Функции малого совета народных комиссаров были следующими


Содержание

Создание Совета Народных Комиссаров СССР

Правительство первого в мире рабоче-крестьянского государства впервые было сформировано как Совет Народных Комиссаров, который был создан 26 окт. (8 ноября) 1917, на другой день после победы Великой Октябрьской социалистической революции, постановлением 2-го Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов об образовании рабочего и крестьянского правительства.

Постановление, написанное В. И. Лениным, гласило, что для управления страной учреждается «впредь до созыва Учредительного собрания, Временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров». Первым председателем СНК был избран В. И. Ленин, работавший на этом посту в течение семи лет (1917-1924) вплоть до своей смерти. Ленин разработал основные принципы деятельности СНК, задачи, стоящие перед высшими органами государственного управления Советской республики.

Наименование «Временное» с роспуском Учредительного собрания отпало. Первый состав СНК был однопартийным — в него входили только большевики. Предложение левым эсерам войти в СНК было ими отвергнуто. В дек. 1917 левые эсеры вошли в СНК и состояли в пр-ве до марта 1918. Они вышли из СНК из-за несогласия с заключением Брестского мира и встали на позиции контрреволюции. В дальнейшем CHK формировался только представителями Коммунистической партии. По Конституции РСФСР 1918, принятой 5-м Всероссийским съездом Советов, правительство Республики именовалось СНК РСФСР.

Конституция РСФСР 1918 определила основные функции СНК РСФСР. Общее руководство деятельностью СНК РСФСР принадлежало ВЦИК. Состав пр-ва утверждался ВЦИК Советов или съездом Советов. СНК обладал необходимой полнотой прав в области исполнительно -распорядительной деятельности и наряду с ВЦИК пользовался правом издания декретов. Осуществляя исполнительно-распорядительную власть, СНК РСФСР руководил деятельностью наркоматов и др. центр. ведомств, а также направлял и контролировал деятельность местных органов.

Были созданы Управление делами СНК и Малый Совнарком, который 23 янв. (5 февр.) 1918 стал постоянной комиссией СНК РСФСР для предварительного рассмотрения вопросов, вносимых в СНК, и вопросов текущего законодательства руководства отделом отраслями государственного управления и правительства. В 1930 Малый СНК был упразднен. По постановлению ВЦИК от 30 ноября 1918 был учрежден под пред. В. И. Ленина Совет рабочей и крестьянской обороны 1918-20. В апреле 1920 он был преобразован в Совет труда и обороны, (СТО). Опыт работы первого СНК был использован в государственном строительстве пр-в всех союзных советских социалистических республик.

После объединения советских республик в единое союзное государство — Союз Советских Социалистических Республик (СССР) было создано союзное правительство — Совет Народных Комиссаров СССР. Положение о СНК СССР утверждено ЦИК 12 ноября 1923.

Совнарком СССР формировался ЦИК СССР и являлся его исполнительным и распорядительным органом. СНК СССР руководил деятельностью общесоюзных и объединенных (союзно-республиканских) наркоматов, рассматривал и утверждал декреты и постановления общесоюзного значения в пределах прав, предусмотренных Конституцией СССР 1924, положениями о СНК ЦИК СССР и др. законодательными актами. Декреты и постановления СНК СССР являлись обязательными к исполнению на всей территории СССР и могли приостанавливаться и отменяться ЦИК СССР и его Президиумом. Впервые состав СНК СССР во главе с Лениным утверждается на 2-й сессии ЦИК СССР 6 июля 1923. Совнарком СССР, по положению о нем 1923, составляли: председатель, зам. председателя, наркомы СССР; в заседаниях СНК с правом совещательного голоса участвовали представители союзных республик.

По Конституции СССР, принятой в 1936, СНК СССР являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза ССР. Он образовывался Верх. Советом СССР. Конституция СССР 1936 установила ответственность и подотчетность СНК СССР Верх. Совету, а в период между сессиями Верх. Совета СССР — его Президиуму. По Конституции СССР 1936, СНК СССР объединял и направлял работу общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов СССР и др. подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений, принимал меры по осуществлению народно-хозяйственного плана, государственного бюджета, осуществлял руководство в области внешних сношений с иностранными государствами, руководил общим строительством вооруженных сил страны и т. д. По Конституции СССР 1936, СНК СССР имел право по отраслям управления и хозяйства, отнесенным к компетенции СССР, приостанавливать постановления и распоряжения СНК Союзных республик и отменять приказы и инструкции наркоматов СССР. Ст. 71 Конституции СССР 1936 установила право депутатского запроса: представитель СНК или нарком СССР, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета СССР, обязаны дать устный или письменный ответ в соответствующей палате.

СНК СССР, по Конституции СССР 1936, был образован на 1-й сессии Верх. Совета СССР 19 янв. 1938. 30 июня 1941 решением Президиума Верх. Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР был создан Государственный комитет обороны (ГКО), в котором была сосредоточена вся полнота государственной власти в СССР во время Великой Отечественной войны 1941-45.

СНК союзной республики является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти союзной республики. Он ответствен перед Верховным Советом республики и ему подотчетен, а в период между сессиями Верх. Совета — перед Президиумом Верх. Совета республики и ему подотчетен СНК союзной республики, по Конституции СССР 1936, издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и союзной республики, постановлений и распоряжений СНК СССР и обязан проверять их исполнение.

Состав и формирование СНК СССР

Важным этапом на пути принятия Конституции СССР 1924 года стала Вторая сессия ЦИК Союза ССР, которая открылась 6 июля 1923 г.

ЦИК СССР образовывал Советское правительство — Совет Народных Комиссаров. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе ответственен перед ним и его Президиумом (ст.37 Конституции). В главах о высших органах СССР закреплено единство законодательной и исполнительной власти.

Для руководства отраслями государственного управления создавалось 10 наркоматов СССР (глава 8 Конституции СССР 1924 г.): пять общесоюзных (по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов) и пять объединенных (Высший Совет Народного Хозяйства, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции). Общесоюзные наркоматы имели своих уполномоченных в союзных республиках. Объединенные наркоматы осуществляли руководство на территории союзных республик через одноименные наркоматы республик. В остальных сферах управление осуществлялось исключительно союзными республиками через соответствующие республиканские наркоматы: земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

Наркоматы СССР возглавлялись народными комиссарами. В их деятельности сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. При наркоме, под его председательством, образовывалась коллегия, члены которой назначались СНК СССР. Народный комиссар имел право и единолично принимать решения, доводя их до сведения коллегии. Коллегия или ее отдельные члены в случае несогласия могли обжаловать решение народного комиссара в СНК СССР, не приостанавливая исполнения решения.

Вторая сессия утвердила состав Совета Народных Комиссаров СССР и избрала его председателем В. И. Ленина.

Поскольку В. И. Ленин был болен, руководство Советом Народных Комиссаров осуществляли пять его заместителей: Л. Б. Каменев, А. И. Рыков, А. Д. Цюрупа, В. Я. Чубарь, М. Д. Орахелашвили. Украинец Чубарь был с июля 1923 г. председателем Совнаркома Украины, а грузин Орахелашвили председателем Совнаркома ЗСФСР, так что они исполняли, прежде всего, свои прямые обязанности. Со 2-го февраля 1924 г. председателем СНК СССР станет Рыков. Рыков и Цюрупа были русскими по национальности, а Каменев — евреем. Из пяти заместителей Совнаркома лишь Орахелашвили имел высшее образование, остальные четверо — среднее. Совнарком СССР являлся прямым преемником СНК РСФСР. Кроме председателя и пяти его заместителей в первый Совнарком Союза вошли также 10 наркомов и председатель ОГПУ с правом совещательного голоса. Естественно, при подборе руководителей Совнаркома появились проблемы, связанные с необходимым представительством от союзных республик.

Свои проблемы имелись и при формировании союзных наркоматов. Наркоматы РСФСР по иностранным делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов, по военным и морским делам были преобразованы в союзные. Кадровый состав наркоматов в то время еще формировался в основном из бывших служащих аппарата управления и специалистов еще дореволюционного времени. На служащих бывших до революции рабочими в 1921-1922 гг. приходилось лишь 2,7 %, что объяснялось отсутствием достаточного количества грамотных рабочих. Эти служащие автоматически перетекли из российских наркоматов в союзные с очень незначительным числом работников переведенных из национальных республик.

Совет Народных Комиссаров Союзной республики образуется Верховным Советом Союзной республики в составе: Председателя Совета Народных Комиссаров Союзной республики; Заместителей председателя; Председателя Государственной плановой комиссии; Народных Комиссаров: Пищевой промышленности; Легкой промышленности; Лесной промышленности; Земледелия; Зерновых и животноводческих совхозов; Финансов; Внутренней торговли; Внутренних дел; Юстиции; Здравоохранения; Просвещения; Местной промышленности; Коммунального хозяйства; Социального обеспечения; Уполномоченного Комитета заготовок; Начальника Управления по делам искусств; Уполномоченных общесоюзных Народных Комиссариатов.

История законодательной базы СНК

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в:

  • управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37)

       ·  издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38)

Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).

О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40).

Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18).

Далее цитируется перечень народных комиссариатов СНК РСФСР согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года:

       ·  по иностранным делам;

       ·  по военным делам;

       ·  по морским делам;

       ·  по внутренним делам;

       ·  юстиции;

       ·  труда;

       ·  социального обеспечения;

       ·  просвещения;

       ·  почт и телеграфов;

       ·  по делам национальностей;

       ·  по финансовым делам;

       ·  путей сообщения;

       ·  земледелия;

       ·  торговли и промышленности;

       ·  продовольствия;

       ·  Государственного контроля;

       ·  Высший Совет Народного Хозяйства;

       ·  здравоохранения.

При каждом народном комиссаре и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК (ст. 44).

С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г.

С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:

       ·  внутренней торговли;

       ·  труда

       ·  финансов

       ·  РКИ

       ·  внутренних дел

       ·  юстиции

       ·  просвещения

       ·  здравоохранения

       ·  земледелия

       ·  социального обеспечения

       ·  ВСНХ

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.)

С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями — Президиуму Верховного Совета РСФСР.

С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):

       ·  пищевой промышленности

       ·  легкой промышленности

       ·  лесной промышленности

       ·  земледелия

       ·  зерновых совхозов

       ·  животноводческих совхозов

       ·  финансов

       ·  внутренней торговли

       ·  юстиции

       ·  здравоохранения

       ·  просвещения

       ·  местной промышленности

       ·  коммунального хозяйства

       ·  социального обеспечения

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР



СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ

Совнарком, СНК), высшие исполнительные и распорядительные органы государственной власти в Советской России, СССР, союзных и автономных республиках в 1917-46. В марте 1946 преобразованы в Советы Министров.

Оцените определение:

Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК)

высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, правительство советского государства. Впервые был избран в ходе Октябрьской революции на II Всероссийском съезде Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г. Вплоть до смерти его возглавлял В.И. Ленин, с 1924 по 1930 г. — А.И. Рыков, с 1930 по 1941 г. — В.М. Молотов, а затем И.В. Сталин (в 1946 г. преобразован в Совет министров).

Оцените определение:

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ

Совнарком, СНК) — высший исполнительный и распорядительный орган гос. власти — правительство Сов. гос-ва. Впервые был избран во время Вел. Окт. социалистич. революции на 2-м Всеросс. съезде Советов 26 окт. (8 нояб.) 1917 под председательством В. И. Ленина как рабочее и крестьянское пр-во Российской Советской Республики. Согласно конституции РСФСР 1918, принятой 5-м Всеросс. съездом Советов, именовался СНК РСФСР. В связи с образованием Союза ССР в дек. 1922 было создано союзное пр-во — СНК СССР (впервые утверждено на 2-й сессии ЦИК СССР в июле 1923). Законом от 15 марта 1946 СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР. Подробнее см. в статье Совет Министров СССР.

Оцените определение:

Исторический портал о Родине, электронный музей СССР ‘ВиФиАй’ 16+

— М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ

Совнарком — СНК — в 1917-1946 гг. название высших исполнительных и распорядительных органов государственной власти в СССР, союзных и автономных республик. В марте 1946 г. преобразованы в Советы Министров. По Конституции СССР 1936 г. СНК СССР образовывался Верховным Советом СССР на совместном заседании обеих палат в составе: председателя, его заместителей и других членов. СНК СССР формально был ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями ВС ответственен перед Президиумом ВС СССР, которому подотчетен. СНК мог издавать обязательные к исполнению на всей территории СССР постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и проверять их исполнение.

Оцените определение:

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ

(Совнарком, СНК) — Советское правительство, образованное на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов утром 27 октября (9 ноября) 1917 г. как Временное революционное правительство, управляющее страной до созыва Учредительного собрания. Первый состав СНК: Пред. — В. И. Ульянов (Ленин), наркомы: внутренних дел — А. И. Рыков, иностранных дел — Л. Д. Троцкий, земледелия — В. П. Милютин, труда — А. Г. Шляпников, торговли и промышленности — В. П. Ногин, финансов — И. И. Скворцов-Степанов, юстиции — А. Ломов (Оппоков), продовольствия — И. А. Теодорович, народного просвещения — А. В. Луначарский, по делам национальностей — И. В. Сталин, по военным и морским делам — П. Е.Дыбенко, Н. В. Крыленко, В. А. Антонов-Овсеенко, почт и телеграфов — Н. П. Авилов (Глебов) — все большевики. Под давлением левых эсеров и Всероссийского исполнительного комитета профсоюза железнодорожников (Викжель), требовавших создания многопартийного правительства, в ноябре часть большевистских наркомов была заменена представителями эсеровской партии: земледелия — А. Л. Колегаев, почт и телеграфов — П. П. Прошьян, юстиции — И. 3. Штейнберг. После разгона Учредительного собрания III Всероссийский съезд Советов постановил 18 (31) января 1918 г. устранить из наименования Советского правительства слово «временное». Конституция РСФСР 1918 г. закрепила официальное название правительства — СНК РСФСР. Совнарком как высший исполнительный и распорядительный орган в Советской России присвоил себе и законодательную власть — его декреты подлежали немедленному исполнению.

Оцените определение:

Постановление ВЦИК от 27.07.1922

Примеры употребления слова совнарком в литературе.

Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, другие члены ВЦИК и Совнаркома и сотрудники немногочисленного правительственного аппарата впряглись в веревки, налегли, дернули, и памятник рухнул на булыжник.

Ведь помимо того, что Аванесов был секретарем ВЦИК, он входил и в состав коллегии ВЧК, а сколько ответственейших поручений по линии Центрального Комитета партии и Совнаркома он выполнял постоянно!

Достаточно сказать, что жалованье за семь месяцев, с января по август, было выплачено учителям несколько дней тому назад, благодаря четырехмиллиардному кредиту, отпущенному, наконец, аджарским Совнаркомом после почти годового размышления.

В Николаевской разместились Совнарком, ВЦИК, ВРК и прочие советские учреждения, Александровская же, оказывается, занята старыми классными дамами Смольного института благородных девиц, бывшими воспитательницами да несколькими институтками, по той или иной причине застрявшими в институте.

Тщательный надзор за тем, чтобы распорядительные заседания СТО и в особенности Малый Совнарком не расширяли своей работы свыше безусловной необходимости, не усложняли своего дела и лежащих на них задач, не допускали бюрократического взбухания и гипертрофии их функций, а требовали большей самостоятельности в работе и больше ответственности каждого наркома и каждого отдельного учреждения.

Западного, затем Днепропетровского обкомов партии и председатель Совнаркома УССР, в 1939-1947 гг.

Обычно такие уполномоченные имели право единолично решать любой вопрос на местах от имени ЦК и Совнаркома.

Сначала Владимир Ильич поселился в совсем крохотной двухкомнатной квартирке в Кавалерском корпусе, затем перебрался в здание Судебных установлений, в то же помещение, где был и Совнарком.

Да и в ту блокадную пору Косыгин был тоже заместителем Председателя Совнаркома.

Но занимавший это место Баба Алиев пользовался особым доверием у Наримана Нариманова, пред совнаркома Азербайджана.

Карабахской области, председатель Азербайджанской ЧК и ГПУ, нарком внутренних дел, заместитель председателя и председатель Совнаркома Азербайджанской ССР, в 1933-1953 гг.

У наркома Пересыпкина только один начальник — Председатель Совнаркома товарищ И.

Совнаркома об установлении платности обучения в старших классах средних школ и вузах и об изменении порядка назначения стипендий.

Совнарком распорядился: с тамбовской пугачёвщиной кончить в шесть недель, считая от 10 мая.

Оська, хитро улыбаясь, задал вопрос: — Какие изменения в план пятилетки внесли Совнарком и ВЦИК?

Конституция РСФСР. Новый государственный строй России – диктатуру пролетариата в виде республики Советов окончательно утвердила принятая 10 июля 1918 г. Пятым съездом Советов Конституция РСФСР.Российская Социалистическая Федеративная Советская республика объявлялась в ней федеративным государством, в которое входили автономные республики и области. Конституция утвердила новые органы власти в России: Всероссийский Съезд Советов,ВЦИК, Президиум ВЦИК, СНК. На местах – областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, на которых формировались свои исполнительные комитеты (исполкомы). В городах и селениях создавались городские и сельские советы.

В компетенцию Всероссийского съезда Советов и ВЦИК входило утверждение вносимых в конституцию изменений, принятие в состав РСФСР новых членов, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней и внутренней политикой.

Они же устанавливали общегосударственные налоги, основы организации вооружённых сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство. Но законодательная власть была предоставлена и СНК, который тоже мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК.

Избирательная система отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране и те цели, которые преследовала новая власть: установление социалистической организации общества, «уничтожение эксплуатации человека человеком». В выборах могли участвовавать только «трудящиеся», без ограничения по признакам пола, национальности, образования, вероисповедания. Представители городской и сельской буржуазии и духовенства (частные торговцы и посредники, кулаки, живущие на «нетрудовые» доходы), а также бывшие помещики и чиновники были лишены избирательных прав.

Прямыми были выборы только в сельские и городские советы, остальные советы формировались снизу доверху на съездах путём делегирования. При этом представительство разных социальных групп в местных советах было различным. Существенные преимущества устанавливались для рабочих при выборах на всероссийский съезд, областные и губернские и съезды.

Часть вторая управление советского государства

Они давали одного депутата от 25 тыс. человек, в то время как сельские жители – от 125 тыс. Такая многоступенчатая система была принята при выборах в земства и в Государственную думу. Теперь она обеспечила рабочему классу и трудящемуся крестьянству большинство в органах новой власти.

К июню 1918 г. была осуществлена тотальная большевизация советов. Меньшевики и эсеры, занимавшие в них поначалу видное место, были выдавлены из советов в результате проводившихся не реже одного раза в квартал перевыборов (согласно декрету «о праве отзыва»). После подавления эсеровского мятежа в июле 1918 г. эсеры и меньшевики были объявлены контрреволюционными партиями и перестали участвовать в выборах.

Конституция РСФСР 1918 г., исходя из формальных признаков конституции как политико-правового документа, вряд ли оправдывала своё название. Она не содержала полного и безусловного признания прав и свобод человека и не удовлетворяла требованиям юридического равенства. Тем не менее, для дальнейшего строительства советского государства она имела огромное значение, так как закрепила реальные механизмы власти и формирования её структур, новые принципы и социальные ценности, положила в их основание новую идеологию.

Осенью 1917 г. в Петрограде произошли события, до сих пор оценивающиеся по-разному: как государственный переворот, совершённый большевиками, или как Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая новую эру в истории человечества, эру крушения капитализма и всеобщей победы нового общественного строя – коммунизма.

Переход власти в руки большевиков, осуществлённый в ходе вооружённого восстания под руководством Военно-революционного Комитета, был оформлен законодательно Вторым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, который открылся 25 октября в Петрограде. Съезд объявил низложенным Временное правительство, а себя провозгласил высшим органом государственной власти.Руководство государством в перерывах между съездами было поручено переизбранному ВЦИК(Всероссийскому Центральному исполнительному комитету), в который в блоке с большевиками вошли левые эсеры и эсеры-максималисты. Возглавил ВЦИК «колеблющийся» большевик Л.Б. Каменев, но уже в ноябре его сменил «стойкий» большевик Я.М. Свердлов.

Съезд сформировал также из одних большевиков во главе с В.И. Лениным Временное рабочее и крестьянское правительство в лице Совета Народных комиссаров (СНК). Главной задачей его являлся созыв Учредительного Собрания, которое должно было определить программу дальнейшего развития Российского государства. Комиссарам было поручено представлять новое правительство в старых министерствах, поскольку институт комиссаров Временного правительства был упразднён.

В течение последующих 3-х месяцев большевистская власть окончательно конституировалась. ВЦИК и СНК своими декретами упразднили все прежние органы управления: Сенат, Синод, Государственную думу, земские и городские управы. Декретом ВЦИК и СНК уже в ноябре было объявлено об уничтожении сословий и гражданских чинов, были запрещены ушедшие в подполье буржуазные партии, прекратила свою деятельность несогласная с новой политикой печать.

После роспуска в начале января 1918 г. Учредительного Собрания, в котором партия власти – РСДРП (б), не имвшая большинства, не смогла провести в качестве программы предстоящих преобразований «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа»,которую заболлотировалипартии левого центра –эсеры и меньшевики, эту программу утвердил в конце января Третий съезд Советов. В ней провозглашалось «установление коренных оснований социалистического переустройства общества» (диктатура пролетариата, национализация земли и т.п.). На съезде произошло объединение советов рабочих и солдатских депутатов с советами крестьянских депутатов в единый орган власти на местах. С названия СНК было снято определение «Временное», и он получил право издавать декреты наравне с другим законодательным органом – ВЦИКом.

Министерства были преобразованы в народные комиссариаты: иностранных дел, внутренних дел, военно-морских дел, земледелия, труда, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, юстиции, продовольствия, почт и телеграфа, путей сообщения, по делам национальностей. К лету 1918 г. к ним добавились ещё наркоматы государственного контроля, государственных имуществ, ВСНХ – высший совет народного хозяйства. С декабря 1917 до марта 1918 гг. в СНК входили левые эсеры.



Совет Народных Комиссаров

СНК и наркоматы

Кратко:

Гос устройство РСФСР носило федеративный характер, высшим органов власти был Всероссийский съезд Советов раб-х,солд-х,кр-х и казачьих депутатов.

Съезд избирал ответственный перед ним Всеросскийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), который формировал правительство РСФСР – Съезд Народных Комиссаров (СНК)

Органами на местах явзялись областные, губернский,уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты.

Созданы «для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания». Было образовано 13 народных комиссариатов – внутренних дел, труда, по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей, путей сообщения. Председатели всех наркоматов вошли состав СНК

СНК принадлежало право по замене отдельных членов правительства или всего его состава. В экстренных случаях СНК мог издавать декреты без предварительного их обсуждения. ВЦИК утверждал декреты СНК, если они имели общегосударственное значение.

Совет Народных Комиссаров

Согласно Декрету II съезда Советов «для управления страной» было образовано временное6 рабочее и крестьянское правительство с наименованием – Совет Народных Комиссаров (сокращенно – СНК). «Заведывание отдельными отраслями государственной жизни» поручалось комиссиям, возглавлявшимся председателями. Председатели объединялись в коллегию председателей – Совет Народных Комиссаров.

Совет Народных Комиссаров

Контроль над деятельностью СНК и право смещения комиссаров принадлежало как съезду, так и его ВЦИК. Работа СНК строилась в форме заседаний, которые созывались почти каждый день, а с декабря 1917 г. – и в форме совещаний заместителей наркомов, которые к январю 1918 г. определились в постоянно-действующую комиссию СНК (Малый Совнарком). С февраля 1918 г. начал практиковаться созыв объединенных заседаний Президиума ВЦИК и СНК.

Изначально в СНК вошли только большевики. Такая ситуация была обусловлена следующими обстоятельствами. Формирование однопартийной системы в советской России сложилось не сразу после Октябрьской революции, а значительно позднее, и объяснялось прежде всего тем, что сотрудничество партии большевиков с партиями меньшевиков и правых эсеров, демонстративно покинувшими II съезд Советов, а затем перешедшими в оппозицию, стало невозможным. Большевики предложили войти в правительство левым эсерам, которые оформлялись тогда в самостоятельную партию, но они отказались послать своих представителей в СНК и заняли выжидательную позицию, хотя и вошли в состав ВЦИК. Несмотря на это, большевики и после II съезда Советов продолжали искать пути сотрудничества с левыми эсерами: в результате переговоров между ними в декабре 1917 г. было достигнуто соглашение о вхождении в состав СНК семи представителей левых социалистов-революционеров, что составляло треть его состава. Данный правительственный блок был необходимым для упрочения советской власти, для привлечения на ее сторону широких крестьянских масс, среди которых левые эсеры пользовались серьезным влиянием. И хотя в марте 1918 г. левые эсеры в знак протеста подписания Брестского мира вышли из СНК, они оставались во ВЦИК, других государственных органах, включая военное ведомство, Всероссийскую чрезвычайную комиссию при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем (с августа 1918 г. – с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности).

СНК— c 6 июля 1923 по 15 марта 1946 высший исполнительный и распорядительный (в первый период существования также и законодательный) орган СССР, его правительство (в каждой союзной и автономной республике также был Совет Народных Комиссаров, например, СНК РСФСР).

Народный комиссар (нарком) — лицо, входящее в состав правительства и возглавляющее определённый народный комиссариат (наркомат) — центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности государства.

Первый Совет народных комиссаров был учреждён за 5 лет до образования СССР, 27 октября 1917 Декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятом на II Всероссийском съезде Советов. До создания СССР в 1922 и образования Союзного Совнаркома, Совет Народных Комиссаров РСФСР фактически координировал взаимодействие между советскими республиками, возникшими на территории бывшей Российской империи.

Похожие главы из других работ:

"Табель о рангах" Петра I как система реформирования бюрократического аппарата

1.1 Преобразование государственной службы

В XVII в. боярство стало постепенно утрачивать свое былое значение. Изо всех сил оно старалось «удержаться на плаву». «Два раза остатки боярства пытались захватить в свои руки дела государства: в конце 1681года, накануне самой отмены местничества»…

Александр I и политика модернизации России

3. Крушение преобразование Александра 1

Нам уже доподлинно известно, сто начинания Александра 1, почти все были безуспешны. Лучшие из них те, которые остались бесплодными, другие имели худший результат, т.

Совет народных комиссаров (1917-1937 гг.) и его функциональная деятельность.

е. ухудшили положение дел. В самом деле…

Внутренняя и внешняя политика Александра I

Преобразование органов центрального управления.

«Первые шаги Александра I были реакцией против ряда проявлений павловского деспотизма, возвещенной манифестом об управлении «по законам и по сердцу Екатерины Великой» Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М.,1990, С. 168…

Выставление, преобразование и дальнейшее развитие экономики и культуры МССР в послевоенный период (1945-1960 гг.)

Глава 2. Восстановление и преобразование промышленности

После войны перед трудящимися Молдавии встала многотрудная задача поднять из руин разрушенное войной народное хозяйство, а затем в правобережных районах осуществить прерванные войной социалистические преобразования…

Европейская экспансия в русскую культуру и духовную жизнь 1-й четверти XVIII века: результаты и последствия

Структурное преобразование

Для первой четверти 18 века в России характерно политическое преобразование, выдвинутое сверху — правительством. Так сказать, попытка полностью изменить мировосприятие народа. Целью преобразования являлось построение общественной модели…

Китайский социализм и его экономическая политика

2.2 Социалистическое преобразование сельского хозяйства

После проведения аграрной реформы сельское хозяйство Китая было представлено капиталистическими хозяйствами богатых крестьян и огромным морем индивидуальных крестьянских хозяйств…

Китайский социализм и его экономическая политика

2.3 Социалистическое преобразование кустарной промышленности

Важную роль в экономике старого Китая играла кустарная промышленность. Китайские кустари были заняты во многих отраслях народного хозяйства, производя огромное количество потребительских товаров и средств производства…

Китайский социализм и его экономическая политика

2.4 Социалистическое преобразование мелкой торговли

Лотошники и собственники маленьких магазинов являлись мелкими торговцами. По данным обследования в 1955 г. в 2,8 млн. таких хозяйств было занято 3,3 млн. человек…

Китайский социализм и его экономическая политика

2.5 Социалистическое преобразование капиталистической промышленности и торговли

Сразу после освобождения Китая бюрократический капитал был конфискован и передан в государственную собственность. Капиталистическую промышленность и торговлю представляли предприятия и магазины, принадлежавшие национальным капиталистам…

Либеральные и консервативные тенденции внутренней политики Александра I

1.5 Преобразование органов центрального управления.

В 1801—1811 гг. было проведено преобразование органов центрального управления. 30 марта 1801 г. был учрежден Непременный (постоянный) совет — совещательный орган при императоре для обсуждения важнейших государственных вопросов…

Политика "просвещенного абсолютизма" Екатерины II и ее влияние на эволюцию российского общества

3.1 Императорский совет и преобразование сената

По второму проекту, который был разработан Паниным после отказа от первого, в 1763 г. был преобразован Сенат. Он был разделён на 6 департаментов, возглавляемых обер-прокурорами. Главой был генерал-прокурор…

Преобразования армии и флота Российской империи в контексте военных реформ второй половины XIX века

Глава I. Великие реформы 60-70 гг. и их влияние на преобразование армии и флота во второй половине XIX века

Преобразования армии и флота Российской империи в контексте военных реформ второй половины XIX века

1.2 Пореформенное преобразование русской армии и флота во второй половине XIX века

Военное поражение в Крымской войне не оставило ни у кого сомнений в необходимости преобразований в военной области…

Реформа губернских учреждений

Территориальное преобразование губерний

Вместо прежних 20 губерний, существовавших в 1766 г., по "учреждениям о губерниях", к 1795 г. в России появилась уже пятьдесят одна губерния. Прежде губернии делились на провинции, а провинции — на уезды; теперь губернии делились прямо на уезды…

Реформы государственного управления Сперанского в 1-й половине XIX века

5. Преобразование центрального управления по плану М.М. Сперанского

Осуществленные части преобразовательного плана Сперанского все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид. Это был второй…

Оставьте комментарий