Роль символизма в ритуалах







Символизм управляет предметным опытом человека. Вся деятельность его жизни выражается как аллегория скрытой причины.

Э. Кришнамачарья

Эта причина (которая и есть творческое стремление самого внутреннего сознания) скрыта в сотворённом состоянии окружающих человека вещей. Потому всякое предметное явление творения для ритуалиста прямо или косвенно будет служить символом, скрывающим истину в самой её природе. Субъектная истина скрыта в каждой вещи через представляемую ею ценность и открывается деятельностью живого существа, работающей как аллегория.

Таким образом, каждое событие, случающееся на физическом плане — это аллегория истины. Исторические события и циклы эволюции также служат аллегориями истины, скрытой в субъектной стороне человека. Каждое живое существо — это наблюдатель, образующий свой собственный центр со своим горизонтом, который служит окружностью, а остальной предметный мир заключён между ними. Вот почему символ круга с отмеченным центром стал древнейшим символом поклонения во всех ритуалистических религиях. Вопрос и ответ о мистической архитектуре великолепия вечно раскрывающейся птицы (Супарна), центр которой везде, а окружность нигде, мы находим в Риг Веде. "Спрашиваю: где центр мироздания?"

Ответ: "здесь центр мироздания". Под "здесь" подразумевается сознание созданного существа. У каждого создания есть свой центр и свой горизонт, очерчивающий окружность. Центр и окружность здесь — лишь два конца циркуля, движущиеся друг относительно друга. Неподвижная точка — это центр, а подвижная — окружность. Следует помнить, что эти две точки всегда взаимозаменяемы. Они скрыты двумя рейками угольника — это предметное великолепие творения, образующее ум и материю. Потому угольник, скрытый в двух концах циркуля, образует начальный символ всякого ритуалиста, вступающего в жизнь в качестве "принятого ученика".

Всё пространство само для себя — это неограниченная субъектность, но для наблюдателя это шар. Кажущаяся заря предметной вселенной — фактически заря для наблюдателя. Потому восход как символ — это подменный секрет, в то время как заря самого наблюдателя — секрет подлинный. Аналогично и восход и заход солнца для набюлюдателя зависят от его положения и кругозора. По этой причине многие ритуалы включают в себя в качестве ведущих человека дэв символические Восток и Запад (эти два символа на космическом плане называются Митра и Варуна, Ашвинами (Близнецами) — на плане проявления, восходом и закатом — на солнечном плане, началом и концом дня — на земном плане, и пробуждением и сном (рождением и смертью) — на плане антропоморфическом.

Весь день берётся за образец для ритуала. Символическое путешествие Солнца вокруг ежедневно обращающейся Земли рассматривается как путь развивающейся души. Верхняя половина круга называется золотой чашей, а нижняя — серебряной. Золотое здесь означает солнечное, а серебряное — лунное, что будет более полно объяснено позже. Две эти чаши содержат сок опыта человека, который называется в Ведах сома. В то время как человек на Земле движется с запада на восток, Солнце, как кажется, идёт с востока на запад. Поэтому поиск истины описывается как путешествие человека с запада на восток в поисках света. Верхняя половина круга представляет сторону сознания человека, связанную с просветлением, в то время как нижняя представляет ту сторону, что погружена в землю (подсознательные и надсознательные планы человека). Восходящий путь человека с запада на восток — это символ, представляющий то обучение, при котором он совершенствуется на познанных уровнях, тогда как его путешествие с востока на запад вместе с низшим я представляет его нисхождение к скрытым сокровищам. Таковы вкратце символы ритуалиста. Из этого можно узнать, что символизм истинного ритуалиста не включает каких-либо символов, созданных человеком, подобных письменности любого языка.

Такие символы никогда не универсальны и ограничены группой людей, у которых общее понимание. Универсальные же символы образуют язык богов, который предстоит расшифровать человеку. Они — архетипы явлений вселенной, и они дают человеку наставления через "вселенский алфавит". Этот алфавит включает число, образ, звук, цвет, запах, вкус, осязание и мысль человека. Все они существуют как скрытые свойства (садхьи) и открываются наблюдателю (когда проявляются как сиддхи).

В обоих этих состояниях они существуют в виде творческих разумов (дэв). Они составляют первичный алфавит ритуалиста и помогают ему достичь священнодейственного соответствия, нужного для осознания самого себя в окружающем. Тот принцип, что связывает человека с его зарёй и сумерками, образует его радиус, а также диаметр его объектного круга. Соотношение тогда вырабатывается в форме процесса осознания (которое и есть его эволюция от атома до человека). Выражается это числовым соотношением, именуемым "пи". Потому ритуалисты чтят "пи" как вселенское сознание, входящее в человека. Оно представлено также глифом, обозначающим двуногое существо (человека), несущее на своих плечах мудрость. Мы можем обнаружить, что подобно этому все ритуальные символы человека имеют доисторическое происхождение и представляют кульминацию какой-либо ветви сформулированной мудрости.

История эволюции пространства в солнечную систему, а атома — в человека, это и есть те две великие драмы, или мистерии, что разыгрываются ритуалистом в его утончённых ритуальных пьесах. Даже те сюжеты, которые преимущественно историчны, представляются в полном соответствии явлениям вселенной. Они находят своё место в периодических явлениях, случающихся в природе, и заключены в книгах, называемых Пуранами.

Нам же остаётся ознакомиться с природой упомянутых символов, и многие из них будут раскрыты в этой книге. Если книги, подобные Пуранам, изучать только в их литературном и историческом аспектах, такое изучение будет лишь частичным и не сможет открыть того, что намеревались вложить в них авторы, которые были великими риши.








jAntivirus