Формирование приспособленности у организмов происходит в результате


Формирование приспособленности у организмов происходит в результате

Вопросы к зачету.

Уважаемые студенты, хочу предупредить о том, что вопросы на зачете будут расположены в другой последовательности. Соответственно, если вам удастся найти правильные ответы, постарайтесь запомнить именно их, а не их порядковые номера)))

Желаю всем удачи!!!

Александра Викторовна

Вариант 1.

Часть А.

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов. Например: 1. а

Б

1. Из предложенных ответов выберите одно из положений клеточной теории:

а. Клетка бактерий не имеет оформленного ядра

б. Клетка – структурная и функциональная единица живого

в. Снаружи клетка растений покрыта целлюлозной оболочкой

г. С помощью цитоплазмы осуществляется взаимосвязь органоидов клетки

Молекулы белка представляют собой

а. Нуклеотид, в состав которого входит аденин и остатки фосфорной кислоты

б. Биополимер, мономерами которого являются глюкоза и фруктоза

в. Биополимер, мономерами которого являются аминокислоты

г. Биополимер. состоящий из нуклеотидов

3. АТФ считают основным источником энергии в клетки, так как:

а. Она содержит богатые энергией связи

б. Она представляет собой нуклеотид

в. Это фермент

г. Она преобразует энергию света

4. Обмен веществ происходит в каждой живой клетке и представляет собой:

а. Передвижение веществ в организме

б. Совокупность реакций синтеза и распада органических веществ

в. Процесс передачи наследственной информации от материнского организма к дочернему

г. Перемещение органоидов клетки вследствие движения цитоплазмы

5. Зародыш животного, человека развивается как целостный организм, так как происходит:

а. Дифференциация клеток

б. Образование тканей

в. Взаимодействие зародыша со средой

г. Взаимодействие клеток и тканей в зародыше

Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости» — это формулировка

а. Закона сцепленного наследования Т. Моргана

б. Закона расщепления признаков Г. Менделя

в. Закона независимого распределения генов Г. Менделя

г. Закона гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова

Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными и белыми цветками (неполное доминирование)?

а. 25%

б. 50%

в. 75%

г. 100%

Исходным материалом для естественного отбора служит

а. борьба за существование

б. мутационная изменчивость

в. изменение среды обитания организмов

г. приспособленность организмов к среде обитания

Формирование приспособленности у организмов происходит в результате

а. освоения видом новых территорий

б. прямого воздействия среды на организм

в. дрейфа генов и увеличения численности гомозигот

г. сохранения отбором особей с полезными признаками

10. Роль борьбы за существование в эволюции состоит в:

а. сохранения особей преимущественно с полезными изменениями

б. возникновение под действием факторов внешней среды наследственных изменений

в. создание неоднородности популяции, материала для отбора

г. обострении взаимоотношений между особями

1 | 2 | 3 |

Ход работы

1. Из предложенного списка приспособительных признаков, возникших в ходе эволюции животных и растений, выберите те, которые относятся к ароморфозам, идиоадаптациям и дегенерациям. Ответ можно оформить в виде таблицы и записать в тетрадь.

Приспособительные признаки (изменения) у животных:

  • возникновение многоклеточности;
  • возникновение полового процесса;
  • возникновение хорды;
  • образование позвоночника;
  • образование пятипалых конечностей;
  • образование ластов;
  • образование цепкого хвоста (у обезьяны);
  • образование у земноводных трехкамерного сердца;
  • образование у земноводных двух кругов кровообращения;
  • возникновение теплокровности;
  • ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных;
  • усложнение головного мозга;
  • увеличение массы головного мозга;
  • переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных;
  • утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей);
  • утрата конечностей (у китов);
  • утрата густого шерстного покрова (у слона);
  • утрата органов кровообращения и пищеварения (у цепня);
  • образование хобота у слона;
  • удлинение шеи у жирафа.

Приспособительные признаки (изменения) у растений:

  • возникновение хлорофилла;
  • возникновение многоклеточности;
  • возникновение фотосинтеза;
  • дифференциация слоевища (тела растений) на лист, стебель, корень;
  • возникновение ползучего стебля у земляники;
  • возникновение полового процесса;
  • появление проводящей ткани;
  • появление цветка у покрытосеменных;
  • утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса);
  • появление плода у покрытосеменных;
  • появление семян у голосеменных;
  • появление лазающего стебля у винограда и плюща;
  • появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика;
  • появление зацепок на плодах лопуха и череды;
  • появление сочной мякоти в плодах рябины и малины;
  • утрата листьев, развитой корневой и сосудистой системы и околоцветника у ряски;
  • утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики;
  • утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника;
  • появление клубней у дикого картофеля.

2. Рассмотрите коллекции насекомых и укажите систематическую категорию, к которой принадлежат данные представители.

3. Определите у представителей каждой группы насекомых приспособительные изменения к условиям среды обитания; раскройте их биологическое значение и укажите пути эволюции каждой рассмотренной вами группы насекомых.

4. Результаты наблюдений запишите в тетрадь в виде таблицы:

Систематическая группа Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции Биологическое значение приобретенных изменений Возможные пути Эволюции данной систематической группы

5. По результатам наблюдений сделайте вывод о том, какие особенности строения и жизни насекомых позволили им в процессе эволюции занять господствующее положение среди беспозвоночных.

6. Рассмотрите гербарные материалы (побеги, плоды, цветки) представителей цветковых растений (рябины, черемухи, липы, клена, вишни и др.).

7. Определите систематическую принадлежность изучаемых представителей; раскройте биологическое значение появления плода у цветковых растений; укажите признаки приспособленности плодов изучаемой группы растений к распространению; определите возможные пути эволюции изучаемых растений данной систематической группы (цветковых).

8. Результаты наблюдений запишите в тетрадь в виде таблицы (пример дан):

Систематическая группа Приспособительные изменения, возникшие в ходе эволюции Биологическое значение приобретенных изменений Возможные пути эволюции
Цветковые растения   Появление цветка как органа размножения. Возникновение плода Зародыш имеет диплоидный набор хромосом, его развитие происходит за счет запаса питательных веществ семени, он хорошо защищен от неблагоприятных воздействий среды. Семена имеют многообразные приспособления к распространению Ароморфоз
Клен остролистный …      

9. Сделайте вывод по работе.

Вопросы для самоконтроля

1. Учение А. Н. Северцева о биологическом прогрессе (признаки биологического прогресса и регресса, примеры).

2. А. Н. Северцев о морфофизиологическом прогрессе. Морфофизиологический регресс (распад корреляционных систем организма по И. И. Шмальгаузену).

3. Элементарные формы эволюции групп (филетическая эволюция, дивергенция, ее причины и следствия; концепция Ч. Дарвина и современные представления о дивергенции).

4. Понятия параллелизма и дивергенции в работах Ч. Дарвина, А. Н. Северцева, Н. И. Вавилова, И. И. Шмальгаузена.

5. Главные формы эволюции групп: арогенез, аллогенез, специализация, катагенез. Работы А. Н.

Формирование приспособленности у организмов происходит в результате

Северцева и И. И. Шмальгаузена об этих формах эволюции.

6. Темпы эволюции групп (темпы формообразования, проблема вымирания групп, филогенетические реликты).

7. Правила эволюции (правило необратимости эволюции, прогрессивной специализации, происхождения от неспециализированных предков, смены фаз в эволюции отдельных филогенетических ветвей.

Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 94; Нарушение авторских прав

Поиск Лекций

В результате чего возникает приспособленность организмов в процессе эволюции

Annetto4ka_Voron4ik Ученик (84), Вопрос решён 5 лет назад

Нравится Подписаться

ЛУЧШИЙ ОТВЕТ

Lali Lali Просветленный (29274) 5 лет назад

Мута́ция (лат. mutatio — изменение) — стойкое (то есть такое, которое может быть унаследовано потомками данной клетки или организма) изменение генотипа, происходящее под влиянием внешней или внутренней среды.
ru.wikipedia.org/wiki/Мутация

в результате мутаций вырабатываются новые свойства и признаки, утрачиваются старые, которые уже не нужны.
Так происходит появление новых видов

(animal sociobiology) Социобиология представляет собой попытку применить принципы эволюционной и популяционной биологии к пониманию законов соц. поведения. Определение этой науки можно понять в ист. контексте. В начале XX в. принципы генетики, популяционной биологии и эволюционного учения слились вместе, породив "современную синтетическую теорию" эволюции. В 1962 г. Уинн-Эдвардс высказал предположение о том, что можно объяснить большую часть соц. поведения тем, что оно дает преимущество группе. Так, напр., если используется определенное количество территорий, птицы без своей собственной территории могут удерживаться от размножения во избежание перерасхода имеющихся ресурсов, действуя, т. о., во благо всей группы. В скором времени обнаружилась ошибочность этого подхода. Если с таким поведением связаны определенные гены, то как же они могут распространяться? Ведь те птицы, к-рые действуют во благо группы, сами не размножаются, следовательно, отбор будет действовать против этих генов. Это заключение заставило представителей различных наук пересмотреть свои представления об эволюции соц. поведения и более четко продумать способы действия естественного отбора. Результатом стал взрыв исследовательской и теорет. деятельности, повлекшей за собой далеко идущие последствия для многих биолог. и общественных наук. Львиная доля непонимания связана с социобиологическими постулатами относительно путей влияния генов на поведение. То, что гены каким-то образом воздействуют на поведение, сомнений не вызывает. Принципы социобиологии применимы только к тому поведению, на к-рое гены оказывают какое-то влияние; это никоим образом не означает, что гены "определяют" поведение, или что факторы среды играют незначительную роль. Еще одним источником непонимания в этой области яв-ся "стенография", применяемая при описании действия генов. Когда, напр., социобиолог высказывает предположение о том, что птица может уклоняться от участия в размножении во благо группы, это не подразумевает того, что она производит сознательный расчет. Скорее, ученый предлагает гипотезу, согласно к-рой такое поведение яв-ся результатом предыдущих актов естественного отбора, направленное на сохранение определенных генов, к-рые, при нынешних условиях окружающей среды, породили птиц, не участвующих в размножении. Природа непосредственных стимулов, контролирующих размножение, остается неизвестной; предметом исследований социобиолога яв-ся эволюционное давление. Хотя его интересы соприкасаются с влиянием генетических факторов, он отнюдь не провозглашает генетический детерминизм или сознательность выбора. Основы социобиологии. Основным вопросом в эволюционной теории яв-ся выживание генов и их репликация. Организмы рассматриваются как средство генов производить больше генов. Р. Докинз рассматривает организм как "машину выживания", построенную генами для своей собственной защиты и репродукции. Генетическую приспособленность можно количественно оценить как относительный вклад в генофонд будущих поколений, сделанный данным конкретным индивидом по сравнению с другими. По определению естественный отбор должен действовать таким образом, чтобы максимально повышать уровень приспособленности организмов. Говоря о приспособленности, социобиологи не имеют в виду внешность и физическую силу животного; данный термин относится только к тому, насколько данный индивид эффективен в том, что касается собирания генов в своем генотипе, передаваемом будущим поколениям. Т. о., естественный отбор должен работать на уровне индивида. Птица, не участвующая в размножении, характеризуется низкой степенью приспособленности и не передает свой генотип будущим поколениям. Если допустить, что естественный отбор работает на уровне индивида, то это позволяет ответить на некоторые вопросы, зато ставит ряд других. Каждому следует задуматься, как в свое время сделал Ч. Дарвин, о стерильных кастах насекомых. Может также заинтересовать и тот факт, что у некоторых видов птиц молодые взрослые особи остаются со своими родителями и помогают выращивать своих братьев и сестер вместо того, чтобы размножаться самим. Основное влияние на развитие социобиологии и решение этих загадок оказали идеи У. Д. Гамильтона об отборе родичей и совокупной приспособленности. У близких родичей есть много общих генов. На практике люди имеют примерно половину общих генов со своими родителями, сиблингами (родными братьями и сестрами) и детьми. Доля общих генов уменьшается по мере нашего продвижения к индивидам, состоящим с нами в более отдаленном родстве. У. Д. Гамильтон распознал в этом альтернативный способ, с помощью к-рого индивид может представить свои гены в будущих поколениях — через своих родственников. Отбор родичей (kin selection) — это действие естественного отбора на гены в силу их влияния на увеличение приспособленности близких родственников. У детей сестры примерно одна четверть общих генов с ее братом. Следовательно, его суммарный репродуктивный успех будет одинаково велик как в том случае, если у нее родится двое детей, так и в том, если у него самого будет один потомок. Степень отбора родичей будет варьировать в зависимости от пользы для данного семейства, затрат индивида и степени родства между донором и получателем. Термин совокупная приспособленность (inclusive fitness) относится к совокупному, общему уровню приспособленности индивида. Она яв-ся результатом личной или классической приспособленности (или прямой приспособленности), определение к-рой было дано выше, и косвенной приспособленности (т. е., вклада в приспособленность со стороны отбора родичей). Альтруистическое поведение — это любое поведение, к-рое влечет за собой рост личной, классической приспособленности др. организма за счет уменьшения личной приспособленности донора. Осн. вопросом здесь, как и во всей социобиологии, яв-ся приспособленность — относительная эффективность передачи генов будущим поколениям. Согласно этому определению, забота о собственном потомстве не рассматривается как альтруизм, поскольку направлена на повышение личной приспособленности. Однако если кто-либо оказывает помощь своим близким родичам за счет уровня своей собственной прямой приспособленности, то это будет проявлением альтруизма. Ясно, что альтруистическое поведение эволюционирует благодаря отбору родичей, поскольку он способствует повышению совокупной приспособленности рассматриваемого животного. Таким образом, птицы, оказывающие помощь в гнездовьях, и стерильные рабочие особи у насекомых вносят свой вклад в репродуктивный успех семьи, поскольку такое поведение увеличивает совокупную приспособленность. Если термин "абсолютный альтруизм" относится к поведению, увеличивающему совокупную приспособленность др. организма за счет совокупной приспособленности донора, то абсолютный альтруизм не должен встречаться в природе. В отдельных случаях явно альтруистическое поведение проявляется по отношению к особям, к-рые не яв-ся близкими родичами. Одной из возможных форм такого поведения является реципрокный альтруизм. Особь может проявить альтруизм по отношению к другой в обмен на "обещание", что та сделает то же самое при аналогичных обстоятельствах в будущем. Если затраты для обеих особей малы, а выгода — велика, такое поведение может внести свой вклад в приспособленность каждой из них, даже если между ними нет близкого родства. Для конкретного чел. может быть выгодно швырнуть спасательный круг чужому, потому что тот позднее может сделать то же самое для своего спасителя. Все согласны с тем, что реципрокный альтруизм может играть важную роль только у тех животных, к-рые обладают сложной соц. структурой и способностью распознавать индивидов. Давление, оказываемое на "обманщиков", должно быть постоянным. Естественно, следует ожидать появления особей, пользующихся благами реципрокного альтруизма, но не склонных к взаимным услугам и, соответственно, не страдающих от его издержек. Стратегии репродуктивного поведения. С т. зр. социобиологии, репродуктивные усилия пары животных рассматриваются не как результат кооперации двух индивидов ради обеспечения существования вида, а как действие или, возможно, манипуляция, каждого индивида в целях повышения своего собственного уровня совокупной приспособленности. Термин "родительский вклад" (parental investment) описывает сумму всех вложений индивида в детеныша, за счет способности вносить вклад в др. потомков. Зачастую самки больше вкладывают в потомство, чем самцы. У млекопитающих с промискуитетной системой размножения, напр., самки производят крупные яйцеклетки, вынашивают потомство в течение определенного срока, вскармливают его и оказывают большую часть родительской заботы. Самцы предоставляют сперму и, у некоторых видов, вносят еще дополнительный незначительный вклад. В общем, тот пол, чей вклад больше (как правило, самки), превращается в ограничивающий "ресурс" (limiting "resource") для пола, вносящего меньший вклад. Было даже высказано предположение о том, что самцы "паразитируют" на вкладах самок. Т. о., самцы, как правило, конкурируют за самок, что продемонстрировано иерархией доминирования, территориальностью или сложным ритуалом ухаживания. Самки обычно более избирательны в своем выборе партнера. В то время как самки у многих видов сдержанны, самцы могут проявлять чрезмерную горячность. Т. о., осн. компонентами того, что Ч. Дарвин называл "половым подбором", яв-ся выбор самок и конкуренция между самцами. Если самки производят относительно малое количество потомства на протяжении своей жизни, самцы в этом отношении гораздо сильнее варьируют, одни оставляют огромное количество потомства, другие — мало или вообще никакого. Репродуктивные стратегии самцов и самок могут очень сильно различаться. Подобно конфликту между самцами и самками, конфликт между родителями и потомством имеет важные последствия. Интересно, что родитель максимизирует свой собственный уровень совокупной приспособленности, распределяя свой вклад среди своего собственного потомства. Может быть выбран отдельный детеныш для того, чтобы максимально увеличить его приспособленность путем выделения ему доли ресурсов большей, чем это было бы оптимально для родителя. Такого детеныша будут выбирать для предоставления ему большей доли ресурсов, чем полагается, вплоть до того момента, пока он не начинает наносить урон своей собственной совокупной приспособленности за счет снижения выживаемости и размножения его сиблингов. Многие конфликты, напр. конфликт разлучения между родителем и молодой особью, можно рассматривать как взаимодействие между двумя индивидами, возникшее в процессе отбора для того, чтобы максимально увеличивать уровень совокупной приспособленности. Отбор должен действовать на родителей таким образом, чтобы ограничивать уровень их заботы о потомстве. В тех случаях, где этого не происходит, напр. в случае с помогающими птицами и обезьянами-"тетушками", необходимо искать иные объяснения. Практ. навыки, приобретенные при уходе за детенышами, могут быть выгодными для индивида, когда появится его собственное потомство. Членство в семейной ячейке в качестве активного помощника может защитить молодую взрослую птицу от хищников и позднее помочь ей установить свою собственную брачную территорию. Сложность гормональных взаимодействий, необходимая для инициирования родительского поведения у грызунов, могла возникнуть в процессе отбора для обеспечения того, что такое поведение будет иметь место только при ограниченном наборе условий, когда оно может быть направлено на собственное потомство. Социальная структура и системы размножения. Соц. структуру вида или популяции можно рассматривать как результат действий всех индивидов, направленных на увеличение уровня их совокупной приспособленности. В процессе отбора могла возникнуть моногамия в тех случаях, когда доступность кормовой базы, наличие хищников и другие факторы затрудняли выращивание детеныша только одним родителем. При др. обстоятельствах родитель может вырастить детеныша в одиночку, а второй родитель может уйти сразу же после спаривания. У многих млекопитающих о детеныше заботится самка; у многих рыб — самец. К наиболее интересным соц. структурам относятся орг-ции общественных (эусоциальных) насекомых. У них существуют касты стерильных рабочих особей, перекрывание двух или более поколений молоди в одной колонии и сложное разделение труда. У всех вызывает удивление, почему отбор родичей породил такую крайнюю форму соц. поведения, при к-ром рабочие самки жертвуют своими собственными репродуктивными способностями для того, чтобы помочь своей матери вырастить их сиблингов. В объяснениях эволюции такой структуры преобладает гипотеза гаплодиплоидии. Гаплодиплоидия яв-ся способом репродукции у некоторых перепончатокрылых насекомых. В то время как самки развиваются из оплодотворенных яиц, самцы — из неоплодотворенных. В результате самцы гаплоидны, а самки — диплоидны; это означает, что если самки имеют по две хромосомы каждого вида (одну от отца, а другую от матери), то самцы — только одну. Если царица в колонии спаривается только с одним самцом, то все самки будут иметь одинаковые гены от их отца. У видов, не обладающих гаплодиплоидией, самки имеют с отцом только половину общих генов. В результате, самки имеют со своими сестрами три четверти общих генов, а не половину, как обычно. Однако у них только половина общих генов с их собственным потомством. Т. о., благодаря гаплодиплоидии, самки имеют со своими сестрами более близкое родство, чем с потомством. Если они стремятся максимизировать свою совокупную приспособленность, то, возможно, неудивительно, что эти самки больше заботятся о своих сестрах, чем о своем потомстве. Необходимо отметить, что существуют и др. гипотезы, объясняющие эволюцию эусоциальности, и что гаплодиплоидия не в состоянии дать универсального объяснения. Тем не менее она, несомненно, яв-ся очень важным фактором. Эволюция эусоциальности у насекомых дает пример того, как принципы социобиологии могут пролить свет на старые проблемы. Резюме. Преимущества социобиологического подхода таятся в том же, что лежит в основе успеха эволюционного подхода. Эта теория дает ключ к пониманию многочисленных разнородных явлений с т. зр. нескольких общих теорет. принципов. Тем не менее данная область достаточно нова. Здесь существует много теорий, но явно не хватает фактов. Необходимо проводить гораздо больше эмпирических исслед. В применении и экстраполяции этой теории появляются некоторые крайности. С. ж. предлагает возможность объединить широкий спектр поведенческих явлений в общую теорию. См. также Альтруизм, Сотрудничество/соперничество, Экологическая психология, Просоциальное поведение Д. А. Дьюсбери

11.Естественный отбор

История

Социобиология оказалась одной из самых неоднозначных и противоречивых научных дисциплин второй половины XX века. Всё началось в 1975 с публикации книги энтомолога Эдварда Уилсона Sociobiology: The New Synthesis. Книга была первой попыткой объяснить такие типы социального поведения животных (в основном, муравьев, так как это была специализация Уилсона) как альтруизм, агрессия и т. п. при помощи эволюционных механизмов. В этой книге лишь последняя глава касалась поведения людей. Позднее Уилсон напишет книгу On Human Nature (социобиология о поведении людей).

Формирование приспособленности у организмов

Эта книга принесла автору Пулитцеровскую премию.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Долгое время приспособленность организмов к среде обитания считалась изначальной и данной творцом. Эволюционная теория Дарвина доказала, что появление приспособлений — адаптаций — закономерный результат действия естественного отбора. Как и почему меняются свойства живых организмов? Что обеспечивает устойчивое воспроизведение этих свойств в ряду поколений? Эти вопросы являются предметом исследований эволюционной биологии.

Механизм возникновения адаптаций

Каждое приспособление и весь их комплекс у организмов не появляются в готовом виде. Они формируются постепенно в процессе борьбы за существование путем естественного отбора случайных наследственных изменений, повышающих жизнеспособность организмов в конкретной среде. Классическим примером, позволяющим проследить механизм возникновения адаптаций, является развитие темной покровительственной окраски у бабочек вида березовая пяденица. Чуть более 100 лет назад в Англии были широко распространены березовые пяденицы светлой окраски с небольшим числом темных пятен. Днем они сидели на стволах берез и были практически незаметны. В связи с развитием промышленности дым и копоть постепенно оседали на стволах берез, и их кора приобрела темный цвет. На этом фоне светлые бабочки стали хорошо заметны и активно поедались птицами. В результате мутаций у некоторых бабочек появилась темная окраска. Она давала им преимущество в борьбе за существование, так как делала менее заметными для птиц.

Тест по теме « Приспособленности организмов к среде обита¬ния»

Темные бабочки сохранялись в результате естественного отбора и оставляли потомство. Постепенно они вытеснили светлых бабочек в промышленных районах, и те сохранились только в сельской местности. Так за относительно короткий срок у бабочек выработалась адаптация к новым условиям среды в виде покровительственной окраски.

Следовательно, для возникновения адаптации необходимо наличие элементарного эволюционного материала (мутации и их комбинации) и движущих сил эволюции (борьба за существование и естественный отбор). Появление в популяции удачного фенотипа — носителя ценных мутаций — еще нельзя рассматривать как адаптацию. Необходимо, чтобы случайные полезные отклонения отдельных особей под действием естественного отбора превратились в полезный признак для всей популяции или вида в целом.

Виды адаптаций

Существуют следующие виды адаптаций организмов: морфологические, физиологические, биохимические, поведенческие (этологические).

Морфологические адаптации — особенности окраски и строения тела, повышающие выживаемость организмов в данной среде. Из большого числа морфологических адаптаций наиболее значимыми являются средства пассивной защиты: покровительственная и предостерегающая окраска, мимикрия. Они повышают шанс особей выжить и оставить потомство.

Покровительственная окраска — окраска тела организмов, позволяющая им слиться с фоном среды и стать менее заметными для врагов. Покровительственная окраска бывает однотонной или расчленяющей. Например, зеленые гусеница и кузнечик почти не заметны на фоне листьев и травы. Заяц беляк, песец, горностай не видны на фоне белого снега. Хамелеон и камбала могут менять окраску под цвет среды путем перераспределения пигментов в кожных покровах. Тигры едва заметны даже на небольшом расстоянии из-за совпадения полос на их теле с чередованием света и тени в среде.

Предостерегающая окраска — яркая, хорошо заметная окраска тела у несъедобных или имеющих средства защиты организмов. Хищник, пытающийся съесть такую жертву, получает отпор и в дальнейшем не трогает особей с такой окраской. Божья коровка имеет ярко-красную окраску с черными точками, которая является сигналом ее токсичности. Осы, пчелы и шмели чередованием ярких желтых и черных полос предупреждают о наличии у них жала. Ядовитые змеи обычно имеют хорошо заметный, контрастный рисунок на теле.

Мимикрия (от греч. mimikos — подражательный) — подражание незащищенных и съедобных видов представителям видов, имеющих средства защиты или несъедобных. При этом объектом подражания могут быть как животные, так и растения. Вид-подражатель вводит в заблуждение хищника и повышает свой шанс выжить. Некоторые мухи (большеголовка, сирфида, журчалка) и бабочки (стеклянница) подражают шершням и пчелам. В лесах Амазонии среди ядовитых бабочек геликонид встречаются очень на них похожие съедобные бабочки из семейства белянок.

К средствам пассивной защиты также относятся твердые покровы (раковины моллюсков, панцири черепах) и иглы (ежи, дикобразы). У растений эту роль играют колючки (барбарис, шиповник, боярышник, акация) и жгучие железистые волоски (крапива, шалфей, борщевик).

Физиологические адаптации — особенности процессов жизнедеятельности, благоприятные для жизни в данной среде. Это адаптации по поддержанию постоянной температуры тела: потоотделение, тепловая одышка, мышечная дрожь, расширение и сужение сосудов кожи и др. К недостатку кислорода у жителей высокогорий выработалась адаптация в виде повышенного количества эритроцитов и гемоглобина в крови. У ныряющих водных животных в мышцах содержится большое количество миоглобина, связывающего кислород. К физиологическим адаптациям можно отнести способность животных и растений поддерживать водный баланс в организме при разной обеспеченности среды водой.

Биохимические адаптации — особенности химического состава тела и биохимических реакций, позволяющие организму реагировать на изменения окружающей среды. При увеличении освещенности ускоряется процесс фотосинтеза у растений. При низкой температуре среды у животных усиливается энергетический обмен. Для привлечения насекомых-опылителей у растений синтезируются эфирные масла, придающие цветкам аромат.

Поведенческие (этологические) адаптации — особенности поведения отдельных организмов или их групп, направленные на выживание и размножение в данной среде. Ряд поведенческих реакций у организмов носит врожденный характер (инстинкты). Они проявляются в виде активного сооружения гнезд или нор, насиживания яиц, заботы о потомстве, брачных игр, сезонных миграций и др. В течение жизни у особей появляются приобретенные адаптации (условные рефлексы). Это выбор мест для ночевки, защиты от холода или жары, объединение в стаи для успешной охоты, выбор троп к водопою и др.

Относительный характер приспособленности

Любое приспособление относительно в пространстве и во времени, так как полезно только в данной среде и в данное время. Существует целый ряд фактов, доказывающих относительный характер приспособленности.

Во-первых, при изменении условий среды или переходе в другую среду полезные приспособления могут стать бесполезными или даже вредными. Например, заяц беляк в бесснежную зиму еще более заметен для хищников. Темноокрашенные березовые пяденицы хорошо заметны для птиц на светлых стволах
берез в сельской местности.

Во-вторых, ни одно защитное приспособление не обеспечивает абсолютную безопасность для их обладателей. Так, еж и мангуст могут без вреда для себя ловить ядовитых змей, имеющих предупреждающую окраску. Некоторые птицы поедают ос и пчел, несмотря на жало. Крупные хищные птицы кормятся черепахами, чье тело защищает твердый панцирь.

В-третьих, наличие нецелесообразных признаков или неоправданного поведения организмов доказывает, что не все признаки полезны. Например, у горных гусей имеются перепонки, хотя они не плавают. Зимой при наступлении теплой погоды некоторые растения могут зацветать. Холодной весной может наблюдаться прилет водоплавающих птиц еще до вскрытия водоемов.

В-четвертых, наличие у организмов рудиментов — органов, утративших свое значение и находящихся на стадии исчезновения. Это доказывает, что приспособления временны и могут исчезать. Например, у человека есть копчик, состоящий из рудиментарных хвостовых позвонков, хорошо развитых у далеких предков человека, живших на деревьях. При наземном образе жизни хвост утратил свое значение и постепенно удаляется естественным отбором.

Для возникновения адаптации необходимо наличие элементарного эволюционного материала (мутаций и их комбинаций) и движущих сил эволюции (борьбы за существование и естественного отбора). Адаптации могут быть морфологические, физиологические, биохимические, поведенческие. Любое приспособление относительно в пространстве и во времени, так как полезно в данной среде и в данное время.

0981-0990

981. Использование растениями кислорода в процессе дыхания и выделение ими кислорода в ходе фотосинтеза свидетельствуют об их участии в
А) создании органических веществ
Б) разрушении органических веществ до минеральных
В) образовании цепей питания
Г) круговороте веществ

982. Границы биосферы определяются
А) условиями, непригодными для жизни
Б) колебаниями положительных температур
В) количеством выпадающих осадков
Г) облачностью атмосферы

Конспект

983. В процессе пиноцитоза происходит поглощение
А) жидкости
Б) газов
В) твердых веществ
Г) комочков пищи

Конспект

984. Процесс денатурации белковой молекулы обратим, если не разрушены связи
А) водородные
Б) пептидные
В) гидрофобные
Г) дисульфидные

Конспект

985. Пестролистность у ночной красавицы и львиного зева определяется изменчивостью
А) комбинативной
Б) хромосомной
В) цитоплазматической
Г) генетической

Конспект

ЗАДАЧА 6454 Формирование приспособленности у

Что общего у грибов и бактерий
А) наличие цитоплазмы с органоидами и ядра с хромосомами
Б) бесполое размножение при помощи спор
В) разрушение ими органических веществ до неорганических
Г) существование в виде одноклеточных и многоклеточных организмов

987. Минеральные вещества в организме НЕ участвуют в
А) построении скелета
Б) освобождении энергии за счет биологического окисления
В) регуляции сердечной деятельности
Г) поддержании кислотно-щелочного равновесия

988. Рефлексы, которые не могут быть усилены или заторможены по воле человека, осуществляются через нервную систему
А) центральную
Б) вегетативную
В) соматическую
Г) периферическую

Конспект

989. В направлении приспособления организмов к среде обитания действует
А) искусственный отбор
Б) естественный отбор
В) наследственная изменчивость
Г) борьба за существование

Конспект

990. Разнообразие какой систематической группы формировалось путем идиоадаптации
А) типа членистоногих
Б) отряда грызунов
В) класса земноводных
Г) царства животных

Конспект

Еще можно почитать

<<Предыдущие 10Cледующие 10>>

© Д.В.Поздняков, 2009-2018

Adblock detector

Приспособленность – результат естественного отбора.

Стр 1 из 4Следующая ⇒

План урока №28

ТЕМА: Теория эволюции.

ЦЕЛИ:

1 Образовательная:

— сформировать понятия о синтетической теории эволюции, о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде, о виде и его критериях, о популяции — как формы существования видов

2 Развивающая:

— содействовать развитию внимания, памяти, умению анализировать,

сравнивать

3 Воспитательная:

— выработать стремление к коллективизму, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости учения критерий вида.

Ход урока:

I Организационный момент

1 Ознакомление студентов с темой и целью урока.

2 Перед студентами ставится ряд заданий, которые необходимо выполнить в процессе урока:

— иметь представление об основных чертах СТЭ

— знать характеристики вида, популяции, их критерии

— иметь представление о приспособленности организмов, о видах приспособленности организмов к окружающей среде

II Основная часть

1 Проверка домашнего задания

— В чем заключается сущность теории Дарвина?

— Что такое борьба за существование? Каковы ее формы?

— Каковы причины и следствия борьбы за существование?

— Приведите примеры использования человеком взаимосвязей в живой природе.

— Что такое естественный отбор?

— Какие существуют формы естественного отбора?

— Почему приходится создавать новые ядохимикаты против насекомых-вредителей?

2 Объяснение нового материала

— понятия о СТЭ

— виды и его критерии

— популяция – форма существования вида

— приспособленность, как результат естественного отбора

3 Закрепление нового материала

А) Что такое СТЭ? Назовите ее основные черты

Б) Дайте определение вида. Приведите примеры видов, встречающихся в нашей местности

В) Назовите и охарактеризуйте основные критерии вида. Докажите их относительный характер.

Г) Что такое популяции? Приведите примеры популяций

Д) Приведите примеры приспособленности

III Подведение итогов урока

IV Домашнее задание

1 Учебник В.Б.Захарова, С.Т.Мамонтова «Биология» (стр.376-378)

2 Записи в тетради.

Занятие №28

Тема:«Теория эволюции».

1. Приспособленность – результат естественного отбора

2. Виды и его критерии

3. Популяция – форма существования вида.

4. Синтетическая теория эволюции

Приспособленность – результат естественного отбора.

Виды растений и животных удивительно приспособлены к условиям среды, в которых они обитают. Известно огромное количество самых разнообразных особенностей строения, обеспечивающих высокий уровень приспособленности вида к среде. В понятие «приспособленность вида» входят не только внешние признаки, но и соответствие строения внутренних органов выполняемым им функциям. Соответствие физиологических функций организма условиям обитания также входят в понятие приспособленности.

В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной…? борьбы за существование, в результате которой выживают особи наиболее приспособленные к условиям окружающей среды.

Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций – приспособлений к среде обитания, т.е. приспособленность – результат действия естественного отбора в данных условиях существования.

Подумайте и попытайтесь сформулировать в чем заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания?

Приспособленность организмов или адаптации – совокупность тех особенностей их строения, физиологических процессов и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды.

Как вы считаете, какое значение приспособленность имеет для организмов?

Значение:приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства.

Возникает вопрос, как образуются приспособления? Попробуем объяснить образование хобота у слона с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина.

Предположительные ответы учащихся:

По Линнею: приспособленность организмов – проявление изначальной целесообразности. Движущей силой является Бог. Пример: слонов, как и всех животных создал Бог. Поэтому все слоны с момента возникновения обладают длинным хоботом.

По Ламарку: идея о врожденной способности организмов изменяться под воздействием внешней среды. Движущей силой эволюции является стремление организмов к совершенству. Пример: слоны при добывании пищи вынуждены были постоянно вытягивать свою верхнюю губу, чтобы достать пищу (упражнение). Этот признак передается по наследству. Так возник длинный хобот слонов.

По Дарвину: среди множества слонов были животные с хоботами разной длины. Те из них, у кого хобот был немного длиннее, более успешно добывали себе пищу и выживали. Этот признак передавался по наследству. Так, постепенно, возник длинный хобот слонов.

Какое объяснение более реально?

В результате действия естественного отбора сохраняются особи с полезными для их процветания признаками. Эти признаки обусловливают хорошую, но не абсолютную приспособленность организмов к тем условиям, в которых они живут. Приспособленность к условиям среды м.б.весьма совершенной, что повышает шансы организмов на выживание и оставление большего числа потомков. Характер приспособленности к жизни в своеобразной среде различен (н-р : стриж на лету ловит мелких насекомых – у него широкий рот и короткий клюв; дятел добывает из-под коры личинок насекомых – у него крепкий длинный клюв и длинный язык). О приспособленности организмов к окружающей среде свидетельствует множество различных примеров.

Возникновение покровительственной окраски тела гусениц, живущих на зеленых листьях. Предположим, что предки этих гусениц не питались листьями, но в силу каких-либо обстоятельств перешли на питание этими листьями. Так как в популяции окраска часто неоднородна, потомство оставляли преимущественно особи с зеленоватой окраской. С каждым последующим поколением этот наследственный признак закреплялся, и отбирались особи с окраской соответствующей фону окружающей среды. В результате произошла адаптация к изменившимся условиям среды.

Давайте запишем:

Причины появления адаптаций:

1. Наследственная изменчивость и БЗС

2. ЕО полезных для данной особи признаков

3. Приспособления (адаптации) к условиям среды.

Примеры адаптаций:

I.Примеры морфологической адаптации:

1. Покровительственная окраска.

Покровительственная окраска развита у видов, которые живут открыто и могут оказаться доступными для врагов. Такая окраска делает организмы менее заметными на фоне окружающей местности. Ночные бабочки днем могут погибнуть от насекомоядных птиц, но, поскольку окраска их крыльев сливается с той поверхностью, на которой они проводят день, многие насекомые остаются незамеченными и успешно переживают неблагоприятное для них время. У открыто гнездящихся птиц (глухарь, тетерев, рябчик и др.) самка, сидящая на гнезде, почти неотличима от окружающего фона. На Крайнем Севере многие животные окрашены в белый цвет (бел.медведь, бел.куропатка и др.). У некоторых животных мы встречаем яркий узор (зебра, тигр, жираф, змея и др.) – чередование светлых и темных полос и пятен – это как бы имитация чередования пятен света и тени.

Покровительственная окраска – окраска у организмов, обитающих на открытых пространствах. Например: белый медведь, тигр, зебра, змеи.

2. Маскировка.

Это приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами. Н-р, гусеницы некоторых бабочек по форме тела и окраске напоминают сучки.

Поверхность крыльев бабочки серый монах по структуре и цвету напоминает поверхность ствола сухого дерева. Насекомых, живущих на коре деревьев (жуки, усачи и др.), можно принять за лишайники.

3. Мимикрия.

Это подражание менее защищенного организма одного вида более защищенному организму другого вида (или предметам среды). Это подражание может проявляться в форме тела, окраске и т.д. Так, некоторые виды неядовитых змей и насекомых похожи на ядовитых. (Н-р, муха-журчалка – осе; некоторые змеи. Необходимо, однако, чтобы численность вида-подражателя была значительно меньше численности модели. В противном случае мимикрия не приносит пользы: у хищника не вырабатывается стойкого условного рефлекса на форму или окраску, которой следует избегать). Строение и форма тела некоторых цикад, сверчков, личинок кузнечиков напоминает муравьев и др.

Мимикрия – это результат отбора сходных мутаций у различных видов. Она помогает незащищенным животным выжить, способствует сохранению организма в борьбе за существование.

4. Предупреждающая (угрожающая) окраска.

Виды нередко обладают яркой, запоминающейся окраской. Раз попытавшись отведать несъедобную божью коровку, жалящую осу, птица на всю жизнь запомнит их яркую окраску.

Некоторые животные демонстрируют угрожающую окраску лишь при нападении на них хищников. Окраска спины обыкновенного хомяка похожа на цвет выгоревшей травы. Это покровительственная окраска. При нападении лисы или собаки хомяк переворачивается вверх брюхом и защищается укусами сильных резцов. Хищник, нападающий на этого грызуна, надолго запомнит не только крепкие зубы и пронзительное верещание зверька, но и яркую окраску его брюшка.

Предупреждающая окраска – яркая окраска и защита от поедания (жало, яд и др). например, жук-коровка, жерлянка, тропические квакши.

5.Приспособление к экстремальным условиям.

Например, верблюжья колючка имеет длинный корень, уходящий под землю на десятки метров и видоизмененные листья – колючки.

6.Коэволюция — приспособления одних видов к другим.

Например, насекомоопыляемые цветы. Процесс эволюции и адаптации каждого вида не происходит в биологическом вакууме, независимо от других форм. Напротив, часто одни виды оказывают заметное влияние на эволюцию других. В результате этого возникают разнообразные взаимозависимости между видами. Некоторые растения не могут выжить в тех районах, где отсутствуют насекомые, опыляющие их.

I I.Примеры этологических или поведенческих адаптаций:

1.Замирание (опоссумы, некоторые жуки, земноводные, птицы) и угрожающая поза (Бородатая ящерица, ушастая круглоголовка) — защита от поедания плотоядными животными.

2.Запасение корма (Кедровка, сойка, бурундук, белка, пищуха) — переживание бескормицы.

Все это свидетельствует о творческой роли естественного отбора.

1234Следующая ⇒

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Оставьте комментарий