Государственная экологическая политика


Содержание

Государственная экологическая политика

Понятие государственной экологической политики

Государственная экологическая политика является одним из важнейших факторов управления социально-экологической ситуацией.

По нашему мнению, под государственной экологической политикой следует понимать систему специфических политических, экономических, юридических и иных мер, предпринимаемых государством с целью управления экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории страны, целью которой является обеспечение гармоничного, динамично-сбалансированного развития экономики, общества, природы.

К основным направлениям современной экологической политики Российской Федерации в настоящее время можно отнести, в частности; формирование нового правового и экономического механизма регулирования влияния хозяйственной, военной и иной деятельности на окружающую среду; совершенствование природоохранного законодательства и его адаптация к новой социально-экономической модели; развитие стандартизации, сертификации и лицензирования в сфере экологии с учетом требований по включению Российской Федерации в международную систему экологической безопасности; создание единой системы государственного экологического мониторинга; стимулирование внедрения экологически чистых и ресурсосберегающих технологий; развитие института экологической экспертизы; развитие предпринимательства в сфере экологии; расширение участия граждан в принятии решений в сфере экологии; укрепление международного сотрудничества в области защиты природы; создание системы непрерывного экологического образования и т.д.

Наиболее существенное влияние на практическую реализацию концептуальных основ экологической политики, по нашему мнению, оказывают такие факторы, как: реальная степень обострения экологических проблем на территории конкретного государства; характер социально-экологических проблем, порождаемых ухудшением экологической ситуации; научная неопределенность в решении ряда принципиально важных вопросов функционирования экосистем; ресурсные, в том числе и финансовые ограничения; реальный уровень развития ресурсосберегающих и природоохранных технологий, в том числе технологий утилизации и уничтожения отходов; экономическая эффективность производства и конкурентноспособность экологически чистой продукции; социальные реакции населения; международные обязательства.

В нынешней обстановке экономического кризиса прямо зависят от государства и определяются его экологической политикой: перевод конверсируемых предприятий оборонного комплекса на выпуск природоохранного оборудования; государственные гарантии кредитов на закупку и внедрение "чистых" технологий, на закупку или лизинг экологически чистой зарубежной техники; налоговое стимулирование внедрения прогрессивных технологий и т.д.; разрешение или запрещение Госгорпромнадзором России эксплуатации изношенного экологически опасного оборудования на транспорте, в промышленности, строительстве и горнодобыче и т.д. Таким образом, активная государственная экологическая политика и учет экологической ситуации в остальных областях государственной политики представляют собой в нынешних условиях главную предпосылку разрешения экологических проблем.

По прошествии лет с момента проведения конференции ООН по проблеме развития и окружающей среды в Рио-де-Жанейро в 1992г. и саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002г. можно лишь констатировать, что экологическая ситуация на планете продолжает обостряться. И хотя на политическом уровне о наступлении глобального экологического кризиса предпочитают умалчивать, все факты свидетельствуют о нем.

Такие факторы как рост населения, изменение структуры экономической деятельности и потребления оказывают все большее влияние на окружающую среду. С 1987г. население планеты увеличилось почти на 43% — с 5 млрд. человек до 6,7, а доход на душу населения – с 5927 долл. в 1987г. до 10218 в 2006г.

Индекс экологического воздействия указывает на то, что в 2003г. объем потребления человечеством ресурсов и производимых им при этом отходов на 25% превосходил биопотенциал нашей планеты. 15 из 24 основных экосистемных услуг, поддерживающих существование человека, например обеспечение пресной водой, восстановление плодородного слоя почвы или регулирование климата, используются на пределе или даже за пределом естественных возможностей.

Проблемы государственной экологической политики

Государственная экологическая политика в России остается недостаточно эффективной в связи с отсутствием государственных программ повышения экологической безопасности, предусматривающих комплексные меры по снижению негативного антропогенного воздействия на окружающую среду и ее компоненты.

Фактически не реализуются основные направления экологической политики, сформулированные на основе Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, Экологической доктрины Российской Федерации. Для обеспечения эффективного управления охраной окружающей среды не создан отлаженный механизм разграничения полномочий, между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, не исключено дублирование функций и полномочий в сфере охраны окружающей среды, четко не определена ответственность государственных органов исполнительной власти.

Не в полной мере обеспечены согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, их взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственного экологического контроля, экологической экспертизы, экологического нормирования.

Масштабы негативного воздействия объектов прошлого экологического ущерба на экосистемы и здоровье населения оцениваются как значительные.

Для решения данной проблемы необходимо создание нормативной правовой и методической базы, позволяющей осуществить в России широкомасштабные мероприятия, связанные с ликвидацией прошлого экологического ущерба с учетом задач сохранения и восстановления природной среды.

Необходимо выделить в числе приоритетных направлений государственной политики в сфере охраны окружающей среды:

• повышение эффективности системы государственного управления;

• исключение дублирующих функций, закрепление утраченных функций в соответствии с требованиями действующего природоохранного законодательства;

• совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации, направленной на обеспечение реализации полномочий государственных органов государственной власти в области охраны окружающей среды, предусмотренных законодательством;

• снижение административных барьеров, повышение прозрачности деятельности государственной власти в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

• обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства в конвенциях, и защита национальных интересов;

• повышение уровня экологической культуры населения, степени участия гражданского общества в формировании и реализации экологической политики.

Принимаемые в нашей стране экологические программы были изначально неэффективны. В числе прочим причин стоит выделить тот факт, что проводимая экологическая политика не была направлена на формирование у человека особого типа мышления – экологического, не способствовала развитию у индивида экологической этики. Главными критериями общественного прогресса были рентабельность, производительность труда и другие частные показатели экономической эффективности. Социальным и экологическим факторам уделялось второстепенное значение, хотя задачи экологизации и социальной ориентации производства постоянно декларировались в программных правительственных документах. Долгое время развитие у нас осуществлялось за счет экстенсивных факторов. Страна обладала огромными запасами природного сырья, поэтому создавалась иллюзия, что оно никогда не иссякнет. В производство вовлекалось большое количество природных ресурсов, технологические процессы практически не изменялись. Хозяйственная и природоохранительная деятельность предприятий были разделены. Причем последняя носила, как правило, компенсационный характер. Экологические и социальные программы были обречены на остаточный принцип инвестирования. В результате всего этого антропогенное воздействие на окружающую среду достигло уровня, превышающего самовосстановительные силы природы.

Необходимо пересмотреть отношение человека к природе. Еще в прошлом веке проблема обеспечения сбалансированного взаимодействия человека и природы рассматривалась как основная проблема общественного прогресса. Карл Маркс отмечал, что не следует слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит, каждая победа имеет непредвиденные последствия. На каждом шагу факты напоминают о том, что мы отнюдь не властвуем над природой, как кто-либо, находящийся вне природы, мы принадлежим ей и находимся внутри её, а наше отличие от других существ — в способности познавать её законы и правильно их применять.

Сейчас очевидна острая необходимость в сохранении и улучшении окружающей природной среды. Качественные изменения в масштабах и глубине энерговещественного обмена между обществом и природой достигли такой степени, что природная среда уже не может собственными сипами справиться с восстановлением нарушенных экологических связей. Деградирующая природа препятствует нормальному ходу воспроизводства как общественного продукта, так и рабочей сипы, ухудшая условия хозяйствования.

Загрязненные воздух, вода, почва ускоряют физический износ средств производства, снижают продуктивность ряда отраслей. По данным исследователей, в результате повышения коррозии материалов из-за загрязнения атмосферы износ промышленного оборудования увеличивается на 20-30%. Годовой ущерб основных фондов загрязнения среды достигает 0,8% их стоимости. Вследствие изменения состояния природной среды издержки промышленного производства по стране с 1930 по 1980 год выросли на 30%. Среднегодовой показатель недобора урожая под воздействием вредных промышленных выбросов по зерновым культурам составлял в конце 80-х годов 2,7 ц/га, по овощным — 32,3, по кормовым -41,4 ц/га. В прилегающих к Донбассу сельскохозяйственных районах при сильном загрязнении воздуха урожайность зерновым снижается на 20-25%.

Загрязнение окружающей среды ухудшает в первую очередь физические условия существования людей, кроме того, обусловливает и прямые потери рабочего времени — невыход на работу из-зa ухудшения здоровья работников, и косвенные — общество вынуждено отвлекать часть рабочей сипы на предотвращение либо ликвидацию последствий загрязнения.

Остро стоит и проблема ресурсосбережения. Потери материальных ресурсов исчисляются сотнями миллиардов рублей. В конечное потребление поступает менее трети вовлекаемых в народнохозяйственный оборот материальных ресурсов. По расчетам специалистов, примерная структура потерь материальных ресурсов в стоимостном выражении такова: 40% теряется у производителя, около 20% — в процессе транспортировки и хранения и 40% — у потребителя. По оценкам одного из руководителей японского "мозгового треста" "Торей" Тадао Моримото, наша страна могла бы обойтись без атомной энергетики, если бы удалось сократить потери энергии в одной только металлургической отрасли, поскольку эти потери по своим объёмам превышают производительность всех наших АЭС вместе взятых.

Необходимость осуществления экологической программы должна быть осознана и принята всеми, от кого зависит её выполнение, иначе она обречена на провал. Достижению этой цели способствовало бы в частности развитие системы мониторинга, а также обеспечение не только всеохватывающей, но и доступной экологической информации. Данные по загрязнению окружающей среды должны быть известны каждому. Немаловажное значение в процессе формирования экологической нравственности имеет и экологическое образование, так как для того, чтобы правильно применять законы природы, нужно прежде всего знать их. Осознание необходимости перемен в сфере экологии не обязательно должно быть продиктовано нравственными принципами, но не исключается и расчет на получение определенных выгод: либо материальных, либо таких, как приобретение репутации в деловом мире и т. п. В любом случае каждый человек должен быть заинтересован в данных экологических преобразованиях.

Защита окружающей среды — проблема общегосударственная. Но практические конкретные меры по ее решению ложатся главным образом на регионы. Ведь они непосредственно страдают от нарушения нормального состояния среды обитания и, к тому же, обладают необходимой информацией для отслеживания обстановки и принятия мер. За "центром" остаются научное обоснование предельно допустимых уровней загрязнения окружающей среды с учетом особенностей отдельных климатических зон и освоенности территорий, экологическая оценка и согласование проектов строительства крупных объектов межрегионального значения, а также разработка экологически чистых технологий для малых предприятий.

Поэтому говоря о единой системе экологической защиты, нужно прежде всего иметь в виду региональную организацию экологической службы. Основными направлениями ее деятельности являются:

— контроль за соблюдением природопользователями (предприятиями, организациями, физическими лицами) экологических требований в соответствии с действующими нормативами;

— обязательная экологическая оценка новых объектов строительства и в случае недостаточной экологической надежности запрет на их строительство;

— содействие развитию предпринимательства, способствующего оздоровлению окружающей среды.

В то же время реализация программ и мероприятий по нормализации обстановки в зонах экологического бедствия требует объединенных усилий центра, республик и территориальных образований, поэтому статус, условия, размеры и источники финансирования и ресурсообеспечения по данным зонам нуждаются в урегулировании верхнего уровня управления.

Важнейшее направление работы органов экологической службы

— содействие созданию и стимулированию деятельности предприятий, обеспечивающих оздоровление окружающей среды. Отрицательное воздействие на окружающую среду может быть полностью или в значительной степени нейтрализовано путем;

— переработки отходов в товарную продукцию с применением экологически чистых технологий;

— повышения степени использования природных ресурсов; Небольшие объемы отходов и недоиспользованных сырьевых ресурсов могут быть успешно освоены малыми и средними предприятиями. Например, отравляющие вещества можно перерабатывать в чистый мышьяк. Заместитель начальника управления Министерства РФ по сотрудничеству с государствами — членами СНГ по проблемам финансирования Ал. Цыганков утверждает, что "если нас с этим мышьяком пустят на мировой рынок, мы завалим им всю электронную промышленность планеты. Но на создание опытной установки необходимо как минимум 20 млрд. рублей." Другой пример

— производство чистой питьевой воды. Можно организовать серийный выпуск недорогих очистных установок. В России есть хорошие опытные образцы такой техники. В экологии немало направлений, способных принести доход.

За последние 15 лет развивающимися странами проведена большая законотворческая работа и укреплены организационные основы государственной деятельности в сфере экологии. Однако эта политика не лишена существенных недостатков, главным из которых является неспособность государства организовать действенный экологический контроль.

Это связано с рядом причин, в их числе следует указать следующее: экологические структуры не наделены необходимыми полномочиями; их материально-техническая база слаба; не хватает финансов и квалифицированных кадров; координация деятельности между экологическими ведомствами не налажена; ограничен доступ к информации; широко распространена коррупция среди государственных чиновников. Из всех выше перечисленных факторов, в той или иной мере «благоприятствующих» правонарушениям в экологической сфере, наибольшую опасность представляет последний. Опыт развитых стран говорит о том, что по мере роста экономики и обновления технологий происходит совершенствование нормативной базы экологического регулирования. Однако повышение экологических требований к производственной деятельности в развивающихся странах вовсе не означает, что коэффициент исполнения экологических законов будет автоматически увеличен.

Именно поэтому ставят вопрос о повышении результативности государственной политики по контролю за загрязнением с использованием дополнительных инструментов для воздействия на экологическое поведение компаний. Государство располагает достаточным арсеналом этих средств – от введения более жестких экологических требований и использования экономических мер регулирования (введение платежей за загрязнение, субсидирование тех, кто реализует экологические программы и т.д.) до принятия загрязнителями добровольных обязательств.

Изменение подхода к решению экологических проблем становится возможным только при одном условии – готовности загрязнителей окружающей среды принять на себя социальную ответственность за причиненный обществом экологический ущерб. Одним словом, переход к новой стратегии решения экологических проблем возможен лишь тогда, когда между государством и бизнесом устанавливаются своего рода консенсус.

Еще несколько лет назад трудно было представить, что бизнес в развитых странах, тем более средний и мелкий, который традиционно рассматривает сферу охраны окружающей среды в качестве дополнительной издержки производства, будет участвовать в экологической деятельности. Сегодня же становится активным субъектом экологических преобразований, демонстрируя осознание свой ответственности за сохранение окружающей среды. Позиция бизнеса по экологическим проблемам формируется под воздействием целого ряда обстоятельств. Это и возросшие экологические требования со стороны населения и, прежде всего, среднего класса, экологические интересы которого через механизм рыночного спроса могут оказывать воздействие на отношение компаний к проблеме охраны окружающей среды.

Общественное мнение является мощной силой, способной привлечь внимание государства к экологическим проблемам, а предпринимателей – задуматься о своем имидже. Опасения по поводу закрытия вредных производств, трудности в сбыте продукции вынуждают предпринимателей руководствоваться интересами экологической безопасности. Воздействие со стороны мировой общественности, которое напрямую или опосредовано заставляет местный бизнес изменить свое отношение к экологическим проблемам. И, наконец, это интересы собственно самого бизнеса, осознающего экономическую целесообразность инвестирования в экологические проекты и технологическое перевооружение производства в интересах повышения своей конкурентоспособности как внутри страны, так и на мировых рынках. Наряду с ужесточением мер по контролю над загрязнением предметом повышенного интереса государства становятся те направления экологической деятельности, которые обладают высокой экономической отдачи. Обострение экологических проблем в развивающихся странах во многом связано с использованием грязных технологий, свойственных ранней стадии индустриализации. Возможности экологизации их экономического развития зависят от того, будут ли уже сегодня созданы предпосылки для развития более чистого промышленного производства. Ускоренный промышленный рост этих стран при доминировании в структуре экономики грязных производств, с одной стороны, порождает новые экологические угрозы, с другой – открывает большие перспективы для осуществления технологической модернизации.



Похожие главы из других работ:

Государственная экологическая политика

1.2.

Государственная экологическая политика Российской Федерации

Основные направления государственной политики по охране окружающей среды

В условиях научно-технического прогресса и интенсификации промышленного производства проблемы охраны окружающей среды стали одной из важнейших общегосударственных задач, решение которых неразрывно связано с охраной здоровья людей…

Государственная экологическая политика

2.2 Проблемы государственной экологической политики

Государственная экологическая политика в России остается недостаточно эффективной в связи с отсутствием государственных программ повышения экологической безопасности…

Государственно-правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды и природопользования

Глава 1. Теоретико-правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов

Государственное регулирование лесных отношений

3. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛЕСНОЙ ПОЛИТИКИ

В условиях перехода к рыночной экономике формирование лесной политики находится под воздействием следующих основных факто-ров: — юридические (законодательство)…

Загрязнение атмосферы нефтеперерабатывающим предприятием

1.1.5 «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года» от 30.04.2012 г.

Выявим основные механизмы реализации государственной политики в области экологического развития, связанные с экономическими (правовыми) механизмами охраны атмосферного воздуха, используемые на предприятии по переработке нефти…

Изменения в законодательной и нормативной базе по вопросам ОВОС и ЭЭ с 2007 г. по 2013 г.

2 Порядок государственной экологической экспертизы

Порядок государственной экологической экспертизы закреплен в Главе III Федерального закона "Об экологической экспертизе" (порядок ее проведения — статья 14, положения, касающиеся экспертной комиссии…

Проблема экологического ущерба современной России (на примере МУП "Владимирводоканал")

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проблема экологического ущерба современной России (на примере МУП "Владимирводоканал")

Стратегическая цель, задачи и принципы государственной экологической политики в Российской Федерации

Инструментами регулирования отношений человека к природе являются государственная экологическая политика, экологическое право. Важным и исходным условием их эффективности является учет состояния природы, ее реальный потенциал…

Разработка мер по совершенствованию организации сбора и утилизации бытовых отходов в г. Тулуне

1.1 Общие принципы государственной политики в области организации сбора и утилизации ТБО на федеральном уровне

Одним из основных источников загрязнения территорий человеческих поселений являются промышленные, образующиеся в результате производственного процесса, и твердые бытовые отходы (ТБО)…

Современное природоохранное законодательство Российской Федерации, его составные части и принципы проведения экологической экспертизы на примере проекта "Строительство и реконструкция систем энергообеспечения Южно-Курильского района, о. Шикотан"

1.4.1 Порядок проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня (выписка из статьи 14 Закона Российской Федерации "Об экологической экспертизе")

Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня, указанных в статье 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", за исключением объектов, указанных в подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона…

Стандарты качества окружающей среды в Республике Беларусь

1. Понятия экологической политики и экологической безопасности

На современном этапе масштабность воздействия человека на окружающую среду достигли апогея, что проявилось в форме экологического кризиса. В отличие от катастрофы экологический кризис — это обратимое состояние…

Экологическая безопасность как глобальная проблема современности

3.1 Реализация государственной экологической политики в Российской Федерации

Проблема эффективности реализации государственной экологической политики в России в последние годы резко обострилась. Ещё в январе 2008 года, президент Российской Федерации В.В…

Экологическая политика в Республике Беларусь

1. Понятия экологической политики и экологической безопасности

На современном этапе масштабность воздействия человека на окружающую среду достигли апогея, что проявилось в форме экологического кризиса. В отличие от катастрофы экологический кризис — это обратимое состояние…

Эколого-экономическая оценка природопользования на производстве

«Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года» от 30.04.2012г.

3) ФЗ-187 от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» (глава 6 ст. 31, 32,33; глава 7 ст. 40) 4) Приказ Минприроды России от 29.06.2012 N 202 (ред. от 29.10…

Эколого-экономическая оценка природопользования на производстве

1.1.2 «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года» от 30.04.2012

Государство разработало долгосрочную экологическую политику на период до 2030 г., в ней представлены основные механизмы реализации государственной политики в области экологического развития…

Основные теоретические положения. Экологическая политика (environmental policy) – заявление организации о своих намерениях и принципах

Экологическая политика (environmental policy) – заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и для установления целевых и плановых экологи­чес­ких показателей.

Высшее руководство должно определить экологическую политику организации и обеспечить, чтобы эта политика:

а) соответствовала характеру, масштабу и воздействиям на окружающую среду деятельности организации, продукции или услуг;

б) включала обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;

в) включала обязательство в отношении соответствия надлежащему природоохранному законодательству и регламентам, а также другим требованиям, с которыми организация согласилась;

г) предусматривала основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;

д) документально оформлялась, внедрялась, поддерживалась, а также доводилась до сведения всех служащих;

е) была доступна для общественности.

В экологической политике отражаются намерения организации в области природоохранной деятельности и принципы, которыми она будет руководствоваться при реализации своих намерений. Формы и содержание экологической политики определяются высшим руководством организации предприятия совместно с экологом, главным технологом, специалистом по связям с общественностью, то есть разработкой политики должна заниматься группа ведущих специалистов предприятия. Согласно ISO 14001:2004, экологическая политика в рамках указанной области применения экологического менеджмента организации должна:

– соответствовать характеру и масштабу воздействия на окружающую среду от деятельности организации, её продукции или услуг;

– включать обязательство предотвращать загрязнения;

– включать обязательство соответствовать принятым организацией требованиям, связанным с её экологическими аспектами;

– предусматривать основу для установления целевых и плановых экологических аспектов и их анализа;

– документально оформляться, внедряться, поддерживаться;

– доводиться до сведения всех работающих на организацию или от её лица;

– быть доступной общественности.

При разработке экологической политики руководствуются следующим принципами:

экосправедливость:

– экологическая целесообразность; вклад в устойчивое развитие общества;

– разделенная ответственность; цивилизованное предпринимательство;

экоэффективность:

– достижение экономической эффективности осуществляемой природоохранной деятельности;

– развитие экологически чистого производства;

– рациональное использование природных ресурсов;

– минимизация отрицательного воздействия;

экологическая прозрачность:

– доступность объектов и результатов экологической деятельности (включая отрицательные результаты) для всех заинтересованных сторон;

– мотивация персонала;

– вовлечение поставщиков, смежников и потребителей;

«Зеленая отчетность» предприятия:

обязательное документирование предприятием экологичес­кой деятельности;

– подробная добровольная отчетность;

– активное сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами;

– сотрудничество со средствами массовой информации.

Экологическая политика должна рассматривать:

– задачи, представления, основные ценности и убеждения организации;

– связь с заинтересованными сторонами;

– непрерывное улучшение экологической деятельности;

– предотвращение загрязнения окружающей среды;

– координация с организационной политикой по другим направлениям;

– особые местные и региональные условия;

– соответствие экологическим правилам, законам и другим критериям, под которыми организация подписывается.

В заявляемой экологической политике генеральный директор выражает в письменной форме свой взгляд на то, как должно работать предприятие и что должен делать весь персонал для охраны окружающей среды.

Этим преследуются две цели:

– внутренняя: объяснить, насколько важным для руководства является управление окружающей средой;

– внешняя: показать, какое большое внимание уделяет предприятие экологическим вопросам, и определить, какую ответственность несет предприятие.

Экологическую политику публикуют для информации государственных организаций, общественности и других заинтересованных сторон. Экологическая политика должна быть доведена до сведения персонала на оперативных совещаниях, сменно-встречных собраниях, на обучающих курсах, через сообщения на информационных стендах в структурных подразделениях, через средства массовой информации.

Экологическая политика создает основу для идентификации экологических аспектов и постановки экологических целей и задач.

Пример оформления экологической политики представлен в прил. 1. Порядок разработки, внедрения и пересмотра экологической политики приведен в прил. 2.

Порядок выполнения работы

Преподаватель разбивает студентов на группы по 3–5 человек. Каждая группа представляет предприятие или организацию, занимающуюся определенным видом деятельности. Перед выполнением практической работы студенты должны изучить основные теоретические положения и ответить на контрольные вопросы.

Пример 1. Группам выдается задание – разработать экологическую политику в соответствии с требованиями ISO 14001:2004.

Алгоритм выполнения задания

1. Группа анализирует задание преподавателя и самостоятельно выбирает предприятие.

2. Группа определяет основные принципы разработки экологической политики.

3. Группа разрабатывает направления и принципы экологической политики, разрабатывает проект экологической политики (пример оформления, разработки, внедрения и пересмотра экологической политики см. прил. 1 и 2).

4. Группа обсуждает проект экологической политики с преподавателем, дорабатывает его содержание и оформляет экологическую политику.

5. Преподаватель назначает оппонентов из другой группы студентов.

6. Группа представляет разработанную экологическую политику оппонентам.

7. При участии преподавателя оппоненты проводят анализ правильности разработки экологической политики.

Пример 2. Преподаватель выдает группам студентов составленную экологическую политику предприятия или организации и выдает задание – провести анализ соответствия экологической политики требованиям ISO 14001:2004.

Алгоритм выполнения задания

1. Группа знакомится с текстом экологической политики.

2. Группа изучает требования ISO 14001:2004 по разработке экологической политики.

3. Группа проводит анализ соответствия экологической политики требованиям ISO 14001:2004.

4. Результаты работы группы обсуждаются вместе с преподавателем.

Содержание отчета

1. Цель работы.

2. Основные теоретические положения.

Государственная экологическая политика

Исходные данные.

4. Результаты разработки и их анализ.

5. Выводы по проделанной работе.

6. Список литературы.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «экологическая политика» согласно ISO 14001:2004.

2. Дайте характеристику руководящих принципов разработки экологической политики.

3. Каковы обязанности руководства предприятия при разработке экологической политики?

4. Обоснуйте необходимость ли публикации экологической политики.

5. Является ли выполнение экологической политики обязательным для всех работников предприятия?

Список литературы

1. Вайсман, Я.И. Экологический менеджмент и аудит [Текст] / Я.И. Вайсман, Н.Е. Ерохова, В.В. Карманов, В.Ю. Петров. – Пермь: ПГТУ, 2006. – 195 с.

2. ISO 14001:2004 Environmental management systems – Requirements with guidance for use, 2004.

3. ГОСТ Р ИСО 14001–98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению. – М.: Изд-во стандартов, 1998. – 25 с.

4. ГОСТ Р ИСО 14004–98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования. – М.: Изд-во стандартов, 1998. – 39 с.

Практическая работа 2

ПЛАНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
МЕНЕДЖМЕНТА

Цель работы: практически ознакомиться с этапами планирования системы экологического менеджмента.

Дата добавления: 2017-02-24; просмотров: 262 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Пример оформления экологической политики предприятия

⇐ Предыдущая12345

Экологическая политика ОАО «ХХХ»

(наименование предприятия)

(Введена в действие приказом Генерального директора № ___ от ______ г.)

ОАО «ХХХ» осознает негативное воздействие своей производственной деятельности на окружающую среду: загрязнение атмосферного воздуха, водного бассейна, размещение отходов на прилегающих территориях.

ОАО «ХХХ» рассматривает охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов как одну из приоритетных целей как в краткосрочном, так и в долгосрочном отношении.

ОАО «ХХХ» ведет бизнес в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Основные экологические принципы ОАО «ХХХ»:

• непрерывно совершенствовать систему управления окружающей средой;

• соответствовать природоохранному законодательству;

• проявлять постоянную заботу о здоровье и безопасности персонала и населения;

• стремиться к минимизации негативного воздействия на окружающую среду при производстве продукции.

Для реализации принципов экологической политики руководство ОАО «ХХХ» принимает на себя следующие обязательства:

• принимать управленческие решения и планировать деятельность предприятия с учетом экологической политики;

• совершенствовать экологическое воспитание и образование работников;

• оптимизировать производственные процессы с целью энергосбережения, снижения удельного потребления природных ресурсов, обезвреживания и использования отходов;

• стремиться к честному конструктивному диалогу со всеми заинтересованными лицами.

Следование принципам провозглашенной экологической политики является обязательным для всех работников предприятия независимо от выполняемых функций и занимаемых должностей.

Экологические показатели ОАО «ХХХ» открыты и доступны.

Генеральный директор ______________________ _________ Ф.И.О.

(наименование предприятия) (подпись)

Приложение 2

Порядок разработки, внедрения и пересмотра экологической политики

Введение………………………….. 3

Практическая работа 1. Разработка экологической полити-
ки……………………………….. 4

Практическая работа 2. Планирование системы экологи-
ческого менеджмента ………………………. 10

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………. 27

Приложение 1…………………….. 27

Приложение 2…………………….. 28

 

Редактор Н.А. Бачурина

Компьютерная верстка Н.А. Бачуриной

Лицензия А № 165724 от 11 апреля 2006 г.

 
 

Подписано в печать 15.10.07. Тираж 25 экз.

Уч.-изд. л.

Государственная экологическая политика

1,35. Формат 60 ´ 84 1/16. Усл. печ. л. 1,86.

Гарнитура Таймс. Заказ .

 
 

162600, г. Череповец, пр. Луначарского, 5

ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»

Таблица 4

⇐ Предыдущая12345

Дата добавления: 2017-02-24; просмотров: 962 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Оставьте комментарий