Центры авиастроения в россии

1. Место и роль Авиационной промышленности в экономике России

Авиационная промышленность — отрасль промышленности, в которой осуществляются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники.

Говоря о роли и месте авиационной промышленности в экономике страны, Слюсарь Юрий Борисович, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации, отметил: "Мы подчеркиваем уникальную роль отрасли, как некоего мультипликативного паровоза, который будет вытаскивать за собой другие отрасли, интеллектуризировать структуру ВВП. По опыту наших коллег из Евросоюза и Америки, до четверти экономики и промышленности этих стран ориентировано на авиационные стандарты. То есть, авиация — это еще и некий эталон, который задает правила игры для значительной части экономики"…

Авиационная промышленность является одной из наиболее высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики. Традиционно при создании новых образцов авиационной техники в работу вовлекались десятки крупнейших научно-исследовательских институтов, опережающие исследования проводились институтами Академии наук.

По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире, вертолётостроения — на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов)

Машиностроительный комплекс играет важную роль в российской экономике. На долю машиностроения приходится около 20 % всей выпускаемой промышленной продукции и примерно 25 % основных промышленно-производственных фондов.

В ходе реформ российское машиностроение уступило лидирующее положение отраслям, производящим топливо, сырье и полуфабрикаты. Сократилась доля машиностроения в российской внешней торговле.

2. Основные места размещения

Главные факторы размещения производственных предприятий — удобство транспортных связей и наличие квалифицированной рабочей силы. А проектирование почти всех видов российских самолётов осуществляет КБ Москвы и Подмосковья. Единственное исключение — КБ имени Бериева в Таганроге, где производятся самолёты-амфибии.

Вообще производство авиационной промышленности подразделят на несколько подотраслей.

  1. Предприятия по производству авиационных двигателей (Пермь, Самара, Казань, Москва, Омск)

  2. Авиастроительные предприятия (Иркутск, Новосибирск, Воронеж, Ульяновск)

  3. Вертолетостроительные (Москва, Казань, Ростов)

Объединённая авиастроительная корпорация (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и Оборонпром (в неё входят крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 — промышленные, 102 — НИИ и Оборонные конструкторские бюро. Общая численность занятых в российской авиационной промышленности — более 411 тыс. человек.

3. Основные факторы размещения предприятий авиационной промышленности:

Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии:

  1. Наукоемкость. Производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

  2. Металлоемкость. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как, например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

  3. Трудоемкость. машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры.

4. Проблемы и перспективы авиационной промышленности

Авиапромышленный комплекс переживает общие для всего промышленного комплекса проблемы:

  1. Острую нехватку финансовых средств.

  2. Heвозмещение затрат на незавершенное производство, которое приобрело хронологический характер корректировки государственного оборонного заказа.

  3. Превышение накопленной задoлжeнности заказывающих министерств годовых paзмepoв финансирования предприятий,

  4. Ослабление кадрового потенциaлa и т.д.

Председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров

Гражданское авиастроение в России

Авиационная промышленность России

Авиационная промышленность России — отрасль российского машиностроения.

По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире (более 100 самолетов за 2010 год , вертолётостроения (267 вертолётов за 2011 год), план на 2012 около 300 вертолётов) — на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов).
В роли поставщиков для обеспечения бесперебойной работы авиационной промышленности выступают многие отрасли промышленности, например, электронная и радиотехническая промышленности.

Начало XX века считается моментом зарождения авиации, 17 декабря 1903 года в Соединенных Штатах Америки произошло знаковое событие – в небо на самолете отправились братья Райн, а в конце 1906 года произошел и первый европейский полет Сантоса-Дюмока.

С 1906 года по 1910 год в странах, где была развита промышленность, стали создаваться первые предприятия, имеющие авиационную специфику – заводы, мастерские и фабрики. Они занимались индивидуальным изготовлением самолетов, а также серийным выпуском некоторых отдельно взятых образцов.
В России авиационная промышленность возникла ближе к 1910 годам, первые самолеты отечественного производства, отправившиеся в небо, были сконструированы А.С. Кудашевым, И.И. Гаккелем и А.С. Сикорским.

Примечательно, что для первые летательные аппараты были созданы в кустарных условиях. В это же время в России были основаны первые авиационные заводы, например такие, как завод «Дукс», Русско-Балтийский завод в Петербурге и многие другие.

Наивысшая потребность России в выпуске авиационной техники была заметна во время «Первой мировой войны», тогда количество военной летающей техники приблизилось в цифре 263, по данному показателю страна была на первых местах среди участников военных действий.

В последующие годы авиационная промышленность России продолжает свое развитие, достигая больших результатов, причем, даже на мировом уровне.

Авиационная промышленность – это высокотехнологическая отрасль промышленности, основными задачами которой является проектирование, изготовление, испытание, починка и утилизация авиационной техники. Основными факторами ее размещения являются высокоразвитые транспортные связи, высококвалифицированные трудовые ресурсы, рядом расположенные научные центры.

Крупнейшими научными центрами авиастроения являются:
• Национальный институт авиационных технологий (НИАТ);
• Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ);
• Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ);
• Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ);
• Лётно-исследовательский институт (ЛИИ);
• Обнинское НПО «Технология»;

Вертолет. Фото: Will Bakker

Развитие авиастроения является одним из ключевых приоритетов российской промышленной политики. В 2005 году была принята Стратегия развития авиационной промышленности РФ на период до 2015 года. С 2004 по 2009 год объём государственного финансирования авиапрома России увеличился в 20 раз.

Начато строительство совместного итальянско-российского авиазавода по производству гражданских вертолётов (концерном Agusta Westland, входящим в группу Finmeccanica и ОАО «Вертолёты России»).

Авиационная промышленность относится к машиностроению. Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники.

Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения – облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

Основные факторы размещения авиационной промышленности

Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии

Наукоемкость производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий

Металлоемкость Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как, например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале

Трудоемкость машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры.

Проблемы и перспективы авиационной промышленности

Авиапромышленный комплекс переживает общие для всего промышленного комплекса проблемы: 
Острую нехватку финансовых средств, 
Heвозмещение затрат на незавершенное производство, которое приобрело хронологический характер корректировки государственного оборонного заказа, 
Превышение накопленной задoлжeнности заказывающих министерств годовых paзмepoв финансирования предприятий, 
ослабление кадрового потенциaлa и т.д

Первый этап — "Стабилизационный" (2011-2013 гг.), включает в себя следующие мероприятия:
• завершение организационной интеграции подотраслей;
• окончательное определение продуктового ряда;
• оптимизация существующих программ и взаимодействия партнеров;
• формирование стабильного портфеля заказов.

Второй этап получил название "Рентабельность" (2013-2018 гг.), он подразумевает:
• выход на рентабельность осуществляемых программ, в том числе за счет унификации, достижения сбалансированности их структуры;
• разработку новых программ;
• создание ключевых центров компетенции и специализации как основы формирования нового технологического уклада.

Третий этап — "Самодостаточность", включает в себя продвижение на рынок новых продуктов и модернизацию существующего продуктового ряда.



Самолетостроение — перспективное направление, находящееся под пристальным вниманием правительства РФ. На реализацию новаторских разработок отечественных конструкторов перечисляются немалые финансовые средства. За последние 15 лет российский авиапром порадовал выпуском современных летательных аппаратов гражданского и боевого назначения. И это только начало. На 2025 год намечено появление авиалайнера, который по экономической эффективности будет превосходить все существующие модели на 60%. Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, самолетостроение в России переживает подъем, обещающий появление новых учебных, военных и пассажирских самолетов.

Краткая история самолетостроения в России

Решающая роль в развитии истории самолетостроения в России принадлежит конструкторскому бюро С. В. Ильюшина. Штурмовик ИЛ-2 и бомбардировщик ИЛ-4 стали активными участниками Второй Мировой. В 1943 году Сергей Владимирович начинает работу над своим первым пассажирским самолетом. ИЛ-12 был запущен в небо в 1946.

Вслед за ним, в 1950 году, был создан ТУ-104. В 1957 появился АН-12. Детище Антонова О. К. предназначалось для транспортировки крупных грузов. Самолет стал незаменимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и зарекомендовал себя как неприхотливый аппарат, способный работать в сложных условиях.

Конечно, на этом история самолетостроения в России не заканчивается. Нынешние авиаконструкторы продолжают начатое много лет назад — проектируют машины, которые, будем надеяться, совсем скоро покорят мир.

Самолетостроение в России: будущее

Российское самолетостроение переходит сегодня на качественно новый уровень развития. Важно подчеркнуть, наряду с продолжением работы над модернизацией старых проектов, появляются новые, представляющие немалый интерес.

Оригинальность разрабатываемых моделей самолетов заключается не столько в их конструкции, сколько в инновационном подходе к проектированию. Сначала проводится маркетинговое исследование, просчитывается экономическая эффективность, а потом создается трехмерный макет с максимально детализированной прорисовкой всех деталей.

Мечты, ставшие реальностью

Одной из таких нестандартных задумок можно считать «Сухой Суперджет 100». Проект стартовал в 2001 году. И уже в 2008 идея, претворенная в жизнь, поднялась в воздух. Коммерческое использование первого «цифровика» началось в 2011, после получения сертификата Авиарегистра МАК. Основные преимущества лайнера — продуманная система управления, надежные двигатели и экономичность. На данный момент построено более 30 подобных самолетов. «Суперджет 100» широко эксплуатируется в России, Мексике, Лаосе, Индонезии.

Не менее интересной можно считать идею о создании аэротакси, к воплощению которой в 2004 году приступила компания Dexter. Популярность этой услуги, ориентированной на бизнес-сегмент, растет сегодня в геометрической прогрессии. Отзывы свидетельствуют, полеты на 8-местном самолете Pilatus PC-12 пришлись по душе руководителям крупных компаний, чьи производственные ресурсы расположены в значительном удалении от центральных районов.

Будущие конкуренты Боинга и Эйрбаса

Еще один интересный проект — МС-21. Этот пассажирский самолет призван стать основным конкурентом Boeing 737 и Airbus A320.

Национальный центр авиастроения России

Разрабатывается он авиастроительным концерном «Иркут» и конструкторским бюро Яковлева. Старт коммерческой эксплуатации намечен на 2017 год. Узкофюзеляжные самолеты производятся из современных материалов, характеризующихся легкостью и повышенной прочностью. Использование инновационных решений в области двигателестроения и аэродинамики позволят новичку успешно конкурировать с самыми крупными поставщиками авиатехники — «Боингом» и «Эйрбасом».

Многие связывают будущее самолетостроения в России с еще одной примечательной разработкой. «Фрегат Экоджет» будет вмещать 380 пассажиров. При этом он будет короче Ила-86 и Airbus A-300. Если говорить о топливной эффективности, то по данному критерию «Фрегат Экоджет» будет превосходить А-310 на 25% (при полете дальностью до 3500 км). Эллиптический фюзеляж предоставит возможность разместить пассажирские кресла так, чтобы между ними образовалось 3 прохода. На данный момент закончено концептуальное проектирование, проведены испытания в аэродинамических трубах, создана бизнес-модель, подготовлено технико-экономическое обоснование запуска проекта.

Будущее у самолетостроения в России — есть. И если раньше столь смелое утверждение вызывало недоверие, то сегодня становится очевидно — разработки наших авиаконструкторов не останутся без внимания и общественного признания. Остается только немного подождать.

Оставьте комментарий