Авторитарный стиль преподавания


Стили преподавания.

Раскрыть по В.Л. Дранкову.

Силовой, эмоциональный, рациональный, творческий.

Стили обучения определяются доминированием определенной группы методов в общей системе методов и приемов обучения. Они выступают как способ отношения педагога к осуществляемой педагогической деятельности и общению.

Репродуктивный стиль обучения. Основная особенность репродуктивного стиля состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Педагог просто излагает содержание материала, и проверят уровень его освоения. Главным видом деятельности преподавателя является репродукция, не допускающая альтернатив.

Творческий стиль обучения. Его стержнем является стимулирование студентов к творчеству в познавательной деятельности. А также поддержка педагогом инициатив своих подопечных. При этом преподаватель отбирает содержание учебного материала согласно критериям проблемности.

Эмоционально-ценностный стиль обучения обеспечивает личностное включение студентов в учебно-воспитательный процесс на уровне эмпатического понимания и ценностно — смыслового восприятия учебного материала и духовно-нравственного образа самого преподавателя. Это возможно только при эмоциональной открытости преподавателя, искреннем интересе к своему учебному предмету. Данный стиль предполагает наличие эмпатических способностей у педагога, а также умение организовывать учебно-воспитательный процесс диалогически.

Эмоционально-импровизационный стиль. Объяснение учебного материала такой педагог строит логично и интересно, однако у него зачастую отсутствует диалогический контакт с учениками. Кроме того, педагог ориентируется на ряд сильных учеников, обходя вниманием остальных.

Эмоционально-методичный стиль. Для преподавателя характерны ориентация на процесс и результат обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, контроль знаний и умений всех студентов. Такого преподавателя отличает оперативность. Он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективные обсуждения. Преподаватель использует богатый арсенал методических приемов, акцентируя внимание учеников на сути предмета, не злоупотребляя яркими, но поверхностными образами.

Рассуждающее — импровизационный стиль. Для преподавателя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, сочетание интуитивности и рефлективности. Преподаватель отличается меньшей изобретательностью в выборе и варьировании методов обучения, он не всегда способен обеспечить высокий темп работы на уроке, однако предоставляет ученикам возможность детально оформить ответ. Преподаватели этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуаций на занятиях, у них отсутствует самолюбование. Им присуща традиционность и осторожность в поступках.

Рассуждающее — методичный стиль. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения, и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, преподаватель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогического воздействия и взаимодействия с учениками. Высокая методичность сочетается со стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности студентов, редкими коллективными обсуждениями. В процессе опроса такой преподаватель особое внимание уделяет слабым студентам. В целом для него характерна рефлективность, малая чувствительность к изменению ситуации на уроке, осторожность в действиях и поступках.

Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 727;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Стили преподавания.

Раскрыть по В.Л.

Source info

Дранкову.

Силовой, эмоциональный, рациональный, творческий.

Стили обучения определяются доминированием определенной группы методов в общей системе методов и приемов обучения. Они выступают как способ отношения педагога к осуществляемой педагогической деятельности и общению.

Репродуктивный стиль обучения. Основная особенность репродуктивного стиля состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Педагог просто излагает содержание материала, и проверят уровень его освоения. Главным видом деятельности преподавателя является репродукция, не допускающая альтернатив.

Творческий стиль обучения. Его стержнем является стимулирование студентов к творчеству в познавательной деятельности. А также поддержка педагогом инициатив своих подопечных. При этом преподаватель отбирает содержание учебного материала согласно критериям проблемности.

Эмоционально-ценностный стиль обучения обеспечивает личностное включение студентов в учебно-воспитательный процесс на уровне эмпатического понимания и ценностно — смыслового восприятия учебного материала и духовно-нравственного образа самого преподавателя. Это возможно только при эмоциональной открытости преподавателя, искреннем интересе к своему учебному предмету. Данный стиль предполагает наличие эмпатических способностей у педагога, а также умение организовывать учебно-воспитательный процесс диалогически.

Эмоционально-импровизационный стиль. Объяснение учебного материала такой педагог строит логично и интересно, однако у него зачастую отсутствует диалогический контакт с учениками. Кроме того, педагог ориентируется на ряд сильных учеников, обходя вниманием остальных.

Эмоционально-методичный стиль. Для преподавателя характерны ориентация на процесс и результат обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, контроль знаний и умений всех студентов. Такого преподавателя отличает оперативность. Он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективные обсуждения. Преподаватель использует богатый арсенал методических приемов, акцентируя внимание учеников на сути предмета, не злоупотребляя яркими, но поверхностными образами.

Рассуждающее — импровизационный стиль. Для преподавателя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, сочетание интуитивности и рефлективности. Преподаватель отличается меньшей изобретательностью в выборе и варьировании методов обучения, он не всегда способен обеспечить высокий темп работы на уроке, однако предоставляет ученикам возможность детально оформить ответ. Преподаватели этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуаций на занятиях, у них отсутствует самолюбование. Им присуща традиционность и осторожность в поступках.

Рассуждающее — методичный стиль. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения, и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, преподаватель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогического воздействия и взаимодействия с учениками. Высокая методичность сочетается со стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности студентов, редкими коллективными обсуждениями. В процессе опроса такой преподаватель особое внимание уделяет слабым студентам. В целом для него характерна рефлективность, малая чувствительность к изменению ситуации на уроке, осторожность в действиях и поступках.

Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 728;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Стили преподавания.

Раскрыть по В.Л. Дранкову.

Силовой, эмоциональный, рациональный, творческий.

Стили обучения определяются доминированием определенной группы методов в общей системе методов и приемов обучения. Они выступают как способ отношения педагога к осуществляемой педагогической деятельности и общению.

Репродуктивный стиль обучения. Основная особенность репродуктивного стиля состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Педагог просто излагает содержание материала, и проверят уровень его освоения. Главным видом деятельности преподавателя является репродукция, не допускающая альтернатив.

Творческий стиль обучения. Его стержнем является стимулирование студентов к творчеству в познавательной деятельности. А также поддержка педагогом инициатив своих подопечных. При этом преподаватель отбирает содержание учебного материала согласно критериям проблемности.

Эмоционально-ценностный стиль обучения обеспечивает личностное включение студентов в учебно-воспитательный процесс на уровне эмпатического понимания и ценностно — смыслового восприятия учебного материала и духовно-нравственного образа самого преподавателя. Это возможно только при эмоциональной открытости преподавателя, искреннем интересе к своему учебному предмету. Данный стиль предполагает наличие эмпатических способностей у педагога, а также умение организовывать учебно-воспитательный процесс диалогически.

Эмоционально-импровизационный стиль. Объяснение учебного материала такой педагог строит логично и интересно, однако у него зачастую отсутствует диалогический контакт с учениками. Кроме того, педагог ориентируется на ряд сильных учеников, обходя вниманием остальных.

Эмоционально-методичный стиль. Для преподавателя характерны ориентация на процесс и результат обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, контроль знаний и умений всех студентов. Такого преподавателя отличает оперативность. Он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективные обсуждения. Преподаватель использует богатый арсенал методических приемов, акцентируя внимание учеников на сути предмета, не злоупотребляя яркими, но поверхностными образами.

Рассуждающее — импровизационный стиль. Для преподавателя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, сочетание интуитивности и рефлективности. Преподаватель отличается меньшей изобретательностью в выборе и варьировании методов обучения, он не всегда способен обеспечить высокий темп работы на уроке, однако предоставляет ученикам возможность детально оформить ответ. Преподаватели этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуаций на занятиях, у них отсутствует самолюбование. Им присуща традиционность и осторожность в поступках.

Рассуждающее — методичный стиль. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения, и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, преподаватель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогического воздействия и взаимодействия с учениками.

Авторитарный стиль руководства учебным заведением и преподавания.

Высокая методичность сочетается со стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности студентов, редкими коллективными обсуждениями. В процессе опроса такой преподаватель особое внимание уделяет слабым студентам. В целом для него характерна рефлективность, малая чувствительность к изменению ситуации на уроке, осторожность в действиях и поступках.

Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 726;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Либерально-попустительский стиль педагогической деятельности

Авторитарный стиль педагогической деятельности

Учитель считает своих учеников объектами воздействия, а не равноправными партнерами в деятельности. Преподаватель отделяет себя от учебного коллектива, и от каждого ребенка.

Основные его методы воздействия на обучаемых – поучение, приказ, выполнение своих заданий контролирует жестко и не всегда корректно. Требует полного и беспрекословного подчинение. Причины приказов, запретов и разрешений объяснять не считают нужным.

Они эмоционально холодны, это волевые люди с твердым характером. При этом у очень многих наблюдается неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью.

При таком стиле воздействия ученики становятся замкнутыми, контакт с педагогом отсутствует ,это ухудшает успеваемость детей, их желание постигать новое.

Демократический стиль педагогической деятельности

Это любовь учителя к детям, высокие нравственные качества, профессионализм, и это залогом успешного развития детской личности.

Такой преподаватель доброжелателен к воспитанникам, терпелив и терпим, он стремится построить отношения субъект-субъект. Старается создать деловую и спокойную атмосферу на уроках.

Самостоятельность и отстаивание своего мнения детей ценится, существует ненавязчивый контроль.

Стили общения педагога с детьми

Основан на чувстве заботы, ответственности. Считает нормальным и объясняет, почему одного не стоит делать, а другое стоит, и дети к этому прислушиваются.

Либерально-попустительский стиль педагогической деятельности

Это непрофессионализм и недисциплинированность педагога. Он нерешителен, колеблется, неуверен в себе. Инициативу он передает учащимся, а зачастую вообще не контролирует их, не особо даже интересуется что дети делают.

Отсутствует: образец для подражания, опора в учебной деятельности, человек ответственный за себя и за них.

№ 27 Классификация методов психолого – педагогических исследований.

Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Методы психологии и педагогики подразделяется по степени общности на :

— диалектический — всеобщий (общее) метод научного исследования в разных науках

— общенаучные логические — (особенные) методы познания применяемыев психологии и педагогике я являются общими для ряда наук

— частные — (единичные) методы — присуще только психологии и педагогике.

Владимир Петрович Давыдов выделил 3 группы методов психолого – педагогического исследования и предложил классификацию методов психолго – педагогических исследования: теоретические, эмпирические, математический и статистический.

1. Теоретические методы исследования:

анализ разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения

синтез объединение частей в целое

абстрагирование –выделение интересующих свойств изучаемого предмета

обощение – логический процесс перехода от единичного к общему, установление общих свойств и признаков предметов.

индукция – обобщение результатов экспериментов от единичного к общему( выборка — контрольная и экспериментальная)

дедукция— познание от общего к единичному (П. проблемы в подрост. возрасте – индивидуально)

моделирования –воспроизведение характеристики объекта на другом объекте специально созданном для их изучения.

2. Эмперические методы-это изучениедокументации( образовательных организаций( планы работ, отчетная документация,приказы и распоряжения руководителей, журналы)наблюдение, беседа, опросные методы: анкетирование, интервьюирование, тестирование, социометрия:

2.Наблюдение.Это специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Для эффективности оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным.

Наблюдение может быть: целенаправленным и случайным; сплошным и выборочным; непосредственным и опосредованным; длительным и кратковременным; открытым и скрытым; констатирующим и оценивающим; сплошным и выборочным; полевым (наблюдение в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальной ситуации).

Средства наблюдения : схемы, длительность, записи, сбор данных, протоколы наблюдений, системы категорий и шкалы.

Для организованного наблюдения необходима программа наблюдения, которая состоит:

а) из выбора объекта наблюдения.( Всем учителям нравится отличник Миша , а ученики не любят, надо выяснить, с чем связано, помочь;)

б) определение целей и задач наблюдения: выявление положительных и отрицательных качеств.

в) разработка схемы наблюдения, создание условия для наблюдения: (наблюдения на уроках разных учителей, наблюдения во всех внеклассных мероприятиях в домашних условиях и т.д.)

При наблюдении результаты фиксируются и данные обрабатываются.

Достоинства: изучаем ученика, но иногда принятие каких-то действий чтоб изменить ситуацию.

Недостатки: большое количество времени , затраченных сил и энергии,

— нет вариантов программ наблюдений ( для каждого отдельно)

— нет полной объективности информации , люди меняют свое поведение под наблюдением.

Наблюдение чаще применяется на начальных этапах исследования.

Метод психолого – педагогического эксперимента – комплексный метод исследования , который обеспечивает научно – объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Сущность эксперимента активное вмешательство исследователя в процесс целью его изучения в заранее запланированных условиях.( используются наблюдения, беседы, опросы и т.д.)

Различают естественный и лабораторный эксперименты. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях маскируя его содержание, цели.

Лабораторный –выделяется группа испытуемых, исследователь применяет специальные методы исследования – беседы, тестирования, обучения и наблюдает за эффективностью своих действий. После завершения сравниваются начальные и окончательные результаты.

Также выделяют констатирующий и формирующий эксперименты-

констатирующий экс.- исследователь констатирует факты и наличия связей между явлениями.

Формирующий экс.- исследователь активно влияет на изучение явления применяя специальную систему мер на повышение результативности учебной или трудовой деятельности.

Этапы проведения эксперимента:

1. подготовительный – гипотеза( вывод о правильности которые надо проверить),экпериментальные объекты, длительность, разработка и проведение методик, анкеты, опросы, и тд.,определение изменений под воздействием.

2. проведение эксперимента- создаётся ситуация когда изучаемая закономерность проявляется чисто без воздействия случайных, неконтролируемых факторов.

3. завершающий- подведение итогов, описание конечных результатов( состояние уровня знаний, умений,воспитанности и тд), характеррстика условий где создались благоприятные условия (учебно материальные, гигиенические и т.д), данные о затратах времени, усилий средств.

3.Беседа– получение информации об изучаемом явлении от личности, членов изучаемой группы, и от окружающих людей,. (возможность получить данные, уточнить их в виде собеседования.)

Беседа может быть: Формализованная — стандартная постановка вопросов и регистрация ответов, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию.

Неформализованная беседа проводится по сложившейся ситуации достигается тесный контакт и получение наиболее полной информации.

В практике выработаны определенные правила применения метода беседы:

– беседовать только по вопросам, связанным с исследуемой проблемой;

– формулировать вопросы четко и ясно, учитывая компетентность собеседника;

– подбирать и ставить вопросы в понятной форме;

–избегать некорректных вопросов, учитывать настроение и состояние собеседника;

– вести беседу чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни;

– не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии;

– выбирать место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу.

В процессе беседы протокол не заполняется, делаются пометки, для восстановления хода беседы. Протокол регистрации результатов, лучше заполнять после окончания беседы. В отдельных случаях с разрешения использоваться технические средства ее регистрации – магнитофон или диктофон.

С помощью беседы получаешь ценную информацию, которую нельзя добыть другими методами.

Достоинства: чувство удалось ли установить контакт.

Недостатки: большое количество времени, сложность фиксации результатов, для хороших результатов необходим опыт и умение вести беседу.

Методы опросаписьменные или устные, непосредственные или опосредованные вопросы и ответы раскрывающие изучаемой проблемы( о событиях и фактах, о мнениях и предпочтениях)

Информация богаче и подробнее ,легко обрабатывается, получается оперативно и дешево.

Недостатков методов опроса :

— субъективность получаемой информации ( переоценивание некоторых фактов, своей роли);

-искажение информации, за счет методических ошибок при исследовании, определении выборки, интерпретация

— это необходимые сведения которые неизвестны опрашиваемым.

Методы опроса применяются в виде интервью (устного опроса), анкетирования (письменного опроса), экспертного опроса, тестирования , а также с использованием социометрии, позволяющей на основе опроса выявить межличностные отношения в группе людей.

Анкетирование – метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации с целью установления общих взглядов, мнений людей по интересующим вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений.

Различают личностное анкетирование (контакт исследователя и респондента) опосредованное (раздаются, ответ в удобное время); индивидуальное или групповое; сплошное или выборочное.

Желательно чтобы анкета включала:

Вводную часть, содержащую цель и мотив анкетирования, значимость участия, гарантию тайны ответов и правило заполнения анкеты; основную часть состоящую из вопросов, на которые надлежит дать ответ; социально-демографическую, призванную выявить основные биографические данные и социальное положение опрашиваемого.

Интервьюспециальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей. В основе беседа с целью получить от респондента ответы на вопросы, сформулированные в соответствии с задачами всего исследования.

Отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: интервьюер задаёт вопросы респонденту, но не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов.

Успех интервью, зависит от характера общения и взаимопонимания сторон.

Интервью имеет Преимущества:

— учёт уровня подготовки и отношение к теме опроса, отдельным проблемам, фиксация интонации и мимики;

— возможность менять вопросы с учетом личности опрашиваемого и содержания ответов;

— постановка дополнительных уточняющих ,наводящих, поясняющих вопросов.

— способствует непринужденной обстановке общения и повышения искренности ответов;

— интервьюер может вести наблюдение за реакциями собеседника, при необходимости корректировать беседу. Недостатк: большая трудоемкость работы при незначительном количестве опрашиваемых респондентов.

Экспертный опрос — эффективный метод сбора информации, с помощью суждений специалистов.

Метод экспертного опроса применяется для решения следующих задач:

— Для уточнения методик исследования, определение вопросов, методов и приемов сбора и обработки информац.

— Для оценки достоверности и уточнения данных опросов, если существует искажение;

— Для глубокого анализа результатов исследования и прогнозирования изменений изучаемого явления;

— Для подтверждения и уточнения сведений, полученных другим методом;

— Для анализа результатов исследования, если разное толкование.

Повышение достоверности результатов экспертного опроса достигается с помощью логических и статистических процедур,обработки полученных данных специалистами.

Социометрический методпозволяет выявить межличностные отношения в группе людей с помощью простых вопросов “С кем бы, Вы желали провести свободное время?”, “С кем бы Вы желали работать?” и т.п.

Достоинства : возможность за короткое время собрать значительный материал, который поддается статистической обработке и может быть представлен наглядно;

— возможность регистрации отношений между всеми членами группы.

Недостатки : фиксация эмоциональных отношений, выраженных в симпатиях и антипатиях; — нет истинных мотивы выбора; взаимный выборов отражает дружественные связи отдельных микрогрупп.

Метод тестирования — это стандартизированное или связанные между собой задания, с помощью которых можно определить уровень развития некоторого свойства у испытуемого, и сравнить его с эталоном .

Тесты характеризуются с признаками: объективностью (исключением влияния случайных факторов на испытуемого), модельностью (выраженностью в задании какого-либо сложного, комплексного целого явления),

стандартизированностью (установлением одинаковых требований и норм при анализе свойств испытуемых, или процессов и результатов).

Тесты по направленности — делятся на тесты достижения, способностей и личности:

а) тесты достижений – определяют уровень овладения учебным материалом.

б) тесты способностей -связаны с диагностикой познавательной сферы личности, мышления (тест Равена, субтесты Векслера и др.;

в) тесты личности, определение свойств личности – направленности, темперамента,характера.

Надежность теста – ответы одной и той же личности при неоднократном тестировании совпадают.

Валидность теста – мера измерения свойства, качества, явления, которое хотят измерить.

Метод тестирования должн применяться в совокупности со всеми другими методами.

Все методы, являясь специальными, используются в комплексе со всеми другими методами психолого-педагоги­ческих исследований, представляют их составную часть.

Методы изучения продуктов деятельностипозволяет изучить сформированность знаний, навыков и умений, интересов и способностей человека, свойств личности на основе анализа продуктов деятельности( сочинения, контрольные, рисунки и т.д.)

Метод изучения документации( характеристики, личные дела, приказы и т.д.) Анализ этих документов выявляет динамику развития личности, чтобы составить официальное менение и получить объективные данные. Метод контент –анализ –(работа с документами , текстами) метод выявления и оценки спецефических характеристик текстов и других носителей информации ( видеозаписи, интервью и тд )

Методы математческой статистики- с их помощью решаются : обработка фактического материала, получение новых и дополнительных, обоснование научности и т.д.

Процедура и технология использования различных методик: обработка, анализ, и ннтерпретация полученых результатов.

Организация опытно – экспериментальной работы- составление практических рекомендацийна основе исследовательских данных.

№ 39 Основные функции педагогического управления

Оставьте комментарий