Географическая классификация народов мира


Лекция 3. КЛАССИФИКАЦИЯ НАРОДОВ МИРА

Этнологическое изучение народов мира требует их научной  классификации. Ее приемы разнообразны и разработаны на основе этнологических методов и смежных наук. Различные  виды классификаций позволяют систематизировать  народы и их группы по широкому кругу признаков: географическому, антропологическому, лингвистическому, хозяйственно-культурному, социально-экономическому, характеру материальной и духовной культуры, религиозной принадлежности и другим.

Ни один отдельно взятый прием классификации не дает исчерпывающей этнологической характеристики народа. Одни виды классификаций основаны в первую очередь на исследовании этнической принадлежности народов, их происхождения и путей формирования, для чего первостепенное значение имеют данные сравнительно-исторического языкознания, антропологии, систематизированные сведения о материальной и духовной культуре. Другие исходят из анализа явлений, свойственных разным народам и их группам, независимо от этнической принадлежности, наличия или отсутствия культурных контактов. Это прежде всего признаки хозяйственной деятельности, зависевшие в прошлом в большой мере от природно-географических условий, экологии и в значительно меньшей степени — от этнических и культурных традиций. Это касается группировки народов по уровню развития социальных отношений, а также религиозной принадлежности.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ  КЛАССИФИКАЦИЯ

Этот вид классификации  имеет для этнологии вспомогательное  значение. Тем не менее, он необходим  для упорядочения описываемых народов при этнографическом страноведении. Посредством географической классификации выделяются условные географические регионы, в которых расселены народы мира. Географическая классификация не отвечает на вопросы о происхождении народов, процессах их формирования, хозяйственном и культурном облике, об уровне социально-экономического развития, но позволяет пространственно упорядочить и распределить этносы по регионам. Впрочем, в отдельных случаях фактор пространственно-географического расселения народов может иметь существенное значение при решении собственно этнологических проблем.

Единой, принятой во всех странах и всеми учеными, географической классификации не существует. Например, нет единообразия в географической классификации Африки и Азии. В литературе, отечественной и зарубежной, по-разному выделяют регионы и относят к ним те или иные государства и народы в Северной, Восточной, Южной и Западной Африке. В русской дореволюционной и советской науке было принято выделять в качестве отдельных географических регионов Среднюю Азию и Казахстан; в зарубежной литературе они включаются обычно в состав Центральной Азии. В отечественной этнографии выделялись как самостоятельные регионы зарубежная Азия и зарубежная Европа. В настоящее время такое деление потеряло смысл.

НАРОДЫ АВСТРАЛИИ  И ОКЕАНИИ

Общая численность населения  около 24 млн человек. В области  выделяются подобласти: Австралия и  Тасмания, Новая Зеландия, Полинезия, Меланезия, Микронезия. К Австралии (около 2 млн человек) относятся Австралия, Тасмания, Новая Зеландия, Кокосовые острова (Килинг), Норфолк и остров Рождества.

Полинезию (более 500 тыс. человек) составляют государство Восточное Самоа (острова Кука, Мидуэй, Ниуэ, Питкэрн, Токелау, Уоллис, Футуна); государство Французская Полинезия.

В Меланезию (более 4,8 млн человек) входят: политико-административное образование Папуа — Новая Гвинея, острова Вануату, Новая Каледония, Соломоновы, Фиджи.

В культурную область Микронезия входят Марианские, Каролинские и Маршалловы острова, острова Кирибати и Науру.

НАРОДЫ АЗИИ

Общая численность населения  более 3 млрд человек. Зарубежная Азия включает следующие подобласти:

Западная Азия (более 190 млн человек). В нее входят государства Афганистан, Бахрейн, Израиль, Иордания, Йемен, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Турция;

Южная Азия (около 1 млн человек). К ней относятся государства: Бангладеш. Бутан, Индия, Мальдивская республика, Непал, Пакистан, Шри-Ланка;

Юго-Восточная  Азия (более 400 млн человек). Государства: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма (Бирма), Сингапур, Таиланд, Филиппины, остров Тимор;

Восточная Азия (около 1300 млн человек). Государства: Китай, Корейская Народно-демократическая Республика, Республика Корея, Япония, территория Аомынь (Макао) и Сянган (Гонконг);

Центральная Азия (более 2 млн человек). В нее входит Монгольская Народная Республика. Часто в литературе к Центральной Азии относят также входящие в состав Китая Тибет. Возможно, что с точки зрения географической классификации к Центральное Азии могут быть отнесены Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан и Казахстан (В этом случае численность населения существенно возрастет).

К Азии относятся Западная, Южная и Восточная Сибирь, а  также Российский Дальний Восток. Однако они являются частью России, в составе которой они рассматриваются. К странам Азии относят обычно также государства Закавказья: Азербайджан, Армению и Грузию.

НАРОДЫ АМЕРИКИ

Северная Америка (около 300 млн человек). К ней относятся Канада, США, Гренландия, Бермудские острова, Сен-Пьер и Микелон.

Центральная и Южная  Америка (более 400 млн человек). В нее входят:

Центральная материковая  зона. Государства: Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Панама, Сальвадор;

Карибская зона — Аруба, Багамские острова, Барбадос, Виргинские острова, Гаити, Гваделупа, Гренада, Доминиканская республика. Куба, Мартиника, Пуэрто-Рико, Тринидад и Тобаго, Ямайка;

Тропическая Южная зона. Государства: Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайя-на, Колумбия, Парагвай, Перу, Суринам, Эквадор;

Умеренная Южная зона — Аргентина, Уругвай, Чили, Фолклендские (Маль-винские) острова.

НАРОДЫ АФРИКИ

Численность народов Африки составляет около 600 млн. человек.

Северная Африка. Государства: Алжир, Египет, Ливия, Марокко, Судан,Тунис;

Восточная Африка. Государства: Бурунди, Джибути, Замбия, Зимбабве,Кения, Мадагаскар, Сейшельские острова, Сомали, Танзания, Уганда, Эфиопия и

Южная Африка. Государства: Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд, Южно-Африканская Республика;

Центральная Африка. Государства: Ангола, Габон, Заир, Камерун, Конго, Центрально-Африканская Республика, Чад и др.;

Западная Тропическая  Африка. Государства: Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Кот-д’Ивуар, Либерия, Мавритания, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того и др.

ЕВРОПА

Восточная Европа. Европейская часть России, Беларусь, Венгрия, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Румыния, Словакия, Украина, Чехия, Эстония.

Южная Европа. Государства: Албания, Андорра, Болгария, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино, Югославия, а также территория Гибралтар.

Западная и Центральная  Европа. Государства: Австрия, Бельгия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Федеративная Республика Германия, Франция, Швейцария.

Северная Европа. Государства: Великобритания, Дания, Ирландия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция.

Как самостоятельный политико-географический регион выделяется Россия, включающая европейскую часть, Северный Кавказ, Сибирь и Дальний Восток.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Антропология изучает происхождение  человека (антропогенез), его эволюцию, образование человеческих рас, морфологические и физиологические особенности человека. Для этнографии наиболее существенным является раздел этнической антропологии.

Расами называются биологические  подразделения человечества современного вида (Homo Sapiens — неоантропа), различающиеся общими наследственными физическими особенностями, связанными с общим происхождением и определенной областью обитания.

Одним из первых создателей расовой классификации был французский  ученый Франсуа Бернье, опубликовавший в 1684 г. работу, в которой употребил  термин "раса". Антропологи выделяют несколько крупных (больших) рас "первого  порядка" и промежуточных, численно небольших, но также самостоятельных. Кроме того, в каждой расе первого порядка выделяются основные подразделения — "малые расы", или расы "второго порядка", обладающие с некоторыми вариациями основными признаками своей большой расы.

Время образования основных расовых типов относят обычно к эпохе возникновения человека современного вида, неоантропа, в ходе которой в основном завершился биологический этап антропогенеза, что выразилось в прекращении в основных чертах действия естественного отбора, и началось социальное развитие человеческих обществ.

Формирование основных рас происходило, как считают ученые, за 40-16 тыс. лет  до нашего времени. Однако процессы расогенеза продолжались и позднее, но не столько  под воздействием естественного  отбора, сколько под влиянием иных факторов. В ходе истории происходило постоянное смешение рас, вследствие чего практически "чистые" расы не существуют, а все они обнаруживают те или иные признаки смешанности. Кроме того, складывалось много промежуточных антропологических типов, сочетающих разные расовые признаки. По всем основным морфологическим, физиологическим, психическим и умственным свойствам расы не имеют каких-либо принципиальных, качественных различий и составляют единый биологический вид.

Говоря о значении расовых признаков при этнографических исследованиях, следует учесть, что их роль ограничена, так как расовые признаки не связаны с историческими судьбами, уровнем развития и характером культуры народов. Однако при изучении этногенеза и истории формирования народов и их отдельных групп расовые признаки могут играть в некоторых случаях существенную роль. Большие расы или расы первого порядка, дифференцировались в столь отдаленные времена, что данные о них могут иметь значение только при обсуждении самых общих гипотетических проблем древнейшего расселения человечества. Выделяемые внутри больших рас расы второго, третьего и т.д. порядка складывались уже в значительно более позднее время, вплоть до эпохи появления письменности и даже еще позднее, и могут служить важными данными при решении ряда этногенетических вопросов.

Важнейшие рассовые признаки:

1) форма волос, где учитываются две особенности: жесткость и извилистость. Площадь сечения жесткого волоса в 2 раза больше, чем мягкого. По извилистости волосы разделяют на прямые, широковолнистые, узковолнистые, курчавые разных степеней. Извилистость волос определяется расположением их корней в коже и формой поперечного сечения волоса. Прямой волос выходит из кожи под углом, близким к прямому, и корень его не имеет изгиба. У волнистых волос корень изогнут и угол выхода более острый. У курчавых волос изгиб корня еще больше, а угол выхода еще меньше. Поперечное сечение прямых волос по форме близко к кругу, а волнистые и курчавые волосы в сечении дают овал;

2) третичный волосяной покров, появляющийся в период полового созревания. Его развитие оценивается в баллах от 1 (очень слабое) до 5 (очень сильное). При этом учитывается густота волос и площадь поверхности кожи, которую они занимают: особое внимание обращается на усы и бороду мужчин;

3) цвет кожи. Он может изменяться  в диапазоне от бледно-розового  до темно-коричневого и почти  черного. Шкала цветов кожи  насчитывает до 36 оттенков. Наиболее  светлая кожа — у жителей Северной Европы, наиболее темная — у жителей Центральной Африки;

4) цвет волос. Принято различать черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие волосы;

5) цвет глаз (окраска радужной оболочки). Темные глаза — черные, карие, желтые; глаза смешанных или переходных цветов желто-зеленые, зеленые, серые; светлые глаза — светло-серые, голубые, синие;

6) рост. Средняя длина тела у человека составляет 165 см для мужчин и 154 см для женщин. Наименьший средний рост на планете зафиксирован у пигмеев бассейна реки Конго — 141 см для взрослого мужчины. Самый высокий средний рост — 182 см отмечен для населения, живущего южнее озера Чад. Средний рост выше 175 см имеют черногорцы, шотландцы, шведы, норвежцы, полинезийцы;

7) пропорции тела. По пропорциям соотношения длины конечностей и длины тела, ширины плеч и таза выделяют следующие типы фигур: а) брахиморфный («брахис» — короткий, «морфо» -форма) тип — относительно короткие руки и ноги, длинное туловище, широкие плечи и таз; б) долихоморфный («долихос» -длинный) тип — сравнительно длинные конечности, короткое туловище, узкие плечи и таз; в) мезоморфный («мезос» — средний) тип — занимает промежуточное положение между первыми двумя;

8) параметры головы. Здесь основным показателем является соотношение ширины головы (поперечный диаметр) к длине (продольный диаметр), выраженное в процентах. Соотношение меньше 75,9% — доликефалия («кефалос» — голова); между 76 и 80,9% — мезокефалия; больше 81 % — брахикефалия.

Кроме отмеченных выше расовых  признаков в антропологии отмечают также ширину, высоту, горизонтальную профилировку лица, выступание челюстей (прогнатизм), наличие эпикантуса (складка кожи верхнего века у внутреннего угла глаза, прикрывающая слезный бугорок), параметры носа, высоту и толщину губ. Из числа более специальных признаков, используемых при расовой диагностике, могут быть названы данные о группе крови, некоторые генетические признаки, папиллярные узоры на пальцах, форма зубов и др.

С учетом всех отмеченных признаков можно определить расы как территориальные группы людей, выделяемые на основании их генетического родства, которое проявляется внешне в определенном физическом сходстве по многим признакам.

В отечественной и  зарубежной научной литературе отсутствует  единообразие в классификации рас  разного порядка. Ниже перечисляются  большие расы, их наиболее крупные  подразделения, и промежуточные  расы.

Страницы:12следующая →

Антропология изучает происхождение человека (антропогенез), его эволю­цию, образование человеческих рас, морфологические и физиологические особен­ности человека. Для этнографии наиболее существенным является раздел этни­ческой антропологии.

Расами называются биологические подразделения человечества современного вида (Homo Sapiens — неоантропа), различающиеся общими наследственными физическими особенностями, связанными с общим происхождением и определенной областью обитания.

Одним из первых создателей расовой классификации был французский ученый Франсуа Бернье, опубликовавший в 1684 г. работу, в которой употребил термин "раса". Антропологи выделяют несколько крупных (больших) рас "первого порядка" и промежуточных, численно небольших, но также самостоятельных. Кроме того, в каждой расе первого порядка выделяются основные подразделения — "малые расы", или расы "второго порядка", обладающие с некоторыми вариациями основными признаками своей большой расы.

Время образования основных расовых типов относят обычно к эпохе возник­новения человека современного вида, неоантропа, в ходе которой в основном завершился биологический этап антропогенеза, что выразилось в прекращении в основных чертах действия естественного отбора, и началось социальное развитие человеческих обществ.

Формирование основных рас происходило, как считают ученые, за 40-16 тыс. лет до нашего времени. Однако процессы расогенеза продолжались и позднее, но не столько под воздействием естественного отбора, сколько под влиянием иных факторов. В ходе истории происходило постоянное смешение рас, вследствие чего практически "чистые" расы не существуют, а все они обнаруживают те или иные признаки смешанности. Кроме того, складывалось много промежуточных антро­пологических типов, сочетающих разные расовые признаки. По всем основным морфологическим, физиологическим, психическим и умственным свойствам расы не имеют каких-либо принципиальных, качественных различий и составляют единый биологический вид.

Говоря о значении расовых признаков при этнографических исследованиях, следует учесть, что их роль ограничена, так как расовые признаки не связаны с историческими судьбами, уровнем развития и характером культуры народов. Однако при изучении этногенеза и истории формирования народов и их отдельных групп расовые признаки могут играть в некоторых случаях существенную роль. Большие расы или расы первого порядка, дифференцировались в столь отдаленные времена, что данные о них могут иметь значение только при обсуждении самых общих гипотетических проблем древнейшего расселения человечества. Выделяемые внутри больших рас расы второго, третьего и т.д. порядка складывались уже в значительно более позднее время, вплоть до эпохи появления письменности и даже еще позднее, и могут служить важными данными при решении ряда этногенетических вопросов.

Важнейшие рассовые признаки:

1) форма волос, где учитываются две особенности: жесткость и извилистость. Площадь сечения жесткого волоса в 2 раза больше, чем мягкого. По извилистости волосы разделяют на прямые, широковолнистые, узковолнистые, курчавые разных степеней. Изви­листость волос определяется расположением их корней в коже и формой поперечного сечения волоса. Прямой волос выходит из кожи под углом, близким к прямому, и корень его не имеет изги­ба. У волнистых волос корень изогнут и угол выхода более ост­рый. У курчавых волос изгиб корня еще больше, а угол выхода еще меньше. Поперечное сечение прямых волос по форме близко к кругу, а волнистые и курчавые волосы в сечении дают овал;

2) третичный волосяной покров, появляющийся в период по­лового созревания. Его развитие оценивается в баллах от 1 (очень слабое) до 5 (очень сильное). При этом учитывается густота волос и площадь поверхности кожи, которую они занимают: особое внимание обращается на усы и бороду мужчин;

3) цвет кожи.

8. Географическая классификация народов мира. Историко-этнографические области

Он может изменяться в диапазоне от бледно-розового до темно-коричневого и почти черного. Шкала цветов кожи насчитывает до 36 оттенков. Наиболее светлая кожа — у жи­телей Северной Европы, наиболее темная — у жителей Централь­ной Африки;

4) цвет волос. Принято различать черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие волосы;

5) цвет глаз (окраска радужной оболочки). Темные глаза — чер­ные, карие, желтые; глаза смешанных или переходных цветов желто-зеленые, зеленые, серые; светлые глаза — светло-серые, го­лубые, синие;

6) рост. Средняя длина тела у человека составляет 165 см для мужчин и 154 см для женщин. Наименьший средний рост на пла­нете зафиксирован у пигмеев бассейна реки Конго — 141 см для взрослого мужчины. Самый высокий средний рост — 182 см отме­чен для населения, живущего южнее озера Чад. Средний рост вы­ше 175 см имеют черногорцы, шотландцы, шведы, норвежцы, по­линезийцы;

7) пропорции тела. По пропорциям соотношения длины конеч­ностей и длины тела, ширины плеч и таза выделяют следующие ти­пы фигур: а) брахиморфный («брахис» — короткий, «морфо» -форма) тип — относительно короткие руки и ноги, длинное туло­вище, широкие плечи и таз; б) долихоморфный («долихос» -длинный) тип — сравнительно длинные конечности, короткое ту­ловище, узкие плечи и таз; в) мезоморфный («мезос» — средний) тип — занимает промежуточное положение между первыми двумя;

8) параметры головы. Здесь основным показателем является соотношение ширины головы (поперечный диаметр) к длине (продольный диаметр), выраженное в процентах. Соотношение меньше 75,9% — доликефалия («кефалос» — голова); между 76 и 80,9% — мезокефалия; больше 81 % — брахикефалия.

Кроме отмеченных выше расовых признаков в антропологии отмечают также ширину, высоту, горизонтальную профилировку лица, выступание челюстей (прогнатизм), наличие эпикантуса (складка кожи верхнего века у внутреннего угла глаза, прикры­вающая слезный бугорок), параметры носа, высоту и толщину губ. Из числа более специальных признаков, используемых при расовой диагностике, могут быть названы данные о группе крови, некоторые генетические признаки, папиллярные узоры на пальцах, форма зубов и др.

С учетом всех отмеченных признаков можно определить расы как территориальные группы людей, выделяемые на основании их генетического родства, которое проявляется внешне в определен­ном физическом сходстве по многим признакам.

В отечественной и зарубежной научной литературе отсутствует единообразие в классификации рас разного порядка. Ниже перечисляются большие расы, их наиболее крупные подразделения, и промежуточные расы.

Негроидные (африканские) расы: негры, негрилли, бушмены и готентоты.

Смешанные и переходные формы между негроидной и европеоидной больши­ми расами: эфиопская раса, переходные группы Западного Судана, мулаты, "цвет­ные" африканские группы.

Европеоидные (евразийские) расы: северные (ксантохрои), переходные формы, южные (меланохрои).

Смешанные формы между европеоидной большой расой и американской ветвью монголоидной большой расы: американские метисы.

Смешанные формы между европеоидной большой расой и азиатской ветвью монголоидной большой расы: среднеазиатские группы, южносибирская раса, лапоноиды и субуральский тип, смешанные группы Сибири.

Монголоидные (азиатско-американские) расы: американские расы, азиатская ветвь монголоидных рас, континентальные монголоиды, арктическая раса (эскимо­сы и палеоазиаты), тихоокеанские (восточноазиатские) расы.

Переходные группы между азиатской ветвью монголоидной большой расы и австралоидной большой расой: южноазиатская раса (южные монголоиды), японцы, восточноиндонезийская группа.

Австралоидные (океанийские) расы: веддоиды, австралийцы, айны, папуасы и меланезийцы, негритосы.

Другие расовые типы (смешанные): малагасийцы, полинезийцы, микронезийцы, гавайцы.

Внутри каждой из рас выделяются более дробные антропологические типы — конкретные сочетания признаков, характерные для различных популяций.

Для европеоидов характерны беловатый или смугловатый цвет кожи, во­лосы самых разных оттенков, волнистые или прямые, обычно мягкие, растут на лице и на теле, нос узкий, выступающий, скулы выступают слабо, губы тонкие или средней толщины. Глаза разных оттенков, широко открыты, оси их горизонтальны, склад­ка верхнего века, частично прикрывающая его наружную поверх­ность, отсутствует или развита слабо. Челюстная часть лица поч­ти не выступает вперед.

У монголоидов цвет кожи желтоватый или темно-смуглый, во­лосы большей частью тугие (жесткие), по форме прямые. Окраска волос и глаз, как правило, черная или темно-коричневая, борода и усы у мужчин появляются поздно и редко достигают большой гус­тоты. Лицо широкое и высокое, уплощенное, скулы сильно высту­пают, а нос — слабо. Глаза нередко узкие, оси их наклонены, склад­ка верхнего века сильно развита, часто доходит до ресниц. Харак­терен также эпикантус — особая кожная складка, частично или пол­ностью закрывающая слезный бугорок во внутреннем углу глаза. Эти признаки характерны для азиатской ветви этой расы.

А у индейцев Америки, тоже принадлежащих к монголоидам, лицо совсем не плоское, на нем выдается крупный нос, часто даже с горбинкой. Эпикантус у них развит слабо. Цвет кожи — красно­ватый.

Для негроидов характерны курчавые, обычно жесткие, черные волосы, очень темный (до шоколадно-коричневых оттенков) цвет кожи, карие глаза. Борода и усы растут плохо, как и у монголои­дов. Лицо узкое и низкое, скулы выступают слабо или умеренно. Ширина носа очень велика, почти равна его высоте. Глаза, как и у европейцев, широко открыты, горизонтально расположены, складка верхнего века небольшая. Челюстная часть нередко вы­ступает вперед. Слизистая оболочка рта сильно или даже очень сильно выступает наружу.

У австролоидов цвет кожи темный, волосы курчавые или вол­нистые, притом темные и жесткие, скулы выступают вперед уме­ренно, а челюстная часть лица — значительно, нос широк, губы толстые. На лице и на теле обильно растут волосы.

Предполагают, что австралоиды, веддоиды и представители ряда других"промежуточных" рас являются либо реликтом древних, еще расово не дифференцированных, групп населения, либо результатом смещения различных рас (европеопеоидов и негроидов, европеоидов и монголоидов и др.).

Можно предполагать, что характерные расовые осо­бенности древних негроидных и австралоидных популяций складывались в Африке и Южной Азии в условиях жар­кого и влажного климата и усиленной инсоляции (солнечного освещения). Многие признаки экваториальных рас могли иметь в этих условиях адаптивное значение. Ин­тенсивно пигментированная кожа с большим количеством меланина хорошо предохраняла от слишком сильного химического действия солнечных, в особенности ультра­фиолетовых, лучей. Черные волосы и карие глаза, гене­тически и физиологически связанные с темной кожей, имели, вероятно, аналогичное значение. По мнению не­которых антропологов, защитой от солнечных лучей мог­ли служить также сильно курчавые волосы, образующие на голове как бы естественную труднопропицаемую шапку. Негроиды и австралоиды даже в наши дни могут без вреда для здоровья работать почти без одежды и го­ловных уборов под прямыми палящими лучами тропиче­ского солнца.

Вполне возможно, что адаптивное значение могли иметь также некоторые особенности строения носа, ха­рактерные для экваториальных рас. К числу таких особен­ностей относятся поперечно расположенные, широко открытые для свободной циркуляции воздуха носовые отверстия и связанная с ними абсолютно большая шири­на носа, нередко равная его высоте. Эти особенности обе­спечивали доступ нагретого воздуха тропиков к слазистой оболочке носовой области и способствовали усилен­ному испарению влаги, столь необходимому в жарком климате. Такую же роль играло, вероятно, и сильное развитие слизистой части губ у большинства негроидов и австралоидов. Все перечисленные признаки появились, вероятно, как случайные мутации в глубокой древности и в дальнейшем получили широкое распространение только в тех климатических условиях, где они оказались наиболее полезными.

Из расовых признаков, характерных для европеоидов, действию естественного отбора на ранних зтапах истории человечества могла подвергаться депигментация кожи, волос и радужины глаз (на севере Европы, где на протяжении ледникового перио­да и послеледникового времени преобладал прохладный или даже холодный, влажный климат со значительной облачностью и, следовательно, с пониженной инсоляцией). Светлокожие, светловолосые и светлоглазые северные европеоиды и в настоящее время гораздо хуже, чем пред­ставители других рас, переносят прямое действие сол­нечных лучей. Особенно сильно страдают от повышен­ной инсоляции крайне депигментированные рыжеволосые люди, в большинстве случаев светлокожие и светлоглазые. Эти люди почти не загорают, т. е. в их коже не образуется дополнительный пигмент меланин, предохраняющий от вредного действия солнца. Среди северных континенталь­ных монголоидов Сибири также наблюдается некоторая тенденция к депигментации волос, глаз и особенно кожи. Так, например, тунгусские народы Сибири (эвенки, эвены и др.) гораздо более светлокожи по сравнению с монголами или тем более китайцами. У некоторых групп эвенков и эвенов отмечены смешанные и даже светлые глаза, а также русые и рыжеватые волосы.

Если негроидные расы формировались, вероятно, в тропиках Африки, австралоидные — в той же климатической зоне Юго-Восточной Азии, а европеоидные — в умеренной климатической зоне Средиземноморья, Восточной Европы и Западной Азии, то область становления монголоидных рас надо скорее всего искать в полупустынях и степях Центральной Азии, где по крайней мере с конца ледникового периода господствовал резко континентальный сухой климат с большими суточными и сезонными колебаниями температуры, сильными ветрами, нередко ‘переходящими в настоящие пыльные бури, во время которых переносились огромные массы сухого песка, глины и даже мелких камней, раздражающие и слепящие глаза. Работы советского археолога С. А. Семенова и некоторых других ученых показали, что узкий разрез глазной щели монголоидов, обусловленный сильным развитием складки верхнего века и эпикантуса, служил защитой против вредного действия этих факторов. В Центральной Азии и Восточной Сибири монголоиды и в наши дни лучше переносят резко континентальный климат и реже заболевают конъюнктивитом (воспаление слизистой оболочки глаз) по сравнению с европеоидными переселенцами.

Характерно, что у индейцев Америки не наблюдается целый ряд важнейших монголоидных признаков (узкий разрез глаз, эпикантус, низкое переносье и т.п.). При освоении людьми различных климатических поясов Америки адаптация, по-видимому, не играла уже существенной роли, так как здесь не образовалось таких резких расовых различий, как в Евразии и Африке. Все же заслуживает внимания тот факт, что у некоторых групп индейцев Калифорнии и тропической зоны Южной Америки (особенно у сирионо Бразилии и Боливии), атакже у огнеземельцев часто встречается сочетание таких «экваториальных» признаков, как темная кожа, узко-е олнистые или даже курчавые волосы, широкий нос, утолщенные губы и др.

Действием естественного отбора на образование в позднем палеолите древних экваториальных, европеоидных и монголоидных рас далеко не исчерпываются сложные процессы расогенеза. По целому ряду дополнительных признаков (генетических, геммалогических, дактилоскопических и др.) человечество может быть подразделено на две большие группы популяций— западную и восточную. К первой принадлежат африканские негроиды и европеоиды, ко второй — монголоиды (включая американских индейцев). Австралоиды Юго-Восточной Азии и Океании занимают переходное положение между этими группа­ми по большинству адаптивных расовых признаков пигментации, формы волос, строения носа, губ и т. п. они обнаруживают сходство с африканскими негроидами, что дает право некоторым антропологам объединять тех и других в одну экваториальную, или негро-австралоидную, большую расу. Однако по многим особенностям зубов, крови, пальцевых узоров и другим нейтральным (неадаптивным) признакам австралоиды обнаруживают отличия от негроидов и сближаются с монголоидами. Становится все более и более обоснованной гипотеза о первоначальном разделении Человечества на две половины — западную и восточную. (Первую группу популяций можно назвать также евро-африканской, или средиземно-атлантической, а вторую — азиатско-океанийской, или тихоокеанской.

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 869 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Расово – антропологическая классификация этносов.

В основе антропологической классификации лежит принцип деления наро­дов по расам. Современная этническая картина мира убеждает нас, что суще­ствует бесспорная биологическая реальность фенотипического разнообразия людей, т.е. между людьми имеются физические (телесные) различия. Обычно они определяются визуально (цвет кожи, черты лица, строение скелета, тип волос и т.д.). Расовые различия всегда наследственны. Важнейшими из них являются следующие:

1) форма волос, где учитываются две особенности: жесткость и извилистость;

2) третичный волосяной покров. Его развитие оценивается в баллах от 1 (очень слабое) до 5 (очень сильное);

3) цвет кожи. Он может изменяться в диапазоне от бледно-розового до темно-коричневого и почти черного. Шкала цветов кожи насчитывает до 36 оттенков. Наиболее светлая кожа — у жи­телей Северной Европы, наиболее темная — у жителей Централь­ной Африки;

4) цвет волос. Принято различать черные, темно-русые, светло-русые, белокурые, рыжие волосы;

5) цвет глаз (окраска радужной оболочки). Темные глаза — чер­ные, карие, желтые; глаза смешанных или переходных цветов -желто-зеленые, зеленые, серые; светлые глаза — светло-серые, го­лубые, синие;

6) рост. Средняя длина тела у человека составляет 165 см для мужчин и 154 см для женщин;

7) пропорции тела: а) брахиморфный тип — относительно короткие руки и ноги, длинное туло­вище, широкие плечи и таз; б) долихоморфный тип — сравнительно длинные конечности, короткое ту­ловище, узкие плечи и таз; в) мезоморфный тип — занимает промежуточное положение между первыми двумя;

8) параметры головы. Соотношение меньше 75,9% — доликефалия («кефалос» — голова); между 76 и 80,9% — мезокефалия; больше 81 % — брахикефалия.

Кроме отмеченных выше расовых признаков в антропологии отмечают также ширину, высоту, горизонтальную профилировку лица, выступание челюстей (прогнатизм), наличие эпикантуса (складка кожи верхнего века у внутреннего угла глаза, прикры­вающая слезный бугорок), параметры носа, высоту и толщину губ.

В отечественной и зарубежной антропологии до сих пор от­сутствует единая система классификации рас, но наиболее рас­пространенной в настоящее время является классификация, в соответствии с которой выделяют четыре большие расы: 1) европеоиды (евразийская раса); 2) монголоиды (азиатско-американская раса); 3) негроиды (африканская раса); 4) австралоиды (океанийская раса).

У европеоидов беловатый или смугловатый цвет кожи, во­лосы самых разных оттенков, волнистые или прямые, обычно мягкие, растут на лице и на теле, нос узкий, челюстная часть лица поч­ти не выступает вперед.

У австролоидов цвет кожи темный, волосы курчавые или вол­нистые, на лице и на теле обильно растут волосы.

У монголоидов цвет кожи желтоватый или темно-смуглый, во­лосы большей частью тугие (жесткие), по форме прямые. Окраска волос и глаз черная или темно-коричневая, борода и усы у мужчин появляются поздно и редко достигают большой гус­тоты. Лицо широкое и высокое, уплощенное, скулы сильно высту­пают, а нос — слабо. Глаза нередко узкие.

Для негроидов характерны курчавые, обычно жесткие, черные волосы, лицо узкое и низкое, слизистая оболочка рта сильно или даже очень сильно выступает наружу.

Языковая классификация этносов.

Среди различных видов классификаций этносов языковая (лингвистическая) классификация является самой важ­ной.

Ученым известно около 6000 языков, на которых разговаривают различные этнические общности и группы. Среди многих этнических общностей только часть разговаривает на языке, который считается родным. А на общем языке могут говорить и те народы, которые имеют разное происхождение. В основе языковой классификации лежат два критерия: язык и этническая принадлежность.

Обычно при классификации языков народов мира с целью восстановления их генетического родства используются следующие основные разря­ды (таксоны): говор, диалект, язык, группа родственных языков языковая семья. При этом родство языков может означать и род­ство по происхождению.

Этнология в языковой классификации исходит из представле­ния о взаимопонимании между людьми, принадлежащими к од­ной этнической группе. Наряду со взаимопониманием этнология учитывает также осознание людьми своей культурно-языковой близости с другими народами и этническими группами. Например, все народы, говорящие на язы­ках славянской группы индоевропейской языковой семьи, осоз­нают исходное родство своих языков, даже если в общении они не понимают друг друга. Наконец, этнология учитывает родство между языками и культурами более отдаленного типа, обозна­чаемого лингвистами понятием «языковая семья». Ученые-лингвисты выделяют 12 таких языковых семей, охватывающих около 96% языков мира.

Одной из самых распространенных языковых семей, представ­ленной на всех континентах Земли, является индоевропейская. Она включает в себя все славянские языки, балтийские, германские, кельтские, романские, иранские, индоарийские языки, что говорит о родстве и единстве происхождения этих народов. Объединение в одну финно-угорскую группу языков говорит о родстве таких на­родов, как финны, карелы, эстонцы, венгры, ханты, манси.

Кроме языков, объединенных в группы и семьи, есть ряд язы­ков, не причисленных ни к какой группе или семье: баскский, кетский, нивский, айнский и др.

Сегодня доказано родство больших языковых семей Европы, Африки и Азии: афразийской (семитско-хамитской), картвель­ской, индоевропейской, дравидийской, уральской, алтайской.

У всех языков народов мира есть некоторые общие черты. Ученые говорят о языковых универсалиях — правилах, действующих с одинаковой силой во всех наречиях и диалектах планеты.

Помимо языковой классификации по генеалогическому принципу язык может стать основой классификации и в своем реально бытующем виде. По данному основанию ученые выделяют моноязычные, двуязычные (например, мордва с языками эрзя и мокша) и пере­шедшие на язык более крупного этноса (уэльсцы) народы. И наобо­рот, разные народы могут говорить на одном языке или его диалек­тах: немцы и австрийцы; французы и франко-бельгийцы и т.д.

Хозяйственно-культурная квалификация.

Отличительной особенностью хозяйственно-культурной классификации является подчеркивание исключительной зависимости хозяйственно-культурной типологии от условий географической среды вообще и от условий хозяйственной деятельности человека в частности. Наиболее ярко они выражены в материальной культуре, но проявляются также в некоторых областях Духовной культуры, связанных с хозяйством и бытом.

С позиций такого методологического подхода выделяются историко-этнографические территории разного уровня — провинции, области, подобласти и местные районы. Так, в пределах бывшего СССР существовали четыре крупные историко-этнографические провинции: Европейская часть, Кавказ, Средняя Азия и Казах-н, Сибирь. Обычно каждая крупная историко-этнографическая Провинция состоит из более мелких областей. В Сибири, например, Деляются такие области, как ямало-таймырская, западносибирская , восточносибирская, камчатско-чукотская, амуро- сахалинская. В процессе использования такой классификации неизбежны случаи объединения в одну группу народов заведомо разного происхождения.

Прочие классификации. В дополнение к рассмотренным можно назвать еще несколько видов классификаций этнических общностей, прежде всего конфессиональную принадлежность (христианство: католицизм, протестантизм, православие: ислам: суннизм, шиизм и др.), тип культуры, форму семьи, вид орудий труда и оружия, форму жилищ и поселений и т.п. Все они имеют важное значение при изучении частных проблем. Каждый отдельный вид классификации не в состоянии отразить все этническое многообразие мира, и поэтому все они должны использоваться лишь в совокупности или отдельно с учетом конкретных исследовательских задач.

Религиозная классификация

В религиоведении сложились разные классификации религий по тем или иным критериям, признакам. С учетом историко-стадиальных этапов развития этносов выделяют ранние (родо-племенные, первобытные), национальные и мировые религии. Родоплеменные религиозные верования сложились в условиях первобытно-общиннного строя. Национальные религии складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества.

Классификация народов мира 1 2 3 4 Географическая

Этим религиям свойственна детальная ритуализация обыденного поведения людей (вплоть до организации приема пищи, соблюдения гигиенических правил и т.д.), специфическая обрядность, строгая система предписаний и запретов, отделяющих представителей данных религий и этносов от последователей других этнорелигиозных общностей. Из ныне существующих к этому типу религий относятся индуизм, иудаизм, синтоизм, сикхизм, даосизм, конфуцианство и др.

Мировые религии — буддизм, христианство, ислам — генетически связаны с родоплеменными и национальными, но существенно отличны от них. Мировые религии появились в эпохи великих исторических поворотов, в условиях складывания «мировых империй». Мировым религиям свойствен сильно выраженный прозелитизм, пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический космополитический характер, обращена к представителям разных социальных групп; эти религии проповедуют идею равенства людей.

Последователями «нетрадиционных религий» является преимущественно молодежь, поскольку именно ей присущ обостренный поиск смысложизненных ориентаций и именно молодежь тяготеет в силу ей присущих социально-психологических особенностей ко всему новому, таинственному, непознанному. Феномену нетрадиционной религиозности будет посвящена отдельная лекция.

Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности, она через систему культовых действий организует повседневную жизнь, с помощью освоения вероучения структурирует мировоззрение, заставляет задуматься об основах и смысле собственной жизни.

СПОСОБЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЭТНОСОВ

Стр 1 из 43Следующая ⇒

Относительно точную и полную картину мира могут дать только определенным образом сгруппированные и систематизированные сведения о народах. В народоведении используется ряд классификаций, совокупность которых дает возможность охарактеризовать такое сложное явление, каким является этнос, и установить место каждого этноса в ойкумене (населенной людьми части Земли).

При этом следует иметь в виду то, что научное этнологическое описание — не произвольное, хаотическое нагромождение всевозможных фактов из жизни народов, пусть даже занимательных и необычных. Всякая наука, в том числе и народоведение (этнология), имеет свой научный язык — целую систему специальных терминов и понятий, с помощью которых ведется описание, анализ и классификация изучаемых явлений н процессов. Некоторая часть необходимых терминов используется в настоящем учебнике.

Основные виды классификаций включают географическую, антропологическую, языковую, историко-этнографическую, хозяйственную, религиозную (этно-конфессиональную) группировки.

Географическая классификация(классификация по континентам и регионам) помогает уточнить места обитания народов или их групп. Различают народы Австралии и Океании, народы Азии, Африки, Америки, Европы. Отдельную группу составляют народы России и сопредельных с ней стран. Можно говорить также о народах Кавказа, Карибского бассейна, Южной Африки и т. п.

Антропологическая классификацияучитывает биологические особенности народов. Все населяющие Землю люди принадлежат к одному биологическому виду — Homo sapiens («человекразумный»), однако отдельные группы человечества различаются рядом физических (биологических) признаков, связанных с единством происхождения и одновременно определенной областью распространения. Исторически сложившиеся группы людей, объединенные общностью физических признаков, называются расами. Такие признаки передаются по наследству. В настоящее время различают четыре большие расы: негроидную (африканскую), европеоидную (евразийскую), монголоидную (азиатско-американскую) и австралоидную (океанийскую). Расовые различия проявляются в цвете кожи, радужной оболочки глаз, волос, в форме волос, черепа, длине тела, а также в более глубинных (генетических) признаках — группах крови, рисунке на коже пальцев и ладоней и т. д. Они сформировались в течение длительного времени — по-видимому, 40 — 20 тыс. лет до н. э. Таким способом люди подобно всем живым организмам телесно приспосабливались к естественно-географическим (природным, экологическим) условиям существования.

Расовые характеристики людей проливают свет на историю формирования народов. Так, физической антропологией установлено, что все народы нашей планеты являются смешанными в расовом отношении.

Все человеческие расы обладают одинаковыми биологическими возможностями для развития культуры и общественной жизни. Представления о физической, психической и умственной неравноценности рас, о «высших» и «низших» расах (именуемые расизмом) антинаучны и антигуманны. Расизм осуждается подлинной наукой и демократической общественностью мира.

Языковая группировкаимеет важное значение для понимания происхождения народов. Языки тех или иных народов принято объединять в языковые семьи (и филии — группы семей) по признаку сходства (родства), устанавливаемого путем их сравнения (прежде всего их словарного состава). Сходство языков может свидетельствовать либо о родстве народов, либо об их длительных культурных контактах. В самую крупную языковую семью — индоевропейскую — входят, например, такие сильно отличающиеся друг от друга языки, как русский, английский, персидский, армянский и греческий. На языках индоевропейской языковой семьи говорит около 45% всего населения мира.

В составе больших языковых семей различают меньшие языковые группы — ветви. Так, индоевропейская языковая семья состоит из десяти ныне живущих групп языков, алтайская семья языков включает три языковые ветви, а вот древнешумерский или нивхский языки до сих пор не удается включить ни в одну языковую группу: они — изоляты (обособленные языки).

Нередки случаи, когда разные народы говорят на одном и том же языке. На испанском говорят не только испанцы, но и большинство крупных народов Латинской Америки. На английском языке говорят англичане, американцы США, англоканадцы, англоновозеландцы, англоафриканцы, ямайцы и ряд других народов. Немецким языком пользуются немцы, австрийцы, герма-но-швейцарцы.

Точное число языков на Земле неизвестно. Специалисты полагают, что их от 4 до 6,5 тыс. При этом на двенадцати языках, к которым относятся китайский, английский, хинди и близкий ему урду, испанский, русский, арабский, португальский, японский, немецкий и французский, говорит более 60% всего человечества.

Чаще всего каждый народ говорит на одном языке: монголы — на монгольском, венгры — на венгерском, финны — на финском и т. д. Но в мире широко распространено и двуязычие, реже — трехъязычие (владение и пользование этносом или его частью двумя и большим числом языков). Двуязычны значительная часть населения Бельгии и Швейцарии, ряда африканских стран, Индии, Индонезии и других государств. Двуязычие широко распространено в России и сопредельных странах, где, по некоторым данным, более половины нерусского населения знает русский язык.

Многие народы до сих пор остаются бесписьменными. К ним относятся аборигены Австралии, многие индейские племена Южной Америки, пигмеи, бушмены и готтентоты в Африке. У значительной части этносов письменность была создана в XX в. с помощью органов государственной власти и народного просвещения. Более 50 народов бывшей царской России — например, алтайцы, марийцы, хакасы, чукчи — обрели

письменность после революции 1917г., в 20 —30-е годы прошлого столетия.

Историко-этнографические (историко-культурные) области. Наряду с языковым родством, между народами может также существовать историко-этногра-фическое, или историко-культурное сходство.

Классификация народов мира

Оно возникает на определенных территориях у народов-соседей, длительное время поддерживавших хозяйственные, культурные, экономические, политические и иные связи между собой, взаимно влиявших друг на друга и приобретших в результате этого ряд общих черт. Такие территории принято называть историко-этногра-фическими, или историко-культурными, областями (ИЭО), историко-культурными провинциями и даже региональными цивилизациями. Примером историко-этнографических областей могут служить Юго-Восточная Прибалтика — район расселения литовцев, латышей и эстонцев и Урало-Поволжье — регион, объединяющий тюркские, финно-угорские и славянские народы. Историко-этнографической провинцией можно считать область расселения восточных славян и окружающих их этносов. А Восточная Азия — Монголия, Китай, Корея и Япония — принадлежит к региональной цивилизации. Такого рода области, провинции и региональные цивилизации ученые выделяют на всех континентах нашей планеты.

Хозяйственная классификация. Немало народов, говорящих на разных языках и живущих далеко друг от друга (иногда даже на разных континентах), имеют много похожего в культуре. Такие этносы (или части этносов) принято группировать по определенным типам культуры или хозяйственно-культурным типам (ХКТ), складывающимся в сходных природных условиях обитания на основе одинаковых видов хозяйственной деятельности. Хозяйственно-культурные типы чаще всего характеризуют этносы, находящиеся на ранних, доиндустриальных ступенях развития. Различия между хозяйственно-культурными типами в первую очередь касаются основных занятий и способов

существования — сельского хозяйства, промыслов, ремесел, но наряду с ними орудий труда, жилищ, пищи и т. п., а нередко также фольклора и верований.

Различают три основные группы хозяйственно-культурных типов:

1. Группы с присваивающим хозяйством. Его представляют охотники, собиратели и рыболовы, для которых собирание дикорастущих растений и охота на диких животных являются единственным или основным источником существования. Это — исторически самый ранний ХКТ, он начал складываться в эпоху палеолита (древнекаменного века). В настоящее время к числу охотников и собирателей относятся ведды острова Шри-Ланка, семанги Малакского полуострова, аэта Филиппин, пигмеи бассейна реки Конго в Африке и некоторые другие этнические группы.

2. Народы и группы с производящим хозяйством. Для них характерно мотыжное (ручное) земледелие и животноводство. Основным источником существования при таком типе хозяйства является выращивание культурных растений и разведение домашних животных. Становление этого ХКТ относится к эпохе неолита (новокаменного века). В наши дни ручными земледельцами продолжают оставаться некоторые малочисленные народы Индии, Южного Китая, Индонезии, тропической Африки и бассейна Амазонки в Южной Америке.

3. Для развитого производящего хозяйства характерно плужное (пашенное) земледелие с использованием тягловой силы домашних животных. Древнейшие очаги пашенного земледелия возникли в долинах великих рек — Тигра, Евфрата, Нила, Инда, Ганга, Амударьи, Хуанхэ — в эпоху бронзового и в начале железного веков (IV — начало III тыс. до н. э.). В Америке, Австралии, Океании, в Африке к югу от Сахары этот ХКТ отсутствовал, но зато преобладал у народов почти всего Средиземноморья, Передней и Средней Азии, Северной Индии и Северного Китая.

Религии народов мира и этноконфессиональная группировка. При этнологическом описании народов немаловажное значение имеет религиозная .принадлежность верующей части населения в составе этих народов. Религия играла существенную роль в жизни различных обществ в прошлые исторические эпохи и продолжает оказывать заметное влияние на материальную и духовную культуру народов, их общественные и семейные отношения.

Некоторые древнейшие формы религии, появившиеся на стадии родоплеменного общества, сохранились до настоящего времени. К ним относятся:

тотемизм — вера в родство между группой людей (обычно родовой общиной) и так называемыми тотемами — определенными видами животных, растений, реже предметов. Тотемизм особенно полно сохранился у аборигенов Австралии;

анимизм — вера в духов и души — непременный элемент почти всех религий;

в шаманизм — представление о сверхъестественном общении служителя культа (шамана) с духами во время соответствующего ритуала.

Шаманизм известен многим народам Северной и Восточной Азии, индейцам Америки;

фетишизм — вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов, например деревьев, пещер, орудий труда и специально изготовленных культовых предметов;

магия — вера в способность человека колдовским (сверхъестественным) образом воздействовать на других людей, животных, природу — присутствует во многих религиях.

На этапе перехода общества от родоплеменного строя к государству стали возникать более сложные и разветвленные формы религий. Три из них — буддизм, христианство и ислам (мусульманство), — получившие в более позднее время широкое распространение, именуются мировыми религиями.

Самой ранней из мировых религий был буддизм, возникший в VI —V вв. до н. э. в Индии, откуда он распространился во многих странах Юго-Восточной и

Центральной Азии, отчасти — в Сибири. Его основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда). Центральное место в буддизме занимает учение о «четырех благородных истинах», согласно которому в мире существует страдание, причиной же его является сама жизнь, но есть и состояние без страдания (нирвана). Будда предложил путь преодоления страданий, как освобождение от волнений, беспокойства и желаний.

Различные формы буддизма распространены в странах Восточной и Юго-Восточной Азии: Шри-Ланке, Мьянме (Бирме), Таиланде, Лаосе, Камбодже, Японии, Китае, Индии, Малайзии, Монголии, в Тибетском автономном районе Китая, а также среди бурят, тувинцев и калмыков России. В мире насчитывается более 350 млн. буддистов.

Христианство возникло в I в. н. э. в Палестине. В IV в. оно стало господствующей религией Римской империи. В XI в. христианство раскололось на два направления — католицизм и православие. В XVI в. в результате Реформации от католицизма отделился протестантизм. Протестантизм объединяет множество обособленных церквей и сект.

Все христианские вероисповедания объединяет вера в Иисуса Христа, рассматриваемого в качестве богочеловека, спасителя мира и воплощение второго лица триединого бога (Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа). Главный источник вероучения — Священное Писание (Библия). В протестантизме нет противопоставления духовенства мирянам, упрощены религиозные обряды, отсутствует монашество, нет икон.

Христианство — самая распространенная из мировых религий: в мире насчитывается почти 2 млрд.

христиан. В Европе, Америке, Австралии и Океании почти все страны преимущественно христианские. В Африке христианство менее распространено, а в населении Азии доля христиан совсем невелика.

Из христиан наиболее многочисленны католики. В основном католическими странами являются южные государства Западной Европы, страны Латинской Америки. Много католиков и в США (при преобладании протестантов). Основной регион распространения

православия — страны Восточной и Юго-Восточной Европы и отчасти Закавказья (Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Румыния, Болгария, Сербия, Черногория, Греция). Областями распространения различных форм протестантизма остаются страны Северной и Центральном Европы (Скандинавские государства, Великобритания, Нидерланды, Швейцария, значительная часть Германии). Протестантизм преобладает в Северной Америке, Австралии и в большинстве стран Океании.

Ислам (мусульманство) — самая молодая мировая религия возник в VII в. н. э. среди арабов Аравии. Его основателем считается Мухаммед, признаваемый посланником единого бога — Аллаха. Последователи ислама называются мусульманами. Священная книга мусульман — Коран. В результате арабских завоеваний ислам распространился в Юго-Западной Азии и Северной Африке (составляющие так называемый Ближний и Средний Восток), а в более позднее время и в ряде других районов мира (некоторые страны и области Балканского полуострова, Урало-Поволжья, Сибири, Средней, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, тропической Африки и др.). По численности мусульмане занимают второе место после христиан.

Одной из крупных религий является индуизм. Число его последователей приближается к 800 млн. человек. I То к числу «мировых» религий он не относится, так как распространен в основном в двух странах — Индии и Непале. Основа индуизма— учение о перевоплощении душ, происходящем по закону воздаяния (кармы) за добродетельное или дурное поведение. Почитаются верховные боги Вишну и Шива или их воплощения. Индуистом нельзя стать: им можно быть только по рождению, что ограничивает распространение индуизма. За пределами Индии индуизм исповедуют выходцы из Индии, осевшие в других странах.

Кроме мировых религий, существует большое число других религий, религиозных течений, сект, региональных, местных и даже племенных верований. Например, такие религиозные учения, как конфуцианство и даосизм распространены преимущественно в Китае,

синтоизм — чисто японская религия, иудаизм — религия большинства верующих евреев. В Африке и на некоторых островах Океании сохраняется немало племенных верований, распространенных на небольших территориях среди малочисленных народов.

Наука использует немало и других способов классификации народов — например по типам жилища, костюма, характеру питания, применяемым орудиям труда и т. д.

12345678910Следующая ⇒

Читайте также:

Книга: Численность и расселение народов мира / Под ред. С.И. Брука. — М.: Наука, 1962. — 484 с.. — (Народы мира. Этнографические очерки / Под общ. ред. С.П. Толстова).

Характеристика: Данная книга является частью многотомной серии «Народы мира», подготовленной Институтом этнографии АН СССР. Книга посвящена характеристике этнического состава стран мира и частей света, численности отдельных народов мира и их размещению по отдельным странам.

Формат: Djvu.

Размер: 11,5 MB.

Скачать книгу/Спампаваць кнігу.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников. Сайт Adverbum.org не содержит файлов книг, а предлагает ссылки на них. Ссылки на книги по истории предоставляются исключительно в ознакомительных целях.

Географическая классификация

Если ссылка не работает, пожалуйста, сообщите об этом в комментариях либо через форму связи.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Глава I. Общие сведения о населении земного шара
Глава II. Процессы этнического развития и принципы классификации народов
Глава III. Этностатистическая изученность стран земного шара и определение численности народов
ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ ПО ЧАСТЯМ СВЕТА
Глава IV. Народы СССР
Глава V. Народы Зарубежной Европы
Глава VI. Народы Зарубежной Азии
Глава VII. Народы Африки
Глава VIII. Народы Америки
Глава IX. Народы Австралии и Океании
СВОДНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ ПО ЗЕМНОМУ ШАРУ
Сводная таблица численности народов мира на 1959 г.
Численность и расселение отдельных народов земного шара по частям света и по странам
ПРИЛОЖЕНИЯ
Численность населения, площадь и плотность населения по странам и частям света (на середину 1961 г.)
Список литературы
Алфавитный список народов

Подобные работы:

Тема № 1: ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТНОЛОГИИ. КЛАССИФИКАЦИИ НАРОДОВ МИРА. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЭТНОСА.

Объект и предмет этнологии как науки. Определение этноса. Этническая иерархия. Проблемы, исследуемые этнологией: изуче­ние этнического состава населения, этногенез, этническая исто­рия, изучение культуры общинно родового строя, изучение сло­жившихся национальных культур, изучение современной культуры и быта, изучение современных этнических пpоцессов.

Классификация как первое условие изучения этносов. Основ­ные виды классификации: географическая, этнолингвистическая, антропологическая, хозяйственно-культурные типы. Классифика­ция, предложенная Л. Н. Гумилевым.

Понятия "этнос" и "этичность". Определение этноса. Определение этничности. Смысловое соотношение понятий, их распространение.

Приморлиализм. Теория примордиализма как объективистского подхода в этнологии. При­родное направление.

Основные концепции и их распространение. Исследования П. ван дер Берга и Л.Н. Гумилева. Эволюционно-историческое направление. Теории C. М. Широкогорова и Ю.Н. Бром­лея.

Инструментализм. Значение инструменталистского подхода к этничности. Его опора на функционализм и прагматизм. Научные исследования Н.Н. Чебоксарова. и С.А. Арутюнова. Инфор­мационная концепция этноса.

Конструктивизм. Определение конструктивистского подхода. Научная деятельность Ф. Барта. Роль мифа в процессах самоидентификации людей.

Структура этноса. Этнический уровень. Микроуровень. Макроуровень. Метоуровень. Микро­единица этноса. Субэтнос. Динамика этноса.

Тема № 2: ИСТОРИЯ ЭТНОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Зачатки этнологии в античном мире: Геродот, Страбон, Цезарь, Гацит и др. Этнографические знания в средние века. Этнография в русских летописях. Средневековые путешествия. Ибн-Фаман, Марко Поло и др. «Хождения» русских путешественников ХII-­XV вв. Афанасий Никитин. Великие географические открытия XV — XVIII вв. Роль русских путешественников в изучении этно­графии Европейского Севера, Средней Азии, Сибири, Дальнего Востока. Этнология в первой половине и середине XIX в. Эволю­ционная школа в этнологии. Роль Л. Г. Моргана в создании научной этнологии. Труд Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и его значение для этнологии. Этнография в России в XIX — начале ХХ вв. Отечественная и зарубежная этнология ХХ века.

Тема № 3: НАРОДЫ АФРИКИ, АВСТРЛИИ И ОКЕАНИИ. НАРОДЫ АМЕРИКИ

Общая характеристика населения современной Африки. Заселе­ние африканского континента. Этническая история народов Африки. Южная Африка. Западная Африка. Северная и Северо-Восточная Африка. Мадагаскар. Современные проблемы африканских народов. Этническая история коренных народов Австралии, Новой Зеландии, Тасмании, Новой Гвинеи, Меланезии, Полинезии и Микронезии. Современный этнический состав Австралии и Океании.

Общая характеристика доколумбовой Америки. Появление и расселение людей на обоих континентах. Быт и хозяйство охотников и собирателей. Появление земледелия. Древние земледельческие цивилизации (майя, ацтеки, инки и др.). Духовная культура индейцев. Этнические процессы вколониальный период. Современный антро­пологический и лингвистический состав Америки. Современная культура народов Латинской Америки, США и Канады.

^

Общая характеристика народов Азии. Этносы Азии в эпоху древнего мира. Этнические процессы в эпоху средневековья. Современная этническая карта Азии. Особенности и своеобразия культур азиатских народов по историко-этнографическим обла­стям: переднеазиатской, южно-азиатской, юго-восточноазиатской и центрально-азиатской.

Общая характеристика народов Европы. Народы Европы в древности: кельты, германцы, славяне, греки, римляне и др. Вели­кое переселение народов и этнические процессы в эпоху Сред­невековья.

Современная традиционная культура народов Европы: романских, германских, западных и южных славян и других народов.

Общая характеристика народов Восточной Европы. Этниче­ская история с древнейших времен до современности. Славянские народы. Народы Волго-Камья: тюрки и финноугры. Народы евро­пейского Севера России. Народы Прибалтики. Народы юга Рос­сии, Крыма и Молдавии.

Народы Северного Кавказа и Закавказья. Грузины, армяне, азербайджанцы. Этногенез и современная кyльтypa. Другие наро­ды Кавказа. Народы Средней Азии. Этническая история. Форми­рование типов хозяйства. Народы Сибири. Особенности условий развития народов Сибири. Палео-азиатские народы. Тунгусо-мань­чжурские народы. Алтае-Саянская группа. Якуты. Малые народы Севера.

Скачать 30.82 Kb.

Поиск по сайту:

Уроки, справочники, рефераты

Рабочие программы

Рефераты

Уроки

Документы

Опубликовать

Оставьте комментарий