История расизма


ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФА

НА ПОРОГЕ КАТАСТРОФЫ

= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ=

= О Г Л А В Л Е Н И Е =

Расизм и его корни

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspЮдофобия 19-го века не возникла на некоем пустом месте. Она уже ранее существовала в Европе, была укоренена в сознании и многолика.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspПриняв этот тезис, мы можем перейти к следующим частям проблемы.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspКак именно, на каком идеологическом основании возникла расистская теория, явившаяся впоследствии центральным пунктом нацизма?

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspТри области знания, три современные науки несомненно повлияли на утверждение нацистской теории в сознании:

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspантропология, биология и лингвистика (языкознание).

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspАнтропология

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspАнтропология (наука о человеке) как самостоятельная дисциплина начала развиваться во второй половине 18- го века во Франции и Германии. Ее границы с этнологией, биологией, анатомией человека тогда еще не были четко очерчены, но она считалась точной наукой и на начальной стадии занималась изучением различных человеческих рас. (Только позднее она превратилась в общественную дисциплину.)

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspИнтерес к расам возник в мире вследствие развития путешествий и последующих описаний увиденного, а также распространения в мире колониализма. Вначале антропология имела лишь описательный характер, затем появляются различные классификации.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspВ 1738 году швед К.Линней опубликовал "Систему природы" ("Systema nature"), в которой разделил человечество на четыре расы, описав их физические и нравственные черты. Позже было опубликовано еще несколько аналогичных сочинений, и хотя мнение о принципах деления на расы у разных авторов были различные, все они основывались, прежде всего, на цвете кожи представителей рас.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspНаконец, британский врач (живший, однако, во Франции) У.Ф.Эдвардс произвел научную революцию, разделив расы по телосложению; в 1829 году он опубликовал знаменитую книгу "О физиологических свойствах человеческих рас в связи с их историей". Ее новизна заключалась, в частности, в том, что в отношении французов он пришел к мнению, что они происходят от двух различных рас и, одновременно, что эти расы существуют в несмешанном виде до сих пор (т.е. в 19-ом веке). Он также восстановил в правах термин "исторические расы", вследствие чего появилась возможность выделения разных расовых групп, хотя бы и имевших одинаковый цвет кожи. В связи с этим он указал и на физические особенности части евреев. Эдварде не сомневался, что самым достоверным признаком расы является размер и форма черепа; рост и цвет волос тоже важны, но они играют второстепенную роль (дополнительно он использовал для различения рас еще и итальянские исследования в лингвистике по особенностям произношения).

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspУверенность Эдвардса в преобладающем значении формы черепа для различения рас была неслучайной: десятилетиями, с конца 18 века, процветала в Европе френология, "наука об изучении человеческого черепа", утверждавшая, что особенности мозга связаны с теми или иными чертами его "хранилища" — черепа. Размер той или иной части черепа определяет, якобы, ту или иную характеристику самого мозга, следовательно, человеческий характер можно узнать, изучив тот или иной череп. В начале 40-х годов 19 века швед Рециус предложил коэффициент для измерения черепов (длина черепа делится на его ширину и умножается на 100) — так называемый cephalic index. Многие годы эта формула служила исходной точкой в исследованиях не только псевдо- но и настоящих ученых.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspВ 1893 году французский философ Альфред Фуйе предсказал — не осознавая в полной мере силу своего предвидения: "Люди еще будут убивать друг друга из-за разницы в один балл между их черепами".

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspИтак, антропология изучала тогда расовые проблемы, связанные преимущественно с особенностями телосложения, с привлечением для этого достижений общественных наук.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspОбращаем особое внимание на этот переход науки от сухого научного факта к социальным спекуляциям; подобный процесс, как мы убедимся далее, происходил и в других отраслях знания. Повсеместное его распространения было связано с тем абсолютным значением, которое общество придавало научным открытиям.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspМногие ученые пришли к выводу, что существует огромная разница не только во внешнем облике, но и в характерах представителей разных рас. В этой среде было принято считать, что различие цвета кожи, толщины губ, строения глаз, качества волос обуславливает природное неравенство людей. "Обязательно должна обнаружиться связь между внутренними и внешними различиями рас" — историки романтической школы оказались первыми, кто принял этот тезис в своих научных комментариях.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspТак был сделан первый шаг к расизму, развившемуся в полной мере в первой половине 19-го века.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspУ идеологического расизма была, конечно, связь и с общественно-политическими процессами развития национализма и колониализма, но эта связь переживала еще так называемый "наивный" — младенческий период; пока у людей еще оставалась возможность быть расистами, отрицая насильственный и иерархический его характер.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspНовая стадия расизма, вскоре ставшая доминирующей, началась, когда в систему антропологических проблем стали вплетать проблемы биологические.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspБиология

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspВ отличие от общепринятой в то время Библейской версии о единовременном сотворении мира и идентичности современной природы с той, которая была сотворена Творцом, в 19 веке появилась биологически обоснованная теория эволюции природы.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspОдним из первых эволюционистов стал французский биолог Жан-Пьер Ламарк, предположивший, что разнообразие видов, форм, оттенков живых существ есть результат их приспособления к окружающей среде. Длительные процессы привели, в конце концов, к изменению природных форм. Но теория Ламарка строилась, в основном, на предположениях и была плохо обоснована. Тем не менее, она распространилась во Франции и других странах, ибо время от времени гипотезу Ламарка подкрепляли вновь открытые феномены. Летом 1830 года во Французской Академии состоялся горячий диспут о достоверности ламаркизма, немецкий поэт Гете внимательно следил за ходом этих споров.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspНесколько позже в Англии нашлось множество сторонников теорий социолога Герберта Спенсера, обосновавшего в 50-х годах свои социологические гипотезы именно новейшими биологическими открытиями. Окончательно сформулировал и доказал теорию эволюции знаменитый англичанин Чарльз Дарвин: его "On origin of species" ("Происхождение видов"), впервые опубликованное в 1859 году, переиздавалось бесчисленное множество раз на всех языках Европы. Биолог обосновал процесс эволюции в природе и сформулировал его главнейшие законы: закон естественного отбора и закон борьбы за существование.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspНа научные гипотезы Дарвина жадно, как на сокровищницу, набросились люди, решившие использовать их для разработки социальных тем (отсюда и возник термин — "социальный дарвинизм"). Вот главные тезисы "социал-дарвинистов":

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspа. природа построена на эволюции, и самая высшая ступень эволюции — млекопитающие, среди которых первенствуют приматы, а венчает пирамиду человек — хомо сапиенс;

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspб. у эволюции "нет границ" (Дарвин), но если это так, то, следовательно, среди людей нынче тоже протекает процесс эволюции. Следовательно, внутри современного человечества можно и нужно искать различные виды, а среди них — самый высший.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspТак, уцепившись за уже существующий расизм, социал-дарвинисты создали расистский дарвинизм. Но как можно было среди прочих рас выделить высшую расу? Расисты начали утверждать, что таковой является белая раса:

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp- в войнах белый человек завоевал мир и создал повсюду свои колонии, духовно поработив все народы;

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp- в сфере духа породил величайших философов-европейцев;

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp- в музыке — создал классику;

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp- в архитектуре белыми созданы величайшие творения, например, — готические соборы;

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp- в технологии — паровозы и пароходы — изобретения белого человека, заставившего природу работать на себя и т.д.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspСразу видно, что это субъективные критерии, основанные как на посылке на собственном же выводе, предполагавшем, что белая раса — высшая. Но в свое время (а, может быть, не только в свое) они считались вполне объективными, доказывающими подлинное различие рас в талантах и интеллекте.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspВторой вывод, как бы дополняющий первый, был связан с "борьбой за существование".

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspСчитая, что раз борьба за существование есть закон природы, и, следовательно, она не может носить отрицательного характера, социал-дарвинисты утверждали, что возражение пацифистов-моралистов против войн не обоснованы. Более того, лица, отрицавшие справедливость "законов природы", возможно, и есть "злоумышленники", "слабые", придумавшие эти гуманистические теории, чтобы с их помощью предотвратить свое поражение от руки "высших", "лучших" по природе. Мир и гармония в среде народов, проповедовавшиеся в Европе ранее, перестали теперь казаться обязательными даже для нравственных людей.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspЛингвистика

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspРазвитию расистских идей содействовали исследования в еще одной науке — в лингвистике (языкознании), развивавшейся с конца 18 века.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspГотфрид фон Гердер в книге "Происхождение языка" (1772 г.) обратился к проблеме рождения языков: по его мнению, в основе появления речи у человека лежал инстинкт. Когда европейцы открыли для себя санскрит, язык праиндийцев, и узнали о его близости к европейским языкам, в науке возникла новая лингвистическая школа (вместо признанной со времен Римской империи) — сравнительно-историческая.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspАнгличанин Вильям Джонс, первым исследовавший санскрит, предположил, что у готского, индийского, древнегреческого, латыни и, возможно, древнеперсидского языков — есть общий предок (1770 г.). Вслед за ним эту идею развил немец Фридрих Шлегель в книге "О языке и мудрости индийцев", 1880. Вскоре языковед Клафорт ввел термин "индоевропейская группа языков". Повлияли на развитие новой лингвистики и датские языковеды, занимавшиеся тевтонскими языками скандинавских эпосов, в частности — древнеисландским языком.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspНовый вклад внес в лингвистику той эпохи Якоб Гримм, зачинатель германской языковедческой школы, романтик, изучавший как фольклор, так и древнюю немецкую литературу; он обнаружил древнейшие выражения в сохранившихся народных диалектах. Вместе с братом Вильгельмом ("братья Гримм") он создал новую немецкую грамматику (1819 г.) и важнейший словарь (1852 г.).

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspВ 20-х годах 19-го века исследователи индоевропейских языков начинают употреблять новый профессиональный термин — "ариец". В санскритских легендах этим словом обозначали древних завоевателей Индостана, и дословное его значение, по-видимому, — "хозяин", "аристократ" или "чистый", т.е. отличающийся от аборигенов.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspЭти исследование были использованы расистами в своих целях. В частности, было сделано предположение, что все племена, говорящие на индоевропейских языках, состоят в кровном родстве (возможность кровного родства без родства языков, как и родства языков без кровного родства, представлялась невероятной). Так и возникли термины "арийский народ" и "потомки арийцев", хотя существовали многочисленные разногласия о том, какие именно народы должны входить в "арийскую группу". Одним из главных сочинений подобного рода стала книга швейцарца Адольфа Пише "Индоевропейские источники или примитивные арийцы". В предисловии он утверждал, что именно санскритские корни помогут понять историю человечества: в среде индоевропейцев живет "раса, которая с помощью Высших сил будет властвовать над миром". Она "выделяется красотой своей крови и интеллекта", доказательством чему служит "богатство гармоний и совершенство структуры ее языка".

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp19-й век дал толчок изучению еще одного пласта лингвистики — восточных языков. Катализатором этого процесса послужило открытие и расшифровка аккадского языка, сыгравшего в истории роль, подобную роли санскрита для индоевропейских. Среди лингвистов-востоковедов, в особенности тех, кто изучал иврит, выделялся в середине века француз Эрнест Ренан. Он и дал группе языков Ближнего Востока название "семитские языки", использовав библейское сказание о происхождение человечества от Шема (Сима), Яфета и Хама, сыновей Ноаха (Ноя).

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspВ 1855 году, опубликовав "Общую историю и сравнительную систему семитских языков", он обосновал в ней общность группы этих языков и народов, использовав для их обозначения термин "семитские народы" (более подробно он развил те же идеи в "Новых мыслях об общности характера семитских народов" Сказанное выше кратко обрисовывает как истоки расизма, так и методологию расистской аргументации.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspИстоки расизма

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspИтак, в 19 веке сложился подходящий общественный климат для внедрения расизма в духовную жизнь общества. Все его составляющие оказались объединены в книге французского аристократа-дипломата графа Артура де Гобино "О неравенстве человеческих рас" (1853-55 гг., т.е. еще до "Происхождения видов" Дарвина — это доказывает, что идеи витали в воздухе). Во Франции, на родине автора, его книга не пользовалась популярностью, но в Германии, благодаря его близкой дружбе с великим композитором Рихардом Вагнером, на сочинение Гобино откликнулись многие. Кроме вышеупомянутых постулатов ("ключ к пониманию истории таится в расовых особенностях ее субъектов", "критерии величия белой расы", похвала арийцам и проч.), творение Гобино отличалось также крайним историческим пессимизмом. Из-за недооценки миром важности расового фактора все расы, мол, перемешались, и потому в будущем нельзя будет отыскать силу, которая поведет человечество к прогрессу:

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp"Счастливая случайность помогла выполнить главную задачу… но мало шансов на счастливое будущее". Гобино считал, что явно поздно исправлять испорченную историю человечества.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspДругие расисты с ним не соглашались: дарвиновские идеи о возможности повлиять на "природу", т.е. "улучшить расу", их явно ободряли. Кроме того, эту группу идеологов объединяло трагическое ощущение необходимости и срочности каких-то действий для "спасения мира", "гонки наперегонки со временем".

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp&nbspСледует отметить попутно, что лично Гобино относился к евреям с определенной симпатией, хотя и считал их расой ниже арийцев. Он ценил их, как он выражался, за "мудрость народа", понявшего еще во времена Эзры и Нехемии, т.е. в 5-ом веке до нашей эры, важность принципа чистоты расы и воспринявшего объявленный запрет на смешанные браки.

ПО МАТЕРИАЛАМ УЧЕБНИКА ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА ИЗРАИЛЯ

= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ=

= О Г Л А В Л Е Н И Е =

Сущность расовой теории сводится к тому, что расы имеют различное историческое происхождение и поэтому одни народы — «высшие» расы, а другие — «низшие». По теории расизма, различия в культурном и научном развитии и материальной обеспеченности рас зависят от их биологического неравенства. Биологической наукой, основанной на принципах диалектического материализма, доказано, что человеческие расы произошли от одного вида животных предков (монофилическое происхождение). При ЮНЕСКО (объединение по рассмотрению вопросов просвещения, науки и культуры при ООН) создан комитет, состоящий из ученых — антропологов, генетиков, социологов и психологов. Он опубликовал в 1951 г. декларацию о том, что ученые всех стран признают происхождение рас от одного общего предка.

Человеконенавистническую расовую теорию используют как идеологическое учение фашизм, национализм, шовинизм, сионизм, что служит для оправдания политики колониализма, а в конечном счете сводится к развязыванию войн и уничтожению миллионов людей под лозунгом их биологической неполноценности. Расистское учение о неполноценности человеческих рас находит благоприятную почву в условиях империалистической эксплуатации и оправдывает захватническую политику эксплуататорских классов и политику колониализма, геноцида, расовой сегрегации. Расовая теория в руках буржуазного общества является исключительно опасным идеологическим учением. Передовое человечество, вооруженное идеологией марксизма-ленинизма, должно решительно бороться с расистскими учениями. Как указывал В. И. Ленин, « … без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом».

Для видимой научной обоснованности расизма буржуазия, с одной стороны, оперирует заведомо извращенными научными данными лжеученых, фальсифицирует научные и исторические факты, с другой — не проводит параллелей и смешивает совершенно различные понятия о расе, племени, общине, народности, нации. На основе учения марксизма-ленинизма о развитии и происхождении рас доказано, что раса — биологически сложившаяся общность людей, а возникшие в пределах каждой расы племена, общины, народности, нации являются только общественно-социальными формациями, которые образовались не в результате биологического неравенства, а в связи с различными социальными условиями жизни людей. Каждое современное государство состоит не из одной расы, а из многих наций, имеющих различные расы. В настоящее время говорить о чистых расах вообще абсурдно, так как еще 20 000—30 000 лет назад началось смешение рас. Смешение (метисация) рас происходит активно и в наши дни, чему способствует мирное сосуществование государств с различным общественным строем, когда создаются условия для общения больших контингентов людей. Расисты особенно жестоко применяют государственные законы против смешения «белых», «черных», «желтых» и «красных». Расисты использовали данные о вреде смешения рас реакционных буржуазных генетиков и евгенистов, которые утверждали, что у каждого человека существует вечная и неизменная наследственность, а смешение рас приводит к вырождению наций, ссылаясь при этом на примеры исчезновения многих народов. Современная генетика и евгеника доказали, что гибель целых народов Африки, Северной и Южной Америки является результатом не метисации, а классового гнета и прямого уничтожения народов и носит классовый характер. Биологической наукой доказано, что вырождения наций при смешении рас не отмечено, т. е. той дисгармонии в умственном и физическом развитии, о которой твердят расисты. Браки близких родственников вследствие концентрации передаваемых по наследству неблагоприятных свойств способствуют появлению неполноценного потомства. Признав смешение рас и наций, расисты уже не смогли бы оправдать состоятельность буржуазной идеологии расизма, использовать ее для влияния на другие народы.

Наглядным примером торжества учения марксизма-ленинизма о развитии и происхождении рас является Советский Союз. В России до Великой Октябрьской социалистической революции многие народы находились на грани вымирания из-за тяжелых социальных условий, а не вследствие биологической неполноценности. С установлением Советской власти стал повышаться культурный уровень и материальное обеспечение всех отсталых и малых народов, увеличилась рождаемость, снизилась заболеваемость. Народы, бывшие ранее отсталыми, успешно овладевают современной культурой и по психологическому развитию не уступают другим народам современного человечества.

Расистское учение в полной мере затрагивает и вопросы анатомии человека. При изучении строения человека в целом, т. е. в совокупности всех систем и органов, на основании научных данных убедительно доказано, что морфологическое строение клеток, тканей, органов и систем у представителей всех рас не имеет каких-либо особенностей и преимуществ. Все люди земного шара имеют генетическое родство, отвечают одинаковой иммунологической реакцией при адекватных раздражениях, страдают общими болезнями и, естественно, анатомическое строение их одинаково. Психологическое развитие, уровень культуры каждого человека в силу неодинаковых социальных условий развития общества и влияния внешней среды различны и по наследству не передаются, а приобретаются только одним поколением. Выдающиеся личности встречаются среди всех рас.

При сопоставлении анатомических признаков представителей различных рас с ископаемыми останками предков человека — человекообразными обезьянами — оказывается, что у одних рас больше выражены некоторые морфологические признаки, общие с человекообразными предками. Действительно, например, у негроидов величина угла выступания челюстей (прогнатизм) приближается к этой величине у человекообразных обезьян, а по толщине губ, распределению на теле волосяного покрова и спиралеобразной форме волос негроиды значительно больше отличаются от обезьян, чем европеоиды. Расисты при обосновании расовой теории часто используют данные, характеризующие форму и величину черепной коробки. Они считают, что у «высших» рас высота черепной коробки больше, чем у «низших». При изучении черепов представителей различных рас оказалось, что этот признак не является доминирующим. У каждой расы можно встретить как очень большую высоту черепа, так и малую, однако психологический уровень развития этих людей одинаков. У некоторых народов, например эскимосов, североамериканских индейцев, северных китайцев и японцев, высота черепной коробки наибольшая. Этот факт показывает, что арийская долихоцефалическая «высшая» раса уступает по высоте черепа этим народам, а по емкости черепа (1378 мл) — бурятам (1496 мл) и эскимосам (1563 мл). Вариации форм борозд, извилин и цитомиелоархитектоники коры полушарий головного мозга встречаются в одинаковой степени у представителей всех рас. Не имеет также никакого значения для характеристики психики и интеллекта человека масса головного мозга. В среднем у представителей различных рас она колеблется от 1250 до 1550 г. Наукой доказано, что, как правило, у нормального человека головной мозг весит более 900 г. Встречаются случаи, когда масса мозга идиота составляет около 2000 г. Такие морфологические признаки, как последовательность синостозирования швов черепа, степень дифференцировки и развитие мимических мышц, форма гортани, строение ее мышц, форма стопы, не дают повода к заключению о преимуществах той или другой расы. Расисты считают, что стопа африканцев, индейцев, вьетнамцев приближается к стопе обезьян, так как I палец имеет большой размах движений и больше отводится к средней линии. На подвижность I пальца ноги оказывают влияние не биологические факторы, а та социальная среда, в которой проживают эти люди. Хождение без обуви, лазанье по деревьям, выполнение некоторых трудовых процессов с участием ног — все это обусловливает некоторую анатомическую перестройку упражняемого органа.

Идеологи марксизма-ленинизма, прогрессивные народы всех стран борются с расизмом. В России против расизма, рабства негров, истребления индейцев, угнетения малых народов выступали русские революционеры-демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и др. Великий русский путешественник Н. И. Миклухо-Маклай доказал, что туземцы по своему психологическому развитию не уступают другим народам. Например в Индонезии до 1950 г.

Расизм и его социальные корни (стр. 1 из 4)

95% населения было неграмотным. Многие племена жили первобытнообщинным строем. За 10 лет около 40% населения овладели грамотой и многие получили высшее образование. Куба из страны неграмотной превратилась в страну современной культуры и сплошной грамотности.

Таким образом, теория расизма в своей сущности представляет учение, возникшее на классовой основе, а не только из предпосылок лженаучных данных некоторых буржуазных генетиков и психологов. При капиталистическом способе производства расы, являясь биологическими категориями, обязательно приобретают черты социальной категории, так как они связаны с вопросами об отношении общественных классов, задачами рабочего движения, национально-освободительной и антиимпериалистической борьбы. Расизм в современных условиях представляет систему гнета и эксплуатации. Факты говорят, что эта система представляет особую форму организации производственных отношений. Например, разрыв дохода на душу населения между черными и белыми выражается в цифре 14:1. В ЮАР белые составляют 16,7% всех жителей и присваивают 76,5 процентов национального продукта.

Следовательно, основа идеологии расизма базируется на капиталистической системе сверхэксплуатации трудящихся.

Буржуазные стратеги в своей деятельности всегда прибегают к идеологии расизма и его различным течениям. В последние годы особенно получил развитие сионизм, возникший на почве доведенного до крайности буржуазного национализма. Международный крупный сионистский капитал с конца XIX века во всем мире провозгласил сионистские догмы о расовой исключительности евреев, что это «избранный богом народ», «высшая раса». В Израиле этот принцип возведен в ранг государственной политики. В Америке имеется более 30 млн., индейцев и других национальностей, которые находятся в состоянии угнетения и жестокой эксплуатации — это обосновывается расовой концепцией «политического индеанизма». Суть ее сводится к активному включению индейцев в систему капиталистической эксплуатации и их ассимиляции, лишая равноправия, уважения и защиты их интересов.

В. И. Ленин указывал на историческую «тенденцию буржуазии и оппортунистов превратить горстку богатейших, привилегированных наций в «вечных» паразитов на теле остального человечества, «почить на лаврах» эксплуатации негров, индейцев и пр., держа их в подчинении при помощи снабженного великолепной исстребительской техникой новейшего милитаризма».

Антинаучные расистские «теории» представляют непосредственное отражение и идейное обслуживание экономических отношений капитализма в его внутренней и внешней политике. Это положение, что расизм — составная часть империалистической идеологии — самым изуверским способом продемонстрировал всем народам мира германский фашизм, развязавший вторую мировую войну и разгромленный Советским Союзом и странами антигитлеровской коалиции. В результате расистская идеология потерпела полное политическое поражение. Садизм и зверства фашистов навсегда дискредитировали в глазах общественного мнения политику геноцида. Хотя Международный трибунал в Нюрнберге и наказал фашистских лидеров, в настоящее время выяснилось, что эти меры были недостаточными. Свидетельством этому является культивирование различных форм расизма почти во всех капиталистических странах. Это объясняется тем, что даже тогда, когда капиталистические государства официально выступают против расизма, они всячески стараются его сохранить. И нет сомнения в том, что питательной средой для расизма является экономическая база капитализма, основанная на разделении труда и сверхэксплуатации посредством расовой дискриминации. Расизм только увековечивает эти формы эксплуатации. Расизм угрожает народам мира, поскольку любая страна, которая следует расистской политике, является источником международной напряженности и военных конфликтов.

Советский Союз с первых дней существования объявил жестокую борьбу расизму, шовинизму и национализму. Доказательством служит развитие всех наций и национальностей под лозунгом марксизма-ленинизма как братских народов, вооруженных идеей построения коммунистического общества. Советское правительство неоднократно выступало в ООН, на различных международных совещаниях и конгрессах с предложениями полного уничтожения колониализма, неоколониализма, расизма как политического течения. Исходя из твердой интернациональной политики, СССР оказывает помощь всем странам, борющимся за национальное единство и независимость, за дружбу между всеми народами земного шара.

На деле подтверждается вывод основоположников марксизма-ленинизма о том, что социализм — это ключ к решению национального и расового вопроса. В Конституции СССР говорится: «Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения — наказываются по Закону» (ст. 36).

Опасность расизма и его основы

Каин убивает Авеля — прообраз расизма и ксенофобии

Расизм, и часто выступающий с ним в связке нацизм – тяжелые заболевания души и психики, не говоря уже о том, что это морально-этически откровенно бесчеловечные идеологии, питаемые животным началом в человеке. Расизм бывает самых разных видов, не только белый, но и черный, расизму могут быть подвержены и представители азиатских народов. Показателен случай основоположника китайского Дзен-буддизма, индийца Бодхидхармы, который в 5 веке н. э. отправился со своей проповедью в Китай, и считался там «слишком смуглым» и не в меру бородатым для китайских жителей.

Существуют и откровенно спекулятивные и антинаучные теории, пытающиеся продвигаться расистами и нацистами – теории о происхождении людей от разных предков. Например, нередко можно встретить расистскую пропаганду о том, что одни люди произошли от кроманьонцев, в то время, как другие от неандертальцев, и последние, конечно, выступают в расистской пропаганде в роли «недочеловеков». По современным научным данным, предками всех людей были кроманьонцы, предположительно жившие в Африке, а также полинезийский человек и виды homo в азиатской части планеты, и все они были родственны между собой. Гены же неандертальцев, которые тоже были видом самых настоящих homo, успешно попали и к нам, современным потомкам вида homo sapiens sapiens. Не вдаваясь в религиозное прочтение, именно эта небольшая группа мужчин, по данным науки, стала собирательным «Адамом», и в каждом расисте живет Каин, убивающий брата своего.

В расиситских теориях часто встречается антинаучная информация

Лучшая демонстрация антинаучности расистских теорий – биохимическое единство жизни.

Расизм свойственен большинству образованных людей, хотя они это тщательно скрывают

По научным данным генеалогии, все человечество ведет свою родословную от нескольких десятков мужчин, обладателей мужской хромосомы «прародителя», живших в далеком прошлом. Общий предок может быть у русского и таджика, индуса и пакистанца, еврея и араба, финна и китайца. Также невозможно найти на земле какой-либо «чистой» расы, гены разных популяций древних людей так или иначе живут в современных людях, которые даже не подозревают об этом. И даже не стоило бы делать ремарку со стороны науки, если бы не было стольких спекуляций на якобы «научном» фоне, которым пытается оперировать расистская пропаганда. Феномен народа – феномен в первую очередь культурный. Именно культура и языковая общность объединяет сообщества людей в единые народы, а группы народов в одно государство.

На фоне более-менее успешной борьбы с расизмом стали появляется новые психологические явления. Любопытное явление – старание подражать тем, кто когда-то становился жертвой расизма. Так, некоторая часть белого американского общества старается подражать афроамериканской части в одежде и манере поведения, старается загореть и свести к минимуму внешние различия между белыми и черными жителями Америки. Примечателен пример людей, которые пытаются изменить цвет своей кожи. Каким бы странным не было это явление, оно обнаруживает глубинную, неизжитую проблему расизма, которая обязательно должна быть решена объединенными усилиями человечества.

В основе расизма лежит чувство превосходства, подчас питаемое такими аргументами, как обладание той или иной расой достижениями технического прогресса. При этом аргументы о несостоятельности связи между расой и прогрессом, как правило отметаются с порога. Известны древние цивилизации, прежде всего долины Инда и Китая, которые могли похвастаться и величественной архитектурой, умением добывать полезные ископаемые, и создавать культурное наследие, не говоря уже о таком религиозно-культурном наследии как даосизм, конфуцианство, джайнизм и буддизм. Наука, на протяжении всей свой истории, всегда была интернациональна, и разве что на ум приходит долгое хранение секрета изготовления китайского фарфора. Любое же другое научное открытие – от колеса до ядерной энергетики – плод объединенной или конкурирующей технологии разных стран. Сверхсовременный ускоритель частиц БАК, детище множества стран и народов, со своими политическими воззрениями и своей культурой находится вне политики, занимаясь физикой на сверхсовременном уровне.

Человеческому сообществу стоит открыто выступать против расизма, как бесчеловечной, антинаучной и опасной формы идеологии.

Вячеслав Клестов

Доклад: Расизм

План
Введение
1 Определения термина
2 История
3 США
3.1 Чернокожие
3.2 Европа
3.2.1 Германия
3.2.1.1 Объединенная Германия
3.2.1.2 Италия

3.3 Южноафриканская республика

4 Критика расизма
4.1 Критика понятия человеческой расы
4.2 Идеология

5 Борьба с расизмом и расовой дискриминацией
5.1 Положительная дискриминация

6 Скандалы и обвинения в расизме
6.1 Кристофер Бранд
6.2 Джеймс Уотсон

Список литературы

Введение

Расизм — совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас, исходя из объективных антропологических различий, и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру. Расизм включает идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми. Осуществление расистских теорий на практике порой находит свое выражение в политике расовой дискриминации.

1. Определения термина

Слово «расизм» впервые было зафиксировано французским словарём Ларусса в 1932 году и трактовалось как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими». Нынешнее его значение[1] неизменно, но в политическом дискурсе иногда расширяется, дополняя расовый критерий превосходства этническим, религиозным или иными.В определение современного понятия расизма большой вклад внесла книга «Расизм» французского философа Альбера Мемми.

В Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации расовая дискриминация определяется следующим образом:

любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни

2. История

Представления об изначальном неравенстве различных рас появились достаточно давно. Так, ещё в XVI—XVII веках появилась гипотеза, возводящая происхождение негров к библейскому Хаму, проклятому его отцом Ноем, что было оправданием обращения негров в рабство.[2].

Но основателем «научного расизма» (и в частности — нордизма) принято считать[3] французского историка Жозефа де Гобино, предложившего в своём «Опыте о неравенстве человеческих рас» (1853—1855 гг.) тезис о влиянии расовых составов рассматриваемых обществ на особенности их культур, социальных строев, экономических моделей, и в конечном итоге — на их цивилизационную успешность. Нордическая раса, по мнению Гобино, на протяжении истории проявляла превосходство над другими в организации общества и культурном прогрессе. Величие же древнегреческой и древнеримской цивилизаций он объяснял предположением, что в пору цивилизационного подъёма правящие элиты в этих странах были нордиками.

После Ж.Гобино расистские идеи получили довольно широкое распространение. Они, в частности, развивались французским социологом и психологом Гюставом Лебоном в работе «Психология толпы». Идею неравенства человеческих рас также отстаивал известный французский антрополог Арман де Катрфаж.

Расистские концепции также разрабатывал переселившийся в Германию английский аристократ Хьюстон Стюарт Чемберлен в книге «Основы девятнадцатого столетия» (1899), в которой прославлялась «тевтонская» раса, книге «Арийское миросозерцание» (русск. перевод. М., 1913) и ряде других работ.

Расист – это кто? Какова цель расизма?

США

Расизм в США существовал с самого основания государства. Общество, основанное белыми людьми, различающимися по своим национальным и религиозным признакам, сильно отличалось своим отношением к другим группам. Жертвами расизма стали коренные жители — индейцы .

Чернокожие

Впервые африканские невольники были завезены в британскую Вирджинию английскими колонистами в 1619 году. По состоянию на 1860 год, из 12-миллионного населения 15 американских штатов, где сохранялось рабство, 4 миллиона были рабами[4]. Из 1,5 млн семей, живущих в этих штатах, более 390 тыс. семей имели рабов.

Труд рабов широко использовался в плантационном хозяйстве, позволяя получать американским рабовладельцам высокие прибыли. В первой половине XIX века национальное богатство Соединённых Штатов в значительной степени было основано на эксплуатации рабского труда[5]. За период с XVI века по XIX век в страны Америки было завезено около 12 миллионов африканцев, из них около 645 тыс. — на территорию современных США.

Хотя Конгресс запретил привоз новых рабов из Африки в 1808 году, эта практика существовала как минимум ещё полвека. Рабство было отменено во время Гражданской войны в США в 1863 году прокламацией президента США Авраама Линкольна, что было подтверждено 13-й поправкой к Конституции США, которая была принята в 1865 году.

В южных штатах США века рабства и десятилетия сегрегации создали правовую и политическую систему, которая характеризовалась господством белых. Чернокожие различными средствами не допускались к участию в выборах. Действовали законы (Законы Джима Кроу), по которым чернокожие не могли учиться в школах и университетах вместе с белыми, должны были занимать специально отведенные для них места в общественном транспорте и т. д. Многие магазины, рестораны, гостиницы отказывались обслуживать чернокожих. Чернокожие всегда называли белых «мистер» или «миссис», хотя белые редко удостаивали чернокожих столь вежливого обращения.

Существенный прогресс в преодолении расизма в США наметился в 60-е годы, когда в результате успехов движения борьбы за гражданские права, была законодательно запрещена расовая дискриминация.

Но в США в тот же период как своеобразная защитная реакция на многовековое угнетение чернокожих возник «черный расизм». Он ярко проявился в проповедях Фарда Мохаммеда, и его последователя, основателя организации «Нация ислама» Элайджи Мохаммада. С ним также связана получившая в США широкое распространение «афроцентристская египтология», сторонники которой утверждают, что древние египтяне были чернокожими, древнеегипетская культура была истоком древнегреческой и тем самым всей европейской культуры и при этом существовал и существует заговор белых расистов, для того, чтобы все это скрыть.[6]

3.2. Европа

Германия

Третий рейх

Объединенная Германия

По данным немецкого ведомства по защите конституции, число ультраправых экстремистов в ФРГ за 2009 год увеличилось на треть — с примерно 20 тысяч до 30. Эксперты объясняют это ухудшением экономической обстановки и падением уровня жизни из-за мирового финансового кризиса[7].

Италия

  • 19 апреля 1937 — декрет о запрете смешения с эфиопами[8]
  • 30 декабря 1937 — декрет о запрете смешения с арабами[8]
  • 17 ноября 1938 — декрет о запрете смешения с евреями и запрете евреям находиться на государственной и военной службе[9]

Отменены после падения фашизма в 1943 году[10].

3.3. Южноафриканская республика

В 1973 году Генеральная ассамблея ООН приняла Международную конвенцию «о пресечении преступления апартеида и наказании за него», вступившую в силу в 1976 году. «Преступным» режим апартеида назывался из-за расовой сегрегации европеоидного и негроидного населения Южноафриканской республики.

4. Критика расизма

Расизм часто критикуется с культурологических позиций, например, Отто Клайнберг обосновывает низкие результаты негроидных меньшинств по интеллектуальным тестам их социальным положением, условиями труда и быта.[3]

Игорь Кон критикует расизм с психологической позиции, говоря о том, что расисты переносят свою ненависть на разного рода меньшинства:

4.1. Критика понятия человеческой расы

5. Борьба с расизмом и расовой дискриминацией

Генеральная Ассамблея ООН в 25 сессии (1970 год) приняла резолюцию, провозглашающую «твёрдую решимость добиться полной ликвидации расовой дискриминации и расизма, против которых восстают совесть и чувство справедливости всего человечества»[11].

Московская «группа экспертов-специалистов» от ЮНЕСКО осудила все виды расизма в 1964[12].

В 1966 году Генеральная Ассамблея установила Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.

2001 год Генеральная Ассамблея провозгласила «Международным годом мобилизации усилий для борьбы против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости ».

В 2001 году Генеральная Ассамблея провела слушания комитета по ликвидации расовой дискриминации, где было отмечено, что действия по борьбе против расизма и расовой дискриминации ведутся уже в течение третьего десятилетия[13].

5.1. Положительная дискриминация

Положительной дискриминацией (англ. affirmative action ) называется создание преимуществ для ранее дискриминировавшихся расовых, половых или религиозных меньшинств с целью выравнивания их положения: например, практикуемые в США меры по увеличению числа представителей африканской расы в государственных учреждениях, частных компаниях. Такая практика, получившая институционализированную поддержку во второй половине XX века, не считается проявлением расизма с точки зрения правительства и не преследуется.

Критики политики «положительной дискриминации» требуют её отмены, так как, по их мнению, это явление полностью подпадает под определение расизма согласно Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации[14]

6. Скандалы и обвинения в расизме

6.1. Кристофер Бранд

В конце февраля 1996 года издательство «Уайли и сыновья» выпустило книгу «Фактор g» шотландского психолога Кристофера Бранда [5] (англ.), исследующую наследственную обусловленность психологических и умственных различий и утверждающую неприспособленность государственной образовательной системы к тем различиям. В беседах с журналистами об этой книге Бранд высказал своё мнение о врождённых психологических различиях «между белыми и чёрными». В апреле того же года «Уайли» остановило публикацию той книги. Бранд утверждает, что тогда же администрация Эдинбургского университета, после 26 лет без единого нарекания, начала «охоту на ведьму» в отношении него. Бранда уволили с университетской должности 8 августа 1997 года за профессиональную аргументацию в защиту Даниэля Карлтона Гайдузека (Нобелевская премия по физиологии и медицине), осуждённого за совращение малолетних.

6.2. Джеймс Уотсон

В октябре 2007 года, британская газета The Sunday Times процитировала ведущего учёного-генетика Джеймса Уотсона, заявляющего, что «социальная политика», проводимая цивилизованными странами в Африке, ошибочна, поскольку основана на том, что чернокожие по врождённым интеллектуальным способностям ничем не отличаются от белокожих, в то время как «все опыты говорят, что это не так». По словам учёного, желание людей думать, что все они равны, естественно, однако «люди, которым доводилось иметь дело с чёрными работниками, знают, что это неправда»[15][16].

Схожие тезисы содержатся и в новой книге Джеймса Уотсона «Избегайте скучных людей» (Avoid Boring People). Учёный-генетик утверждает, что уже в ближайшее десятилетие могут быть обнаружены гены, которые отвечают за различия в уровне человеческого интеллекта[17].

Британский Музей науки отменил запланированную лекцию Нобелевского лауреата Джеймса Уотсона в связи с высказываниями знаменитого генетика об интеллектуальном превосходстве белой расы над чёрной[16].

25 октября 2007 года нобелевский лауреат Джеймс Уотсон был вынужден покинуть пост главы лаборатории Колд-Спринг-Харбор в связи со скандалом, вызванном его высказыванием о неграх[18].

Список литературы:

1. Например: «Раси́зм — доктрина, провозглашающая превосходство одной человеческой расы над другой.» — Большой иллюстрированный энциклопедический словарь (авторизованный перевод Philip’s Millenium Encyclopedia), М., Астрель, 2003

2. Малахов В. С. Скромное обаяние расизма

3. Shider L. Encyclopedia of the Third Reich. NY., 1976

4. 1860 Census Results

5. James Oliver Horton; Lois E. Horton (2005). Slavery and the Making of America. New York: Oxford University Press, p. 7. ISBN 0-19-517903-X. «The slave trade and the products created by slaves’ labor, particularly cotton, provided the basis for America’s wealth as a nation. Such wealth provided capital for the country’s industrial revolution and enabled the United States to project its power into the rest of the world».

6. Ю.Семенов. Философия истории

7. «РосБизнесКонсалтинг» «В Европе отмечен рост расизма», 21 мая 2009

8. Джаспер Ридли. Муссолини. М.АСТ,1999

9. Законодательное собрание провинции Эмилия-Романья.

10. Манахаим

11. Двадцать пятая сессия на сайте ООН.

12. Большая Советская энциклопедия, статья «Расизм» [1]

13. Доклад комитета по расовой дискриминации, 58-я,59-я сессия ООН, 2001 [2]

14. (англ.) «Стэнфордская энциклопедия философии».

15. Возмущение по поводу теории пионера ДНК: африканцы менее умны, чем жители Запада. Газета «Индепендент». 17.10.2007. (англ.)

16. Нобелевский лауреат лишен лекции за расистские взгляды. Русская служба БиБиСи. 18.10.2007.

17. Британцы обвинили Нобелевского лауреата в расизме. Lenta.ru. 17.10.2007

18. Обвиненного в расизме Нобелевского лауреата с почетом выпроводили на пенсию. Lenta.ru. 25.10.2007.

Скачать реферат

Оставьте комментарий