Что лежит в основе классового строения общества


Г. Классовая структура общества

Учение об общественных классах возникло еще в домарксовский период, но Маркс доказал, что существование классов связано с определенными историческими фазами развития производства. Причина возникновения классов обусловлена уровнем развития производительных сил и характером соответствующих им производственных отношений. В основе образования классов лежит общественное разделение труда. Конкретно — исторически образование классов происходило двояким путем: а). выделение внутри общины или союза общин эксплуататорской верхушки; б). обращение в рабство чужеплеменников, а затем обнищавших соплеменников.

Марксова концепция классов, по мнению Э.Гидденса, ведет к объективно структурированному экономическому неравенству в обществе, класс соотносится не с убеждениями людей, а с объективными условиями, которые позволяют иметь больший доступ к материальному вознаграждению.

Классообразующие признаки: (В.И. Ленин)

1. место класса в исторически определенной системе общественного производства;

2. отношение к средствам производства;

3. роль в общественной организации труда;

4. способы получения доли общественного богатства и их размеры.

Классовый подход адекватно отражает историческое прошлое и настоящее общества.

д.Социальная стратификация.

П.Сорокин так определял социальную стратификацию –это дифференциация некой данной совокупности людей на классы в их иерархическомранге. Ее основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Наиболее глубокое влияние на становление концепции стратификации оказал К.Маркс. Считая, что экономика играет главную роль в развитии социальных явлений, он заложил в основу своей концепции социального расслоения понятия производственных отношений. По Марксу неравенство есть следствие несправедливых социально – экономических отношений между эксплуататорами и эксплуатируемыми и классовая борьба есть результат социальной стратификации. Полярную точку зрения на возникновение неравенства высказывали представители функционалистской методологии К.Дэвис и У.Мур. Они рассматривали стратификацию как следствие нормального развития общества в отличие от Маркса и др. сторонников конфликтологического подхода. Они считали, что функция стратификации в любом обществе заключается в том, чтобы обеспечивать наиболее способным и компетентным людям возможность социального продвижения, таким образом, социальный престиж уже не рассматривался как производная экономического положения в обществе.

Страта-социальный строй людей имеющих сходные объективные показатели по шкалам стратификации : доход, власть, престиж, образование. Стратификационная структура — это расположение страт в социальном пространстве. Принадлежность к страте имеет две составляющие: субъективную — психологическая идентификация с определенным слоем и объективную — социальное вхождение в определенный слой. Социальная стратификация — функционально необходимая, а потому обязательная черта любого общества.

е. Профессионально – образовательная структура

Профессии и образование появились позднее рода, племени, семьи, классов, в условиях послепервобытного общества.

Профессии появились из выделения ремесел, торговли, обособления труда по управлению общинными делами и по осуществлению культурных функций. Образование — из тех зачатков трудового обучения, которые присутствовали в воспитании молодежи.. Общество приобретает профессионально- образовательную структуру с утверждением трех общественных разделений труда — отделением скотоводства от земледелия, ремесла и торговли от сельского хозяйства, умственного труда от физического. Образование выступает как необходимый компонент воспроизводства общественного человека, его социализации.

Предыдущая78910111213141516171819202122Следующая

Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 230;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Виды социальных структур

В социологии большое множество концепций социальной структуры общества. Исторически одной из первых является марксистское учение. В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества.

Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. К.Маркс и Ф.Энгельс обосновали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений. Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадавших в долговую яму.

Марксизм делит классы на основные и не основные. Основными классами являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего, отношений собственности, рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Не основные — это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления в новой формации. Помимо основных и не основных классов структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки). Социальные слои — это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Историческим примером межклассовых слоев является «третье сословие», в период вызревания первых буржуазных революций в Европе — городское мещанство, ремесленничество. В современном обществе — интеллигенция. В свою очередь, межклассовые моменты современной структуры могут иметь свое внутреннее членение. Таким образом, социально-слоевая структура не вполне совпадает с классовой. Использование понятия социального слоя, по мысли марксистских социологов, позволяет конкретизировать социальную структуру общества указать на ее многообразие и динамизм.

В настоящее время социологи выделяют ряд недостатков в марксистской теории социальной структуры общества:

  • во-первых, социальная структура сведена к классовой. Вне поля зрения остались такие неклассовые элементы, как касты, кланы, сословия;
  • во-вторых, классовая борьба была провозглашена движущей силой любого социально-дифференцированного общества.

Классовая структура общества. Возникновение и тенденции развития класса

А как быть с религиозными войнами эпохи Возрождения, когда с обеих сторон воевали одни и те же классы феодальной аристократии, мелкого дворянства, буржуазии и крестьянства? Как быть с историей Древнего Рима, где движущей силой развития была борьба сословий патрициев, плебеев, а вовсе не борьба классов рабов и рабовладельцев?

История не представляет собой жесткого чередования общественно-экономических формаций. В Азии, Африке были вообще другие формации. Рабовладение существовало не только в древнем Риме, оно, к примеру, воспроизводилось в период становления в северной и Южной Америке;

  • в-третьих, марксизм обращает очень мало внимания на производственные признаки классов.

Динамика развития общества показывает, что никогда на всем протяжении истории не было одинаковой социальной структуры, везде основы социального деления разные.

Поэтому мы считаем основной категорией теории социальной структуры общества «социальную группу». Таковой является и клан, и каста, и сословие, и религиозная конфессия. Под социальной группой понимаются в данном случае большие группы людей, занимающих одинаковое положение в обществе и имеющих вследствие этого общие интересы.

Исходя из этого, кроме социально-классовой, можно выделить в качестве социальных структур современного общества профессионально-квалификационную, социально-этническую, территориально-поселенческую структуры.

В числе основных подсистем общества в последнее время все чаще называется «регион». Это понятие употребляется для разграничения территории страны по административно-территориальному признаку (республика, край, область, город, район и т.д.). В градостроительстве регион – это территориальная общность, выделенная по признаку «город — окрестности». В теории и практике социального управления понятие «регион» употребляется для определения границ тех или иных взаимосвязей населения в процессе его жизнедеятельности.

Регион, выделенный на основе постоянных трудовых, экономических связей, существенно отличается от региона, выделенного на основе постоянных социально-культурных связей. Последний тип регионов более стабилен.

Таким образом, регион – это административно-территориальная единица, характеризующаяся постоянными трудовыми и социально-культурными связями населения и обладающая необходимой для жизнедеятельности людей производственной и социальной инфраструктурой; а также целостное и самостоятельное образование, воспроизводящее систему.

Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 463;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Поселенческая структура общества

Поселенческая структура есть пространственная форма организации общества. Это понятие выражает отношение людей к территории их обитания, а еще точнее — отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутрисельские, внутригородские и межпоселенческие отношения). Можно без преувеличения сказать, что история цивилизации в самой значительной степени была историей взаимоотношений между городом и деревней, двумя основополагающими поселенческими общностями.

Основные типы поселения: деревня, город.

Город

Концепции возникновения городов:

вотчинная теория, считающая, что города в Западной Европе возникают как центры крупных феодальных поместий (С. В.

Классовая структура общества. Возникновение и тенденции развития класса

Бахрушин, П. И. Лященко), которые только в XVI-XVII веках превращаются в центры ремесла и торговли;

общинная теория, согласно которой город вырастал из сельской общины на основе развития крестьянского, не связанного с барскими дворами крупных вотчин, ремесла. Как мы видим, общинная теория выводит возникновение городов из общественного разделения труда, отделения ремесла, а вместе с ним и торговли, от земледелия. (М. Н. Тихомиров ("Древнерусские города", 1956) и Б. А. Рыбаков ("Ремесло Древней Руси", 1949), В.О.Ключевский).

оборонная теория возникновения городов как укрепленных пунктов для защиты от внешнего нападения (К. Бюхер, Г. Маурер, М. Вебер);

политико-правовая теория (Гегель, Г. Белов, представители "государственной школы" в русской историографии, П.Н.Милюков), отдающая приоритет среди причин возникновения городов факторам политического и правового характера: города возникают прежде всего как территориально-управленческие центры

Основные черты города:

а) профессиональная занятость населения преимущественно несельскохозяйственным трудом, причем значимость этого показателя близка к абсолюту в крупных городах и стремится к минимуму в малых;

б) преобладание такого рода занятий, которые позволяют иметь урегулированное рабочее время и, следовательно, определенный объем свободного времени;

в) качественно иной уровень доступа к получению образования, особенно высшего, к приобретению желательной профессии, к потреблению духовных благ в связи с концентрацией в городах вузов, разнообразных профессиональных училищ, театров, музеев и т.п.;

г) большая по сравнению с селянами миграционная подвижность, что обусловлено целым комплексом причин, в том числе и непривязанностью к земле;

д) большая свобода в выборе микросреды (приятельского окружения, трудового коллектива), а также большая возможность в случае желания или необходимости изолироваться от нее;

е) большая политическая активность, что объясняется большей организованностью и концентрацией горожан по месту их профессиональной деятельности, более высоким образовательным уровнем, а также теми чертами, которые уже отмечались — большей подвижностью и большим объемом свободного времени;

ж) специфическая и качественно и количественно городская семья, которая отличается от сельской меньшей средней величиной и отпадением (либо сужением) ряда функций, прежде всего хозяйственно-производственной.

Вся история цивилизации в интересующем нас сейчас аспекте может быть представлена как история урбанизации (от лат. urbanus — городской), то есть как процесс возрастания роли городов, поглощения ими все большей доли народонаселения, приобщения даже тех, кто остается жить в деревне, к материальным и духовным приобретениям городской культуры.

Классы и классовые отношения

Концепция классов К.Маркса оказала неизгладимое влияние на всю последующую социально-философскую и социологическую мысль. Наиболее полное в социально-философской литературе марксизма определение классов было дано В. И. Лениным в работе "Великий почин": "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают".

1. Место класса в исторически определенной системе общественного производства — это место либо эксплуататора, либо эксплуатируемого. Перечислив рассматриваемые признаки, Ленин тут же добавил: "Классы, это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства" [1]. Этот фактор в определении класса является определяющим.

2. Отношение к средствам производства может быть двояким: классовое общество знает классы, монопольно владеющие средствами производства, и соответственно классы, лишенные таковых.

3. Роль в общественной организации труда также может быть принципиально разной. Одни классы в истории выполняли роль организаторов и руководителей производства (рабовладельцы, феодалы, буржуа), другие — рядовых исполнителей (рабы, крепостные, пролетарии).

4. Способы получения доли общественного богатства могут быть трудовые и нетрудовые, размеры их тоже колеблются в весьма зримых пределах.

Отношения между классами (а следовательно, и противоречия между ними) представляют собой целостную систему, внутри которой можно выделить:

1. Отношения между классами по поводу собственности на средства производстваи вся следующая отсюда цепочка отношений в непосредственном производстве, распределении, обмене и потреблении (экономические отношения).

2. Отношения между классами по поводу государственной власти и государственного управления (политические отношения).

3. Отношения между классами по поводу правопорядка (правовые отношения).

4. Отношения между классами в связи с реализацией нравственных норм (нравственные отношения).

5. Отношения между классами по поводу создания и потребления идеологических, художественных и иных духовных ценностей (духовные отношения в узком смысле слова).

К различным классам относятся: владельцы и рабы, феодалы и крепостные, буржуа и рабочие.

Социальная стратификация

Страты от лат. stratum — слой, термин, перенятый социологией из геологии. Определение дал П. Сорокин: "Социальная стратификация — это дифференциация некоей данной совокупности людей (населения) на классы в их иерархическом ранге. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества" [1]. Под классами Сорокин имеет в виду фактически те большие группы, которые составляют страты. В отличие от понятия класс, страты подчеркивают феномен горизонтальной и вертикальной неоднородности.

В докапиталистических общественно-экономических системах классовое деление общества дополнялось и в силу этого в известной степени затушевывалось делением людей на сословия, а в ряде стран Востока — на касты. Во многих своих существенных чертах сословия и касты напоминают нам страты, однако отличаются от них своей строгой, однозначной оформленностью, как правило, либо юридической, либо религиозной.

Сословия — это социальные группы, обладающие закрепленными в обычаях или законах и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословное деление, складываясь на базе классового, в то же время не соответствует ему полностью, поскольку привносит в него специфическую иерархию юридических привилегий (например, сословное деление на дворян, духовенство, купцов, мещан и крестьян в России).

Касты (лат. castus — чистый) представляют собой замкнутые группы людей, выполняющие специфические, передающиеся по наследству, социальные функции. В Древней Индии право на занятия воспитанием и преподаванием, исполнением богослужения и совершением жертвоприношений, благотворительностью, сбором урожая принадлежало только высшей касте — брахманам. Уже следующая за ними каста кшатриев, как менее чистая, лишалась права на преподавательскую и церковную деятельность; у касты вайшии отнималось право занимать должности в сфере управления и армии. Что же касается касты неприкасаемых (шудра), то они должны были служить трем чистым кастам и выполнять только самые непрестижные работы

Социально–классовая структура общества

В социологической науке существует два подхода к изучению социальной структуры: классовый и стратификационный.

С позиций первого, присущего в основном марксистскому обществоведению, центральное место в социальной структуре занимают классы, обусловленные общественным разделением труда и производственными отношениями. Согласно марксизму

, классы — это большие группы людей, которые отличаются друг от друга по их месту в исторически определенной системе общественного производства; по отношению к средствам производства (т.е. по формам собственности); по роли в общественной организации труда (т.е. по характеру и содержанию труда); по способу получения и размерам дохода и по возможности одной группы людей присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в общественном хозяйстве.

В рамках такого подхода марксизм выделяет в обществе два основных класса: класс имущих, т.е. тех, кто владеет собственностью на средства производства и является экономически (а в силу этого и политически) господствующим классом. И класс неимущих, т.е. тех, кто лишен собственности на средства производства и подвергается эксплуатации со стороны имущих. Эти два класса взаимодействуют друг с другом как классы-антагонисты и находятся в состоянии перманентного противостояния и борьбы. Все другие “классоподобные” общности относятся к разряду промежуточных. Главный признак класса – отношение к средствам производства (владение или невладение), которое определяет роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и подчиненные) и их благосостояние (богатые и бедные).

Г. Классовая структура общества

Марксизм делит классы на основные и неосновные. Основными являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данном обществе экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Неосновные — это остатки прежних основных классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления в новой формации.

Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются социальные слои. Социальные слои – это промежуточные или переходные социальные группы, не имеющие ярко выраженного отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса (например, интеллигенция).

Общество – продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономичес­ких, нравственных, религиозных и др.) связях и отно­шениях между людьми, их объединениями и общностями.

Общество – это устойчивое объединение людей, которые связаны друг с другом, зависят друг от друга, обладают общими интересами и целями и реализуют их через совместно скоординированную деятельность.

Общество – это социальная организация людей, проживающих на определённой территории. Это сложная саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, груп­повыми, этническими, сословными, классовыми отноше­ниями и интересами.

В обществе действуют прежде всего не биологические, а социальные законы.

Общество – устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих друг с другом на основе общеобязательных норм в целях удовлетворения индивидуальных потребностей.

Рассмотрение общества в качестве системы общест­венных отношений, основу которых составляют эконо­мические (материальные) отношения, позволяет,

во-пер­вых, подходить к нему конкретно-исторически, выде­лять различные общественно-экономические формации (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество);

во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной);

в-трётьих, четко определить субъектов социального общения (личность, семь нация и др.).

Признаки общества:

1. это объединение людей, взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения общих значимых для них потребностей. Это потребности, например, в общении, в пище, в безопасности и др. Удовлетворить эти потребности можно только в скоординированной деятельности. Это не означает, что в обществе отсутствуют социальные противоречия.

2. это взаимодействие людей, наделённых волей и сознанием. В обществе должны существовать осмысленные, сознательные, волевые взаимосвязи, отношения друг к другу.

3. характеризуется особой устойчивостью. Она существует на основе объективно сложившегося интереса, который не подменяет частные или групповые интересы, а формируется на их основе.

4. оно должно быть самодостаточным.

Социально-классовая структура общества

т.е. способным собственной деятельностью создавать и воссоздавать всё необходимое.

5. наличие власти и специальных норм регулирования общественных отношений. Власть как способность и возможность подчинять и подчиняться способствует упорядочению социального взаимодействия людей.

6. наличие культуры, которая придаёт духовный смысл человеческой жизнедеятельности, унифицирует человеческие желания и стремления.

Сферы общественной жизни, которые определяют необходимые типы взаимной деятельности: 1). материальная 2). духовная 3). организационная (коммуникативная).

Вместе с обществом возникает социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая взаимодействие различных социальных групп с возможностью подчинять своей воле.

Структура общества: Прежде всего общество можно представить как систему взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных общностей. Для каждой общности характерно выделение того или иного ведущего признака: пол, возраст, национальность, профессия, роль, статус и т.д. Этот общий признак является доминирующим и должен принадлежать всем членам общности, определяя её специфику и отделённость от других общностей. С другой стороны, общий признак является тем консолидирующим началом, благодаря которому разрозненная масса людей приобретает характер целостного образования. Этот общий признак может иметь природный (пол, возраст) или социальный (религиозная принадлежность, статус и т.д.) характер.

Говоря о социальной структуре, обязательно необходимо выделять и учитывать особенности субъектов социальной системы, т.е. тех элементов социальной системы, которые выступают как относительно самостоятельные “действующие лица”. Такими субъектами социальной системы являются прежде всего индивиды, общности и социальные институты. Субъекты социальной системы вступают между собой в различного рода социальные отношения.

Социальная общность – это совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих индивидов. Социальные общности можно разделить на виды, наиболее общими из которых являются классы, слои и группы.

Общество не может обойтись без социальных институтов, т.е. устойчивых социальных объединений, общностей и групп, выполняющих необходимые функции и взаимодействующих друг с другом на основе различных социальных норм. Социальные связи в них обусловлены организацией управления. Эти связи являются институциональными.

Социальная структура общества – это характеристика видов социальных институтов, таких как сословия, классы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы на определённом этапе исторического развития.

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 8088 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Демографическая структура общества

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Кодификатор элементов содержания дисциплины «Философия»

1. Общество и его структура

— основные подходы к обществу

— специфика философского анализа общества

— основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь

2. Гражданское общество и государство

— содержание основных понятий

— основные идеи, связанные с утверждением гражданского общества

— взаимосвязь свободы и ответственности

3. Развитие общества

— основные модели развития общества

— движущие силы исторического процесса

— роль личности и масс в истории

— взаимосвязь свободы и необходимости

— сущность формационного подхода

— основные идеи цивилизационного подхода

4. Глобальные проблемы и будущее человечества

— содержание современных процессов глобализации

— возникновение и сущность глобальных проблем

— основные подходы в их решении

— взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего

Рекомендуемая литература:

1. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 2003

2. Соколов С.В. Социальная философия. М., 2003

ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА

Все элементы, составляющие социальную структуру общества, имеют двоякое происхождение. Две из них — этническая и демографическая — по своим корням связаны с биологической природой человека. Три другие — поселенческая, классовая, профессионально-образовательная — социальны в полном смысле слова, то есть цивилизационны.

I. Этническая структура общества – род, племя, народность, нация

— Род представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Род был основной ячейкой первой в истории общественно-экономической формации, причем ячейкой многофункциональной: не только этнической, но и производственной и социальной. Экономической основой рода являлась общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья. Такие производственные отношения (включая уравнительное распределение продуктов) соответствовали крайне низкому уровню производительных сил.

Более высокой исторической формой общности людей в пределах той же первобытно-общинной формации явилось племя— объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. Как и род, племя продолжает оставаться этнической категорией, поскольку в основе ее продолжают оставаться кровно-родственные связи. И в то же время образование племени уже положило начало расчленению единой многофункциональной общности. Поскольку племя несло лишь часть общественных функций (хозяйственной ячейкой оставалась родовая община), то тем самым было положено начало обособлению этнической общности от непосредственно хозяйственных функций. Когда возникает парная семья, появляется тенденция к обособлению семейно-брачных отношений, кровно-родственных связей от этнических общностей.

В основу следующей, более высокой формы общности — народности, легли уже не кровно-родственные, а территориальные, соседские связи между людьми. Народность — это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей.

Формирование следующей, еще более высокой формы общности людей — нации — совершенно справедливо и в марксистской, и в немарксистской литературе связывается с развитием капитализма. Итак, нация характеризуется следующими признаками.

1) общность территории.

2) общность языка.

18) Социально – классовая структура общества.

Национальный язык — это общенародный разговорный язык, понятный для всех членов нации и прочно закрепившийся в литературе.

3) общность экономической жизни,

4) общие черты психического склада, закрепленные в менталитете данного народа. Психический склад нации проявляется в особенностях национального быта народа, в нравах, привычках, склонностях людей той или иной нации, в особенностях их песен, танцев, фольклора, живописи и т.п.

5) национальное самосознание, сознательное отнесение себя к той или иной национальной общности, идентификация с ней.

Демографическая структура общества

Народонаселение — непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.

Демографические показатели состояния народонаселения:

1) общая численность населения,

2) плотность народонаселения

3) темпы роста народонаселения. Для нормального развития общества и прежде всего его экономики одинаково вредны и стремящиеся к минимуму и стремящиеся к максимуму темпы роста народонаселения. При крайне низких темпах роста воспроизводство личностного элемента производительных сил происходит на суживающейся основе, что сказывается и на величине совокупного национального продукта, а значит и национального дохода. Мы не говорим уже о явлениях депопуляции, когда смертность начинает превышать рождаемость и над нацией нависает угроза исчезновения. При чрезмерно высоких темпах роста народонаселения развитие экономики тоже замедляется, ибо все более значительная часть совокупного продукта и национального дохода отторгается просто на физическое сохранение вновь родившихся.

4) половозрастная структура народонаселения. Любой перекос в этом отношении (нарушение пропорций между мужской и женской частями населения; постарение населения, то есть увеличение доли неспособных к деторождению возрастных групп) самым прямым образом сказывается на темпах роста народонаселения, а через них — и на развитии экономики. Но есть и другие каналы воздействия. Так, постарение населения означает увеличение удельного веса возрастной группы пенсионеров, содержание которых уменьшает долю совокупного продукта,направляемого на производственное потребление. Нарушение пропорций между мужской и женской частями населения приводит в одних случаях к "дефициту женихов" (так обстоит дело в наших текстильных центрах), в других — к "дефициту невест" (такова демографическая ситуация, которая еще совсем недавно была характерна для многих сельских местностей России).

5) состояние психофизического здоровья. Этот фактор среди всех является наиболее интегрирующим и, пожалуй, наиболее важным, в особенности в условиях научно-технической революции, предъявляющей повышенные требования к здоровью работающих. Ухудшение психофизического здоровья населения ведет к снижению производительности труда в народном хозяйстве, требует отвлечения дополнительных средств на здравоохранение и содержание инвалидов. Но самое страшное, если психофизическое здоровье населения ухудшается из поколения в поколение: начинается деградация генофонда нации, и это, наряду с депопуляцией, нависает над ней дамокловым мечом. Сокращение продолжительности жизни, наблюдающееся у нас, служит грозным предостережением.

6) миграционная подвижность Миграционная подвижность населения в целом есть феномен положительный, поскольку такая подвижность делает возможным более равномерное распределение населения в социальном пространстве, его перераспределение между трудоизбыточными и трудонедостаточными районами, способствует выравниванию профессионально-производственного опыта людей. Какой эффект — положительный или отрицательный — оказывает миграция в каждом конкретном случае, зависит от ее темпов, направленности и структуры миграционных потоков.

Теории народонаселения

Многие теории народонаселения основаны на утверждении о детерминированности всех демографических процессов исключительно биологическими факторами. Наибольшее распространение среди этих теоретических течений имеет мальтузианство, по имени английского экономиста и священника Томаса Мальтуса, который в 1798 году выступил с попыткой обосновать "вечный закон народонаселения" («Опыт о законе народонаселения»). Суть этого закона, по Мальтусу, состоит в "постоянном стремлении, свойственном всем живым существам, размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи" [2]. Мальтус даже попытался придать своему закону математическое выражение, заключив, что численность населения из поколения в поколение растет в геометрической прогрессии (1, 2, 4, 8…), а количество средств существования — лишь в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4), в результате чего народонаселение удваивается раз в 25 раз, а дефицит средств существования еще более возрастает. По своему методологическому обличью теория Мальтуса представляет яркий образец вульгарной социологии, не признающей специфики социального по сравнению с другими формами движения материи.

Оставьте комментарий