Факторы размещения тэк

Факторами размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры хозяйства республики, экономического района и ТПК.

Все многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы: природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов; экономические факторы, включающие мероприятия по охране природы и ее рациональному природопользованию; демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами. В состав этих факторов следует включить и состояние социальной инфраструктуры. Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играют экономико-географические и экономические факторы.

В размещении отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, а также в процессе формирования районных пропорций необходимо учитывать совокупность всех групп факторов, но в то же время следует выделять факторы, особо влияющие как на размещение производства отдельных отраслей, так и на формирование территориальных пропорций.

При размещении отраслей добывающей промышленности особенно важна экономическая оценка ресурсов: горно-геологические условия того или иного ресурса, мощность пласта или рудного тела, глубина залегания, размеры запасов, особенно балансовых, качество (содержание железа в железных рудах, нужных компонентов в рудах цветных металлов, калорийность углей, компонентный состав нефти или газа и т. д.).

Еще более сложную совокупность факторов представляет размещение отраслей обрабатывающей промышленности. Здесь сочетаются факторы: энергетический, сырьевой, водный, трудовой, транспортный и т. д.

Большое влияние на рациональное размещение производительных сил оказывают демографические факторы. При размещении отдельных предприятий и отраслей хозяйства необходимо учитывать как уже сложившуюся в данном месте демографическую ситуацию, так и перспективную ситуацию, а также будущий прирост самого производства. При размещении строительства новых хозяйственных объектов следует иметь в виду, что население в трудоспособном возрасте сокращается. Поэтому стоит задача экономии трудовых ресурсов, более рационального их использования, высвобождения рабочей силы в результате комплексной механизации и автоматизации производства, лучшей организации труда.

Современная демографическая ситуация характеризуется большой неравномерностью расселения. В большей степени плотно заселены районы европейской части страны: Центральный, Северо-Западный, Северный Кавказ. Вместе с тем районы Сибири и Дальнего Востока, Севера имеют очень низкую плотность населения.

В связи с ростом производства в восточных районах страны и острым дефицитом в них трудовых ресурсов, особенно высококвалифицированных кадров, ставятся задачи всемерной интенсификации производства, ускорения подготовки квалифицированных кадров и привлечения на новые стройки трудовых ресурсов из европейских районов страны.

Большое значение имеет трудовой фактор и в перспективном развитии сельского хозяйства, где ощущается значительный недостаток в трудовых ресурсах. Только решение важнейших социальных проблем на селе, частная собственность на землю, сближение уровней жизни города и деревни, всемерное развитие жилищного строительства и других инфраструктурных отраслей даст возможность закрепить кадры, особенно молодежи, на селе.

Важной стороной кадровой политики, влияющей на развитие и размещение производства, является фактор заработной платы, особенно для районов Севера, восточных районов, т. е. районов трудодефицитных с экстремальными условиями, слабозаселенных.

Из многообразия экономических факторов, влияющих на развитие и размещение производства, следует выделить транспортный фактор.

Транспортный фактор играет большую роль в эффективном межрайонном перемещении ресурсов на значительные расстояния. Эффективность транспорта повышается в результате электрификации железных дорог, развития систем трубопроводов и дальних высоковольтных линий электропередач.

Важным экономическим фактором размещения производства является научно-технический прогресс (НТП), представляющий непрерывный процесс развития науки, техники и технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации труда и производства. Непрерывность НТП зависит в значительной степени от развития фундаментальных исследований, открывающих новые свойства материалов, законы природы и общества, а также от прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, позволяющих реализовать научные достижения в новую технику и технологию.

Большую роль научно-технический прогресс играет в рациональном размещении производства и производительных сил в целом. Изменяется специализация сложившихся регионов, начинается хозяйственное освоение новых территорий со сложными климатическими условиями.

Реализация достижений научно-технического прогресса влияет на формирование территориальных народнохозяйственных пропорций и воздействует на территориальное разделение труда. Велико значение в формировании территориальных пропорций экономических факторов: капитальных вложений, освоение основных фондов и т.д.

В соответствии с учетом факторов размещения производства определяется место для строительства того или иного предприятия, производятся необходимые изыскания и технико-экономические расчеты для обоснования местоположения предприятий, выявляются транспортные условия, энергетические, сырьевые и водные ресурсы намечаемого района строительства и т.п. В технико-экономических расчетах указываются примерная мощность (размер) проектируемого предприятия, его производственная программа с основной номенклатурой изделий, ориентировочная потребность в главных видах сырья, топлива и электроэнергии, ориентировочная стоимость и очередность строительства и т.п. Технико-экономические расчеты и обоснования строительства обеспечивают правильное территориальное размещение предприятий, строительство их с наименьшими материальными и трудовыми затратами и, следовательно, в значительной степени определяют рентабельность работы этих промышленных объектов.

В ходе решения задач могут быть определены:

• объемы производства на действующих и реконструируемых предприятиях;

• пункты нового строительства и целесообразные мощности новых объектов;

• специализация   многономенклатурных   предприятий   по выпуску каждого продукта;

• объемы   расхода   различных   ресурсов   (сырья,   топлива, электроэнергии, оборудования, труда) на каждом предприятии;

• размеры капиталовложений на поддержание мощностей действующих предприятий, на реконструкцию и строительство новых объектов;

• потери от ликвидации нерентабельных предприятий;

• объемы добычи сырья и топлива, обеспечивающие данную отрасль промышленности.

В размещении производительных сил велика роль всей совокупности факторов. Экономически обоснованное размещение производительных сил с учетом совокупности факторов в условиях рыночной экономики будет способствовать более эффективному использованию природно-ресурсного потенциала и комплексному развитию регионов.

1) Потребительский фактор размещения машиностроительных предприятий характерен для судостроения и сельскохозяйственногомашиностроения. Судостроительные заводы располагаются в портовых центрах, либо морских: Санкт-Петербург, Калининград, Северодвинск, Астрахань и т.д., либо речных: Москва, Нижний Новгород, Сыктывкар, Зеленодольск, Волгоград, Красноярск, Усть-Кут, Хабаровск и т.д.

Сельскохозяйственное машиностроение (особенно комбайностроение) также тяготеет к потребителю. Поэтому крупнейшие центры производства зерноуборочных комбайнов расположены в главных зерновых регионах — на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону и Таганрог), на юге Западной Сибири (Новосибирск), картофелеуборочных — в Рязани, льноуборочных — в Бежецке (Тверская область). Основные тракторные заводы также расположены в главных сельскохозяйственных регионах: Волгоград — в Повожье, Челябинск — на юге Урала, Липецк — в Центральночернозёмном районе, Владимир — в Центральном, Рубцовск — на юге Западной Сибири; производство трелёвочных тракторов (для лесной промышленности) — в Петрозаводске.

2) Тяжёлое машиностроение тяготеет к металлургическим центрам — сырьевой фактор (Екатеринбург, Орск), либо к местам добычи полезных ископаемых — потребительский фактор (Воркута, Новокузнецк, Иркутск, Нерюпгри, Мирный).

3) Транспортный фактор размещения характерен для предприятий автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения, поэтому главные автомобильные заводы нашей страны расположены в бассейне Волги (Тольятти, Нижний Новгород, Ульяновск, Энгельс, Москва, Серпухов, Ликино-Дулёво, Набережные Челны и т.д.), а важнейшие центры железнодорожного машиностроения — на пересечении первых железных дорог с водными путями (Санкт-Петербург, Коломна, Муром, Калуга, Людиново, Тверь).

4) Фактор трудовых ресурсов характерен для предприятий электротехнической и часовой промышленности, поэтому они расположены преимущественно в Центральной, Северо-Западной России и в Поволжье (Москва, Зеленоград, Александров, Углич, Нижний Новгород, Воронеж, Санкт-Петербург, Петродворец, Казань, Самара, Пенза и т.д.).

5) Фактор наукоёмкости является определяющим при размещении авиакосмической промышленности (Москва, Королёв, Реутов, Воронеж, Ярославль, Казань, Самара, Саратов, Ульяновск, Волгоград, Златоуст, Новосибирск, Иркутск) и электроники (Москва, Зеленоград, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск).

6) Фактор безопасности характерен для предприятий оборонного комплекса, поэтому предприятия этого комплекса располагаются преимущественно во внутренних регионах страны — в Центральной России, в Поволжье, на Урале, в Сибири. Например, главные центры авиаракетной промышленности — Москва, Королёв, Реутов, Воронеж, Ярославль, Казань, Самара, Саратов, Ульяновск, Волгоград, Златоуст, Новосибирск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре, танкостроения и производства бронетехники — Нижний Тагил, Курган, Волгоград, Омск, Барнаул, артиллерийского вооружения — Пермь, стрелкового оружия — Тула, Ковров, Ижевск.

Билет№10 1) Европейский Север: экономико-географическая характеристика хозяйства.

Отраслями промышленной специализации Европейского Севера являются добывающая промышленность, чёрная и цветная металлургия, отдельные швы машиностроения, химической и лёгкой промышленности, лесная и пищеваяпромышленность.

В Северном экономическом районе развиты все виды добывающей промышленности.

Топливно-энергетический комплекс РФ: проблемы его развития и размещения

На востоке региона в республике Коми получили развитие все виды топливной промышленности: угольная, базирующаяся на коксующихся углях Печорского бассейна (Воркута и Ипта), нефтяная (Ухта, Усинск, Вуктыл) и газовая промышленность (Войвож). На западе района в Карелии и в Мурманской области развиты горнорудная – добыча железных (Костомукша, Ковдор, Олепегорск), алюминиевых (Кировск), медных(Печенга) и никелевых (Никель) руд и горнохимическая промышленность — добыча апатитов (Апатиты).

Чёрная металлургия района, базирующаяся на коксующихся углях Печорского бассейна, железных рудах Карелии и Мурманской области, а также привозных рудах КМ А, представлена одним из крупнейших в России комбинатом «Северсталь» в Череповце.

Среди отраслей цветной металлургии получили развитие металлургия алюминия (Кандалакша, Надвоицы), металлургия меди и никеля (Мончегорск), где используется не только местное сырьё, по и медно-никелевые концентраты из Норильска, доставляемые Северным морским путём.

Среди отраслей машиностроительного комплекса важнейшее значение для хозяйства региона имеют морское (Архангельск, Северодвинск) и речное судостроение (Котлас, Великий Устюг), судоремонт (Мурманск), производство горно-шахтного оборудования (Воркута) и производство трелёвочных тракторов (Петрозаводск).

Среди отраслей химической промышленности выделяются развитием нефтеперерабатывающая промышленность (Ухта) и производство азотных удобрений (Череповец).

На Европейском Севере развиты все виды лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. Район занимает первое место в России по заготовке древесины и производству бумаги. Главными центрами лесной и деревообрабатывающей промышленности являются Архангельск, Сыктывкар, Мурманск, Петрозаводск, а целлюлозно-бумажной промышленности — Архангельск и Сыктывкар.

Среди отраслей лёгкой промышленности особое место в районе занимает льняная промышленность (Вологда).
В пищевой промышленности выделяются развитием молочная (Вологда) и рыбная промышленность (Мурманск, Архангельск, Петрозаводск).

Территорию района можно разделить на три сельскохозяйственных региона: на севере вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана простирается оленеводческо-промысловый район, специализирующийся на традиционных занятиях народов Севера и поморов (оленеводство, охота, рыболовство и промысел морского зверя); большую часть Европейского Севера занимает лесо-промысловый район, специализирующийся в молочном скотоводстве, выращиванием в долинах рек неприхотливых овощных культур, охоте и лесных промыслах; на юге района размещается льно-животноводческий район, где развиты молочное скотоводство, производство ржи, ячменя, овса, картофеля, овощей, кормовых культур и льна.

Важной отраслью хозяйства Северного района является морское хозяйство. Мурманск и Архангельск называют «воротами в Арктику», здесь начинается Северный морской путь.

Постепенно развивается и рекреационное хозяйство региона: Хибины — излюбленное место любителей горнолыжного спорта, Карелия — водных видов спорта, а Кижи привлекают любителей русского деревянного зодчества.

2) Вам предстоит совершить перелёт зимой из Калининграда в Читу. К каким изменениям погодных условий вы должны быть готовы? Обоснуйте различие климатических показателей, используя карты атласа и другие источники географической информации. Объясните различия в климате этих двух городов.

Калининград расположен на западе Русской равнины на побережье Балтийского моря (приморское положение) в умеренном климатическом поясе, его умеренно континентальной области находящейся под влиянием Атлантического океана. Поэтому для Калининграда характерны мягкая зима, прохладное лето, небольшие годовые амплитуды температур воздуха и значительное количество осадков: средняя температура января здесь составляет примерно — 3°С, а июля — +17°С (амплитуда составляет всего 20°С) и за год выпадает более 800 мм осадков.

Чита расположена на юге Восточной Сибири (в горах Южной Сибири) и имеет внутриконтинентальное положение. Чита находится, также как и Калининград, в умеренном климатическом поясе, но в резко континентальной области, которая характеризуется очень суровой зимой, тёплым летом, большой годовой амплитудой температур и малым количеством осадков: средняя температура января в Чите опускается до -24°С, средняя температура июля составляет +18°С (амплитуда составляет 42°С), а за год выпадает чуть больше 300 мм осадков.

Поэтому при перелёте из Калининграда в Читу в зимнее время мы должны быть готовы к более холодной температуре воздуха (в то же время сухой холодный воздух Сибири переносится легче, чем более тёплый, но влажный воздух Прибалтики). Летом разница в температуре воздуха в среднем будет незначительна, однако в Чите возможен прогрев воздуха и до +30°С.

Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 742 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Факторы размещения нефти

Размещение — нефтяная нефтеперерабатывающая промышленность

Размещение — нефтяная нефтеперерабатывающая промышленность

Cтраница 1

Размещение нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, рост грузопотоков нефти и нефтепродуктов предопределяют необходимые масштабы строительства новых нефте — и нефтепродуктопроводов, увеличение пропускной способности действующих трубопроводов за счет лупингования. Нефтепро-водный транспорт, в свою очередь, оказывает влияние на размещение нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. [1]

На размещение нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности влияют технико-экономические показатели магистральных нефтепроводов и нефтепродуктов и особенно капитальные вложения и эксплуатационные затраты. Вследствие этого создаются предпосылки для снижения транспортных затрат по доставке нефти и нефтепродуктов; расширения зоны рационального размещения нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, с продвижением: их в отдаленные и труднодоступные районы крупного потребления нефти и нефтепродуктов; эффективного использования ресурсов нефти и нефтепродуктов в любом нефтепотребляющем районе страны; уменьшения влияния территориального фактора на рациональное размещение нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. [2]

Развитие и размещение нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности оказывает весьма существенное влияние на районирование нефтепроводного транспорта, так как только наличие предприятий этих отраслей промышленности обусловливает необходимость строительства магистральных нефтепроводов и нефте-продуктопроводов, масштабы и направления укладки трубопроводов по территории СССР. [3]

На основе планов развития и размещения нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности устанавливают размеры добычи и переработки нефти, производства нефтепродуктов и их потребления, экспорта нефти и нефтепродуктов по отдельным пунктам. [4]

В случае создания новых районов размещения нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности могут рассматриваться варианты сооружения трубопроводов, строительство новой железной дороги и расширение пропускной способности действующей автодорожной магистрали. Все рассматриваемые варианты должны сравниваться по сопоставимым технико-экономическим показателям. [5]

В связи с этим нефтепроводный транспорт при размещении нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности должен обеспечивать минимальные затраты на транспортирование нефти и нефтепродуктов. [6]

В свою очередь нефтепроводный транспорт оказывает существенное влияние на размещение нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. [7]

Благоприятное сочетание указанных факторов при использовании нефтепроводного транспорта открывает широкие возможности для наиболее рационального развития и размещения нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности по территории страны; применения прогрессивных форм организации производства — концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования; снижения объема строительства и народнохозяйственных затрат по объектам транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов, по сравнению с другими видами транспорта нефтяных грузов. [8]

Строительство железных дорог возможно в большинстве районов континентальной части страны, что ограничивает отрицательное влияние транспортного фактора при размещении нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, других отраслей народного хозяйства — потребителей продуктов переработки нефти. [9]

Варианты решений должны разрабатываться минимально на 15 — 20-летнюю перспективу и базироваться на соответствующих данных о развитии и размещении нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, потреблении нефтепродуктов, с учетом развития других видов транспорта нефтяных грузов и взаимосвязей с магистральными трубопроводами смежных отраслей производства. [10]

Перевозки нефтяных грузов железнодорожным транспортом вместо нефтепроводного могут сложиться на направлениях с отсутствием железных дорог, что возможно во вновь создаваемых районах размещения нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, и с наличием дорог, но без резервов или недостаточными резервами пропускной способности. В первом случае целесообразно рассматривать строительство железной дороги, а во втором — мероприятия по усилению пропускной способности действующей дороги. [11]

Нефтепроводный транспорт оказывает благоприятное влияние на районирование нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, так как он лучше других видов транспорта обеспечивает освоение грузопотоков нефти и нефтепродуктов любой мощности и в требуемом направлении; строительство и эксплуатация трубопроводов практически возможны во всех районах размещения нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. При этом возможно: применение наиболее прогрессивных технических и экономических решений на нефтепроводном транспорте по обслуживанию предприятий по добыче и переработке нефти; выполнение строительных и монтажных работ при сооружении магистральных трубопроводов в сравнительно короткие сроки; расширение ассортимента перекачиваемых нефтепродуктов за счет вовлечения в перекачку мазутов и нефтяных масел. Этот вид транспортных связей между нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленностью наиболее экономичен и надежен. Указанные возможности обеспечиваются благодаря непрерывному повышению уровня научно-технического прогресса на нефтепроводном транспорте, развитию сети магистральных трубопроводов на всей территории страны, улучшению технико-экономических показателей нефте-проводного транспорта. [12]

Таким образом, в перспективе ближайших лет может быть оправдано дальнейшее расширение диапазона применяемых диаметров труб для перекачки нефти за счет труб диаметром 1420 мм, что будет способствовать уменьшению объема строительства и затрат по сооружению и эксплуатации магистральных нефтепроводов и возможности размещения нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности с наименьшими затратами в трубопроводный транспорт. Вместе с тем, учитывая, что по нефтепроводам диаметром 1420 мм будут перекачиваться значительные количества нефти, необходима гарантия, так же как и по трубопроводам любого диаметра, безусловной надежности, безаварийной работы трубопроводных магистралей. Это должно достигаться путем разработки и применения оптимальной, надежной конструкции и технологической схемы работы трубопровода, обеспечения поставок промышленностью высококачественных труб необходимой номенклатуры, высоким качеством выполнения строительных и монтажных работ. [13]

Размещение нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, рост грузопотоков нефти и нефтепродуктов предопределяют необходимые масштабы строительства новых нефте — и нефтепродуктопроводов, увеличение пропускной способности действующих трубопроводов за счет лупингования. Нефтепро-водный транспорт, в свою очередь, оказывает влияние на размещение нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. [14]

На развитие и размещение нефтепроводного транспорта оказывают влияние не только рассмотренные выше, но и другие факторы и, в частности, наличие рабочей силы в районах прокладки трубопроводов, особенно квалифицированной, баз строительной индустрии, свободной мощности строительных организаций. Влияние указанных факторов на районирование нефтепроводного транспорта значительно, но оно сказывается в меньшей степени, чем природные условия прохождения трассы, размещение нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, уровень технического прогресса.

Статья: Размещение отраслей топливно-энергетического комплекса России

[15]

Страницы:      1    2

Размещение — нефтеперерабатывающая промышленность — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Размещение — нефтеперерабатывающая промышленность

Cтраница 1

Размещение нефтеперерабатывающей промышленности, приближение производства нефтепродуктов к центрам их потребления, промышленное освоение новых районов и месторождений, строительство городов, создание рационального транспортного комплекса — все это принципиально отличалось от предвоенного периода и характеризовалось важнейшими для экономики страны сдвигами. [1]

На размещение нефтеперерабатывающей промышленности определенным образом влияют условия кооперирования и комбинирования нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, наличие источников энерго — и водоснабжения. [2]

На размещение нефтеперерабатывающей промышленности определенным образом влияют условия кооперирования и комбинирования нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, наличие источников энер-го — и водоснабжения. [3]

В условиях сложившегося размещения нефтеперерабатывающей промышленности и перспектив ее развития решение проблемы сокращения работы и расходов по транспортировке нефтепродуктов имеет первостепенное значение и задача совершенствования транспортно-экономических связей является важной частью общей проблемы оптимизации размещения производства. [4]

Модель развития и размещения нефтеперерабатывающей промышленности может быть сформулирована следующим образом. [5]

Экономико-математическая модель развития и размещения нефтеперерабатывающей промышленности может быть сформулирована следующим образом. [6]

При планировании развития и размещения нефтеперерабатывающей промышленности, отдельных видов транспорта и нефтебазового хозяйства недостаточно широко используются экономико-математические методы и ЭВМ. Имеются случаи, когда решения о строительстве новых объектов принимаются без должного экономического обоснования. В системе материально-технического снабжения при планировании поставок нефтепродуктов распределение грузопотоков по видам транспорта в большинстве случаев производится традиционными методами. Народное хозяйство систематически несет излишние расходы, связанные с нерациональными перевозками нефтегрузов, с неэффективным использованием резервуарного парка, с перебоями в снабжении народного хозяйства нефтепродуктами. [7]

Важным фактором, учитываемым при размещении нефтеперерабатывающей промышленности, является выбор оптимальной мощности нефтезавода. [8]

Директивами XXIV съезда КПСС определено дальнейшее совершенствование размещения нефтеперерабатывающей промышленности. [10]

В результате значительных изменений, предусмотренных в размещении нефтеперерабатывающей промышленности, наряду с — Урало-Поволжьем и Кавказом, значение которых в развитии этой промышленности повысится, важную роль будут играть районы Сибири, Средней Азии, Украины, Дальнего Востока и Севера. Особенно большое народнохозяйственное значение имеет развитие нефтеперерабатывающей промышленности в Западной Сибири, где-есть предпосылки для создания в ближайшее время мощной топливно-энергетической базы страны. Все это дает возможность улучшить соответствие между районами производства и потребления нефтепродуктов и газа. [11]

В программе КПСС предусматриваются значительные изменения в размещении нефтеперерабатывающей промышленности. Наряду с Урало-Поволжьем и Кавказом, значение которых в развитии этой промышленности повысится, важную роль будут играть районы Сибири, Средней Азии, Украины, Дальнего Востока и Севера. Особенно большое народнохозяйственное значение имеет развитие нефтеперерабатывающей промышленности в Западной Сибири, где есть предпосылки для создания в ближайшее время нефтяной базы страны, а также в районе Мангышлака Казахской ССР. Все это дает возможность еще более улучшить соответствие между районами производства и потребления нефтепродуктов и газа. [12]

В связи с развитием новых газо — и нефтедобывающих районов, а также вследствие новой географии размещения нефтеперерабатывающей промышленности за последние годы резко изменилась система транспорта нефти и нефтепродуктов. [13]

При формировании как текущих, так и перспективных транспортно-экономических связей основными факторами, влияющими на их рациональность, является потребительский спрос на нефтепродукты, развитие и размещение нефтеперерабатывающей промышленности, единой транспортной сети и нефтебазового хозяйства. Изучить закономерность влияния данных факторов, с тем чтобы уметь правильно ими управлять при планировании нефтеснабжения, практически невозможно без использования методов экономико-математического моделирования и ЭВМ. Отсюда возникает необходимость определения наиболее важных показателей деятельности нефтеснабсбытовых организаций на основе моделирования условий нефтеснабжения на заданный плановый период. Полученные при этом расчетные значения показателей можно рассматривать и использовать при планировании как научно обоснованные нормативы. [14]

Все возрастающее количество нефтепродуктов используется химической промышленностью. Поэтому на размещение нефтеперерабатывающей промышленности определенным образом влияют условия кооперирования и комбинирования нефтеперерабатывающих и химических предприятий. Для производства нефтепродуктов требуется большое количество энергии и воды, наличие источников которых тоже является одним из факторов размещения. [15]

Страницы:      1    2

Факторы размещения топливной промышленности

Факторами
размещения
принято
считать
совокупность
условий для
наиболее
рационального
выбора места
размещения
хозяйственного
объекта,
группы
объектов,
отрасли или
же
конкретной
территориальной
организации
структуры
хозяйства
республики,
экономического
района и ТПК.

Все
многообразие
факторов,
оказывающих
огромное
влияние на
размещение
производства,
можно
объединить в
родственные
группы:
природные
факторы,
включающие
экономическую
оценку
отдельных
природных
условий и
ресурсов для
развития
отдельных
отраслей и
районов;
экономические
факторы,
включающие
мероприятия
по охране
природы и ее
рациональному
природопользованию;
демографические
факторы, под
которыми
понимаются
системы
расселения,
обеспеченность
отдельных
территорий
страны
трудовыми
ресурсами. В
состав этих
факторов
следует
включить и
состояние
социальной
инфраструктуры.
Большую роль
в
рациональном
размещении
производительных
сил страны
играют
экономико-географические
и
экономические
факторы.

В размещении
отдельных
отраслей
промышленности,
сельского
хозяйства,
транспорта, а
также в
процессе
формирования
районных
пропорций
необходимо
учитывать
совокупность
всех групп
факторов, но в
то же время
следует
выделять
факторы,
особо
влияющие как
на
размещение
производства
отдельных
отраслей, так
и на
формирование
территориальных
пропорций.

При
размещении
отраслей
добывающей
промышленности
особенно
важна
экономическая
оценка
ресурсов:
горно-геологические
условия того
или иного
ресурса,
мощность
пласта или
рудного тела,
глубина
залегания,
размеры
запасов,
особенно
балансовых,
качество (содержание
железа в
железных
рудах, нужных
компонентов
в рудах
цветных
металлов,
калорийность
углей,
компонентный
состав нефти
или газа и т. д.).

Топливная
промышленность
— ведущая
отрасль
хозяйства
России. По
объему
выпускаемой
продукции в
промышленном
производстве
страны (примерно
17-18%) она
занимает
второе место
после
машиностроения.
Минеральное
топливо
служит здесь
основным
источником
энергии и
важнейшим
промышленным
сырьем,
составляет
главную
статью
доходов от
экспорта
продукции.
Запасы
топливных
ресурсов
России (примерно
6000 млрд т) —
крупнейшие в
мире. Из них 9/10
приходится
на
европейский
Север, Сибирь
и Дальний
Восток. Эти
районы —
избыточные
по запасам
топлива.

В
сравнении с
ними
остальные
районы слабо
обеспечены
топливом.
Особенно
низок
топливно-ресурсный
потенциал
Центрального,
Центрально-Черноземного,
Северо-Западного
и Волго-Вятского
районов.
Различается
и состав
топливных
ресурсов по
районам. В
Центральном,
Восточно-Сибирском
и
Дальневосточном
районах
преобладает
уголь, на
Северном
Кавказе, в
Поволжье и на
Урале — нефть
и природный
газ, а
Северный и
Западно-Сибирский
районы в
равной мере
хорошо
обеспечены
ресурсами
угля, нефти и
природного
газа.

В
структуре
топливно-энергетического
баланса
страны
ведущее
место
принадлежит
производству
газа (более 50%
суммарной
добычи
топлива) и
нефти (более 30%).
Наряду с
нефтяной и
газовой
большое
хозяйственное
значение
имеет
угольная
промышленность
(13—14%). В
отдельных
районах
также
используют
такие виды
топлива, как
торф, сланцы,
дрова.
Подавляющую
часть добычи
нефти,
природного
газа и угля
дают Западно-Сибирский,
Восточно-Сибирский,
Уральский,
Северный,
Поволжский и
Северокавказский
районы. Все
они
специализируются
на
производстве
топлива.

Особенности
топливной
промышленности.

1.
Её продукция
в дальнейших
стадиях
производства
трансформируется
в тепловую
энергию.
2.
Повсеместная
потребность
в продукции
топливной
промышленности.
3. Топливо
перевозится
только до
места
сжигания, и в
весовом
составе
новой
продукции
материально
не участвует.
4. Все виды
топлива (за
исключением
газа) имеют
огромную
массу и
перевозка их
требует
больших
издержек.

Выделяют
факторы
размещения
промышленности:
1. Фактор
территорий. В
зависимости
от её
величины,
компактности,
конфигурации.
2. Экономико-географическое
положение (центральное,
приморское,
глубинное,
соседское).
3. Природно-ресурсный,
или сырьевой (он
применяется
для горно-добывающей
промышленности).
4.
Транспортный
(он необходим
для
преодоления
разрыва
между
производством
и
потреблением).
5. Фактор
трудовых
ресурсов (ориентация
на дешевую
рабочую силу,
наличие
свободных
рабочих рук).
6. Фактор
территориальной
концентрации
(сосредоточение
производства
в крупных
промышленных
районах, в
узлах,
центрах).
7.
Наукоёмкость
(тяготение
людей к
центрам
науки и
образования).
8.
Экологический
(ограничение
концентрации
производства
в районах).

Факторами
размещения
топливной
промышленности
принято
считать
совокупность
условий для
наиболее
рационального
выбора места
размещения
хозяйственного
объекта,
групп
объектов,
отрасли или
же
конкретной
территориальной
организации
структуры
хозяйства
республики,
экономического
района и
территориально-производственного
комплекса.

Фото:
Damian Gadal

Большую
роль в
рациональном
размещении
производительных
сил страны
играют
экономико-географические
и
экономические
факторы.
При
размещении
отдельных
отраслей в
зависимости
от природных
факторов
следует
выделить
отрасли
тяготеющие к
источникам
сырья. К такой
группе
отраслей
относятся
все отрасли
топливной
промышленности:
нефтяная,
угольная,
газовая и др.
При
размещении
отраслей
топливной
промышленности
особенно
важна
экономическая
оценка
ресурсов:
горно-геологические
условия того
или иного
ресурса,
мощность
пласта,
глубина
залегания,
размеры
запасов,
особенно
балансовых,
качество (калорийность
углей,
компонентный
состав нефти
или газа и т.д.).
Особенно
важную роль в
развитии и
размещении
топливной
промышленности
играет такой
экономический
фактор, как
объём
капитальных
вложений.

Особенностью
размещения
угольной
промышленности
является её
непосредственная
зависимость
от угольных
месторождений.
Россия как в
европейской,
так и в
азиатской
части
располагает
огромными
запасами
угля.
Угольная
промышленность
развивается
прежде всего
в районах
крупного
потребления
угля, а так же
на базе
месторождений
с наиболее
благоприятными
технико-экономическими
показателями.
Добыча угля
за годы
Советской
власти
быстро росла
и намного
превзошла
дореволюционный
уровень.

Нефтеперерабатывающий
завод, г.
Кстово
Нижегородская
область



Народнохозяйственный комплекс России

Материалы студентам и ученикам / Экономическая география и регионалистика / Народнохозяйственный комплекс России

Страница 2

Факторами размещения топливной промышленности принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, групп объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры хозяйства республики, экономического района и территориально-производственного комплекса. раскрутка, раскрутка инстаграм в телеграмм

Всё многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы:

  • природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов;
  • экономические факторы, включающие мероприятия по охране природы и её рациональному природопользованию;
  • демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами.

В состав этих факторов следует включить и состояние социальной инфраструктуры.

Развитие и размещение отраслей ТЭК

Большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играют экономико-географические и экономические факторы.

При размещении отдельных отраслей в зависимости от природных факторов следует выделить отрасли тяготеющие к источникам сырья. К такой группе отраслей относятся все отрасли топливной промышленности: нефтяная, угольная, газовая и др.

При размещении отраслей топливной промышленности особенно важна экономическая оценка ресурсов: горно-геологические условия того или иного ресурса, мощность пласта, глубина залегания, размеры запасов, особенно балансовых, качество (калорийность углей, компонентный состав нефти или газа и т.д.).

Топливно-энергетический комплекс имеет большое районообразующее значение, он создает предпосылки для развития топливоемких производств и служит базой для формирования промышленных комплексов, в том числе электроэнергетических, нефтехимических, углехимических, газопромышленных. Состояние и технический уровень действующих мощностей топливно-энергетического комплекса становятся в настоящее время критическими.

Для ТЭК характерно наличие развитой производственной структуры в виде магистральных высоковольтных линий и трубопроводов для транспортировки нефти, нефтепродуктов, газа.

ТЭК обладает большой районообразующей ролью: вблизи энергетических источников формируется мощная промышленность, растут города и поселки.

Экологическая политика в топливно-энергетическом комплексе должна быть направлена на сокращение техногенного воздействия на окружающую природу. В настоящее время на его долю приходится около 48% выбросов вредных веществ в атмосферу, 36% сточных вод и свыше 30% твердых отходов от всех загрязнителей.

В структуре АПК выделяют три сферы: первая – отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства, – тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для животноводства и кормопроизводства, производство мелиоративной техники, минеральных удобрений, сельское производственное строительство, комбикормовая и микробиологическая промышленность, обслуживающие сельское хозяйство производства и др.; вторая – сельское хозяйство (земледелие и животноводство) и лесное хозяйство; третья – отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, – пищевая, отрасли легкой промышленности, связанные с первичной обработкой льна, шерсти и др., а также отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса.

Численность населения в трудоспособном возрасте – исходная характеристика показателя численности трудовых ресурсов страны.

Трудовые ресурсы — важнейшая производительная сила общества, характеризующаяся потенциальной массой живого труда, которой в данный период располагает государство.

Страницы: 123

Смотрите также

Заключение
Историю развития Германского государства можно представить как синусоиду: Кривая история то неуклонно движется вверх, достигая высшей точки, но затем следует период кризиса и резкого спада. Этот про …

Общие сведения о подземных коммуникациях
К подземным коммуникациям относятся такие прокладки в гру­нте как трубопроводы, ка­бельные сети, коллекторы. Трубопроводы — это сети водопровода, канализации, газоснаб­жения, теплофикации, водо­ …

Историко-культурные и этнографические достопримечательности как рекреационные ресурсы Кольского полуострова
 Кольский полуостров издавна осваивался и поэтому он имеет очень богатую историю. Люди поселились на его территории еще до нашей эры. До наших дней дошли многочисленные творения их рук, дошедшие до …

Мировое производство электроэнергии составляет примерно 13,5 трлн. кВт-ч, Большая  часть мирового производства электроэнергии приходится на небольшую группу стран, среди которых выделяются США, Япония, Китай, Россия, Канада, Германия, Франция.

Разрыв в производстве электроэнергии между развитыми и развивающимися странами велик: на долю развитых стран  приходится около 65% всей выработки, развивающихся  – 22%, стран с переходной экономикой – 13%.

Вместе с тем нормальное функционирование топливно-энергетического  комплекса сдерживает дефицит инвестиций, высокий уровень морального и  физического износа основных фондов (в угольной и нефтедобывающей  промышленности исчерпан проектный  ресурс более 50% оборудования, в газовой  промышленности — более 35%, свыше  половины магистральных нефтепроводов  эксплуатируется без капитального ремонта 25-35 лет), увеличение его негативного  влияния на окружающую среду (на долю топливно-энергетического комплекса  приходится 1/2 выбросов вредных веществ  в атмосферу, 2/5 сточных вод, 1/3 твердых  отходов от всех потребителей).

      1. Факторы размещения топливно-энергетического комплекса

    Факторами размещения принято  считать совокупность условий для  наиболее рационального выбора места  размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры  хозяйства республики, экономического района и ТПК.

    Важным фактором для развития и рационального размещения добывающей промышленности является уровень научно-технического прогресса, обеспечивающий наибольшую эффективность добычи того или иного  ресурса. Немаловажным фактором в добывающей промышленности является и обеспеченность районов добычи электроэнергией.

    Для размещения отраслей добывающей промышленности важен транспортный фактор, т. е. наличие железных дорог, водных путей, трубопроводов и т. п.

    Для топливно-энергетического комплекса характерно наличие развитой производственной инфраструктуры в виде магистральных трубопроводов (для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, угля) и высоковольтных линий электропередачи.

    Из группы природных факторов большое  влияние на размещение промышленного  производства оказывает водный фактор. Он часто выступает в единстве с энергетическим фактором. Некоторые  производства считаются энергоемкими и в то же время водоемкими. Крупным  водопотребителем является нефтеперерабатывающая  промышленность. Основным критерием  водопотребления считается расход свежей воды на единицу готовой продукции.

    Потребительский фактор не менее важен  при планировании и размещении производства. Производить и добывать продукцию  необходимо по возможности ближе  к потребителю, избегая завышения  издержек на транспортировку готовой  продукции.

    Экологический фактор предусматривает  размещение производственных мощностей, позволяющее снизить их отрицательное  влияние на окружающую среду. В размещении производительных сил велика роль всей совокупности факторов. Экономически обоснованное размещение производительных сил с учетом совокупности факторов в условиях рыночной экономики будет  способствовать более эффективному использованию природно-ресурсного потенциала и комплексному развитию регионов.

    Девяносто пять процентов российской нефти  транспортируется по трубопроводам компании «Транснефть», которая принадлежит государству. Небольшое количество нефти перевозится по железной дороге в основном на нефтеперерабатывающие заводы Дальнего Востока.

    Почти 47 тыс. км магистральных трубопроводов  проходят по территории 53 субъектов  РФ и других стран. Нефтепроводы России являются составной частью мировой  транспортной системы, по ним перекачивается в год 110 млн т нефти от российских добывающих компаний (труба не загружена, т. к. строилась в СССР в расчете на перекачку 600 млн г, но добыча сократилась).

    В целом вся сеть нефтепроводов  представлена двумя группами объектов: внутрирегиональными, межобластными и системой дальних транзитных нефтепроводов. Первые обеспечивают индивидуальные связи нефтепромыслов и заводов, вторые — интегрируют потоки нефти, обезличивая ее конкретного владельца. Они связывают большое число нефтедобывающих предприятий со многими нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) и экспортными терминалами. Это система дальних транзитных нефтепроводов.

    Нефтеперерабатывающие заводы в основном размешаются вдоль трасс нефтепроводов и в районах массового потребления нефтепродуктов. Хотя продолжают работать НПЗ, построенные в районах добычи нефти. Главные НПЗ России находятся в городах Ангарск, Волгоград, Кириши, Краснодар, Комсомольск-на-Амуре, Кстово, Москва, Омск, Пермь, Рязань, Саратов, Сызрань. Туапсе, Туймазы, Ухта, Хабаровск, Ярославль и др.

    В числе  факторов размещения угольной промышленностью  необходимо выделить сырьевой фактор. Именно он является основополагающим для размещения отраслевых структур.

    Водный  фактор рассматривается при гидравлической добыче угля.

    На размещение предприятий электроэнергетики  влияют два фактора: топливно-энергетические ресурсы и основные потребители энергии. До 90-х годов 90% всей электроэнергии в стране производилось в европейской части России, с 2004 г. большая часть энергии производится на тепловых электростанциях, работающих на базе дешевых углей, а также на крупных ГЭС, главным образом в восточных районах страны.

        1. Особенности развития и размещения ТЭКа РФ

      Особенность развития топливно-энергетического  комплекса России состоит в перестройке  его структуры в направлении  повышения за последние 20 лет доли природного газа (более чем в 2 раза) и сокращении доли нефти (в 1,7 раза) и  угля (в 1,5 раза), что обусловлено  сохраняющимся несоответствием  в размещении производительных сил  и топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), так как до 90% общих запасов  ТЭР приходится на восточные районы.

      В настоящее  время основной район добычи нефти  в РФ -Западная Сибирь, где открыто  около 300 нефтяных и газоносных месторождений. Характерная особенность организации нефтяной отрасли России состоит в управлении добычей, переработкой, экспортом, ценообразованием на продукцию частными компаниями. С 1992г. началось создание вертикально интегрированных компаний с пакетами акций частично в госсобственности, в результате появились акционерные общества нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения (производственно-коммерческий цикл от геологоразведки до бензоколонки), управляемые по типу холдинга, но с большой самостоятельностью дочерних фирм. Основные из них: НК «ЛУКОЙЛ», ПК «Юкос», Оренбургская нефтяная компания, Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания, Тюменская нефтяная компания, ОАО «Сургутнефтегаз» и др.

      Несколько крупных компаний фактически поделили и монополизировали весь внутренний рынок. На долю имеющихся сотен мелких и средних предприятий (400 — добывающих. 300 -перерабатывающих), даже в масштабе отдельных скважин, приходится около 10% объема добычи. Иностранцы контролируют 33% акций нефтедобывающих компаний. В госсобственности остаются акции, представляющие не более 10% нефтедобычи. Среди добывающих государственными являются лишь три компании: «Роснефть», «Татнефть», «Башнефть».

      На  нефтяных топливных рынках России действуют  и иностранные компании.

      Так, «РУСИА Петролеум» обладает лицензией Ковыткинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области. Предварительная оценка подтверждает наличие огромных запасов газа в этом месторождении. Растет число желающих принять участие в его разработке. Значительную долю акций в проекте экспорта газа этого месторождения в Китай имеет иностранная компания «ВР -"Аmосо» (около 30%). Наши отечественные компании «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и Тюменская нефтяная компания (ТНК) также выразили желание приобрести акции и участвовать в проекте. «Роснефть» также собирается принять участие в проекте экспорта нефти в Китай.

      В ближайшие 10 лет основным поставщиком нефти  останется Западная Сибирь. Будет повышаться роль Тимано-Печорского, Каспийского регионов, Юго-Восточной Сибири. Освоение Восточной Сибири позволит выйти на рынок Китая. Строится Балтийская трубопроводная система (БТС). Она включает как прежние нефтепроводы, так и вновь строящиеся, общая протяженность — 2700 км. Экономия нефтяных компаний при транспортировке по России составит 5 долл. за тонну (после распада СССР у России остались только два нефтеналивных терминала — Туапсе и Новороссийск). С вводом БТС Россия не будет зависеть от транзита по территории сопредельных государств, что коренным образом изменит геополитику в нефтяной сфере.

      Все магистральные  нефтепроводы принадлежат государственной  компании («Транснефть»). Протяженность  системы магистральных нефтепроводов, обслуживаемых компанией, составляет 47,3 тыс. км. В ее состав входят 393 нефтеперекачивающие  станции с резервуарным парком общей  емкостью 12,8 млн м3. По магистральным нефтепроводам «Транснефти» перекачивается практически вся добываемая в России нефть.

      Месторождения газа имеют стратегическое значение и относятся к объектам федеральной собственности. В целях обеспечения энергетической безопасности часть месторождений федерального значения включаются в федеральный фонд резервных месторождений газа (из числа открытых и разведанных месторождений, для которых лицензии на добычу не выданы).

      Газовые месторождения находятся, как правило, вблизи нефтяных. Наряду с природным  добывается попутный газ (вместе с нефтью на нефтяных месторождениях). Раньше при выходе на поверхность он сжигался, теперь научились газ отводить и использовать его для получения горючего и разных химических продуктов. Добыча попутного газа составляет 11-12% общей добычи газа.

      Основная  же доля природного газа в настоящее  время добывается на чисто газовых месторождениях.

      Российский  газ, разведанные запасы которого составляют 48 трлн м3 (а общие потенциальные — 235 трлн м3), имеет более низкую себестоимость, чем сырье из Алжира и стран Ближнего Востока, которое доставляется в Западную Европу в сжиженном состоянии танкерами. Почти 40% потребности европейского региона в природном газе покрывается за счет импорта. Например, доля российского «Газпрома» в западноевропейском импорте -47%, Алжира — 29%, Норвегии — 22%.

      Большую часть природного газа (90%) добывают в настоящее время в восточных районах России. В отличие от нефти природный газ не требует большой предварительной переработки для использования, но его необходимо сразу отправлять к потребителю. Газ — главный вид топлива там, где нет других энергетических ресурсов. Он используется в промышленности (80%) — электроэнергетике, химии, металлургии, строительстве, полиграфии, а также в быту.

      ОАО «Газпром»  является мощной, не имеющей аналогов в мире компанией. В его состав входят в качестве дочерних предприятия геологоразведки и бурения, обустройства месторождений, машиностроения, транспортировки, снабжения и других видов деятельности. Оно обеспечивает 93% объема производства и транспортировки газа.

      Важнейшим угольным бассейном является Кузнецкий, на его  долю приходится 40% всей добычи. Площадь  бассейна около 26 тыс. км2. Расположен в основном в Кемеровской области. По запасам, качеству углей и мощности пластов Кузбассу принадлежит одно из первых мест в мире. Угли Кузбасса отличаются высокой калорийностью. Значительны ресурсы коксующихся углей. Запасы 643 млрд т.

      Существенная особенность развития и размещения электроэнергетики  – широкое строительство теплоэлектроцентралей для теплофикации различных отраслей промышленности и коммунального хозяйства. Под теплофикацией понимается централизованное снабжение теплом городов и промышленных предприятий с одновременным производством электроэнергии. Теплофикация дает экономию топлива и почти вдвое увеличивает коэффициент полезного действия электростанции, позволяет производить дешевую тепловую энергию для отопления, вентиляции и горячего водоснабжения и, следовательно, способствует лучшему удовлетворению бытовых нужд населения. Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) размещаются в пунктах потребления пара и горячей воды, поскольку передача тепла по трубопроводам экономически целесообразна лишь на небольшие расстояния (радиус их действия – до 20 км и строятся они в основном в крупных городах). При проектировании и сооружении тепловых электростанций учитываются климатические условия отдельных районов страны. Это позволяет удешевлять и сокращать сроки строительства. Так, в южных районах, где нет сильных морозов, все более широкое распространение получают электростанции открытого или полуоткрытого типа.

      Важным направлением в развитии электроэнергетики является также  строительство гидроэлектростанций (ГЭС). Преимущества ГЭС значительны. Они используют неисчерпаемый бесплатный источник энергии, обслуживаются минимальным количеством работников, хорошо регулируются — в итоге себестоимость энергии на ГЭС самая низкая. Но ГЭС имеют и ряд недостатков: требуют очень больших затрат времени и средств на свое сооружение, подвержены влиянию сезонности режима рек, водохранилищами затапливаются большие площади ценных приречных земель, крупные водохранилища негативно воздействуют на экологическую ситуацию, мощные ГЭС могут быть построены только в местах наличия соответствующих ресурсов.

      Самые крупные  ГЭС в стране входят в состав Ангаро-Енисейского каскада.

      В европейской  части страны создан крупный каскад ГЭС на Волге. В его состав входят: Иваньковская, Рыбинская, Городецкая, Чебоксарская, Волжская (Самара), Саратовская, Волжская (Волгоград).

      ГЛАВА 2. Анализ развития и  размещения топливно-энергетического комплекса Российской Федерации

        1. Характеристика размещения топливно-энергетического комплекса Российской Федерации

        Приближение к источникам топлива и энергии – одно из основных требований территориальной  организации промышленности. Массовые и эффективные топливно-энергетические ресурсы служат основой формирования многих территориально-производственных комплексов, в том числе промышленных, определяя их специализацию на энергоёмких  производствах. С точки зрения народного  хозяйства, размещение ресурсов по территории неблагоприятно. Главные потребители  энергии находятся в европейской  части РФ, а 80% геологических запасов  топливных ресурсов сосредоточено  в восточных районах России, что  обусловливает дальность перевозок  и, в связи с этим, увеличение себестоимости  продукции.

        Факторы размещения НПЗ и НПК

        Страница 1

        Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива.

        Добытая из недр земли нефть содержит большое количество песка, солей и воды. Нефть нужно очистить, поэтому она сначала поступает на нефтеочистительные заводы, которые строят обычно в районах ее добычи. Затем очищенная нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы, которые строятся в районах потребления нефтепродуктов.

        Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями. Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов.

        Между тем приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением: транспортировка нефти всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных; для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы которые, помимо сырой нефти, осуществляют перекачку светлых продуктов; хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов; потребитель получает возможность одновременно использовать сырую нефть, поступающую из разных районов.

        Размещение переработки нефти приобретает повсеместный характер. В то же время экономический фактор становится лимитирующим.

        Тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны. В настоящее время там имеется несколько центров переработки нефти: по Транссибирской ж/д; Омск, Ачинск, Ангарск. К 2012 году в Кемеровской области планируется запуск нефтеперерабатывающего завода в Яйском районе.

        Размещение НПЗ зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти.

        1).Омский нефтеперерабатывающий завод – одно из крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий России. Принадлежит компании «Газпром нефть». Генеральный директор – Белявский О.Г.

        5 сентября 1955 года введён в эксплуатацию. Создание нефтеперерабатывающего завода в центре Западной Сибири было продиктовано необходимостью обеспечения энергетическими продуктами развивающегося народного хозяйства страны – Урала, Сибири, Казахстана и других регионов с использованием сырья Башкирии. Уже в 1960-е годы здесь вырабатывался большой ассортимент нефтепродуктов, масел, смазок. Началось производство нефтехимической продукции, что создало возможность не только обеспечить развивающуюся промышленность Сибири, но и получить основу для создания крупного нефтехимического комплекса в Омске. С открытием месторождений Западной Сибири на завод стала поступать лёгкая сибирская нефть.

        Профиль предприятия – топливно-масляный. Максимальная мощность по переработке – 19,5 млн. тонн нефти в год. Переработка нефти в 2008 году – 18,4 млн. тонн (2-е место в РФ), глубина переработки нефти – 83% (1-е место в РФ), выход светлых – 71% (2-е место в РФ).

        Перспективы

        Увеличение объема переработки нефти до 20 млн. тонн нефти в год, строительство уникальной установки изомеризации, строительство установок гидроочистки и гидрокрекинга.

        12 февраля 2010 г. предприятие посетил президент РФ Д.А. Медведев. Президенту была представлена новая операторная оборудованная новейшими системами автоматизации, в режиме онлайн показан ход строительства установки изомеризации. Президент высоко оценил профессионализм работников завода, а также отметил стратегическую важность завода для экономики и энергетической безопасности РФ.

        2). «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании» – нефтеперерабатывающее предприятие, расположенное в Большеулуйском районе Красноярского края. Единственный НПЗ Красноярского края. Принадлежит компании «Роснефть».

        Строительство завода началось в 1972 году. Первую продукцию АНПЗ произвёл 12 декабря 1982 года. Процедура акционирования проведена 5 сентября 2002 года.

        С мая 2007 года АНПЗ в составе «Роснефть».

        Ачинский нефтеперерабатывающий завод производит более 100 видов нефтепродуктов.

        Страницы: 1 2

        Материалы по географии:

        Характер инвестиционной деятельности Ростовской области
        В течение 2008 года в развитии инвестиционной сферы Ростовской области преобладали позитивные тенденции, темпы роста основных показателей, характеризующих инвестиционную деятельность, сохранялись на очень высоком уровне. Инвестиции в основной капитал по Ростовской области за 2008 год составили 90,6 …

        Основы развития европейского Севера
        Европ. Север включает в себя республику Коми, республику Карелия, Мурманскую, Архангельскую, Вологодскую и Кировскую области и Ненецкий автон. окр Его территория находится в зонах тундры и тайги. Речные долины концентрировали основную массу населения. Рельеф района представляет собой пологую равнин …

        Общая характеристика хозяйства
        Марокко — аграрная страна с относительно развитой горнодобывающей промышленностью. На долю сырьевых отраслей сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых приходится более половины стоимости всей производимой продукции. Марокко — крупный мировой производитель и экспортер ряда ценных видов минера …

        Оставьте комментарий