Человек влияет на природу


Природа России

Учебник по географии для 8 класса

§ 45. Воздействие человека на природу

  • Расскажите, что дает человеку природа.
  • Как влияют природные условия на жизнь и деятельность человека?
  • Какие компоненты природного комплекса наиболее подвержены влиянию человека?
  • Что такое природные ресурсы?

Природа служит средой существования людей, основным и чаще всего единственным источником удовлетворения их разнообразных потребностей.

Природная среда оказывает огромное влияние на исторический процесс. Человек постоянно, по словам В. Ключевского, «то приспособляется к окружающей его природе, ее силам и способам действия, то их приспособляет к себе самому, к своим потребностям, от которых не может или не хочет отказываться, и на этой двусторонней борьбе с самим собой и с природой вырабатывает свою сообразительность и свой характер…».

Природа дает все средства для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.

Со временем менялся состав используемых человеком ресурсов. В первую очередь человек брал то, что лежало на поверхности. В первобытном обществе люди употребляли в пищу только несколько видов растений и животных. Позднее человек освоил почву для земледелия, научился получать бронзу и железо. Влияние деятельности человека на природные комплексы.

Рис. 140. Виды антропогенных ландшафтов

Какие виды антропогенных ландшафтов наиболее типичны для вашей местности?

Хозяйственная деятельность человека — это особый фактор, влияющий на развитие природы. Человек не только приспосабливается к своему природному окружению, но и изменяет его. Вы уже знаете, что все компоненты природы тесно взаимосвязаны, что изменение одного из них сказывается на всех других. Поэтому, изменяя природу, человек должен предвидеть, каковы будут последствия этого изменения, и в случае необходимости предотвращать их.

Более века назад Ф. Энгельс предостерегал человечество: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитываем, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых». Эти слова актуальны и в наше время. Отрицательные последствия влияния деятельности человека на природу в ряде случаев не являются неизбежным результатом научно-технического прогресса. Причины их — ошибки в технических и научных проектах, связанные с недостаточным учетом антропогенного влияния на природу и мнения географов и экологов.

Рис. 141. Земельный фонд мира

Например, ученые установили, что внесение минеральных удобрений в почву без достаточного учета количества осадков, влажности почвы приводит к выносу минеральных веществ из почвы в реки, озера, водохранилища. А это не только потери затраченного труда, энергии, сырья на изготовление и транспортировку удобрений, но и загрязнение водных объектов, ухудшение качества воды. При строительстве крупных водохранилищ происходят комплексные изменения природы: изменяется уровень грунтовых вод, в зависимости от степени увлажнения происходит заболачивание территории, изменяются свойства почв, характер растительности, микроклимат местности. Изучив отрицательные последствия влияния крупных водохранилищ на природные комплексы, ученые пришли к выводу, что гораздо правильнее создавать системы небольших, взаимодействующих водохранилищ, чем одно громадное.

Вы уже знаете, что в настоящее время в географической оболочке преобладают измененные деятельностью человека природные комплексы.

Рис. 142. Изменение ландшафта моренной равнины после освоения ее человеком: а — до освоения, б — после освоения

Рациональное использование природных ресурсов требует заботы об их охране и восстановлении. Например, необходимо осуществлять обширную программу мер по расширению лесных площадей во всех природных зонах. Для проведения этих работ созданы специальные машины, позволяющие механизировать посадку леса и уход за молодыми насаждениями.

Рис. 143. Использование территорий, обеспечивающее экологическое равновесие

Создание полезащитных лесных полос, закрепление оврагов способствуют сбережению земельных ресурсов, а также охране водных ресурсов. Большие возможности открывает рекультивация — восстановление нарушенных земель в районах развития горнодобывающей промышленности — это дорогостоящий, но наиболее эффективный способ. Успешно ведутся такие работы в центре европейской части России, на Урале.

Для сохранения природы в целом или отдельных ее компонентов создаются особо охраняемые территории.

Вопросы и задания

  1. Какие виды природных ресурсов освоены человеком давно, какие — недавно?
  2. Какие природные ресурсы вашей местности больше всего нуждаются в охране?
  3. Участвует ли ваша школа, ваш класс в охране природных ресурсов?

Косоротикова Наталия Алексеевна, учитель истории и обществознания, г. Краснодар, МБОУ гимназия 18.

Разработка урока по обществознанию в 7 классе.

Тема: Влияние человека на природу.

Цели:

— познакомить учащихся с разнообразными экологическими проблемами, возникающими в связи с неразумной деятельностью человека;

— подвести учащихся к пониманию необходимости защиты окружающей среды;

— продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, излагать свою точку зрения на проблемные вопросы урока;

-способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения к природе.

Учебное оборудование: Учебник. Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Обществознание.7 класс. Стихи, фотографии и рисунки учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, проектная деятельность учащихся.

План урока:

1.Организационный момент.

II.Изучение нового материала.

1.Загрязнение атмосферы.

2.Загрязнение воды.

3.Загрязнение почвы.

4.Леса.

IY.Разработка проектов.

Y.Выставление оценок.

YI.Домашнее задание.

Ход урока.

1.Организационный момент.

II.Изучение нового материала.

Выступление учащегося:

О люди, чем вы все гордитесь

Прогресс, учения, труды…

Но вы вокруг все оглянитесь

Уже не осталось ни сосны.

Я не могу понять причину

Наверно сложно посадить цветок

Без выгоды, хоть куст калины,

Не думая о деньгах впрок…

Мы все поплатимся за то,

Что были так грубы с природой,

И все свершится лишь потом,

Чего боялись мы все годы.

Ус Игнат (ученик 7 класса)

Слово учителя:

Ребята, как вы уже поняли, тема нашего урока «Влияние человека на природу». XX век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса, и в то же время поставил жизнь на Земле на грань экологической катастрофы. Рост населения, интенсификация добычи и выбросов, загрязняющих Землю, приводят к коренным изменениям в природе и отражаются на самом существовании человека. Часть из таких изменений чрезвычайно сильна и настолько широко распространена, что возникают глобальные экологические проблемы.

Вопрос: Какие вы можете привести примеры бездумного, расточительного отношения человека к природе? (работа с иллюстрациями и рисунками, вывешенными на доске).

(Приложение 1).

Слово учителя:

В результате такого отношения человека к природе происходит сокращение площадей под лугами, лесами, загрязняется почва, воздух, вода отходами промышленности, транспорта, сокращается число некоторых видов растений из-за чрезмерной заготовки растительного сырья, массовых посещений людьми одних и тех же участков природы и неумения себя там вести. Я приведу несколько цифр, выписанных из газет о влиянии человека на природу. Леса на планете исчезают со скоростью 10 га/в минуту. 630 тысяч га леса выгорает от пожаров, больше 200 тысяч га гибнет от воздействия промышленных выбросов в атмосферу. Сокращается число животных и растений, а некоторые исчезают совсем. Особенно сильные изменения происходят вокруг городов, растут свалки мусора и отходов. В водоемах вода стала непригодной для питья. Ежегодно в воздух выбрасывается миллионы тонн вредных веществ.

Вопрос: Какие виды загрязнения вы знаете? (Любые изменения воздуха, вод, почв, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека).

1.Выступление учащегося «Загрязнение атмосферы»:

Без атмосферы жизнь на планете была бы невозможна. Атмосфера надежно оберегает человека от многочисленных опасностей: не пропускает метеориты, защищает землю от перегрева. Воздух необходим всему живому на планете. Без пищи человек может прожить 5 недель, без воды – 5 дней, без воздуха – 5 минут. За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате появляются озоновые дыры – под Антарктикой, Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной металлургии и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше. Отрицательное влияние загрязненной атмосферы на почвенно-растительный покров связано как с выпадением кислотных атмосферных осадков, вымывающих кальций, гумус и микроэлементы из почв, так и с нарушением процессов фотосинтеза, приводящих к замедлению роста гибели растений. Высокая чувствительность деревьев (особенно березы дуба) к загрязнению воздуха выявлена давно. Совместное действие их факторов приводит к заметному уменьшению плодородия почв и исчезновению лесов. Кислотные атмосферные осадки рассматриваются сейчас как мощный фактор не только выветривания горных пород и ухудшения качества несущих грунтов, но и химического разрушения техногенных объектов, включая памятники культуры и наземные линии связи. Самое опасное загрязнение атмосферы и всей окружающей среды – радиоактивное. Известно, что в начале 60-х годов фон искусственной радиоактивности, вызванной испытаниями ядерного оружия, достиг угрожающего уровня. Страшные последствия проявляются уже сейчас. Для получения электроэнергии конструкторы ядерных реакторов создают достаточно надежную защиту от выделения радиоактивных элементов в окружающую среду. Однако проблему захоронения радиоактивных отходов все еще нельзя считать решенной.

2.Выступление учащегося «Загрязнение воды»:

Вода является основой жизни на Земле. Первостепенная роль воды в жизни всех живых существ, и человека в том числе, связана с тем, что она фактически является той средой, в которой и протекают все процессы жизнедеятельности. Вот лишь небольшой и далеко не полный перечень "обязанностей" воды в нашем организме: регулирует температуру тела, увлажняет воздух при дыхании, обеспечивает доставку питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела, защищает жизненно важные органы и т.д. Загрязнение воды — это попадание в нее элементов, делающих ее непригодной для употребления человеком.

Загрязнители попадают в воду различными путями, но всегда при участии человека: в результате несчастных случаев, намеренных сбросов отходов, утечки нефти и т.д.

3.Выступление учащегося «Загрязнение почвы»:

Почвы загрязняются различными химическими веществами, удобрениями, отходами сельского хозяйства, промышленного производства коммунально-бытовых предприятий. Поступающие в почву химические соединения накапливаются и приводят к постепенному изменению химических и физических свойств почвы, снижают численность живых организмов, ухудшают ее плодородие.

Почву загрязняют нефтепродуктами при заправке машин на полях и в лесах, на лесосеках и т.д. Наибольшим изменениям подвергается верхний слой почвы. При неправильной эксплуатации почвы уничтожаются в результате эрозии, засоления. В результате эрозии за последнее столетие утрачено 2 млрд. га плодородных земельных угодий. Вредные соединения, находящиеся в почве, рано или поздно попадают в организм человека. Как это происходит? Во-первых, происходит постоянное вымывание загрязнений в открытые водоемы и грунтовые воды, которые могут использоваться человеком для питья и других нужд. Во-вторых, эти загрязнения из почвенной влаги, грунтовых вод попадают в организмы растений и животных, употребляющих эту воду, а затем по пищевым цепочкам опять-таки попадают в организм человека. В-третьих, многие вредные для организма соединения имеют способность накапливаться в тканях, и, прежде всего в костях, что может привести к тяжелым заболеваниям человека.

4.Выступление учащегося «Леса»:

Усиленно идет «облысение» планеты. В течение многих веков человек, чтобы расчистить земельные угодья под пашни и пастбища, сжигал и вырубал леса. За это время площадь «легких планеты» сократилась почти на треть. Для многих животных лес – родной дом. А лесов на земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом, они обречены на гибель. За последние 66 лет исчезли 52 вида млекопитающих. Под угрозой исчезновения находятся 1000 видов животных, причём исчезнувшие виды восстановить уже невозможно.

(Демонстрируются фотографии редких видов живых организмов, выполненные школьниками).

Лес очень важен на Земле: он очищает воздух, создает места обитания животных, защищает почву от эрозии, закрепляет пески, препятствует загрязнению вод. История человечества знала немало печальных примеров, когда неразумная вырубка лесов, варварское использование природных ресурсов превращало некогда живой уголок в безжизненную пустыню, в которой нет места и устроившему это бедствие человеку. Так погибла цивилизация на острове Пасхи.

Слово учителя:

Самое большое богатство нашей планеты – земля. Она наша кормилица. Мы должны заботиться о ней. А как она себя чувствует?

Мы хотим природу обмануть,

Под себя сильней её прогнуть,

Но она такого не простит,

И сполна за дерзость отомстит!

Бьём по ней ударом за удар,

И горят леса, в тайге пожар,

Загрязняем реки, льём мазут,

И война с природой там и тут.

И она болеет и молчит,

Просто мы не слышим, как кричит,

Язвами на теле прорастает,

За собой живущих увлекает!

(Марк Львовский)

Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений, об ответственности за сохранение гармонии в природе даже во время прогулок обязаны соблюдать определенные правила.

Работа в группах по созданию мини-проекта «Памятка туристу».

(Приложение 2).

Настала пора задуматься людям над этим вопросом – как сохранить живую природу, как помочь ей. Живая природа ждет от нас помощи. Все ваши мечты – о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно!

Земля, на которой селился человек, которая возделывалась его руками и которая на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края наши предки брали с собой горсть земли и хранили ее как святыню. Они считали землю святым существом, сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, твердые скалы и камни — его кости, в водах – кровь, в древесных корнях жилы, в травах и растениях – волосы.

Планета наша весьма засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы пока на ней живем, но смогут ли жить на ней наши дети?

Слово учителя:

Мы живём в век научно- технической революции, человечество не только засоряет своё «гнездо», оно разработало пути охраны окружающей среды и уже приступило к их осуществлению: 1 путь — создание разного рода очистных сооружений, уничтожающих и перерабатывающих мусор, строительство дымовых труб высотой 200- 500 м. 2 путь — разработка и применение природоохранных технологий, переход к малоотходным и безотходным производственным процессам. 3 путь — рациональное размещение «грязных производств», оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

В больших городах складываются специфические потоки вещества и энергии, людей и информации. Они отражают социально-экономические связи города с его окружением отдельных регионов города между собой. Повседневная жизнь горожан мало связана с природными факторами. Прямое воздействие природных особенностей на человека ослаблено установками кондиционеров, системного отопления и освещения. Большую часть времени жители проводят в квартире, транспорте или рабочих помещениях. Наши рабочие помещения — это школа и пришкольный участок. Сейчас мы заслушаем итоги экологического мониторинга, проведённого группой учащихся. Школу можно рассмотреть как экосистему, поэтому необходимо регулярно наблюдать за санитарным состоянием кабинетов, рекреаций, пришкольного участка. Такие наблюдения называются «экологическим мониторингом» (напоминающий, надзирающий).

IY.Разработка проектов.

ГРУППА РЕБЯТ-ЭКСПЕРТОВ: экологический мониторинг школы и пришкольного участка. А теперь слово за вами…

(Группа ребят разработали манифест и представляют его).

Слово учителя:

Ребята, будем же беречь нашу Землю! Повсюду на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с её биосферой — величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Y.Выставление оценок.

YI.Домашнее задание. Параграф 19, в СМИ, Интернете найти примеры экологических проблем, сформулировать их, обозначить причину и предложить пути решения.

Литература:

Великовский Б.Т., Киричев В.И. Здоровье человека и окружающая среда. М,, 1197.

Миллер Т. Жизнь в окружающей среде /Под редакцией Г.А.Ягодина. М., 1993.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. М., 1995.

Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для проектов. / Биология в школе, № 7, 2005.

Интернет-ресурсы:

«Общество и экология» экономическая газета /Санкт-Петербург/ http:unig.spb.ru/eco

Экологический вестник России /http:www.ecolife.ru

Приложение 1.

Приложение 2.

Доклад: Воздействие человека на природу

Отрадненский нефтяной техникум

Тема реферата:

«Воздействие человека

на природу»

Студентка группы

01 ЭКСМ – 1:

Малова О.А.

Преподаватель:

Ахременко О.А.

г. Отрадный

2002 г.

I. Введение.

Мы не унаследовали Землю

наших отцов. Мы взяли ее

в долг у наших детей.

(Из материалов ООН)

Экология – это наука, изучающая отношения организмов (особей, популяций, биоценозов и т.п.) между собой и с окружающей их неорганической природой; общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня; среду обитания живых существ (включая человека).

Глобальная экология изучает биосферу в целом, т.е. экологическую систему, охватывающую земной шар. К числу главных задач современной глобальной экологии относятся изучение антропогенных изменений в среде обитания и обоснование методов сохранения и улучшения этой среды в интересах человечества. В связи с этим важнейшее значение приобретает прогнозирование изменений экологической ситуации в будущем и на этой основе разработка на ближайшие годы и на отдаленную перспективу мероприятий, направленных на сохранение и улучшение среды обитания людей, на предотвращение нежелательных изменений биосферы.

Экология как наука сформировалась в середине прошлого столетия, когда возникло понимание, что не только строение и развитие организмов, но и их взаимоотношения со средой обитания подчинены определенным закономерностям. В 1866 г. немецкий естествоиспытатель Эрнест Геккель в двухтомной монографии «Общая морфология организма» назвал экологией один из разделов биологии – науку об условиях обитания организмов в окружающей их среде. Ныне, когда человек осваивает космос, экология, пусть еще не как знание, но хотя бы как термин, проникла в сознание каждого, она перестала быть отраслью одной лишь биологии, на родство с ней претендуют и география, и политэкономия, и философия, да и весь комплекс естественных и общественных наук. Более того, экология вышла за рамки научного понятия и стала предметом тревог и забот каждого государства и каждой личности. Экология, следовательно, касается всех, ибо экологический кризис, если он перерастет в экологическую катастрофу, не пощадит никого.

Цель: изучение основных закономерностей рационального взаимодействия общества и природы.

Задачи: 1. Объективная оценка состояния природных ресурсов.

2. Оптимизация взаимоотношений между человеком, с одной стороны, и отдельными видами и популяциями, экосистемами, с другой.

3. Детальное изучение количественными методами основ структуры и функционирования природных и созданных человеком систем.

II. Воздействие человека на природу.

1. Экологические проблемы в современном мире вышли на первое место. Получив неограниченную власть над природой, люди варварски используют ее. «Сегодня угроза выживанию пришла со стороны окружающей природной среды, быстро деградирующей под натиском человеческой деятельности», – сказал генеральный секретарь Конференции ООН Морис Стронг. Ресурсы планеты иссякают. Катастрофически быстро загрязняются воздух и вода. Превращаются в пески плодородные земли. На глазах сокращаются площади лесов. На планету буквально «вываливаются» горы отбросов; человек провоцирует природные катастрофы.

Возможное потепление, истощение озонового слоя, кислотные дожди, «цветение» водоемов, накопление токсичных и радиоактивных отходов представляют угрозу для выживания. Конечно, есть страны, для которых эти проблемы не столь остры. Но, в целом, все человечество озабочено ими, и поэтому они являются глобальными.

2. Основные экологические проблемы современности.

2.1. Хозяйственная деятельность человека.

Человечество является частью биосферы, продуктом ее эволюции. Однако взаимоотношения человека и природных сообществ никогда не были безоблачными. Охотничья деятельность древнего человека, несомненно, ускорила вымирание многих крупных травоядных животных. В охотничьих целях поджигание растительности способствовало опустыниванию территорий. Человек начал менять и разрушать целые сообщества с переходом к скотоводству и земледелию.

В ходе развития земледелия неправильная распашка приводила к потере плодородного слоя, который уносился водой или ветром, а избыточное орошение вызывало засоление почв.

За последние сто лет произошли два важных сдвига. Во-первых, резко увеличилась численность населения Земли. Во-вторых, еще более резко выросло промышленное производство, производство энергии и продуктов сельского хозяйства. В результате, человечество стало оказывать заметное воздействие на функционирование всей биосферы. Критическую ситуацию в конце ХХ столетия образуют следующие негативные тенденции:

а) Потребление ресурсов Земли настолько превысило темпы их естественного воспроизводства, что истощение природных богатств стало оказывать заметное влияние на их использование, на национальную и мировую экономику и привело к необратимому обеднению литосферы и биосферы.

б) Отходы, побочные продукты производства и быта загрязняют биосферу, вызывают деформации экологических систем, нарушают глобальный круговорот веществ и создают угрозу для здоровья человека.

2.2. Рост народонаселения.

Отклонением от закономерностей равновесия в живой природе стал ускоряющийся рост народонаселения Земли. Т.А. Акимова, В.В. Хаскин (1994) приводят данные о том, что по разным оценкам к 2025 году на Земле будет от 7,6 до 9,4 млрд. человек. Рост народонаселения требует увеличения производства продуктов питания, создания новых рабочих мест и расширения промышленного производства. Так, в конце ХХ в. ежедневно требуется всем людям Земли около 2 млн. тонн пищи, 10 млн. м3 питьевой воды, 2 млрд. м3 кислорода для дыхания. Всеми отраслями человеческого хозяйства ежедневно добывается почти 300 млн. тонн топлива, используется 2 млрд. м3 воды и 65 млрд. м3 кислорода. Все это сопровождается расходованием природных ресурсов и массированным загрязнением среды.

2.3. Изменение состава атмосфер и климата.

Наиболее разрушительно из воздействий деятельности человека на сообщества – выделение загрязнителей. Загрязнителем является любое вещество, попадающее в атмосферу, почву или природные воды и нарушающее идущие там биологические, иногда и физические или химические процессы. К загрязнителям нередко относят радиоактивные излучения и тепло. Вследствие деятельности человека, в атмосферу поступают углекислый газ СО2 и угарный газ СО, диоксид серы SО2, метан СН4, оксиды азота NО2, NO, N2 O. Основные источники их поступления – это сжигание ископаемого топлива, выжигание лесов и выбросы промышленных предприятий. При использовании аэрозолей в атмосферу поступают хлорфторуглероды, в результате работы транспорта – углеводороды (бензапирен и др.).

За счет газов антропогенного происхождения образуются кислотные осадки и смог. Попадая в озера, кислотные осадки нередко вызывают гибель рыб или всего животного населения. Они также могут вызывать повреждения листвы, а часто гибель растений, ускорять коррозию металлов и разрушение зданий. Кислотные дожди большей частью наблюдаются в регионах с развитой промышленностью.

Смог крайне вреден для живых организмов. Одним из вредных компонентов смога является и озон (О3 ). В крупных городах при образовании смога его естественная концентрация (1·10-8 ) повышается в 10 раз и более. Озон здесь начинает оказывать вредное воздействие на легкие и слизистые оболочки человека и на растительность.

С антропогенными изменениями атмосферы связано и разрушение озонового слоя, который является защитным экраном от ультрафиолетового излучения. Опасность истощения озонового слоя заключается в том, что может снизиться поглощение губительного для живых организмов ультрафиолетового излучения. Ученые считаю, что основной причиной истощения озонового слоя (экрана) является применение людьми хлорфторуглеродов (фреонов), которые широко используются в быту и производстве в виде аэрозолей, дореагентов, пенообразователей, растворителей т.д. В 1990 году мировое производство озоноразрушающих веществ составляло более 1300 тысяч тонн.

2.4. Загрязнение природных вод.

Человечество практически полностью зависит от поверхностных вод суши – рек и озер. Эта ничтожная часть водных ресурсов (0,016%) подвергается наиболее интенсивному воздействию. На все виды водопользования тратится 2200 км3 воды в год. Потребление воды постоянно растет, и одна из опасностей – исчерпание ее запасов. Тревогу вызывает все возрастающее количество хозяйственных стоков.

Загрязнение водоемов происходит не только отходами промышленного производства, но и попаданием с полей в водоемы органики, минеральных удобрений, пестицидов, применяемых в сельском хозяйстве.

Морские воды также подвергаются загрязнению. С реками и со стоками прибрежных промышленных и сельскохозяйственных предприятий ежегодно выносят в моря миллионы тонн химических отходов, а с коммунальными стоками и органических соединений. Из-за аварий танкеров и нефтедобывающих установок в океан попадает по разным источникам не менее 5 млн. тонн нефти в год, вызывая гибель многих водных животных, морских птиц. Опасения вызывают захоронения ядерных отходов на дне морей, затонувшие корабли с ядерными реакторами и ядерным оружием на борту.

2.5. Сведение лесов – одна из важнейших глобальных экологических проблем современности. Лес поглощает атмосферное загрязнение антропогенного происхождения, защищает почву от эрозии, регулирует сток поверхностных вод, препятствует снижению уровня грунтовых вод и т.д.

Уменьшение площади лесов вызывает нарушение круговоротов кислорода и углерода в биосфере. Хотя катастрофические последствия сведения лесов широко известны, их уничтожение продолжается. Сведение лесов влечет за собой гибель их богатейших фауны и флоры.

2.6. Истощение и загрязнение почвы.

Почвы являются еще одним ресурсом, который подвергается чрезмерной эксплуатации и загрязняется. Несовершенство сельскохозяйственного производства – основная причина сокращения площади плодородных почв. Распашка обширных степных площадей в России и других странах стала причиной пыльных бурь и гибели миллионов гектаров плодороднейших земель.

Эрозия почвы в ХХ столетии стала всемирным злом. Подсчитано, что в результате водной и ветровой эрозии в этот период на планете потеряно 2 млрд. гектар плодородных земель активного сельскохозяйственного использования.

Избыточное орошение, в первую очередь в условиях жаркого климата, может вызывать засоление почв. Радиоактивное загрязнение почвы несет большую опасность. Радиоактивные вещества из почв попадают в растения, затем в организмы животных и человека, накапливаются в них, вызывая различные заболевания. Особую опасность представляют химические средства защиты, особенно органические соединения, применяемые в сельском хозяйстве в борьбе с вредителями, болезнями и сорняками. Неумелое и бесконтрольное использование пестицидов приводит к их накоплению в почве, воде, донных отложениях водоемов.

2.7. Сокращение природного разнообразия.

Чрезвычайная эксплуатация, загрязнение, а зачастую и просто варварское уничтожение природных сообществ приводят к резкому снижению разнообразия живого. Вымирание животных может стать крупнейшим в истории нашей планеты. С лица Земли за последние 300 лет исчезло больше видов птиц и млекопитающих, чем за предшествующие 10 000 лет. Следует помнить, что главный ущерб разнообразию состоит не в их гибели из-за прямого преследования и уничтожения, в том, что в связи с освоением новых площадей для сельскохозяйственного производства, развитием промышленности и загрязнением среды площади многих природных экосистем оказываются нарушенными. Это так называемое «косвенное воздействие» приводит к вымиранию десятков и сотен видов животных и растений, многие из которых не были известны и никогда не будут описаны наукой. Значительно ускорился процесс вымирания, например, животных, в связи с уничтожением тропических лесов. За последние 200 лет их площадь сократилась почти вдвое и продолжает сокращаться со скоростью 15–20 гектаров в минуту. Практически полностью исчезли степи в Евразии и прерии в США. Сообщества тундры также интенсивно разрушаются. Во многих районах находятся под угрозой коралловые рифы и другие морские сообщества.

3. Пути решения экологических проблем.

3.1. Сбалансированное развитие человечества.

Человечество должно научиться «жить по средствам», использовать природные ресурсы, не подрывая их, финансировать программы, направленные на предотвращение катастрофических последствий собственной деятельности. К таким важнейшим программам следует отнести сдерживание роста населения; развитие новых промышленных технологий, позволяющих избежать загрязнения, поиск новых, «чистых» источников энергии; увеличение производства продовольствия без роста посевных площадей.

3.2. Стратегия развития промышленности, энергетики и борьба с загрязнениями.

Предотвратить загрязнение легче, чем ликвидировать его последствия. В промышленности для этого применяются системы очистки сточных вод, оборотное водоснабжение, газоулавливающие установки, на выхлопных трубах автомобилей устанавливаются специальные фильтры. Переход на новые, более «чистые» источники энергии также способствует уменьшению загрязнения природной среды.

3.3. Рациональное управление природными ресурсами требует не только обширных и глубинных знаний закономерностей и механизмов функционирования экологических систем, но и целенаправленного формирования нравственного фундамента общества, сознания людьми своего единства с природой, необходимости перестройки системы общественного производства и потребления.

3.4. Рациональное использование минеральных ресурсов.

К рациональным подходам к извлечению и переработке природных минеральных ресурсов относятся:

– полное и комплексное извлечение из месторождения всех полезных компонентов;

– рекультивация (восстановление) земель после использования месторождений;

– экономное и безотходное использование сырья в производстве;

– глубокая очистка и технологическое использование отходов производства;

– вторичное использование материалов после выхода изделий из употребления;

– применение энергосберегающих технологий.

3.5. Стратегия развития сельского хозяйства.

В дальнейшем развитии сельского хозяйства стратегическим направлением является повышение урожайности, позволяющей обеспечить растущее население продовольствием без увеличения посевных площадей. Повышение урожайности сельскохозяйственных культур может быть достигнуто за счет расширения орошения. Другой путь – выведение и возделывание новых сортов сельскохозяйственных культур, более продуктивных и устойчивых к болезням.

Важным путем повышения урожайности является снижение потерь от вредителей, болезней и сорняков путем защиты сельскохозяйственных культур, где особое значение в борьбе с вредными организмами придается агротехническим, селекционным, семеноводческим приемам, севооборотам, биологическим методам. Химический метод применяется в крайних случаях, в годы, когда вредные организмы превышают порог вредности, создается угроза потерь урожая и другие приемы не дают возможности предотвратить эти потери.

3.6. Сохранение природных сообществ.

Основа благосостояния человечества в будущем – сохранение природного разнообразия. Сохранение природных сообществ важно не только для материального благополучия, но и для полноценного существования человека.

В настоящее время ясно, что для сохранения видового разнообразия, необходимо сохранить ненарушенные участки, которые должны быть значительными по площади, так как иначе на небольших заповедных «островках» многим видам грозит вымирание. На территории заповедников запрещена всякая хозяйственная деятельность, а вокруг созданы специальные охранные зоны.

III. Заключение.

Разработка современного экологического законодательства и создание эффективных механизмов его реализации является непременным элементом построения общества, находящегося в гармонии с природой.

На смену лозунгам типа «Человек – царь природы» или «Нельзя ждать милостей от природы, взять их у неё наша задача!» должны прийти установки на разумное и бережное отношение к тому, благодаря чему мы только и существуем – к Природе, нашему общему и единственному дому – планете Земля.

Осознание общих целей и трудностей, стоящих на пути, неизбежно будут рождать ощущение общепланетарного единства людей. Нам необходимо научиться чувствовать себя членами одной семьи, судьба которой зависит от каждого из нас. Осознание единств человечества – одна из основ экологической нравственности и гуманизма.

IV. Список используемой литературы.

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.

2. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология: 9 класс: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений.

– М.: Дрофа, 1995.

3. Кривошеин Д.А., Муравей Л.А. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.

4. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов. – М.: Агенство «ФАИР», 1998.

5. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. / Под ред. В.Ф. Протасова. – М.: Финансы и статистика, 1995.

6. Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.

7. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: Учеб. пособие для химико-технолог. вузов. – М.: Высш. шк., 1988.

8. Цветкова Л.И., Алексеев М.И. Экология: Учебник для технических вузов./ Под ред. Л.И. Цветковой. – М.: Изд-во АСВ; СПб.: Химиздат, 1999.

9. Хван Т.А., Хван П.А. Основы экологии. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д.: «Феникс», 2001.

10. Экологические основы природопользования: Учеб. пособие./ Под ред. Э.А. Арустамова. – М.: Издательский Дом «Даликов и Ко », 2001.

§25. Как человек изменял природу

1. Каким образом человек воздействует на природу?

На природу человек воздействует, как положительно, так и отрицательно.

Большинство — это отрицательно. Человечество много вырубает лесов, от этого становится мало кислорода. Убивает животных, на кожи, строит все больше заводов, фабрик. Это все конечно влияет на природу. Но есть некоторые люди, которые организовывают заповедники, по охране животных, разводят сады, но этого недостаточно, чтобы природа возвратилась в то состояние, которое было прежде!

2. Как в природе может проявляться антропогенный фактор?

Отрицательные проявления: вырубка лесов, постройка дамб, уничтожение растительности, загрязнение окружающей среды, отстрел животных.

Положительные проявления: посадка деревьев, создание заповедников, растениеводство, очищение рек.

3. Почему тропический лес восстановить труднее, чем северную тайгу?

В тропических лесах большая влажность, больше гниения корневой системы саженцев, чем в тайге, поэтому вероятность того что растение приживется крайне мала, да и нужно учитывать еще то, что в тайге неприхотливые растения, нежели в тропиках. К тому же в вырубленном тропическом лесу меняется микроклимат и почва, за счет этого восстанавливать его намного сложнее. А тайга восстанавливается за счет того, что семена деревьев разносятся ветром на значительные площади. Кроме того, в тайге меньшее разнообразие видов, чем в тропиках. Тропический лес труднее восстановить также из-за этого, потому что негде взять такое большое количество разных саженцев сотен видов.

§24. Как появился человек на Земле§26. Важность охраны живого мира планеты

Влияние человека на природу, воздействие общества на природу

Влияние человека на природу является результатом его взаимодействия с окружающей средой, которое может быть как положительным, так и отрицательным.

Взаимодействие общества с природой не может быть только положительным или только отрицательным. Все мы прекрасно осведомлены о негативном воздействии человеческой деятельности на окружающую среду. Поэтому, более подробно мы рассмотрим именно положительное влияние общества на природу.

Положительное влияние человека на природу

  1. Создание заповедников и заказников началось еще давно. Однако сегодня мировые организации защиты животных активнее решают проблему исчезновения различных видов животных и птиц. Редкие виды животных заносятся в Красную книгу. Много законов, запрещающих браконьерство и охоту, охраняют животных многих стран.
  2. В связи с ростом населения Земли, человечеству необходимо обеспечивать себя большим количеством потребляемых ресурсов. Следовательно, необходимо заботиться о расширении сельскохозяйственных угодий. Но ведь невозможно перепахать всю Землю для сельскохозяйственных работ. Поэтому люди придумали положительное решение данной проблемы – интенсификация сельского хозяйства, а также более рациональное и эффективное использование сельхозугодий. Для этого были выведены новые сорта растений, которые обладают высоким уровнем продуктивности.
  3. Потребление энергоресурсов Земли растет с каждым годом в десятки раз вследствие усиленной модернизации современного мира. Человек берет из природы фактически все ресурсы. Однако они тоже имеют свой предел. И здесь деятельность общества стала направляться в положительном русле. Человечество пытается создавать замену природным источникам ресурсов, совершенствует способы добычи полезных ископаемых, дабы не разрушать естественную среду залежей. Ископаемые стали более экономно расходоваться и использоваться лишь строго по назначению. На сегодняшний день общество создает новые способы добычи энергии от ветра, солнца и водных приливов и отливов.
  4. Вследствие огромного количества выбросов производственных отходов в окружающую среду, стали создаваться мощные самоочищающиеся сооружения, которые перерабатывают отходы фабрик и заводов, не оставляя возможности всем вредным выбросам оставаться и разлагаться.

Отрицательное влияние человека на природу

  1. Загрязнение окружающей среды продуктами отходов производства.
  2. Браконьерство, охота, вылавливание несозревших видов рыб. Вследствие чего не успевают восполняться определенные виды фауны, и наблюдается вымирание или полное исчезновение животных.
  3. Опустошение ресурсов Земли.

    Человечество черпает все ресурсы из недр Земли, поэтому наступает истощение природных источников. Прирост населения наблюдается каждый год, и человечество нуждается в большем количестве ресурсов.

Вывод

Сегодняшняя задача человечества – сохранение природного баланса на Земле для дальнейшего положительного взаимодействия с природой.

Понравилась статья, расскажите о ней друзьям:

Скорее всего, Вам будет интересно:

Оставьте комментарий