Содержание
- О. Н. Уроки истории Урок
- Похожие документы:
- Урок разработан и проведен Сагитовой Е. Ю. учителем математики моу школы №10 г о. Тольятти Тема: «Преобразование тригонометрических выражений. Свойства тригонометрических функций»
- Феномен беслана, или
- Рабочие программы по предметам для учителей, работающих в профильных классах. Составитель: Р. Н. Воевод, зам директора моу новоаганская осш нижневартовск, 2008г. 118с
- Методические рекомендации к проведению праздника «день знаний» в общеобразовательном учреждении
- Статья 1 Варианты сценариев 5 Внеклассное мероприятие в 1-м классе. Тема: "День знаний"
- Классный час, посвященный Дню Знаний
- Похожие главы из других работ:
- § 6. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром (окончание)
- Формирование древнерусской народности
- Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения
- Запомните новые слова
О. Н. Уроки истории Урок
Бондаренко О.Н. Уроки истории
Урок 41:
Цели: Показать трудности утверждения христианства на Руси на примере судьбы князей Бориса и Глеба; выяснить, почему Ярослав получил прозвище Мудрый; познакомить учащихся с особенностями Древнерусского государства при Ярославе Мудром; выяснить, можно ли правление Ярослава Мудрого назвать эпохой расцвета Древней Руси.
Основные понятия: боярин, вотчина, холоп, Правда Ярослава, династический брак, наместник, общество, политика, посадник, усобицы.
Оборудование: презентация урока, карта «Русь в Х – начале ХП вв.», пиктограммы в учебнике, отрывок из «Правды Ярослава».
Ход урока:
1. Оргмомент.
П. Опрос домашнего задания.
Устный опрос:
— В результате каких событий Владимир пришел к власти?
— Назовите годы правления князя Владимира.
— Какое событие связано с его именем?
— В каком году произошло крещение Руси?
— Назовите причины принятия христианства по Византийскому образцу.
— Какое имя принял князь Владимир при крещении?
— Какое имя он получил в былинах?
— Какие методы крещения использовались на Руси?
— Каково значение принятия христианства?
— Расскажите об устройстве Русской православной церкви.
Письменный опрос (тест выборочно).
Проверка творческих заданий.
Ш. Изучение нового материала:
План:
1. Борьба за власть после смерти Владимира Святого.
2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого:
а). культурное строительство
б). «Правда Ярослава»
в). Управление государством
г). Формирование древнерусской народности.
д). Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения
3. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
1.
Рассказ учителя:
Князь Владимир Святославич много сделал для укрепления Киевского государства.
У Владимира было 12 сыновей от нескольких браков. В качестве отцовских посадников (от слова «посадить» — назначить) они были направлены в главные города Руси (см. карту) СЛАЙД №
Старший сын Вышеслав – в Новгород
Изяслав — в Полоцк
Святополк – в Туров,
Ярослав — в Ростов.
После смерти Вышеслава и Изяслава Владимир перевел Ярослава в Новгород. Но был обделен Святополк, впавший в немилость отца. Киевский престол Владимир собирался передать Борису. Это не понравилось старшим сыновьям князя — Святополку и Ярославу.
В 1014 году Ярослав отказался присылать дань (2 тыс. гривен) в Киев отцу. Владимир стал собираться в поход на непокорного Ярослава, но в 1015 году Владимир умирает.
Киевский престол занимает Святополк. Впоследствии Святополк избавляется от опасных для него соперников — Бориса и Глеба, подсылает к ним тайных убийц. Братья были любимыми детьми Владимира, и их любил народ. (В дальнейшем они были причислены православной церковью к лику святых — см. с. 44, икона XV в.) СЛАЙД №
Позже народ назовет Святополка «Окаянный». Ярослав, узнав о трагедии, выступил против Святополка. В длительные усобицы были вовлечены печенеги, поляки, наемники — варяги.
В 1019 году великим киевским князем стал Ярослав.
Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию «Ярослав Мудрый» (с. 45) и организует работу с текстом (с. 46):
=> Почему Ярослава народ прозвал Мудрым?
Учитель обязательно записывает на доске даты правления Ярослава Мудрого: 1019-1054 гг. (35 лет правления Киевской Русью). СЛАЙД №
2. Внутренняя политика.
Учитель характеризует внутреннюю политику, проводимую Ярославом Мудрым, и записывает на доске или СЛАЙД №
1. Проведены меры по установлению в Киевской Руси порядка и законности.
2. В 1016 году введен в действие первый на Руси писаный свод законов — Русская Правда.
3. Ограничена кровная месть, она была заменена денежным штрафом — вирой.
4. Проведены меры по укреплению независимости и самостоятельности русской церкви.
5. С 1051 года митрополитами русской церкви стали назначать не греков, а русских, причем без ведома Константинопольского патриарха.
6. Первым русским митрополитом стал Иларион.
7. Проведены меры по развитию культуры.
8. Началось грандиозное строительство храмов — Софийские соборы в Киеве и Новгороде.
9. Создаются первые русские библиотеки, переводятся книги, открываются государственные школы.
Во времена правления Ярослава Мудрого происходит расцвет Древнерусского государства, именно Ярослав Мудрый положил начало созданию на Руси законности. Принятие документа — единого свода законов — имело значение для укрепления и объединения Древнерусского государства.
Работа с документом«Из Правды Ярослава» (с. 54).
Земельные отношения, основные слои древнерусского населения
Главным занятием населения было сельское хозяйство. Земля была совместной собственностью общины и делилась между всеми семьями, которые входили в общину. Государство собирало налог за пользование землей, следовательно, становилось собственником земли.
Структура земельных отношений:
1) Князья, пользуясь силой, властью и влиянием, присваивали себе общинные земли, объявляли свободные земли своей собственностью. Взятых в плен обязывали работать на этих землях, и те становились работниками. На своих землях князья строили храмы (см. иллюстрацию «Двор князя», с. 50).СЛАЙД №
Рекомендуется подвести учащихся к выводу: именно князья были первыми феодалами на Руси, а их владения были феодальными владениями.
2) Для управления хозяйством назначали специальных людей — управителей.
3) Князья жаловали земельные владения церкви и дружинникам.
Появляются первые вотчины — наследственные земельные владения, но всей землей владел только князь:
— мог пожаловать землю за службу;
— мог отобрать и передать землю другому.
Постепенно все люди в Древнерусском государстве стали составлять единое общество. Киевский престол или «стол» после смерти князя передавался старшему в роду Рюриковичей.
Древнерусское общество : на определенные категории, или слои, в зависимости от того, чем занимались.
Самая многочисленная часть населения Древнерусского государства – свободные земледельцы – были объединены в общины.
Зависимое население:
смерды – сельские жители, которые несли повинности в пользу князя.
закупы – разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду, проценты с которой они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами.
рядовичи – люди, которые заключили договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на определенных условиях.
Холопы (челядь) – рабы. Холопами становились не выполнившие обязательства закупы и рядовичи. (положение передавалось по наследству).
Работа с текстом учебника (с. 48-49).
( Вопрос №5 (с. 53):
=> Какие факторы способствовали формированию древнерусской народности?
Работа с картой «Русь в X — начале XII вв.» (с. 52).
Учитель обращает внимание учащихся на карту. Учащиеся показывают территорию Киевской Руси во времена правления Ярослава Мудрого. Отвечая на вопрос № 5 (с. 53), учащиеся делают вывод: на этой территории образовалась древнерусская народность.
Факторы, повлиявшие на формирование древнерусской народности:
1) общность территории,
2) единство древнерусского языка,
3) православие — вера в единого Бога,
4) общность культуры.
3.
Внешняя политика Ярослава Мудрого. Внешнюю политику Ярослав Мудрый вел так же, как его отец и дед — Владимир и Святослав, он был продолжателем их дела:
1) Укрепление южных границ Руси, строительство городов-крепостей.
1036 г. — под стенами Киева разгром печенегов.
2) Укрепление безопасности северо-западных границ.
1030 г. — утверждение власти на западном берегу Чудского озера — строительство города Юрьева (Ярослав при крещении взял имя Юрий).
3) 1041 г. — заключение союзного договора с польским королем.
4) 1043 г. — последнее военное столкновение с Византией.
1046 г. — мирный договор с Византией.
5) Укрепление международного авторитета с помощью династических браков.
Работа с картой:
=> Показать направления походов князя Ярослава Мудрого в 1030-1031 гг.
=> Найти и показать земли, вошедшие в состав Древнерусского государства при князе Ярославе Мудром.
=> Показать границы Древнерусского государства к 1054 г.
1У. Закрепление:
Вопрос:
а). => Почему правление Ярослава Мудрого было временем расцвета Древнерусского государства?
Учащиеся читают вывод в учебнике (с. 53).
б). Можно выполнить тест.
1. После смерти князя Владимира:
а) государство распалось
б) к власти пришли Борис и Глеб
в) к власти мирным путем пришел Ярослав
г) к власти в результате междоусобной войны пришел Ярослав
2. Прозвище Окаянный получил:
а) Борис б) Святополк в) Глеб г) Ярослав
3. Убийство Бориса и Глеба — это результат:
а) междоусобной войны за власть
б) трудного утверждения христианства на Руси
в) и то и другое
4. К лику святых Русская православная церковь причислила:
а) Бориса б) Святополка в) Глеба г) Ярослава
5. Ярослав княжил в Киеве в:
а) 1015—1019 гг. в) 1019—1054 гг.
б) 1019—1036 гг. г) 1036—1054 гг.
6. К внешней политике Ярослава не относится:
а) прекращение набегов печенегов
б) династические браки
в) издание Правды Ярослава
г) неудачная война с Византийской империей
7. Что такое Правда Ярослава?
8. Во времена Ярослава не произошло:
а) формирования древнерусской народности
б) принятия христианства
в) издания свода законов
г) формирования феодального общества
9. Формированию единого народа не способствует:
а) общий язык
б) общая религия
в) общее государство
г) деление людей на богатых и бедных
10. Складыванию феодального общества на Руси способствовало (ли):
а) постоянные войны
б) земледелие (главное занятие людей на Руси)
в) крещение Руси
г) земельные пожалования князей дружинникам за службу
11. Соотнесите понятия и определения:
1) боярин а) народное собрание
2) вотчина б) наследственное земельное владение
3) холоп в) старший дружинник, крупный землевладелец
4) вече г) раб
12. Ярослав установил наследование княжеской власти на Руси:
а) от отца к сыну
б) путем выборов
в) по воле князя
г) по старшинству в роду Рюриковичей
13. Почему Ярослава прозвали Мудрым?
Домашнее задание:
§ 6, термины, вопросы, документ.
Похожие документы:
-
Урок разработан и проведен Сагитовой Е. Ю. учителем математики моу школы №10 г о. Тольятти Тема: «Преобразование тригонометрических выражений. Свойства тригонометрических функций»
Урок
Учитель. Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Преобразование тригонометрических выражений. Свойства тригонометрических функций». На уроке вы должны показать свои знания теории по данной теме, т.
-
Феномен беслана, или
Документ
То, что произошло осенью 2004 г. в г.Беслане, не просто потрясло весь мир, но, может быть, впервые с особой яркостью высветило весь трагизм нашей жизни.
-
Рабочие программы по предметам для учителей, работающих в профильных классах. Составитель: Р. Н. Воевод, зам директора моу новоаганская осш нижневартовск, 2008г. 118с
Документ
Сборник включает в себя рабочие программы по профильным предметам математико-информационного, социально-гуманитарного, технологического, оборонно-спортивного профилей и призван помочь педагогам, работающим в профильных классах.
-
Методические рекомендации к проведению праздника «день знаний» в общеобразовательном учреждении
Методические рекомендации
Организация традиционных праздников в образовательных учреждениях сегодня имеет прочную основу. Это связано с тем, что ежегодное празднование таких дат, как 1 сентября, 5 октября, 1 января, 23 февраля, 8 марта, 9 мая за многие годы
-
Статья 1 Варианты сценариев 5 Внеклассное мероприятие в 1-м классе. Тема: "День знаний"
Статья
Организация традиционных праздников в образовательных учреждениях сегодня имеет прочную основу. Это связано с тем, что ежегодное празднование таких дат, как 1 сентября, 5 октября, 1 января, 23 февраля, 8 марта, 9 мая за многие годы
-
Классный час, посвященный Дню Знаний
Классный час
Традиционно после окончания торжественной церемонии ученики и учителя расходятся по классам. Именно по классам, а не по кабинетам. Ибо даже в эпоху повсеместного господства кабинетной системы, остаются такие кабинеты, которые закрепляются
Другие похожие документы..
Формирование древнерусской народности
В результате слияния восточнославянских племён в период Киевской Руси постепенно образовалась древнерусская народность, для которой были характерны известная общность языка (возникшая на раннефеодальной экономической основе), территории и психического склада (проявлявшегося в общности культуры).
О наличии такой общности, сложившейся, несмотря на слабость экономических связей в стране, свидетельствуют понятия «русский народ» и «Русская земля», встречающиеся в памятниках письменности и обозначающие древнерусскую народность и населяемую ею территорию. На основе устного народного языка сложился древнерусский литературный язык, известный по летописи, «Русской правде» и другим памятникам письменности.
Об определённой общности культуры свидетельствуют памятники зодчества, живописи, скульптуры, при всех их особенностях обладающие устойчивыми чертами стиля, характерного для творчества русских зодчих, иконописцев, ювелиров и др.
По всем русским городам и землям передавались бродячими певцами и сказителями былины и песни, предания и сказки. Создававшиеся в Киеве или Новгороде, Чернигове или Переяславле литературные произведения читались и распространялись в разных областях Русской земли.
В период Киевской Руси развивались связи восточного славянства, сформировавшегося в древнерусскую народность, с неславянскими народами Прибалтики, Севера, Поволжья, Причерноморья.
Идея единства Руси проникла в народное былинное творчество. Та же идея нашла отражение в «Повести временных лет», посвящённой истории «Русской земли», в «Хождении» игумена Даниила, который, будучи в Иерусалиме, вспоминал «Русскую землю», в словах «Поучения» Владимира Мономаха: «…добра хочу братье и Русской земле». Сознание единства Руси чувствуется в памятниках международного права: например, в договорах с Византией, заключавшиеся от имени «всех людей Русской земли».
Похожие главы из других работ:
Восточные славяне — прародители современных русских
3. Древнерусская культура
Быт восточно-славянских племен ярко описан в памятниках древнерусской литературы. Так, между селами устраивали игрища — религиозные праздники, на которых жители соседних сел умыкали себе жен по уговору с ними…
Делопроизводство в древнерусском государстве
2.1 Древнерусская берестяная грамота
Первая новгородская берестяная грамота была обнаружена на Неревском раскопе Великого Новгорода разнорабочей Н.Ф. Акуловой. С тех пор число найденных берестяных грамот перевалило уже за тысячу…
Киевская Русь в работах И.Я. Фроянова
1.1 Древнерусская семья
Современные представления о семье в Древнерусском государстве покоятся главным образом на положениях, почерпнутых из произведений Б.Д.Грекова, который считал, что господствующей формой семьи на Руси X — XII вв. являлась малая…
Культура Древней Руси
2. Письменность, развитие образования и науки. Древнерусская литература
Культура Древней Руси
2.2 Древнерусская литература и ее жанры
В Древней Руси большую роль в литературном процессе играла церковь. Рядом со светской широкое развитие получила и литература церковная. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции…
Теория официальной народности: поиск государственной идеологии
§ 3.
Народность
Третий принцип уваровской формулы — народность.Самый сложный и противоречивый, вызывающий и по сей день споры. В течение большей части ХХ в. историки, большей частью, трактовали это так…
Глава I. Древняя Русь в VIII — первой половине XII века
§ 6. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром (окончание)
Формирование древнерусской народности
В конце X века было закончено объединение всех восточных славян в единое государство. Подчиняясь власти киевского князя, каждое славянское племя должно было не только платить ему дань, но и участвовать в общегосударственных делах. Совершая военные походы, киевские князья собирали народные ополчения со всех восточнославянских земель. В таких походах воины были объединены общей целью, чувствовали своё родство друг с другом и с гордостью заявляли: «Мы из рода русского». С таким настроением они возвращались к себе домой. Наиболее отважные и доблестные воины (на Руси их называли витязями, богатырями) принимались в княжескую дружину. В мирной жизни население всех славянских земель также объединяли общие дела. В многочисленных посёлках звенели топоры, строились лодки для княжеского флота и купеческих караванов. Затем они сплавлялись водой к Киеву. На киевском торге сходились жители всех славянских земель. В процессе общения сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык. Принятие христианства, вера в единого Бога ещё больше сплотили население, проживающее на территории Древнерусского государства. С течением времени люди перестали отождествлять себя кто с полянами, кто с древлянами, кто с родимичами, они стали считать себя единым целым. Так постепенно складывается древнерусская народность.
Назовите известные вам литературные произведения о витязях, богатырях. |
Земельные отношения. Основные слои древнерусского населения
Главным занятием населения оставалось сельское хозяйство. Земля была совместной собственностью общины и делилась между всеми семьями, входившими в общину.
Стали появляться и феодальные владения. Первыми феодалами на Руси стали князья. Они присваивали себе пустующие земли, «сажали» на них пленных, превращая их в своих работников. Князья сооружали в личных владениях хоромы, хозяйственные постройки. Разбивали сады и огороды, строили конюшни, заводили места для рыбной ловли, охотничьи угодья. Для управления собственным хозяйством назначали специальных людей — управителей. Такие же владения появляются у ближайших родственников князя. Князья стали жаловать земельные владения и своим дружинникам, а также церкви. Появляются первые вотчины — наследственные земельные держания. Но верховным собственником, т. е. распорядителем, такого владения оставался князь. Он мог пожаловать вотчину за верную службу, мог и отобрать её за различные провинности и передать другому. Однако, в отличие от Западной Европы, феодальная собственность на землю формировалась на Руси крайне медленно.
Перестав делиться по родо-племенному признаку, все люди в Древнерусском государстве стали составлять единое общество. Тем не менее древнерусское общество подразделялось на определённые категории, или слои, в зависимости от того, чем занимались люди.
Правящую верхушку древнерусского общества составляли киевские князья, потомки Рюрика. Князь опирался на дружину. Дружина делилась на старшую — бояр, которые выполняли важнейшие поручения князя, и младшую. Старшие и младшие дружинники, а также люди, занимавшие выборные должности в местном управлении, богатые купцы и верхи духовенства составляли высший слой древнерусского общества.
Основной частью населения Древнерусского государства были свободные земледельцы, объединённые в общины, — люди, а также смерды — сельские жители, которые несли повинности в пользу князя.
Но появилось и зависимое население: закупы — разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), проценты с которой они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами. Закуп продолжал вести своё собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. К зависимой части населения относились также рядовичи — люди, которые заключили договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на определённых условиях.
Зависимое положение рядовича или закупа не передавалось по наследству и не распространялось на членов его семьи.
Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами (или челядью). Они работали на земле князей и владельцев вотчин. Число рабов пополнялось не только за счёт военнопленных. Человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы.
Холопами становились не выполнившие обязательства закупы и рядовичи. Ребёнок, родившийся от холопки, также был холопом.
И всё же, несмотря на появление знатных и зависимых, в Древнерусском государстве основная часть населения состояла из свободных людей, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.
Таким образом, время правления Ярослава Мудрого было временем расцвета Древнерусского государства. Он уделял много внимания внутренним делам в государстве, положил начало русскому письменному законодательству. Князь значительно расширил и укрепил границы Руси, положил конец набегам печенегов, укрепил международный авторитет Руси. В процессе укрепления Древнерусского государства происходит складывание древнерусской народности. В то же время на Руси очень медленно шло формирование феодальной земельной собственности, большинство населения составляли свободные люди. |
1. Каковы причины усобицы между сыновьями Владимира Святославича? 2. Почему современники назвали Ярослава Мудрым? 3. Как управлялось Древнерусское государство при Ярославе Мудром? Какие изменения произошли в управлении страной по сравнению с предшествующим периодом? 4. Расскажите о внешней политике Ярослава Мудрого и охарактеризуйте её, используя карту на с. 57 учебника. 5. Какие факторы способствовали формированию древнерусской народности? 6. Каковы особенности земельных отношений в Древнерусском государстве? 7. Расскажите об основных группах населения Древнерусского государства. |
1. С помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов напишите рассказ о повседневной жизни во времена Ярослава Мудрого (не более 100 слов) на тему «Один день из жизни боярина (смерда, закупа и др.)». 2. Учитывая стилистику документа в конце параграфа, напишите два-три варианта (по группам) правил поведения для класса, в котором вы учитесь. |
ИЗ ПРАВДЫ ЯРОСЛАВА 1. Если убьёт свободный человек свободного, то [за него имеют право] мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого… 13. Если кто обнаружит похищенное у него имущество у другого человека, то не должен самовольно забирать его, говоря при этом: «Это моё», но пусть скажет: «Пойди на свод и укажи, где ты взял это»; если подозреваемый в воровстве не пойдёт сразу на свод, то пусть выставит поручителя за себя не позднее пяти дней… 16. Если холоп ударит свободного мужа и скроется у своего господина, а тот не захочет его выдавать, то оставляет холопа у себя и платит оскорблённому 12 гривен; а затем если где встретит ударенный оскорбителя [холопа], то вправе побить его. 1. Какие пережитки родового строя сохранились в Древнерусском государстве? 2. Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений? |
Запомните новые слова
БОЯРИН — старший дружинник, крупный землевладелец, владелец вотчины.
ВОТЧИНА — наследственное земельное держание. ДИНАСТИЧЕСКИЙ БРАК — брак между представителями правящих династий разных государств.
НАМЕСТНИК — глава местного управления, назначенный центральной властью.
ОБЩЕСТВО — люди, объединённые общей жизнью и деятельностью в одном государстве.
ПОЛИТИКА — искусство управлять государством. УСОБИЦЫ — княжеские раздоры на Руси.
ХОЛОПЫ — зависимое население Древней Руси, близкое по положению к рабам.
>>