Давление на барабанную перепонку равное атмосферному

1614. Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивается у человека
А) слуховой трубой
Б) ушной раковиной
В) перепонкой овального окна
Г) слуховыми косточками

Ответ

Ушные раковины улавливают звук. Если просто-напросто приложить к ушам ладони, то вы будете слышать гораздо больше – попробуйте, для закрепления материала.

Слуховые косточки (молоточек, наковальня и стремечко) передают звуковые колебания с барабанной перепонки на перепонку овального окна улитки. (В – самый популярный среди детей ответ.)

А правильный ответ такой: когда вы поднимаетесь в лифте или взлетаете на самолете, давление воздуха снаружи вас уменьшается, а внутри среднего уха остается "наземным", высоким. Из-за разницы давлений тонкая барабанная перепонка выгибается наружу и начинает хуже работать, уши "закладывает". Чтобы выровнять давление внутри среднего уха с наружным, надо сделать несколько глотательных движений – лишний воздух выйдет из среднего уха в носоглотку через слуховую (евстахиеву) трубу.

1672. Снижение эффекта гетерозиса в последующих поколениях обусловлено
А) проявлением доминантных мутаций
Б) увеличением числа гетерозиготных особей
В) уменьшением числа гомозиготных особей
Г) проявлением рецессивных мутаций

Ответ

Второй закон Позднякова: если в тесте несколько вариантов ответа описывают одно и то же, то эти варианты неправильные.

Особи ведь у нас бывают либо гомозиготные, либо гетерозиготные, других вариантов нет? Следовательно, в данном тесте варианты Б и В описывают одно и то же, а значит, оба они неправильные. Осталось выбрать между А и Г.

Мы с вами только кажемся здоровыми и красивыми животными, а на самом деле мы с вами мутанты, ослабленные большим количеством рецессивных мутаций. Если путем хитрых скрещиваний скрыть все рецессивные мутации (перевести их в гетерозиготное состояние), то мы получим суперздорового и суперкрасивого гибрида – такое состояние называется "гетерозис". Но если теперь позволить гетерозисным организмам скрещиваться как попало, то рецессивные мутации снова прявятся, и потомство получится "нормальным" – эффект гетерозиса пропадёт.

906. К концентрационной функции живого вещества биосферы относят
А) образование озонового экрана
Б) накопление СО2 в атмосфере
В) образование кислорода при фотосинтезе
Г) способность хвощей накапливать кремний

Ответ

Почему-то детям не нравятся хвощи (правильный ответ).

Дети выбирают Б, но для газов мутные авторы мутных учебников по экологии придумали специальную "газовую функцию живого вещества".

Конспект: "Биосфера и живое вещество".

861. Какие функции выполняют в нервной ткани клетки-спутники
А) возникновения возбуждения и его проведения по нервным волокнам
Б) питательную, опорную и защитную
В) передачи нервных импульсов от нейрона к нейрону
Г) постоянного обновления нервной ткани

Ответ

Любимый детский ответ В.

На самом деле передачей импульса занимается медиатор, а у клеток-спутников – другая, гораздо более важная функция.

Заинтриговал?)) Конспект: Ткани

1217. Эндоплазматическая сеть образована выростами:
А) цитоплазматической мембраны
Б) цитоплазмы
В) ядерной мембраны
Г) мембраны митохондрий

БИОРОБОТ — фирменное онлайн-тестирование
КАК ПРАВИЛЬНО отвечать на тесты
10 САМЫХ СТРАШНЫХ тестов ЕГЭ по биологии

 
  Tweet
 
 
 

Подробности Физиология для медсестёр

Содержание

1. К тактильным рецепторам относятся:

1) Тельца Пачини, тельца Руффини, тельца Мейснера
2) Колбы Краузе, тельца Мейснера
3) Тельца Мейснера, тельца Пачини
4) Колбы Краузе, тельца Руффини

2. Каким отделом анализатора являются Органы Гольджи:

1) Периферическим
2) Проводниковым
3)Корковым

3. Эпидермис кожи образован:

1) Многослойным плоским неороговевающим эпителием
2) Многослойным плоским ороговевающим эпителием
3) Однослойным плоским эпителием
4) Многослойным эпителием

4. Сальные железы кожи имеют строение:

1) Простое трубчатое
2) Простое альвеолярное
3) Простое трубчатое разветвленное
4) Простое альвеолярное разветвленное

5. Мышечные веретена и органы Гольджи относятся к:

1)Терморецепторам
2)Барорецепторам
3)Хеморецепторам
4) Механорецепторам

6. Различение силы, высоты и характера звука, его направления происходит благодаря раздражению:

1) Клеток ушной раковины и передаче возбуждения на барабанную перепонку
2) Рецепторов слуховой трубы и передаче возбуждения в среднее ухо
3) Слуховых рецепторов, возникновению нервных импульсов и передаче их по слуховому нерву в мозг
4) Клеток вестибулярного аппарата и передаче возбуждения по нерву в мозг

7. Проводниковая часть зрительного анализатора

1) Зрительный нерв
2) Зрачок
3) Сетчатка
4) Зрительная зона коры головного мозга

8. Где находится корковый конец слухового анализатора

1) Средняя височная извилина
2) Верхняя височная извилина
3) Теменная доля
4) Верхняя лобная извилина

9. Какие подкорковые центры располагаются в ядрах верхних бугорков четверохолмия

1) Центр слуха
2) Центр обоняния
3) Центр вкуса
4) Центр зрения

10. Передняя камера глаза находится

1) Между хрусталиком и стекловидным телом
2) Между роговицей и хрусталиком
3) Между роговицей и радужкой
4) Между роговицей и стекловидным телом

11. В состав среднего уха входят

1) Барабанная полость
2) Мочка уха
3) Полукружные каналы
4) Костный лабиринт

12. Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивают

1) Слуховые косточки
2) Слуховая труба
3) Перепонка овального окна
4) Ушная раковина

13. Цвет глаз человека определяется пигментацией

1) Сетчатки
2) Хрусталика
3) Радужной оболочки
4) Стекловидного тела

14. Внешние раздражители преобразуются в нервные импульсы в:

1) Рецепторах
2) Нервных волокнах
3) Телах нейронов ЦНС
4) Телах вставочных нейронов

15. За барабанной перепонкой органа слуха расположены:

1) Внутреннее ухо
2) Среднее ухо и слуховые косточки
3) Вестибулярный аппарат
4) Наружный слуховой проход

16. Хрусталик:

1) Является основной светопреломляющей структурой глаза
2) Определяет цвет глаза
3) Регулирует поток света, поступающего в глаз
4) Обеспечивает питание глаза

17. Какое зрение обеспечивают палочковидные рецепторы сетчатки

1) Дальнее
2) Ближнее
3) Дневное
4) Сумеречное

18. Радужка – это передняя часть

1) Белочной оболочки
2) Сосудистой оболочки
3) Сетчатки
4) Стекловидного тела

19. Дальнозоркость развивается при

1) Недостаточной выпуклости хрусталика
2) Избыточной выпуклости хрусталика
3) Вытянутом глазном яблоке
4) Недостаточной выпуклости роговицы

20. Фоточувствительный аппарат глаза представлен

1) Хрусталиком
2) Сосудистой оболочкой
3) Сетчаткой
4) Радужной оболочкой

21. Желтое пятно сетчатки

1) Место выхода зрительного нерва
2) Большое скопление колбочек
3) Большое количество палочек
4) Участок без рецепторов

22. Во внутреннем ухе находится:

1) Барабанная перепонка
2) Слуховые косточки
3) Слуховая труба
4) Улитка с рецепторами

23. Усиливает звуковые колебания

1) Барабанная перепонка
2) Слуховые рецепторы
3) Слуховой нерв
4) Слуховые косточки

24. Рецепторы вестибулярного аппарата находятся

1) В среднем ухе
2) В полукружных каналах внутреннего уха
3) В улитке внутреннего уха
4) В наружном ухе

25.

Давление на барабанную перепонку

Часть языка, реагирующая на горькое 1) Передняя
2) Кончик
3) Задняя
4) Боковая

26. Листовидные сосочки языка располагаются

1) По всей поверхности языка
2) В основании языка
3) На боковой поверхности
4) На кончике языка

27. Преобразование стимула в нервный импульс в рецепторе

1) Первичное кодирование
2) Сенсибилизация
3) Декодирование
4) Адаптация

28. Избирательная чувствительность рецептора к действию определенного раздражителя

1) Аккомодация
2) Адаптация
3) Возбудимость
4) Специфичность

29. Внешним анализатором человека является

1) Двигательный
2) Обонятельный
3) Вестибулярный
4) Интероцептивный

30. Первый нейрон болевого анализатора находится в:

1) Специфических ядрах таламуса
2) Ретикулярной формации ствола мозга
3) Спинальном ганглии

Особенности восприятия звука человеком (психоакустика)

Психоакустика — область науки, которая изучает слуховые ощущения человека при воздействии звука на уши.

Люди, обладающие абсолютным (аналитическим) музыкальным слухом, с высокой точностью определяют высоту, громкость и тембр звука, способны запоминать звучание инструментов и распознавать их через некоторое время. Они могут правильно проанализировать прослушанное, правильно выделить отдельные инструменты.

Люди, не обладающие абсолютным слухом, могут определить ритм, тембр, тональность, но правильно произвести анализ прослушанного материала для них затруднительно.

При прослушивании высококачественной аудиоаппаратуры, как правило, мнения экспертов расходятся. Одни предпочитают высокую прозрачность и верность передачи каждого обертона, их раздражает отсутствие детализованности звучания. Другие предпочитают звучание размытого, нечеткого характера, быстро устают от изобилия подробностей в музыкальном образе. Кто-то заостряет внимание на гармонии в звучании, кто-то на спектральном балансе, а кто-то — на динамическом диапазоне. Оказывается, все зависит от типохарактера индивида Типохарактеры людей подразделяются на следующие дихотомии (парные классы): сенсорную и интуитивную, думающую и чувствующую, экстравертную и интровертную, решающую и воспринимающую [1].

Люди с сенсорной доминантой обладают четкой дикцией, великолепно воспринимают все нюансы речевого или музыкального образа. Для них чрезвычайно важна прозрачность звучания, когда четко выделяются все звучащие инструменты

Слушатели с интуитивной доминантой предпочитают размытый музыкальный образ, придают исключительно важное значение сбалансированности звучания всех музыкальных инструментов.

Слушатели с думающей доминантой предпочитают музыкальные произведения с высоким динамическим диапазоном, с четко обозначенной мажорной и минорной доминантой, с выраженным смыслом и структурой произведения

Люди с чувствующей доминантой придают большое значение гармоничности в музыкальных произведениях, предпочитают произведения с небольшими отклонениями мажорности и минорности от нейтрального значения, т.е. «музыку для души».

Слушатель с экстравертной доминантой успешно выделяет сигнал из шума, предпочитает слушать музыку с высоким уровнем громкости, мажорность или минорность музыкального произведения определяет по частотному положению музыкального образа в данный момент.

Люди с интровертной доминантой значительное внимание уделяют внутренней структуре музыкального образа, мажорность-минорность оценивают, в том числе, и по смещению частоты одной из гармоник в возникающих резонансах, посторонние шумы затрудняют восприятие аудиоинформации.

Люди с решающей доминантой предпочитают в музыке закономерность, наличие внутренней периодичности.

Слушатели с воспринимающей доминантой предпочитают в музыке импровизацию.

Каждый по себе знает, что одна и та же музыка на одной и той же аппаратуре и в одном и том же помещении не всегда воспринимается одинаково. Вероятно, в зависимости от психоэмоционального состояния наши чувства то притупляются, то обостряются.

С другой стороны, излишняя детализованность и натуральность звучания может раздражать усталого и обремененного заботами слушателя с сенсорной доминантой, что в таком состоянии он предпочтет музыку размытую и мягкую, грубо говоря, предпочтет слушать живые инструменты в шапке-ушанке.

В какой-то степени на качество звука оказывает влияние «качество» напряжения сети, которое в свою очередь зависит как от дня недели, так и от времени суток (в часы пиковой нагрузки напряжение сети наиболее «загрязнено»). От времени суток зависит и уровень шума в помещении, а значит и реальный динамический диапазон.

О влиянии окружающего шума хорошо запомнился случай 20-летней давности. Поздно вечером после деревенской свадьбы молодежь осталась помочь убрать со столов и перемыть посуду. Музыка была организована во дворе: электробаян с двухканальным усилителем и двумя колонками, четырехканальный усилитель мощности по схеме Шушурина, на вход которого был подключен электробаян, а на выходы — две 3-полосные и две 2-полосные акустические системы. Магнитофон с записями, выполненными на 19 скорости со встречно-параллельным подмагничиванием. Около 2-х часов ночи, когда все освободились, молодежь собралась во дворе и попросила включить что-нибудь для души. Каково же было удивление музыкантов и присутствующих меломанов, когда зазвучало попурри на темы Битлс в исполнении группы STARS on 45. Для слуха, адаптированного к восприятию музыки в атмосфере повышенной зашумленности, звучание в ночной тишине стало удивительно чистым и нюансированным.

Восприятие по частоте

Человеческое ухо воспринимает колебательный процесс как звук только в том случае, если частота его колебаний находится в пределах от 16…20 Гц до 16…20 кГц.

Чем со стороны среднего уха обеспечивается давление на барабанную перепонку, равное атмосферному:

При частоте ниже 20 Гц колебания называют инфразвуковыми, выше 20 кГц — ультразвуковыми. Звуки с частотой ниже 40 Гц в музыке встречаются редко, а в разговорной речи и вовсе отсутствуют. Восприятие высоких звуковых частот сильно зависит как от индивидуальных особенностей органов слуха, так и от возраста слушателя. Так, например, в возрасте до 18 лет звуки частотой 14 кГц слышат около 100%, в то время как в возрасте 50…60 лет — только 20% слушателей. Звуки частотой 18 кГц к 18 годам слышит около 60%, а к 40…50 годам — всего 10% слушателей. Но это вовсе не означает, что для людей пожилого возраста снижаются требования к качеству тракта звуковоспроизведения. Экспериментально установлено, что люди, едва воспринимающие сигналы частотой 12 кГц, очень легко распознают недостаток верхних частот в фонограмме.

Разрешающая способность слуха к изменению частоты около 0,3%. Например два тона 1000 и 1003 Гц, следующих один за другим, можно различить без приборов. А по биениям частот двух тонов человек может обнаружить разность частот до десятых долей герца. В то же время трудно различить на слух отклонение скорости воспроизведения музыкальной фонограммы в пределах ±2%.

Субъективный масштаб восприятия звука по частоте близок к логарифмическому закону. Исходя из этого, все частотные характеристики устройств передачи звука строят в логарифмическом масштабе. Степень точности, с которой человек определяет высоту звука на слух, зависит от остроты, музыкальности и тренированности его слуха, а также от интенсивности звука. При больших уровнях громкости звуки большей интенсивности кажутся ниже, чем слабые.

При длительном воздействии интенсивного звука чувствительность слуха постепенно снижается и тем больше, чем выше громкость звука, что связано с реакцией слуха на перегрузку, т.е. с естественной его адаптацией. По истечении определенного времени чувствительность восстанавливается. Систематическое и длительное прослушивание музыки с высоким уровнем громкости вызывает необратимые изменения в органах слуха, особенно страдает молодежь, пользующаяся наушниками (головными телефонами).

Важной характеристикой звука является тембр. Способность слуха различать его оттенки позволяет различать многообразие музыкальных инструментов и голосов. Благодаря тембральной окраске их звучание становится многокрасочным и легко узнаваемым. Условием правильной передачи тембра является неискаженная передача спектра сигнала — совокупности синусоидальных составляющих сложного сигнала (обертонов). Обертоны кратны частоте основного тона и меньше его по амплитуде. От состава обертонов и их интенсивности зависит тембр звука.

Тембр звука живых инструментов в значительной степени зависит от интенсивности звукоизвлечения. Например, одна и та же нота, сыгранная на фортепьяно легким нажатием пальца, и резким, имеет разные атаки и спектры сигнала. Даже не тренированный человек легко улавливает эмоциональное различие двух таких звуков по их атаке, даже если они переданы слушателю с помощью микрофона и уравновешены по громкости. Атака звука — это начальная стадия, специфический переходной процесс, в течение которого устанавливаются стабильные характеристики: громкость, тембр, высота звука. Длительность атаки звука разных инструментов колеблется в пределах 0…60 мс. Например, у ударных инструментов она находится в пределах 0…20 мс, у фагота — 20…60 мс. Характеристики атаки инструмента сильно зависят от манеры и техники игры музыканта. Именно эти особенности инструментов позволяют передать эмоциональное содержание музыкального произведения.

Тембр звука источника сигнала, находящегося на расстоянии от слушателя менее 3 м, воспринимается более «тяжелым». Удаление источника сигнала от 3 до 10 м сопровождается пропорциональным уменьшением громкости, при этом тембр становится более ярким. С дальнейшим удалением источника сигнала потери энергии в воздухе растут пропорционально квадрату частоты и имеют сложную зависимость от относительной влажности воздуха. Потери энергии ВЧ-составляющих максимальны при относительной влажности в пределах от 8 до 30…40% и минимальны при 80% (рис. 1.1) [2]. Увеличение потерь обертонов приводит к снижению тембральной яркости.

Восприятие по амплитуде

Кривые равной громкости от порога слышимости до порога болевого ощущения для бинаурального и моноурального слушания приведены на рис. 1.2.а,б, соответственно [3]. Восприятие по амплитуде зависит от частоты и имеет значительный разброс, связанный с возрастными изменениями.

Чувствительность слуха к интенсивности звука носит дискретный характер. Порог ощущения изменения интенсивности звука зависит как от частоты, так и от громкости звука (на высоких и средних уровнях составляет 0,2…0,6 дБ, на низких уровнях доходит до нескольких децибел) и в среднем меньше 1 дБ.

Эффект Хааса (Haas)

Слуховому аппарату, как и любой другой колебательной системе, свойственна инерционность. Благодаря этому свойству короткие звуки длительностью до 20 мс воспринимаются более тихими, чем звуки длительностью более 150 мс. Одно из проявлений инерционности —

неспособность человека выявлять искажения в импульсах длительностью менее 20 мс. В случае прихода к ушам 2-х одинаковых сигналов, с временным интервалом между ними 5…40 мс, слух воспринимает их как один сигнал, при интервале более 40…50 мс — раздельно.

Эффект маскировки

Ночью, в условиях тишины, слышны писк комара, тиканье часов и другие тихие звуки, а в условиях шума трудно разобрать громкую речь собеседника. В реальных условиях акустический сигнал не существует в абсолютной тишине. Посторонние шумы, неизбежно присутствующие в месте прослушивания, маскируют в определенной мере основной сигнал и затрудняют его восприятие. Повышение порога слышимости одного тона (или сигнала) при одновременном воздействии другого тона (шума или сигнала) называют маскировкой.

Экспериментально установлено, что тон любой частоты маскируется более низкими тонами значительно эффективнее, чем более высокими, иными словами, низкочастотные тоны сильнее маскируют высокочастотные, чем наоборот. Например, при одновременном воспроизведении звуков 440 и 1200 Гц с одинаковой интенсивностью, мы будем слышать только тон частотой 440 Гц и только выключив его, услышим тон частотой 1200 Гц. Степень маскировки зависит от соотношения частот и носит сложный характер, связанный с кривыми равной громкости (рис. 1.3.α и 1.3.6) [2].

Чем больше соотношение частот, тем меньше эффект маскировки. Это в значительной степени объясняет феномен «транзисторного» звучания. Спектр нелинейных искажений транзисторных усилителей простирается вплоть до 11 гармоники, в то время как спектр ламповых усилителей ограничивается 3…5 гармоникой. Кривые маскировки узкополосным шумом для тонов разных частот и уровней их интенсивности имеют разный характер. Четкое восприятие звука возможно в том случае, если его интенсивность превышает определенный порог слышимости. На частотах 500 Гц и ниже превышение интенсивности сигнала должно быть около 20 дБ, на частоте 5 кГц — около 30 дБ, а

на частоте 10 кГц — 35 дБ. Эту особенность слухового восприятия учитывают при записи на носители звука. Так, если отношение сигнал/шум аналоговой грампластинки около 60…65 дБ, то динамический диапазон записанной программы может быть не более 45…48 дБ.

Эффект маскировки оказывает влияние на субъективно воспринимаемую громкость звука. Если составляющие сложного звука расположены по частоте близко друг к другу и наблюдается их взаимная маскировка, то громкость такого сложного звука будет меньше громкостей его составляющих.

Если несколько тонов расположены по частоте настолько далеко, что их взаимной маскировкой можно пренебречь, то их суммарная, громкость будет равна сумме громкостей каждой из составляющих.

Достижение «прозрачности» звучания всех инструментов оркестра или эстрадного ансамбля является сложной задачей, которая решается звукорежиссером — умышленным выделением наиболее важных в данном месте произведения инструментов и другими специальными приемами.

Бинауральный эффект

Способность человека определять направление источника звука (благодаря наличию двух ушей) называется бинауральным эффектом. К уху, расположенному ближе к источнику звука, звук приходит раньше, чем ко второму уху, а значит, различается по фазе и амплитуде. При слушании реального источника сигнала бинауральные сигналы (т.е. сигналы, приходящие к правому и левому уху) статистически связаны между собой (коррелированны). Точность локализации источника звука зависит как от частоты, так и от его местонахождения (спереди или сзади слушателя). Дополнительную информацию о расположении источника звука (спереди, сзади, сверху) орган слуха получает, анализируя особенности спектра бинауральных сигналов.

До 150…300 Гц человеческий слух обладает очень малой направленностью. На частотах 300…2000 Гц, для которых длина полуволны сигнала соизмерима с «межушным» расстоянием, равным 20…25 см, существенны фазовые различия. Начиная с частоты 2 кГц направленность слуха резко убывает. На высших частотах большее значение приобретает разность амплитуд сигналов. Когда разница в амплитудах превышает пороговое значение, равное 1 дБ, то кажется, что источник звука находится на той стороне, где амплитуда больше.

При асимметричном расположении слушателя относительно громкоговорителей возникают дополнительные интенсивностные и временные разносы, которые приводят к пространственным искажениям. Причем, чем дальше КИЗ (кажущийся источник звука) от центра базы (ΔL > 7 дБ или Δτ > 0,8 мс), тем меньше они подвержены искажениям. При ΔL > 20 дБ, Δτ > 3…5 мс КИЗ превращаются в действительные (громкоговорители) и не подвержены пространственным искажениям.

Экспериментально установлено, что пространственные искажения отсутствуют (незаметны), если полоса частот каждого канала сверху ограничена частотой не менее 10 кГц, а высокочастотная (выше 10 кГц) и низкочастотная (ниже 300 Гц) часть спектра этих сигналов воспроизводится монофонически.

Погрешность оценки азимута источника звука в горизонтальной плоскости спереди составляет 3…4°, сзади и в вертикальной плоскости — примерно 10… 15°, что объясняется экранирующим действием ушных раковин.

Предыдущая123456789Следующая

Орган слуха, в частности среднее ухо, не заканчивает своего развития с рождением ребенка. Известно, что развитие любого органа, в том числе и органа слуха, рассматривается как сложный процесс взаимодействия ряда факторов: роста, собственного развития (дифференцировки) и формообразования.

Особенности взаимодействия этих факторов в период формирования системы среднего уха и сосцевидного отростка имеют особое значение для последующего возникновения и течения заболеваний органа слуха. Височная кость у новорожденного представлена тремя отдельными несросшимися костями — чешуей, барабанной частью и пирамидой с бугорком сосцевидной области (в виде небольшого возвышения, лежащего позади верхнезаднего края барабанного кольца). Эти кости соединены между собой фиброзными швами, и их слияние происходит одновременно с окостенением обычно в течение первого года жизни. В это же время, а часто только к концу второго года постепенно наступает закрытие щелей между отдельными частями височной кости. Существующие в первый год жизни ребенка швы состоят из фиброзной соединительной ткани, имеющей сосудистые и нервные включения. Особое значение имеет щель между пирамидой и чешуйчатой костью, которая переходит на наружной поверхности височной кости сзади. Как правило, распространение процесса из среднего уха в полость черепа происходит не прямым путем, а через соединительнотканные образования, содержащие кровеносные и лимфатические сосуды.

Таким образом, с ростом ребенка формируется височная кость, а вместе с нею совершенствуется и вся система среднего уха: слуховая труба, барабанная полость, вход в антрум и ячейки сосцевидного отростка. Наибольшие изменения претерпевает сосцевидный отросток, который у новорожденных практически отсутствует. Имеющийся сосцевидный бугорок занят одной воздухоносной полостью — антрумом. Анатомо-топографическое положение антрума значительно изменяется с возрастом. Так, по данным работ врачей Выренкова и Кривощапова, антрум постепенно несколько увеличивается и смещается сверху вниз, занимая передневерхний угол треугольника Шипо. Однако его увеличение не абсолютное, расширяются размеры полости за счет истончения перегородок с окружающими его ячейками. При этом утолщается кортикальный слой кости, увеличивается глубина его залегания и несколько сужается вход в антрум.

Вопрос 7 7. Внутреннее ухо. Строение костного и перепончатого лабиринта: преддверие, сферическая и эллиптическая ямочки мешочки, их протоки, сообщения. Полукружные каналы, их отделы.

Внутреннее ухо — один из трех отделов органа слуха и равновесия. Является наиболее сложным отделом органов слуха, из-за своей замысловатой формы называется лабиринтом.

6 Ссылки

[править]Строение внутреннего уха

Костный лабиринт состоит из:

преддверия

улитки

полукружных каналов[1]

У стоящего человека улитка находится впереди, а полукружные каналы сзади, между ними расположена полость неправильной формы — преддверие. Внутри костного лабиринта находится перепончатый лабиринт, который имеет точно такие же три части, но меньших размеров, а между стенками обоих лабиринтов находится небольшая щель, заполненная прозрачной жидкостью — перилимфой.

[править]Улитка

Каждая часть внутреннего уха выполняет определенную функцию. Например, улитка является органом слуха: звуковые колебания, которые из наружного слухового прохода через среднее ухо попадают во внутренний слуховой проход, в виде вибрации передаются жидкости, заполняющей улитку. Внутри улитки находится основная мембрана (нижняя перепончатая стенка), на которой расположен кортиев орган — скопление разнообразных опорных клеток и особых сенсорно-эпителиальных волосковых клеток,[2] которые через колебания перилимфы воспринимают слуховые раздражения в диапазоне 16-20000 колебаний в секунду, преобразуют их и передают на нервные окончания VIII пары черепномозговых нервов — преддверно-улиткового нерва; дальше нервный импульс поступает в корковый слуховой центр головного мозга.

[править]Преддверие и полукружные каналы

Преддверие и полукружные каналы — органы чувства равновесия и положения тела в пространстве. Полукружные каналы расположены в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях и заполнены полупрозрачной студенистой жидкостью; внутри каналов находятся чувствительные волоски, погруженные в жидкость, и при малейшем перемещении тела или головы в пространстве жидкость в этих каналах смещается, надавливая на волоски и порождая импульсы в окончаниях вестибулярного нерва — в мозг мгновенно поступает информация об изменении положения тела. Работа вестибулярного аппарата позволяет человеку точно ориентироваться в пространстве при самых сложных движениях — например, прыгнув в воду с трамплина и при этом несколько раз перевернувшись в воздухе, в воде ныряльщик мгновенно узнаёт, где находится верх, а где — низ.

Внутреннее ухо (auris interna) — полое костное образование в височной кости, разделенное на костные каналы и полости, содержащие рецепторный аппарат слухового и стаокинетического (вестибулярного) анализаторов.

Внутреннее ухо находится в толще каменистой части височной кости и состоит из системы сообщающихся друг с другом костных каналов — костного лабиринта, в котором расположен перепончатый лабиринт. Очертания костного лабиринта почти полностью повторяют очертания перепончатого. Пространство между костным и перепончатым лабиринтом, называемое перилимфатическим, заполнено жидкостью — перилимфой, которая по составу сходна с цереброспинальной жидкостью. Перепончатый лабиринт погружен в перилимфу, он прикреплен к стенкам костного футляра соединительнотканными тяжами и заполнен жидкостью — эндолимфой, по составу несколько отличающейся от перилимфы. Перилимфатическое пространство связано с субарахноидальным узким костным каналом — водопроводом улитки. Эндолимфатическое пространство замкнуто, имеет слепое выпячивание, выходящее за пределы внутреннего уха и височной кости — водопровод преддверия. Последний заканчивается эндолимфатическим мешочком, заложенным в толще твердой мозговой оболочки на задней поверхности пирамиды височной кости.

Костный лабиринт состоит из трех отделов: преддверия, полукружных каналов и улитки. Преддверие образует центральную часть лабиринта. Кзади оно переходит в полукружные каналы, а кпереди — в улитку. Внутренняя стенка полости преддверия обращена к задней черепной ямке и составляет дно внутреннего слухового прохода.

Давление на барабанную перепонку

Ее поверхность делится небольшим костным гребнем на две части, одна из которых называется сферическим углублением, а другая — эллиптическим углублением. В сферическом углублении расположен перепончатый сферический мешочек, соединенный с улитковым ходом; в эллиптическом — эллиптический мешочек, куда впадают концы перепончатых полукружных каналов. В срединной стенке обоих углублений расположены группы мелких отверстий, предназначенных для веточек вестибулярной части преддверно-улиткового нерва. Наружная стенка преддверия имеет два окна — окно преддверия и окно улитки, обращенные к барабанной полости. Полукружные каналы расположены в трех почти перпендикулярных друг к другу плоскостях. По расположению в кости различают: верхний (фронтальный), или передний, задний (сагиттальный) и латеральный (горизонтальный) каналы.

Костная улитка представляет собой извитой канал, отходящий от преддверия; он спирально 21/2 раза огибает свою горизонтальную ось (костный стержень) и постепенно суживается к верхушке. Вокруг костного стержня спирально извивается узкая костная пластинка, к которой прочно прикреплена продолжающая ее соединительная перепонка — базальная мембрана, составляющая нижнюю стенку перепончатого канала (улиткового хода). Кроме того, от костной спиральной пластинки под острым углом латерально кверху отходит тонкая соединительнотканная перепонка — преддверная (вестибулярная) мембрана, называемая также рейсснеровой мембраной; она составляет верхнюю стенку улиткового хода. Образующееся между базальной и вестибулярной мембраной пространство с наружной стороны ограничено соединительнотканной пластинкой, прилегающей к костной стенке улитки. Это пространство называется улитковым ходом (протоком); оно заполнено эндолимфой. Кверху и книзу от него находятся перилимфатические пространства. Нижнее называется барабанной лестницей, верхнее — лестницей преддверия. Лестницы на верхушке улитки соединяются друг с другом отверстием улитки. Стержень улитки пронизан продольными кольцами, через которые проходят нервные волокна. По периферии стержня тянется спирально ее обвивающий канал, в нем помещаются нервные клетки, образующие спиральный узел улитки. К костному лабиринту из черепа ведет внутренний слуховой проход, в котором проходят преддверно-улитковый и лицевой нервы.

Перепончатый лабиринт состоит из двух мешочков преддверия, трех полукружных протоков, протока улитки, водопроводов преддверия и улитки. Все эти отделы перепончатого лабиринта представляют собой систему сообщающихся друг с другом образований.

В перепончатом лабиринте волокна преддверно-улиткового нерва оканчиваются в нейроэпителиальных волосковых клетках (рецепторах), находящихся в определенных местах. Пять рецепторов относятся к вестибулярному анализатору, из них три расположены в ампулах полукружных каналов и называются ампулярными гребешками, а два находятся в мешочках и носят название пятен. Один рецептор является слуховым, он располагается на основной мембране улитки и называется спиральным (кортиевым) органом.

Артерии внутреннего уха происходят из лабиринтной артерии, которая отходит от базилярной артерии (arteria basilaris). Венозная кровь лабиринта собирается в сплетении, лежащем во внутреннем слуховом проходе. Из преддверия и полукружных каналов венозная кровь оттекает главным образом через проходящую в водопроводе преддверия вену в поперечный синус твердой мозговой оболочки. Вены улитки несут кровь в нижний каменистый синус. Иннервацию внутреннего уха получает от VIII пары черепных нервов, каждый из которых, войдя во внутренний слуховой проход, распадается на три ветви: верхнюю, среднюю и нижнюю. Верхняя и средняя ветви образуют нерв преддверия — nervus vestibularis, нижняя соответствует нерву улитки — nervus cochleae.

Во внутреннем ухе расположены рецепторы слухового и статокинетического анализаторов. Рецепторный (звуковоспринимающий) аппарат слухового анализатора находится в улитке и представлен волосковыми клетками спирального (кортиева) органа. Улитка и заключенный в ней рецепторный аппарат слухового анализатора называются кохлеарным аппаратом. Звуковые колебания, возникающие в воздухе, передаются через наружный слуховой проход, барабанную перепонку и цепь слуховых косточек на вестибулярное окно лабиринта, вызывают волнообразные перемещения перилимфы, которые, распространяясь, передаются на спиральный орган. Рецепторный аппарат статокинетического анализатора, расположенный в полукружных каналах и мешочках преддверия, носит название вестибулярного аппарата.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Современные методы исследования функции внутреннего уха включают определение состояния обеих его функций — слуховой и вестибулярной. При исследовании слуховой функции применяют адекватный раздражитель — звук различной частоты и интенсивности в виде чистых тонов, шумов и речевых сигналов. В качестве источника звука используют камертоны, аудиометры, шепотную и громкую речь. Исследование с помощью этого комплекса средств позволяет определить состояние функции звукопроводящей системы, рецепторного аппарата внутреннего уха, а также проводникового и центрального отделов слухового анализатора.

Исследование вестибулярной функции (вестибулометрия) включает выявление спонтанных (не вызванных искусственно) симптомов, возникших в результате заболевания внутреннего уха или ц.н.с. Среди них часто встречаются спонтанный нистагм, обусловленный односторонним воспалительным процессом во внутреннем ухе, падение в позе Ромберга, нарушение координационных проб. Состояние вестибулярной функции изучают при вращении на кресле Барани или специальном вращательном стенде, с помощью калорической, гальванической, прессорной и других проб.

В условиях поликлиники обследование больных с подозрением на поражение внутреннего уха проводит оториноларинголог. Оно включает целенаправленный сбор анамнеза и выяснение жалоб больного, составление слухового паспорта (данные речевого и камертонального исследования слуха), визуальное выявление спонтанного нистагма и др. Для уточнения диагноза проводят по показаниям дополнительные исследования — рентгенографию височных костей, реографию сосудов головного мозга и др.

ПАТОЛОГИЯ

Типичными жалобами у пациентов с заболеваниями слуховой части внутреннего уха являются понижение слуха и шум в ушах. Заболевание может начинаться остро (острая нейросенсорная тугоухость) или постепенно (кохлеарный неврит, хронический кохлеит). При поражении слуха, как правило, в той или иной мере в патологический процесс вовлекается и вестибулярная часть внутреннего уха, что нашло отражение в термине «кохлеовестибулит».

Пороки развития. Встречаются полное отсутствие лабиринта или недоразвитие отдельных его частей. В большинстве случаев отмечается недоразвитие спирального органа, чаще специфического его аппарата — волосковых клеток. Иногда волосковые клетки спирального органа недоразвиты только на отдельных участках, при этом слуховая функция может оказаться частично сохраненной в виде так называемых островков слуха. В возникновении врожденных дефектов внутреннего уха играет роль патологическое воздействие на зародыш со стороны организма матери (интоксикации, инфицирование, травмирование плода), особенно в первые месяцы беременности. Известную роль играют и генетические факторы. От врожденных пороков развития следует отличать повреждения внутреннего уха во время родов.

ПОВРЕЖДЕНИЯ

Изолированные механические повреждения внутреннего уха встречаются редко. Травма внутреннего уха возможна при переломах основания черепа, когда трещина проходит через пирамиду височной кости. При поперечных переломах пирамиды трещина почти всегда захватывает внутреннее ухо, и такой перелом обычно сопровождается тяжелым нарушением слуховой и вестибулярной функции вплоть до полного их угасания.

Специфическое повреждение рецепторного аппарата улитки возникает при кратковременном или продолжительном воздействии звуков большой интенсивности. Длительное действие сильного шума на внутреннее ухо может приводить к нарушению слуха.

Патологические изменения во внутреннем ухе возникают при воздействии на организм сотрясений. При внезапных перепадах внешнего атмосферного давления или давления под водой в результате кровоизлияния во внутреннее ухо могут наступать необратимые изменения рецепторных клеток спирального органа.

ЗАБОЛЕВАНИЯ

Воспалительные процессы возникают во внутреннем ухе, как правило, вторично, чаще как осложнение острого или хронического гнойного среднего отита (тимпаногенный лабиринтит), реже в результате распространения возбудителей инфекции во внутреннем ухе из субарахноидального пространства через внутренний слуховой проход по оболочкам преддверно-улиткового нерва при менингококковой инфекции (менингогенный лабиринтит). В некоторых случаях во внутреннем ухе проникают не микробы, а их токсины. Развивающийся в этих случаях воспалительный процесс протекает без нагноения (серозный лабиринтит). Исходом гнойного процесса во внутреннем ухе всегда бывает полная или частичная глухота, после серозного лабиринтита в зависимости от степени распространения процесса слуховая функция может частично или полностью восстановиться.

Нарушения функций внутреннего уха (слуховой и вестибулярной) могут возникать при расстройствах кровообращения и циркуляции лабиринтных жидкостей, а также в результате дистрофических процессов. Причинами таких нарушений могут быть интоксикации, в т.ч. некоторыми лекарственными препаратами (хинином, стрептомицином, неомицином, мономицином и др.), вегетативные и эндокринные расстройства, заболевания крови и сердечно-сосудистой системы, нарушение функции почек. Невоспалительные заболевания внутреннего уха объединяют в группу, получившую название лабиринтопатии. В ряде случаев лабиринтопатия протекает в виде повторяющихся приступов головокружения и прогрессирующего падения слуха. В пожилом и старческом возрасте дистрофические изменения во внутреннем ухе развиваются в результате общего старения тканей организма и нарушения кровоснабжения внутреннем ухе.

Поражения внутреннего уха могут возникать при сифилисе. При врожденном сифилисе поражение рецепторного аппарата в виде резкого понижения слуха является одним из поздних проявлений и обнаруживается обычно в возрасте 10—20 лет. Характерным для поражения внутреннего уха при врожденном сифилисе считается симптом Эннебера — появление нистагма при повышении и снижении давления воздуха в наружном слуховом проходе. При приобретенном сифилисе поражение внутреннего уха чаще возникает во вторичном периоде и может протекать остро — в виде быстро нарастающего понижения слуха вплоть до полной глухоты. Иногда заболевание внутреннего уха начинается с приступов головокружения, шума в ушах и внезапно наступающей глухоты. В поздних стадиях сифилиса понижение слуха развивается более медленно. Характерным для сифилитических поражений внутреннего уха считается более резко выраженное укорочение костного звукопроведения по сравнению с воздушным. Поражение вестибулярной функции при сифилисе наблюдается реже. Лечение при сифилитических поражениях внутреннего уха специфическое. В отношении расстройств функций внутреннего уха оно тем эффективнее, чем раньше начато.

Невриномы преддверно-улиткового нерва и кисты в области мостомозжечкового угла головного мозга часто сопровождаются патологическими симптомами со стороны внутреннего уха, как слуховыми, так и вестибулярными, в связи со сдавлением проходящего здесь нерва. Постепенно появляется шум в ушах, снижается слух, возникают вестибулярные расстройства вплоть до полного выпадения функций на пораженной стороне в сочетании с другой очаговой симптоматикой. Лечение направлено на основное заболевание.

Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 2444 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.003 с)…

Орган слуха, в частности среднее ухо, не заканчивает своего развития с рождением ребенка. Известно, что развитие любого органа, в том числе и органа слуха, рассматривается как сложный процесс взаимодействия ряда факторов: роста, собственного развития (дифференцировки) и формообразования.

Особенности взаимодействия этих факторов в период формирования системы среднего уха и сосцевидного отростка имеют особое значение для последующего возникновения и течения заболеваний органа слуха. Височная кость у новорожденного представлена тремя отдельными несросшимися костями — чешуей, барабанной частью и пирамидой с бугорком сосцевидной области (в виде небольшого возвышения, лежащего позади верхнезаднего края барабанного кольца). Эти кости соединены между собой фиброзными швами, и их слияние происходит одновременно с окостенением обычно в течение первого года жизни. В это же время, а часто только к концу второго года постепенно наступает закрытие щелей между отдельными частями височной кости. Существующие в первый год жизни ребенка швы состоят из фиброзной соединительной ткани, имеющей сосудистые и нервные включения. Особое значение имеет щель между пирамидой и чешуйчатой костью, которая переходит на наружной поверхности височной кости сзади. Как правило, распространение процесса из среднего уха в полость черепа происходит не прямым путем, а через соединительнотканные образования, содержащие кровеносные и лимфатические сосуды.

Таким образом, с ростом ребенка формируется височная кость, а вместе с нею совершенствуется и вся система среднего уха: слуховая труба, барабанная полость, вход в антрум и ячейки сосцевидного отростка. Наибольшие изменения претерпевает сосцевидный отросток, который у новорожденных практически отсутствует. Имеющийся сосцевидный бугорок занят одной воздухоносной полостью — антрумом. Анатомо-топографическое положение антрума значительно изменяется с возрастом. Так, по данным работ врачей Выренкова и Кривощапова, антрум постепенно несколько увеличивается и смещается сверху вниз, занимая передневерхний угол треугольника Шипо. Однако его увеличение не абсолютное, расширяются размеры полости за счет истончения перегородок с окружающими его ячейками. При этом утолщается кортикальный слой кости, увеличивается глубина его залегания и несколько сужается вход в антрум.

Вопрос 7 7. Внутреннее ухо. Строение костного и перепончатого лабиринта: преддверие, сферическая и эллиптическая ямочки мешочки, их протоки, сообщения. Полукружные каналы, их отделы.

Внутреннее ухо — один из трех отделов органа слуха и равновесия. Является наиболее сложным отделом органов слуха, из-за своей замысловатой формы называется лабиринтом.

6 Ссылки

[править]Строение внутреннего уха

Костный лабиринт состоит из:

преддверия

улитки

полукружных каналов[1]

У стоящего человека улитка находится впереди, а полукружные каналы сзади, между ними расположена полость неправильной формы — преддверие. Внутри костного лабиринта находится перепончатый лабиринт, который имеет точно такие же три части, но меньших размеров, а между стенками обоих лабиринтов находится небольшая щель, заполненная прозрачной жидкостью — перилимфой.

[править]Улитка

Каждая часть внутреннего уха выполняет определенную функцию. Например, улитка является органом слуха: звуковые колебания, которые из наружного слухового прохода через среднее ухо попадают во внутренний слуховой проход, в виде вибрации передаются жидкости, заполняющей улитку. Внутри улитки находится основная мембрана (нижняя перепончатая стенка), на которой расположен кортиев орган — скопление разнообразных опорных клеток и особых сенсорно-эпителиальных волосковых клеток,[2] которые через колебания перилимфы воспринимают слуховые раздражения в диапазоне 16-20000 колебаний в секунду, преобразуют их и передают на нервные окончания VIII пары черепномозговых нервов — преддверно-улиткового нерва; дальше нервный импульс поступает в корковый слуховой центр головного мозга.

[править]Преддверие и полукружные каналы

Преддверие и полукружные каналы — органы чувства равновесия и положения тела в пространстве. Полукружные каналы расположены в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях и заполнены полупрозрачной студенистой жидкостью; внутри каналов находятся чувствительные волоски, погруженные в жидкость, и при малейшем перемещении тела или головы в пространстве жидкость в этих каналах смещается, надавливая на волоски и порождая импульсы в окончаниях вестибулярного нерва — в мозг мгновенно поступает информация об изменении положения тела. Работа вестибулярного аппарата позволяет человеку точно ориентироваться в пространстве при самых сложных движениях — например, прыгнув в воду с трамплина и при этом несколько раз перевернувшись в воздухе, в воде ныряльщик мгновенно узнаёт, где находится верх, а где — низ.

Внутреннее ухо (auris interna) — полое костное образование в височной кости, разделенное на костные каналы и полости, содержащие рецепторный аппарат слухового и стаокинетического (вестибулярного) анализаторов.

Внутреннее ухо находится в толще каменистой части височной кости и состоит из системы сообщающихся друг с другом костных каналов — костного лабиринта, в котором расположен перепончатый лабиринт. Очертания костного лабиринта почти полностью повторяют очертания перепончатого. Пространство между костным и перепончатым лабиринтом, называемое перилимфатическим, заполнено жидкостью — перилимфой, которая по составу сходна с цереброспинальной жидкостью. Перепончатый лабиринт погружен в перилимфу, он прикреплен к стенкам костного футляра соединительнотканными тяжами и заполнен жидкостью — эндолимфой, по составу несколько отличающейся от перилимфы. Перилимфатическое пространство связано с субарахноидальным узким костным каналом — водопроводом улитки. Эндолимфатическое пространство замкнуто, имеет слепое выпячивание, выходящее за пределы внутреннего уха и височной кости — водопровод преддверия. Последний заканчивается эндолимфатическим мешочком, заложенным в толще твердой мозговой оболочки на задней поверхности пирамиды височной кости.

Костный лабиринт состоит из трех отделов: преддверия, полукружных каналов и улитки. Преддверие образует центральную часть лабиринта. Кзади оно переходит в полукружные каналы, а кпереди — в улитку. Внутренняя стенка полости преддверия обращена к задней черепной ямке и составляет дно внутреннего слухового прохода. Ее поверхность делится небольшим костным гребнем на две части, одна из которых называется сферическим углублением, а другая — эллиптическим углублением. В сферическом углублении расположен перепончатый сферический мешочек, соединенный с улитковым ходом; в эллиптическом — эллиптический мешочек, куда впадают концы перепончатых полукружных каналов. В срединной стенке обоих углублений расположены группы мелких отверстий, предназначенных для веточек вестибулярной части преддверно-улиткового нерва. Наружная стенка преддверия имеет два окна — окно преддверия и окно улитки, обращенные к барабанной полости.

Чем со стороны среднего уха обеспечивается давление на барабанную перепонку, равное атмосферному:

Полукружные каналы расположены в трех почти перпендикулярных друг к другу плоскостях. По расположению в кости различают: верхний (фронтальный), или передний, задний (сагиттальный) и латеральный (горизонтальный) каналы.

Костная улитка представляет собой извитой канал, отходящий от преддверия; он спирально 21/2 раза огибает свою горизонтальную ось (костный стержень) и постепенно суживается к верхушке. Вокруг костного стержня спирально извивается узкая костная пластинка, к которой прочно прикреплена продолжающая ее соединительная перепонка — базальная мембрана, составляющая нижнюю стенку перепончатого канала (улиткового хода). Кроме того, от костной спиральной пластинки под острым углом латерально кверху отходит тонкая соединительнотканная перепонка — преддверная (вестибулярная) мембрана, называемая также рейсснеровой мембраной; она составляет верхнюю стенку улиткового хода. Образующееся между базальной и вестибулярной мембраной пространство с наружной стороны ограничено соединительнотканной пластинкой, прилегающей к костной стенке улитки. Это пространство называется улитковым ходом (протоком); оно заполнено эндолимфой. Кверху и книзу от него находятся перилимфатические пространства. Нижнее называется барабанной лестницей, верхнее — лестницей преддверия. Лестницы на верхушке улитки соединяются друг с другом отверстием улитки. Стержень улитки пронизан продольными кольцами, через которые проходят нервные волокна. По периферии стержня тянется спирально ее обвивающий канал, в нем помещаются нервные клетки, образующие спиральный узел улитки. К костному лабиринту из черепа ведет внутренний слуховой проход, в котором проходят преддверно-улитковый и лицевой нервы.

Перепончатый лабиринт состоит из двух мешочков преддверия, трех полукружных протоков, протока улитки, водопроводов преддверия и улитки. Все эти отделы перепончатого лабиринта представляют собой систему сообщающихся друг с другом образований.

В перепончатом лабиринте волокна преддверно-улиткового нерва оканчиваются в нейроэпителиальных волосковых клетках (рецепторах), находящихся в определенных местах. Пять рецепторов относятся к вестибулярному анализатору, из них три расположены в ампулах полукружных каналов и называются ампулярными гребешками, а два находятся в мешочках и носят название пятен. Один рецептор является слуховым, он располагается на основной мембране улитки и называется спиральным (кортиевым) органом.

Артерии внутреннего уха происходят из лабиринтной артерии, которая отходит от базилярной артерии (arteria basilaris). Венозная кровь лабиринта собирается в сплетении, лежащем во внутреннем слуховом проходе. Из преддверия и полукружных каналов венозная кровь оттекает главным образом через проходящую в водопроводе преддверия вену в поперечный синус твердой мозговой оболочки. Вены улитки несут кровь в нижний каменистый синус. Иннервацию внутреннего уха получает от VIII пары черепных нервов, каждый из которых, войдя во внутренний слуховой проход, распадается на три ветви: верхнюю, среднюю и нижнюю. Верхняя и средняя ветви образуют нерв преддверия — nervus vestibularis, нижняя соответствует нерву улитки — nervus cochleae.

Во внутреннем ухе расположены рецепторы слухового и статокинетического анализаторов. Рецепторный (звуковоспринимающий) аппарат слухового анализатора находится в улитке и представлен волосковыми клетками спирального (кортиева) органа. Улитка и заключенный в ней рецепторный аппарат слухового анализатора называются кохлеарным аппаратом. Звуковые колебания, возникающие в воздухе, передаются через наружный слуховой проход, барабанную перепонку и цепь слуховых косточек на вестибулярное окно лабиринта, вызывают волнообразные перемещения перилимфы, которые, распространяясь, передаются на спиральный орган. Рецепторный аппарат статокинетического анализатора, расположенный в полукружных каналах и мешочках преддверия, носит название вестибулярного аппарата.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Современные методы исследования функции внутреннего уха включают определение состояния обеих его функций — слуховой и вестибулярной. При исследовании слуховой функции применяют адекватный раздражитель — звук различной частоты и интенсивности в виде чистых тонов, шумов и речевых сигналов. В качестве источника звука используют камертоны, аудиометры, шепотную и громкую речь. Исследование с помощью этого комплекса средств позволяет определить состояние функции звукопроводящей системы, рецепторного аппарата внутреннего уха, а также проводникового и центрального отделов слухового анализатора.

Исследование вестибулярной функции (вестибулометрия) включает выявление спонтанных (не вызванных искусственно) симптомов, возникших в результате заболевания внутреннего уха или ц.н.с. Среди них часто встречаются спонтанный нистагм, обусловленный односторонним воспалительным процессом во внутреннем ухе, падение в позе Ромберга, нарушение координационных проб. Состояние вестибулярной функции изучают при вращении на кресле Барани или специальном вращательном стенде, с помощью калорической, гальванической, прессорной и других проб.

В условиях поликлиники обследование больных с подозрением на поражение внутреннего уха проводит оториноларинголог. Оно включает целенаправленный сбор анамнеза и выяснение жалоб больного, составление слухового паспорта (данные речевого и камертонального исследования слуха), визуальное выявление спонтанного нистагма и др. Для уточнения диагноза проводят по показаниям дополнительные исследования — рентгенографию височных костей, реографию сосудов головного мозга и др.

ПАТОЛОГИЯ

Типичными жалобами у пациентов с заболеваниями слуховой части внутреннего уха являются понижение слуха и шум в ушах. Заболевание может начинаться остро (острая нейросенсорная тугоухость) или постепенно (кохлеарный неврит, хронический кохлеит). При поражении слуха, как правило, в той или иной мере в патологический процесс вовлекается и вестибулярная часть внутреннего уха, что нашло отражение в термине «кохлеовестибулит».

Пороки развития. Встречаются полное отсутствие лабиринта или недоразвитие отдельных его частей. В большинстве случаев отмечается недоразвитие спирального органа, чаще специфического его аппарата — волосковых клеток. Иногда волосковые клетки спирального органа недоразвиты только на отдельных участках, при этом слуховая функция может оказаться частично сохраненной в виде так называемых островков слуха. В возникновении врожденных дефектов внутреннего уха играет роль патологическое воздействие на зародыш со стороны организма матери (интоксикации, инфицирование, травмирование плода), особенно в первые месяцы беременности. Известную роль играют и генетические факторы. От врожденных пороков развития следует отличать повреждения внутреннего уха во время родов.

ПОВРЕЖДЕНИЯ

Изолированные механические повреждения внутреннего уха встречаются редко. Травма внутреннего уха возможна при переломах основания черепа, когда трещина проходит через пирамиду височной кости. При поперечных переломах пирамиды трещина почти всегда захватывает внутреннее ухо, и такой перелом обычно сопровождается тяжелым нарушением слуховой и вестибулярной функции вплоть до полного их угасания.

Специфическое повреждение рецепторного аппарата улитки возникает при кратковременном или продолжительном воздействии звуков большой интенсивности. Длительное действие сильного шума на внутреннее ухо может приводить к нарушению слуха.

Патологические изменения во внутреннем ухе возникают при воздействии на организм сотрясений. При внезапных перепадах внешнего атмосферного давления или давления под водой в результате кровоизлияния во внутреннее ухо могут наступать необратимые изменения рецепторных клеток спирального органа.

ЗАБОЛЕВАНИЯ

Воспалительные процессы возникают во внутреннем ухе, как правило, вторично, чаще как осложнение острого или хронического гнойного среднего отита (тимпаногенный лабиринтит), реже в результате распространения возбудителей инфекции во внутреннем ухе из субарахноидального пространства через внутренний слуховой проход по оболочкам преддверно-улиткового нерва при менингококковой инфекции (менингогенный лабиринтит).

В некоторых случаях во внутреннем ухе проникают не микробы, а их токсины. Развивающийся в этих случаях воспалительный процесс протекает без нагноения (серозный лабиринтит). Исходом гнойного процесса во внутреннем ухе всегда бывает полная или частичная глухота, после серозного лабиринтита в зависимости от степени распространения процесса слуховая функция может частично или полностью восстановиться.

Нарушения функций внутреннего уха (слуховой и вестибулярной) могут возникать при расстройствах кровообращения и циркуляции лабиринтных жидкостей, а также в результате дистрофических процессов. Причинами таких нарушений могут быть интоксикации, в т.ч. некоторыми лекарственными препаратами (хинином, стрептомицином, неомицином, мономицином и др.), вегетативные и эндокринные расстройства, заболевания крови и сердечно-сосудистой системы, нарушение функции почек. Невоспалительные заболевания внутреннего уха объединяют в группу, получившую название лабиринтопатии. В ряде случаев лабиринтопатия протекает в виде повторяющихся приступов головокружения и прогрессирующего падения слуха. В пожилом и старческом возрасте дистрофические изменения во внутреннем ухе развиваются в результате общего старения тканей организма и нарушения кровоснабжения внутреннем ухе.

Поражения внутреннего уха могут возникать при сифилисе. При врожденном сифилисе поражение рецепторного аппарата в виде резкого понижения слуха является одним из поздних проявлений и обнаруживается обычно в возрасте 10—20 лет. Характерным для поражения внутреннего уха при врожденном сифилисе считается симптом Эннебера — появление нистагма при повышении и снижении давления воздуха в наружном слуховом проходе. При приобретенном сифилисе поражение внутреннего уха чаще возникает во вторичном периоде и может протекать остро — в виде быстро нарастающего понижения слуха вплоть до полной глухоты. Иногда заболевание внутреннего уха начинается с приступов головокружения, шума в ушах и внезапно наступающей глухоты. В поздних стадиях сифилиса понижение слуха развивается более медленно. Характерным для сифилитических поражений внутреннего уха считается более резко выраженное укорочение костного звукопроведения по сравнению с воздушным. Поражение вестибулярной функции при сифилисе наблюдается реже. Лечение при сифилитических поражениях внутреннего уха специфическое. В отношении расстройств функций внутреннего уха оно тем эффективнее, чем раньше начато.

Невриномы преддверно-улиткового нерва и кисты в области мостомозжечкового угла головного мозга часто сопровождаются патологическими симптомами со стороны внутреннего уха, как слуховыми, так и вестибулярными, в связи со сдавлением проходящего здесь нерва. Постепенно появляется шум в ушах, снижается слух, возникают вестибулярные расстройства вплоть до полного выпадения функций на пораженной стороне в сочетании с другой очаговой симптоматикой. Лечение направлено на основное заболевание.

Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 2443 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.004 с)…

Оставьте комментарий