Естествознание и гуманитарные науки

Поиск Лекций

Исследования в области естественно – научной и гуманитарной науках.

Естествознание.

История, методы, тенденции развития.

Естествознание – это совокупность наук о природных явлениях, их связях и закономерностях.

Первоначально все знания о природе сводились к Физике, но сейчас эти знания включают в себя: разум, Вселенную, жизнь, психологические проблемы, человека.

В процессе познания в естественные науки стали включат новые науки такие как биология, химия, география, астрономия, физика. Естественные науки помогают нам понять явления природы.

Физика – изучает наиболее общие свойства материи и формы ее движения (механическое, тепловое, электромагнитное, ядерное). Разделы физики: общая, теоретическая, экспериментальная, ядерная, молекулярная, статистическая.

Химия – наука о веществах, их свойствах, строениях и взаимопревращениях этих веществ. Изучает химическую форму движения материи. Разделы: органическая, неорганическая, радиационная, общая.

Астрономия — наука о вселенной, изучает движение и происхождение небесных тел, движения природы.

  • Космология – наука о вселенной в целом.
  • Космогония – наука о происхождении, развитии планет, галактик, небесных тел.

Биология – наука о живой природе; изучает жизнь как особую форму движения материи. Самая широкая наука т. к. включает в себя: зоологию, анатомию, физиологию, генетику, вирусологию, ботанику.

Исследования в области естественно – научной и гуманитарной науках.

Произошел разрыв между этими культурами. Появились позитивная и непозитивная теории.

  • Позитивисты считали, что естественная наука должна быть образцом для гуманитарной, т.к. идеальная наука – это математическая физика и гуманитарная наука должна быть представлена с точки зрения математической физики.

Метод — дедукция

  • Антипозитивисты – не признавали связь между естественными науками и гуманитарными. Противоречия между этими культурами, т.к. объекты их изучения разные.

Естественная наука – изучает закономерности окружаещего нас мира. Цель – изучать природу и покорить ее. Методы— рациональный, разумный .

Гуманитарная наука – проявление аспектов жизни человеческого духа (музыка, поэзия, культура).Эта наука считает, что ничего не осуществляется без целей и мотиваций. Цель – изучение человека и его мира. Методы – эмоциональный, институциотивный.

Периоды:

Античность: происходит разделение, отдельно гуманетарные науки — поэзия, музыка, литература( появились именно в этот период) и отдельно естественные науки — матаматика, астрономия, география.

В 15 веке – человек был поставлен на 1 место и больше развивались гуманитарные науки.

17 – 18 вв. – капитальный способ производства и в этот период происходит расцвет естественных наук.

20 в. – разделение- кто лучше физики или лирики?В итоге произошло объединение этих двух культур на почве осознания человеком, что природа, разум, жизнь, человек – это эволюционирующие ситемы и на первый план выходит физика выходит на первый план с новыми системами представлений о мире. В 70-е г. появилась новая наука – энергетика – наука о процессах самоорганизующихся в сложных открытых системах (вселенная, человек, мировой океан, цунами).

Методы и история естественных наук:

Научный метод – это процедура научного знания, позволяющая его воспроизвести, проверить и передать другим.

Рациональный метод в естествознании:

  • Природа упорядочена, в ней есть причинно-следственная связь
  • Главное средство обоснованности связей – дедуктивный метод – от общего к частному.
  • Истинность обязана подтверждаться экспериментом – принцип верификации – все теории проявляютя опытом.
  • Принцип фальсификации – возможность опровержения теории.
  • Знания, подходы – принцип относительности.

Методы: имперический, теоритический, экспериментальный.

Экспериментальный – наблюдение( целенаправленное восприятие), описание( систематизировать факты), измерение( сопоставление с другими), сам эксперимент( попытка воздействовать самим).

Теоритический – формализация( строятся абстрактные модели на основе описания аксиом, постулатов).

1. Наблюдение – гипотеза

2. Эксперимент – проверка гипотезы

3. Теория – если гипотеза подтверждается

4. Проверка следствий, вытекающих из теории

История:

1. натурфилослфский(умозрительный) – 6 в. до н.э. умозрительное толкование природы. Все в мире происходит от какого – либо начала; Фалес – вода, Гераклит – огонь, Пифагор – число( 1-всеобщее начало, 3 – природа, 4 – гармония)

4 в. до н.э. – Демокрит — понятие атома( неделимый, различны по форме), Эпикур – атомы имеют вес, в непрерывном движении, Аристотель – понятие материи – 4 стихии( земля, огонь, вода, воздух), вещества могут соединяться – переходить друг в друга, создал логику – о формах и законах правельного мышления.

2. 1 в. до н.э. – 4 в. до н.э. – греко – римский период, происходит борьба с язычеством, появляется христианская культура, господство схоластики и теологии связанных с богословом ( астрология, алхимия, магия); Птолимей – мир — геоцентрическая система( центр – Земля, небесный свод твердый, вращается вокруг Земли).

3. Механический и метофизический ( неизменность и независимость вещей и явлений) – 16-18 вв. Наука развивается, начинается совершенствование естествознания. Галилей – разработал телескоп, закон энерции( тело не может изменить строение без действия силы), обнаружил структкру Луны.; Каперник –гелеоцентрическое строение Вселенной – солнце в центре; Кеплер- рассчитал траекторию движения планет вокруг Солнца; Ньютон – создал 3 закона механики и тяготения; Декарт – развитие математики.

4. Стихийно-диалектический – конец 18 – начало 19 вв. – диалектика – все развивается – физика и химия, палеонтология, эмбриология, клеточная теория, превращения разных видов энергии, дарвинизм ( Бутлеров и Менделеев( термодинамика), Гиббс, Сеченов( свет= электромагнитные волны), Максвелл, Дарвин( теория эволюции живого, физиология).

5. Новейшая революция в естествознании в 20 в. :

1 этап –(атомная энергия, радиолокация, радиоэлектроника, кибернетика) Рентген ( открыл излучение), Беккерель ( радиоактивные лучи(написать символы), Энштейн( теория относительности – 1905 г.), Нереднигер? — квантавая механика 1926 г.( движение частиц в микромире), уравнение движения атомов, электронов;1939 г. модель атома, нейтроны открыты, потом атомные бомбы( 1945 г. Хиросима и Нагасаки), Лебедев, Планк, Томпсон, Герц.

2 этап – атомная энергия – разработка оружия, водородные бомбы,появление ЭВМ, молекулярная генетика(раскрыли структуру ДНК-1953 г. – США) и биология, макрохимия, наука о космосе. 1954 г. – первые лазеры(СССР), кибернетика.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Зарождение современной науки обычно относят к временам Древней Греции. Многие современные гуманитарные и естественные науки находят свои корни именно в работах философов Эллады. В европейской университетской науке эти корни дали новые всходы в эпоху Возрождения. На ранних этапах развития науки большинство ученых были сведущи практически во всех областях знания. Однако этот энциклопедизм утрачивался по мере накопления неудержимо растущего числа фактов, теорий, гипотез, экспериментальных подходов. Науки все более дифференцировались, а ученые, подавляемые растущим объемом информации, становились все более узкими специалистами. Еще в прошлом веке А. К. Толстой устами Козьмы Пруткова заявил: «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя».[ …]

Получение дешевой гидроэнергии приносило колоссальные убытки земледелию, выводя из оборота большие площади плодороднейших пойменных земель; наиболее экономичные способы заготовки древесины — сплошные рубки, трелевка мощными тракторами — почти необратимо уничтожали леса, дешевая транспортировка леса по воде, особенно молевой сплав, сделали многие реки безжизненными, избыточное орошение приводило к засолению и фактическому уничтожению почв.

Вы точно человек?

Примеры таких «побед над природой», совершаемых еще и сегодня, можно продолжать почти бесконечно.[ …]

Жизнь потребовала новых энциклопедистов — специалистов широкого профиля, так называемых «системщиков», поневоле недостаточно детально знающих отдельные производства и их теоретические основы, но способных понять взаимодействие самых разных сил, как природных, так и созданных человеком. Осознание угрозы экологического кризиса только обострило объективную потребность в таких ученых — энциклопедистах «нового образца». Поскольку основным объектом забот науки и техники всегда был и остается человек, стала необходимой новая интеграция естественных и гуманитарных наук.[ …]

Вся экология, от развития которой в значительной мере будет зависеть будущее человечества, по сути своей стала наукой интегративной. Она сочетает основные подходы биологии, биогеохимии, климатологии, географии, истории, экономики, множества других естественных и гуманитарных наук. Конечно, современному энциклопедисту приходится часто прибегать к помощи специалистов и самому оперировать не столько всем арсеналом фактов и теорий множества наук (это превышает возможности человека), сколько знать их основные законы и эмпирические обобщения. Но без таких экспертов уже нельзя принимать ни одного решения, реализация которого связана с каким-либо воздействием на природную среду.[ …]

Культура как совокупность норм, знаний, традиций, теснейшим образом связана с религией как одной из основных ее форм. Культура разных этносов в их историческом существовании формировалась в значительной степени под влиянием постепенно складывавшихся устойчивых взаимодействий этносов со вмещающими ландшафтами, природной средой жизни людей. Современная цивилизация, в значительной мере сформировавшаяся под влиянием европейской и воспринявшая ее основные черты, в качестве приоритетных ценностей рассматривает неограниченное экономическое, прежде всего, материальное развитие, единственным источником которого остается все возрастающее использование возобновимых и невозобновимых природных ресурсов. Этот путь, очевидно, ведет к неизбежному ужесточению экологического кризиса, который и возник как одна из многих сторон кризиса современной потребительской цивилизации. По-видимому, только преодоление цивилизационного кризиса сделает возможным действительное решение всего комплекса глобальных проблем, составляющих в их взаимосвязи угрозу экологического кризиса.[ …]

Этническая история убеждает в возможности смены основных ценностей, и осознание неизбежности этого создает перспективу перехода в качестве наиболее приоритетных ценностей человечества к неограниченному духовному и научному развитию и совершенствованию, к необходимости сохранения природной среды во всем ее многообразии. В таком переосмыслении идеалов и целей жизни главную роль смогут, по-видимому, сыграть религия, наука, образование.[ …]

Вернуться к оглавлению

Естественнонаучная и гуманитарная науки, их специфика и взаимосвязь

И тот, и другой типы культур – суть творения разума и рук человеческих. А человек при всей своей обособленности от природы продолжает быть ее неотъемлемой частью.

Естественнонаучная и гуманитарная науки, их специфика и взаимосвязь

Естественнонаучный и гуманитарный типы культур и наук имеют массу «пограничных» проблем, предметная область которых едина для того и для другого. Решение таких проблем заставляет идти их на сотрудничество друг с другом. Описываемые типы культур и составляющие их сердцевину науки активно формируют мировоззрение людей. В свою очередь мировоззрение также обладает характеристикой целостности: невозможно левым глазом видеть одно, а правым – другое. Поэтому гуманитарные и естественнонаучные знания вынуждены координироваться, взаимосогласовываться.

Естествознание нуждается в «гуманитарной помощи» по следующим проблемам:

1) интенсивное развитие естественных наук и создаваемых на их базе технологий способно порождать объекты, ставящие под угрозу существование всего человечества (ядерное оружие и т.д.) поэтому необходима гуманитарная экспертиза.

2) вполне «законным» объектом естествознания является человек в качестве элементарной «химической машины», обойтись без экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез естественные науки не могут, но определять пределы допустимости экспериментов лучше поручить наукам гуманитарным.

3) главное оружие естественных наук заключено в их методологии – способах, правилах, приемах научного исследования; учение о методах науки, а также их системная организация называются методологией; но методология естествознания составляет также и предмет науки гуманитарного профиля.

4) самое главное: все, что не делает человек, должно быть наполнено смыслом, целесообразностью; а постановка целей развития естественнонаучной культуры не может быть осуществлена внутри ее самой, такая задача неизбежно требует большей широты обзора, позволяющей учитывать и основные гуманитарные ценности.

Гуманитарное знание, со своей стороны, также по мере возможности пользуется достижениями естественнонаучной культуры:

1) рассуждая о месте человека в мире, разве можно не принимать во внимание естественнонаучные представления о том, что этот мир собой представляет;

2) чего стоило бы гуманитарное знание без современных средств его распространения, которые являются плодами развития естественнонаучных отраслей знания;

3) достижения естествознания важны гуманитариям и в качестве примера, образца строгости, точности и доказательности научного знания.

4) там, где можно, гуманитарное значение с удовольствием пользуется количественными методами исследования – экономические науки, лингвистика, логика и т.д.

5) гуманитарное знание имеет дело в основном с идеальными объектами (смыслами, целями), но идеальное само по себе не существует. Поэтому многие особенности социального поведения человека необъяснимы без обращения к такой материальной основе а это – сфера компетенции естественнонаучного знания.

Несмотря на все неоспоримость тенденции сближения естественнонаучной и гуманитарной культур, речь во все не идет о полном их слиянии. Достаточно разрешения конфликта между ними в духе принципа дополнительности.



Лекция 2. Методы естественных наук

Лекция 1. Естественнонаучная и гуманитарная культура

Культура — это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой.

Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур — материальной, социальной и духовной.

Материальная культура — совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества.

Социальная культура — система правил поведения людей в различных видах общения и специализированных сферах общественной деятельности.

Духовная культура — это составная часть культурных достижений человечества

Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур заключается в следующем:

  • они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека, и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и совершенствования;
  • осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами (это нашло свое выражение, например, в этике естествознания, рационализации гуманитарной культуры и т. п.);
  • взаимно координируют в историко-культурном процессе;
  • являются самостоятельными частями единой системы знаний науки;
  • имеют основополагающую ценность для человека, ибо он выражает единство природы и общества.

Лекция 2. Методы естественных наук

Естествознание использует как общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, логический метод, исторический метод, аналогия, моделирование, классификация), так и конкретно-научные методы, присущие конкретным наукам (спектроскопия, метод меченых атомов, кристаллография и т.п.). Научные методы, по соотношению эмпирического и теоретического подразделяются на методы эмпирического (опытного) исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, описание, сравнение, теоретические методы (идеализация, формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод), а также смешанные методы.

Анализ — мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.

Синтез — объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.

Обобщение — процесс мысленного перехода от единичного к о общему, от менее общего, к более общему, например: переход от суждения «этот металл проводит электричество» к суждению «все металлы проводят электричество», от суждения : «механическая форма энергии превращается в тепловую» к суждению «всякая форма энергии превращается в тепловую».

Абстрагирование (идеализация)— мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. В результате идеализации из рассмотрения могут быть исключены некоторые свойства, признаки объектов, которые не являются существенными для данного исследования.

Индукция — процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов, т.е. познание от частного к общему. На практике чаще всего применяется неполная индукция, которая предполагает вывод о всех объектах множества на основании познания лишь части объектов.

1.3. Естествознание и гуманитарное научное знание

Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование называется научной индукцией. Выводы такой индукции часто носят вероятностный характер.

Дедукция — процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Она тесно связана с обобщением.

Аналогия — вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках..

Моделирование — воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге — модели. Модели могут быть реальными (материальными), и идеальными (абстрактными).

Исторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей.

Логический метод — это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. При этом история эта освобождается от всего случайного, несущественного.

Классификация — это процесс упорядочивания информации. В процессе изучения новых объектов в отношении каждого такого объекта делается вывод: принадлежит ли он к уже установленным классификационным группам. В некоторых случаях при этом обнаруживается необходимость перестройки системы классификации. Существует специальная теория классификации — таксономия. Она рассматривает принципы классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности.

Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 2111;

Похожие статьи:

Глава 2.

Естествознание и гуманитарные науки…

Особенности естественных, гуманитарных и технических наук (сравнительный анализ)

Все науки принято делить сегодня на три большие группы: естественные, технические и гуманитарные. Их объединяет само соотнесение с понятием «наука». И в этом смысле по всем основным параметром (методы, формы, цели, задачи и проч.) они достаточно схожи между собою. Вместе с тем, различия в этих областях знания настолько существенны, что исторически они разделились – сначала отпочковались гуманитарные науки (в Новое время), тем самым, обнажив естественнонаучное знание. Затем (в ХХ в.) от естествознания отделились технические дисциплины.

По каким же параметрам следует различать эти науки? На этот вопрос проще ответить, исходя из здравого смысла. В жизненном пути каждого человека есть всего три типа отношений, которые можно сформулировать как вопросы: что есть, как есть и как к этому относиться. Соответственно и философия имеет три основных раздела: онтология, гносеология и аксиология. Эти же три отношения наличествуют в науке вообще. Проведем различения между указанными группами наук по этим трем параметрам с тем, чтобы в дальнейшем сосредоточиться на социально-гуманитарном цикле.

Онтологически предметом исследования естественных наук является изначально независимая среда обитания человека, т.е. то, что принято обозначать термином «природа». Даже если учесть изменения, привнесённые человеческой деятельностью в эту среду, она остается относительно независимой от человека, сохраняя свой изначальный статус. Задача естественных наук как можно глубже проникнуть сквозь сопротивление косности среды к пониманию природы как таковой. Хотя последнее в принципе невозможно (это будет обосновано в других главах), все-таки человек к этому постоянно стремится.

Технические науки исследуют «вторую природу», т.е. то, что сделано человеком, но относительно независимо. Техника и технология обладают огромными возможностями влияния на человека – его жизнь и социальные отношения. Задача технических наук исследовать эти возможности с тем, чтобы обратить их на пользу человеку.

В первом случае онтологически исследователю предстоит один параметр (фактор), который принято обозначать естественными законами. Во втором случае вопрос обстоит несколько сложней. С одной стороны, сделанный мир есть расширение жизнеотношений человека. С другой стороны, он угрожающе самостоятелен. И эта самостоятельность поддерживается самим человеком. В первом приближении этот мир онтологически очень похож на природу. Вот почему вплоть до ХХ в. подход к этим мирам был одинаковым: они числились по департаменту естествознания.

Что же касается гуманитарных наук, то онтологически они резко отличаются от первых двух – здесь имеют место два фактора, которые принято обозначать как «субъективный» и «объективный». Оба фактора характеризуют жизнь человека. Объективный мир связан с потребностями человека (биологическими, социальными и духовными). А субъективный – с интересами. Поскольку интересы есть осознанные потребности, то это сфера сознания в функции осознавания.

С гносеологической точки зрения исследователь–естественник (наблюдатель) относительно самостоятелен. Он более свободен по отношению к предмету исследования. Он пытается максимально испытать природу, чтобы максимально обогатить свой опыт взаимодействия с нею. Он устанавливает наличие постоянных взаимосвязей между объектами внешнего мира и определяет в качестве закона. Методы исследования в естествознании в принципе ограничиваются лишь родовой валидностью человека. Иначе говоря, в основе методов исследования естествознания лежит установка на экспансию.

В технических науках наблюдатель не столь свободен, хотя установка на экспансию та же. Сделанный мир является частью жизненного мира человека. Человек не может в принципе отторгнуть эту часть от себя. После научно-технической революции сделанность увеличивается ускоренными темпами. Более того, изучение техники и технологий не обходится без них самих. Это очень напоминает ситуацию с человеком. Поэтому описание констант в технических науках и их систематизация приводит не столько к установлению закона, сколько – к закономерности. Хотя следует оговориться: эти закономерности имеют силу (статус) закона.

В гуманитарных науках область познания обусловлена двумя факторами – суъективным и объективным. Оба фактора связаны с ситуацией общения. Поэтому наиболее важным элементом социального познания является понимание. Объяснение социальных явлений осложняется тем, что они – это события (в естествознании событий нет, есть только явления) прошлого. Эти события не восстановимы, о них можно только свидетельствовать. «Восстановление» сводится к косвенным операциям – восстановлению свидетельств (живых или мертвых). Метод исследования в гуманитарных науках, поэтому, весьма своеобразен. Его называют герменевтическим методом.

Сравнение этих групп наук по аксиологическому параметру показывает, что различение необходимо проводить по двум модусам: по отношению к социальному заказу и самому познавательному процессу. В первом случае оценка всей научной деятельности, нацеленная на достижение результата, хотя и проводится научным сообществом, осуществляется от имени общества (заказчика). Такая оценка ранжируется по степени соответствия цели и результата. В этом случае аксиологический момент в целом одинаков у названных трех групп наук.

Относительно познавательного модуса различия между естествознанием и техническим знанием не столь существенны. Однако они существенны между первыми двумя группами наук и гуманитарными науками.

Для гуманитарных наук характерно:

— невозможность количественной фиксации и отсутствие количественных критериев отождествления различных характеристик,

— невоспроизводимость данных,

— невозможность применить историческую гипотезу к обстоятельствам, отличным от тех, с которыми связано ее появление, для ее проверки.

Поле наблюдения социальных наук изначально структурировано значением и системой релевантностей участников изучаемых событий. При этом, важнейшим понятием для характеристики человеческого поведения является значение (что делает науки о человеке герменевтическими). Интерсубъективные значения есть конститутивная часть социальной реальности, базис социаль­ной общности.

Интерпретация в гуманитарных науках всегда ценностна. Она не может использоваться в науках о человеке лишь в контексте открытия с тем, чтобы подтверждение опиралось в них также на точные предсказания. Это связано и с тем, что измеримая точность на базе интерпретации недостижима, и, главным образом, с тем, что за различием способов интерпретации стоят различия социального бытия, фундаментальных жизненных выборов, способов самоопределения человека, которые несоизмеримы.

В дальнейшем при рассмотрении методов и форм научного познания мы будем в основном акцентировать внимание на особенности гуманитарного знания.

Оставьте комментарий