Воспитание оккультных способностей

Самопознание и освобождение. Воспитание воли.

Над вратами храма огненными буквами написано следующее важное напоминание новичкам-адептам:

Желающий войти! Старайся сделаться гармоничным и очисти свое сердце. Только тот будет видеть, кто в своей душе носит мир. Кто же еще не решился стряхнуть с себя прах земли, да не осмелится войти внутрь; слепым, ведь, не нужен свет. Он сгорел бы при этом подобно моли, летящей на огонь!"

Подойти поближе, обладающий твердой волей, решившийся вырваться из оков ничтожной земной жизни и почувствовавший в себе стремление сделать наконец большой шаг вперед в деле своего нравственного развития; подойди поближе и взгляни в это зеркало!

Не отскочил ли ты назад, устрашившись! Или ты не увидел ничего?

Печально для тебя, если бы это имело место. Но лучше, если твое самолюбие стало тонким покровом так, что ты можешь отчетливо видеть сквозь него твое зеркальное изображение.

Теперь взгляни на него.

Там стоит твой двойник, но в ином, много лучшем просветленном виде. Это твое изображение в будущем. Здесь твое настоящее зеркальное изображение покажет тебе, что именно должен ты уничтожить и преодолеть, чтобы стать таким же, каково изображение твоего будущего. Не страшись жестокой борьбы, тебе предстоящей. Только первые нападения покажутся тебе жестокими и потребуют всей твоей силы, всего твоего мужества.

Привыкший к битвам и победам радуется своей битве, ставшей содержанием его жизни.

Иной заметит на своем зеркальном изображении чрезвычайно неприятное пятно, которое у одних меньше и слабее заметно, но у многих разрастается подобно большой плотной паутине. Это эгоизм, а более темные места этого пятна указывают нам на страсть к наслаждениям. Ученик, одушевленный горячим стремлением достигнуть звания помощника, должен энергично бороться со страстью к наслаждениям, самым главным его врагом.

Страсть к наслаждениям препятствует развитию гармонии, она ожесточает душу, омрачает любовь к ближним и сковывает тяжелыми цепями наши ноги, приковывает нас к грубой материи и омрачает наш взор настолько, что мы хорошо чувствуем себя и в грязи. Страсть к наслаждениям большой враг - тиран психического чувства, удерживаемого им в плену в угоду грубому обману: телесной жизни, цель которой так неправильно понимается большинством людей.

Наслаждение ослабляет, обессиливает, истощает и делает следовательно не энергичным; но жизнь состоит из борьбы, достижения и стремления вперед.

Наша душа облекается в грубый покров не для чувственных наслаждений, но последний должен служить средством для закаливания духовного существа в искушениях жизни.

Наш телесный призрачный мир в большинстве случаев не что иное, как сильнейшее массовое внушение, которому наш бессмертный дух должен поддаться ради нравственного прогресса, невозможного без грубой материи. Но во всяком случае несправедливо в высшей степени приписывать грубой материи слишком большое значение, как это делает современный наслаждающийся человек. Зачем привязываться так сильно к тленным радостям, если нам даны крылья, могущие унести нас в царство "истинного" блаженства?

Итак, учащийся с острым оружием, находящимся в его распоряжении, отважно нападет на этот бастион, препятствующий более высокому развитию его психического чувства, и победит этого упорного врага. Очень могущественными, опасными врагами всего человечества являются те, которые защищают этот бастион. В передних рядах стоит демон "алкоголь".

Под его когтями истекает кровью большая часть человеческого рода. О размерах опустошения, производимого среди людей алкоголем, может нам дать указания следующий статистический подсчет. Всего в Германии ежегодно бывает 30 000 случаев "Delirium'а". 180000 человек алкоголь приводит в уголовный суд, 47000 делается ежегодно предметом заботы домов попечения о бедных и по меньшей мере четвертая часть всех душевнобольных приходит в это достойное жалости состояние благодаря неумеренному потреблению алкоголя. Германия может гордиться, насчитывая приблизительно около 300 000 зарегистрированных пьяниц. Конечно, это следствие злоупотребления спиртными напитками, ибо алкоголь - яд и как таковой всегда вредит телу. Итак, кто советует нам потреблять это ядовитое вещество - наш враг, хотя бы он делал это при помощи научных громких слов.

Существуют ученые, которые описывают, напр., пиво, как "хлеб в жидком виде"; они расхвалили это "возбуждающее средство", как "незаменимое народное питательное вещество". Рассмотрим же это отличное питательное средство хоть раз повнимательнее.

Лучшего сорта пиво содержит:

  • 90 процентов воды,
  • 4 % алкоголя,
  • 4 % экстракта (конечно, не вполне безвредного),
  • 1 % сахара,
  • 0,60 % азотистых веществ и 0,40 % золы.

Вино содержит от 7 до 20 % алкоголя на 80-90 % воды и брантвейн 30-50 % алкоголя на 45-65 % воды. Итак, если вспомнить о том сильном подавляющем действии, которое производит алкоголь на аппетит, то не следует считать чудом то обстоятельство, что благодаря вышеуказанному почти не содержащему питательных веществ составу пива нужно выпивать ежедневно порядочное количество его, чтобы насытиться. Таким образом потребление переходит в злоупотребление.

Безнравственно поэтому содействовать каким бы то ни было образом наслаждению спиртными напитками. Соблазном возбуждаются похоти, пробуждаются и усиливаются низкие страсти. Как прав доктор Зондереггер, когда он говорит:

"Если закрыть половину трактиров, то закрылась бы половина больниц, сумасшедших домов, работных домов и тюрем".

Пьянство - один из опаснейших пороков. К сожалению, нельзя доказать статистически, что почти все мужчины в большей или меньшей степени подчинены страсти к выпивке, но это действительно правда, что подтверждает тот факт, что воздержанных людей очень мало. Достаточно обратить внимание на крестьянина или на рабочего в праздничный или воскресный день. Если они еще не валяются в грязи, то сильно навеселе, "под градусом" или, как принято выражаться в жалком старании оправдать порок, находятся в веселом настроении почти все. И это "веселое настроение", которое зачастую продолжается до следующего утра, у многих вошло в привычку.

Самые ужасные драмы наполовину, по крайней мере, зарождаются в таком "веселом настроении!" Как будто бы человек не может веселиться без потребления алкоголя?

Из этого можно видеть, как далеко мы отклонились от естественного образа жизни и как мы болеем душевно и телесно! Для того, чтобы развеселиться, мы должны отравлять нашу кровь ядовитыми напитками и возбуждать ее искусственно.

Для нас не должны иметь значения заявления зарегистрированных пьяниц, которых этот порок влечет мало-помалу к преступлениям или в сумасшедший дом; также ничто для нас люди высоких слоев общества, так называемый "цвет общества", которые в своих тщательно запертых апартаментах очень часто задают беспутные пиры до такой степени расточительные и продолжительные, что обессиленные опьянением падают на руки своих лакеев.

Мы не хотим говорить об этих животных, стоящих далеко ниже зверей, как и о тех якобы невинных пьяницах, которые ежедневно по привычке выпивают определенную порцию, а из порций этих составляется большое количество.

Для этих людей потребление алкоголя сделалось уже необходимостью и притом сознательной, так как для Удовлетворения жажды достаточно для нас воды. И эта необходимость потреблять алкоголь, следует лучше сказать, эта страсть - так как это уже страсть, если необходимо еще до завтрака выпить чарку водки: иначе чувствовали бы себя нехорошо, задерживает развитие всех астральных сил.

Итак, кто не решается преодолеть эту страсть, не добьется никакого результата. Конечно, вовсе не необходимо, чтобы учащийся сделался абсолютно воздержанным, хотя по мере того, как он идет вперед, он сам увидит при этом, что для него более достойно выпивать только такое количество, которое необходимо безусловно для поддержания организма и что все, что "более" в этом направлении - признак слабости воли.

Ученик, идущий вперед, ни в чем не должен поступать наперекор природе. Он будет бороться непоколебимо с неестественным влечением к алкоголю.

Учащийся сосредоточивает свою силу воли и говорит себе: "Я хочу мало-помалу отвыкнуть от потребления алкоголя. Я хорошо знаю, что спиртные напитки сильно возбуждают и даже раздражают меня и что самое умеренное потребление алкоголя влечет за собой сонливость и неудовольствие подобно всякому прегрешению против законов природы. Ни в коем случае я не могу позволить склонить меня к неумеренному потреблению алкоголя. Могу ли я, стремясь вперед и желая сделаться способным к высокому познанию, стать безрассудным подобно животному? О как мерзок, как безобразен человек в пьяном виде! Итак, я решился сократить мое обычное потребление алкоголя до такой степени, чтобы ежедневно выпивать не более 2 стаканов пива или вина и притом не сразу.

Позднее я хочу ограничиться одним стаканом и мало-помалу совершенно прекратить потребление алкоголя. От всех других спиртных напитков я твердо решил отказаться навсегда. Сверх того, по вечерам я не хочу более выпивать ни капли".

Отвыкать от потребления алкоголя необходимо только при совершенно слабой воле. Кто обладает воспитанной волей, сможет вышеуказанным способом освободиться от него постепенно.

Нужно принять за правило, по крайней мере за 3 часа до каждого упражнения, а также перед каждым применением высших астральных сил не потреблять алкоголя, иначе всякий успех сделается сомнительным.

Не следует лишаться мужества из боязни всеобщих предрассудков и насмешек ослепленных людей. Кто думает о великой цели, к которой он стремится, все преодолеет, как бы ни казалось оно сначала трудным и тяжелым, и найдет утешение в том факте, что даже в Германии - стране пива насчитывается уже около 60000 отъявленных анти алкоголиков.

Незаметная маленькая горсть людей против многих миллионов, лежащих у ног идола - алкоголя, это также может ободрить и внушить приятное сознание, что совесть еще не вполне утрачена в отечестве. Рука об руку с алкоголем противится всякому развитию астральных способностей и другой яд - никотин".

Как разрушительно действует этот яд на все проявления тонковещественного мира доказывает тот факт, что спиритические медиумы могут избавиться тотчас же от всякого воздействия из того мира - лишь только оно начинает становиться тягостным для них - в те именно часы, когда они мало курят. Под влиянием никотина они делаются совершенно неспособными служить посредниками для тонковещественного мира. Злоупотребление этим приятным возбуждающим средством, которое употребляет почти все человечество, ведет к тяжелым заболеваниям, при которых особенно страдает спинной и головной мозг и в не меньшей степени желудок.

По поводу курения можно привести также много доказательств в пользу того, что продолжительное потребление никотина равносильно медленному отравлению. Конечно, все курильщики утверждают, что наслаждение при курении - показатель их здоровья, так как, если они плохо себя чувствуют, то прежде всего их сигара или трубка теряет свой вкус. Следовательно, табак - полезен.

Мы не можем согласиться с подобной ложной аргументацией. Многие утверждают также, что они только благодаря курению работоспособны. Если они покурят, то чувствуют себя освеженными и способными к высокой умственной деятельности, фантазия их пробуждается, нервы возбуждаются и просыпаются уснувшие интеллектуальные способности.

Занятые умственным трудом заявляют в свою очередь, что они становятся способными преодолевать сопротивления, если они курят трубку или жуют табак. В таком случае они могут совершенно позабыть обо всех трудах и усилиях. Это искусственное возбуждение и подбадривание вовсе не нужно для тех, кто ведет естественный образ жизни. Здоровый организм не нуждается в искусственном ободрении.

Друзья и защитники алкоголя и никотина вовсе не думают, что оба эти яда ведут мало-помалу к упадку сил так, что они принуждены постоянно снова подновлять их нервную систему, ослабевшую вследствие продолжительного потребления таких возбуждающих средств. Но действие последних продолжается недолго, так как это прославленное искусственное возбуждение остается лишь на короткое время. Это по большей части - пустые отговорки, при помощи которых хотят скрыть от себя самих и от других истинную причину потребления этих ядов - любовь к наслаждениям. Соль возбуждает жажду и кто захочет утолить ее соленой водой, будет постоянно страдать от сильной жажды. Искусственное возбуждение при помощи алкоголя и никотина влечет скоро за собой глубокое, мучительное расслабление и утомление, которое может быть устранено только посредством нового употребления одного из этих ядов.

Почти все курильщики жалуются на расстройство нервов, боли в животе и плохое пищеварение, но никто не думает, что причиной всех этих страданий является их ребяческая привычка. Справедливо называть эту привычку ребяческой, так как она мало отличается от сосания пальцев маленькими детьми. Мы смеемся над ними и порицаем их за это, вовсе не думая, что мы также подвержены подобной слабости.

Маленькая трехлетняя дочь автора отучилась с некоторого времени от сосания большого пальца и так сильно радовалась победе над собой, что все и даже домашний врач рассказывали об ее маленьком геройском подвиге. Поступок ее тем более заслуживал уважения, что она отвыкла от своей привычки сразу из чувства гордости, так как ее сравнивали с грудным младенцем. Однажды, врач пришел с визитом и стал курить. Как только она заметила во рту врача сигару, тотчас же она стала перед ним и, вложив большой палец в рот, повторила все приемы курильщика. При этом она посмотрела на смущенного врача своими умными глазами так выразительно, как будто бы хотела ему сказать: "Стыдись! Я, маленькое существо, отвыкла от подобной безнравственной привычки, а ты, взрослый разумный человек, не способен к этому!" Хотя родители пытались немедленным удалением дитяти уменьшить смущение врача, однако стало заметно по молчанию до сих пор разговорчивого врача и по его скорому отъезду, что он чувствует себя пораженным этой наивной, но справедливой критикой дитя.

Отравление никотином выражается обыкновенно в ослаблении памяти, вялости мышления, отравлении крови и порче жизненных соков. Более ясно можно видеть последствия этого отравления на сигарных работниках и работницах. Большинство жалуется на притупление чувств, нервную раздражительность, легочные болезни, воспаление гортани и дыхательного горла, тяжелые желудочные страдания и расстройство пищеварения, болезни спинного мозга и глазные болезни.

Но и наружность их с первого взгляда говорит о страданиях их внутренних органов, приобретенных вследствие продолжительного вдыхания табачной пыли. Робкий, тусклый, безжизненный взгляд, желто-серое лицо, сутуловатость и худоба говорят достаточно ясно. Курение - совершенно ненужное, вредное наслаждение. Итак, воспитание оккультных сил требует полнейшего воздержания от потребления никотина и допускает или вернее терпит только умеренное потребление алкоголя. Постоянное употребление этих обоих ядовитых веществ влечет за собой частичный паралич некоторых нервов и этот паралич является непреодолимым препятствием обнаружению деятельности астральных сил.

Кто желает укрепить свою волю, должен выйти из младенческого состояния.

Итак, необходимо с особенной радостью отказаться от смешного безрассудства. Для ученика, стремящегося вперед, если только он курит, снова представляется здесь прекрасный случай начать битву с живущим в его теле Драконом. Если он прилежно занят своим развитием, то он продолжит сражение и одержит победу. Он сделал Уже большой шаг вперед, так как тот, кто умеет умерщвлять свои низкие страсти вместо того, чтобы им потворствовать, наверно, достигнет вершины.

Конечно, не всякий способен внезапно прекратить употребление табака; некоторые вызовут даже благодаря Внезапному отказу легкую реакцию в своем теле, которая заканчивается благотворно действующей болезнью, так как тело стремится к очищению от яда, как только оно замечает, что для него представляется возможность к этому.

Кто не обладает мужеством и силой, чтобы сразу сделаться свободным, пусть отвыкает от потребления табаку мало-помалу. Кто до сих пор выкуривал 5 сигар в день, тот заставляет себя в течение первого месяца выкуривать только 3, в следующем месяце - 2 и в третьем - только одну. К началу четвертого месяца он станет достаточно силен, чтобы отказаться и от последней. Но если это не под силу, то можно разрешить себе на второй или на третий день четвертого месяца выкуривать по одной сигаре; в течение пятого месяца необходимо во всяком случае совершенно отвыкнуть от курения.

Абсолютное запрещение потребления табаку распространяется, конечно, также и на жевание табаку и нюхание. Обе эти привычки затрудняют в равной степени развитие астральных сил.

Но и другие современные приятные возбуждающие средства: кофе и чай мы должны потреблять только в очень ограниченном количестве. Кофе по возможности не следует пить вовсе или очень редко, чай только очень слабый и ни в коем случае не ежедневно. Необходимо твердо придерживаться этих правил, так как оба яда: кофеин и теин не только затрудняют оккультные упражнения, но влияют даже при умеренном употреблении очень вредно на духовную жизнь.

Если мы хотим приобрести способности, описанные во втором отделе, то мы должны заботиться о высшей гармонии и душевном спокойствии. Возможно большая гармония учащегося является главным условием достижения благоприятных результатов.

Опыт говорит нам, что регулярное потребление кофе и чая раздражает нервы и в конце концов расстраивает их. Человек делается капризным, беспокойным и легко впадает в дисгармоническое душевное состояние, в котором он становится совершенно неспособным к воспитанию и применению астральных сил. Есть и еще одна страсть, могущая привести наше упражнение к отрицательному результату. Мы подразумеваем злоупотребление половой любовью. Удовлетворение половой потребности - естественная необходимость для обоих полов и если оно происходит не очень часто, то полезно даже для здоровья. Но как только не грешит неразумное человечество в этом направлении по отношению к себе самим и к грядущим поколениям! Конечно, наши острые, раздражающие, исключительно вкусовые питательные и возбуждающие средства побуждают к такой усиленной половой любви, что мы чувствуем, что все наше существо находится у нее в плену. Чувства и стремления, старания и борьба за существование большинства людей направлены в конце концов только к неумеренному удовлетворению их низких страстей, среди которых животная любовь занимает почетное место.

Цель половой любви - размножение рода. Природа не имела ничего иного в виду, когда заложила в нас эту потребность, которая, конечно, не должна бы иметь большего значения, чем все остальные функции человеческого организма. Удовлетворение этой потребности, сопровождаемое упоением чувств, только средство, а не цель, все равно, как очаровательные оттенки цветов и их чудесный запах - только средство приманки, при помощи которой цветущие растения привлекают насекомых, чтобы они выполнили свою роль переноса семян и за это были бы вознаграждены цветочной пылью, медом и пропитанием.

Человечество считает средство целью. Услаждение чувств принимается за цель, а на связанное с ним размножение смотрят как на ненужное обременение. Ввиду подобного непонимания намерений матери - природы нет ничего удивительного в том, что этот простой животной функцией постоянно злоупотребляли. Старики в юношеском возрасте - в порядке вещей. Безнравственный образ жизни женщин - в значительной степени причина того, что человечество дегенерирует все более и более.

Чрезвычайно печально, что оставшаяся без руководства молодежь обоего пола в ее необузданном стремлений к наслаждениям ослабела и истощилась до такой степени, что перестали порицать то обстоятельство, что современный брак считается только продолжением этого безнравственного образа жизни. В обществе, к сожалению, знают очень мало о том, как неумеренно и безумно предаются в браке удовлетворению половой страсти. Одни благодаря влечению, другие по привычке.

Бывают супруги, которые только с небольшими перерывами в течение 10-15 лет почти каждую ночь отдаются половому возбуждению. Как сильно от этого страдает тело и душа, никому до этого нет дела. Если при заключении брака дается полная свобода безграничному удовлетворению половой потребности, то все же не следует оставлять без внимания требовании рассудка.

Не нужно удивляться, если у детей, прижитых такими безрассудными родителями, неестественно сильно развивается половая потребность и влечет их к половым излишествам. Слишком частое удовлетворение половой потребности должно быть также осуждено с точки зрения оккультных наук, так как тело теряет при этом большое количество "ода". Всякое половое раздражение вызывает сильное одическое излучение.

При удовлетворении половой потребности теряют изрядное количество этого жизненного элемента, о свойствах коего мы поговорим подробнее в другом месте.

"Од" - психическое основание деятельности оккультных сил. Следовательно, кто вследствие полового акта лишился большого количества "ода", тот не может рассчитывать на успех, если он пожелал бы упражнять или применять астральные способности; он должен выждать по меньшей мере один день, пока в его теле не восстановится снова потребного количества "ода".

Конечно, совершенно неспособным к развитию оккультных сил делается тот, кто благоговеет (в половом отношении) перед современным безнравственным миросозерцанием, т. е. стремится вполне и совершенно "прожечь" свою жизнь.

Из позднейших глав мы узнаем сверх того, что "од" - носитель жизненной энергии, что при его содействии человеку передаются всевозможные душевные и телесные свойства.

При каждом половом сношении происходит смешение излучающегося ода и через это один человек передает другому некоторые психические и физические свойства. Подобный процесс является для супругов причиною известного обстоятельства, заключающегося в том, что они со временем становятся похожи друг на друга телом и душой. Один супруг перенимает у другого часть его склонностей, способностей, душевных свойств и телесных особенностей и, в свою очередь, одаряет другого супруга отчасти личными свойствами.

Может даже случиться, что оба супруга с годами с внешней стороны уподобятся друг другу, т. е., сделаются чрезвычайно похожими друг на друга. Это смешение "одов", происходящее отчасти вследствие непосредственного телесного соприкосновения, а также благодаря объятиям имеет в некотором отношении и свою хорошую сторону.

Благоразумные супруги, стремящиеся к дальнейшему развитию, могут воспользоваться, напр., этим процессом для облегчения взаимного нравственного усовершенствования. Но это смешение "одов" может сделаться опасным для тех, которые привыкли искать разнообразия в половом отношении.

Если бы эти люди могли знать, что они заимствовали уже вследствие полового сношения с разными лицами странные привычки, дурные стремления, пороки и телесные страдания!

Чем сильнее страсть, тем сильнее выделяется "од", и при сильном половом возбуждении человек уже благодаря одному только смешению "одов" может перенять, стремясь к наслаждению, дурные инстинкты, вовсе не догадываясь об этом.

Внезапно он почувствует влечение к стремлениям и поступкам, совершенно не соответствующим его прежним мыслям и чувствам. Напрасно он будет спрашивать себя, откуда появились эти дурные стремления, от которых раньше он чувствовал себя совершенно свободным.

В супружеской жизни, рассматриваемой с точки зрения "ода", слишком частое удовлетворение половой потребности вредно, так как, если один из супругов, напр., обладает очень не гармонической натурой, а другой наделен слабой, еще не развитой волей, то последний неспособен защищаться, по крайней мере в течение продолжительного времени, от дисгармонии другой стороны тем более что ему не остается времени для этого вследствие имеющей место, может быть, каждую ночь передачи дисгармонического всепроникающего "ода".

В таком случае может произойти, что бывший до сих пор более гармоничным, обладающий более слабой волей супруг мало-помалу сам приобретет склонность к дисгармонии. К счастью, подобные психические дефекты нелегко передаются другой душе, следовательно, подобное воспринятое свойство может только повлиять на физическую сторону другого супруга и может остаться почти на всю его жизнь к муке несчастного создания, если последнему не удастся приобрести большой силы воли, при помощи которой он легко сможет преодолеть навязанную ему дисгармонию.

Подобные супруги должны решаться на половой акт только в том случае, если сторона, одержимая склонностью к дисгармонии, чувствует себя столь гармоничной и спокойной, как это только позволяет его натура. Но из заботливости о невинной стороне не следует ни в коем случае решаться на половое сношение, если чувствуют себя разгневанным, возбужденным или беспокойным. Из дальнейшего мы узнаем, что такое - гармония и дисгармония, и как сильно влияют они на человека.

Абсолютное душевное спокойствие, наилучший образ мыслей и полнейшее расположение к другой стороне должны быть для каждого, стремящегося вперед, непременными условиями, при которых допускается удовлетворение своей половой потребности.

При этом необходимо обратить серьезное внимание на то, что может произойти зачатие и по закону смешения "одов" минутное душевное настроение передается также и зарождающемуся существу. Если супруги желают облегчить друг другу этическое развитие и одна сторона чувствует себя наделенной более сильной волей и более высокой нравственностью, то они должны прибегать к содействию смешения "одов" преимущественно. Утром, если тело совершенно отдохнуло, приблизительно за час до того, как вставать с постели, оба супруга ложатся друг подле друга с полнейшей любовью, причем стараются как можно теснее прижаться друг другу. В таком положении они остаются в течение целого часа совершенно спокойно и, собрав всю силу воли, преодолевают все чувственные желания. Если бы они почувствовали, что страсть пересиливает их, то они должны тотчас же прервать опыт и отодвинуться друг от друга. Они должны безусловно преодолевать всякое искушение и сопротивляться мужественно немедленному удовлетворению их страсти.

На следующее утро повторяют опыт и т. д. каждый день до тех пор, пока он не удастся, т. е., до тех пор, пока не будут в состоянии без малейшего чувственного побуждения, без всяких чувственных мыслей или желаний пребывать назначенное время спокойным, прижавшись к теплому телу супруги или супруга. Не следует думать, что нужно свое воздержание, если оно хоть раз было удачно выполнено, вознаграждать в конце опыта чувственным наслаждением.

Это было бы совершенно неправильно и парализовало бы все влияние, заключающееся в том, что более сильная и более высокая в нравственном отношении сторона передает свои лучшие качества менее развитой нравственно стороне, способствуя более легкому усовершенствованию последней, причем они вызывают в ней соответственные благодетельные стремления в то время как некоторое количество ее дурных свойств передается в свою очередь другому супругу. В зависимости от силы его воли, обусловливающей более высокую ступень нравственного развития, последний усвоит очень скоро переданный од. Он достигнет этого, приложив немного труда.

По истечении одного или двух месяцев менее нравственная сторона испытает благотворное влияние этого упражнения, которое, очевидно, очень трудно. Затем выполняют его в течение еще одного месяца, чтобы после этого приступить к новому упражнению. Продолжительность этого упражнения до полного его прекращения вполне зависит от индивидуальных свойств упражняющихся; здесь невозможно, вообще, установить одну общую норму. Супруги сами изберут наилучшее распределение времени, так как только они могут судить, достигла ли уже одна сторона нравственной высоты, на которой стоит другая сторона. Только не следует забывать в интересах более энергичного супруга прерывать упражнения на один месяц, что должно иметь место после каждого 6 или 8 месячного периода упражнений.

Упражнение может быть сильно облегчено благодаря отвлечению мыслей, которого можно добиться, разговаривая о высоких и благородных идеях, о возвышенных представлениях и о нравственном прогрессе равно, как о призвании всего человечества; Само собой разумеется, что выполнение полового акта допускается, но он должен иметь место только вечером и до этого акта равно, как и после не следует упоминать об утренних упражнениях и даже не думать о них.

Кроме бесстрастного смешения одов, это упражнение чрезвычайно полезно также для развития силы воли. От этой силы воли зависит все нравственное развитие. Упрямый, эгоистичный человек, преданный наслаждениям, на самом деле не имеет никакой воли. Он - безвольный раб чувства и низких страстей.

"Проявлять свою волю, значит - быть господином над своим телом, значит - сделаться совершенно независимым от его похотей и вожделений".

Честолюбивые, алчные, чувственные, гневливые и все, которых можно было бы назвать несчастными людьми, мучимы, притесняемы и терзаемы их собственными страстями.

Можно подумать, что честолюбивый желает быть честолюбивым, алчный - алчным, чувственный - чувственным, т. е., говоря иначе, каждый из них обладает сильной волей, направленной в дурную сторону. Но это только так кажется. На самом деле существует только одна воля, выражающаяся в стремлении к добру, познанию и всеобъемлющей любви, т. е. в стремлении к истинному прогрессу, все остальное - удел слабости.

Алчный не может поступать иначе, хотя он знает, что он нарушает заповедь любви к ближнему; гневливый не способен подавлять свой гнев, а убийца убивает свою жертву, хотя он прекрасно знает, что рано или поздно его накажет карающая десница правосудия, хотя он ежедневно наблюдает это. Чувственный должен предаваться чувственности, несмотря на его сознание, что он обижает, позорит и даже развращает многих из его ближних.

В часы неизбежного пробуждения совести у большинства появляется нечто вроде жалости к их жертвам и мучительное сознание вины причиняет им душевные страданья, но как только раскаяние ослабеет, они вновь принимаются за прежнее. Все подобные люди не могут сопротивляться своим страстям, так как они не обладают волей, их мнимая воля - только неограниченное господство их страстей.

Эти страсти исчезают, если истинная воля - она живет в душе каждого человека, но только в скрытом состоянии - пробудилась и благодаря целесообразным упражнениям стала сильной и могучей.

Сильнейшая человеческая страсть - услаждение чувств, сверх того, она - наилучший пробный камень, ибо главнейшая задача ученика, стремящегося к званию жреца, заключается в том, чтобы закалить и изощрять свою волю.

Кто сознает, что он еще не безусловно господствует над своей плотью, пусть не уклоняется малодушно от битвы, но отыскивает своего врага, высматривает слабые места и укрепляется подле них возможно основательнее. Не уступать боязливо сладострастью, но упорно грозить ему!

Постоянное воздержание укрепляет, вообще, и делает независимым от тела. Чем чаще говорят по адресу последнего: "я не хочу", тем сильнее делается воля, а душа торжествует.

Для победы над чрезвычайно сильной чувственностью не нужно удаляться в пустыню. Вспомним роман Георга Эберса "Homo sum". Высшее искусство адепта в том состоит, чтобы среди шума жизни отрицать последнюю. Так, напр., возможно на картинах чувственного характера или, смотря на обнаженное тело представителя другого пола, закаливать свою волю. Эротическая литература может также наилучшим образом служить для этой цели.

Кто хочет дисциплинировать свою волю, должен обладать полным господством над своей фантазией и над своим телом в чувственном отношении.

Эротическая книга не может возбуждать нас более, пикантная картинка должна оставить нас холодными и обнаженное тело представителя другого пола не может воздействовать на наши чувства, если мы этого не желаем. И чем чаще мы не желаем этого, тем прекраснее будут результаты наших упражнений и тем сильнее будут проявляться вовне астральные способности.

Только путем продолжительных упражнений, громадной бдительности и чрезвычайной строгости к самому себе возможно довести себя до того, что даже сильнейшее искушение застает нас спокойными, твердыми и непоколебимыми.

Из этого вовсе не следует, что от ученика требуется абсолютное отрицание жизни. Он должен только избегать всякой страсти; он не должен искать наслаждений, но позволять себе удовлетворение естественной потребности только с мудрейшей воздержанностью. Едва только он вступит на путь познания, он сразу почувствует себя освобожденным от многого, что раньше казалось ему необходимым и что затем делается ненужным балластом. Пусть ученик помнит твердо все время, что его телесное существование должно служить не получению наслаждений, но преодолению страстей, в этом - цель его воплощения, и кто вполне достигает этой цели, может освободиться навсегда от несчастной земной инкарнации.

Телесные удовольствия подобны тяжелым цепям, которые приковывают к земле не вполне развитых духовно существ. В телесных наслаждениях особенно сильно проявляется громадное себялюбие и поэтому стремящийся вперед ученик должен в особенности с ними бороться. Кто хочет смотреть вверх, должен научиться понимать и чувствовать всеобъемлющую великую любовь; ту любовь, которая свободна от эгоистического стремления к обладанию, которая не зависит от красоты телесных форм и от страсти; ту любовь, которая соединяет нас со всей вселенной и с Божеством.

Многим вспомнится здесь известное изречение Библии: "Дух бодр, плоть же немощна". Но здесь таится некоторое противоречие. Бодрый дух не может обитать в немощном теле. Слабость тела указывает также на слабость и робость духа.

Дух - непреоборим в его стремлении к свету. Он обладает теперь твердой волей и ему легко будет укрепить слабое тело, ибо тело это становится подвластно его воле, лишь только он сумел ею воспользоваться. Тело - некоторым образом подобие духа. Тело это - воск в руках духа и от его воли зависит форма, которую он придаст телу. Мы уже знаем средство, при помощи которого мы можем облегчить духу, порывающемуся к свету, его работу. Воск делается через это более мягким, податливым и способным к формовке.

Если мы возвратимся к разумному образу жизни и этим очистим нашу кровь, успокоим и укрепим наши расстроенные нервы; если мы перестанем утомлять наше тело (3 или 4 раза в день) животными похотями; если, наконец, мы будем предохранять весь организм от всех возбуждающих ядовитых веществ, то мы сделаемся более податливыми и более подготовленными для работы духа. Итак, возвратимся на лоно природы!

Вместо алкоголя и других ядовитых напитков - здоровая вода, вместо мясной - растительная пища и вместо табачного чада - чистый воздух. Именно так должен жить человек!


jAntivirus