Физическое образование

Выступает как важная составная часть всестороннего гармонического развития личности.

Этой стороне развития человека во все времена уделялось большое внимание. В Древней Спарте существовал искусственный отбор (больных детей лишали жизни). Многолетние физические упражнения, готовившие закаленных воинов, дополнялись спортивными соревнованиями, Олимпийскими играми (ради проведения которых прекращались войны).

В ХVII веке, заботясь о воспитании джентльмена, Джон Локк, уделял большое внимание укреплению здоровья человека с рождения: учил родителей закаливанию, правильному кормлению ребенка, призывал их не баловать, а приобщать детей к физическим упражнениям ибо «в здоровом теле — здоровый дух». По его мнению, надо закалять тело, добиться, чтобы ребенок легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк обосновал значение строгого режима в жизни ребенка, прогулок, занятий спортом.

В нашей стране разработке теории и методики физического воспитания уделяется большое внимание. Физическое воспитание рассматривается как важная составная часть воспитания подрастающего поколения. Ибо здоровье человека не только его личное дело, но и общегосударственная забота.

В наши дни здоровье нации в опасности. Это связано с недостатками питания, загрязнением окружающей среды, наследственностью, состоянием здравоохранения и т.д. По данным валеологии — науки о формировании, сохранении и приумножении здоровья посредствам обучения и воспитания — здоровье людей на 10-15% зависит от медицины, здравоохранения, на 20-25% от влияния окружающей среды, 15-20% составляют наследственные заболевания, 50-55% зависит от стиля жизни. Здоровый образ жизни ребенок должен наблюдать с раннего детства, приобщаться к нему.

Задачи физического воспитания:

Физическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования знаний по основам физической культуры, спорта, гигиена, формирование спортивно-физических умений и навыков, способствующих укреплению здоровья, приобщения к здоровому образу жизни, развитию физических и морально-волевых качеств личности.

Задачи физического воспитания:

— укрепление здоровья и обеспечение правильного физического развития человека;

— формирование знаний, умений, навыков и привычек в области физической культуры, спорта, гигиены, направленных на укрепление здоровья;

— включение в разнообразные виды физкультурно-спортивной деятельности;

— физическая подготовка учащихся к профессиональному труду и защите Родины;

— воспитание морально-волевых качеств и черт личности;

— развитие физических способностей и стремление к занятиям физкультуры и спорта;

— приобщение к здоровому образу жизни.

Физическое воспитание в отечественной педагогике рассматривается как фактор всестороннего развития личности. Физическое развитие создает предпосылки для полноценного умственного труда, который требует большого напряжения физических сил, поэтому умственную работу рекомендуется сочетать с занятиями спорта, физическими упражнениями.

Специфика физического воспитания и особенности преподавания предмета «ФК» в образовательных учреждениях.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

БИЛЕТ №1.

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков.

Всѐ это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие. Физическое воспитание — это система мероприятий, направленных на воспитание здоровой, всесторонне развитой и морально стойкой молодежи средствами физкультуры и спорта и естественными силами природы. Основная цель физического воспитания школьников в общеобразовательных учреждениях это, прежде всего, повышение сопротивляемости организма, укрепление здоровья, формирование двигательных навыков, улучшение физического развития, повышение сопротивляемости организма, формирование двигательных навыков, воспитание воли, дисциплинированности, чувства коллектива, закаливание, ознакомление с теорией, методикой и гигиеной физического воспитания. Центральной проблемой физического воспитания школьников в общеобразовательных учреждениях является нормирование объема и интенсивности двигательного компонента, которое осуществляется в соответствии с половозрастными особенностями личности, ее здоровьем, жилищно-бытовым и социальным статусом. Урок физической культуры — основная форма физического воспитания в общеобразовательных школах. Важнейшее требование к уроку: обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учетом их здоровья, физического развития, пола и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности учебных занятий; формирование у учащихся навыков и умений самостоятельных занятий физической культурой. Под нормальным физическим развитием школьника понимаются изменения в строении и функциях организма, присущие тому или иному возрасту. Показателями являются рост и вес тела, окружность грудной клетки, состояние мускулатуры и жироотложения, костная система, осанка, жизненная емкость легких, сила сжатия кисти и становая сила, половое созревание. Физическое воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях находится в тесной связи с нравственным, умственным, эстетическим и трудовым воспитанием, являясь, таким образом, необходимым звеном воспитания всесторонне развитой личности. Задачи физического воспитания: Оздоровительные задачи: 1. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию школьников в общеобразовательных учреждениях: формирование правильной осанки, развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов. 2. Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств. В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на всестороннее развитие физических качеств, однако акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений. 3. Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. При любой возможности физкультурные занятия, в том числе и уроки физкультуры, целесообразно проводить на свежем воздухе, а не в зале. Образовательные задачи: 1. Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков. У школьников необходимо формировать следующие пять групп двигательных умений и навыков: — умения и навыки, с помощью которых человек перемещает себя в пространстве (ходьба, бег, плавание, ходьба на лыжах); — навыки управления статическими позами и положениями тела при передвижениях (стойки, исходные положения, различные позы, строевые упражнения и т.д.); — умения и навыки выполнять различные движения с предметами (мячи, скакалки, ленты, гантели, палки); — навыки управления движениями рук и ног в сочетании с движениями в других звеньях тела (кувырки, перевороты, подъемы, висы, упоры, равновесия); — умения выполнять комплексные движения для преодолевания искусственных препятствий (прыжки опорные, лазание, прыжки в длину и высоту). 2. Формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта. Учащиеся должны знать: — условия и правила выполнения физических упражнений; — влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма; — правила самостоятельной тренировки двигательных способностей; — основные методы самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями; — место физической культуры в семье и т.д. Воспитательные задачи: 1. Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях тренировки, отдыха, повышения уровня работоспособности, а также укрепления здоровья. Решение данной задачи в деятельности педагога по физической культуре и спорту предусматривает создание необходимых предпосылок к самостоятельным физкультурным занятиям учащихся, а это обусловливает необходимость: — повышения физкультурной грамотности школьников; — стимулирования положительной мотивации к физической культуре; — формирования основ правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; формирования организационно- методических умений, дающих возможность правильно построить школьнику свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль и т.д. 2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.), содействие развитию психических процессов. Перечисленные задачи представлены в официальных документах, регламентирующих физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях (школа, училище, лицей, колледж и т.п.). Они играют роль ориентировочных установок для всех сторон направленного использования физической культуры в период школьного возраста. 3.Перспективы совершенствования физического воспитания школьников в общеобразовательных учреждениях.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Данная страница нарушает авторские права?

Физическая культура с давних времен использовалась для решения задач физического воспитания. С течением времени сфера ее применения расширилась. В настоящее время физиче­ская культура — непременный компонент трудовой деятельности и организации здорового досуга, но одной из наиболее обширных областей ее использования по-прежнему остается воспитание. В воспитании физическая культура используется в наибольшем соответствии со своими целями, задачами, социальными принци­пами и общепедагогическими требованиями, предъявляемыми к воспитательному процессу. Физическое воспитание наряду с нрав­ственным, умственным, трудовым, эстетическим воспитанием яв­ляется составной частью и одной из сторон воспитания.

Для физического воспитания свойственны общие признаки пе­дагогического процесса, такие, как соблюдение воспитателем и воспитуемым педагогических принципов, учет индивидуальных особенностей занимающихся, конкретная постановка решаемых задач, формирование личности занимающегося и др. От других сторон воспитания физическое воспитание отличает следующие особенности:

оно воздействует преимущественно на двигательные способно­сти человека и служит средством управления их развитием;

дает непосредственный оздоровительный эффект;

включает в себя обучение движениям и воспитание физических качеств.

В физическом воспитании выделяют две специфические сто­роны:

1) воспитание физических качеств, или физическое воспитание в узком понимании;

2) формирование двигательных умений и навыков, или физи­ческое образование.

Такое разделение физического воспитания обусловлено тем, что каждая из его сторон обеспечивается не вполне совпадающи­ми процессами, протекающими в организме человека. Значительно упрощая, можно сказать, что для воспитания физических качеств преимущественное значение имеют биохимические сдвиги и мор-

фологические изменения в организме. Формирование и совершен­ствование двигательных умений и навыков в большой мере зави­сят от процессов, протекающих в центральной нервной системе. Эти различия обусловливают использование разных педагогиче­ских подходов в каждой из сторон физического воспитания и ча­стично решение разных задач.

Цель физического воспитания зависит от общественных по­требностей, которые оно должно удовлетворять. Как основная форма использования физической культуры, физическое воспита­ние удовлетворяет потребность общества в людях со всесторонне развитыми физическими способностями. Поэтому целью физиче­ского воспитания является воспитание физически совершенных людей, активных строителей коммунизма, всесторонне физически подготовленных к труду и защите Родины. Цель физического вос­питания тесно связана с представлением о физическом совершен­стве человека. Под физическим совершенством понимают такой уровень физического развития и физической подготовленности, который обеспечивает оптимальное приспособление человека к условиям жизни. Идеал физически совершенной личности отра­жает представления о прекрасном и целесообразном в физическом состоянии человека.

Он отвечает требованиям труда, военного дела, быта, предъявляемым к человеку. Физически совершен­ный — это прежде всего здоровый, физически разносторонне подго­товленный, образованный и развитый человек. Идеал физически совершенной личности тесно связан с образом жизни, соци­альным, моральным обликом человека. Представления о физиче­ском совершенстве изменяются по мере изменения общественно-экономических формаций, условий жизни и деятельности людей.

Для достижения цели в процессе физического воспитания решаются воспитательные, образовательные, оздоровительные и другие задачи, связанные с физическим совершенствованием человека.

Образовательные задачи, решаемые в процессе физического воспитания, включают в себя обучение жизненно важным, спор­тивным, профессионально-прикладным двигательным умениям и навыкам. Обучение движениям является частью физического образования. Это сложный педагогический процесс. Его суть заключается в формировании способности управлять перемеще­ниями своего тела по определенной программе или с учетом из­меняющихся условий двигательной деятельности.

Обучение движениям влияет на уровень развития физических качеств, а он — на успешность обучения движениям. Все это сви­детельствует об их взаимосвязи в процессе физического воспита­ния, Несмотря на различия, они представляют собой единый пе­дагогический процесс физического воспитания.

К образовательным задачам физического воспитания как пе­дагогического процесса относится изучение основ теории и мето­дики физической культуры. На основе знаний, подкрепляемых на практике, формируются убеждения в полезности и необходи­мости регулярных занятий физической культурой и спортом.

Убеждения, в свою очередь, являются основой формирования потребности в таких занятиях в течение всей жизни.

Задачи обучения двигательным умениям и навыкам, их со­вершенствования являются специфическими для физического вос­питания. Задачи, связанные с формированием системы знаний по физической культуре, являются общими для физического и умст­венного воспитания. Это еще одно свидетельство единства различ­ных сторон воспитания в педагогическом процессе физического воспитания.

Оздоровительными задачами физического воспитания являются укрепление здоровья, закаливание организма, повышение его сопротивляемости различным заболеваниям. Успешность решения оздоровительных задач зависит от соблюдения требований прин­ципа оздоровительной направленности физической культуры.

На занятиях по физическому воспитанию решается ряд и других задач, связанных с физическим развитием занимающихся. Под физическим развитием в теории физической культуры пони­мают процесс становления и развития форм и функций организ­ма человека. Он совершается под влиянием наследственности и условий жизни, в том числе воспитания, особенно физического. Физическое воспитание является одним из факторов социально­го влияния на физическое развитие. Под влиянием физического воспитания в определенных пределах могут изменяться отдель­ные показатели телосложения. Поэтому физическое воспитание — один из факторов управления физическим развитием.

Целенаправленно воздействуя на физические и психические функции человека, с помощью физического воспитания можно решать задачи реакреации и реабилитации, В первом случае име­ются в виду развлечения и активный отдых. Во втором подразуме­ваются задачи, связанные с восстановлением утраченных или укреплением ослабленных функций. При определенных условиях физическое воспитание позволяет решать задачи расширения круга общения, усиления контактов человека с природой, обогащения эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, вос­питания бережного отношения к окружающей среде, формирова­ния здорового образа жизни.

Как педагогический процесс, физическое воспитание оказыва­ет разностороннее воспитательно-образовательное воздействие. Среди воспитательных задач есть характерные только для фи­зического воспитания и общие с другими сторонами воспитания.

Характерными для физического воспитания являются задачи воспитания физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Общими с другими сторонами воспитания являются задачи нравственного, умственного, трудового и эсте­тического воспитания. Эти задачи связаны с направленным фор­мированием личности в духе коммунистической морали.

Таким образом, физическое воспитание, как педагогический процесс, является неотъемлемой составной частью коммунисти­ческого воспитания. Без физического воспитания ни одна система воспитания человека не может рассматриваться как полноценная.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что является целью физической культуры в СССР?

2. Какие задачи уточняют цель физической культуры?

3. Назовите социальные принципы физической культуры и раскройте их содержание.

4. Перечислите и раскройте требования принципа всестороннего гармони­ческого развития личности.

5. Перечислите и, раскройте требования принципа связи физической куль­туры с трудом и оборонной практикой.

6. Перечислите и раскройте содержание требований принципа оздорови­тельной направленности физической культуры.

7. Почему физическое воспитание является педагогическим процессом?

8. Назовите специфические стороны физического воспитания и дайте ха­рактеристику каждой из них.

9. Какие задачи решаются в процессе физического воспитания?

10. Почему взаимосвязаны обучение движениям и воспитание физических качеств?

11. Благодаря чему в процессе физического воспитания можно решать за­дачи направленного формирования личности?

12. Какова роль физического воспитания во всестороннем гармоническом развитии личности?



Задачи физического воспитания в ДОУ. Группа оздоровительных задач (задачи по укреплению здоровья и обеспечению всестороннего развития):1) закаливание, повышение сопротивляемости организма воздействию внешней среды;2) укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование рациональной осанки;3) содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов; 4) способствование уравновешиванию процессов торможения и возбуждения. Развитию активного торможения; 5) воспитание физических способностей (преимущественно координационных и скоростных).

Группа образовательных задач:1) формирование основных жизненно важных двигательных навыков и умений; 2)начальное образование в области физической культуры;3) формирование первоначальных навыков личной и общественной гигиены.

Группа воспитательных задач:1) воспитание морально-волевых качеств (разумной смелости, решительности, честности, уверенности в своих силах); 2) формирование основ физической культуры личности;3) содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Возрастная периодизация дошкольников

Возраст Периоды Группы детских яслей и детских садов
Биологич. классификация Педагогич. классификация
1-10 дней Новорожденный Ранний дошкольный возраст Первая ясельная группа раннего возраста
1 год Грудной
2 года Раннее детство Вторая ясельная группа раннего возр.
3 года Младший дошкольный возраст Первая младшая группа детского сада
4 года Первое детство Вторая младшая группа детского сада
5 года Средний дошкольный возраст Средняя группа
6 лет Старший дошкольный возраст Старшая группа
7 лет Подготовительная группа

Средства физического воспитания дошкольников: Физические упражнения. Основные группы: 1. Основная гимнастика: 1) общеразвивающие упражнения для отдельных частей тела с предметами (мячами, кубиками, флажками, гимнастическими палками и др.) и без предметов; 2) различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазание, ползание, равновесие, висы и др.; 3) строевые упражнения (построения, перестроения, повороты, размыкания и смыкания и т.д.); 4) танцевальные упражнения. 2. Подвижные игры(бессюжетные и сюжетные). 3. Упрощенные формы спортивных упражнений. 4.Гигиенические факторы (соблюдение режима сна и питания, двигательной активности и отдыха, гигиена тела, массаж и т.п.).

Формы организации занятий физическими упражнениями: 1) утренняя гимнастика направлена на активизацию деятельности организма, повышение его работоспособности и формирование правильной осанки.

Средства УГ: общеразвивающие упражнения в сочетании с водными процедурами, массажем, закаливанием. Продолжительность 5 мин для детей от 2 до 4 лет (3-4 упражнения игрового и подражательного характера), 6-8 мин — для детей 4-5 лет, 8-10 мин — для детей 6 лет.2) физкультурные занятия урочного типа являются основной формой работы с детьми от 3 до 6 лет в детском саду. Цель занятий — обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных действий, воспитание физических способностей. Занятия проводятся не менее 2-3 раз в неделю под руководством воспитателя. Продолжительность занятий для детей 3-4 лет 15-20 мин, 4-5 лет — 20-25 мин, 5-6 лет — 25-30 мин. Занятия состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной; 3) подвижные игры с разнообразным двигательным содержаниемпроводятся ежедневно, как правило, во время прогулок; 4) физкультпаузы и физкультминуткииспользуются с целью предупреждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности, активизации двигательных функций при однообразных статических положениях тела. Проводятся на занятиях по счету, лепке, рисованию; 5) физкультурные праздники.Цель — демонстрация детьми в праздничной обстановке результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени. Проводятся 2-3 раза в год. 6) самостоятельные занятия физическими упражнениями (катание на велосипеде, двигательная деятельность на детских площадках, оснащенных специальным оборудованием и т.д.).

Физическое воспитание детей школьного возраста (задачи, формы и их содержание).

Возрастная периодизация: младший школьный возраст (7-11 лет), подростковый возраст (11- 15 лет), старший школьный возраст (15- 17 лет).

Цель физического воспитания школьников: способствовать всестороннему, гармоническому развитию детей, формировать физически культурную личность.

Общие задачи:1) содействовать нормальному физическому развитию ребенка: укреплять здоровье, закаливать и повышать общую работоспособность; 2) формировать жизненно необходимые знания, двигательные умения и навыки; 3) совершенствовать двигательные, психологические и интеллектуальные качества детей; 4) воспитывать потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями, способствовать формированию организаторских умений и навыков, умений самостоятельного использования средств физического воспитания; 5) воспитывать высокие нравственные качества, дисциплинированность, ответственность за свои действия, трудолюбие, эстетические чувства.

Формы физического воспитания школьников: 1.

Физическое воспитание в учебных заведениях: 1) уроки по предмету «Физическая культура»; 2) формы активного отдыха (гимнастика до занятий, физкультурные минутки и паузы, организованные игры на переменах; 3) внеклассные формы работы (секции видам спорта, группы ОФП, соревнования, туристические походы, спартакиады и т.д.). 2. Организации, осуществляющие внешкольные занятия физическими упражнениями(ДЮСШ, детские туристско-экскурсионные станции, массовые мероприятия, лагеря труда и отдыха, соревнования, самостоятельные занятия, оздоровительные мероприятия в режиме дня). 3. В семье (мероприятия в режиме дня, выполнение домашних заданий по физической культуре, самостоятельные занятия физическими упражнениями, игры, походы, прогулки).

Читайте также:

Лекция 17.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

План лекции

1. Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

2. Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей раннего и дошкольного возраста.

3. Средства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

4. Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и дошкольного возраста.

5. Методические особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет.

Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д.

Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

Наиболее общими задачами для детей раннего и дошкольного возраста являются изложенные ниже.

Оздоровительные задачи:

1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.).

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц.

Необходимо также с ранних лет создавать у ребенка представление о правильной осанке. Действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях) — являются физические упражнения.

3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д. Физическая культура, придавая естественному процессу становления форм и функций растущего организма оптимальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействует тем самым нормальному функционированию всех систем детского организма.

4. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости). В дошкольном возрасте процесс воспитания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей.

Образовательные задачи:

1. формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием: к трем месяцам необходимо содействовать формированию умений поднимать и удерживать голову; к шестому месяцу формировать элементарные движения рук, умение ползать, переворачиваться со спины на живот, удерживать туловище лежа на животе с опорой руками; к одиннадцатому месяцу необходимо научить садиться, ложиться, стоять и ходить, держась за предметы; к первому году жизни ребенка необходимо научить ходить; к третьему году жизни ребенок должен освоить ходьбу, бег, лазание; к четвертому году формируют навыки метания различных предметов, спрыгивания с высоты, ловли предмета, катания на трехколесном велосипеде; к пятому-шестому годам ребенок должен уметь выполнять большинство двигательных умений и навыков, встречающихся в быту и жизни: бегать, плавать, ходить на лыжах, прыгать, лазать по лесенке вверх, переползать через преграды и т.п.

2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий.

Прежде всего необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями.

В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способности. Это позволит расширить их познавательные возможности и Умственный кругозор.

Воспитательные задачи:

Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).

2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.

Читайте также:

Понятие – это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражающая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления). К основным понятиям теории физического воспитания относятся: 1) физическое воспитание, 2) физическое развитие, 3) физическая подготовка, 4) физическое совершенство, 5) спорт.

1. Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются: обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование. Физическое образование – это системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретения таким путём необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Овладевая двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества и познавать закономерности движений своего тела.

По степени освоенности, техника двигательного действия может выполняться в двух формах: в форме двигательного умения и в форме двигательного навыка. Поэтому часто вместо словосочетания обучение двигательным действиям используют термин формирование двигательных умений и навыков. 

Воспитание физических качеств — является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врождёнными, то есть, даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать и совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, то есть педагогический характер, то корректнее говорить не развитие а «воспитание физических качеств».

2. Физическое развитие — это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств организма, проходящий по закономерностям возрастного развития, взаимодействия генетических факторов и факторов внешней среды.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

• Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объёмы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.).

• Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывают функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системы, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

• Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.). Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45 – 50-летнего возраста физическое развитие как бы стабилизировано на определённом уровне. В дальнейшем по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т. п.

Возможность целесообразно воздействовать на процесс физического развития, оптимизировать его, направив по пути физического совершенствования индивида и реализуется в физическом воспитании.

Наряду с термином «физическое воспитание» применяют термин «физическая подготовка. Термин «физическая подготовка» применяют тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к спортивной, трудовой и иной деятельности. 

3. Физическая подготовка — есть результат использования физических упражнений, воплощённый в достигнутой работоспособности и в сформированных двигательных умениях и навыках, необходимых в определённой деятельности, либо способствующих её освоению.

Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

Общая физическая подготовка — направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной двигательной деятельности (в конкретном виде спорта, профессии и др.), предъявляющий специализированные требования к двигательным способностям человека.

4. Физическое совершенство — это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются:

1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным условиям жизни, труда, быта;

2)высокая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;

3)пропорционально развитое телосложение, правильная осанка;

4)всесторонне и гармонически развитые физические качества;

5)владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия.

5. Спорт — представляет собой соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения и достижения в сфере этой деятельности.

Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации действий соревнующихся, условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам в каждом виде спорта.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности осуществляется в форме спортивной тренировки.

Оставьте комментарий