дуайт Эйзенхауэр определял свой курс как «Динамичный консерватизм», и хотя в целом, ему удалось удержать обстановку в стране и за рубежом под контролем. К концу 1950-х гг. его авторитет и республиканской партии начали падать, но на выборах 1956 г. Дуайт Эйзенхауэр был переизбран на второй срок[16], но республиканская партия в сенате потеряла большинство.

Теперь республиканцам приходилось действовать с оглядкой на демократов и согласовывать с ними все элементы внутренней и внешней политики – это период «Консервативного согласия».

Однако, во второй половине 50-х гг. XX в. резко активизировалось негритянское движение, что заставило конгресс подтвердить равноправие негритянского населения. Но этот акт в жизни Никак не реализовывался. В 1954 г. Верховный суд США вынес решение о неконституционности сегрегации[17] в системе образования и обязал министерство образования реализовать это положение в школах[18]. В 1957 г. конгресс принял закон о гражданских правах негров, который в 1960 г. был дополнен еще одним актом – указание, что негры имеют право занимать любую должность.

Столь же неоднозначно развивалась ситуация и в области внешней политики США. Создав ряд военно-политических блоков, крупнейший из которых был НАТО, реально получил возможность контроля над значительной частью государств западного мира и Азии. В 1950-е гг. в зоне влияния США находилась вся Центральная и Латинская Америка и Западная Европа. В Азии – Япония, Индонезия и др.

Вместе с тем, уже во второй половине 50-х гг. эта однозначность в расстановке сил начала меняться. Мир входил во второй этап кризиса колониальной системы. Колониальные страны начинали постепенно освобождаться от зависимости, а в условиях получения этой независимости и в определении дальнейшего пути развития государства, они нередко выбирали социализм. С другой стороны, расширение круга государств, обладающих ядерным оружием делали все более бессмысленной перспективу ядерной войны, ибо в ней не могло быть победителя. Обладание термоядерным оружием, ядерное – у Великобритании, чуть позже – у Франции, затем – КНР. В 1958 г. ученые заявили, что в случае применения ядерного оружия все живое на земле будет уничтожено – это заставило ведущие государства мира при сохранении очевидной конфронтации, начать поиски таких взаимоотношений, которые могли бы смягчить международную напряженность.

Для времени Эйзенхауэра в отношении СССР стал прорыв в космос.

Американцы осознали необходимость вкладов в образование, новая система образования.

Резкое увеличение мощи СССР предопределило изменение курса в отношении СССР. Уже в 1955 г. Дуайт Эйзенхауэр в 1955 г. в Женеве впервые встретился с Хрущевым, в 1957 г. – соглашение о культурном сотрудничестве.

Разрядка достигла апогея к 1960 г. К этому времени Хрущев. В мае 1960 г., накануне очередной встречи лидеров стран произошел инцидент, разрушивший систему разрядки. 1 мая 1960 над Уралом был сбит американский разведчик U-2. Хрущев в гневе, расценив это как вызов.

Конец 50-х гг. – период, когда апогей холодной войны уже был пройден, война шла на убыль, но республиканцы в новых условиях не смогли сформировать понятный американской общественности и приемлемый курс внутренней политики. Их попытки вернуться к конфронтации с СССР не нашли отклика у большей части населения. Показатель – выборы 1958 г. в конгресс, где демократы получили абсолютное большинство. Окончательно такая политика потерпела крах на президентских выборах 1960 г.

На президентских выборах 1960 г. победил демократ Джон Фицджеральд Кеннеди (1960-1963)[19]. Активный сторонник реформ, в т.ч. «Нового курса» Рузвельта. Придя к власти, стал активно использовать механизмы регулирования экономики прибегать к методам социального маневрирования. Уже 2 февраля 1961 г. в послании конгрессу предлагал утвердить широкую программу социальных реформ. В частности, он предлагал расширить страхование по безработице, включая деньги в районы хронической депрессии, значительно повысить уровень з/п, увеличить ассигнования на строительство жилья.

Предлагал ряд мер по оздоровлению экономики и увеличению производства — предоставлять предпринимателям амортизационные льготы, налоговый кредит для увеличения производственных мощностей[20].

В 1963 г. сократил налоги на высокие доходы и установил потолок для повышения з/п в стране – 3,2% в год.

Но рекомендации экономических советников решено установить определенное взаимоотношение между ростом производительности труда, цен и з/п.

Комплекс мероприятий – «новая политика Кеннеди», суть которой состоял в попытке улучшить финансирование системы государственно-монополистического в значительной части его мероприятия дали положительный результат. Они привели к росту американской экономики и улучшению благосостояния американского народа.

Внешняя политика отличалась такой же противоположностью. Кеннеди отказался от теории «массивного возмездия», т.к. ее нереальность стала очевидной. В 1960 г. он взял на вооружение доктрину генерала Тейлора «Доктрина гибкого реагирования»[21]. В соответствии с ней возникли Белинский 1961 года, а затем Карибский 1962 годов кризисы.

Для Латинской Америки выдвинул в 1961 г. политическую программу «Союз ради спасения» — оказание помощи тем правительствам, которые полностью подчинялись распоряжениям из Вашингтона. Американцы часто поддерживали диктаторские режимы.

В отношениях с СССР политика была столь же непоследовательной. Кеннеди в момент вступления в должность заявил, что будет искать пути нормализации отношений с Союзом, но уже в 1961 г. во многом по вине американцев разразился Берлинский кризис.

Западный Берлин, объявленный «Вольным городом», был анклавом Большого Берлина – Восточного. Между Западным Берлином и Западной Германией границ не было, поэтому американцы устраивали различные провокации, вели разведку. В 1961 г. обнаружен длинный тоннель с радиоаппаратурой под Восточным Берлином. Кризис выразился в том, что на границе ФРГ и ГДР сосредоточились танковые дивизии.

С другой стороны, в 1963 г. Кеннеди пошел на подписание «Московского договора» о запрещении ядерных испытаний в космосе, воде и атмосфере.

Наиболее опасный инцидент – Карибский в 1962 г. Во второй половине 50-х гг. на Кубе началось освободительное движение под руководством Ф. Кастро. Повстанцы выступили как националисты, боровшиеся за освобождение страны от американского влияния, свержения диктатора Батисты и уничтожение его репрессивного аппарата. Ф. Кастро и его сторонники неожиданно для американцев одержали победу.

Кастро осудили и выслали в Мексику, собрали единомышленников, загрузились на шхуну и поплыли. Их ждала засада, но потеряли курс и высадились в другом месте и ушли в горы. Ф. Кастро одержал победу и 1 января 1957 г. объявил о победе Кубинской революции. Американцы не верили в это, пока ф. Кастро не начал предпринимать шаги по экспроприации американской собственности и раздачу земли крестьянам.

Америка ответила санкциями – перестала закупать сахар. Сложилась ЧС. В этих условиях Кастро обратился за помощью к СССР, что было выгодно и Советскому Союзу[22]. Куба заключила договор о торговле и закупке оружия[23]. Это спровоцировало американцев на свержение Ф. Кастро, выделены значительные деньги на содержание и подготовку диверсионных отрядов из кубинских эмигрантов, которые стали осуществлять диверсии на территории острова[24].

В 1961 г. при помощи ВВС и ВМФ США отряды Контос предприняли неудачную попытку высадиться на побережье Кубы на побережье Косинос (исп. свиньи). Контрос разбиты и выброшены, но кубинская разведка выяснила планы американского вторжения на остров, своих сил не хватило бы.

Хрущев предложил разместить на острове ракеты. В течении июля 1962 г. переброшено 42 ракеты средней дальности с ядерным боеголовками[25], замаскированных под с/х технику. 29 августа 1962 г. американский разведчик U-2 заснял первую советскую ракет на острове, весь сентябрь они держали эту информацию в тайне (пытались убедиться в этом).

Америка впервые начала осознавать реальность войны. 22 октября 1962 г. Кеннеди объявил о блокаде Кубы и досмотре всех советских кораблей, пытаясь избежать конфликтов, назвали операцию не блокадой, а карантином. Росла напряженность.

25 октября 1962 г. генеральный секретарь ООН У. Тан обратился к СССР и США прекратить конфронтацию. НАТО – СССР – готовность №1.

Хрущев направил Кеннеди письма – вывести ракеты в обмен на снятие блокады и не предпринимать интервенцию. Американцы подготовили на 30 октября авианалет на советскую ракетную базу.

Одновременно с этим, Роберт Кеннеди[26] неофициально встретился с послом СССР в США и заявил, что Америка не желает войны, но в этой ситуации Джон Кеннеди не может проявить политическую мягкотелость и предложил договориться неофициально: американцы берт обязательство не нападать на Кубу и не позволят этого сделать своим союзникам, уберут ракеты из Италии и Турции, снимут блокаду. СССР выведут войска с Кубы. Хрущев согласился и началась эвакуация ракет.

В результате победившей взвешенности, в конце октября 1962 г. кризис был преодолен, стороны убедились в возможности выхода из конфронтации путем переговоров, между генсеком и президентом США установлена телефонная связь. Осознание хрупкости мира и необходимости искать формы взаимного контроля за распространением ядерного и ракетного оружия. Подписание договора – исчерпание Карибского кризиса.

В области внутренней политики, наряду с экономическими успехами, прослеживались и реакционные тенденции. Здесь Кеннеди – антикоммунист. 5 июля 1961 г. Верховный суд США подтвердил законность регистрации компартии как агента иностранной державы.

В декабре 1962 г. Федеральный суд округа Колумбия приговорил компартию США за отказ от регистрации к $120 тысячам штрафу. Наряду с запретом компартии, действовали крайне реакционные организации, например «Общество Джона Бэрча», «Минитмены», «Нацистская партия» и др. в декабре 1961 г. они провели общий съезд в Чикаго.

Напряженной оставалась негритянская проблема. Вопреки законам, их подвергали дискриминации.

22 ноября 1963 г. во время предвыборной поездки по Техасу в г. Даллас президент Кеннеди был убит. Убийство – тайна, официальная версия – действия одиночки.

Президентом становится Линдон Джонсон (36-й президент США; 1963-1969)[27]. Он заявил о продолжении внутренней и внешней политики предшественника. В январе 1964 г. в ежегодном послании конгрессу объявил программу «война с бедностью». В феврале 1964 г. для людей с низкими доходами на 20% снижен подоходный налог. В марте 1964 г. — закон «О войне с бедностью» — ряд государственных субсидий для людей с низкими доходами, меры по сокращению безработице.

В июле 1964 г. конгресс одобрил закон «О гражданских правах, против расовой дискриминации на выборах в профсоюзах, общественных организаций и пр.». эти мероприятия встречены положительно. В ходе президентских выборов 1964 г. Джонсон победил с серьезным перевесом в 61%[28].

По вступлении в должность президента в январе 1965 г., Джонсон опубликовал программу «Создание великого общества». Нового по сути не было – это продолжение начатой им политики. По замыслу Джонсона она д.б. стать альтернативой социалистическому обществу.

В 1965 г. Джонсон внес в конгресс почти 80 предложений о социально-экономических реформах. Конгресс одобрил помощь районам депрессии; ассигновал большие средства на общественные работы, на жилищное и городское строительство; но помощь престарелым на снижении стоимости лекарств и страховки. Вступил в силу закон об избирательных правах (в т.ч. негров).

Установлен размер минимальной з/п в час: с $1,25 до $1,70, что привело к тому, что в 1970 г. средняя ежемесячная з/п примерно равна $102, а длительность рабочей недели 38,2 часа.

Серьезной проблемой стало негритянское движение. Подъем – в 60-х гг. XX в. их численность более 25 миллионов человек, но материальное и социальное положение значительно уступало «белым»[29]. Все эти аспекты привели к тому, что к началу объединительного характера – появились негритянские организации.

Первая возникла в конце 1957 г. – Конференция христианского руководства на юге. Общественно-религиозная организация, исповедовала методы насилия. Лидер – священник Мартин Лютер Кинг. Методы – демонстрации, походы мира, митинги. Требовали уничтожения расизма, сегрегации и ликвидации социального неравенства.

В начале 1960-х гг. таких организация стало довольно много, часть из них стала выступать с достаточно радикальных позиций, исповедовали силовые методы борьбы[30].

Все мероприятия в рамках Великого общества неожиданно были остановлены – США в 1965 г. втянулись во Вьетнамскую войну.

Вьетнам был поделен на две части по 17-й параллели. До начала второй мировой войны был французской колонией, но после захвата Японией, началась борьба против японских захватчиков, которую возглавляли коммунисты (лидер — Хо Ши Мин).

После разгрома японцев (вьетнамцами и русскими), в августе 1945 г. Вьетнам объявил о своей независимости. Но с 1946 г. началась война с французскими войсками – Франция пыталась вернуть свою колонию. Война продолжалась до начала 50-х гг. XX в. Целиком вернуть колонию Франция не смогла и они передали вопрос на решение международной конференции в Женеве. Решено провести всеобщие выборы, но в 1955 г. Вьетнам распался на два самостоятельных государства: Социалистическая республика Вьетнам и Республика Вьетнам[31].

Сразу же на юге началась партийная борьба против проамериканского правительства. Партизаны получали поддержку с севера – оружие, медикаменты, боеприпасы[32]. Попытка властей самостоятельно справиться с сопротивлением не приносило результатов. Американцы стали отправлять во Вьетнам сотни советников, которые сначала не ввязывались в войну, но постепенно это стало происходить – несколько тысяч американских солдат.

Партизаны стали атаковать базы американцев, появись первые жертвы среди американцев. Руководство США разработало «Операционный план 34-А» — план агрессии против северного Вьетнама. В августе 1964 г. в Топкинском заливе проведена провокация – в территориальные воды вошли два эсминца США (разведывательные корабли), вьетнамские сторожевики окружили их, а американцы обвинили их в обстреле.

Ссылаясь на это, Джонсон провел решение, позволяющее ему применить вооруженную силу без объявления войны. Основная форма агрессии – авианалеты и бомбардировки с февраля 1965 до начала 70-х гг. одновременно в Южный Вьетнам начали прибывать крупные контингенты американской армии.

Вооруженные силы СРВ оказывал помощь СССР[33]. Американцы стали нести крупные потери (за 4 года – 3600 самолетов). В плену СВР – 1,5 тысячи американских пилотов. Потери сухопутной армии в сражениях.

Война теряла популярность, для американцев она превратилась в ад и она постоянно дестабилизировала положение в США. Протесты общества – требовали прекратить войну. Непопулярность стала столь мошной, что на выборах 1968 г. Линдон Джонс даже не выставлял свою кандидатуру. Победил кандидат от республиканцев Ричард Никсон[34]. В Джонсон отказался баллотироваться на выборах, он победил, пообещав вывести войска из Вьетнама. Начал переговоры с СРВ и с партизанами юга, которые шли в Париже и закончились в 1973 г. выводом американских войск из Вьетнама.

Это очередной серьезный шаг, т.к. война становилась «дорогой в никуда». К концу 1960-х гг. там находилось более 500 тысяч американцев. Потери – 64 тысячи убитых, 260 тысяч раненых и покалеченных. Социальные бунты, расходы на войну вытягивали огромные суммы.

Внутренняя и внешняя политика Дуайта Эйзенхауэра.

Уход из Вьетнама был важным шагом, но сам уход не решил проблем, т.к. война привела к:

1) рост дороговизны;

2) рост продолжительности рабочего дня и цен на товары первой необходимости[35];

3) расовая война;

4) подъем социальных протестов – бунт молодежи.

4 апреля 1968 г. во время демонстрации в Менфине убит любимец «цветных» М.Л. Кинг, что вызвало большой взрыв в США.

В 1969-1971 гг. обнаружился экономический кризис, что вызвало понижение производства и рост инфляции.

Правительство Никсона прибегло к методам государственно-монополистического регулирования, но его методы отличались от методов Кеннеди и Джонсона. Мероприятия Никсона привели к ухудшению положения масс.

В августе 1971 г. он объявил о начале Новой экономической политики. Реализовать которую предполагалось в 4 этапа с 1971 по 1973 гг. К этому времени д.б. стабилизироваться цены и з/п. суть первого этапа – правительство заморозило рост цен и з/п.

На деле з/п заморозили, а цены не смогли. В 1972 г. пытаясь стабилизировать и остановить инфляцию, девальвировали $, но эти меры не привели к стабилизации.

В апреле 1974 г., когда стало ясно, что н.э.п. дает эффекта, правительство отменило контроль за ценами и з/п. Положение в экономике было сложное.

Во внешней политике его мероприятия более успешны. «эра конфликтов» д.б. замениться «эрой переговоров». В 1972 г. Никсон приехал в Москву[36]. Никсон активизировал переговоры в Париже. В 1973 г. американские войска покинули Вьетнам.

Внешняя политика Никсона привела к тому, что на выборах 1972 г. американцы, простив ему собственные экономические проблемы. Проголосовали за него. Получив акт доверия народа, Никсон продолжил активную внешнюю политику. Важным стал поиск общего языка между арабскими странами и Израилем. США традиционно поддерживали Израиль. Никсон[37] достаточно успешно проводил сближение с арабами. В 1973 г. в США побывал Брежнев; в 1974 г. Никсон вновь приехал в Москву.

С конца 1973 г. в США начинается очередной экономический кризис (продолжался до 1975 г.) и ухудшение положения в экономике. Весной 1975 г. уровень промышленного производства был на 13,5% меньше, чем в 1973 г.; 13 миллионов полностью, или частично, безработных. Кризис 1973-1975 гг. совпал с энергетическим кризисом[38] и стал самым глубоким кризисом в США после великой депрессии 1929-1933 гг.

Экономический кризис совпал с политическим кризисом, в центре которого был сам президент – Уотергейтское дело[39]. 12 июня 1972 г., во время предвыборной кампании, в отеле находилась штаб-квартира демократов. Туда проникли 5 человек, посланные руководителями республиканской партии для установки жучков. В момент установки их накрыли и арестовали.

Никсона обвини в том, что это он приказал сделать это. Конгресс начал процедуру импичмента и 4 августа 1974 г. Никсон подл в отставку – впервые президент США добровольно ушел с поста досрочно.

[1] Великобритания, Франция, Италия.

[2] Всего 8 бомб, лишь одна из которых привела к человеческим жертвам.

[3] 4% от числа работоспособного населения.

[4] В таком случае их увольняли.

[5] Многие деятели науки и культуры были вынуждены эмигрировать из США, например, Чарли Чаплин!

[6] Закон «Тафта-Хартли».

[7] Набрал 1200 тысяч голосов.

[8] Около 5-6 миллионов человек.

[9] В т.ч. Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Франция, США. Позже туда вошли ФРГ (1955) и Турция (1982).

[10] СЕАТО и другие.

[11] В этом случае объявление ЧП в стране и арест всех коммунистов.

[12] Десятки тысяч убитых и сотни тысяч раненых.

[13] От Рокфеллера.

[14] В 1953 г. – выросли в 3 раза.

[15] Всего в профсоюзных организациях состояло 25 миллионов человек (каждый шестой человек).

[16] Оценили заслуги в Корее и пр.

[17] Неравноправные отношения.

[18] Закрытые автобусы, полицейская охрана и т.д.

[19] 42 года, родился в 1917 г. 35-й президент США. Из очень богатой семьи. Ирландец, блестящее образование. В годы второй мировой войны командовал торпедным катером. После занялся политикой. С 1952 г. – сенатор от штата Массачусетс антикоммунист , но сторонник реформ, в т.ч. Рузвельта. Женат на Жаклин Кеннеди.

[20] Не 37%, а примерно 15%.

[21] США д.б. способны реагировать на любые международные ситуации, даже если они чреваты локальной и мировой войной.

[22] 130 миль о США – плацдарм для захвата.

[23] Торговое соглашение было не выгодно для СССР, но получены гарантии благосклонности Ф. Кастро.

[24] Поджоги, взрывы нефтехранилищ, террор.

[25] Количество ракет, достаточного для полного уничтожения Америки.

[26] генеральный прокурор — Минюст США.

[27] Родился и вырос в Техасе, закончил педколледж, в 1949 г. – сенатор от штат Техас, в 1960 – вице-президент.

[28] Важно, что его подержали профсоюзы (АТФ и КПП).

[29] Средняя з/п негра в 1965 г. примерно 56,6% белого, за чертой жизни примерно 8-10% белых, негров – 40%. Безработные – 3,5% белых, 7,5% негров; квалифицированные рабочие – около 70% белых, 15% негров.

[30] Например, организация Черные пантеры.

[31] Оказывали помощь США.

[32] Все это переносилось на руках по «Тропе Хо Ши Мина».

[33] Например, ракеты «Земля – Воздух».

[34] 37-й президент США, единственный президент, ушедший в отставку. Родился в 191915 г. в Калифорнии, получил хорошее образование (колледж, Высшая школа права), служил на флоте, с 1946 г. – в политике. Избран в палату представителей конгресса, прославился антикоммунизмом. С 1952 г. был вице-президентом Дуайта Эйзенхауэра, но на выборах 1960 г. проиграл Кеннеди.

[35] Продолжительность рабочей недели увеличилась с 37 до 42 часов; цены возросли на 17-20%, а з/п сократилась, примерно, на такое же количество.

[36] Первый визит президента США в СССР.

[37] Первый из президентов США.

[38] Байкот арабских производителей нефти.

[39] Уотергейт – отель в Вашингтоне.

Внутренняя политика Д. Эйзенхауэра

Д.Эйзенхауэр во внутренней политике был умеренным республиканцем. Он был консервативным политиком в решении экономических проблем и либеральным деятелем в вопросах социальной политики и прав человека. Он был намерен продолжать выполнение (в ряде направлений) принятых программ демократов, но более экономными методами, чем это делала администрация Г. Трумена. Он был намерен сберегать деньги путем более эффективного управления, сокращения раздутого государственного аппарата, прекращения излишеств в его финансировании и сокращения государственных расходов, в том числе на военные цели [1, с. 560]. В 1953–54 гг. финансовом году бюджет был сведен без большого дефицита. Эйзенхауэр отложил снижение налогов до того времени, когда будет лучше сбалансирован бюджет. Вместе с тем, Эйзенхауэр предложил сократить расходы бюджета (прежде всего военные расходы) на 10 млрд. долл.

Госсекретарь Д.-Ф. Даллес и военный министр Ч. Вильсон были недовольны и не одобряли эти предложения.

Дуайт Эйзенхауэр

Но Эйзенхауэр настоял на сокращении расходов государственного бюджета. И все же государственный бюджет в первый год правления Эйзенхауэра имел дефицит в размере 2,5 млрд. долл. Старая гвардия Республиканской партии (Т. Дьюи, Г. Гувер, Б. Голдуотер и др.) не одобряла намерений Президента Эйзенхауэра о расширении системы социального страхования американцев дополнительно на 10 млн. человек. Президент Д. Эйзенхауэр не забывал о положении простых американцев, часть которых жила в тяжелых материальных условиях. Он понимал, что решение социальных проблем бедности населения связано с состоянием экономики страны и ее финансов, а также зависит от сокращения военных расходов, которые после войны были очень большими. Так, Эйзенхауэр заявлял, что каждая пушка, каждый военный корабль, авианосец, каждая ракета «означают, в конечном счете, кражу у тех, кто голодный, кто не одет, кто живет в холоде и без образования» [1, с. 560].

Внутриполитические проблемы вытекали из того, что демократы с 1954 года снова выиграли в Конгрессе в местах и влиянии, но также, в большей степени, из борьбы между «крыльями» в республиканской партии. Президент и его сторонники в Конгрессе, так называемые «республиканцы Эйзенхауэра», иногда могли лучше сотрудничать с лидером демократического большинства Линдоном Б. Джонсоном, чем со «старой гвардией» республиканцев. Как при планировании автодорог, так и при использовании национальных полезных ископаемых или разработке новых ирригационных проектов возникли значительные различия во мнениях. В то время как президент видел в этих проектах легитимные задачи федерального правительства, консервативные республиканцы доказывали, что подобные предложения будут упрочивать, а не уменьшать федерально-государственную власть. При принятии Гавайев и Аляски в союз в качестве 49 и 50 штатов также были расхождения. Эйзенхауэр выступал за принятие Гавайев, но в отличие от большинства в Конгрессе считал, что Аляска имеет значение в основном с военно-стратегической точки зрения. Поэтому он предпочитал федерально-государственное управление Аляской образованию штата.

Президент Эйзенхауэр предложил сократить военные расходы в 1955 финансовом году. Расходы на армию уменьшились с 19,9 млрд. долл. до 8,8 млрд. долл. (при сокращении армии с 1,4 млн. человек до 1 млн. человек). Расходы на военно-морской флот уменьшились с 11,2 млрд. долл. до 9,7 млрд. долл. А расходы на военную авиацию увеличились с 15,6 млрд. долл. до 16,4 млрд. долл. [7, с. 286]. В 1955 г. финансовом году Президенту Эйзенхауэру удалось сбалансировать государственный бюджет страны.

Президент Д. Эйзенхауэр показал себя как лидер страны, который бросал вызов консервативному крылу Республиканской партии США. Он заявлял, что партия, которая решится на попытку отмены социального страхования, страхования по безработице, отмены законов о труде и фермерских программ – такая партия сойдет с исторической арены. Он был готов порвать со старой гвардией консерваторов в Республиканской партии и создать новую Республиканскую партию.

Президента Эйзенхауэра волновало состояние экономики страны, «ее здоровье», как он выражался [12, с. 295]. В период первого срока его президентства наступила рецессия – частичный кризис 1954 г. Снижение производства ниже нулевой отметки было, правда, небольшим, но безработица заметно увеличилась (до 6%) Эйзенхауэр мог опираться на рекомендации экономического советника Бэрнса, который знал проблемы экономического цикла. Но другие советники правительства (Р. Андерсон, Дж. Хоуг) были неоклассиками, которые больше полагались на силу свободной конкуренции. К чести Эйзенхауэра надо признать, что он смог подняться над ортодоксией Республиканской партии и применить ряд испытанных средств из арсенала Демократической партии: прежде всего – программу общественных работ. Программа строительства шоссейных дорог и автомагистралей была одной из крупнейших программ общественных работ в середине ХХ века. По инициативе Президента был подготовлен и принят в апреле 1956 г. закон «Интерстейт хайвей акт». Во главе комиссии по строительству дорог президент поставил своего коллегу – генерала Клея. План Клея предусматривал строительство многорядных автомагистралей, которые имели не только экономическое, но и оборонное значение. На основе этого закона 90% стоимости строительства дорог финансировалось из федерального бюджета. При этом бюджет пополнялся и за счет косвенных налогов, включенных в цену бензина (1 цент за 1 галлон бензина) и в цену автомобильных покрышек (3 цента за 1 фунт резины). В итоге выполнения плана Клея было построено много тысяч миль новых автомобильных дорог [18, с. 216].

Другим направлением экономической политики правительства Эйзенхауэра было строительство жилья: миллионов новых частных домов, а также субсидируемого жилья для малоимущих семей. Правительство одобрило план строительства государственного жилья -140 тыс. домов за пять лет.

В результате принятых мер в 1955 г. спад в экономике был преодолен, появилось оживление экономической жизни, но не так быстро, как хотелось бы. В 1956–57 гг. начался подъем экономики (прирост на 5–6%). Но в 1958 г. экономика США вновь пережила удары тяжелого мирового экономического кризиса. Падение промышленного производства составляло 14%, безработица увеличилась до 5 млн. человек [21, с. 260].

В 1956 и 1959 гг. президентом и законодателями были одобрены законопроекты о жилищном строительстве, включившие предложения о строительстве 35 тыс. квартир в год в течение двух лет, выделение 650 млн. долл. на 2 года на программу обновления городов, 250 млн. долл. – на строительство квартир для престарелых, предоставлении субсидий для строительства 37 000 новых квартир [21, с. 260].

При Эйзенхауэре была введена медицинская помощь гражданам старше 64 лет, оплата которой возлагалась на федеральное правительство и власти штатов, повышен минимальный размер заработной платы рабочим (до 1 долл. в час), приняты законы о гражданских правах 1957 и 1960 гг., ставшие первыми осторожными шагами на пути решения важнейшей социальной проблемы – преодоления расовой дискриминации.

Президент Эйзенхауэр принял решительные антикризисные меры. Он отказался от советов неоклассиков Р. Саулнира и Р. Андерсона, которые были против активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Он вернулся к методам государственного регулирования инвестиций. Он почувствовал неправильность априорных моделей неоклассиков, с которыми носились тогда экономисты – математики и не стал слушать то, что говорили такие советники, как Р. Андерсон. Президент поручил министру финансов применить активные методы вмешательства в экономику. Эйзенхауэр помнил уроки Нового курса Ф. Рузвельта и увеличивал расходы госбюджета на инфраструктуру и на социальные цели. Это помогло стране пережить кризис 1958 г. с меньшими потерями.

Запуск Советским Союзом первого космического спутника (1957) вызвал в США волну критики президента за недостаточное внимание к развитию передовых технологий. В ответ Эйзенхауэр создал Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА, 1958) [35, с. 400].

Постепенно Эйзенхауэр смог положить конец внутриполитической охоте на коммунистов. Когда сенатор Джозеф Маккарти со своими клеветническими нападками не остановился даже перед членами кабинета, президент добился с помощью своих сторонников в сенате, чтобы Маккарти был публично осужден и политически изолирован. К тому же в 1954 году Эйзенхауэр назначил верховным федеральным судьей Эрла Уоррена, чья либеральная политика была решительно направлена против дискриминации и нетерпимости.

Сенатор Маккарти, стоявший во главе комиссии Конгресса по расследованию антиамериканской деятельности, занимался тем, что в печати получило название «охоты за ведьмами»: поисками коммунистов и их агентов в государственном аппарате. Эйзенхауэр был в принципе против маккартизма и против «охоты за ведьмами», против поисков агентов коммунизма в государственном аппарате США, в армии, в профсоюзах и в Голливуде. Эйзенхауэр считал, что Маккарти плохо знал, что такое коммунизм, в отличие от самого Президента, который во время войны сотрудничал с Советским Союзом и хорошо знал многих генералов и маршалов СССР. Президент Эйзенхауэр применял тактику игнорирования сенатора Дж. Маккарти со всеми его нападками на сторонников «красных». И эта тактика привела к изоляции сенатора Маккарти. Благодаря твердой позиции Президента Эйзенхауэра, который считал, что маккартизм сам себя дискредитирует, маккартизм действительно сошел с политической арены США в середине 50-х годов [35, c. 400].

В приговоре по делу «Браун против отдела народного образования» 17 мая 1954 года Верховный суд объявил расовое деление в школах противоречащим конституции и год спустя призвал штаты ликвидировать разделенные по расам школы [6, с. 347]. Эти решения вызвали на юге США волну протестов. В 1956 году более 100 членов Конгресса подписали так называемый «Южный манифест», который обвинил Верховный суд в недопустимом вмешательстве в права отдельных штатов. Конфликт достиг высшей точки в сентябре 1957 года в Арканзасе, где губернатор Орвил Фоубес с помощью национальной гвардии пытался силой помешать черным студентам посещать до этого доступную только белым Центральную высшую школу в Литтл-Рокс. Чтобы сохранить авторитет федерального суда, Эйзенхауэр, который в частном порядке считал назначение Уоррена «самой большой проклятой ошибкой, которую я когда-либо делал» [6, с. 347], вынужден был действовать. Впервые со времен реконструкции после гражданской войны на Юг для защиты черного населения были посланы федеральные войска, которые остаток года обеспечивали студентам беспрепятственное посещение школы. Хотя до 1960 года в смешанных школах афро-американцы составляли меньше 1% всех студентов, приговор по делу Брауна стал указывающим направление для движения за гражданские права в последние годы [6, с. 347].

В 1955–1956 гг. начались массовые выступление негров против сегрегации со стороны белых. Лидером движения стал Мартин Лютер Кинг. Поводом к массовым выступлением оказался отказ от уступления белому место в автобусе 43-х летней негритянкой из Монтгомери с последующим её арестом. Развернулась акция «пешком во имя свободы», в которой приняли участия около 50 000 негров [6, с. 347]. В результате доход владельцев автобусов уменьшился на 65%. Через год, когда Верховный суд США признал, что сегрегация на автобусных маршрутах, как и в школах, неконституционна, бойкот прекратился. Чернокожий священник Мартин Лютер Кинг, служивший в баптистской церкви, где прихожанами были негры, стал глашатаем их протеста. «Наступает время, – говорил он, – когда людям надоедает… терпеть свое приниженное положение и покорно сносить жестокие удары» [6, с. 347]. Кинга арестовали, как это будет с ним еще не раз.

Черные американцы добивались равного с белыми права голоса. Хотя 15-я поправка к конституции устанавливала такое право, во многих штатах ее обходили, вводя налог с избирателей или тест на грамотность. Эйзенхауэр и лидер большинства в сенате Линдон Б. Джонсон объединили усилия, чтобы право голоса было гарантировано конгрессом. Закон о гражданских правах 1957 г. – первая подобная мера за 92 года после окончания Гражданской войны – был шагом вперед, поскольку давал федеральным властям полномочия пресекать все попытки помешать черным гражданам участвовать в голосовании [31, с. 334]. Закон не всегда соблюдался, и в 1960 г. была повышена мера ответственности за его нарушение. Но и новый закон не обязывал федеральные власти брать на учет черных избирателей.

Таким образом, восемь лет правления Президента Д. Эйзенхауэра историки оценивают в целом позитивно как период мира и экономического роста. ВНП за 8 лет вырос на 45%. Валовой национальный продукт впервые в истории США достиг 500 млрд. долл. Персональные доходы американцев увеличились на 47%, их сбережения повысились на 37%. Было построено 9 млн. новых домов [31, с. 334].

Слабым местом в социальной политике Президента Эйзенхауэра историки считают его неготовность принять закон о равных правах американцев. Хотя до 1960 года в смешанных школах афро-американцы составляли меньше 1% всех студентов, приговор по делу Брауна стал указывающим направление для движения за гражданские права в последние годы. Президент боялся, что его белые друзья из южных штатов не поймут его поддержку идеи о прекращении сегрегации в школах, где их дети сидели бы в одном классе с черными переростками из бедных семей. Эйзенхауэр ждал, когда страна созреет для таких реформ. Между тем, в стране происходили волнения на расовой почве, а правительство откладывало их радикальное решение.



Президентские выборы США 1952 года, внутренняя и внешняя политика администрации Д. Эйзенхауэра

Оставьте комментарий