Инквизиция была создана

Создание инквизиции

Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III. Латинское слово inquisitio означает «розыск». Церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», был учреждён в Южной Франции Григорием IX в 1229 году. Этот институт достиг своего апогея в 1478 году, когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции Папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию. Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси. Отныне инквизиторы обязаны были сами со всем возможным рвением выискивать еретиков.

Цели и средства

Папа издал чрезвычайно жестокие указы. Согласно им все верующие обязаны были доносить инквизиции о любом подозрительном человеке. Имена свидетелей сохранялись в тайне. До судебного разбирательства защитники не допускались. Сам судебный процесс проходил в условиях строгой секретности. Вел его инквизитор, бывший одновременно и судьей, и обвинителем. Приговор нельзя было опротестовать. Обвиняемых, которые сознались и раскаялись в содеянном, приговаривали к пожизненному заключению; те же, кто упорствовал в своем «преступлении», кончали жизнь на костре. В 1252 году папа Иннокентий IV дополнил правила проведения инквизиционных процессов разрешением использовать во время дознания пытки. Террор инквизиции отрицательно повлиял на отношение Церкви к колдовству, обвиняемые под пытками все чаще вынуждены были признаваться, что действительно были связаны с демонами, отреклись от христианского учения и с помощью Дьявола причинили немало вреда. Инквизиторы собирали эти признания и использовали их как доказательство того, что Дьявол не только подстрекал свои жертвы к отходу от христианской веры, но и вознаграждал их за это сверхъестественными способностями. Так в глазах инквизиторов ересь и колдовство соединялись в единое целое. Самыми распространенными приговорами инквизиционного трибунала были изгнание и конфискация имущества. Смертная казнь применялась только в крайних случаях, обычно к проповедникам ересей, которые упорствовали в своих заблуждениях.

Основные исторические этапы

Хронологически историю инквизиции можно разделить на три этапа:

1. Додоминиканский этап (преследования еретиков до XII века), суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер. Зародыши Инквизиции можно найти ещё в первые века христианства – в обязанности диаконов входило разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви. Со времени признания христианства государственной религией Римской империи, к церковным наказаниям присоединились и гражданские. Угроза смертной казнью впервые была произнесена Феодосием Великим в 382 году по отношению к манихеям. В IX и X вв. епископы достигают высокой степени могущества; в XI веке, в Италии, их деятельность отличается большой энергией. Уже в эту эпоху церковь охотнее обращается к насильственным мерам против еретиков. Наиболее строгим наказанием еретиков уже в ту пору было сожжение на костре.

2. Доминиканский период.

Дальнейшим своим развитием инквизиция обязана деятельности Иннокентия III (1198–1216), Григория IX (1227–1241) и Иннокентия IV (1243–1254). Около 1199 г. Иннокентий III уполномочил двух монахов, объездить окрестности Франции и Испании, для искоренения ереси. Этим создавалась как бы новая духовная власть, имевшая свои специальные функции и почти независимая от епископов. Установленные в 1233 г. Инквизиционные суды вызывали народные восстания, но всё же продолжали действовать. Тем же Григорием IX инквизиция введена была в других европейских странам, причем повсюду инквизиторами назначались доминиканцы. Но не везде инквизиция отличаясь одинаковою силой и характером. Наибольшего развития и ее сила достигла в Риме. Пик итальянской инквизиции приходится на XVI век, при папах Пии V и Сиксте V.

3. Испанская инквизиция.

В Испании средневековая инквизиция отличалась исключительной свирепостью по отношению к еретикам-христианам, мусульманам и евреям. Испанская инквизиция была учреждена доминиканцем Томасом де Торквемада (1420–1498), назначенным правителями страны великим инквизитором и утвержденным в этой должности папой. Первоначально испанские правители использовали инквизицию против мусульман и евреев, однако позднее она превратилась в орудие борьбы с политическими противниками. Но, каковы бы ни были ее задачи, испанская инквизиция оставила кровавый след в истории своей страны. По своим методам и процедуре судопроизводства она не слишком сильно отличалась от средневековой инквизиции, однако ее жертвы исчислялись тысячами. Испанский король Филипп II (правил в 1556–1598) укрепил испанскую инквизицию с намерением искоренить малейшие признаки ереси и протестантизма в своей стране. В октябре 1559 он принял решение лично наблюдать за сожжением 12 еретиков. Инквизиция Филиппа с особой жестокостью преследовала. Процессы по делам еретиков происходили тайно, так что те, кто был ложно обвинен и подвергнут пыткам, не могли обратиться даже к местному духовенству. Как и прежде, жертвами этих процессов становились также и известные люди.

4. Римская инквизиция.

Папа Павел III в 1542 учредил римскую инквизицию. Действие римской инквизиции ограничивалось пределами Италии. Тридентский собор (1545–1563) призвал инквизицию к большей активности, однако даже ревностные католики из числа европейских государей отказывались развернуть религиозную войну против своих собственных подданных. На практике католические государи казнили лишь самое малое число протестантов и только в тех случаях, когда их протестантизм заключал в себе политическую угрозу. Однако в Италии инквизиция под давлением папы Павла IV (правил 1555–1559) немало способствовала искоренению протестантизма. В еще большей степени она помогла искоренить распущенность нравов, приобретенную итальянцами в эпоху Возрождения.

Знаменитые жертвы инквизиции

Инквизиционный процесс Жанны д’Арк проходил в Руане в январе-мае 1431.

Инквизиция

Жанна была признана виновной по всем основным пунктам обвинения как вероотступница и еретичка, после чего сожжена на костре. 23 мая Жанне были оглашены 12 пунктов её основных заблуждений. В грамоте указывалось, что слова Жанны о явлениях ей ангелов и святых-либо выдумки, либо исходят от дьявольских духов. Явление ангела, принёсшего корону королю Карлу – вымысел и посягательство на ангельский чин. Жанна легковерна, если считает, что по благому совету можно распознать святых. Жанна суеверна и самонадеянна, считая, что может предсказывать будущее и узнавать людей, которых раньше не видела. Жанна нарушает божественный закон, нося мужскую одежду. Она побуждает перебить врагов, причём утверждает, что делает это по воле Божьей. Покинув родной дом, она нарушила завет о почитании родителей. Её попытка бежать, спрыгнув с башни Боревуар, была проявлением отчаяния, ведущим к самоубийству. Ссылка Жанны на заверение святых, что она неминуемо попадет в рай, если сохранит девственность, безрассудна и противоречит основам веры. Утверждение, что святые говорят по-французски, ибо они не на стороне англичан, кощунственно по отношению к святым и нарушает заповедь любви к ближнему. Она – идолопоклонница, вызывающая демонов. Она не желает положиться на суд Церкви, особенно в вопросах об откровениях. На заседании суда 29 мая судьи подтвердили факт рецидива ереси и постановили передать Жанну светскому правосудию. Соотечественники боготворили Жанну и переносили на нее черты Пресвятой Девы Марии, целомудрием спасающей от бед родную Францию. Но если французы считали Жанну святой, то англичане уверяли, что она ведьма и в страхе бежали с поля боя. Англичане утверждали, что простая крестьянка не может вести себя на поле боя как истинный воин и опытный военачальник.

30 мая окончательный приговор об отлучении от Церкви как вероотступницы и еретички и предании светскому правосудию был оглашён на площади Старого Рынка в Руане. В тот же день последовала казнь.

Жанна вошла в историю под именем Орлеанской девы, народной героини Франции и символа всепобеждающей веры и самоотверженности. На данный момент она причислена к лику святых.

Николай Коперник (1473–1543) – польский астроном и мыслитель.

Он родился в маленьком городке Торуни на берегах реки Вислы в семье купца. Начал он с попыток усовершенствовать канонизированную церковью геоцентричную систему мира, изложенную в «Альмагесте» Птолемея. В те времена считалось, что в центре мира находится Земля, а вокруг нее движутся Солнце, звезды и планеты. Такую систему называли геоцентричной. Коперник же постепенно пришел к созданию новой гелиоцентричной системы мира, согласно которой Солнце, а не Земля, занимает центрально положение, Земля же является одной из планет, обращающихся вокруг своей оси. Учение было названо гелиоцентричным от греческого слова «гелиос» – «солнце».

Свою теорию Коперник изложил в книге «Об обращении небесных сфер», которую не спешил издавать, ибо знал, что непременно подвергнется преследованию инквизиции. Церковь считала, что неопровержимым доказательством геоцентричной системы мира является Библия, в которой сказано, что Солнце двигается вокруг Земли. Но ещё более неопровержимыми оказались расчеты Коперника.

Труд ученого вышел в день его смерти. Изложенное в книге учение Коперника устраняло противоположность земного и небесного, законы природы оказались едиными для всей Вселенной в целом и Земли в частности.

Теория Коперника рассматривалось католической церковью как ересь, и именно поэтому в 1616 году книга Коперника «Об обращении небесных сфер», опубликованная в 1543 году, была внесена в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1828 года.

Джордано Бруно.

Родился в семье бедного солдата и в семнадцать лет постригся в монастырь, стал монахом. Однако пробыл Бруно в монастыре всего десять лет, ибо ему пришлось бежать оттуда, опасаясь преследований за свои представления о строении Вселенной и суда инквизиции. Однако Бруно пошел дальше своего учителя. Он развил гелиоцентрическую систему Николая Коперника и выдвинул положение о множественности обитаемых миров.

Но инквизиция преследовала Бруно не только за научные взгляды. Ученый также решительно отвергал представления о загробной жизни, а в религии Бруно видел силу, порождающую войны, раздор и пороки в обществе. Он повергал критике религиозные картины мира и большую часть христианских догматов, отрицал наличие Бога, Творца мира. Такое католическая церковь простить ему не могла.

Бруно был обманом залучен в Италию, где его арестовали и семь лет держали в застенках инквизиции. Ему предлагали отречься от своих взглядов, однако Джордано Бруно не покаялся и не изменил своих показаний.

Тогда Бруно судили и сожгли на костре в Риме на площади Цветов.

Ученый оказался прав: в XIX веке на месте казни Бруно был поставлен памятник – человечество действительно по достоинству оценило труды великого мыслителя.

Галилео Галилей.

Он сделал ряд важных научных открытий в области механики и астрономии. Открытия Галилея подтвердили истинность гелиоцентрической теория Коперника и идею бесконечности Вселенной, физическую однородность земных и небесных тел, существование объективных законов природы и возможность их познания. После выхода в свет сочинения Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой» в 1632 году ученый был подвергнут суду инквизиции и был вынужден отречься от своих взглядов. Однако отречение носило формальный характер. Галилей был осуждён к тюремному заключению на срок, который установит Папа. Его объявили не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси»; такая формулировка также была тяжким обвинением, однако спасала от костра. После оглашения приговора Галилей на коленях произнёс предложенный ему текст отречения. Копии приговора по личному распоряжению Папы были разосланы во все университеты католической Европы.

Великий писатель, итальянский поэт Данте Алигьери (1265–1321) был истинным борцом за свои убеждения.

Все знают его «Божественную комедию» – поэму, которая занимает одно из главных мест в истории мировой литературы. Поэма написана от первого лица. Её герой – сам Данте – странствует по кругам Ада, Чистилищу и Раю, общается с душами умерших, однако неземное зачастую оказывается неотделимо от мира реального.

Данте был католиком, верил в Бога и чтил высшее правосудие, обрекшее грешников на мучения в Аду. Но как истинный гуманист он не мог согласиться с порой очень жестокими приговорами Господа.

Естественно, что подобное осуждение Божественной воли не могло не раздражать инквизицию, которая была тем более недовольна «Божественной комедией», что догмат о Чистилище был введен и утвержден католической Церковью намного позже создания поэмы. Описание путешествия Данте по Чистилищу уже было чистой воды ересью.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что его поэма была немедленно запрещена католической цензурой.

Данте был неугоден католической Церкви ещё и потому, что всегда был активным борцом с папой Римской и принимал участие в политической борьбе во Флоренции. За противодействие папской политике правителе города он был вынужден бежать в 1302 году из Италии и до конца своих дней прожил в изгнании.

Данте боролся за независимость своей родной страны. Его заочно приговорили к сожжению на костре инквизиции. Однако когда к поэту пришла мировая слава, Флоренция предложила поэту вернуться на родину, но при этом выдвинула такие унизительные условия и отречение от собственных взглядов, что Данте отклонил это предложение.

Последние годы жизни он провел в городе Равенне, где скончался и был похоронен. Флоренция неоднократно обращалась к властям Равенны, в том числе в наши дни, с просьбами перезахоронить прах Данте в итальянской земле, однако Равенна неизменно отвечала отказом.

Это только одни из самых известных жертв инквизиции, но общее число жертв это «святой организации» огромно. Далеко не все они были сожжены на костре, но все были ущемлены в правах, всем была нанесена глубокая душевная травма и испорчена жизнь.

Молот ведьм

«Молот ведьм» – известнейший трактат по демонологии, написанный двумя германскими монахами, доминиканскими инквизиторами Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером, и опубликованный в городе Шпайере в 1487 году. Её авторы уже были известными «охотниками на ведьм», а одобрение Папы Иннокентия VIII окончательно сделало «Молот Ведьм» настольной книгой инквизиторов.

Руководство по охоте на ведьм состояло из трех частей.

Первая часть была направлена на психологический и социальный аспект судей, в ней была изложена точка зрения церкви на суть ведовства, где оно объявлялось худшим из преступлений и безжалостно каралось.

Вторая часть предназначена для потенциальных жертв и охотников, она охватывает собой теорию существования и деятельности ведьм. Это самая большая и важная часть книги, она содержит восемнадцать глав о способах ведьминского вредительства и еще восемь глав о способах устранения колдовства.

Третья часть состоит из 35 вопросов и полностью посвящена юридической стороне этих вопросов (по структуре похожа на кодекс) – доказательства виновности в колдовстве, правила судебных процессов, способы вынесения приговоров пыток, допросов и т.д.

Данная книга очень поверхностно связана с церковными заповедями, но авторы, затуманили людям умы, что привело к роковым последствиям.

Инквизиция уничтожила, от нескольких десятков до сотен тысяч невинных женщин.



Создание инквизиции

Главная

Особый церковный суд в средние века

Ответ: ИНКВИЗИЦИЯ

Подходит?

Задать другой вопрос:

1-я буква И; 2-я буква Н; 3-я буква К; 4-я буква В; 5-я буква И; 6-я буква З; 7-я буква И; 8-я буква Ц; 9-я буква И; 10-я буква Я;

  • особый церковный суд в средние века
  • так по-испански звучит слово «расследование»
  • служба святош, курируемая дьяволом
  • В католической церкви в XIII-XIX вв. судебно-полицейское учреждение для борьбы с ересями
  • служба святош, курируемая дьяволом
  • издевательство, мучение, пытка
  • Судебно-полицейская организация в католической церкви, учрежденная в ХIII веке
  • издевательство, мучение, пытка
  • судебно-полицейская организация в католической церкви, учрежденная в XIII веке
  • Следственный и карательный орган католической церкви в средневековье
  • судебно-полицейская организация в католической церкви, учрежденная в XIII веке
  • следственный и карательный орган католической церкви
  • это слово, наводившее страх несколько веков на всех людей в Европе, переводится просто как «расследование»
  • следственный и карательный орган католической церкви
  • репрессивный орган католической церкви для борьбы с еретиками (XIII—XIX вв.)
  • это слово, наводившее страх несколько веков на всех людей в Европе, переводится просто как «расследование»
  • карательный орган церкви
  • репрессивный орган католической церкви для борьбы с еретиками (XIII—XIX вв.)
  • особый церковный суд в средние века
  • карательный орган церкви
  • так по-испански звучит слово «расследование»

Церковный суд представляет собой специальный правовой институт, входящий в структуру христианской церкви и выполняющий судебно-следственные функции. Так согласно, законам Российской империи, православная церковь имела специальные епархиальные (консисторские) суды. Их обязанностью являлось рассмотрение дисциплинарных, гражданских, семейно-брачных и уголовных дел в отношении лиц духовного звания. В компетенции церковного суда находились проступки и преступления против благочиния и благоповедения, несовместимые с должностью служителя церкви. Он разбирал жалобы на духовных лиц, взаимные споры о праве пользования церковной собственностью.

Реестр наказаний, которыми располагал церковный суд, включал запрет на проведение богослужений, замечания, выговоры, лишение сана. Высшей мерой наказания являлось отлучение — исключение из состава членов данной церкви. Каноническое право различало несколько видов отлучения — великое, или "смертоносное"; торжественное, именуемое "анафемой"; малое, временное, или "врачующее".

Церковный суд рассматривал дела светских лиц только в особых случаях, когда речь шла о проступках и преступлениях, за которые виновный подвергался церковной епитимье, а также по брачно-семейным делам (браки, незаконно заключенные церковнослужителями; прекращение и расторжение браков, удостоверение действительности брака; удостоверение факта рождения ребенка от законного брака и др.)

Обвиненные епархиальным судом и не согласные с вынесенным обвинением могли подать апелляцию или жалобу в Святейший синод, который являлся второй инстанцией церковного суда.

Истории известны такие формы церковных судов, чья деятельность носила большей частью неправовой характер. В первую очередь это относится к судам католической инквизиции.

Суд инквизиции (от лат. inquisitio — розыск) — это трибунал католической церкви, созданный для борьбы с еретиками в XIII в., и действовавший в католических государствах до XVIII-XIX вв. Его отличают неправовые средства и методы — использование лжесвидетелей и доносчиков, пыточное следствие, привлечение к ответственности родственников виновного и распространение осуждения на его потомков до третьего поколения; столь же жестокие, как и по отношению к взрослым, наказания детей. После вынесения приговора осужденный облекался в особые, позорящие его одежды, символизировавшие причастность к греху и преступлению. На него надевали конусообразный колпак, и он подвергался процедуре аутодафе (исп. Auto da fe — акт веры), которая чаще всего означала "милосердную" казнь "без пролития крови" — сожжение на костре.

Широко практиковались ведовские процессы, имевшие своей целью выявление тех виновных в преступлениях против христианской веры, кто будто бы одержим демонами и причастен к колдовству. До XIV в. дела по обвинению в колдовстве рассматривались уголовными судами. В 1484 г. папа Иннокентий VIII издал специальную буллу, в которой объявил неверие в колдовство опасной ересью и призвал к решительному искоренению всех форм ведовства.

Cloaca maxima

В 1489 г. немецкие католические теологи Г. Инститорис и Я. Шпренгер издали книгу "Молот ведьм", в которой пыточное следствие и сожжение обвиняемых в ведовстве на костре обосновывались в качестве необходимых средств борьбы за чистоту христианской веры.

Первой из католических стран, где деятельность суда инквизиции была запрещена, стала Франция. Декретом Французского конвента от 22 августа 1791 г. одержимые признавались больными и освобождались от судебного преследования. В завоеванных Наполеоном европейских государствах суд инквизиции также был ликвидирован. В испанских колониях Америки он был уничтожен в ходе войны за независимость (1810-1826 гг.)

Оставьте комментарий