Важность внимания в магии







Нельзя в достаточной мере подчеркнуть всю важность того явления, которое называем “вниманием”. Его следует культивировать всеми возможными способами.

Л. В. Роджерс.

Что бы вы ни делали, великое ли дело, или пустяк, это необходимо делать, устремив на него всё внимание. Внимание к исполняемой работе есть не только первый шаг к успеху именно в данной работе, но есть также движение вперед по пути настоящего оккультного развития. Изучение какого-либо предмета в течение получаса с неослабным вниманием в результате даст больше, нежели сидение над ним в течение половины дня с умом, блуждающим по сторонам. И пока мы быстро набираемся знаний, работая с упорно сосредоточенным вниманием, мы достигаем кое-чего и больше этого. Мы приводим ум наш в такое состояние, которого он обязан достигнуть прежде, чем будет заметен хоть какой-нибудь успех на путях оккультизма.

Процесс обычной умственной работы у большинства людей напоминает собой то, как играет котеночек. Вот он прыгает за висящей веревочкой, вот ловит перышко, вот бросился за мухой, потом скачет в другую комнату и мечется от одного предмета к другому, и всё это только потому, что у него в жизни нет ничего посерьезнее. То же происходит и с блуждающими умами. Блуждающий ум занимает время тысячью пустячных дум, которые, если их собрать в одно целое, равняются просто ничему. Он предается мечтаниям обо всём вообще и ни о чём в особенности, бросается в воспоминание о недавнем разговоре, перепрыгивает на поездку, бывшую с неделю тому назад, балуется с пришедшим на память замечанием приятеля, пугается, что у него еще осталась вот такая-то неисполненная обязанность, тут же забывает об этом, потому что мимо окошка кто-то проехал, и, наконец, перекидывается на какой-нибудь совершенно новый круг такой же беспечной деятельности, лишенной как связи с предыдущими мыслями, так и вообще какой-либо цели или порядка.

Подобное состояние ума относится к тому периоду нашего существования, когда у нас не было знания о назначении жизни. Это состояние уже не подобает изучающему теософию, и он должен, не теряя времени, приступить к серьезной работе над тем, чтобы освободиться от столь вредной привычки. Один из хороших для сего способов — это стараться упорно держать ум на исполняемой работе, будь то чтение, разговор, слушание или выполнение какой-либо несложной обязанности. А если вы хотите провести время или вообще дать отдохнуть вниманию, то устремите ум всецело на это и совершенно не позволяйте ему касаться работы, которую вы временно приостановили.

Внимание — это самый сок оккультного процесса. Невозможно представить себе, чтобы кто-нибудь вдруг преуспел в оккультизме, не обладая способностью внимания. А выработать последнюю до такой степени, когда она начнет проявлять свое действие, можно лишь тем, что приучать внимание всецело удерживаться постоянно на всех встречающихся нам мелких делах, пока это не претворится в глубоко укоренившуюся привычку. Разве не внимание служит фундаментом всему оккультному развитию?

Возьмите, например, телепатию, с которой большинству приходится более или менее иметь дело. Вы только что хотите что-нибудь сказать, как уже ваш товарищ произносит это за вас. Вы решили подвинуть стул или открыть окно, но не успели еще встать, как ваш сосед обращается к вам с просьбой сделать именно это самое. Вы не думали целую неделю, что вам нужно купить вот такую-то вещь, когда вдруг вы вспоминаете о ней, но прежде, чем вы успели выразить эту мысль в словах, ваш товарищ уже несет вам эту вещь. Часто случается, что люди в один голос произносят те же слова. Очень часто бывает, что вы точно знаете, что известное лицо сейчас хочет сказать, прежде нежели оно выполнит это. Это бывает, когда ум не тревожат другие мысли или вещи. Мы не можем представить себе человека, который был бы в состоянии уловить чужую мысль в то время, как собственный его ум галопирует от одного постороннего предмета к другому. Как мы можем узнать, что другой думает, когда плохо понимаем даже, что он говорит? Но мы вполне можем представить себе, что телепатия разовьется при напряженном и сочувственном внимании. Мы вполне можем себе представить, что кто-нибудь внимательно слушает другого, и, притом, настолько внимательно, что совершенно попадает в ход его мышления и узнает его идеи прежде, чем тот успеет их выразить словами. Такое концентрированное внимание обязательно вырабатывает сенситивность.

Очень хорошим упражнением внимания является вслушивание в то, что говорит другой. Можно заставить себя вникнуть в каждую мысль оратора; и если, как это часто бывает, идеи немногочисленны, то обратить крайнее внимание на всё, что говорится, давая себе в уме полный отчет о тезисах автора, по мере того, как таковые высказываются, и не упуская ничего из сказанного. Собственное согласие или несогласие с оратором не должно влиять на напряженность внимания. Во всяком случае, ум должен быть неуклонно прикован к произносимой речи, настолько неуклонно и постоянно, чтобы другим мыслям совершенно некогда было навязаться.

Если идеи высказываются оратором со слишком большою медлительностью, чтобы ум мог быть ими всецело занят, то можно занять его работой пересмотра уже сказанного до того времени, или даже угадыванием, что вероятно будет еще сказано, но во всяком случае ум должен быть со всем возможным упорством занят оратором и предметом его речи. Вниманию нельзя допускать ослабнуть ни на минуту с того момента, пока он ее не закончит. Внимание должно быть абсолютным. Если кто-нибудь входит или выходит, не смотрите на это. Старайтесь не видеть никого кроме оратора и не слышать ничего, кроме его речи, пока она не кончится. Если это и покажется вначале утомительным, то нет надобности обязательно напрягать внимание в течение всей лекции или проповеди. Но на то время, которое вы себе назначите, внимание должно быть сосредоточено неукоснительно, и если речь хороша, то этим способом вы от нее больше хорошего получите. Если речь такова, что она вас возмущает, то вследствие этого способа она утратит большую часть — если не всю — своей для вас неприятности, потому что когда ум сосредотачивается на ней и занят ее критикой, то время тянется не так долго и идет незаметно. Верный способ сократить длину (кажущуюся) всякой речи — это сосредоточить свое внимание на ней.








jAntivirus