Древнейшая стадия истории человечества кратко

Древнейшая стадия истории человечества.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

История человечества в целом характеризуется нарастающей динамикой перемен, происходящих как в различных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Традиционным для материалистических традиций европейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действительно выступает источником ресурсов для развития цивилизации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, сам является ее порождением и неотъемлемой частью.

Человеческое общество и природные сообщества

Самые древние каменные орудия появились около 2,5-3 млн. лет назад. Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в стада (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от более сильных противников, добывать больше пищи. В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у кого лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшественников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмоции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформировалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение структуры мозга.

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстрактного мышления стали важнейшим фактором развития самого рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволюции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с другой ― с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выживание по сравнению с другими видами. Вооруженные дубинами, копьями, действующие сообща, первобытные охотники могли справиться с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания. Благодаря теплой одежде, овладению огнем, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по огромной территории, почувствовали относительную независимость от климата и капризов погоды.

Накопление знаний не было постоянно развивающимся, поступательным процессом. Многие человеческие сообщества из-за голода, болезней, нападений враждебных племен погибали, полученные ими знания полнстью или частично терялись.

Палеолит

Примерно 1,0 млн. ― 700 тыс. лет назад наступает период, который называют ранним палеолитом (от греч. "палео" ― "древний" и "литос" ― "камень"). Раскопки во Франции, вблизи селений Шелль и Сент-Ашель, позволили найти остатки пещер и древних поселений, где на протяжении десятков тысяч лет жили сменяющие друг друга поколения предшественников современного человека. Впоследствии такие находки были обнаружены и в других местах.

Исследования археологов позволили проследить, как менялись орудия труда и охоты. Инструменты из кости и заточенного камня (острия, скребки, рубила) становились все более совершенными и прочными. Менялся физический тип человека: он все более приспосабливался к передвижению по земле без помощи рук, увеличивался объем мозга.

Важнейшим достижением раннего палеолита было овладение умением пользоваться огнем (примерно 200–300 тыс. лет назад) для обогрева жилища, приготовления пищи, защиты от хищников.

Завершает время раннего палеолита период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Началось наступление ледников, примерно 100 тыс. лет назад покрывших почти всю территорию России, Центральной и Западной Европы. Многие стада первобытных охотников-неандертальцев не смогли приспособиться к новым условиям существования. Между ними обострилась борьба за уменьшившиеся источники пропитания.

К концу раннего палеолита (примерно 30—20 тыс. лет до н.э.) в Евразии и Африке неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современного, кроманьонского типа.

В этот же период времени под влиянием различий в природных условиях сложились основные расы людей.

Мезолит

Эпоха мезолита (от греч. "мезос" ― "средний" и "литос" ― "камень") охватывает период с XX по IX-VIII тысячелетия до н.э. Она характеризуется новым изменением природных условий, которые становятся более благоприятными: ледники отступают, становятся доступными для заселения новые территории.

В этот период численность населения Земли не превышала 10 млн. человек.

В эпоху мезолита зарождается и получает широкое распространение наскальная живопись. В остатках жилищ того времени археологи находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и другие украшения. Все это говорит о наступлении нового этапа в познании мира. Абстрактные символы и обобщенные понятия, возникшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в рисунках, статуэтках. Многие из них были связаны с ритуалами, обрядами первобытной магии. Большая роль случайности в жизни людей порождала попытки улучшить ситуацию на охоте, в жизни. Так возникала вера в приметы, благоприятные или неблагоприятные. Появился фетишизм ― убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют особую магическую силу. Среди них были фигурки животных, камни, амулеты, якобы приносящие удачу их владельцу. Возникали поверья, например, что воин, выпивший крови врага или съевший его сердце, приобретает особую силу. Охоте, лечению больного, выбору пары (юноши или девушки) предшествовали ритуальные действия, среди которых особое значение уделялось танцу и пению. Люди эпохи мезолита умели изготовлять ударные, духовые, струнные и щипковые музыкальные инструменты.

Особое значение придавалось похоронным ритуалам, которые со временем становились все более сложными. В древних погребениях археологи находят украшения и орудия труда, которыми люди пользовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были широко распространены убеждения в существовании потустороннего мира, где человек живет после смерти.

Постепенно укреплялась вера в высшие силы, которые могли, как помогать, так и вредить. Предполагалось, что их можно задобрить жертвоприношением, чаще всего ― частью добычи, ее следовало оставить в определенном месте. У некоторых племен практиковались человеческие жертвоприношения.

Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими обычно становились самые сильные, удачливые, опытные охотники) в жизни первобытных племен начали играть заметную роль жрецы (шаманы, колдуны). Они обычно знали целебные свойства трав, обладали некоторыми гипнотическими способностями и оказывали большое влияние на соплеменников.

Неолит

Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития человечества можно определить лишь приблизительно. У многих племен экваториальной зоны в Африке, Южной Америке, на островах Юго-Восточной Азии и бассейна Тихого океана, у аборигенов Австралии, некоторых народов Севера тип хозяйственной деятельности и культуры с эпохи мезолита практически не изменился. В то же время в IX—VIII тысячелетиях до н.э. в некоторых районах мира начинается переход к земледелию и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. "неос" ― "новый" и "литос" ― "камень") знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.

Человек и природа

Человек примерно к X тысячелетию до н.э. утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды своего обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей. Голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции ― такой была плата за прогресс.

Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями:

Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своем развитии и в познании окружающего мира. Постепенно складывалась система запретов (табу), ограничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний.

В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных природных условиях.

Современная наука пришла к выводу, что все многообразие нынешних космических объектов образовалось около 20 млрд. лет назад. Солнце — одна из множества звезд нашей галактики — возникло 10 млрд. лет назад. Наша Земля — рядовая планета Солнечной системы — имеет возраст 4,6 млрд. лет. Сейчас принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 3 млн. лет назад. Смотрите описание элективные питательные среды у нас.

Периодизация истории человечества на стадии первобытнообщинного строя довольно сложна. Известно несколько ее вариантов. Чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с нею история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготовлялись используемые человеком орудия труда. Каменный век: 3 млн.

Лекция 2. Древнейшая стадия истории человечества.

лет назад — конец III тысячелетия до н. э.; бронзовый век: конец III тысячелетия до н. э. — I тысячелетие до н. э.; железный век — с I тысячелетия до н. э.

У разных народов в разных районах Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило неодновременно. Шел процесс формирования человека (антропогенез, от греч. «антропос» — человек, «генезис» — происхождение) и человеческого общества (социогенез, от лат. «социетас» — общество и греч. «генезис» — происхождение).

Древнейшие предки современного человека походили на человекообразных обезьян, которые в отличие от животных умели производить орудия труда. В научной литературе этот тип человека-обезьяны получил название homo habilis — человек умелый. Дальнейшая эволюция хабилисов привела к появлению 1,5-1,6 млн. лет назад так называемых питекантропов (от греч. «питекос» — обезьяна, «антропос»- человек), или архантропов (от греч. «ахайос» — древний). Архантропы были уже людьми. 300-200 тыс. лет назад архантропы сменились более развитым типом человека — палеоантропами, или неандертальцами (по месту их первой находки в местности Неандерталь в Германии).

В период раннего каменного века — палеолита[1] (примерно 700 тыс. лет назад) человек проник на территорию Восточной Европы. Заселение шло с юга. Археологи находят следы пребывания древнейших людей в Крыму (пещеры Киик-Коба), в Абхазии (недалеко от Сухуми-Яштух), в Армении (холм Сатани-Дар неподалеку от Еревана), а также в Средней Азии (юг Казахстана, район Ташкента). В районе Житомира и на Днестре найдены следы пребывания здесь людей 500-300 тыс. лет назад.

Примерно 100 тыс. лет назад значительную часть территории Европы занимал огромный ледник толщиной до двух километров (с тех пор образовались снежные вершины Альп и Скандинавских гор).

Возникновение ледника сказалось на развитии человечества. Суровый климат заставил человека использовать природный огонь, а затем и добывать его. Это помогло человеку выжить в условиях резкого похолодания. Люди научились делать из камня и кости колющие и режущие предметы (каменные ножи, наконечники для копий, скребки, иглы и т. п.).

Очевидно, к этому времени относится зарождение членораздельной речи и родовой организации общества. Стали возникать первые, еще крайне смутные религиозные представления, о чем свидетельствует появление искусственных захоронений.

Трудности борьбы за существование, страх перед силами природы и неумение их объяснить явились причинами возникновения языческой религии. Язычество представляло собой обожествление сил природы, животных, растений, добрых и злых духов. Этот огромный комплекс первобытных верований, обычаев, обрядов предшествовал распространению мировых религий (христианства, мусульманства, буддизма и др.).

В период позднего палеолита (35-10 тысячелетий назад) закончилось таяние ледника, и установился климат, похожий на современный. Использование огня для приготовления пищи, дальнейшее развитие орудий труда, а также первые попытки упорядочения отношений между полами существенно изменили физический тип человека. Именно к этому времени относится превращение человека умелого (homo habilis) в человека разумного (homo sapiens). По месту первой находки его называют кроманьонцем (местность Кроманьон во Франции). Тогда же, очевидно, в результате приспособления к среде в условиях существования резких отличий в климате между разными регионами земного шара сформировались и существующие сейчас расы (европеоидная, негроидная и монголоидная).

Страницы: 123

Тема урока: Древнейшая стадия истории человечества

Цель урока.

Формирование представления об антропо- и социогенезе и древнейшем периоде человечества. Ознакомление с понятиями антропогенез, социальная жизнь, религия, мировоззрение, искусство, культура.

Содержание-конспект урока.

(В конспекте выделены фрагменты, подлежащие обязательной фиксации обучающимися).

Характеристика Каменного века.

История человечества берёт своё начало в незапамятной древности, от которой не сохранилось никаких иных свидетельств кроме вещественных. Поэтому, основной наукой, занимающейся этим периодом, является археология. Это, в свою очередь, определило то, что для описания этой эпохи чаще всего пользуются археологической схе­мой, основанной на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. В археологии древнейшая стадия истории человечества часто также называется «Каменным веком».

Каменный век — древнейший и самый длительный период в истории человечества, характеризующийся использованием камня как основного твердого материала для изготовления орудий труда, предназначенных для решения задач жизнеобеспечения человека.Хронологические рамки каменного века очень широки — он начинает­ся около 3 млн лет назад (время выделения человека из животного мира) и длится до появления металла (около 8—9 тыс. лет тому назад на Древнем Востоке и около 6-5 тыс. лет тому назад в Европе).

В археологической наукекаменный век принято разделять на несколь­ко основных этапов: древний каменный век — палеолит (3 млн лет до н.э. — 10 тыс. лет до н.э.); средний — мезолит (10-9 тыс. — 7 тыс. лет до н.э.); новый — неолит (6-5 тыс. — 3 тыс. лет до Н.Э.). Археологическая периоди­зация каменного века связана с изменениями в каменной индустрии: каж­дый период характеризуется своеобразными приемами первичного расщеп­ления и последующей вторичной обработки камня, результатом чего является широкое распространение совершенно определенных наборов изделий и их ярких специфических типов.

Каменный век соотносится с геологическими периодами плейстоце­ном (который также носит названия: четвертичный, антропогенный, лед­никовый и датируется от 2,5-2 млн лет до 10 тыс. лет до н.э.) и голоценом (начиная с 10 тыс. лет до н.э. до нашего времени включительно). Природ­ные условия этих периодов играли существенную роль в становлении и развитии древнейших человеческих обществ.Гигантский ледник (около 100 тыс. лет тому назад) способствовал появле­нию на планете особого растительного и животного мира в сложнейших кли­матических условиях. В соответствии с этим история человеческого общества делится на три разных периода: 1) доледниковый с теплым субтропическим климатом; 2) ледниковый и 3) послеледниковый.

Учеными выделяются следующие проблемы антропогенеза:

1) происхожде­ние человека как вида, место и хронология этого явления, определение грани между человеком как деятельно мыслящим существом живой природы и его ближайшими предками;

2) связь антропогенеза с развитием материального производства;

3) расогенез — изучение причин и процессов расово-генетических различий.

Антропогенез и проблема сапиентности. Стадии расселения по планете.

Проблема происхождения человека в науке носит название антропогенезом. Антропогенез является одним из важнейших направлений антрополо­гии которое изучает эволюцию всего семейства Hominidae (гоминиды) и рода Homo (человек). Довольно долго, с начала XX века в науке безраздельно господствовала ста­диальная теория антропогенеза. Суть ее сводится к следующему: человек в своем биологическом развитии прошел несколько стадий, отделяемых друг от друга эволюционными скачками. Первая стадия — архантропы (пите­кантроп, синантроп, атлантроп), вторая — палеоантропы (неандертальцы, чье название происходит от первой находки близ города Неандерталь), третья — неоантроп (человек современного вида), или кроманьонец (на­званный так по месту находок первых ископаемых людей современного вида, сделанных в гроте Кроманьон). Однако, уже в 50-е годы она не вмещала и не могла объяснить всегоморфологического многообразия палеоанропологических находок. Поэтому, ей пришла на смену другая теория, охватывающая это многообразие непротиворечивым внутренне объяснением. Современные научные представления об антропогенезе базируются на синтетической теории эволюции, которая является развитием теории происхождения видов Дарвина. По современным представлениям эволюция — это не линейный про­цесс, сопровождающийся несколькими скачками, а непрерывный, много­уровневый процесс, суть которого может быть графически представлена не в виде дерева с единым стволом, а в виде куста. Таким образом, речь идет о сетевидной эволюции, суть которой состоит в том. что одновременно могли существовать и взаимодействовать эволюционно неравные челове­ческие существа, которые в морфологическом и культурном отношении стояли на разных уровнях сапиентации. В морфологическом отношении основная линия человеческой эволюции означена вполне отчетливо — это усложнение структуры мозга при параллельной сферизации мозгового отдела черепа, уменьшение разме­ров лицевого отдела, все более совершенное прямохождение, повлекшее за собой изменение костей таза и ног (особен­но стопы), тонкая манипуляторная активность кисти, связанная с трудо­вой деятельностью.

С открытием в 1920-х гг. в Южной Африке нового, более древнего, чем род Homo, рода австралопитековых стало очевидно, что действительно найдено «недостающее звено» между нашими обезьяноподобными пред­ками и человеком. Австралопитекиaustral» — южный, «pitek» — обезья­на) — это высокоразвитые двуногие существа, жившие в Восточной и Южной Африке от 5-6 (судя по новым находкам, и существенно ранее) до 1 млн лет назад. Никаких представителей рода австралопитековых вне Африканского континента найдено не было.

Небольшой размер, небольшие клыки и когти, невысокая скорость передвижения делали их, вероятно, лёгкой добычей для крупных хищников.Как показывает изучение поведения приматов (этология), в таких случаях необычайно возрастает роль социальных связей и усложнение поведения внутри коллектива животных.

Первым представителем новой формы гоминид, уже относящимся к роду Homo или, в свою очередь, являющимся промежуточной между австралопитеками и людьми, считается Homo habilis, появившийся более 2,5 млн лет назад. Он признается творцом древнейших каменных орудий труда.

При этом,австралопитековые в качестве орудий применяли лишь природные предметы, а Homo habilis изготовлял их преднамеренно.

Где-то 1,9-1,7 млн лет назад «людей способных» сменили более совершенные формы гоминидархантропы (питекантропы, синантропы), которые в современной схеме антропогенеза относятся к видам Homo ergaster (человек деятельный) и Homo erectus (человек прямоходящий). Они существуют приблизительно до рубежа 0,5 млн лет назад.

Африка, скорее всего, является единственным районом, в котором представители вида Homo erectus обитали в первые полмиллиона лет своего существования, хотя они, несомненно, в процессе миграций могли посещать и соседние регионы — Аравию, Ближний Восток и даже Кавказ. Палеоантропологические находки в Израиле (стоянка Убейдия), на Центральном Кавказе (стоянка Дманиси) позволяют говорить об этом с уверенностью. Что же касается территорий Юго-Восточной и Восточной Азии, а также юга Европы, то появление там представителей рода Homo erectus относится не ранее чем к интервалу 1,1-0,8 млн лет назад, а сколько-нибудь существенное их расселение можно отнести к концу нижнего плейстоцена, т.е. около 500 тыс. лет назад.

Эпоха «архантропов» сменилась появлением около 600 тыс. лет назад другой группы гоминид, которые часто называются палеоантропами и ранний вид которых, независимо от места обнаружения костных остатков, относят к Homo Heidelbergensis (гейдельбергский человек). Этот вид существовал примерно до 150 тыс. лет назад. Его представителям свойственны особенности, характерные еще для Homo erectus. При этом он обладал рядом особенностей, отличающих его от предшественников.

В Европе и в Западной Азии потомками Н.

Конспект занятия по истории «Древнейшая стадия истории человечества»

Heidelbergensis были так называемые «классические» неандертальцы — Homo neandertalensis, которые появились не позднее 130 тыс. лет тому назад и существовали не менее 100 тыс. лет. Последние их представители жили в горных районах Евразии еще 30 тыс. лет тому назад, если не дольше. Хотя, как показывают позднейшие исследования, неандертальцы не являются прямыми предками человека современного типа.

Предполагается, что местом формирования неоантропов (Homosapiensis, человек разумный) была Южная и Восточная Африка, откуда впоследствии происходило их расселение, сопряженное с уничтожением или ассимиляцией автохтонных популяций гоминид. Здесь останки Homo sapiens имеют наибольшую древность (до 160 тыс. лет назад, Homo Idaltu). На севере Африки столь древние останки неоантропов пока не обнаружены. За пределами Африки находки Homo sapiens, близкие но возрасту находкам из Южной и Восточной Африки, обнаружены на Ближнем Востоке — они происходят из израильских пещер Схул и Кафзех и датируются временем от 70 до 100 тыс. лет тому назад. В других регионах земного шара пока неизвестны находки Homo sapiens, имеющие возраст древнее 40-36 тыс. лет.

Зарождение социума. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Уже древние гоминиды, не обладая эффективными для отражения атак хищников природными средствами защиты, имели социальные связи и определённый социум со своей иерархией. С развитием антропогенеза происходило и усложнение социальных связей людей, зарождался социум. С появлением человека современного типа человека, человеческой общество представляло собой, так называемую родовую общину, которая считается исторически первой формой общественной организации людей. Члены общины были связаны кровным родством, часто имели общее жилище (например, так называемые «длинные дома»), общий очаг, вели совместную трудовую деятельность. Все орудия труда находились в общей собственности. Человек уже должен был заботиться не только о личном пропитании и личной защите, но и общины. Община, в свою очередь, также заботилась о каждом своём члене, предоставляла ему кров, тепло очага, помощь в трудную минуту.

Места жительства общин постепенно становились базами для хранения запасов пищи. Особенно этот процесс принял активный характер в ходе неолитической революции, т.е. переходе от присваивающего типа хозяйствования к производящему. Также места жительства общин становились своего рода мастерскими, местом изготовления орудий труда и обработки шкур. Необходимость поддержания очага, физиологические особенности женщин и необходимость заботы об относительно беспомощном потомстве привели к разделению социальных функций между полами. Мужчины чаще всего брали на себя более тяжелую и опасную работу. Это охота, постройка жилья (хотя часто этим занимались именно женщины), изготовляли каменные орудия труда, переносили тяжести. Женщины же собирали съедобные растения, готовили пищу, чинили одежду, поддерживали очаг, следили за детьми. В этом им помогали старики, обоих полов.

Невозможно точно определить, когда именно у человека появились искусство, религия и мораль. Уже у первых людей существовали какие-то представления о прекрасном, о сверхъестественном или правильном и неправильном. И сегодня, хотя и есть ещё народы не знающие ни письменности, ни таких достижений как колесо, нет ни одного в котором не было бы хотя бы примитивных верований или регламентирования поведения. Вероятно, что первые наскальные изображения (граффити, например, в пещерах Альтамира в Испании и Ляско во Франции), а также первые антропо- или тероморфные фигурки (например, т.н. «неолитические Венеры») носили ритуальный, магический характер, что свидетельствует о зарождении религиозных представлений. На то же указывает и практика захоронений умерших определённым образом (в позе зародыша). В эпоху неолита совершенно точно уже существуют религиозные культы поклонения Небесной матери, Небесному отцу, Солнцу и Луне как божествам, как правило антропоморфным. Очевидно, что в это же время, зарождаются эстетические и этические представления человека, хотя их ещё трудно отделить от религии. Соответственно, у человеческих обществ появилась культура, т.е. способ организации окружающей их среды и их образа жизни в единое разумное и духовно-материальное целое. Разумеется, у каждого сообщества была своя, уникальная культура, которая складывалась веками.

Человеческие общины и образ их жизни не были одинаковыми на всём протяжении ареала обитания человека. Они сильно разнились в зависимости от географических и климатических особенностей местности проживания. Разумеется, эти особенности в разные эпохи также менялись. Это диктовало то, каким именно образом будет добываться пища. Например, в эпохи глобального потепления дикие животные, основной источник пищи древних охотников, были менее мобильны. Это позволяло человеческим общинам существовать на одном месте довольно продолжительное время. Однако, в эпоха ледникового периода изменила животный мир. Прежние виды животных вымерли, т.к. изменилась растительность и климат. А новые виды уже совершали огромные переходы от наступающих холодов или вслед за их отступлением. Вслед за ними и люди были вынуждены постоянно мигрировать. Соответственно, в этот период основной тип человеческих поселений – стоянка, т.е. временное жилище, которое оставлялось ежесезонно. Переход к производящему типу хозяйствования, эта зависимость сильно уменьшилась. Хотя по прежнему, климат определяет характер растительности и животного мира региона. Это, в свою очередь, сказывается на способе хозяйствования конкретных общин. Например, в регионах с «жирной» почвой преобладало земледелие, а в регионах степных – кочевое скотоводство.

Необходимо учитывать, что переход к производящему типу хозяйствования позволил человеку изменять окружающую их местность. Человек стал влиять на окружающую природу (антропогенный фактор). И далеко не всегда благоприятно. Например, ещё несколько тысяч лет назад на месте пустыни Сахары, была саванна, реки, густая трава, кустарник, огромные стада животных, плодородные земли. Однако интенсивный выпас крупного рогатого скота и активное земледелие, в купе с глобальными климатическими изменениями, привели к опустыниванию этого региона, которое продолжается и по сей день. Это, в свою очередь, привело к вытеснению людей из потерявших плодородие земель в гиблые заболоченные долины Нила, Тигра и Евфрата, где они волей-неволей вынуждены были совершенствовать технику и общественные отношения. Аналогичные процессы шли и в некоторых других регионах мира, где сегодня преобладает пустынный тип местности. Хотя человеческая деятельность, разумеется, не была единственной или, даже, основной причиной опустынивания. Многие пустыни мира возникли исключительно естественным образом.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Лекция № 1. «Искусство первобытного общества. Палеолит, мезолит, неолит».

Лекция № 1. «Искусство первобытного общества. Палеолит, мезолит, неолит».

СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ:

I. Происхождение искусства.

Функции искусства.

Теории происхождения искусства.

Этапы развития искусства первобытнообщинного строя (периодизация).

II. Искусство эпохи палеолита

Ориньяк-Солютрейский период

Эпоха Мадлен

III. Искусство эпохи мезолита

IV. Искусство эпохи неолита

Трипольская культура

V. Список литературы.

VI. Список основных артефактов.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

I. Происхождение искусства

Искусство первобытнообщинного строя – первая в истории человечества социально-экономическая формация, время формирования самого человека как биологического типа и основных закономерностей исторического развития человечества, возраст которого исчисляется по последним научным данным более чем двумя миллионами лет. Через первобытную формацию прошли все народы мира. Поэтому для более правильного понимания профессионального искусства классового общества знакомство с начальными этапами становления художественной деятельности человека крайне необходимо. Первобытное искусство раскрывает перед нами зарождение всех видов изобразительного искусства и архитектуры.

Передовой наукой утверждается, что специфической особенностью человеческого коллектива является трудовой процесс, в котором формировался сам человек, его сознание, общественные отношения. Именно благодаря труду и возникло искусство.

В отличие от искусства эпохи цивилизации, первобытное искусство не составляет автономной области в сфере культуры. В первобытном обществе художественная деятельность тесно переплетается со всеми существующими формами культуры: мифологией и религией (синкретический, первобытный комплекс).

В первобытном искусстве получает свое развитие первые представления об окружающем мире. Они способствуют закреплению и передаче первичных знаний и навыков, являются средством общения между людьми. Труд, преобразующий материальный мир, стал средством целенаправленной борьбы человека с первозданной природой. Искусство, упорядочивающее систему представлений об окружающем мире, регулирующее и направляющее социальные и психические процессы, служило средством борьбы с хаосом в самом человеке и человеческом обществе. Изображение явилось незаменимым средством фиксации и передачи из рода в род синкретически нерасчлененного комплекса духовной культуры, заключавшего в себе многие будущие самостоятельные формы и виды человеческой деятельности. Возникновение искусства означало шаг вперед в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений, тесно связанных с первобытными мифологическими воззрениями, оно основывалось на анимизме (наделение природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним тотемизме (культ животного прародителя рода). Несмотря на примитивный образ жизни, отсутствие элементарных благ материального существования, человек уже на рубеже 35-го тысячелетия до нашей эры пытался найти способ выражения своих, находящихся еще в зачаточном состоянии, духовных потребностей. Таким «способом» стало художественное творчество. С тех пор искусство, будучи одной из форм общественного сознания, развивалось и помогало первобытному человеку закрепить накопленный опыт, сохранить память о прошлом, связаться с соплеменниками, передать узнанное будущему поколению, а главное зафиксировать эмоциональную оценку окружающего.

У первобытного человека появились первые религиозные представления, искусство также послужило для их закрепления и выражения. Таким образом, памятники первобытного творчества – явление неоднозначное. В них находятся зачатки знаний – основы будущих наук, они связаны с религиозными верованиями и в то же время доносят до нас и тот эмоциональный тонус, ту интенсивность чувств, которыми обладал первобытный человек.

Функции искусства.

Изучая произведения первобытного искусства, мы не сомневаемся в том, что имеем дело с подлинными произведениями искусства. Но в какой мере они доступны нашему восприятию, содержат ли они в себе что-либо созвучное нам, иначе говоря, в какой мере их формальна я и функциональная структура соответствует той, которая составляет основу современного искусства и нашего эстетического восприятия?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно остановиться на функциональном анализе первобытного искусства, то есть рассмотреть это искусства с точки зрения его содержания, назначения и определить в каком отношении его функции находятся к тем, которые выполняет искусство в современном обществе.

Каждый предмет первобытного искусства обладает функциональной многоплановостью. Рассмотрим главные функции древнего искусства:

1. Идеологическая функция. Первобытное искусство является выражением коллективного начала. В первобытном обществе художник активно участвует в жизни племени, причем его творчество не преследует никаких личных целей. Его цели – это цели коллектива. Коллективное начало выражалось не только в одинаковом внимании к одним и тем же явлениям (сюжетная каноничность), но и в тех акцентах, которые делает первобытный художник. Наглядно это проявляется в женских статуэтках (Палеолитические Венеры – территория Франции, Италии, Чехословакии, России) распространены на территории протяженностью около десяти тысяч километров,- обнаруживают не только сюжетное, но и стилистическое единство в трактовке фигуры: отсутствие черт лица, гипертрофированные объемы груди, живота, бедер, схематическое изображение нижних частей рук и ног. Эта общность не может быть ни чем иным как стихийным выражением общего начала в масштабе всечеловеческой общности.

2. Общеобразовательная функция. Эту функцию выполняло и выполняет каждое произведение искусства. Но в случае с первобытным искусством, когда оно являлось важным звеном в процессе закрепления и передачи информации, оно несло повышенную смысловую нагрузку. Этим отчасти объясняется символический характер первобытного искусства, его условный изобразительный язык.

3. Коммуникативно-мемориальная функция. В широком смысле каждое художественное произведение имеет коммуникативное (связующее), значение, закрепляет связь между человеком и обществом. Связь между поколениями осуществлялась через систему обрядов посвящения (инициации), через сохранение родовой преемственности (культ предков), в которых фиксирующим элементом являются маски, статуи и другие изобразительные символы.

4. Социальная функция. В первобытном искусстве социальная функция тесно переплетается с магико-религиозной. Различные инструменты, оружие, сосуды, барабаны, гребни и др. предметы всегда украшены изображениями, имеющими одновременно магическое и социальное значение. Даже статуэтки, предназначенные для культа предков и служащие как бы вместилищем душ умерших, имеют определенное социальное значение, т.к. они отражают реально существующую социальную структуру общества, ибо, по бытующим представлениям, иерархия в царстве духов соответствует иерархии земной.

5. Познавательная функция. И в прошлом, и в настоящем искусства по-своему, особыми методами выполняло и выполняет функцию познания. Первыми исследуемыми объектами первобытного человека были те, от которых зависела жизнь его и его рода. Этими первыми объектами были животные, составляющие предмет охоты и дававшие человеку все необходимое (питание, одежду, материал для оружия) и женщина – хранительница очага, продолжательница рода. С ходом развития древнего искусства форма познания в искусстве все больше становилась функцией самопознания. Человек определял свое отношение к окружающему миру, свое место в мире, а само художественное познание принимало все более личный индивидуальный характер.

6. Магико-религиозная функция. В своем стремлении к овладению силами природы первобытный человек создает аппарат магии.

Курс лекций по истории. Раздел 1. Древнейшая и древня история. (1 курс СПО)

В его основе лежит принцип аналогии – вера в получении власти над предметом через овладением его образом. Первобытная охотничья магия направлена на овладение зверем, ее цель обеспечить удачную охоту. Центром магических обрядов в этом случае является изображение животного. Поскольку изображение воспринимается как реальность, изображенное животное – как настоящее, то и действия, совершаемые с изображением, мыслятся как происходящие в действительности. Первыми магическими изображениями большинство исследователей первобытного искусства считают отпечатки рук на стенах пещер и отдельных предметах. Иногда они образуют целые фризы, состоящие из десятков и даже сотен отпечатков. Рука – как знак магической власти – таков смысл этих изображений. Считается, что тем же магическим целям служила большая часть скульптурных и живописных изображений животных на каменных плитах, скалах и стенах палеолитических пещер. Наряду с охотничьей магией и в связи с ней существует культ плодородия, выражающийся в разных формах магии. Религиозное или символическое изображение женщины или женского начала, которое встречается в первобытном искусстве Европы, Азии и Африки, в композициях, изображающих охоту, занимает важное место в обрядах, направленных на размножение тех видов животных и растений, которые необходимы для питания. Связь искусства с религией, которая обнаруживается уже в эпоху палеолита, явилась причиной появления теории, согласно которой искусство выводится из религии: религия – мать искусства. Однако искусство было уже достаточно развито, когда религиозные представления только зародились. Наличие религиозных представлений не является необходимым условием для возникновения художественной деятельности.

7. Эстетическая функция. Рассматривая функции первобытного искусства, нельзя не придти к выводу, что цель его отнюдь не «эстетическое наслаждение». Хотя и эстетическое начало и является неотъемлемым качеством каждого художественного произведения, вместе с тем оно никогда не становится самоцелью.

Трипольская культура

Временные рамки Трипольской культуры4-3 тыс. до н. э. Такое название эта культура получила по селу Триполье близ Киева, правобережная Украина.

Древние трипольцы селились преимущественно по высоким берегам рек. Поселение состояло из прямоугольных в плане построек, расположенных почти концентрически вокруг главной площади. Жилища строились по принципу современных украинских мазанок, стены сооружались из плетня, обмазанного глиной. Часть наружных и внутренних стен были покрыты росписями. Крыши выполнялись двускатными. Расписанные модели жилищ, найденных во время раскопок трипольских поселений, легко позволяют представить внешний вид дома. Внутри дома, рассчитанного на 2-3 семьи, о чем говорят перегородки, обязательно находился очаг, в непосредственной близости от которого в полу обычно делались крестообразные жертвенники.

Древние трипольцы занимались земледелием и частично скотоводством. Им приходилось собирать, хранить, обрабатывать продукты своего производства. О том, что всё это хорошо организовано и налажено, говорит огромное количество разнообразной утвари, обнаруженной в поселениях (Рис. 29, 30)

Вся керамика была сделана из ярко-желтой или оранжевой хорошо отмученной и обожженной глины. Белой, черной или красной краской наносился орнамент: параллельные полосы, двойные спирали и др., имеющие разнообразное смысловое значение. Выделим несколько основных групп трипольской керамики:

1. Керамика с углубленным орнаментом, чаще всего в виде спиралей. Это керамика тонкостенная с хорошо полированной поверхностью.

2. Керамика из тонкой розовой массы со спиральным орнаментом,
нанесенным одной или несколькими красками.

3. Грубая «кухонная» керамика (большие корчаги, миски).

Для раннего этапа трипольской культуры характерны грушевидные сосуды с коническими и шлемовидными крышками.

На среднем этапе, в период расцвета, получает распространение керамика из розовой массы, часто покрытой спирально-ленточной росписью в три цвета: красные, белые и черные.

В позднее время получает развитие керамика с монохромной черной росписью. Формы расписных сосудов весьма разнообразны.

Основной мотив трипольской керамики — спираль. Постепенно орнаментальный пояс в трипольской керамике становится все более узким и занимает лишь небольшую часть сосуда. Большинство антропоморфных статуэток трипольцев изображает женщину. Изображение стилизовано и геометризовано.

Продолжает развиваться и мелкая пластика. Основной темой по-прежнему остаётся женский образ (Рис. 31, 32)

Трипольская культура является яркой страницей в искусстве эпохи неолита.

Итак, человек в эпоху неолита от охоты и собирательства перешел к земледелию. В культуре произошла локализация культур. Сложность понимания жизни породила символичность художественного мышления, образность, декоративность в искусстве.

Развиваются новые виды пластических искусств: жилая многообразная по формам архитектура и искусство керамики.

Для изобразительного искусства неолита характерно завершение поиска художественного образа, начатого еще в предыдущие эпохи – от воспроизведения, осмысления живых индивидуальных, естественных форм и конкретных ситуаций (палеолит) к явлениям общего порядка, к общей схеме и, в конечном счете, к знаку (мезолит и в особенности неолит).

С конца неолита искусство обогащается все новыми и новыми сюжетами, вместе с тем его изобразительный язык, становясь все более общим и ёмким, теряет свою выразительность, остроту, эмоциональность, склоняясь к символу и знаку.

V. Список литературы.

1. Истерия искусства зарубежных стран. Под ред. М.Доброклонского, М,1961т.1

2. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. Мириманов Б. М., 1973

3. История искусства народов СССР. М, ,1971 ,т. 1

4. Борисовский П. Древнейшее прошлое человечества. М., 1957

5. Окладников А. Утро искусства. Л., 1967

6. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. М.,1985

7. Древнее искусство. Памятники палеолита, неолита, бронзового и железного веков на территории Советского Союза. Эрмитаж. Л.,1974

9. Угринович Д. Искусство и религия. М., 1982

10. Хокинс Д. Разгадка тайны Стоунхенджа. М., 1973

11. Бозунова И. Искусство доклассового общества. Учебное пособие. Л,1975

12. Формозов А. Очерки по первобытному искусству. Наскальные изображения и каменные изваяния. М.,1969

8. Еремеев А. Происхождение искусства (различные теории). М., 1970

9. Г.В.Плеханов. Письма без адреса. М., 1985

Лекция № 1. «Искусство первобытного общества. Палеолит, мезолит, неолит».

СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ:

I. Происхождение искусства.

Функции искусства.

123Следующая ⇒

Читайте также:

Оставьте комментарий