Философская категория для обозначения объективной реальности

Стремясь постичь природу объективной реальности, бытия, которые в философии принято обозначать с помощью категории «материя», люди уже в древности стали задумываться над тем, из чего состоит окружающий мир, есть ли какие-то «первоосновы», «первокирпичики» в строении материального мира. Поиск основы объективной реальности в философии называют проблемой субстанции. В древности существовали разные гипотезы:

— вода — основа всех вещей (Фалес);

— огонь – основа всего сущего (Гераклит);

— в основе мира лежит не какое-то конкретное вещество, а бесконечная неопределенная субстанция – «апейрон» (Анаксимандр);

— в основе мира – неделимая субстанция – атомы (Демокрит, Эпикур);

— первооснова мира – это Бог, Божественная мысль, Слово, Логос (Платон, религиозные философы).

Если в XVII в. под материей понимали вещество, то уже в XIX в. наука показала, что в мире имеются такие материальные объекты, которые не есть вещество, например электромагнитные поля, что возможен взаимопереход между веществом и энергией, светом.

Наиболее полная разработка этой категории дана в трудах современных материалистов. В материалистической философии «материя» выступает как наиболее общая, фундаментальная категория. В ней фиксируется материальное единство мира. Определение понятия «материя» было дано В.И. Лениным в его работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 г.). «Материя, — писал Ленин, — есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущения его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Смысл данного определения сводится к тому, что материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Понимание материи в этом случае не привязывается ни к какому конкретному ее виду или состоянию (веществу, полю, плазме, вакууму). Иначе говоря, 1)материя – субстанция, «общее в вещах». Уровень обобщения в ленинском определении материи – предельный. Но общее в природе существует через конкретные вещи и явления.2)Поэтому под материей понимают и единичное, которое воздействует на органы чувств, вызывая ощущения. Материя как объективная реальность способна воздействовать на наши ощущения, что создает основу для того, чтобы наше сознание могло воспринимать окружающий мир, то есть познавать эту объективную реальность. Материя – это нечто, что по своим качествам противоположно тому, что принято называть «сознанием», или субъективной реальностью.3) Единство общего и единичного в каждом конкретном объекте предполагает третье значение термина «материя», когда под ней понимается совокупность всех материальных образований в природе, существующих независимо от познания их человеком.

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»:

материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного духа (существующего только в виде сознания человека;

позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны он нее.

Все материальные объекты характеризуются некоторыми общими атрибутивными свойствами. (Словом «атрибут» в философии обозначают такое свойство, без которого материальный объект не может существовать.) К таким атрибутивным свойствам материи обычно относят: — системность (упорядоченность, структурную определенность); — активность (движение, изменение, развитие); — самоорганизацию; — пространственно-временную форму бытия; — отражение; — информативность.

Структурными элементами материи (материального мира) являются: неживая природа, живая природа, социум (общество).

3.Атрибутивные свойства материи: движение, пространство, время.

Движение (Д.) в философии рассматривается как важнейшее свойство материи. Д. не существует без материи, а материя не существует без движения. В широком смысле оно понимается как любое изменение вообще, начиная с простого пространственного перемещения предмета и заканчивая человеческим мышлением; т.е. Д. представляет собой не однотипный и не однородный процесс. Выделяют следующие типы Д., характеризующие направленность изменения: 1) Д. по восходящей линии (от простого к сложному); 2) Д. по нисходящей линии (например, процесс старения); 3) ни восходящее, ни нисходящее (например, Д. маятника). Такое Д. возможно в сравнительно короткие промежутки времени.

Д. обладает следующими свойствами: объективность, всеобщность, неуничтожимость, абсолютность.

Объективность состоит в том, что Д. – это имманентное свойство материальных систем, оно существует независимо от сознания.

Всеобщность – любой объект свою устойчивость реализует через определенные процессы и изменения. В мире нет материальных объектов, которые были бы лишены Д.

Несотворимость и неуничтожимость Д. доказывается тем, что если мы признаем конечность Д., то мы должны будем признать и существование материи без Д. (что невозможно). Важнейшим доводом является закон сохранения энергии: энергия не исчезает бесследно, а превращается из одной формы в другую, но количественно при этом сохраняется. Качественная неуничтожимость Энергии состоит в том, что ни одна ее форма не исчезает бесследно. Движение и Энергия связаны тем, что Энергия – это способность совершать работу и она, соответственно, является характеристикой Д.

Абсолютность Д.ставит вопрос о существовании покоя.Д.и покой — противоположности, которые предполагают и не исключают друг друга, поэтому это единство противоположностей. Покой, т.е. отсутствие движения – вероятная сторона данного единства. Д. абсолютно, а покой относителен. Покой проявляется в равновесии, во временной стабильности и устойчивости явлений. Наличие покоя необходимое условие существования качественно определенных вещей. Покой относителен по отношению к некоторым материальным объектам, но не к материи в целом. Он относителен по отношению к отдельным видам Д., но не к Д. в целом. Так что, Д. и покой это две стороны одной медали, диалектически противоречивые свойства всякого материального объекта. Они взаимообусловлены: сохранение структуры предмета есть результат непрекращающегося взаимодействия его частей.

Ф. Энгельс выделил следующие формы движения материи: — механическая форма (преимущественно в пространстве); — физическая (теплота, изменение агрегатных состояний вещества); — химическая (превращение веществ); биологическая (обмен веществ); социальная (изменения в обществе). Каждая из них связана со специфическим материальным носителем.

Пространство и время(П. и В.) есть атрибуты материи, непрерывно связанные с движением, без которых она не существует. П. выражает протяженность и структурность любых объектов, порядок их сосуществования и расположения. Время выражает длительность существования объектов, последовательность причинно-следственных отношений и смены состояний материи. П. и В. не существуют отдельно от движущейся материи и друг от друга.

В истории философии существует два основных подхода по поводу расположенности материи во времени и пространстве:

1. Субстанциональный;

2. Реляционный.

Сторонники первого – субстанционального подхода (Демокрит, Эпикур) считалиП. и В. отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей, П. и В. рассматривали как межсубстанциональные.

П. отождествлялось с пустотой (местом), понимаемой как самостоятельная субстанция, благодаря которой все явления и процессы получают пространственные характеристики. Эта идей сыграла существенную роль в процессе становления классической физики. В. тоже рассматривается как самостоятельная сущность, как «длительность вообще», как условие всех возможных изменений. В. имеет свое «течение», независимо от того, происходит что-либо или не происходит.

Сторонники второго – реляционного подхода (Аристотель, Лейбниц, Гегель) – воспринимали П. и В. как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Реляционная концепция В. исходила из первичности движения, изменения конкретных объектов, относительно которых в зависимости от характера изменений формируются временные отношения. В. выступает как выражение упорядоченности, последовательности происходящих изменений.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, в соответствии с которой:

В. – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития;

П. – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

П. и В. тесно переплетены между собой. То, что совершается вП., происходит одновременно и воВ., а то, что происходит во В., находится в П. Гегель, соединяя П. и В.с движением (Д.), утверждал, что они действительны только при наличии Д., изменения чего-либо. А Д., по Гегелю, является непосредственным единством П. и В.

Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнштейном: — подтвердила правильность реляционной теории – то есть понимание П. и В. как отношений внутри материи; — перевернула прежние взгляды на П. и В. как вечные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-нибудь объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта П.и В. изменяться – П. (материальные объекты) уменьшится, аВ.замедлится. Таким образом, П. и В. относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Категории П. и В. носят универсальный характер, так как применимы для анализа и объективной, и субъективной реальности, то есть носят всеобщий характер. Всеобщность обусловлена единством бытия и абсолютным характером происходящих в нем изменений.

П. и В. также имеют свои свойства. Свойствами П. традиционно называют следующие: 1. Объективность П. (общее свойство П. и В.). Данное свойство вытекает из признания объективной реальности движущейся материи. Объективность П. и В. признают не все: некоторые считают эти категории формами человеческого созерцания. Такую позицию пытаются доказать научно: с течением времени представления о П. и В. неоднократно менялись. Но следует учитывать безусловную разницу между представлениями о П. и В. и о реальном П. и В. 2. ПротяженностьП. – выражается в устойчивости связи элементов в системе; величина протяженности зависит от внутренних и внешних связей тел, структуры объекта. Протяженность есть всеобщая черта П.3. ТрехмерностьП., т.е. характеристиками его являются длина, ширина и высота. Данное свойство связано с некоторыми свойствами движения (Д.): Д. точки дает линию (1 измерение), Д. линии – плоскость (2 измерение), а Д. плоскости – объем (3 измерение). В науке давно говорят о наличии более, чем трех измерений, так, в физике традиционно считают, что 4-ым измерением для П. является В. Трехмерное П. характеризует привычный для человека мир и при обнаружении большего числа измерений возможны какие-либо новые представления о данной категории. (Сами положения о трехмерности П. лежат в основе теоремы линейной алгебры: максимальное число линейно независимых векторов равно трем, но данная теория не доказана). 4.Единство прерывного и непрерывного. Прерывность П. выражается в дискретности (раздельности) вещественных тел, но материя не только вещество, но и поле, которое непрерывно, соответственно есть единство прерывного и непрерывного.

Свойствами В. являются следующие: 1. Объективность– поскольку материя объективно движется, а В. атрибут материи, то соответственно оно тоже объективно. 2.Длительность как свойство В. проявляется в фактах возникновения каждого последующего момента вслед за окончанием предыдущего. Никакой процесс не может происходить мгновенно – он длится во времени; длительность обусловлена сохранностью материи и последовательным пребыванием материи в разных качествах.

Признается существование и психологического П. и В. Их особенности и характеристики обусловлены психикой отдельного человека, а также внешними обстоятельствами его существования. Так, психологическое (субъективное, перцептуальное) В. зависит от смысла деятельности человека, его настроения и способности к восприятию информации. Если деятельность человеку нравится и у него нормальная переработка информации, то В. течет быстро и наоборот, а от процесса и скорости усвоения информации зависит интеллект человека.

Следовательно, понятие психологического (перцептуального) В. выражает особенность восприятия В. конкретным человеком. Смешение субъективного и объективного В. приводит к выводу, что никакого В.вообще нет и именно такой позиции придерживались Демокрит и Аристотель. Суть их взгляда была в том, что время есть некая фикция, которая при ближайшем рассмотрении рассыпается: прошлого уже нет, будущее еще не наступило и есть только «теперь». Прошлое продолжается в настоящем и получает свое определение в связи с настоящим. Реальное прошлое есть всегда прошлое некоторого настоящего.

В. однонаправленно и необратимо, то есть прошлое порождает настоящее и будущее, но возвратить прошлое невозможно; оно недоступно воздействию, как и будущее. Эти свойства обусловливают асимметрию причинно-следственных отношений: действие всегда направлено от причины к следствию, но не наоборот. Если бы следствие порождало причину, то все следствия должны были исчезать в породивших их причинах. Однако в жизни имеют место такие явления, которые ставят под сомнение данное свойство В. Так, существует такое понятие, как «петля времени», т.е. случаи перемещения во времени из прошлого в настоящее или из настоящего в прошлое – эти перемещения противоречат свойству однонаправленности В. Однако так или иначе, но объективно в данный момент В. существует только настоящее, а прошлое и будущее существует только через настоящее: прошлое в виде культурного наследия, а будущее в виде возможностей. При этом однонаправленность В. не означает, что у Д. есть какая-то конечная цель или состояние, т.к. время вечно.

Со второй половины XX в. В. изучается также и в рамках гуманитарных наук и искусства. В конце прошлого века стали выделять художественное П. и В. Сейчас некоторые ученые полагают, что есть несколько видов В.: биологическое, историческое, геологическое и т.д.

Можно выделять П. и В. социального бытия. Единицей социального пространства может выступать деревня, полис, феодальное поместье, национальное государство и т.п. Ощущение времени в различные эпохи связано с темпом жизни, с применением календарей, часов, с насыщенностью жизни событиями, с динамичностью социальных процессов в целом. Социальное В. – форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей.

Таким образом, понятие П. и В. имеют смысл для объективной и субъективной реальности, поскольку всякая действительность дифференцирована, структурирована, а мир находится в состоянии движения.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. В чем заключается суть философской проблемы бытия?

2. В чем состоит сложность определения категории «материя»? Как это определение может быть сформулировано?

3. Раскройте взаимосвязь пространства и времени друг с другом и с движением материи.

4. Объясните суть субстанционального и реляционного подходов по поводу расположенности материи во времени и пространстве.

Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 977 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Материя как философская категория.

Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, — это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся красотой северного сияния, полетом комет. Разнообразие мира не поддается счету. Нужно иметь большую силу мысли и богатое воображение, чтобы увидеть за многообразием вещей и явлений мира их общность и единство.

У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. Прежде всего по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не может видеть, осязать, например, отдельные атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.

Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует «безликой» материи. Материя — это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Единственным относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

Каждое сколько-нибудь последовательное философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело с материалистическим, а во втором — с идеалистическим монизмом (от греч. один, единственный). Существуют философские учения, которые стоят на позициях дуализма (от лат. двойственный).

Некоторые философы усматривают единство предметов и процессов в их реальности, в том, что они существуют. Это действительно есть то общее, что объединяет все в мире. Но принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных существующих систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.

Бесконечное мироздание как в великом, так и в малом, как в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется универсальным законам, связующим все в мире в единое целое. Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Сознание — это и познание действительности, и ее составная часть. Сознание принадлежит не к какому-то потустороннему, а к материальному миру, хотя и противостоит ему как духовность. Оно не сверхъестественный уникум, а естественное свойство высокоорганизованной материи.

Материя в физическом смысле имеет разнообразное, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик.

От «прерывных» форм материи неотделимы «непрерывные» формы. Это разные виды полей — гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать.

Мир и все в мире — это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия систем. Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной организации. Понятие структуры применимо не только к различным уровням материи, но и к материи в целом. Устойчивость основных структурных форм материи обусловлена существованием ее единой структурной организации.

Один из атрибутов материи — ее неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения.

Термин «материя» (лат. materia — вещество, материал) возник примерно в ] в. до и. э. как перевод на латынь греческого слова «поле» (букв.: корень, древесина, материал) и в процессе развития философии претерпел сложную эволюцию.

Стоящие у истоков философского понимания материи древнегреческие натурфилософы 6—5 вв. до н. э. (Фалес, Анаксимен, Эмпедокл) не были еще ни материалистами, ни идеалистами. Они называли первоначалом четыре «стихии» (воду, воздух, огонь, землю). Новый этап в развитии понятия «материя» связан с учением Аристотеля, который мыслил се как пассивный субстрат, способный к восприятию разных форм. Материя противопоставлялась им форме как возможность действительности. При этом Аристотель различал материю «последнюю», уже обладающую некоторой определенностью возможность бытия конкретной веши, и «первую», чистую возможность бытия всех вещей.

В эпоху поздней античности в осмыслении материи появляется этический аспект. В гностицизме материя — это низменное, злое начало, которое поглощает и разделяет начало духовное, возвышенное. Наметившееся в этот период противопоставление материи (телесного) духовному стало одним из важнейших принципов философии неоплатоников. Для них материя — это как бы периферия бытия, последняя ступень деградации духовного, истекающего из первоначала неподвижного Единого.

Материя противопоставляется последнему также и как абсолютная изменчивость, множественность.

Понятие «материя» возникает и развивается в античной философии отнюдь не в рамках материалистической традиции, и его активно использовали также и философы — объективные идеалисты (платоники).

Объективно-идеалистическая философия не отказалась от него и в Новое время, и в 19 в. Так, Ф. Шеллинг, представитель немецкой классической философии, рассматривал материю в неразрывном единстве с духом, называя ее «дремлющим духом».

Как появилось материалистическое понимание материи?

Идейно оно восходит к древнегреческим атомистам, стоикам и натурфилософам-досократикам. Непосредственно в его основу была положена Декартова телесная субстанция — причина всех вещей, переосмысленная в пантеистическом духе Спинозой.

Декарт, понимая под субстанцией то, что не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, свел их число к трем: несотворенной мыслящей (Бог), сотворенной мыслящей и сотворенной протяженной (телесной).

Материя как философская категория для обозначения объективной реальности

Мышление и протяженность соответственно являются атрибутами второй и третьей субстанций. Число атрибутов также было сведено им к двум главным, от которых зависят все остальные ее свойства. Весь (сотворенный) мир, таким образом, распался у Декарта на две субстанциально (существенно) различные половины.

Представители классического материализма 18—19 вв. (Д. Дидро, Д. Толанд, П. Гольбах, Л. Фейербах, Л Бюхнер и др.) рассматривали материю как единственную реальность, субстанцию, к которой сводится все сущее. Материя наделяется ими способностью к самодвижению и саморазвитию, пространство и время (а по Дидро также и чувствительность) считаются ее атрибутами.

Для материализма материя — сущность природы, причина самое себя и источник бытия всех вещей.

Способность материи к саморазвитию в особенности подчеркивалась материализмом диалектическим, внесшим наибольший вклад в разработку учения о материи в 19— 20 вв. С точки зрения последнего материя — это объективная реальность, данная нам в ощущении, а движение — способ ее существования, и развитие есть суть движения. Развитие материи начинается с простейших форм движения и все более усложняется. Наличный мир являет собой систему материального движения, в котором можно выделить иерархию пяти основных уровней: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное.

Предыдущая35363738394041424344454647484950Следующая

Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 922;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Материя как философская категория. Развитие представлений о материи в философии.

Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая

Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека.

Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией).

Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен — из воздуха; Гераклит — из огня; Эмпедокл — признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало — апейрон; Демокрит — все состоит из атомов и пустоты; Пифагор — из чисел (материалисты).

Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер.

Платон — в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).

Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход к пониманию материи.

В связи с революцией в естествознании в конце 19 — начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи: материя — это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:

  • логический — материя как философская категория;
  • онтологический — (онтология — учение о бытии; бытие — единство объективной и субъективной реальности) — материя как объективная реальность;
  • гносеологический — (гносеология — теория познания) — материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение;
  • заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений.

В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:

  • материя — это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;
  • материя — это то, что существует вне и независимо от сознания человека;
  • материя — это то, отражением чего является сознание, мышление.

Основные этапы развития представлений о материи КРАТКО:1. Отождествление материи с какой либо стихией, характерное для стихийного материализма (Фалес, Анаксимен, Гераклит) 2. Атомистическое представление о материи, состоящей из мельчайших неделимых частиц – атомов (Демокрит, Эпикур, Лукреций) 3. Вещественно-субстратное представление о материи; материя отождествлялась с веществом, телесностью. Оно было наиболее распространённым в 17 – 19 вв. (Т. Гоббс, Д. Дидро, П. Гольбах и др.) 4. Диалектический и исторический материализм распространил понятие «материя» на историю и жизнь общества (К. Маркс, Ф. Энгельс) 5. Философско-гносеологическое, характерное для естествознания и философского материализма 20 в. Сейчас материей признаётся не только вещество, но также поле и энергия.

Материя и её атрибуты.

Есть коренные свойства материи, которые присущи всем предметам и явлениям, без которых материя не существует и которые без материи тоже не могут существовать. Это так называемые атрибуты материи — движение, пространство и время.

В данной работе рассмотрим понятия пространства и времени, движения, выявим сущности этих понятий, их свойства, сделаем вывод по проделанной работе.

Пространство и время

Пространство — есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.

Время — форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.

Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:

– объективность и независимость от сознания человека;

– их абсолютность как атрибутов материи;

– неразрывная связь друг с другом и движением;

– единство прерывного и непрерывного в их структуре;

– зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах;

– количественная и качественная бесконечность.

Различают монологические (направление, непрерывность, необратимость) и метрические (связанные с измерениями) свойства пространства и времени.

Так, к всеобщим свойствам пространства относятся:

протяженность, т.е. взаимное расположение и существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента;

связность и непрерывность, которая проявляется физическим воздействием через поля различного характера перемещения тел;

относительная прерывность, т.е. раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры.

Общее свойство пространства — это трехмерность, т.е. все материальные процессы происходят в пространстве 3-х измерений. Кроме всеобщих свойств пространство обладает и локальными свойствами. Пространство одной материальной системы непрерывно переходит в пространство другой системы, поэтому оно практически незаметно, отсюда его неисчерпаемость как в количественном так и в качественном отношении.

К всеобщим свойствам времени относятся:

– объективность;

– неразрывная связь с атрибутами материи (пространством, движением и др.);

– длительность (выражающая последовательность существования и смены состояний тел) образовывается из возникающих друг за другом моментов времени, которые составляют весь период существования тела от его возникновения и до перехода в другие формы.

Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому время существования этого тела конечно и прерывно. Но при этом материя не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет формы своего бытия. Отсутствие разрывов между моментами и интервалами времени характеризует непрерывность времени. Время одномерно, ассиметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему.

Специфические свойства времени:

– конкретные периоды существования тел (они возникновенны до перехода в иные формы);

– одновременность событий (они всегда относительны);

– ритм процессов, скорость изменения состояний, темп развития процессов, и др.

Но не смотря на индивидуальные свойства, отличающие друг от друга пространство и время, в мире нет материи, которая бы не обладала пространственно-временными свойствами, так же, как время и пространство не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее.

Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения.

Первую из них обычно называют субстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время — самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее .Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов.

Бесконечность времени состоит в том, что материя вечна в прошлом и в будущем, что время — всеобщая форма существования беспечной материи. В мире происходят необратимые изменения, а не кругообороты.

Конечность пространства находит выражение в прерывности движения, в дискретности и дифференцированности материи. Конечность же времени в том, что оно складывается из бесконечного множества длительностей существования отдельных материальных процессов, претерпевающих необратимые качественные изменения.

Материя вечна, несотворима и неучтожима. Она существовала всегда и везде, всегда и везде будет существовать.

Движение

Изменение в форме обозначены понятием движения.

Термин «движение» обыденное сознанием понимает как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим. Существуют и более сложные формы движения: физическая, химическая, биологическая, социальная и другие.

Все формы движения материи взаимосвязаны. Так, например, механическое движение (самое простое), обусловлено процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием гравитационных и электромагнитных полей, сильных и слабых взаимодействий в микромире..

Движение – это изменение вообще.

Оно характеризуется тем, что

– неотделимо от материи, поскольку является атрибутом (неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого объект не может существовать ) материи. Нельзя мыслить материю без движения, как и движение без материи;

– движение объективно, изменения в материю может внести лишь практика;

– движение – есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности,

– движение никогда не сменяется абсолютным покоем.

Материя (философия)

Покой – это тоже движение, но такое при котором не нарушатся качественная специфика предмета (особое состояние движения);

Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно разделить на количественные и качественные изменения.

Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве.

Качественные изменения всегда связаны с качественной перестройкой внутренней структурой объектов и превращением их в новые объекты, обладающие новыми свой свойствами. По сути речь идет о развитии. Развитие – это движение, связанное с преобразованием качества предметов, процессов или уровней и форм материи. Развитие разделяется на динамическое и популяционное. Динамическое – осуществляется как усложнение объектов, через раскрытие потенциальных возможностей скрытых в предшествующих качественных состояниях, причем превращения не выходят за рамки существующего вида материи (развитие звезд ). При популяционном развитии осуществляется переход от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию следующего (переход от неживой природы к живой). Истоком популяционного движения служит самодвижение материи, по принципу ее самоорганизации.

Энгельс выделил 5 форм движения материи и предложил следующую классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение материи. Современная наука открыла новые уровни организации материи и обнаружила новые формы движения.

Современная классификация форм движения материи включает:

пространственное перемещение;

– электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;

– гравитационную форму движения;

– сильное (ядерное) взаимодействие;

– слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

– химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);

– геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах — материках, слоях земной коры и т. д.):

– биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т. д.;

– социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).

Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако, представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.

Утверждение, будто движение существует без материи с точки зрения философов-материалистов столь же абсурдно, как и умозаключение о существовании материи без движения. В неразрывном единстве материи и движения материя исходна, а движение -производно. Оно как бы подчинено материи.

Движение обладает целым рядом важнейших свойств. Во-первых, движению свойственна объективность, т. е. независимость его существования от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину своих изменений. Отсюда следует положение и о бесконечности взаимопревращений материи. Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи (нет объектов лишенных движения). Это означает также и то, что само содержание материальных объектов во всех своих моментах в отношениях определяется движением, выражает его конкретные формы (и проявления).

В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость. Последовательный философский материализм отвергает какое-либо рассуждение о начале или конце движения.

В-четвертых, движению свойственна абсолютность. Признавая всеобщий характер движения, философский материализм не отвергает существования в мире устойчивости, покоя. Однако последовательный философский материализм подчеркивает относительный характер таких состояний материальных объектов. Это означает, что абсолютная природа движения реализуется всегда только в определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах. Именно поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) — это момент движения, поскольку он преходящ, временен, относителен. Покой — это как бы движение в равновесии, поскольку покой включен в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным движением.

Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая



Категория материи и ее значение для философии

Мир объективен, то есть существует вне и независимо от сознания, представляет собой движущуюся материю во всем многообразии форм ее проявления. Философия рассматривает материю как основу и сущность окружающего нас мира. Со­временная наука выделяет различные уровни организации ма­терии: микроорганизм и макроорганизм, мельчайший атом и огромных размеров небесное тело — все это различные формы материи, всем им присуще одно и то же свойство: быть объек­тивной реальностью, существовать вне нашего сознания.

Понятие «материя» /materia лат./ изначально означала веще­ство. Началом формирования представления о материи явился поиск того, что роднит все качественное многообразие сущест­вующих вещей. Он и привел к появлению понятия для обозна­чения единой, объемлющей это качественное разнообразие ос­новы мира. Все многообразие мира выводилось из какого-либо одного качественно определенного, эмпирически восприни­маемого элемента /огонь, вода и т.д./. В дальнейшем появилась идея атомарного строения мира, в основе которой атом — чувственно не воспринимаемая частица, основа миро­здания.

Атомистическая концепция строения мира перестала гос­подствовать в философии и науке после того, как был открыт электрон. Дальнейшие открытия в области физики установили возможность исчезновения вещества. В какой-то момент наука стала молиться новому богу — полю. Получили распространение утверждения, что якобы материя исчезает, а материализм тер­пит крах. На смену моделей, созданных механистически мыс­лящими учеными-естествоиспытателями XVIII — XIX вв., при­шли новые открытия в области естествознания на рубеже XIX — XX вв., /открытие электронов, радиоактивности, теории относительности…/. Выявившиеся философские противоречия нашли свое разрешение прежде всего в рамках диалектического материализма, пришедшего на смену материализму механисти­ческому. В.И. Ленин, раскрывая сущность кризиса в понимании материи, пояснил, что исчезла не материя, а метафизические представления о ней, и новые открытия могут быть поняты лишь с позиций диалектического материализма, который не связан жестко с вопросом о конкретном строении материи. Во­прос о строении материи — это физический вопрос, а вопрос об

отношении нашего познания к физическому миру — это фило­софская проблема. В.И. Ленин внес и принципиально новое ос­мысление сущности материи, подчеркнув, что единственное ее свойство есть «свойство быть объективной реальностью, суще­ствовать вне нашего сознания» . Путь к диалектическому опре­делению понятия материи как единой субстанции лежит не че­рез перечисление ее свойств, а, как показал В. И. Ленин, через соотнесение ее с сознанием: «Материя есть философская ка­тегория для обозначения объективнойреальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фото­графируется, отображается нашими ощущениями, сущест­вуя независимо от них». Ленинское определение материи на­правлено как против объективного идеализма, исходящего из признания духа в качестве субстанции сущего, так и против субъективного, полагающего, что все окружающие предметы являют «комплексы наших ощущений». Одновременно оно от­вергает агностицизм.

Материя нигде и никогда не утрачивает своей способности ко все новым превращениям. При этом возможны любые ее превращения, кроме двух — возникновения из ничего и перехода в ничто. Материи неоткуда взяться и некуда деться: она и ис­точник, и причина, и следствие самой себя. Она едина в своем самобытии.

Будь умным!

Принцип сохранения материи подтверждается со­временной наукой. Из этого следует, что неуничтожимость и несотворимость есть непременное условие самого существова­ния мира: ведь энергия суть мера движения материи.

Существует взаимосвязь между естественнонаучным и фи­лософским определением материи. Естественнонаучное нахо­дится в постоянном изменении в зависимости от развития нау­ки. На основании достижений естествознания менялись пред­ставления человечества о картине мира. Так, в основе геоцен­трической картины мира лежат представления о мире древне­греческого ученого и мыслителя Птоломея. На формирование гелиоцентрической картины мира оказали влияние открытия в области физики, астрономии XVI — XVII ввУН. Коперник, И. Ньютон…/. Современная научная картина мира создана на ос­новании величайших открытий XIX — XX вв. во всех областях естествознания /А. Эйнштейн, Максвелл, Планк, И. Приго­жий…/

Материи присущи такие свойства, как несотворимость, не­уничтожимость, бесконечность, независимость от человеческо­го сознания.

1 Ленин В.И. ПСС, т.18, с.275.

2 Ленин В.И. ПСС, т.18, с.296.

Читайте также:

Материя — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи.

Материя как объективная реальность, которая дана человеку в ощущениях

Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Универсальными свойствами материи являются:

1)структурность: В мире неживая природа, живая, социум

Уровнями неживой природы являются:

• субмикроэлементарный, микроэлементарный, ядерный, атомарный, молекулярный, уровень единичных вещей, уровень макротел, уровень планет, систем планет, галактик, систем галактик, метагалактик; Вселенной.

К уровням живой природы относятся:

• доклеточный, клеточный, многоклеточный, уровень видов; популяций; биоценозы; биосфера

К уровням социума относятся:

• отдельный индивид; семья; группа; коллективы, социальные группы, этносы; нации; расы; • отдельные общества; государства; союзы государств; человечество в целом.

2)системность

3)самоорганизация

4)отражение (воспроизведение на мат. объекте характерных особенностей другого мат. объекта \следы на земле \)

5)движение

Формы: механическое, химическое, биологическое, социальное

Типы: количественное ( связано с переносом энергии и материи в пространстве)

Качественное ( перестройка внутренней структуры материальных объектов и появление новых объектов с новыми свойствами)

-ДИНАМИЧЕСКОЕ – объект сохраняется, но усложняется \перо – ручка \

-ПОПУЛЯЦИОННОЕ – переход от одного качественного уровня к др. \ обезьяна – человек \

6)пространство и время

Важными вопросами являются соотношения пространства и времени к материи. Являются ли они свойствами материи?

-Субстанционная концепция: Пространство и время не связаны с материей. П – это протяженность, а В – это длительность

-Реляционная концепция: Пространство и время воспринимаются в привязке с материей. П: трехмерно, бесконечно, изотропно, симметрично. В – форма существования материи, выражающая длительность бытия, последовательность сменяющих друг друга состояний материальных объектов (взросление, старость). В: однонаправлено, одномерно, ассиметрично (есть биологическое время, часовые пояса)

Универсальные законы существования и развития материи:

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон перехода количественных изменений в качественные

Закон отрицания отрицания

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 118 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Что есть материя как философская категория?

Все многообразие материалистических концепций ориентировано на монистический взгляд на мир, а в качестве субстанции (основы мира) в них выступает понятие материи.

Вопрос о материи, ее свойствах, формах существования является коренным вопросом философии и естествознания. Это объясняется тем, что понятие материи наиболее глубоко выражает уровень знаний людей о мире, обусловливает решение всех других проблем философии и естествознания.

В античных учениях под материей понималось какое-то конкретное вещество (первоначало). Основу всего существующего, считали материалисты, составляют конкретно-чувственные природные начала (вода, воздух, огонь, земля). Вершиной античного учения о материи явилась атомистическая концепция Демокрита, согласно которой все тела природы состоят из мельчайших, неделимых, различных по массе частиц-атомов, движущихся в пустоте. Практически почти в неизменном виде учение Демокрита дошло до конца XIX в. Имело место учение о материи Аристотеля. Материя, по Аристотелю, есть всеохватывающая, неделимая субстанция, заполняющая все пространство. Но материя у него косная, инертная, не способная к саморазвитию. Активным началом выступает форма, формой всех форм является бог.

Античные философы – Платон, пифагорейцы – считали, что основу всего существующего составляют не материальные начала,
а дух, бог, идея и число. Именно они заложили основы идеалистического монизма, так как субстанцией бытия рассматривали сознание, дух, идею.

Линию объективного идеализма проводили средневековые схоласты (в духе Аристотеля, очищенного от материализма).

Тема 21. Материя как философская категория

Гегель признавал существование материи, но считал ее инобытием духа, то есть производной от абсолютной идеи, которая порождает внешний мир. Субъективные идеалисты, в частности Беркли, не признавали объективного существования материи. Материя есть комплекс наших ощущений (Мах).

Лишь в философски нового времени (XVII-XVIII вв.) материю начали рассматривать более абстрактно в непосредственной связи
с сознанием. Наиболее яркое выражение этот взгляд получил в трудах П. Гольбаха, который писал, что материя вообще есть все воздействующее каким-нибудь образом на наши чувства. Дальнейшее развитие это положение получило в марксистской концепции материи. Энгельс указывал на неправомерность поисков предметной «материи как таковой». Материи как особого вещества, служащего материалом (субстратом) для построения всех конкретных вещей, предметов – нет. В мире существует множество различных вещей, которые воспринимаются нами при их воздействии на органы чувств. Материю как таковую, отмечал Энгельс, никто не видел, не испытывал каким-либо чувственным образом. Материя как таковая – это абстракция, отражающая то общее, что есть в различных вещах. Познать материю можно лишь путем изучения различных веществ, тел, процессов.

Философия имеет дело не с изучением конкретного строения действительности, а с логикой развития понятий, отражающих мир
в определенной системе категорий. Философия познает действительность в категориях, а они, как наиболее общие понятия, возводят, «возвышают» факты действительности из единичности во всеобщность. Таким всеобщим для действительности (как и для каждого факта, явления, состояния, процесса) выступает их реальное объективное существование, находящееся вне и независимо от сознания. Благодаря этому качеству возможно все многообразие мира обобщить и выразить в одной категории – материи. Таким же способом образовано и понятие «живое» для обозначения многообразия видов тел и процессов органической природы и т.п.

Философское определение материи, наиболее полно учитывающее материалистические традиции в истории философии и естествознании, отрицающего субстратное понимание, сформулировано в марксистской философии, где материя рассматривается как философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается этими ощущениями, существуя независимо от них.

Такое понимание материи предстает как сжатая формулировка материалистического решения основного вопроса философии. Оно позволяет провести границу между материализмом и идеализмом
с одной стороны и агностицизмом – с другой. Поскольку мир находится в развитии, постольку бессмысленно определять материю через перечисление ее известных видов и форм. Остается один способ определить материю – соотнести ее с другим наиболее общим понятием – «сознанием», выделить такой предельно общий признак, который характеризует любые виды материи независимо от того, познали мы их или еще познаем в будущем. Таким образом, важнейшим признаком материи является свойство «быть объективной реальностью», т.е. существовать вне человеческого отражения, вне нашего сознания. Этим самым предполагается ее объективный характер и бесконечное развитие.

Следует различать философское понимание материи и естественнонаучные представления о материи. Конкретные представления о строении материи, о ее отдельных (частных) свойствах, формах изменяются, расширяются, углубляются, но философское понимание материи сохраняется, как бы ни изменялись знания
о строении и свойствах материи. По содержанию данное понятие не может устареть, поскольку категория материи обозначает все богатство объективно существующих материальных тел и процессов, включая и те явления природы и общества, которые будут открыты наукой в будущем. Любые конкретные свойства тел и происходящие процессы в действительности преходящи, т.к. они могут присутствовать в одних и отсутствовать в других формах и состояниях материи. Но «свойство» быть объективной реальностью, существовать независимо от сознания присуще всем формам и состояниям материи, оно не исчезает ни при каких ее изменениях и превращениях. Могут изменяться различные конкретные формы и состояния материи, но материя как объективная реальность, существующая независимо от сознания, не исчезает.

Наука открывает и описывает все новые виды и состояния материи, и это в определенных условиях, при определенных обстоятельствах может привести к кризисам при объяснении новых явлений. Примером такого кризиса может служить ситуация, возникшая в физике в конце XIX – начале XX вв. Это было время революции в естествознании, связанной с коренной ломкой прежних представлений о строении материи. Открытие электрона свидетельствовало о сложном строении атома, а это привело к истолкованию делимости атома как возможности исчезновения материи. Кризис в физике, связанный с появлением идеалистической интерпретации ее открытий, был вызван не самыми этими открытиями, а метафизическими взглядами на материю, отождествлявшими материю с неразрушимыми, неделимыми атомами в качестве «первокирпичиков» ее неизменной основы.

С открытием делимости атомов исчезает не материя как таковая, а лишь тот предел, до которого наука могла в то время познать и раскрыть тайны материи.

Философское понимание материи составляет фундамент научного миропонимания. Если окружающий человека мир существует объективно, то для того, чтобы быть и ориентироваться в нем, изменять его, надо исходить не из субъективных пожеланий, воли правителя или надежд на божью милость, а из реальной действительности, из объективного положения вещей, объективного характера природных и общественных связей. Человеку необходимо
в своих действиях и поступках учитывать объективные законы существования мира. Если люди не считаются с ними, то их намерения, практическая деятельность неизбежно обречены на поражение или приводят к нежелательным результатам.

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о ее системной организации. Система – это нечто целое, состоящее из совокупности элементов, которые сами со своими связями между собой образуют единство. Признак целостности свидетельствует о принципиальной несводимости свойств системы к сумме свойства составляющих ее элементов и о зависимости каждого элемента от его места в системе.

Предыдущая234567891011121314151617Следующая

Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 131;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Оставьте комментарий