Игровая деятельность это определение

Определение основных функций игры, способствующих формированию определенных навыков поведения дошкольников. Особенности и отличие игры от других видов деятельности человека. Основные условия успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Дидактические игры как средство развития памяти у старших дошкольников

    Знакомство с особенностями развития памяти у дошкольников. Рассмотрение основных видов памяти: двигательная, эмоциональная, образная. Анализ факторов, способствующих сохранению информации. Дидактические игры как ценность в развитии памяти дошкольников.

    дипломная работа [1,8M], добавлен 01.02.2014

  • Воспитание гуманного поведения у старших дошкольников

    Задачи гуманного поведения дошкольников; личностно-ориентированный подход в его формировании. Анализ влияния сюжетно-ролевой игры на моральное развитие ребенка. Экспериментальное выявление уровня воспитанности гуманного поведения старших дошкольников.

    курсовая работа [117,4 K], добавлен 07.10.2014

  • Коррекционная работа по формированию сюжетно-ролевой игры у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

    Место и значение игры в жизни дошкольника. Особенности психического развития и игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Характерные недостатки игры таких детей, рекомендации по формированию их ролевого и социального поведения.

    контрольная работа [29,3 K], добавлен 11.08.2009

  • Предметно-развивающая среда в ДОУ для поведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников

    Характеристика особенностей сюжетно-ролевой игры старших дошкольников. Условия организации предметно-развивающей среды ДОУ для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников. Исследование сформированности игровых навыков у детей этого возраста.

    дипломная работа [276,5 K], добавлен 21.06.2014

  • Формирование межличностных отношений старших дошкольников посредством театрализованной игры

    Возрастные особенности старшего дошкольного возраста. Роль театрализованной игры в формировании межличностных отношений старших дошкольников. Методы исследования межличностных отношений дошкольников. Констатирующий эксперимент, коррекционная программа.

    дипломная работа [117,4 K], добавлен 14.05.2012

  • Народные игры как средство социализации личности ребёнка в процессе образования

    Воспитание дошкольников средствами народных игр как педагогическая проблема. Идеи отечественных педагогов, дальнего и ближнего зарубежья. Критика идеалистических теорий игры. Использование народных игр в учебно-воспитательном процессе дошкольников.

    контрольная работа [22,4 K], добавлен 20.02.2011

  • Использование игры в экологическом образовании дошкольников

    Цели и задачи экологического воспитания дошкольников. Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей. Использование сюжетно-ролевой игры. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами, с литературными персонажами и в виде путешествий.

    реферат [29,1 K], добавлен 24.06.2010

  • Преодоление агрессивности старших дошкольников посредством развивающих игр

    Понятие агрессивности. Причины ее возникновения у дошкольников. Развивающие игры и упражнения как средство преодоления агрессивного поведения у дошкольников. Формирование посредством самовоспитания качеств: внимательности, сочувствия, сопереживания.

    дипломная работа [77,9 K], добавлен 22.02.2014

  • Роль спортивных игр в физическом воспитании ребенка

    Значение подвижных игр в составе средств физического воспитания школьников. Игра, направленная на развитие конкретных навыков и умений. Игры для воспитанников младших групп. Подвижные игры как самостоятельная форма физкультурных занятий дошкольников.

    реферат [24,7 K], добавлен 19.06.2011

  • Речевые игры на уроках музыки, как средство развития речевого аппарата у дошкольников

    Понятие игры, как основного вида деятельности в дошкольном возрасте. Роль музыки в развитии ребенка. Определение значимости речевых игр в музыкальном воспитании дошкольников. Методика организации и проведения работы по развитию речевого аппарата детей.

    курсовая работа [592,2 K], добавлен 05.11.2014

  • Понятие «игра» и «игровая деятельность». Ведущие признаки игровой деятельности.

    Й. Хейзинга, подробно изучив природу, значение, онтологию игры в истории человечества, пишет: "…Подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания, ибо культура предполагает известное самоограничение и самообладание, известную способность не видеть в своих собственных устремлениях нечто предельное и высшее, но рассматривать себя внутри определенных, добровольно принятых границ".

    Игра — организация мнимой ситуации, в которой действуют реально, используя свои знания, умения, опыт, но по установленным правилам, сообразно своей роли в игре. Любовь человека к игре, стремление войти в игровую ситуацию — мощная мотивация, так как обусловлена потребностью в творческо-преобразовательной деятельности. В игре можно показать себя, померяться силами, чему-то научиться, приобрести опыт, вступить в то общение, которое в обычной жизни не удается. Умение играть — показатель культуры человека и общества в целом.

    Определение игры –это совокупность, каких то норм и правил, необходимых реквизитов и аксессуаров, которые нужны для организации игровой деятельности.

    Подходы к природе игры:

    Г. В. Плеханов связывает происхождение игры с магико-культовыми потребностями, с трудовыми процессами; английский философ Г. Спенсер расценивает игру как проявление “избытка сил”; австрийский психолог К.Бюлер видит причину игры в функциональном удовольствии, а З.Фрейд рассматривает игру как реализации вытесненных из жизни желаний и т.п.

    Е.А.Аркин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин выработали подход к игре как явлению, имеющему социально-историческую природу. В частности, детские игры рассматриваются ими как форма включения ребенка в мир человеческих отношений, как стремление к гармоничному сосуществованию с миром взрослых, как формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.

    Игра – выполнение игровых заданий на конкурсной основе. Это понятие пассивное.

    Игровая деятельность-это эмоциональные, интеллектуальные и физические усилия направленные на достижение игровой задачи (то есть это понятие активное).

    Признаки игровой деятельности :

    27 она не продуктивна

    28 добровольна

    29 проходит по определенным правилам

    30 связана с эмоциональным , интеллектуальным и физическим напряжением ( в нем содержится удовольствие от игры ). Оно должно быть адекватно аудитории ( если конкурсы слишком простые , аудитория не играет ).

    Структура игры, характеризующие ее как универсальное понятие.

    1 игровой контекст, включающий: игровую зону (реальную или психологическую); время и пространство, в границах которых осуществляется игровое действие. Контекст игры это, по словам М. М. Бахтина, атмосфера быстрых и резких перемен, риска и свершений.

    Игра создает новую модель мира, приемлемую для ее участников. В рамках этой модели задается новая воображаемая ситуация, изменяются семантические смыслы предметов и действий, часто "спрессовывается" время, до краев наполняясь интеллектуальными и эмоциональными событиями. Чтобы возник и начал жить новый игровой мир, должны совпасть векторы устремлений, желаний, творческих возможностей играющих людей. На развитие мира игры действуют и другие факторы: владение игроками техникой игры, понимание ими своего места в реальном и игровом мире, отношения окружающих к личности и к самой игре, культурная ситуация в целом, влияющая на положение игры и игровых сообществ.

    2 Правила игры, которые, по словам А. Г. Асмолова, "можно считать полномочными представителями тенденции к устойчивости, стабильности, повторяемости жизни". И тут же он добавляет, что тем не менее "никакие правила, принятые в игре, не дают возможности предсказать все ходы, все возможные варианты, т.е. получается, что игра – это одновременно как бы и хранилище норм, сберегающих устойчивость бытия, и школа социализации, готовности к непредсказуемости жизни". С одной стороны, игра представляет собой жесткую структуру, так как она требует от участников обязательного соблюдения правил, определяющих ее ход. А с другой правила игры, ограничивая степени свободы, допускают, однако, разнообразные импровизации и вариативность поведения. Таким образом, игра образует противоречивое единство свободы и необходимости, заданности и гипотетичности, жесткости игровых обстоятельств и условности поведенческих границ.

    3 сюжет ( сценарный ход. В качестве сценарного хода выступают часто два приема : путешествие и раскалдовывание / освобождение ) ,

    4 риск – он повышает ситуацию азарта,

    5 выигрыш ( нет игры без выигрыша, это может быть не материальная выгода ; большинство игр носит состязательный характер , награда за выигрыш – приз )

    6 азарт,

    7 игровая роль.

    Игра выступает в самых разнообразных проявлениях (М. С. Каган)

    1 активность природы, не зависимая человека (играют волны, ветер свищет);

    2 специальная деятельность человека (игра актера, игра спортсмена и т.п.);

    3 развитие физических и творческих сил человека (игра воображения художника, конструктора, гонщика и т.п.);

    4 самостоятельная форма деятельности (суть ее собственно игра: игра в биллиард, игра в шахматы, деловая игра и пр. ).

    Существует ряд видов игровой деятельности:

    а) спортивные, способствующие развитии физических и интеллектуальных сил человека;

    б) ролевые, воспроизводящие действия других людей, животных и т.п.;

    в ) художественные, природы, настроение и пр.;

    г) дидактические, формирующие навыки;

    д) деловые, воссоздающие предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, моделирующие систему отношений, характерных для определенного вида деятельности;

    е) военные, прогнозирующие ход сражения.

    Психолого — педагогические возможности игры :

    1 социализация личности ,т.е. принятие индивидом норм и ценностей общества.

    2 развитие навыков межличностного общения

    3 активизация учебного процесса и профессиональной подготовки (так называемые « деловые игры» ).

    4 Коррекция поведения и физического развития личности

    5 Диагностика психического и профессионального развития личности

    Функции игры (каждая игра многофункциональна):

    1 Игра интенсифицирует его познавательные, творческие, коммуникативные силы; имеет группообразующий и сплачивающий характер. Ролевая игра — эффективное средство корректировки своего и чужого опыта, я-образа и я-концепции.

    33. Понятие «игра» и «игровая деятельность». Основные признаки игровой деятельности.

    Это свидетельствует о том, что с помощью игры можно делится опытом.

    2 Характеристики игры: развлекательность, зрелищность, эмоциональность, расслабление и т.д. Т.е. можно утверждать, что она в полной мере реализует функцию рекреации.

    3 Развитие личности: научить творчески мыслить, активно действовать, развить особые умения, такие как общительность и коммуникабельность, способность принятия творческих решений, организаторские умения, способность проявлять инициаливу, раскрытие своих скрытых талантов и способностей, и многое другое. Прелести игры состоит в том, что каждому участнику необходимо проявить многие личностные качества: волю, риск, настойчивость, находчивость и др. Этим игра имитирует саму жизнь, где индивиду нередко приходится проявлять те же самые свойства. В то же время игра создает ситуацию быстро меняющейся смены психических ощущений и состояний: азарт риска, ожидание, нетерпение, напряжение, радость победы, горечь поражения и т.д.

    4 Такие ситуации не только способствуют эмоциональной разрядке, но и заряжают новой энергией.

    5 Профилактики конфликтов – в таком аспекте как соревновательность.

    6Играя вместе люди лучше узнают друг друга, выстраивают модели поведения и общения друг с другом, безусловно, выполняя различные игровые задания выделяются лидеры, способные увлечь за собой людей.

    Существуют общие требования к играм, выполняемые на определенных этапах их организации и провидения.

    1. Формулировка педагогической цели, которая в свою очередь определяет форму, характер и содержание избираемой игры. Игра может быть использована как педагогический прием для выработки или развития тех или иных качеств, умений и навыков. Кроме того, игра может использоваться, как собственно дидактическая, нацеленная на восприятие и закрепление нового знания, проверку и ознакомление со способами реализации этого знания как в художественной действительности, так и в повседневной жизни.

    2. Определение темы и названия игры. На втором этапе организации игр формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить в данных условиях с данной аудиторией (учитывая возраст и количество играющих, их психологические и физические особенности, уровень общего развития, знания, умения, навыки и уровень интереса к данному виду художественной деятельности.)

    Формулировка и решение поставленных задач должны быть нацелены на формирование у детей направленности на социальные ценности. Ибо именно направленность, характеризующаяся доминирующими у индивида интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, указывает на социальную активность.

    3. Осуществление подготовки к игре (ее название, игровое оборудование, место проведения, состав аудитории и временные рамки игры).

    4. Осуществление игрового действия (знакомство с правилами игры, краткая характеристика хода игры и соблюдение условий ее проведения).

    Успешное применение игры происходит лишь при соблюдении ряда условий: игра должна несет положительный эмоциональный заряд в самых разнообразных игровых ситуациях; в ней должны быть задействованы все участники мероприятия и осуществляться сменность ролей играющих; она должна предусматривать преодоление определенных трудностей, усложняющихся в процессе игры; в игру необходимо вводить элемент состязательности.

    5. Анализ полученных итогов и оценка результатов. В качестве критериев оценки результатов выступают:

    а) выполнение условий проведения игры;

    б) соблюдение основных требований, предъявляемых к игре;

    в) степень решения поставленных задач;

    г) уровень достижения поставленной цели.

    В процессе исторического развития детского досуга накоплен огромный арсенал форм игровой деятельности:

    1 Игра-путешествие

    2 Игра-викторина

    3 Игра-инсценировка

    4 Игра-импровизация

    5 Игра-фантазия

    6 Игра-диспут

    7 Сюжетно-ролевая игра

    8 Игра-драматизация

    9 Игры

    10 Подвижные игры

    Массовая работа детских досуговых учреждений строится на основе использования всего многообразия игровых форм..

    В качестве критериев оценки результатов выступают: а) выполнение условий проведения игры; б) соблюдение основных требований, предъявляемых к игре; в) степень решения поставленных задач; г) уровень достижения поставленной цели. Оценка этих параметров, охарактеризованных выше, определит педагогическую результативность игры в целом.

    Таким образом, социализация детей, подростков и юношества в процессе досуговой деятельности осуществляется тем успешнее, чем активнее используется игра как метод воздействия. Игра в руках опытного педагога является тем инструментом, с помощью которого осуществляется изящный переход от детского любопытства, удовольствия и, даже может быть каприза, к целенаправленной и систематической творческой деятельности по социализации.


    26.2. Основные этапы и противоречия развития самодеятельной общности.

    Самодеятельность- это деятельность, совершаемая человеком по внутренней потребности в реализации себя, своих сил и способностей, потребностей познать мир и воплотить себя в деяниях.

    Объединения возникли, живут, испытывают кризисы – это развивающийся живой социальный механизм.

    Этапы развития:

    

    В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

    • развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
    • коммуникативную: усвоение диалектики общения;
    • самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
    • диагностическую: выявление отклонений от нормального поведения;
    • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
    • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
    • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

    Большинству игр присущи четыре главные черты:

    1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата.

    2. Творческий, в значительной мере импровизационный. Очень активный характер это деятельности.

    3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

    4. Наличие прямых или косвенных правил. Отражающих содержание игры.

    В структуру игры как деятельность органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

    В структуру игры как процесса входят:

    • Роли, взятые на себя играющими;
    • Игровые действия как средства реализации этих ролей;
    • Игровое употребление предметов, т.е.

    ИГРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    замещение реальных вещей игровыми, условными;

    • Реальные отношения между играющими;
    • Сюжет (содержание – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

    Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что являясь развлечением, отдыхом она способна перерасти в обучение.

    Игра в обучении — яркий пример двух плановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме. Анализ литературы по использованию игры в обучении показывает, что игра – явление полифункциональное. Трудно переоценить воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на ребёнка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются робкие и застенчивые и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, самостоятельность.

    На уроках игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения учащихся к учебной деятельности.

    Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

    Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всём разнообразии имеют одну общую идею. Каждая игра – это набор задач. Задачи даются ребёнку в различной форме – в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, устной или письменной инструкции – и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи могут быть самые разнообразные: лёгкие – доступные малышам и трудные – непосильные для взрослого. Поэтому задачи могут развивать ребёнка, постоянно усложняя задачи. Это позволяет ребёнку идти ребёнку вперед и совершенствоваться самостоятельно.

    В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом обучения творческой деятельности самостоятельно по способностям. Это позволяет решать сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

    • Развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с раннего возраста;
    • Задания всегда опережают развитие способностей;
    • Поднимаясь самостоятельно, доходя до определённого уровня, ребёнок развивается наиболее успешно;
    • Все развивающие игры разнообразны по содержанию, но создают атмосферу непринуждённости, радости.

    В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации. Основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Итоги игры выступают в двойном плане – как игровой, так и учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, её соотношение с реальность. Важнейшая роль принадлежит обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют результаты игры, соотношение игровой модели и реальности.

    Результативность дидактических игр зависит от:

    • Систематического их использования
    • Целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

    Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.

    Таким образом, многое зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

    игровой педагогический школьник творческий

    1.2 Виды педагогических игр

    Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времён. В настоящее время они чаще используются в сфере начального образования. В средней и в высшей школе обращаются к игровым технологиям редко. Игры могут использоваться при знакомстве друг с другом на начальных этапах обучения; могут сочетаться с различными психолого-педагогическими тренингами по развитию коммуникации. Также они могут использоваться непосредственно в процессе обучения.

    Игры следует разделить по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. Классификация педагогических игр приведена на рисунке № 1.

    По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

    А) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

    Б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

    В) репродуктивные, продуктивные, творческие;

    Г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

    Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методике.

    Игра

    Психология развития. Словарь под. ред.

    Игра как вид человеческой деятельности

    А.Л. Венгера

    Игра (в психологии развития) — деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные. В И., как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре,…

    Игра

    Философский словарь

    — понятие, фиксирующее процессуальность, самодостаточную как в онтологическом (поскольку механизмом реализации И. является свободное самоизъявление соответствующего субъекта или — в постнеклассике — феномена), так и в аксиологическом (И. не имеет внешней цели, отличной от…

    Игра

    Философский словарь

    — один из важнейших феноменов человеческого существования. Обычно И. противопоставляют труду, в лучшем случае видят в ней тренировку перед серьезным делом или необходимое восполнение монотонной односторонней деятельности. Считается, что только ребенку пристало жить И., для…

    Игра

    Философский словарь

    — форма человеческих действий или взаимодействий, в которой человек выходит за рамки своих обычных функций или утилитарного употребления предметов. Цель И. — не вне ее, а в поддержании ее собственного процесса, присущих ей интересов, правил взаимодействия. И. может быть прервана…

    Игра

    Философский словарь

    В ряде социологических и эстетических концепций понятие И. имеет ключевое значение. В "Человеке играющем" (1938) Хейзинга обосновывает сквозное значение И. в развитии основных культурных форм человеческой жизни. Он отвергает популярные представления о служебной функции И…

    Игра

    Философский словарь

    деятельность, не преследующая полезных целей. Педагогика уже пересмотрела свое отношение к игре: в плане психологического наблюдения игра считается одним из самых существенных методов анализахарактера (личность в игре проявляет себя более свободно, чем в труде), но, главное,…

    Игра

    Философский словарь

    — разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивидувозможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. И. — одно из ключевых понятий современной культурологии. В широкий…

    Игра

    Новейший философский словарь

    ИГРА — разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей И — одно из ключевых понятий современной культурологии В…

    Игра

    Библейская энциклопедия Брокгауза

    I ДЕТСКИЕ ИГРЫДИ очень редко упоминаются в Библии Одним из образов грядущего времени спасения является беззаботно играющий малыш около норы аспида (Ис 11:8), а также множество играющих отроков и отроковиц на улицах Иерусалима (Зах 8:5)Притча Иисуса изображает детей, играющих на…

    Игра

    Энциклопедия мифологии

            Манят они, как мед пчелу. Рук не имеют, а тащат к столу. Жгут, хотя как лед холодны. Людям на горе они даны. Индийская загадка        И вот пришло время игры. В столицу Кауравов прибыли Пандавы и были отведены в предназначенные им дома….

    Игровая деятельность.

    деятельности.

    Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ребенок дверь, играет ли в лошадки, с точки зрения взрослого, он и то и другое делает для удовольствия, для игры, не всерьез, не для того, чтобы что-нибудь получить. Все это называют игрой.

    К. Гросс был первым автором, который попытался внести ясность в вопрос определения игры. Он пытался классифицировать детские игры и найти новый подход к ним. Он показал, что экспериментальные игры стоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник и т. п. Один из учеников Гросса – А. Вейс пытался показать, что различные виды игровой деятельности чрезвычайно далеко стоят друг от друга, или, как он выражался, имеют в психологическом отношении мало общего. У него возник вопрос: можно ли одним словом "игра" называть все различные виды подобной деятельности (Л. С. Выготский "Раннее детство")?

    П. П. Блонский полагает, что игра есть только общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка. Блонский, вероятно, доходит в этом утверждении до крайности. Он склонен думать, что "игры вообще" не существует, не существует вида деятельности, который бы подходил под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка же все серьезно. И это понятие должно быть изгнано из психологии. Блонский описывает следующий эпизод. Когда нужно было поручить кому-либо из психологов написать в энциклопедию статью "Игра", он заявил, что "игра" есть слово, за которым ничего не скрывается и которое должно быть изгнано из психологии.

    Представляется плодотворной мысль, Д. Б. Эльконина относительно расчленения понятия "игра". Игру нужно рассматривать как совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей, в частности, и такие, которые Гросс называл экспериментальными играми. Например, ребенок закрывает и открывает крышку, делая это много раз подряд, стучит, перетаскивает вещи с места на место. Все это не является игрой в собственном смысле слова. Можно говорить о том, не стоят ли эти виды деятельности между собой в таком же отношении, как лепет в отношении к речи, но, во всяком случае, это не игра.

    Весьма плодотворно и соответствующе сути дела и положительное определение игры, которое выдвигается при этой идее на первый план, а именно что игра — это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. Это дает возможность правильно решить вопрос об игре в раннем детстве. Здесь нет того полного отсутствия игры, которым с этой точки зрения характеризуется младенческий возраст. Мы в раннем детстве встречаемся с играми. Всякий согласится, что ребенок этого возраста кормит, нянчит куклу, может пить из пустой чашки и т. д. Однако было бы опасностью не видеть существенного различия между этой "игрой" и игрой в собственном смысле слова в дошкольном возрасте — с созданием мнимых ситуаций. Исследования показывают, что игры с переносом значений, с мнимыми ситуациями появляются в зачаточной форме только к концу раннего возраста. Только на третьем году появляются игры, связанные с внесением элементов воображения в ситуацию.

    Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

    По определению, игра — Это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

    В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

    Развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

    Коммуникативную: Освоение диалектики общения;

    Самореализации В игре как полигоне человеческой практики;

    Игротерапевтическую: Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

    Диагностическую: Выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

    — функцию Коррекции: Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

    Межнациональной коммуникации: Усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

    Социализации: Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

    Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А.Шмакову):

    Свободная Развивающая Деятельность, Предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

    Творческий, В значительной мере импровизационный, очень активный ХарактерЭтой деятельности («поле творчества»); Р. Г.Хазанкина, К. В.Маховой и другие.

    Эмоциональная приподнятость Деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

    Наличие Прямых или косвенных Правил, Отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

    В структуру игры как Деятельности Органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

    В структуру игры как процесса входят:

    А) роли, взятые на себя играющими;

    Б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

    В) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

    Г) реальные отношения между играющими;

    Д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

    В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

    — в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

    — как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

    — в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

    — как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных Педагогических игр.

    В отличие от игр вообще Педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

    Читайте также:

    Оставьте комментарий