Единство и многообразие культур

Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Культура в различных ее проявлениях является объектом и предметом изучения множества конкретных наук. Каждая из этих наук дает ей свое определœение. Для философии в отличие от этих наук свойственно, во-первых, рассмотрение культуры в ее общих чертах, ᴛ.ᴇ. с мировоззренческих позиций; во-вторых, под углом зрения выяснения ее места в обществе и историческом процессе в целом. Сам термин культура имеет происхождение от латинского слова "culture" — что в переводе означает "возделывание земли, уход". Этот термин как нельзя более точно выражает сущность понятия культуры, под которым философы понимают всœе виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. Сегодня слово "культура" часто употребляется как мера уровня образованности и просвещенности и воспитанности человека. Хотя спор по поводу точности и полноты этого определœения продолжается и вряд ли когда-нибудь будет закончен, так как многообразие деятельности человека порождает и многообразие проявлений культуры. Культура есть способ внебиологической адаптации человеком окружающей действительности. В этом понятии наиболее отчетливо зафиксировано общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития. На протяжении всœей истории развития философской мысли культу ра в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками. В эпоху Просвещения под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем — идеалу просветителœей. Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание под культурой различных форм духовного и политического саморазвития общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусства, морали, религии и государственном правлении. Представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определœенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества. Культуру принято разделять на материальную и духовную. Материальную культуру образуют продукты материального, а духовную — продукты духовного производства. Но их различия ни в коем случае нельзя преувеличивать хотя бы потому, что предметы духовной куль- туры всœегда так или иначе овеществляются, материализуются, а материальная культура несет в себе человеческую мысль, достижения человеческого духа. Οʜᴎ связаны между собой так, как и области производства- материального и духовного, причем первое к в конечном счете играет в системе общественной жизни ведущую, определяющую роль. Являясь выражением способов и норм социальной организации и регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает рядом функций. Это социально-регулятивная функция культуры, воплощающаяся в нормах, традициях и обычаях регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее важная функция культуры принято называть коммуникативно-репродуктивной. Она состоит в трансляции опыта͵ знаний, опредмеченных результатов человеческой деятельности от поколения к поколению, чем обеспечивается непрерывность исторического процесса и его прогрессивное развитие. Социальной функцией культуры является отбор и отсеивание в ходе трансляции тех культурных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поколения и тех, которые отсеиваются, отслужив свое. Эта функция куль- туры принято называть ценностно-ориентационной. Нельзя сводить культуру лишь к результатам деятельности, это и сама деятельность. именно так предстает перед нами культура мировоззренческая, политическая, технологическая, производственная, культура человеческого общения, культура экологическая, правовая и художественная.Культура — это не только производство вещей и идей в их оторванности от человека, это производство самого чело- века во всœем богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всœей целостности его общественного бытия.

Вопрос 50. Понятие цивилизации. Мировая цивилизация.

Понятие цивилизации происходит от латинского слова ʼʼcivisʼʼ — ʼʼгражданинʼʼ. По мнению большинства современных исследователœей, Ц. обозначает следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к целœенаправленным, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. В других случаях данный термин используется для обозначения известного уровня развития общества, его материальной и духовной культуры. В качестве основы для выделœения формы Ц. иногда берутся признаки региона или континœента (Ц. античного Средиземноморья, европейская, восточная). Еще одно значение сводится к тому, что под Ц-ми понимают автономные уникальные культуры, проходящие известные циклы развития (Н.Я.Данилевский, А.Тоинби). Весьма часто Ц. выделяются по религиозному признаку. Шпенглер противопоставлял Ц-ю, которая, по его мнению, представляет совокупность исключительно технико-механических достижений человека, культуре как царству органически-жизненного. В диалектико-материалистической философии и социологии Ц. воспринимается как совокупность материальных и духовных достижений общества, преодолевшего уровень дикости и варварства. Ц. включает в себя преобразованную человеком окультуренную природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего их и способного жить в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и преобразование. Традиционными обычно принято называть такие Ц-ии, в которых жизненный уклад ориентирован медленными изменениями в сфере производства, консервацией культурных традиций, воспроизведением часто на протяжении многих столетий сложившихся социальных структур и образа жизни. Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной Ц-ии, данный тип ц-го развития часто называют западной Ц-ей. Упор сделан на развитие материально-технической базы.

Функция Ц-ии – обеспечение общезначимого, стабильного нормативного взаимодействия. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Ц.- это социокультурное образование. В случае если культура характеризует меру развития человека, то Ц. характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры.

То есть, Ц — ϶ᴛᴏ совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру.

Выделяют три этапа развития современной Ц-ии:

1)Аграрный этап (доиндустриальный) – общество, основанное на с\х производстве с иерархической социальной структурой, авторитарной властью. Операется на армию и религиозную идеологию. Господствует ручной труд. (Европа до 16века, Россия до 20века).

2)Индустриальный тип – развита промышленность, техника, технологии, высокая степень урбанизации, высокий уровень образования. Власть олигархическая, опирающаяся на капитал и идеологию. (17век-середина 20века в Европе).

3)Постиндустриальный тип – доминирует массовое производство, предельно развита сфера услуг, господствует идеология массового потребления, важнейшую роль играет информация и информационные технологии. Власть демографического типа.

Цивилизация – западный тип и восточный тип. Цивилизация – север (США, Европа, Россия, Китай, Япония и Австралия), юг (Юго-Восточная Азия, Африка и Латинская Америка).

Теории развития, формы культуры

Единство и многообразие культур

Мировая культура многообразна в своих проявлениях и опирается на признание единства и многообразия социокультурного процесса. Это подтверждается многочисленными примерами. Рассмотрим проявления единства и многообразия культуры на следующих примерах:

Европейцы и китайцы, африканцы и индийцы все принадлежат к одному и тому же биологическому виду, все они произошли от одних и тех же кроманьонцев, более того, все они используют одни и те же машины, компьютеры и другие блага цивилизации. Несмотря на все это, у них сложились совершенно разные традиции и разные шкалы ценностей. Даже у народов, живущих в одних и тех же географических условиях, никогда не бывают одинаковыми: образ мышления, нормы поведения, характер искусства, традиции, стандарты жизни. Классический пример тому – народы Закавказья. Независимо от того, что все народы Кавказа: армяне, грузины, азербайджанцы, — живут рядом тысячелетия, культура каждого из них сохраняет свою самобытность.

Конечно, в современных условиях происходит определенная унификация, но не столько культур, сколько поведения людей. Развитие техники формирует определенный стандарт общения, но при этом японец остается японцем, узбек – узбеком, итальянец – итальянцем. Вполне возможно, что специфические особенности этнических культур даже имеют тенденцию усиливаться, не случайно сейчас говорят о своеобразном ренессансе этих культур.

Но следует учитывать и другую особенность мирового социокультурного процесса – его целостность. Цивилизационная деятельность людей делает мировую культуру целым и генетически, и исторически. Именно труд и общение выступают основными критериями культуры.

Вместе с тем следует отметить различный уровень современного состояния мировой культуры. Существуют как новейшие технологии, достижения науки и искусства, так и ее реликтовые, архаичные проявления, например, у аборигенов Новой Гвинеи, племен дебрей Амазонки.

Вместе с тем, существует культурологическая концепция, кт утверждает, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Эту концепцию начал разрабатывать представитель экзистенциализма Карл Ясперс, продолжил эту теорию О.Щпенглер и А.Тойнби. К.Ясперс вводит понятие «осевое время», кт им понимается как определенный исторический этап, когда происходит своего рода духовный подъем, самосознание человека. Он считал это периодом времени м/у 800 и 200 г. до н.э.

тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Он относит эту ось ко времени ок. 500 лет до н.э., к духовному процессу, кт шел м/у 800 и 200 г. до н.э. По Ясперсу в осевое время происходит много необычайного. Почти одновременно, в течение нескольких столетий возникают новые имена и теории. Например, в Китае появились все направления философии, тогда здесь жили Конфуций и Лао-цзы. В Индии в это время предстал миру Будда. В Иране проповедует учение о мире Заратустра; в Палестине выступают пророки Илия, Исаия и Иеремия; в Греции – это время Гомера, Архимеда, Сократа, Платона. В эту эпоху были разработаны основные категории кт мы мыслим и по сей день, заложены основы мировых религий, т.е. происходит осознание человеком самого себя и всего бытия в целом.

Теории развития культуры

Остановимся на фундаментальных теориях развития культуры. В нач. 20 в. были сформулированы три теории развития западноевропейской культуры: О.Шпенглера, Альберта Швейцера (1875-1865) и Макс Вебер (1864-1920).

Немецкий философ Шпенглер в своей книге «Закат Европы» делает пессимистический вывод о том, что цивилизация Западной Европы обречена, поскольку она представляет собой деградацию высших духовных ценностей. По Ш., понятие «культура» и «цивилизация» общезначимы. В мировой истории он выделяет 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, Греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская и культура майя. Он предсказывает рождение и расцвет русской культуры.

М.Вебер в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» делает вывод о том, что никакого кризиса западноевропейской культуры нет, просто на смену одним ценностям пришли новые и, прежде всего, универсальная рациональность.

Немецко-французский философ-гуманист, лауреат Нобелевской премии, создатель этики благоговения перед жизнью Швейцер в своей работе «Распад и возрождение культуры» вслед за Шпенглером отмечает упадок и кризис западноевропейской культуры, но считает их нефатальными, а спасение культуры – возможным. Мыслитель. Швейцер полагал, что культура – это не только итог деят-ти отдельных лиц, но и всего человечества во всех областях и аспектах деят-ти, достижения культуры способствуют духовному совершенствованию человека и прогрессу всего общества. Также известен также как музыковед и органист, занимавшийся исследованием жизни и деятельности И.С.Баха. Швейцер – протестантский теолог и миссионер, проповедовавший исходный, с его точки зрения, принцип мировоззрения – «преклонение перед жизнью», считавший эту идею основой нравственного обновления человечества.

Формы культуры

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают 3 формы – элитарную, народную и массовую.

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональным творцам. Она включает изящное искусство, классическое искусство, классическую музыку и классическую литературу. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деят-ть художественного объединения художников «Мир искусства».

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющих профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия).

Еще одно название народной культуры – фольклор. Он всегда локализован, т.к. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

У массовой культуры огромное число определений, несущих в себе помимо объективной информации и сугубо личное – позитивное или отрицательное – мнение. Она не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший ее размах начинается с сер. 20 в., когда СМИ проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку»

Сам термин — «массовая культура» — появился в 1957 г., когда в США был опубликован коллективный труд под редакцией Б. Розенберга и Д. Уайта «Массовая культура». До этого в искусствоведческом и культурологическом обиходе был другой термин – «народная культура» (popular culture). Под популярной или народной культурой понимается область культуры, которая приемлема и понятна большинству населения в любую историко-культурную эпоху, которая обладает своими эстетическими особенностями. Отсюда и выливается термин «массовая культура» — культура принадлежащая массовому обществу. Почему она стала называться так — «массовая культура», очевидно, потому что оно было более точным и в известном смысле емким, вобрало в себя элементы таких терминов как «массовая коммуникация», «массовое общество», «Народная культура».

Понятие «массовая культура» чрезвычайно широко. Сюда входит и откровенно коммерческое искусство, предназначенное для удовлетворения невзыскательного вкуса «толпы», и характерный для общества образ жизни, отличительная черта которого – лишенное здравого смысла безудержное потребительство, и хитроумные методы манипулирования индивидуальным и коллективным сознанием с помощью средств массовой информации ради явной или тщательно скрываемой политической цели, и система поточного производства «продуктов искусства», включающая в себя кинофабрики, телестудии, заводы по выпуску грампластинок.

«Массовое общество», «массовый человек» — эти понятия становятся определяющими для исследований массовой культуры первой половины 20 века, склонных видеть ее особенности в специфике социальных структур и меняющегося под влиянием новых технологий общего характера культуры. Уже в 30-е годы для изучения массовой культуры и массовых видов искусства характерна общая предпосылка, что искусство является в той или иной мере политическим.

Массовая культура – это тоже культура, точнее ее часть. И достоинства ее произведений – не в том, что они всем понятны, а в том, что они базируются на архетипах (греч. Arche – начало, typos – образ, бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, счастья и т.д.). К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к любви, насилию. И этот интерес – основа успехов массовой культуры, ее произведений.

Катастрофическим последствием массовой культуры является низведение творческой деят-ти человека к элементарному акту безмолвного потребления.

Осмысление проблемы массовой культуры было начато книгами О.Шпенглера «Закат Европы», А.Швейцера «Культура и этика», Х.Ортеги-и-Гассета «Восстание масс», в кт массовая культура осмысливается как предельное выражение духовной несвободы.

Основные функции культуры

Культура представляет собой многофункциональную систему. Коротко охарактеризуем основные функции культуры. Главная функция феномена культуры – человеко-творческая. Все остальные, так или иначе, связаны с ней и даже вытекают из нее.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах: устные предания, памятники литературы и искусства, философия, религия. Но это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образов.

Познавательная (гносеологическая) функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Н.А.Бердяев по этому поводу писал: «культура осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах: добро – в нравах, бытии и общественных установлениях; красоту – в книгах, стихах и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах…»

Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества существенно различаются прежде всего по этому признаку.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки., действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Семиотическая, или знаковая функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Например, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык представляет важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра.

Ценностная или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.



Мировая культура многообразна в своих проявлениях и опирается на признание единства и многообразия социокультурного процесса. Это подтверждается многочисленными примерами. Рассмотрим проявления единства и многообразия культуры на следующих примерах:

Европейцы и китайцы, африканцы и индийцы все принадлежат к одному и тому же биологическому виду, все они произошли от одних и тех же кроманьонцев, более того, все они используют одни и те же машины, компьютеры и другие блага цивилизации. Несмотря на все это, у них сложились совершенно разные традиции и разные шкалы ценностей. Даже у народов, живущих в одних и тех же географических условиях, никогда не бывают одинаковыми: образ мышления, нормы поведения, характер искусства, традиции, стандарты жизни. Классический пример тому – народы Закавказья. Независимо от того, что все народы Кавказа: армяне, грузины, азербайджанцы, — живут рядом тысячелетия, культура каждого из них сохраняет свою самобытность.

Конечно, в современных условиях происходит определенная унификация, но не столько культур, сколько поведения людей. Развитие техники формирует определенный стандарт общения, но при этом японец остается японцем, узбек – узбеком, итальянец – итальянцем. Вполне возможно, что специфические особенности этнических культур даже имеют тенденцию усиливаться, не случайно сейчас говорят о своеобразном ренессансе этих культур.

Но следует учитывать и другую особенность мирового социокультурного процесса – его целостность. Цивилизационная деятельность людей делает мировую культуру целым и генетически, и исторически. Именно труд и общение выступают основными критериями культуры.

Вместе с тем следует отметить различный уровень современного состояния мировой культуры. Существуют как новейшие технологии, достижения науки и искусства, так и ее реликтовые, архаичные проявления, например, у аборигенов Новой Гвинеи, племен дебрей Амазонки.

Вместе с тем, существует культурологическая концепция, кт утверждает, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Эту концепцию начал разрабатывать представитель экзистенциализма Карл Ясперс, продолжил эту теорию О.Щпенглер и А.Тойнби. К.Ясперс вводит понятие «осевое время», кт им понимается как определенный исторический этап, когда происходит своего рода духовный подъем, самосознание чел-ка. Он считал это периодом времени м/у 800 и 200 г. до н.э. тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился чел-к такого типа, какой сохранился и по сей день. Он относит эту ось ко времени ок. 500 лет до н.э., к духовному процессу, кт шел м/у 800 и 200 г. до н.э. По Ясперсу в осевое время происходит много необычайного.

Почти одновременно, в течение нескольких столетий возникают новые имена и теории. Например, в Китае появились все направления философии, тогда здесь жили Конфуций и Лао-цзы. В Индии в это время предстал миру Будда. В Иране проповедует учение о мире Заратустра; в Палестине выступают пророки Илия, Исаия и Иеремия; в Греции – это время Гомера, Архимеда, Сократа, Платона. В эту эпоху были разработаны основные категории кт мы мыслим и по сей день, заложены основы мировых религий, т.е. происходит осознание чел-ком самого себя и всего бытия в целом. (1 таблица)

На основе схемы, предложенной Ясперсом, можно сделать следующие выводы:

1. осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности. Древние культуры продолжают существовать в тех своих элементах, кт восприняты новым началом.

2. то, что было создано в то время, существует и по сей день. Принято считать, что возрождение возможностей осевого времени – Ренессанс – ведет к духовному подъему. Возврат к этому началу в Китае, Индии, на Западе происходит периодически.

3. в начале осевое время ограничено в пространстве, но в течение истории оно становится всеохватным.

Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1669; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Мировая культура многообразна в своих проявлениях и опирается на признание единства и многообразия социокультурного процесса. Это подтверждается многочисленными примерами. Рассмотрим проявления единства и многообразия культуры на следующих примерах:

Европейцы и китайцы, африканцы и индийцы все принадлежат к одному и тому же биологическому виду, все они произошли от одних и тех же кроманьонцев, более того, все они используют одни и те же машины, компьютеры и другие блага цивилизации. Несмотря на все это, у них сложились совершенно разные традиции и разные шкалы ценностей. Даже у народов, живущих в одних и тех же географических условиях, никогда не бывают одинаковыми: образ мышления, нормы поведения, характер искусства, традиции, стандарты жизни. Классический пример тому – народы Закавказья. Независимо от того, что все народы Кавказа: армяне, грузины, азербайджанцы, — живут рядом тысячелетия, культура каждого из них сохраняет свою самобытность.

Конечно, в современных условиях происходит определенная унификация, но не столько культур, сколько поведения людей. Развитие техники формирует определенный стандарт общения, но при этом японец остается японцем, узбек – узбеком, итальянец – итальянцем. Вполне возможно, что специфические особенности этнических культур даже имеют тенденцию усиливаться, не случайно сейчас говорят о своеобразном ренессансе этих культур.

Но следует учитывать и другую особенность мирового социокультурного процесса – его целостность. Цивилизационная деятельность людей делает мировую культуру целым и генетически, и исторически. Именно труд и общение выступают основными критериями культуры.

Вместе с тем следует отметить различный уровень современного состояния мировой культуры. Существуют как новейшие технологии, достижения науки и искусства, так и ее реликтовые, архаичные проявления, например, у аборигенов Новой Гвинеи, племен дебрей Амазонки.

Вместе с тем, существует культурологическая концепция, кт утверждает, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Эту концепцию начал разрабатывать представитель экзистенциализма Карл Ясперс, продолжил эту теорию О.Щпенглер и А.Тойнби. К.Ясперс вводит понятие «осевое время», кт им понимается как определенный исторический этап, когда происходит своего рода духовный подъем, самосознание чел-ка. Он считал это периодом времени м/у 800 и 200 г. до н.э. тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился чел-к такого типа, какой сохранился и по сей день. Он относит эту ось ко времени ок. 500 лет до н.э., к духовному процессу, кт шел м/у 800 и 200 г. до н.э. По Ясперсу в осевое время происходит много необычайного. Почти одновременно, в течение нескольких столетий возникают новые имена и теории. Например, в Китае появились все направления философии, тогда здесь жили Конфуций и Лао-цзы. В Индии в это время предстал миру Будда. В Иране проповедует учение о мире Заратустра; в Палестине выступают пророки Илия, Исаия и Иеремия; в Греции – это время Гомера, Архимеда, Сократа, Платона. В эту эпоху были разработаны основные категории кт мы мыслим и по сей день, заложены основы мировых религий, т.е. происходит осознание чел-ком самого себя и всего бытия в целом.

(1 таблица)

На основе схемы, предложенной Ясперсом, можно сделать следующие выводы:

1. осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности. Древние культуры продолжают существовать в тех своих элементах, кт восприняты новым началом.

2. то, что было создано в то время, существует и по сей день. Принято считать, что возрождение возможностей осевого времени – Ренессанс – ведет к духовному подъему. Возврат к этому началу в Китае, Индии, на Западе происходит периодически.

3. в начале осевое время ограничено в пространстве, но в течение истории оно становится всеохватным.

Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1668; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Оставьте комментарий