Анализ повесть временных лет


Повесть временных лет»: происхождение, авторство, редакции, внутренняя структура

Начало древнерусского летописания принято связывать с устойчивым общим текстом, которым начинается подавляющее большинство дошедших до нашего времени летописных сводов. Текст «Повести временных лет» охватывает длительный период — с древнейших времен до начала второго десятилетия XII в. Это один из древнейших летописных сводов, текст которого был сохранен летописной традицией. В разных летописях текст Повести доходит до разных годов: до 1110 г. (Лаврентьевский и близкие ему списки) или до 1118 г. (Ипатьевский и близкие ему списки). Обычно это связывают с неоднократным редактированием Повести. Сличение обеих редакций привело А.А. Шахматова к выводу, что в Лаврентьевской летописи сохранился текст первой редакции, осуществленной игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром. Текст статей 6618-6626 гг. связывается со второй редакцией Повести временных лет, проведенной, видимо, при старшем сыне Владимира Мономаха новгородском князе Мстиславе. Одновременно указание на то, что автором Повести был какой-то монах Киево-Печерского монастыря, Нестор. По мнению А.А. Шахматова, летопись, которую принято именовать Повестью временных лет, была создана в 1112 г. Нестором – предположительно автором двух известных агиографических произведений — Чтений о Борисе и Глебе и Жития Феодосия Печерского.

Летописные своды, предшествовавшие Повести временных лет: в составе Новгородской I летописи сохранился текст летописного свода, предшествовавшего Повести временных лет. Повести временных лет предшествовал свод, который А.А. Шахматов предложил назвать Начальным. Исходя из содержания и характера изложения летописи, его было предложено датировать 1096-1099 гг. По мнению исследователя, он-то и лег в основу Новгородской I летописи. Дальнейшее изучение Начального свода, однако, показало, что и он имел в своей основе какое-то произведение (или произведения) летописного характера. Из этого Л.А. Шахматов сделал вывод о том, что в основе Начального свода лежала какая-то летопись, составленная между 977 и 1044 гг. Наиболее вероятным в этом промежутке Л.А. Шахматов считал 1037г., под которым в Повести помещена похвала князю Ярославу Владимировичу. Это гипотетическое летописное произведение исследователь предложил назвать Древнейшим сводом. Повествование в нем еще не было разбито на годы и было сюжетным. Годовые даты (хронологическую сеть) в него внес киево-печерский монах Никои Великий в 70-х годах XI в.

M.П. Тихомиров обратил внимание на то, что в Повести лучше отражено время правления Святослава Игоревича, нежели Владимира Святославича и Ярослава Владимировича. На основапии сравнительного изучения Повести и Новгородской I летописи ученый пришел к выводу, что Повесть базировалась на монотематической Повести о начале Русской земли, рассказывавшей об основании Киева и первых киевских князьях.

Д.С. Лихачев полагает, что Начальному своду предшествовало Сказание о первоначальном распространении христианства на Русы. Это был монотематический рассказ, составленный в начале 10-х гг. XI в. В Сказание входили: сказания о крещении и кончине княгини Ольги; о первых русских мучениках варягах-христианах; о крещении Руси; о Борисе и Глебе иПохвала князю Ярославу Владимировичу.

Л.В. Черепнин, Сопоставив текст Повести с похвалой князю Владимиру Иакова Мниха, пришел к выводу, что в основе последней лежал свод 996 г. Этот текст опирался на краткие летописные заметки, которые велись при Десятинной церкви в Киеве. Было также высказано предположение, что к составлению свода Десятинной церкви причастен Анастас Корсунянин.

Новгородские своды XI в.: вместе с Киево-Печерским сводом 1074 г. (так называемый свод Никона) он лег в основу Начального свода. В основе новгородского свода третьей четверти XI в., как полагал А.А. Шахматов, лежали Древнейший киевский свод 1037 г. и какая-то более ранняя новгородская летопись 1017 г., составленная при новгородском епископе Иоакиме.

Б.А. Рыбаков связывал составление такого свода с именем новгородского посадника Остромира (1054-1059 гг.). По мнению исследователя, это была светская летопись, обосновывавшая самостоятельность Новгорода, его независимость от Киева.

Устные источники в составе Повести временных лет: под 1096 г. летописец упоминает новгородца Гюряту Роговича, рассказавшего ему югорскую легенду о народах, живущих на краю земли в «полунощных странах».

Иностранные источники Повести временных лет: Значительную часть их составляют зарубежные хроники, прежде всего греческие. Наиболее многочисленны заимствования из перевода Хроники Георгия Амартола. Сама Хроника была создана около 867 г. и охватывала всемирную историю от Адама до смерти византийкого императора Феофила (812 г.). Из Хроники были заимствованы сведения, связанные с историей славян, и прежде всего с первыми походами Руси на Константинополь.

Другим важным источником Повести стал Летописец константинопольского патриарха Никифора (806-815 гг.), который содержал хронологический перечень важнейших событий всемирной истории, доведенный до года смерти автора (829 г.). Еще одним важным источником Повести, по мнению А.А. Шахматова, поддержанному рядом исследователей, стал какой-то не дошедший до нашего времени Хронограф особого состава. В него входили фрагменты уже упоминавшейся Хроники Георгия Амартола, а также греческих хроник Иоанна Малалы, Хроника Георгия Синкелла и Пасхальная хроника.

Использовался в Повести и текст еврейского хронографа Книга Иосиппон, составленного в южной Италии в середине X в. В основе — латинский перевод «Иудейских древностей»и пересказ «Иудейской войны» Иосифа Флавия. Основным источником образных представлений первых русских летописцев были произведения сакрального характера, прежде всего Священное писание.

Для составления летописей широко привлекалась и апокрифическая литература, которая в XI-XII вв. бытовала наряду с богослужебными книгами. Использовалось составителем Повести и Житие Василия Нового — греческое агиографическое произведение.

Внутренняя структура: ПВЛ состоит из недатированного «введения» и годовых статей разного объема, содержания и происхождения. Эти статьи могут иметь характер 1) кратких фактографических заметок о том или ином событии, 2) самостоятельной новеллы, 3) части единого повествования, разнесенного по разным годам при хронометрировании первоначального текста, не имевшего погодной сетки, и 4) «годовых» статей сложного состава.

Дата добавления: 2016-04-03; просмотров: 1140 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Похожие главы из других работ:

Анализ неэкономической сферы деятельности Г. Беккером

2.3 Анализ преступности и наказания

Следующей областью применения своего метода Беккер избрал экономический анализ преступности и наказания — тему, лежащую на стыке экономики и права…

Великая Отечественная война 1941-1945 годов

Анализ битвы за Москву

Так как я сама москвичка, меня, естественно, больше всего волнует судьба моего любимого и родного города. Поэтому я рассматриваю более подробно в своей контрольной работе именно битву за Москву. Меня очень интересует вопрос о том…

Выдающаяся роль Леонарда Эйлера в развитии алгебры, геометрии и теории чисел

§3.3. Второй том «введения в анализ бесконечных»

В том же году, что и «Алгебра» Маклорена, вышла книга Эйлера «Введение в анализ бесконечных величин». рис. 2. Титульный лист книги. Рис. 3. Оглавление Второй том «Введения» был отведен исключительно геометрии, именно — аналитической геометрии…

Государственные преобразования Петра I: создание Сената и Коллегий

1. Анализ источников

В качестве основных источников в докладе были использованы материалы законодательства. Наиболее ценным источником является Генеральный регламент, составленный при участии самого императора в 1720 году…

Дневник и воспоминания А.Ф. Тютчевой как источник по истории России середины 1850-х годов

Анализ источника и исследовательской литературы

Источником для моей работы была книга А.Ф.

Тютчевой «При дворе двух императоров. Воспоминания, дневник 1853-1882» Тула, Приокское книжное издательство, 1990…

Документоведческий аспект изучения деятельности революционных социалистических партий в период 1905-1925 гг.

§2 Анализ деятельности партии меньшевиков

Образование и деятели РСДРП. Российская Социал-демократическая рабочая партия (меньшевиков) (РСДРП (м)), Российская социал-демократическая рабочая партия (объединенная) (РСДРП (о))…

Казацко-крестьянская война 1648-1651 годов на территории Беларуси

1. Анализ литературы и первоисточников

В курсовой работе я рассматривал в качестве основной литературы по данной тематике труды российских и белорусских авторов, а также некоторых польских и украинских историков. Главное внимание российских историков XIX в…

Крестовые походы и их роль в мировой истории

5.1 Анализ неудачных крестовых походов

Последующие крестовые походы ничего не изменили в сложившимся положении. С XIII века пропаганда крестовых походов пошла на убыль. Последние крестовые походы уже не привлекали народные масса. Население…

Медики и самодержцы. Император Александр II. 1 марта 1881 года

1. Анализ статьи

Организаторы создали целый ряд покушений на жизнь императора Александра II, составлявшего гордость и славу России. 1 марта 1881 года государь, за которого многочисленное население готово было положить жизнь, скончался…

Медики и самодержцы: загадка смерти Николая I

1. Анализ статьи

Тридцатилетнее правление Николая I стало эпохой в истории России. Здоровье и энергия императора казались современникам несокрушимыми. Поэтому его внезапная смерть 18 февраля 1855 г., в разгар Крымской войны…

Насильственное переселение народов на территории Казахстана

1 ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Образ Митридата Евпатора VI в исторических источниках и историографии

Глава I. Анализ археологических данных

Образование Древнерусского государства

Глава 3. Анализ летописи

Обратим внимание на интересные обстоятельства, встречающиеся в летописи при призвании князей. Первое обстоятельство — это соединение племен славянских и финских; что произвело этот союз? Без всякого сомнения…

Политическая деятельность Махатма Ганди

АНАЛИЗ ИСТОРИОГРАФИИ ИСТОЧНИКОВ

В советской исторической литературе еще при жизни Ганди начался спор о сущности его учения и о том, чьи интересы он представляет — крестьянства, мелкой буржуазии или индийской национальной буржуазии…

Российские политические реформы XV-XVIII века

3.7 Анализ и последствия реформ

Важной особенностью реформационного процесса в 60-70-х гг. являлось то, что реформы в различных общественных сферах по содержанию и по времени их реализации были тесно увязаны друг с другом…

«Повесть временных лет» — это условное название летописного свода XII ст. Текст произведения сохранился в составе более поздних сборников XIV-XVI вв. «Повесть временных лет» известна в трех отличных редакциях. Первая редакция была создана в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В 1116 году была заключена вторая редакция «Повести временных лет». ее составителем стал игумен Выдубецкого Свято-Михайловского монастыря Сильвестр, который по поручению князя Владимира Мо-номаха внес в летопись определенные коррективы. В частности, он преуменьшил историческую значимость киевского князя Святополка (1093-1113), выделив зато яркую фигуру Владимира Мономаха. Этот вариант текста «Повести временных лет» был включен в состав летописного свода, который переписал монах Лаврентий в Суздале в 1377 году. Поэтому этот список называют Лаврентіївським. Третья редакция «Повести временных лет» также была создана одним из монахов Выдубецкого монастыря в 1118 году и предназначалась для сына Владимира Мономаха Мстислава. Она вошла в состав летописного свода волынского происхождения, законченного в начале XIV в. Это сведение хранилось в Ипатской монастыре, где и была скопирована уXVст., — этот летописный список называют Ипатским.

Жанр летописи не предусматривает авторства в современном его понимании. Правомерно говорить о составителей, которые, каждый в свое время, собирали разнородную информацию и включали ее в состав летописи. Отбор определялся не только политической конъюнктурой, но и уровнем образования и масштабом мышления составителя, в отдельных случаях — личными симпатиями и антипатиями.

Основным составителем «Повести временных лет», талантливым летописцем считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Первые строки летописи в Ипатской списке сохранили его имя: «Повесть временных лет Нестора, черноризца Феодосиева монастыря Печерского, откуда пошла Русская земля, кто в ней начал сначала княжить, и как Русская земля встала».

Нестор использовал уже существующее киевское летописный свод, но дополнил его за счет новых устных и письменных источников.

«Повесть временных лет» — первый древнеукраинский летопись (от «лето» — год и «писать»). Это жанр исторической прозы, в котором повествование ведется по годам. Главной композиционной единицей летописи есть летняя статья. Она может иметь разный объем в зависимости от того, насколько важные события произошли определенного года. Летопись использует два типа повествования: собственно годовые записи — краткие сообщения о событиях текущего года, и развернутые летописные повествования — описания событий в их подробном освещении и нередко в литературной обработке.

Летопись представляет яркие и выразительные характеристики исторических личностей. Для этого используется фольклорная поэтика, средства воинской повести и литературы. В изображении персонажей заметную роль играет прямая речь — это может быть обращение князя к воинов, дипломатические переговоры, выступления на собраниях. В большинстве случаев речи персонажей выразительные и лаконичны.

Языковой материал «Повести временных лет» богатый выразительными средствами. Летопись широко использует образные фразеологические выражения, народные пословицы и поговорки, специальную лексику — церковную, юридическую, военную, охотничье.

НазваниеПроизведенияПроисходит от его начальных слов — «Это Повести временных лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал сначала княжить и как Русская земля встала».

ЛетописьНачинаетсяУпоминанием о библейский сюжет — разделение земли между сыновьями Ноя после всемирного потопа. Славяне относятся летописцем к потомкам Ноева сына Иафета. Далее предлагается информация о расселении и названия славянских племен: «ТеСлав‘ЯныПришлиИСелиПоДнепруИНазвались полянами, АДругие-Древлянами, ПотомуЧтоОниПоселилисьВЛесах, АЕщеДругиеСели междуПрит‘ПамятьюІДвіноюИНазвалисьДреговичами, АДругиеСелиНаДвинеИНазвались Полочане, ОтРеки, КотораяВпадаетВДвинуИИмеетНазваниеПолота». Автор дает географическое описание древней Руси. Он особенно отмечает роль Днепра как основной водной артерии на пути «из варяг в греки».

Составитель «Повести временных лет» считал необходимым включить в ее состав легенду об апостоле Андрее. Это византийская легенда, переработанная летописцем: история проповеднической миссии апостола Андрея в Причерноморье дополняется сведениями о его путешествие по Днепру до Балтийского моря. Рассказывая о посещении апостолом Андреем местности, где появилась столица Киевской Руси, ЛетописецВыходитИзПатриотическихСоображений, СтремясьВозвеличить своюСтрану.

После этого он записывает ЛегендуОбОснованииКиеваБратьямиКием, Щеком, Хоривом(летописец приводит также альтернативную версию происхождения города, которую сам же и опровергает).

Летописец выделяет полян среди других славянских племен, пытается изобразить их в лучшем свете. С этой целью он рассказывает о миролюбие полян, однако замечает, что они всегда могли постоять за себя.

СледующийИзложениеСобытийВЛетописиПодаетсяСГодами. Летняя сетка начинается С 852 Года. В этом году, как отмечает летописец, ПолянскаяЗемля сталаНазыватьсяРусским. Под 862 годом подается «варяжская легенда», которая рассказывает о призвании трех братьев-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора, на княжение в славянскую землю.

В той же годовой статьи помещена рассказ о дружинников Аскольда и Дира, которые на некоторое время захватили власть в Киеве.

Отдельный сюжет в летописи связан с ДеятельностьюКнязяОлега (882-912), вошедший в историю как Вещий Олег.

Следующий фрагмент летописи посвящен князю ИгорюРюриковичей (913-945). Здесь подается рассказ о походах князя на Византию и про поход на древлян и убийство Игоря древлянами. Летопись рассказывает, как князь Игорь и его воины, не удовлетворившись полученной данью и требуя еще, были убиты возмущенными древлянами.

В летописи есть свидетельства о мести княгини Ольги, вдовы Игоря. Она учинила кровавую расправу над древлянами и покорила всю деревскую землю.

Далее летописец характеризует преимущественно военные подвиги князя СвятославаИгоревича (945-972). Князю дается характеристика, которая подчеркивает его выносливость, смелость и бесшабашность.

Важным эпизодом «Повести временных лет» есть рассказ об князя ВладимираСвятославича (980-1015). Став киевским князем, Владимир стремится укрепить единство подвластных ему земель. В то время каждое славянское племя имело своих богов (славяне тогда были язычниками). По приказу Владимира все славянские боги были объединены в пантеон, а их скульптурные изображения (кумиры) поставлены в Киеве и других городах. Главным богом считался Перун, покровитель князя и дружины, бог войны, грома и молний. Заметное место занимал Велес (Волос), бог торговли и скота. Боги солнца Хоре и Дажьбог считались повелителями сил природы, покровителями жизни и достатка. Очевидно, проведена реформа не дала для идеологической поддержки княжеской власти ожидаемых результатов, поэтому невдовз и перед Владимиром встал вопрос «выбора веры». Под 987 годом «Повесть временных лет» рассказывает о посольстве от князя

Владимира до болгар (мусульман), немцев (католиков) и греков (восточных христиан). Посланцам приказано «испытать разные веры».

Pages: 1 2

Сохрани — » ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ — Общая характеристика . Появился готов произведение.

Повесть временных лет как исторический источник

ПВЛ: происхождение, содержание, особенности

Перед непосредственным анализом прав, обязанностей и взаимоотношений князя и дружины по Повести Временных Лет, представляется необходимым дать краткую характеристику используемого исторического источника.

Повесть временных лет – это наиболее старый из дошедших до нас летописных сводов. Датируется двенадцатым веком. Был составлен в Киеве. В исторической литературе также имеет такие наименования, как «Нестерова летопись» или «Первоначальная летопись». Представляет собой комплекс источников – редакций и списков, которые имеют незначительные отклонения в списках, внесенных позднейшими переписчиками.

Наиболее фундаментальное исследование Повести временных лет было приведено академиком А. А. Шахматовым[1], труды которого представляют собой классическую точку зрения на источник. Последователи и оппоненты А. Шахматова неоднократно критиковали отдельные положения его исследований[2], однако не предлагали взамен какой-либо сопоставимой концепции. Именно по этому в своем изложении мы будем, в первую очередь, опираться на его труды.

Итак, согласно данных современной исторической науки – Повесть временных лет вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.

Согласно гипотезе А. Шахматова, которую впоследствии развил Д. Лихачев первый свод Летописи (т.н. древнейший) был составлен в 1037 году в Киеве, при митрополичьей кафедре[3]. Основные источники для летописи – устные рассказы современников, предания, песни, некоторые письменные документы. Указанный древнейший свод продолжил в 1073 году другой монах – Никон.

Затем в 1093 году игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Начальный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода.

В 1010-1012 годах Нестор переработал Начальный свод, расширил его историографическую основу и привёл описание древнерусской истории в рамки традиционной христианской историографии. Также его роль состоит в том, что он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.

Таким образом – Нестора нельзя представить как единственного автора летописи. Скорее он автор-летописец.

Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в Михайловском монастыре в 1116 году. В ней, по сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 году составляется третья редакция ПВЛ (по поручению новгородского князя Мстислава Владимировича).

Описание содержания Повести временных лет.

В «Повести временных лет» записаны легенды о происхождении славян, их расселении по Днепру и вокруг озера Ильмень, столкновении славян с хазарами и варягами, призвании новгородскими славянами варягов с Рюриком во главе (призвание варягов) и образовании государства Русь.

Предания, записанные в ПВЛ, представляют собой практически единственный источник сведений по формированию первого древнерусского государства и первым русским князьям. Имена Рюрика, Синеуса, Трувора, Аскольда, Дира, Вещего Олега не встречаются в других синхронных источниках, хотя делаются попытки отождествить некоторых исторических персонажей с перечисленными князьями.

При написании летописи использовались документы из княжеского архива, что позволило сохранить до нашего времени тексты русско-византийских договоров 911, 944 и 971 годов. Часть сведений бралась из византийских источников.

По словам известного русского филолога Д. С. Лихачева, ПВЛ являлась «не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной литературно изложенной историей Руси»[4].

Перейдем к особенностям изучаемого исторического источника. К ним, в первую очередь, относится дискуссионность данных, которые приводятся в данном источнике.

Несмотря на обширные исследования, выполненные сначала АА. Шахматовым по изучению летописного свода, лежащего в основе всей отечественной историографии, а затем такими его критиками и последователями, как Л. В. Черепнин, Д. С Лихачев, М. Х. Алешковский, М. Н. Тихомиров, Б. А. Рыбаков, А. Г. Кузьмин и многими другими историками, вопросы достоверности его сведений, в особенности ранних известий, охватывающих события IX-X вв., остаются до сих пор дискуссионными.

Причина тому — в двух обстоятельствах[5]:

— Первое из них заключается в том, что выводы Шахматова, во многих случаях весьма спорные и предположительные, представляются многим уже доказанными, почему они и не подвергаются проверке, пересмотру и дальнейшему исследованию;

— с другой стороны, большинство историков обращаются к ПВЛ в целом или к отдельным ее известиям с позиций того или иного конкретного вопроса, причем их внимание направлено, по большей части, на события второй половины XI или начала XII века. Что же касается предшествующего периода, то, за исключением вопроса о «крещении Руси» Владимиром и связанных с этим обстоятельств или вопроса о времени и целях поездки княгини Ольги в Константинополь, известия ПВЛ привлекаются обычно для иллюстрации и обоснования положения, выдвигаемого историком, но не как объект анализа.

Еще одна особенность источника – это то, что Повесть Временных лет, в первую очередь, представляет собой так называемую «официальную» (княжескую) точку зрения, к которой многие события и данные приводятся к своего рода «общему знаменателю» христианской средневековой историографии, что, естественно, отражается на общей тональности данных источника.

В целом, по настоящей части нашего изложения, можно привести следующие выводы:

— Повесть Временных Лет – это наиболее старый из дошедших до нас летописных сводов. Датируется двенадцатым веком. Был составлен в Киеве. Представляет собой комплекс источников – редакций и списков, которые имеют незначительные отклонения в списках, внесенных позднейшими переписчиками;

— наиболее фундаментальное исследование Повести временных лет было приведено академиком А. А. Шахматовым, труды которого представляют собой классическую точку зрения на источник. Последователи и оппоненты А. Шахматова неоднократно критиковали отдельные положения его исследований, однако не предлагали взамен какой-либо сопоставимой концепции;

— летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях;

— к особенностям изучаемого исторического источника, в первую очередь, относится дискуссионность данных, которые приводятся в данном источнике, а также то, что ПВЛ, в первую очередь, представляет собой так называемую «официальную» (княжескую) точку зрения, что, естественно, отражается на общей тональности данных источника.

Источниковедческий анализ ПВЛ

Перейдем к непосредственному источниковедческому анализу Повести временных лет. Первое что мы сделаем – приведем структуру и хронологию текста Повести временных лет.

То, что в настоящее время признается текстом Повести временных лет, состоит их недатированного «введения» и годовых статей разного объема, содержания и происхождения.

Эти статьи, как правило, имеют характер[6]:

— кратких заметок о том или ином событии;

— самостоятельной новеллы;

— части единого повествования, разнесенного по разным годам;

— повестей, присоединенных к заметке («Повесть о начале Печерского монастыря», присоединенная к заметке о поставлении Илариона митрополитом в 6559/1051 г.);

— статей и присоединенных к ней сообщениям о событиях, имевших место в данном календарном году.

Такая структура ПВЛ осложнена тем, что в ней достаточно явственно выступают более поздние сюжетные вставки, разрывающие уже имевшийся текст, или внутритекстовые вставки, дополнения и пояснения и просто рассказы о ранних событиях. Рассматриваемая структура, однако может быть сведена к двум типам повествования — собственно погодные записи и летописные рассказы.

Погодные записи содержат сообщения о событиях, тогда как летописные рассказы предлагают описания их. В летописном рассказе автор стремится изобразить событие, привести те или иные конкретные детали, воспроизвести диалоги действующих лиц, словом, помочь читателю представить происходящее, вызвать его на сопереживание[7].

Краткий обзор композиции «Повести временных лет» показывает сложность ее состава и разнообразие компонентов, как по происхождению, так и по жанровой принадлежности. В «Повесть», помимо кратких погодных записей, вошли и тексты документов, и пересказы фольклорных преданий, и сюжетные рассказы, и выдержки из памятников переводной литературы. Встречается в ней богословский трактат — «речь философа», житийный по своему характеру рассказ о Борисе и Глебе, и патериковые легенды о Киево-Печерских монахах, церковное похвальное слово Феодосию Печерскому и так далее.

Важно отметить, что абсолютное большинство статей ПВЛ написано десятки лет спустя после происходивших событий.

Структура комплекса источников, называемых Повесть временных лет.

Труды А. А. Шахматова и его последователей показали, что самой ПВЛ предшествовали более ранние своды летописей, в настоящее время утраченные. Согласно изысканиям академика – первоначальная редакция ПВЛ сейчас утрачена, а дошедшие до нас материалы представляют собой «доработанные» и «отредактированные» позднейшие версии[8].

Автор летописи – монах Киево-Печерского монастыря Нестор, который в настоящее время считается одним из первых известных русских летописцев. Отметим также, что имя автора присутствует не во всех сводах летописи. Наиболее значимое его упоминание находится в так называемом «Хлебниковском списке».

Важную роль, в анализе ПВЛ как исторического источника, как мы уже упоминали, провел А. А. Шахматов.

Воспользуемся некоторыми положениями его анализа.

Сопоставив все доступные ему списки летописей, А. А. Шахматов выявил разночтения и так называемые общие места, присущие летописям. Анализ обнаруженных разночтений, их классификация дали возможность выявить списки, имеющие совпадающие разночтения. Исследователь сгруппировал списки по редакциям, и выдвинуть ряд взаимодополняющих гипотез, объясняющих возникновение разночтений. Сопоставление гипотетических сводов позволило выявить ряд общих черт, присущих некоторым из них. Так были воссозданы предполагаемые исходные тексты. При этом оказалось, что многие фрагменты летописного изложения заимствовались из очень ранних сводов[9].

Таким образом, первая редакция ПВЛ считается в настоящее время утраченной. Вторая редакция присутствует в составе Лаврентьевской летописи (вторая половина XIV века), третья содержится в составе Ипатьевской летописи (Ипатьевский и Хлебниковский списки – XV-XVI век соответственно)[10].

Гносеологический анализ источника.

Повесть временных лет повествует о таких событиях, как происхождении славян, призвании варягов и образовании государства Русь. Предания, записанные в ней, представляют собой практически единственный летописный источник по формированию и принципам функционирования древнерусского государства в целом и по взаимоотношениям, правам и обязанностям таких институтов этого государства как дружина и князь.

Отметим, что все описания общественных отношений в период формирования древнерусского государства, сделанные на основе ПВЛ, носят опосредованный характер. У составителей сводов, естественно, не было прямой цели донести до потомков особенности социально-экономического развития страны в описываемый период. По этой причине большинство данных, извлекаемых из этого источника – косвенные.



Оставьте комментарий